Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДЕЙ ЭДЕССКИЙ [Авдий, Удо; сир.  , греч. Αδαας] († ок. 372), основатель секты авдиан (или антропоморфитов). После Всел. I Собора в Никее (325) архидиакон из Эдессы А. Э., не признавший соборных решений по вопросу о дне празднования Пасхи, вместе со своими единомышленниками откололся от Церкви, создав характерную своей крайне ригористической аскетикой монашескую секту. Позднее А. Э. самовольно провозгласил себя «епископом»; деятельность секты была ограничена обл. Сирии и Месопотамии. Есть сведения, что еще при имп. Константине Великом он был сослан в провинцию Скифия , где до самой смерти ревностно распространял христианство среди готов. Основанная им секта вскоре исчезла, хотя свидетельства о ней сохранялись до V в. Ее деятельность подробно описана в «Панарионе» свт. Епифания . А. Э. был автором неск. апокрифических «апокалипсисов», имевших внутри его секты статус «священного писания». В этих текстах заметно влияние гностицизма и астрологии, сближающее их с сочинениями Бардесана Эдесского. Нек-рые ученые считают А. Э. создателем особой гностической системы, сочетавшей в себе дуализм с учением о телесности и даже антропоморфности Бога, о чем свидетельствуют фрагменты его трудов (в целом утраченных), сохранившиеся у несторианского ересиолога IX в. Феодора бар Кевани (Liber scholiorum. II 219-220). Существует даже гипотеза (недостаточно, впрочем, обоснованная), согласно к-рой вульгарно-антропоморфные воззрения А. Э. оказали влияние на определенные круги в среде егип. монашества. Ист.: Феодорит. Церк. ист. IV 10; Theodoretus. Haer. fab. comp. IV 11; Сократ. Церк. ист. V 23; Епифаний. Панарион. 70; Ефрем Сирин. Против ересей. 24; Augustinus. De hacresibus. 50; Agapius Mabbugensis. Hist. T. 2. P. 106 sq. Лит.: ПБЭ. Т. 1. С. 127; Baumstark. Geschichte. S. 15-16; R é gnier A. Audée//DHGE. T. 5. Col. 299-300; Schmidt K. D. Die Bekehrung der Germanen zum Christentum. Gött., 1939. Bd. 1. S. 228 f.; Jarry J. Une semi-héresie syro-égyptienne, l " audianisme//Bull. de l " inst. franç. d " archéologie orientale. Cairo, 1965. T. 63. P. 169-195. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62656.html

T. 6. Fasc. 5. Col. 658-702; лат. пер. взят с незначительными изменениями из: ActaSS. Ian. 1683. T. 1. P. 1018-1029; ЖСв. Июль. С. 48-67), написанное вскоре после смерти преподобного, по всей видимости, его учеником ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. T. 3. C. 252), представляет особый интерес с т. зр. возможной связи между мессалианством и исихазмом (анализ Жития см.: Дунаев. 2015. С. 138-140). Важные сведения о доктрине М. содержатся в «Церковной истории» (CPG, N 6222) и в «Краткой истории еретических вымыслов» (Αιρετικς κακομυθας πιτομ; Haereticarum fabularum compendium; CPG, N 6223) Феодорита, еп. Кирского; эти сведения не зависят от сообщений свт. Епифания Кипрского. После повествования о борьбе православных и ариан в правление имп. Валента (364-378) Феодорит Кирский приводит в «Церковной истории» материал о ересях, не имевших отношения к арианским спорам: авдианах, или антропоморфитах (см. ст. Авдей Эдесский ), и о М. Главу о мессалианстве можно разделить на неск. частей: 1) объяснение названий «мессалиане» (Феодорит приводит также его греч. эквивалент) и «энтузиасты»; 2) общие сведения о доктрине и практике М. (отказ от физического труда, восприятие своих снов в качестве пророческих, индифферентное отношение к церковным таинствам, в т. ч. к Евхаристии ), а также список из 5 лидеров ереси; 3) описание мер против мессалианства, предпринятых св. Литоием, еп. Мелитины (ныне Малатья, Турция), и свт. Амфилохием , еп. Иконийским (373/4 - после 394); 4) история осуждения свт. Флавианом большого числа М. во главе с Адельфием; осуждению предшествовал созыв в Антиохии большой группы монахов (данный фрагмент также содержит изложение мессалианского отношения к молитве и таинствам, которое было вложено Феодоритом Кирским в уста Адельфия, см.: Theodoret. Hist. eccl. 4. 11 ( Kmosko. 1926. Col. CXC- CXCVII; GCSNF. Bd. 5. S. 229-231)). Материал, содержащийся в «Краткой истории еретических вымыслов», совпадает с изложенным выше лишь частично и может быть разделен на следующие смысловые части: 1) объяснение термина «мессалиане» и его греч.

