И что еще? Если бы Господь родился в малом собственном или наемном жилище Иосифа и Мария положила бы Его в бедной колыбели, зрак раба, Им восприемлемый, может быть, не все имел бы черты, какие его могут составлять; ибо могло найтись рабское жилище меньше Иосифова и колыбель беднее Марииной. Что же изобретает безконечно Великий, ищущий безконечного умаления? Августовым повелением сделать перепись по всей вселенной ( Лк. 2:1 ) приводит в движение народонаселение земли Иудейской, дабы Иосифу нельзя было ни остаться в собственном жилище в Назарете, ни найти наемное в Вифлееме, когда наступало время родиться истинному Господу вселенной; и таким образом умаливший Себя даже до младенчества, уничижает Себя даже до яслей, вместо колыбели. И положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:7 ). Если от умаляющего Себя Бога прострем взоры далее по пространству мира, в котором и для которого Он умаляется, чудо умаления представит нам новые разительные виды. Здесь приходит мне на мысль картина сошествия Слова Божия с Небес на землю Египетскую, начертанная писателем книги Премудрости. Ибо, когда все окружало тихое безмолвие и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое, как грозный воин ( Прем. 18:14–15 ). И в сошествие Воплощенного Слова Божия на землю Израилеву, не также ли ночь в своем течении преполовлялась, когда в самые минуты Рождения Его в той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего ( Лк. 2:8 )? Не тихое ли молчание содержало все на земле, когда один только ангельский глас был услышан, и услышан немногими пастырями в пустыне? Ужасная безвестность, в которой карающее Слово Божие сходило на погибельную землю Египетскую, чтобы наполнить все смертью (ср. Прем. 18:16 ), через поражение первенцев египетских! Впрочем, сия безвестность не только не умаляла, но еще возвеличивала славу Бога Мстителя, Который без видимых средств, без ощутительных действий, одним не слышимым повелением или, можно сказать, одним умолкновением жизнь всему изрекающего Слова совершает казнь нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Итак, Павла посадили на адрамитский корабль, а с ним вместе и его спутников, дееписателя Луку и Аристарха из Фессалоников. Конвой, сопровождавший узников, состоял из солдат так называемого Августова полка и находился под начальством сотника именем Юлий. Этот сотник обходился с Павлом человеколюбиво, а потому, когда на другой же день корабль пристал к Сидону и здесь для своих надобностей на некоторое время остановился, он позволил апостолу сходить к своим друзьям-христианам и воспользоваться их усердием, чтобы запастись для себя и для своих спутников необходимым для далекого путешествия. Когда отправился корабль далее, то по причине противных ветров он не мог продолжать плавание около берегов Сирии и Малой Азии, а должен был пристать сначала к острову Кипр, и уже оттуда направился и прибыл в Миры Ликийские – приморский город в малоазийской провинции Ликии. Здесь сотник нашел один александрийский купеческий корабль, отправлявшийся в Италию, на который и пересадил узников. 7 Медленно плавая многие дни и едва поравнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне. 8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея. 7–8. Плавание было неблагоприятно. Многие дни корабль плавал по водам Средиземного моря, а между тем успел поравняться только с Книдом (городом на полуострове Книдия в малоазийской провинции Кария), до которого от Мир Ликийских при благоприятном плавании можно достигнуть в один день. От Книда в Италию путь лежал в юго-западном направлении, мимо северных берегов Крита. Но борьба с неблагоприятным ветром заставила корабль избрать более юго-западное направление, мимо восточных берегов Крита, и он пристал к Салмону, восточному мысу этого острова. Потом, продолжая все такую же борьбу с противным ветром, корабль прибыл в так называвшиеся Хорошие Пристани близ города Ласея, на южном берегу Крита. 