водою весь храм и алтарь, а затем священник читал молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, очищая скверну человеком» сначала у царских дверей (обратясь на восток), затем – у входных дверей (обратясь к западу), и потом, на южной и северной сторонах. «И, где проговорит (священник) молитву, тут покадит и святою водою покропит«. В случае осквернения храма «от младенца», или «от пьяных проказ», то место, где была нечистота, следовало вычистить и выжечь огнем. Молитва же «Господи Иисусс Христе, Боже наш», в таких случаях, читалась только однажды. По некоторым памятникам, в той церкви, которая подверглась осквернению от пса, нельзя было служить обедни до 8 дней 217 . Такая практика согласовалась с показанием одного святительского поучения XVI в., где говорится: «а собака вскочит в церковь – ино в ней 8 дней не служити обедни, да вода святити августовым крещением, да кропит церковь , да служит» 218 . Один требник XVI в. надписывает рассматриваемую молитву так: «молитва, аще сука или свинья внидет в церковь » 219 ; следовательно, наравне с собакой признавалась, оскверняющей храм, еще и свинья. Наконец, несколько рукописных требников XVI в. надписывают рассматриваемую нами молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, очищая скверну», неопределенно: «молитва на истребление церкви» 220 . И только предположительно можно сказать, что под «истреблением» церкви, в данном случае, разумеется ее повреждение от пожара 221 . Практика южнорусской церкви описываемых нами случаев осквернения храма («егда пес вскочит» или «егда от неверных зайдет кто») не предвидела, а потому, в южнорусских требниках, молитв на эти случаи нам встречать не приходилось 222 . В вопросе о происхождении рассмотренного чинопоследования древнерусских требников, за отсутствием каких-либо неопровержимых данных, приходится ограничиваться одними лишь, более или менее вероятными, предположениями. Принимая во внимание обрядоверие наших предков, их крайнюю брезгливость и отвращение от всего, почитаемого за нечистое, мы склонны думать, что именно у нас на Руси составилось то воззрение, по коему такое нечистое животное, как собака, одним своим входом оскверняет святость храма Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Мартин из Думийского монастыря, святейший понтифик, 656 приплывший из восточных стран в Галисию. Там, обратив из арианского нечестия к кафолической вере свевские народы, он установил правила веры и святой религии. Строил церкви, основывал монастыри и составил множество предписаний благочестивого устроения. Я сам читал его книгу о четырех добродетелей и том его писем, в которых он побуждает к исправлению жизни, обращению к вере, постоянству в молитве, к подаянию милостыни и сверх всего, тому, что следует возделывать любовь ко всем добродетелям. Процветал в правление Теодемира, 657 царя свевов в те времена, в которые Юстиниан 658 держал власть в [Римском] государстве и Атанагильд 659 в Испании. XXIII. Авит Епископ Авит, 660 весьма сведущий в мирских науках, издал пять книжечек, составленных эпическим размером, 661 первая из которых – о сотворении мира, вторая – о первородном грехе, третья – о суде Божьем, четвертая – о всемирном потопе, пятая – о переходе Красного моря. И написал одну книгу о похвале девству сестре Фусцине, изящно составленную и снабженную соответствующей изысканной эпиграммой. XXIV. Дpakohцuй 662 Драконций изложил эпическим размером «Шестоднев» – о сотворении мира, при этом прекрасно и составил, и написал. XXV. Виктор, епископ Туннунской 663 церкви в Африке Он опубликовал краткую прекрасную историю военных и церковных дел по годам консулов от начала мира до первого года правления Юстина Младшего, 664 блестящую и достойную похвалы, рассмотрения и упоминания. За защиту «Трех глав» он был отправлен августом Юстинианом в ссылку в Египет. Откуда был вызван снова в Константинополь, но поскольку продолжал противиться императору Юстиниану и Евтихию, епископу Константинополя в их клевете на «Три главы», вторично был отправлен под стражей в монастырь того же города и по тому же обвинению, как говорят; оставаясь там, умер. XXVI. Иоанн, епископ Константинопольский Иоанн блаженной памяти епископ Константинопольский, 665 по происхождению каппадокиец, муж невероятного воздержания и такой щедрый в милостыни, что император Маврикий 666 , возбуждаемый против него ревностью из-за жадности, даже постановил, что бедных следует изгнать из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последние