http://pravenc.ru/text/мессалиан.html

§ 21. Айталаха Был епископом Эдесским (324/5–345/6), и в таковом качестве присутствовал на Никейском Соборе (ср. соч. «Имена епископов», «Nomina episcoporum»). В древнейшей армянской версии, которая, как кажется, была составлена в середине V в., присутствует послание Айталахи, утраченное в сирийском оригинале, «к христианам в области персов о вере». Его подлинность признаётся всеми. После краткого изложения того, что произошло на Никейском Соборе, где император Константин исповедал христианскую веру, он передает символ веры , который в своих выражениях сильно отличается от подлинного Символа. Более того, присутствуют формулировки «три Лица одновременно имеют одну и ту же сущность и природу», «три Лица единосущные», которые скорее относятся к постникейскому богословию. Стало быть, здесь предлагается ряд православных тезисов о Троице, среди которых присутствует и ясное утверждение о Божестве Святого Духа. Затем дается ссылка на постановление о дне празднования Пасхи. После этого посредством привлечения многочисленных цитат из Писания освещается тема воплощения и вопросы о соотношении Христа с другими Лицами Троицы. И наконец, речь идет о природе ангелов и демонов и делается вывод, что «ничто не является по природе добрым или злым». Все это, как представляется, написано против гностиков. Издание древней армянской версии. Thorossian J. Venetiis, 1942 (с лат. переводом). Исследование. Thorossian J. Bazmavep, 1911. P. 555−567, (по армянски). § 22. Удо Удо, называемый греками Авдей, был архидиаконом Эдесским во время Никейского Собора (325). Отойдя от Церкви из-за предписаний относительно дня Пасхи, он основал секту авдиан. О нем сообщается, что он сочинил несколько апокрифических апокалипсисов, изобиловавших гнозисом и астрологией, как об этом можно судить на основании малочисленных отрывков и свидетельства древних историков. Об Удо рассказывает Ефрем (Adversus haereses, 24), Феодорит (Historia Ecclesiastica, 4. 10; Haereticarum fabularum Compendium, 4. 9), Сократ (Historia Ecclesiastica, 5. 23), Епифаний (Panarion, 70), Феодор бар Кони (Lib. Schol., 2. P. 319−320). Краткие цитаты из Удо встречаются в указанном сочинении Феодора бар Кони.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Ин.6:53,10:9,11:25–26,15:4–6 ; Мк.16:16 ; Кол.1:13–14 ). Такая печальная участь постигает одинаково и взрослых, и младенцев. – Что вы говорите? – возмутился Авдей. Да дети и без крещения подучают благодать Божию. Получили же её спутники Корнилия до водного погружения?.. Я обратил внимание слушателей на взаимное противоречие сектантов. Раньше Поликарп настойчиво утверждал, что младенцы не способны принимать благодать Божию: они бесчувственны будто бы, как кусок мяса. Теперь Авдей отвергает эту опровергнутую нами мысль и говорит, что младенцы без крещения получают Духа Божия. Можно ли ему верить? Нет: и он ошибается. Пример спутников Корнилия, получивших дар Духа Святого до крещения, не должен служить для него основанием. Там был исключительный случай, – было «чудо, нужное для того, чтобы убедить Ап. Петра не пренебрегать язычниками и приводить их в Церковь Христову ( Деян.11:15–18 ). Обычный же порядок при Апостолах был таков, что Дух Божий сходил лишь на крещёных христиан ( Деян.2:38,8:14–16 сн. ст. 