Необходимо было донести эту позицию как до широкого круга общественности, так и до тех, кто давно уже участвовали в дискуссии, имея иную т. зр. Эти задачи взял на себя К., представив позицию РПЦ в Страсбурге на семинаре «Эволюция моральных ценностей и прав человека в многокультурном обществе» в окт. 2006 г. (см.: Опыт рассмотрения проблем прав человека. 2006. С. 5-14), на международном семинаре «Диалог культур и цивилизаций: Мост между правами человека и нравственными ценностями» в Париже в марте 2007 г., на 3-й Европейской межхрист. ассамблее в Румынии в сент. 2007 г. (Свет Христов и Церковь. 2007. С. 5-13), в дискуссии «Межкультурный диалог по правам человека» в рамках 7-й сессии Совета по правам человека ООН в марте 2008 г. и т. д. Этой тематике были посвящены книги К.: «L " Évangile et la liberté: Les valeurs de la Tradition dans la société laïque» (2006) и «Свобода и ответственность: В поисках гармонии: права человека и достоинство личности» (2008), десятки статей и выступлений, телепрограмм. «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» вместе с новым Уставом РПЦ, «Основами социальной концепции» и еще одним документом, также утвержденным на Соборе 2008 г.,- «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» - образовали базу для дальнейшей масштабной и систематической церковно-правовой деятельности, развернувшейся уже во время Патриаршества К. Участие К. в церковно-государственных отношениях Патриарх Алексий II и митр. Кирилл с Президентом ПАСЕ Рене ван дер Линденом. Страсбург. 2 окт. 2007 г. Патриарх Алексий II и митр. Кирилл с Президентом ПАСЕ Рене ван дер Линденом. Страсбург. 2 окт. 2007 г. В трагические дни августовского кризиса 1991 г. Церковь оказалась перед новым вызовом: обретая общественный авторитет, она впервые за мн. десятилетия должна была сформулировать свое отношение к текущим политическим событиям и сделать это в условиях, когда на нее оказывалось сильнейшее давление. К. вспоминал, что решено было при выработке позиции Церкви исходить из правосл. учения о Церкви и гос-ве, а не из прагматических соображений: «Церковь по природе своей не может быть ни в оппозиции, ни во власти… основное для Церкви - дело человеческого спасения. Ничем другим она не занимается. Поэтому все проблемы, что ей приходится решать, должны рассматриваться с этой точки зрения» (Интервью в газ. «Московские новости». 24.11.2006).

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

В этом же постановлении Рады УАПЦ указывалось, что стало известно о планах руководства Коммунистической партии Украины (КПУ) создать в противовес УГКЦ фиктивную УАПЦ — «покорную власти», «ложно назвав ее автокефальной и даже передать ей Свято-Юрский собор во Львове» . Члены Рады УАПЦ такие планы объявили «попытками партбюрократии помешать делу легализации Украинской греко-католической церкви при помощи массового перевода церквей Галичины в фиктивную, а не подлинную православную автокефалию» . Позже, в 1991 г., обвинения в адрес еп. Иоанна (Боднарчука) в сотрудничестве с советскими органами госбезопасности в качестве иерарха УАПЦ прозвучат публично из уст как прот. В. Яремы, так и главы УАПЦ митр. Мстислава (Скрипника), а сам Иоанн (Боднарчук) будет отстранен от руководства УАПЦ и позже, в апреле 1992 г., полностью исключен из состава епископата УАПЦ . Более того, после провала «августовского путча» ГКЧП в 1991 г. в архиве Львовского обкома КПУ будут обнаружены документы, согласно которым Иоанн (Боднарчук) многие свои действия в качестве главы УАПЦ согласовывал с руководством обкома КПУ и облуправления КГБ. Председатель Львовского братства Андрея Первозванного УАПЦ Богдан Рожак и прот. В. Ярема пытались тогда предать эти документы широкой огласке, однако оба были «отлучены» Иоанном (Боднарчуком) от УАПЦ . Все эти факты вскрылись значительно позже. А на тот момент львовское духовенство УАПЦ радовалось появлению у них собственного епископа. Несмотря на изначальные попытки Иоанна (Боднарчука) единолично объявить себя «первоиерархом УАПЦ», прот. В. Яреме удалось сорвать эти планы и добиться от присоединившегося епископа признания верховенства над собой главы УАПЦ в США митрополита Мстислава (Скрипника). Взамен последний в конце октября 1989 г. своим указом заочно возвел Иоанна (Боднарчука) в сан «архиепископа Львовского и Галицкого» . 1 ноября 1989 г. Иоанн (Боднарчук) телеграммой на имя Патриарха Пимена и Синода РПЦ объявил о своем выходе из состава РПЦ. После этого его несколько раз приглашали на Синод для рассмотрения его дела, но он так и не явился.