9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, 10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Когда на ней произошло сражение, то был убит ассирианами Израиль, то есть десять колен, называющийся Ефремом по Иеровоаму, который происходил из колена Ефремова и который первый произвел разделение в народе. Иногда по имени Иосифа, который был отцом Ефрема, они называются Иосифом, а иногда Самариею, которая была также другою столицею десяти колен и впоследствии Августом Цезарем была названа Августою, то есть Ζεβαστ (Севастиею), в которой были погребены кости Иоанна Крестителя. Таким образом после отделения двух от десяти колен прежнее название Израиля осталось за десятью коленами, потому что за Иеровоамом последовала наибольшая часть народа. А по Иудину колену, царствовавшему в Иерусалиме, другие два колена названы Иудою. Этим объясняется и истинность прообраза. Ибо как за кровь Навуфея, пролитую в Иезраели, был истреблен дом Ахавов во исполнение пророчества Илии, так за кровь истинного Иезраеля, то есть семени Божия, было разрушено царство иудейское. У всех пророков, а в особенности у Осии, десять колен относятся к еретикам, составляющим весьма большую массу, а два колена, называющиеся Иудою и находившиеся под царскою властью племени Давидова, олицетворяют Церковь . Таким образом лук еретиков, о которых написано: «Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки возвратишася в день брани» ( Пс. 77:9 ), будут сокрушены в долине семени Божия, о котором они имели низкое и земное представление. Ос. 1:6, 7 . И зачала еще, и родила дочь, и сказал ему [Господь]: нареки ей имя «Непомилованная», ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, но совершенно забуду о них. А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, и спасу их не мечом, ни луком, ни войною, ни конями и всадниками. LXX: И зачала еще, и родила дочь, и сказал ему [Господь]: нареки ей имя «Непомилованная», ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, но буду сильно противиться им. А сыновей Иуды помилую, и спасу их в Господе Боге их, и спасу их не луком, ни мечом, ни конями и всадниками. После того, как лук Израилев был сокрушен и разбит в долине Иезраель и царство десяти колен было разрушено, так что они были отведены в плен, рождается уже не Иезраель, то есть семя Божие, и не сын, принадлежащий к мужескому полу, а дочь, то есть женщина слабого пола, которую легко могли опозоривать победители и которая называется Непомилованною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Кораблекрушение во время путешествия ап. Павла (XXVII, 1-XXVIII, 15) Рассказ Деяний ап. о путешествии ап. Павла из Кесарии в Рим обставлен такими подробностями, что нам остается только повторить его, дополняя его по местам географическими и техническими замечаниями. Путешествие до Мир Ликийских (1–5). Лука, пришедший с Павлом в Иудею, совершенно исчезает из виду до времени отъезда в Рим. Его имя встречается только в приветствиях в двух посланиях, и нельзя определенно сказать, был ли он постоянно с апостолом; но образ выражения, каким снова изображается появление его на сцену, достаточно показывает, что он не оставлял Павла или, по крайней мере, не упускал его из виду. «Решено было, говорит он, плыть нам в Италию» ( Деян. 27, 1 ). Это нам, как увидим далее, касается и Аристарха, которого в послании к Колоссянам Павел называет заключенным вместе с собою (4, 10). Те, которые признают, что послание к Колоссянам написано из Рима, заключают отсюда, что Аристарх действительно, по крайней мерс, некоторое время был в темнице вместе с Павлом. Предание добавляет, что он даже и пострадал вместе с апостолом. Но если мы признаем, что послание написано из Кесарии, то такое объяснение теряет значение. По рассказу Деяний, Аристарх свободен и отправляется с Павлом добровольно. Если же послание написано из Рима, чего мы не допускаем, то выражение: «заключенный вместе со мною» не может указывать на заключение в собственном смысле слова. Так как Павел разделяет честь своего апостольства со всеми, трудившимися или содействовавшими успеху Евангелия, называя их своими «сотрудниками», то по смирению и из благодарности разделяет и честь страданий со всеми, кто был предан ему во время его страданий. Если же Аристарх назван им «заключенным вместе со мною», а Лука только «возлюбленным врачом», то это объясняется какими-нибудь неизвестными нам обстоятельствами и не уничтожает верности заключения, выведенного из целого ряда фактов. «Когда наступило время... то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию» ( Деян. 27, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Мф.2:19 .  