два документа, подлежащие нашему рассмотрению, принадлежат времени авиньонского пленения пап, второй четверти XIV стол.; из них первый принадлежит папе Клименту VI, второй – императору Карлу IV. Папа и император хорошо знали друг друга. Pierre Roger, будущий папа Климент VI, был профессором Парижского университета, хранителем королевской печати, канцлером; он был воспитателем Карла и навсегда сохранил привязанность к своему воспитаннику: будучи уже папою он возвел Пражский стол в архиепископство 232 , способствовал избранию Карла в короли Германии. – Карл был сын Иоанна Люксембургского и Елизаветы Богемской; в 1346 году он посетил в Авиньоне своего бывшего воспитателя и здесь, на словах, передал папе Клименту VI ту просьбу, о которой говорится в нижеследующем письме. XXVI. Clemens VI papa ad archiepiscopum Pragensem concedit in uno loco regni Bohemiae divinum officium slavice celebrare. Пражским архиепископом, к которому адресовано настоящее письмо, был Эрнст Пардубицкий, известный под измененным несколько именем Арнеста, как его называет и Карл IV в следующем за сим документе 233 . Настоящее письмо папы помечено 9-м мая 1346 года 234 , вследствие чего Карл назван в нем „маркграфом Моравским 235 “. Королю Иоанну было 37 лет когда он предоставил своему 17-летнему сыну Карлу участие в правлении, но без титула короля, „не желая в отличие от сына быть названным старым королем 236 “ и Карлу дан был титул маркграфа Моравии. Климент VI, основываясь единственно на доверии к словам Карла 237 , разрешает Пражскому архиепископу принять приходящих в его провинцию славянских монахов и дозволить им богослужение на славянском языке 238 , но с тем однако же условием, чтобы для сказанных монахов было отведено одно лишь место в Богемии 239 . XXVII. Carolus IV imperator et rex Bohemiae scribit Cyrillum Methodiumque inter patronum regni Bohemiae esse. Вследствие данного папою в вышеприведенном документе разрешения, Карл IV, настоящим актом, основывает монастырь при церкви св. Козьмы и Дамиана, в предместье Праги и дарит его различными доходами; он постановляет, чтобы в сказанном монастыре церковное пение, часы и все богослужение было бы на славянском языке, как то разрешил папа Климент VI и как то обычно в славянских землях. 11-го июля 1346 года Карл был избран в короли Германии и 26-го ноября того же года коронован; вот почему в настоящем акте, помеченном 21-м ноября 1347 года 240 , Карл титулуется королем Римлян и августом 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 царь Агриппа. Ирод Агриппа II, сын Агриппы I и правнук Ирода Великого (см. ком. к 26,3). Вереника. Старшая дочь Ирода Агриппы I Вереника похоронила двух мужей, прежде чем вступила в кровосмесительную связь со своим братом Иродом Агриппой II. Несмотря на скандальность их взаимоотношений, она часто в официальных случаях играла роль царицы, супруги Ирода (см., напр., ст. 13,23). 25 на рассмотрение Августово. От лат. «аугуаус» «высокочтимый», «божественный» титул императора. Глава 26 26 ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Как правнук Ирода Великого и сын Ирода Агриппы I, который воздвиг гонение на Церковь (12,1–23), Ирод Агриппа II (27 ок. 100 гг. по Р.Х.) был непосредственно знаком с положением дел в Иудее. Он имел власть назначать первосвященника, но не пользовался авторитетом у иудеев из-за незаконного сожительства со своей сестрой Вереникой (см. ком. к 25,13). 26 я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению. Принимая во внимание происхождение Ирода, Павел подчеркнул свою преданность Богу отцов (24,14) и свою связь с фарисейством ( Флп. 3,5.6 ), чтобы подтвердить свою принадлежность к иудаизму. Павел указывает, что Бог отцов дал обетование о воскресении тела. В это верили все иудеи, особенно же правоверные фарисеи. 26:12–14 Пережитое Павлом на пути в Дамаск (9,1–19) имело для него такое большое значение, что он дважды пересказывал этот опыт: однажды перед толпой иудеев в Иерусалиме (22,6–16), затем в Кесарии, перед слушателями, большинство которых были язычниками. 26:20 См. 2,38; 3,19 и ком.; 17,30; 20,21 и статью «Покаяние». 26 Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых. Иудеям трудно было принять учение о том, что Мессия пострадает и умрет. Иисус и Его апостол подтверждали это учение ссылками на Писание ( Лк. 24,27 ; Деян. 17,2.3 ; 1Кор. 15,3.4 ), однако иудеи отвергли это учение, схватили Павла и хотели убить его. 26 Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Агриппа оказался перед дилеммой: отрицательным ответом он навлек бы на себя ярость иудеев; ответив положительно, он не мог бы ничего возразить Павлу на его предложение уверовать в Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