http://bogoslov.ru/article/6025766

Вместе с церковными благотворителями подготовлен проект восстановления Кончанской церкви строго по эскизным наброскам самого полководца, сохранившимся в старых архивах Суворовской комиссии. Вопрос решается на стадии технического согласования с городскими властями. Создана инициативная группа по изучению вопроса о возможности канонизации великого охранителя веры и рубежей Отечества. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " по мере сил собирать и готовить материалы для рассмотрения их епархиальной комиссией " музей занялся благородной миссией по утверждению земного ангела русской армии в лике святых угодников Божиих. В этом важном деле поддержку инициативной группе оказывает епархиальный " военный " отдел и лично его председатель архимандрит Алексий (Ганьжин). В день открытия экспозиции почти 110 лет спустя открытия самого музея, в память о погибших русских воинах под его сводами звучали слова молитвы и церковного поминовения. Это едва ли не самое главное знамение возрождения суворовского духа в доме полководца. Только истинно любящие Бога сердца способны испытать всю глубину радости от происходившего. Красивое, благородное пение хора на прошениях заупокойной литии завершал торжественный, величественный гимн " Боже, Царя храни " . После этого достойно и к месту звучали военные патриотические песнопения Русской армии. На подиуме была возложена на аналой редкая воинская икона - Августовский образ Божией Матери с возженными перед ней свечами. Все это было выражением глубокого духовного смысла. Именно об этом военный благочинный Санкт-Петербургской епархии, архимандрит Алексий (Ганьжин) еще раз напомнил в трогательных словах напутствия, благословляя работу открывшейся выставки. Музей А.В.Суворова собирает материалы для общецерковной канонизации праведного воина и охранителя веры графа Александра Суворова. Любую информацию, связанную с проявлением благодатной помощи праведного воина Александра, либо сведения о иной форме его духовной поддержки по молитвенному обращению к нему необходимо передавать в Музей Суворова (для диакона Ларина Игоря) или по электронному адресу larin.spb@yandex.ru. Сведения эти необходимы для изучения и систематизации, впоследствии они могут стать основанием для канонизации праведного воина Александра Суворова и будут направлены в епархиальную комиссию.

http://mitropolia.spb.ru/docs/molitva-ve...