По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте Мф.2:20 .  и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Умер Ирод, но говорится во множественном числе, в общем смысле, и об Ироде, и о его единомышленниках и подчиненных, исполнявших его желания и намерения. Мф.2:21 .  Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Мф.2:22 .  Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские Думают, что Иосиф, услышав о смерти Ирода, первоначально намерен был идти в Вифлеем и поселиться там. Но этому помешало вступление на престол Архелая. Ирод в своем последнем завещании разделил свое царство между сыновьями Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Первый получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, второй – Галилею и Перею, и последний – заиорданские земли. Архелай отличался такой же жестокостью, как и его отец, но не обладал его умом. Пребывание в его владениях было бы опасно. Ирод Антипа отличался скорее похотливостью, чем жестокостью. Тирания Архелая в короткое время сделалась столь нетерпимой, что он был низложен Августом и заточен в Галлии, нынешней Франции, где и умер. Под Галилеей понимается страна между западным берегом Галилейского озера и восточным берегом Средиземного моря. Это было местожительство колен Иссахарова, Завулонова, Асирова и Неффалимова. Население в ней было смешанное, состояло из иудеев и язычников. Жившие в ней иудеи говорили на собственном языке, несколько не похожем на тогдашний еврейский. Иосиф Флавий говорит о разделении Галилеи на верхнюю и нижнюю («Иудейская война», III, 3, 1). Он описывает эту страну как плодородную, обработанную и весьма населенную. По его словам, в ней было 204 города и местечка («Жизнь», 45). Население в ней отличалось смелостью и было воинственно. Мф.2:23 .  и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но Агриппа закован в свою высоту, в свой государственный престиж. «Ты не много не убеждаешь меня сделаться христианином», – отвечает он Павлу. И ответное, последнее слово апостола пред судилищем, показывает, как за себя говорил апостол: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все слушающие меня сегодня, сделались такими, как я», и добавляет: «кроме сих уз». «Все слушающие меня сегодня… – Сколько таких оказалось, услышавших слова апостола во всех народах земли… Неисчислимое множество людей в истории сделалось именно такими, как апостол, в вере Христовой. Исполнилась молитва его, говорившего слова свои – не за с е б я, а за Христа. А царь Агриппа? Услышал ли он что-нибудь? Мы не знаем. Одно несомненно, что сердце его и жены его Вероники в какой-то степени было смягчено. Если не ожесточается сердце, от святых слов, значит оно смягчается. Слово Святое никогда не производит нейтрального действия. «Отошедши в сторону говорили (царь, правитель и Вероника) между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить сего человека» (26:31-32). Не было ли это слово Агриппы, в тот миг, на весах Божьих, равносильным исповеданием веры во Христа? Сотник Августова полка, Юлий (гл. 27). Юлий был хранителем и водителем апостола на пути в Рим. Тоже орудие Промысла Божьего, он пытался, как и многие души в мире, помешать Промыслу на своем жизненном пути. Послушавшись апостола, он не подверг бы опасности всех плывших тогда на корабле. Но присутствие Павла спасло его и всех от потопления. Узник – опять – спас тюремщика. Ангел ночью, явившись апостолу, сказал, что «Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Начальник стражи был второй раз свыше «дарован» апостолу. Христианину «дарует» Бог всех людей, с ним встречающихся. Все, с кем мы проводим время, и, встречаемся, кто нам поручается и кому мы поручаемся, все они «даруются» нам Богом, для служения им и спасения их… «Ничего не имеем, но всем обладаем». Чем ближе к Богу человек, тем больше людей поручается, даруется ему. Апостолу дарован был весь Корабль, то есть все верующие Церкви… Не удивительно, что ему дарованы были и все плывшие с ним тогда на александрийском корабле 276 душ. Все они получили, по мере своей, «солинки» правды Божьей; и многие из них, может быть, оказались не только физически спасенными своею близостью к апостолу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