293 Крисп был старшим сыном Константина от Минервины, простой женщины, с которой Константин жил до своего брака с Фаустиной, дочерью Максимиана Геркулия. Крисп был хорошим полководцем, и, став в 17 лет цезарем, он получил в управление Галльские провинции, где одержал несколько побед над племенами германцев. Во время войны Константина с Лицинием в 314–316 гг. Крисп командовал частью войск отца и победил флот Лициния в Геллеспонте. Но впоследствии Константин по непонятным причинам изменил свое отношение к Криспу, – он отобрал у него провинции и держал при себе на положении пленника. Появились слухи, что Крисп причастен к заговору против отца. В 326 г. Константин отправился в Рим для празднования двадцатилетия своего правления. Он взял с собой Криспа и в Риме приказал арестовать его, увезти из города и убить. 296 Флавий Юлий Констанций II (317–361 гг.) – сын Константина I. В 324 г. был титулован цезарем, а в 335 г. получил в управление азиатские провинции. После смерти отца в 337 г. Констанций стал августом. Он вел активную внешнюю политику: в 338–350 и 359–361 гг. вел успешные войны против персов. После гибели братьев (Константина II в 340 г. и Константа в 350 г.) и победы над узурпатором Магненцием в 352 г. Констанций стал единоличным правителем империи. В 355 г. он назначил цезарем своего двоюродного брата Юлиана. Блестящие успехи Юлиана в Галлии и его независимое поведение Констанций счел столь опасным, что в 360 г. заключил мир с персами и двинулся в Галлию, но по пути умер. В период своего правления Констанций активно вмешивался в религиозные вопросы: языческие культы были запрещены, а в христианской церкви Констанций поддерживал арианство, преследуя его противников. 297 Августодун – город в области эдуев (совр. Отен во Франции). Епископ Ретиций был среди галльских епископов, посланных Константином в 313 г. на собор в Рим для принятия решения по жалобе донатистов: донатисты просили императора признать за ними название католической (т.е. правоверной) церкви и рассмотрение этого дела просили передать на суд галльских епископов, поскольку во время гонений Галлия была под властью Констанция Хлора и там фактически не было гонений, а значит, судьи оттуда могут быть беспристрастными в решении спора об отступниках. Появление этого прошения было вызвано указом Константина о милостях и щедротах по отношению к африканской церкви, но только той, которая именуется католической.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кондаке 13 слова «приими от нас» заменены словами «благоволи прияти от нас»; слова «приими всех нас под кров молитв твоих» исправлены [на слова] «охраняй всех нас молитвами твоими». Рассматривавший исправленную рукопись цензор архимандрит Иоанн одобрил ее. 30 января 1853 года рукопись была рассмотрена в комитете и снова представлена в Святейший Синод. В конце июня цензурным комитетом был получен указ Святейшего Синода от 28 июня 1853 года за 12 относительно данной рукописи. В синодальном указе содержалось предписание: «Предположенные Санкт-Петербургским комитетом духовной цензуры исправления некоторых мест в рукописи одобрить с тем, чтобы в икосе 5 слова «злобственных противу тебе ливонцев» заменены были словами «ненавидевших мира усмирителю»; в икосе 12 слова «радуйся, исполненный благодати и славы наш небесный сожителю» заменены были словами «радуйся, славо и утверждение тезоименитыя тебе обители»; чтобы в кондаке 13 выражение «приими от нас» оставлено было без перемены. Все таковые изменения внести в рукопись и затем сам акафист препроводить для пропуска к напечатанию установленным порядком» 119 . Составителем акафиста св. Александру Невскому архимандритом Кириллом была переработана и служба благоверному князю. Составление первой службы св. князю Александру, по всей вероятности, последовало вскоре после открытия святых мощей его в 1380 году. В одной из рукописей Румянцевского музея 397) помещена служба святому где над каноном помечено, что он составлен «Михаилом мнихом тоя же обители» (вероятно, Рождественского монастыря, где был погребен св. Александр). В службе встречаются выражения «моли спасти державу князей наших», «раздреши междоусобную брань», выражения, указывающие на раннее происхождение службы. В Минеях помещались две службы святому – в ноябрьской и августовской книгах 120 . На основании этих двух служб по поручению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Никанора и была составлена новая служба (бывшим архимандритом) преосвященным Кириллом, епископом Мелитопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