в сопровождении 62 нумидийских епископов и устроил Собор, на к-рый вызвал Цецилиана для разбирательства. Цецилиан отказался явиться, заявив, что он законный епископ К. и примас Африки, к-рый лишь один имеет право созывать подобные Соборы. Сторонники Секунда на Соборе составили окружное послание Церквам Африки, где объявили о низложении Цецилиана и поставлении на его место карфагенского чтеца Майорина ( Optat. De schism. donat. I 18-19; Aug. Ad catholicos. 18. 46; Anon. Contr. Fulgent. donat. 1. 26). Церковь К. раскололась. Майорин умер спустя неск. месяцев в 312 г. Его преемником стал Донат, с именем к-рого традиционно связывается история раскола. Дальнейшую судьбу схизмы решал имп. Константин Великий, объединивший в 312 г. под своей властью весь Запад Римской империи. В 313 г. донатисты обратились с апелляцией к проконсулу Ануллину и имп. Константину, указывая на то, что избрание Цецилиана производит соблазн и нарушает мир в Церкви. Они просили непредвзятого рассмотрения их дела судом епископов Галлии, поскольку эта территория не знала жестоких гонений и не сталкивалась с проблемой традиторов. Их инициатива объяснялась также тем, что в Италии и в большинстве др. Церквей уже признали Цецилиана. Однако имп. Константин поначалу решил, что дело можно уладить в Риме. 13 окт. 313 г. состоялся Собор в Латеране под председательством папы Мильтиада . В качестве третейских судей на него были приглашены 3 галльских епископа: Ретиций Августодунский, Матерн из Колонии Агриппины и Марин Арелатский. Прошли 3 заседания в присутствии Цецилиана и 10 представителей от каждой из враждующих фракций К. Результатом Собора было подтверждение легитимности избрания Цецилиана и осуждение Доната. Однако донатисты вновь обратились к императору, указывая на допущенные Собором процессуальные ошибки и выражая свое недоверие к председательствовавшему папе Мильтиаду, к-рого они также считали традитором. Константин созвал новый Собор епископов Запада империи в Арелате 1 авг. 314 г., но он лишь подтвердил прежние постановления о законности поставления Цецилиана и осуждении донатистов.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Святой изгнанник вначале не хотел возвращаться, настаивая на повторном соборном рассмотрении его дела, но император проигнорировал это требование, возможно считая прежний собор лишенным какого бы то ни было канонического значения. В конце концов святитель все же решил вернуться. Толпы ликующих христиан встречали его на пристани на берегу Босфора. Святой Иоанн вновь стал совершать богослужения в столичных церквях, вновь в них зазвучал его проповеднический голос, обличавший людские пороки и, как и прежде, особенно болезненно задевавший сильных мира сего, так что у его врагов не было причин слагать оружие – примирения не состоялось. Феофил продолжил интриговать. А через несколько недель после возвращения Иоанна Златоуста на свою кафедру разгорелся новый конфликт между ним и августой. На этот раз причиной послужило водружение вблизи Святой Софии серебряной статуи Евдоксии. По этому случаю префект Константинополя устроил возле кафедрального собора шумные игры, пантомимы и ристалища. Святитель отреагировал на это жесткой критикой языческих обрядов, устроенных префектом, но Евдоксии донесли, что острие обличений направлено было против нее. В день памяти об усекновении главы Предтечи и Крестителя Иоанна Златоуст произнес проповедь, которая начиналась так: «Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя! Опять Иезавель хочет захватить виноградник Навуфея и изгнать святого Илию в горы… Что же возвестило нам Евангелие? Оно возвестило о том, как Ирод, схватив Иоанна, заключил его под стражу. По какому поводу? Иродиады ради, жены Филиппа, брата своего (Мф. 14: 3). Кто не обвинит Ирода, уступившего безумным женщинам, в слабости? Но, с другой стороны, как изобразить, как описать необузданную злобу этих женщин? Кажется, нет на свете зверя беспощаднее злой жены» . Евдоксия поверила доносчикам, утверждавшим, что в этой проповеди содержатся прямые намеки на отношения между столичным епископом и императорской четой. Подчиняясь требованию супруги, Аркадий приказал не впускать Иоанна в храм. В городе опять начались волнения. На Пасху 404 года оглашенные, которые в этот день должны были принять крещение, по традиции собрались в константинопольских термах, а там раздались гневные речи в поддержку гонимого святителя, с обличениями императора и императрицы. Бунт был подавлен с пролитием крови. По свидетельству участников происшедшего, вода, предназначенная для крещения, окрасилась в красный цвет .