38:39; 19:5–5 и др.). Этот порядок и для нас остаётся неизменным правилом веры. Кроме того, из указания на чудесное событие в доме Корнилия Авдей не извлекает для себя пользы и по другим соображениям. – Допустим, что спутники Корнилия получили Духа Св. до крещения. Что из того? Мы знаем, что дары Духа Божия различны ( 1Кор.12:4–11 ). Дар «сказания языком» Бог посылал, напр., ослице Валаамовой ( Числ.22:28–30 ; 2Пет.2:16 ; Иуд.1:11 ). У нас же речь не о таких дарах, а о благодати усыновления и примирения нас с Богом ( Рим.8:3,15 ; 2Кор.5:21 : Евр.7:18 ). Пусть покажут нам из свящ. Писания, что эти дары Господь посылает людям без крещения (Сн. Гал.3:27 ). В школе водворилась замечательная тишина. Глаза всех устремились на сектантов. Но ни Авдей, ни Поликарп не могли найти в Писании того, чего там нет. Они молчали...» Тогда я сказал: – Итак, без крещения никто не имеет Духа Христа. Следовательно, сектантские дети, оставаясь, по вине родителей, некрещёнными, находятся не у Христа ( Рим.8:9 ), не в Его Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему же так? Потому что «рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). По природе своей люди все родятся плотскими. А «плоть», на языке Свящ. Писания, означает греховное начало в человеке, средоточие всех дурных его свойств. «Знаю, говорить Апостол, что не живёт во мне, то есть, во плоти моей доброе»... ( Рим.7:18 ). «Помышления плотские суть смерть, вражда против Бога» ( Рим.8:5–8 ср. ст. Рим.12:13,7:5,25 ; 2Кор.7:1 ). Такие помышления, обыкновенно, проявляются в соответствующих злых делах. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри..., ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное... Поступающие так, говорит Апостол, Царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19–21 ; 1Кор.6:9 ; Еф.5:3 ; Кол.2:11 , Иуд.1:23 ст. и др.): «ибо какое общение праведности с беззаконием» ( 2Кор.6:14 ср. Откр.21:27 )? Посему желающие «наследовать» Царство Христа и Бога нашего должны очистить свою греховную плотскую природу, обновить её вторым благодатным рождением «от воды в Духа». А для сего, людям необходимо креститься. В крещении водном они умрут для греха ( Рим.6:2 ), омоются от всех скверн плоти Своей ( Иез.36:25 ср. Деян.2:38 , 1Кор.6:4 ), получат «начаток Духа» ( Рим.8:23 ), а с ним – и залог вечного спасения ( Тит.3:4–7 ср. Мк.16:16 ). Вот непреложный закон, указанный Господом для вступления в Его Царство или Церковь. И так как мы видели, что в это Царство призываются дети, то ясно – они должны быть крещены наравне со взрослыми. Ибо другого пути в Царство Христово нет. Признаёте ли вы все и ты, брат Авдей, что крестить младенцев заповедал сам Господь наш? – Заповедать-то заповедал, – ответил Авдей, – да не больно ясно. Христос ведь говорил о рождении от воды и Духа с Никодимом, а Никодим был старик. Стало быть, к одним взрослым нужно относить и слова Христовы о духовном рождении... – Если рассуждать по-твоему, Авдей, то надобно сказать, что закон Моисеев дан был только для одних стариков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосвященный Зосима пишет: «То все (и ильинский, и Елецкий монастыри) цело зоставало в Чернигове до пристя незбожнаго Батия царя татарскаго, поганина, который з великими войсками татарскими пришовши в землю