В сей апологии своей он раскрыл свои отношения к Императору Констансу (брату Констанция) и к возмутителю Магненцию, и что отношения сии были безукоризненны, в том неоднократно уверял Констанция, клятвенно, призывая Бога во свидетеля. « Пред твоим благоговением» – пишет св. Афанасий Императору Констанцию, – оправдываюсь громким и ясным голосом и простерши руку, как научился у апостола, свидетеля Бога призываю на мою душу ( 2Кор.1:23 ) и как написано в Царственных историях, да позволено будет и мне сказать: свидетель Господь и свидетель Христос Его ( 1Цар. 12:5 ) , что о благочестии твоём никогда не упоминал я худо пред братом твоим, блаженной памяти, благочестивейшим Августом Констансом и не раздражал его, как наклеветали на меня люди.». 32 Несколько после этой клятвы св. Афанасий произносит другую в оправдание своих отношений к Магнецию: « Итак, что никогда не писал я к Магнецию и от него никогда не получал писем, – призываю свидетелем в этом Бога и Слово Его Единородного сына Божия и Господа нашего Иисуса Христа». Потом Великий святитель произносит клятву, чтобы сам Господь озарил сердце Констанция и внушил ему принять милостиво его оправдание. 33 Несколько случаев рассказывается в истории церковной Сократа и Созомена , когда клятва или произносима была лицами духовного сана или употребляема была в делах, касавшихся епископского престола. У св. Иоанна Златоуста был некто диакон Серапион, пользовавшийся любовью сего святителя. Однажды когда мимо Серапиона случалось пройти Севериану, Епископу халкидонскому, нелюбившему его за любовь к нему св. Златоуста, сей диакон не отдал подобающей чести проходившему мимо его Епископу. Севериан с клятвою осудил диакона и отлучил его даже от Церкви. Это огорчило Златоуста и он требовал, чтобы дело рассмотрено было на Соборе. Серапион утверждал пред Собором клятвенно, что не видел, как проходил мимо него Епископ. Клятва сия принята была в уважение и в последствии святой Иоанн Златоуст рукоположил Серапиона во Епископа гераклейского 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Статья  доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена специфике феномена военной узурпации в эпоху императора Диоклетиана в связи с сакрализацией Диоклетианом собственной узурпации. Описываемая проблема позволяет лучше понять влияние политической идеологии Диоклетиана как на дальнейшее развитие позднеримской и византийской политической системы, так и на появление византийского самозванчества. Статья доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Андрея Юрьевича Митрофанова посвящена параллелям между историческим трудом «Алексиада», написанным византийской принцессой Анной Комниной, и скандинавской поэзией скальдов. На взгляд автора, существующий научный материал позволяет интерпретировать соответствующие фрагменты «Алексиады» как свидетельства знакомства Анны с сюжетами норманнских поэм. В статье доктора исторических наук, научного сотрудника Санкт-Петербургской духовной академии Русской Православной Церкви Андрея Юрьевича Митрофанова исследуется сообщение византийского хрониста Иоанна Малалы (ок. 491-578) о союзном договоре, заключенном в 527/528 году между императором Юстинианом I (527-565) и царицей гуннов-сабиров Боа и направленном против гуннов, которые были союзниками персов. Автор рассматривает этот договор в контексте истории христианизации приазовских гуннов, которую сообщает Иоанн Малала. Опираясь на исследования современных синологов и на собственные аргументы, автор доказывает сяньбийское происхождение царицы Боа и высказывает предположение о буддизме сабиров и приазовских гуннов, подвергшихся безуспешной попытки христианизации. Он полагает, что договор Юстиниана и Боа стал важным дипломатическим прецедентом, на который спустя век опирался император Ираклий (610-641), который заключил союз с западно-тюркским каганом Тун-Джабгу (618-630) против персов и организовал брак кагана со своей дочерью от первого брака, августой Епифанией. Книга преподавателя СПб духовных школ А.Ю. Митрофанова посвящена рассмотрению процесса кодификации церковного права в период раннего средневековья.