http://pravoslavie.ru/49552.html

108 Там же. С. 206–217. Н. Барсуков говорит, что он был и автором жития и приводит о нем следующие сведения: “Творение Макария митрополита Гревенскаго. Митрополит Макарий был заточен в Соловецкий монастырь в 1666 году, но за что неизвестно; в 1677 году он благословился в Москве у Патриарха ехать в свою землю и Патриарх пожаловал ему 10 рублей” (Барсуков Н. Источники Русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 397). 112 Минея Июль. Ч. 2. М., 1988. С. 55. Другая служба, связанная с Хилендарским монастырем, Собору преподобных отец обители Хилендарския также была написана тем же автором и имеет акростих: Ангелы народа сербскаго пою. В богородичнах же и в седальнах: прота Мирко (Там же. С. 123). 125 См., например, его труд: Протоиерей Андрей Хойнацкий. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаев­ский в двух частях. Житомир, 1997. В данной части августовской Минеи имеется также акростих в службе на перенесение мощей Митрополита Петра (Минея Август. Ч. 2. С. 21–29), отмеченный еще ранее Ф. Спасским (Спасский Ф. Русское литургическое творчество. С. 124). 128 Монах Андроник. Минея Ноябрь//ЖМП. 1981. 6. С. 80; Самойлов А. Минея-Февраль//ЖМП. 1982. 8. С. 80; Он же. Минея-Декабрь//ЖМП. 1983. 12. С. 76; Он же. Минея-Январь//ЖМП. 1984. 4. С. 77; Он же. Минея-Март//ЖМП. 1985. 11. С. 78–79; Он же. Минея-Апрель//ЖМП. 1986. 5. С. 78; Он же. Минея-Июнь//ЖМП. 1987. 2. С. 79–80; Он же. Минея-Май//ЖМП. 1988. 3. С. 79–80; Он же. Минея-Июль//ЖМП. 1989. 4. С. 77–78; Он же. Минея-Август//ЖМП. 1990. 10. С. 79–80. 129 Архиепископу Филарету Черниговскому принадлежит аналогичный труд о византийских гимнографах (Архиепископ Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902). Поэтому труд о русских песнопевцах стал бы продолжением его книги. Возможно, Преосвященный автор думал об этом, если судить по аналогии. Ему принадлежит труд “Историческое учение об Отцах Церкви” (М., 1996), где рассмотрен материал от мужей апостольских и до начала XIII века, причем, в конце книги появляются первые материалы о славянских и древнерусских писателях-богословах. Хронологическим продолжением этого труда является его “Обзор русской духовной литературы” (изд. 3. СПб., 1884), который не устарел до наших дней. Материал в нем представлен начиная от первых духовных писателей Древней Руси и до начала XIX века.