Но Агриппа закован в свою «высоту», в свой государственный престиж. «Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином», – отвечает он Павлу ( Деян. 26:28 ). И ответное, последнее слово апостола перед судилищем показывает, как «за себя» говорил апостол: «Молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я... – и добавляет: – ...Кроме сих уз» (29). «Все, слушающие меня сегодня...» Сколько таких оказалось, услышавших слова апостола во всех народах земли!.. Неисчислимое множество людей в истории сделалось именно такими, как апостол, в вере Христовой. Исполнилась молитва его, говорившего слова свои – не «за себя», а за Христа. А царь Агриппа? Услышал ли он что-нибудь? Мы не знаем. Одно несомненно: сердце его и жены его Вереники в какой-то степени было смягчено. Если не ожесточается сердце от святых слов, значит, оно смягчается. Слово Святое никогда не производит нейтрального действия. «Отойдя в сторону, говорили между собою (царь, правитель и Вереника. – A. И.), что этот человек ничего достойного смерти или уз не делает. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека...» ( Деян. 26:51–52 ). Не было ли это слово Агриппы в тот миг, на весах Божиих, равносильным исповеданию веры во Христа? 49. Сотник Августова полка Юлий (гл. 27) Юлий был хранителем и волителем апостола на пути в Рим. Тоже орудие Промысла Божиего, он пытался, как и многие души в мире, помешать Промыслу на своем жизненном пути. Послушавшись апостола, он не подверг бы опасности всех плывших тогда на корабле. Но присутствие Павла спасло его – и всех – от потопления. Узник опять спас тюремщика. Ангел, явившись ночью апостолу, сказал: «Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (24). Начальник стражи был второй раз свыше «дарован» апостолу... Христианину «дарует» Бог всех людей, с ним встречающихся. Все, с кем мы проводим время и встречаемся, кто нам поручается и кому мы поручаемся, – все они «даруются» нам Богом для служения им и спасения их. «Ничего не имеем, но всем обладаем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Но боюсь, как бы то единодушие и та любовь между верующими, которые были при апостолах, не стали причиной осуждения для нас 572 , ведь мы в сребролюбивом настроении храним вовсе не единодушие, не мир и не любовь. Они считали свое общим, мы же чужое хотели бы сделать своим. Мы спорим о границах владений и об имениях, словно никогда не должны умереть. Мы ждем всего с земли и ничего – с неба; всего – от нынешней жизни, ничего от будущей славы и вечного бессмертия. Не помним мы слов Господа и Спаса нашего: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 573 .И вдругом месте: «Смотрите,– сказал Он,– и берегитесь. Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» 574 . По этой причине мы должны быть чуждыми алчности и жадности, чуждыми зависти, несогласия, раздора; а усердствовать в мире, согласии, единодушии, чтобы иметь общность вечной жизни вместе с такими мужами, о которых сказано следующее: «И было, – говорится, – у всех верующих одно сердце, и одна душа, и все у них было общее» 575 . И потому мы должны снабжать, словно из общего имущества, страдающих от нужды братьев и бедных, ибо у нас общий и единый Бог Отец, и единый Господь Единородный Сын Божий, и единый Дух Святой, и единая вера и благодать единого крещения, через которую мы возрождаемся для Бога в жизни вечной. Слово 32. На Рождество Господа. (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 144–147) 1 . ... " И случилось, – сказано, – в те дни, что вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Кирина Сириею. И пошли, – сказано, – все записываться, каждый в свой город» 576 . Если мы посмотрим по отдельности на все это в духовном смысле, то обнаружим немалые таинства. Ведь первая перепись всего мира была произведена тогда, когда Господь родился по плоти; ибо перепись и не могла произойти в какое-нибудь другое время, кроме того, когда родился Тот, у Кого род человеческий должен был пройти перепись 577 ; и не при каком другом императоре, кроме того, который первым принял имя «Август», ведь Родившийся от Девы был истинным и вечным Августом. Тот Цезарь Август был человеком, а Он – Богом; тот был императором земли, Он – Императором неба; тот – царем людей, Он – Царем ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. Одна из последних книг Ветхого Завета – книга пророка Малахии. Четыреста лет прошло с тех пор, и неслышно было в Израиле голосов пророков. Начало Евангелия от Луки рассказывает нам о рождении последнего великого пророка – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн предсказал приход Спасителя. Он открывает Иисуса Христа народу и благословляет собственных своих учеников следовать за Господом. Найдите рассказ о рождении святого Иоанна в Евангелии от Луки (глава 1). После того, как маленький Иоанн родился, отец его воспел песнь о своем сыне. Найдите эту песнь в конце первой главы и напишите здесь номера первого и последнего стихов этой песни: 6 – «Часы» богослужений Богослужение и « время» Чтобы лучше понять Новый Завет и яснее представить себе времена, когда Спаситель жил на земле, нужно хотя бы немного узнать о мире, в котором Он жил. Не только Палестина, но и все пространство, окружавшее Средиземное море, входило в Римскую империю. Она была основана императором Августом за 27 лет до Рождества Христова. Империя простиралась от Испании на Западе до Месопотамии на Востоке, от Египта на Юге до Британии на Севере. Римские наместники управляли ее провинциями. Мы привыкли подразделять сутки на 24 часа. А во времена римлян сутки подразделялись на восемь частей или «часов» в соответствии с караулами (вигилиями) или «стражами» римских солдат. День и ночь, светлое и темное время суток (в разное время года продолжительность их неодинакова), подразделялись на четыре части. Таким образом, каждая стража продолжалась приблизительно три наших часа. В Новом Завете часто отмечается, когда происходило то или иное событие. Например, на рассвете, в третий час, вечером или в полночь. И до сих пор в Церкви часы молитвы приурочены к первому, третьему, шестому и девятому часу, как это было во времена римлян. Раскрасьте зоны, соответствующие ночным часам, в темный цвет, а дневным часам в светлый. Другими цветами раскрасьте римские стражи. Особо выделите часы, когда мы совершаем вечерню, утреню, Божественную Литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Карином и родом Анициев. По-видимому, составитель Мученичества был связан с Анициями, к-рые стремились доказать родство с императорами Каром (282-283) и Карином, а также с почитаемыми аквилейскими мучениками ( Cracco Ruggini. 1988. P. 75-82). Согласно С. Маццарино, Мученичество Канция, Канциана и Канцианиллы было создано в контексте соперничества между христианами Анициями и язычниками Симмахами, к-рые были инициаторами составления «Жизнеописаний августов» ( Mazzarino. 1966). В «Жизнеописаниях августов» Карин представлен как дурной правитель и порочный человек (Scr. hist. Aug. Carus. VII 2-3; XVI 1; Firmus. III 5-6), тогда как в Мученичестве Канция, Канциана и Канцианиллы он охарактеризован положительно. Утверждение, что Карин якобы правил в Галлии, частично подтверждается сведениями «Жизнеописаний августов», где сообщается, что он был направлен отцом, имп. Каром, для защиты Галлии от варваров (Ibid. Carus. VII 2-3). В «Жизнеописаниях августов» сказано, что Кар принадлежал к куриалам г. Аквилея, но приводятся различные версии его происхождения (Ibid. IV 1-5). В действительности Кар скорее всего был родом из Нарбонской Галлии (PLRE. Vol. 1. P. 183; Lizzi Testa. 2007. P. 283). Отрицая связь между Мученичеством Канция, Канциана и Канцианиллы и «Жизнеописаниями августов», Р. Лицци Теста высказала предположение, что болландистская версия Мученичества была составлена в нач. VI в. в Риме, а ее автор был связан с Анициями ( Lizzi Testa. 2007. P. 283). Иисус Христос, мученики Канций, Канциан, Канционилла и их наставник Прот (справа). Рельеф алтаря в базилике Санта-Мария-Ассунта в Аквилее. Ок. 1330 г. Иисус Христос, мученики Канций, Канциан, Канционилла и их наставник Прот (справа). Рельеф алтаря в базилике Санта-Мария-Ассунта в Аквилее. Ок. 1330 г. Согласно Дюфурку и Ланцони, среди сохранившихся редакций Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы самая ранняя - редакция Момбрицио («Псевдо-Амвросий»), составленная в нач. V в. ( Dufourcq. 1907. P. 215) или в сер. V в. ( Lanzoni.

http://pravenc.ru/text/1470303.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010