русскую, спустошил оную; на той же час и монастырь в Чернигове Пречистой Богородицы Елецкой на горах Болдынских спустошил, року от сотворения света 6748 (1240)». Более чем вероятно, что в то время, когда татары несколько притихли, довольные данями России, хотя главный храм в был в развалинах, Елецкая обитель не оставалась вовсе без иноков. Под управлением восстановленной епископии черниговской, без сомнения, древняя святыня была до некоторой степени восстановлена. С 1445 года Чернигов был в ведении православного можайского князя, а с 1499 года перешёл в полное распоряжение московских великих князей, и они стали присылать сюда своих воевод. Тогда Елецкая обитель, хотя и не в прежнем величии, была восстановлена. Галятовский, в своё время, дошёл до такого убеждения отзывами живых очевидцев. Он пишет: «В селе Сомове, что между Севском в Карачевым, жили два брата: священник Симеон и священноинок Феофан – старый до того, что ему было более 100 лет; в Тупичёве Авдей Дорошович имеет до 150 лет; в Чернигове Максим Костомаха 110 лет. Эти старцы рассказывали нам в 1676 году, что они, будучи ещё молодыми людьми, жили в Чернигове в правление великих князей московских (то есть до 1616 года); тогда на Елецкой церкви было много верхов (куполов) каменных; Елецкий монастырь был окружён палями, как замок черниговский, и жили тут московские иноки... Сила Денисович Вохня, черниговский житель, которому было около 200 лет, от старости слепой и глухой, рассказывал нам в 1676 году, что на Елецкой церкви были верхи каменные, но покрытые не оловом, а дубовыми досками, осмолёнными смолой; монастырь был обставлен палями вокруг, как теперь черниговский замок; кругом церкви были келлии и жили иноки. … Старцы Сила Денисович Вохня, Авдей Дорошович и Максим Костомаха сказывали, что в Елецком монастыре был колодезь и большие колокола висели на двух столбах, а малые на колокольне... Новгородосеверский иеромонах Антоний, человек старый, более 100 лет, писал в 1676 году, что в правление московских князей жил он в Елецком монастыре и тогда был там архимандритом Серапион Высоцкий» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Крестьяне заключали челобитную, указывая, что они, видя его, попово, бесчиние и бесстрашие, «трепещут душами» не решаются приходить к нему в великий пост на исповедь, и просили архиерея отвести их души от погибели, избавить их от попа Никиты и позволить им на его место «выбрать иного священника или бельца во священники, кого миром излюбят». 1047 Но если мир не был равнодушен к поведению священника, которого нанимал, то с другой стороны и на священнике лежал надзор за нравственностью своей паствы. —176— Он ведь был духовником прихожан и поэтому должен был следить за исполнением религиозных обязанностей детьми духовными. Этот надзор стал особенно пристален со времени появления раскола, когда от приходского священника епархиальная власть начала требовать «сказок», донесений о том, нет ли в его приходе раскольников и бывают ли приходские люди, его дети духовные, на исповеди и у св. причастия и когда христианская забота пастыря о пасомых должна была вследствие таких требований неизбежно превращаться в формальный сыск агента, обязанного доносить по начальству о благополучии в приходе в смысле раскола и о чистоте веры прихожан. 