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

Но сама Евдоксия, затеявшая гонения на святителя, отшатну­лась от суровости соборного приговора своему обидчику. Импе­ратор Аркадий приговорил Иоанна к ссылке, и его в тайне от почитавшего его народа увезли в Никомидию, но предотвратить народные волнения все равно не удалось: имея много врагов сре­ди сильных мира сего, святитель пользовался любовью простого народа. Лица, сопровождавшие прибывшего в Константинополь Феофила, подверглись нападениям со стороны жителей столи­цы, оскорбленных низложением и ссылкой своего предстоятеля и заступника. Собиравшиеся толпы горожан выкрикивали гроз­ные призывы: «Утопить Феофила в Босфоре». В ночь, последовавшую за вынесением приговора, случи­лось землетрясение, в котором и почитатели святителя, и мно­гие из его недругов увидели проявление гнева Божия на непра­ведный приговор. В довершение зол несчастье обрушилось на беременную в ту пору августу – у нее произошел выки­дыш. Этого было довольно, чтобы она устрашилась дальней­ших последствий неправедного суда, и по ее пожеланию свя­той Иоанн был возвращен в столицу. Евдоксия направила ему собственноручное письмо, в котором приглашала его вернуть­ся на свою кафедру. Святой изгнанник вначале не хотел возвращаться, настаи­вая на повторном соборном рассмотрении его дела, но импера­тор проигнорировал это требование, возможно, считая прежний собор лишенным какого бы то ни было канонического значения. В конце концов святитель все же решил вернуться. Толпы лику­ющих христиан встречали его на пристани на берегу Босфора. Святой Иоанн вновь стал совершать богослужения в столичных церквах, вновь в них зазвучал его проповеднический голос, обли­чавший людские пороки и, как и прежде, особенно болезненно задевавший сильных мира сего, так что у его врагов не было при­чин слагать оружие – примирения не состоялось. Феофил про­должил интриговать. А через несколько недель после возвращения Иоанна Зла­тоуста на свою кафедру разгорелся новый конфликт между ним и августой. На этот раз причиной послужило водружение вбли­зи Святой Софии серебряной статуи Евдоксии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава первая: «что все мы празднуем святой день Пасхи в один день, а именно в воскресенье после четырнадцатого дня луны первого месяца». Вторая: «что епископ не может вторгаться в парухию другого епископа, но должен довольствоваться управлением вверенным ему Третья: «что епископ никоим образом не может вмешиваться в дела монастырей, посвященных Господу, или насильственно забирать что-либо из их Четвертая: «что монахи не должны переходить с места на место, то есть из одного монастыря в другой, без письма их аббата; они остаются под обетом, данным ими при Пятая: «что ни один клирик не может покидать своего епископа или переходить к другому без разрешения; также не следует никого принимать без рекомендательного письма его епископа. Если же его приняли и отказываются вернуть, то и принимаемый и принявший должны подвергнуться отлучению». Шестая: «что в путешествии епископы и клирики должны довольствоваться предложенным им Также они не должны выполнять священнические функции без позволения епископа той парухии, где они пребывают». Седьмая: «что собор должен созываться дважды в год». Однако ввиду различных препятствий решено было собираться один раз в год, в августовские календы, в месте под названием Восьмая: «что епископ не может из гордыни претендовать на превосходство над другим епископом, но все они почитаются по времени и порядку их посвящения». Глава девятая этого трактата: «что число епископов должно возрастать с увеличением числа верующих». По этому вопросу мы спорим до настоящего Глава десятая о браке: «что не дозволяется ничего кроме законного брака. Пусть никто не творит прелюбодеяния и не оставляет свою супругу кроме как в случае ее измены, как сказано в святом Евангелии. Если кто отошлет прочь жену, с которой сочетался законным браком, он не может взять другую, если хочет быть истинным христианином; он должен или жить один, или вернуть прежнюю жену». Потом эти главы были рассмотрены и приняты; дабы среди нас не возникло никаких преткновений и никакое дело не было бы оглашено неточно, мы решили скрепить наши решения подписями. Это было сделано в упомянутых уже месяце и индиктионе. Если же кто-либо впредь попытается противодействовать или не подчиняться решениям, утвержденным нами в согласии и заверенным нашими подписями, пусть знает, что он будет отлучен от любых должностей священства и от нашего братства. Пусть милость Божия охранит нас всех, живущих в союзе с Его святой Церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/440763/