http://bogoslov.ru/person/1306484

Согласно традиции, Пётр и Павел, наиболее почитаемые апостолы, одновременно погибли в Риме во время гонения Нерона 165 . Однако в науке эта точка зрения бесспорной не считается. Особенно отчётливо скептическое мнение было выражено Брентом Шоу в опубликованной несколько лет назад статье, где доказывается, что никакого гонения Нерона на христиан не было, пребывание св. Петра в Риме нельзя считать доказанным, а казнь св. Павла не имеет отношения к репрессиям против христиан 166 . По поводу недавней дискуссии в зарубежной науке в отношении смерти св. Петра автор этих строк уже имел возможность высказаться, как и в отношении последнего пребывания св. Павла в Палестине 167 . Современное же состояние исследования в науке периода жизни св. Павла от его прибытия в Рим до суда будет рассмотрено ниже. После решения прокуратора Феста отправить Павла в Рим на императорский суд отдали Павла и некоторых других узников 168 5 сотнику Августова полка, именем Юлию ( Деян.27:1 ). Синодальный перевод здесь выглядит слишком архаично и нуждается в пояснении. «Сотник» (κατοντρχος) Юлий – римский центурион, имя которого имеет отношение к знаменитому римскому патрицианскому роду лишь постольку, поскольку свидетельствует о том, что прямой предок этого командира получил римское гражданство и, соответственно, родовое имя от одного из представителей первой императорской династии: Августа, Тиберия или Калигулы или, что менее вероятно, от самого диктатора Цезаря. «Августов полк», σπερη Σεβαστ оригинала, в данном случае представляет собой когорту – римскую боевую тактическую единицу 169 . Эпитет Σεβαστ в принципе должен означать не просто императорскую воинскую часть (kaiserliche Schaar), как понимал это место Мартин Лютер 170 , а присвоенное данной когорте почётное имя (подробнее об этом см. ниже). Речь здесь идёт не о легионной когорте, а об относящейся к так называемым ауксилиарным формированиям. Auxilia, то есть «вспомогательные войска», со времен Августа стали важной частью римской регулярной армии, составляя около половины общей численности вооружённых сил империи. В них служили провинциалы, срок службы был более продолжительным, чем у легионеров, а жалование (stipendium) – примерно на 16% меньше 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уфимской епархии. Существовало в 1923-1924 гг. Названо по г. Мензелинску Уфимской губ. (с 1920 ТАССР; ныне в Татарстане). Впервые ходатайство об учреждении М. в. было предпринято в период рассмотрения Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. вопроса о викарных епископах, когда патриарху Московскому и всея России свт. Тихону была направлена телеграмма свящ. А. А. Тёмина, уполномоченного приходским советом мензелинского Николаевского собора, с просьбой о «скорейшем назначении» епископа в Мензелинск. Рассмотрев прошение, патриарх 13 апр. 1918 г. распорядился препроводить его в канцелярию Поместного Собора. Собор принял постановления о викарных епископах (от 15 апр. 1918) и об учреждении новых епархий и вик-ств (от 8 авг. 1918), согласно которым существующие епархии подлежали «сокращению в своих пределах» за счет открытия уездных вик-ств. Соответствующие резолюции должны были приниматься на уездных или епархиальных собраниях и с заключением правящих архиереев представляться на решение высшей церковной власти. Предполагалось, что кафедры должны содержаться на местные средства. 4 сент. 1918 г. под председательством Уфимского еп. Андрея (Ухтомского) состоялось Уфимское епархиальное собрание. На нем был заслушан доклад Комиссии по епархиальному управлению, в котором признавалось необходимым увеличение количества вик-ств «ввиду территориальной обширности епархии, многочисленности населения и в целях миссионерских (ввиду размножения сектантства)». Еп. Андрей решительно выступил за открытие новых кафедр. Отвечая на вопрос об изыскании средств для их обеспечения, архиерей указал на второстепенность этой проблемы и выразил готовность «скорее быть необеспеченным викарием в Белебее, чем епархиальным и обеспеченным в Уфе», а также заявил, что «если в Белебее или другом городе из-за средств не будет викария, то он перейдет туда» (Постановления Уфимского Епарх. Собрания августовской сессии 1918 г. С. 21, 23). Желательность открытия вик-ства именно в Мензелинске депутаты связывали с особой миссионерской значимостью кафедры и с многочисленностью паствы из крещеных инородцев, в связи с чем в состав викариатства предлагалось включить и сев. часть соседнего, Белебеевского у. Собрание постановило признать «принципиально желательным» открытие вик-ств во всех уездах епархии, и в первую очередь в Мензелинском у. На содержание Мензелинского архиерея было решено отпускать по 1000 р. в год из «церковно-народного фонда», предусмотреть средства от благочиний уезда, от мензелинского во имя святого пророка Илии женского монастыря и из др. источников. После уточнения вопроса о средствах Уфимскому ЕУ поручалось возбудить ходатайство об открытии М. в. перед высшей церковной властью.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010