1048 Донос священника архиерею с неблагоприятным отзывом о прихожанине мог причинить последнему серьезные неприятности и неудобства. Так в 1686 г. священник Шарженской волости Устюжского уезда доносил архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому на сына своего духовного Авдея Семенова Корепина, что он Авдей с детьми своими в прошлом 1685 г. в Великий день светлому Христову воскресению не радовались, ко кресту не приходили и «Христос воскресе» не говорили; что и вообще он, Авдей Корепин с семьею, надеясь на свое самовольство и ябедничество к церкви Божией во время церковного пения не ходят, а приходят на погост по воскресным дням и то после обедни. У заутрени многие годы не были ни разу; на погост приходят только для мирских свар и тяжбы. На исповедь к нему, священнику, не являются и т. д. У священника с Авдеем Корепиным, видимо, были какие-то счеты, отношения были очень натянуты и 1-го августа 1685 года разыгралось открытое столкновение, когда встретившись с попом в избе у дьячка, раздраженный прихожанин назвал его, попа, бесом, стал бранить всякою скаредною бранью и, не сдержавшись, ударил его, как жаловался священник, дубиною по голове и по руке и тем ударом ему руку перешиб.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вторая церковь Троицкая, деревянная, была здесь построена вское после возвращйия Белого от поляков. " В давнех годех, вскоре по взятии Смоленска Алексеем Михайловичем (1654 г.), говорится в документе Консистории 1769 г., из государева лесу, в то время, когда строился град Белая деревянный, построена внутри города Соборная церковь во имя Живоначальныя Троицы, с приделами Успения Божией Матери да Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи; иконы, и ризы, и книги, и всякая утварь прислана из Москвы, из казны его царскаго величества; и попы, и диаконы присланы из Москвы " . Церковь эта, действительно, упоминается в 1678 и 1679 гг. В 1678 г. поп этой церкви Дмитрий Петров, диакон Авдей Трофимов, дьячек Григорий Андреев и пономарь Матюшка Степанов подали челобитную царю Феодору Алексеевичу, с просьбой о выдаче им денежного и хлебного ружного жалованья на 1678 г. В следуюем же году помянутый диакон этой церкви Авдей Трофимов подал челобитную о прибавке ему жалованья в виду того, что поп Дмитрий в 1678 г. умер, и он служит в церкви один. По грамотам Алексея Михайловича причт этой церкви получал такое жалование: поп 6 чт. хлеба, б чт. овса и деньгами 8 р. 26 алтын; диакон — 4 чт. хлеба, 4 чт. овса и деньгами 7 р. 20 алтын 4 деньги; дьячек — 3 руб. 20 алтын. В 1762 г. церковь эта называется " прежде бывшею соборною ружною церковью " ; Соборной же была в это время церковь Богоявленская. Третья деревянная же Троицкая церковь, с приделом Успения Пр. Богородицы, устроена от добророхотных дателей в 1766 г. В 1774 г. она вновь называется соборной. Церковь эта, упоминаемая и в 1780 г., теперь уже не существует. Теперешний каменный, с такой же колокольней, холодный Соборный храм во имя Пр. Троицы, с теплыми приделами — во имя Богоявления Господня и Успенмя Пр. Богородицы, устроен тшанием прихожан в 1804 г. Антиминс, выданный в Соборную Троицкую церковь в 180б г., хранится в ризнице Смоленского Архиерейского дома. В 1908 г. иконостасы в придельных храмах поновлены позолотой и живописью.