Точно так же, как и в истории с Августом, Орозий стремится объяснить несчастья, имевшие место в Империи во времена Клавдия, через механизм Божественного наказания. Особым образом прочитывая фразу Светония об антииудейской политике Клавдия, Орозий обвиняет императора в том, что вместе с иудеями из Рима, по его приказу, были изгнаны и христиане, «как люди близкой религии» (VII.6.16). В качестве наказания в следующем году Рим испытал очередной голод (VII. 6.17). Этот механизм Божественного наказания и образ Бога-Судии и милосердного Попечителя христианской Церкви наиболее наглядно демонстрируется Орозием в рассказах об императорах-гонителях. В духе христианских историков начала IV в. Орозий выделяет в качестве центральной темы для первой части седьмой книги «Истории», той части, где рассказ доводится до торжества христианства при Константине Великом , тему гонений на Церковь . Именно рассмотрение истории Великого гонения и связанного с ней «обращения Константина» позволило Евсевию Кесарийскому представить церковную историю в событийном, подлинно историческом ключе. 349 Обращению Лактанций к истории гонений на Церковь обязана своим рождением латинская христианская историография. Уже эти два родоначальника христианской исторической литературы разработали основные подходы к пониманию природы антихристианских преследований. Важнейшим элементом их концепций оказалось включение в исторический процесс сверхъестественных сил, прежде всего Бога. Основываясь на данных «Хроники» Евсевия и Иеронима, Орозий перечисляет десять гонений на Церковь , начиная от преследования Нерона и заканчивая Великим гонением при Диоклетиане и Максимиане Галерии. 350 Подобно тому как императорская власть началась с Августа, гонения на христиан имеют своего родоначальника в лице Нерона. Именно он превращается у Орозия в историческую антитезу Августу. Если всякий император у автора «Истории против язычников» получает свой порядковый номер «от Августа», то гонения отсчитываются «от преследования Нерона». Тем самым Орозий поднимает гонения на самый высокий уровень, ставя их в один ряд с фактом наследования титула Августов, делая преследования христиан, подобно Евсевию, 351 постоянной величиной истории до Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит отметить, что в послание 256 года Дионисия Александрийского (246-265) римскому папе Стефану (253-257) первым поминается Феоктист Кесарийский, а за ним Мазаван Элийский (Евсевий, Церк. история VII,45). Однако спустя десять лет на Антиохийских соборах 264 и 268 г.г. (созванных для рассмотрения тринитарной ереси епископа Антиохийского Павла Самосатского) в деяниях соборов первой следует подпись епископа Тарского Элена, второй Иерусалимского Именэя (260-298) и третьей Кесарийского Феоктиста. В 296 году Палестину посетил римский император Диоклетиан (284-305), сопровождаемый будущим первым христианским императором Константином. В 298 году в мире почившего Именэя на Иерусалимском престоле сменил епископ Замвд (298-300), а спустя два года – Ермон (300-314), при котором на всю христианскую Церковь обрушилось Диоклитианово гонение. В первый год (303) этого гонения в Палестине пострадало очень много христиан, особенно епископов и клириков. Самыми известными среди них являются Скифопольский Прокопий, замученный в июне 303 года при правителе Кесарийском Флавиане, а также диаконы Алфей и Закхей (17 ноября 303 года). В 304 году гонение усилилось. В Газе заживо на медленном огне был сожжен христианин Тимофей, а Агапий и Фекла были брошены на съедение зверям. После отречения императора Диоклетиана в 305 году Августом становится его зять Галерий (305-311), который отдает Палестину, Сирию и Египет в правление своему племяннику Максимину (305-313), вошедшему в историю под именем Максимина Дазы. В начале своего правления Даза внешне снисходительно относился к христианам. Многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников. Христианам даже было разрешено собираться. Главными качествами еще недавно бывшего пастухом Дазы были жестокость и суеверие. Он был окружен магами и философами, которые постепенно внушили ему антипатию к христианам, в следствие чего последовало новое, сопровождаемое бесчеловечной жестокостью гонение. В этот период многие христиане были осуждены на смерть или ссылку. Так 2 апреля 306 года в Кесарии принял мученический венец Апфион. 10 ноября 306 года, прибывший на празднование своего дня рождения Максимин устроил гладиаторские бои, после которых на арену вывели христианина Агапия и напустили на него медведя. Однако медведь не тронул мученика, и тогда Агапия, привязав к ногам камень, бросили в море. 2 апреля 307 года, в день празднования Пасхи, в Кесарии пострадала восемнадцатилетняя дева Феодосия, которая, после долгих мучений, также была брошена в море. Пресытившийся смертью мученицы Феодосии правитель Кесарии Урбан повелел ссылать остальных христиан на рудники в Палестинский город Фано. 5 ноября этого же года, после долгих истязаний, в числе других христиан туда был сослан и Силван, епископ Газский. В этот же день за свободную исповедь Христа был осужден на сожжение известный по всей Палестине Домнин, а старец Авксентий брошен к зверям.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010