http://sobory.ru/article/?object=39466

  Выставка Святыни нуждаются в защите закона Галина Васина, " Парламентская газета " (02.09.2003)   Экспозиция " подправленных " икон, фотографий и видеороликов под названием " Осторожно, религия! " , открывшаяся в святочные дни 2003 года, всколыхнула тогда все общество. Шум в СМИ и... два уголовных дела. Перформансисты, инсталляторы и актуалисты, отбросившие Дюрера с Репиным как неактуальных, лукаво недоумевают: почему? Музей и общественный центр " Мир, прогресс, права человека " имени Андрея Сахарова далеко ушел от великого соотечественника, чье имя эксплуатирует. Видимо, спонсоры требуют от центра по-особому воспитывать " умение грамотно использовать права человека и гражданина " . У Бориса Березовского, содержащего центр, свое представление о " правах " . Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров наши проблемы тоже видит специфически: это он вручил академику Игорю Кону весомый грант " за защиту прав сексуальных меньшинств России " . Благосклонная к " актуалистам " критика утверждала, что они готовы идти " даже на распятие, лишь бы заметили " . Да, эти люди распинали себя, повесив на груди табличку " Я не сын Бога " , распугивали отвязную богему и прохожих роскошным неглиже и истовым лаем, на Красной площади выкладывали из собственных тел грязное слово, прилюдно мастурбировали на вышке осушенного к тому времени бассейна " Москва " , в Пушкинском музее у картины Рембрандта совали под нос журналистам собственные, пардон, экскременты... Российская Фемида безмолвствовала. Лишь в Голландии одному из них пришлось отсидеть за нечто подобное в тюрьме как за хулиганство. Один из инсталляторов Авдей Тер-Оганьян " прославился " тем, что на выставке в Манеже рубил топором иконы. Против него к чести нашего правосудия было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ (разжигание национальной, расовой и религиозной розни). Историко-искусствоведческая экспертиза ссылалась тогда на VII Вселенский собор: " Всякое изображение, сделанное во имя Господа, или ангелов... свято " . Авдей скрылся в Чехии. Однако в центре Сахарова выставлялись и его " работы " : оскверненные иконы Спасителя и Богородицы с издевательски вырезанными на них символами и выражениями.

http://moral.ru/Sakh_press19.htm

Во время пения, сектанты успокоились и пришли к какому-то решению. Едва в училище наступила тишина, как Авдей громко сказал: – Позвольте нам начать беседу. Мы первые зададим вам вопрос!.. – Для чего же хочется вам непременно начинать уже начатую мной беседу? – спросил я Авдея. Должно быть, вы намереваетесь «уловить» меня какими-нибудь хитрыми словами? Но подумайте: по рассказу Евангелия, так поступали только «лукавые люди» ( Лк.20:20 ; Мф.22:18 ); а христианам стыдно подражать им. Поэтому прошу вас не прибегать к «хитросплетениям» ( 2Пет.1:16 ) и отвечать мне на предложенный вопрос со всей «кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ): где в Слове Божием нашли вы запрещение крестить младенцев? Сектанты продолжали упорствовать. Авдей с горячностью настаивал на своём требовании. Но я заявил, что от принятого плана беседы не отступлю, потому что не вижу для того разумных оснований. Тогда сектанты волей-неволей сдались. «Отвечать» мне они уполномочили Поликарпа с Авдеем. Поликарп, при общем напряжённом внимании, заговорил: – Детей своих мы не крестим и крещение их в Православной Церкви признаём противным заповедям Божиим. В Ев. от Матфея Господь сказал ученикам своим: «идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). То же повторил Он в Ев. от Марка: видите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Из этих свидетельств Слова Божия мы усматриваем, что Господь приказал Апостолам крестить лишь наученых и верующих людей, а у младенцев нет веры; их и крестить нельзя... Отвечая Поликарпу, я сказал: – помните, братия, какой вопрос предложил я сектантам? – Помним, помним! послышалось из толпы. – Да. Я спрашивал: где в Слове Божием запрещается крестить детей? А нам, вместо того, читают из Евангелий повеления, как крестить взрослых. Этих повелений не отметает и Церковь Православная. И она, посылая проповедников, напр., в Сибирь, к язычникам, требует, чтобы они прежде всего благовестили там Христа и допускали бы потом до крещения тех из язычников, которые хорошо усвоят веру Евангельскую. Так зачем же сектанты напоминают нам то, что мы твёрдо знаем и без них, и чего Церковь наша никогда не нарушала? – Другое дело, если бы в Евангелиях от Матфея и Марка возбранялось крещение детей. Но о них в прочитанных главах не сказано ни слова: Господь не к младенцам посылал учеников своих на проповедь, а к тем, которые могли слушать её. Если же в Ев. от Марка разуметь и детей, тогда надобно признать, что они уже осуждены, потому что «не имеют веры». Но кто не восстанет против такого предположения?.. Посему пусть сектанты не от своего вымысла, а из книг Св. Писания покажут нам, что детей без веры крестить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010