38. Там же. - С. 363 39. Там же. - С. 217 40. 1623 г. - Из жалобы православной шляхты Белой Руси и Украины Варшавскому Сейму на притеснения и преследования, чинимые католической и униатской церквами православному населению.//Уния в документах: Сб./сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. - Мн. 1997. - С. 335-336 41. Там же. - С. 338 42. Не ранее 1600 - не позднее 1605 г. - Отрывок из историко-полемического сочинения львовского священника о проникновении католицизма на белорусские и украинские земли//Уния в документах: Сб./сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. - Мн. 1997. - С. 152 43. В.Т. Пашуто, Б.Н. Флоря, А.Л. Хорошкевич. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М. 1982. - С. 187 44. Б.Н. Флоря . Отражение религиозных конфликтов между противниками и приверженцами унии в «массовом сознании» простого населения Украиныи Белоруссии в первой пол. XVII в.//Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в к. XVI - нач. XVII в. Ч. II. - М. 1999. - С. 168 45. Там же. - С. 154 46. Там же. - С. 154 47. Уния в документах: Сб./сост. В.А. Теплова, З.И. Зуева. - Мн. 1997. - С. 380 48. Б.Н. Флоря . Отражение религиозных конфликтов между противниками и приверженцами унии в «массовом сознании» простого населения Украиныи Белоруссии в первой пол. XVII в.//Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в к. XVI - нач. XVII в. Ч. II. - М. 1999. - С. 153 49. Там же. - С. 157, 158 50. Маркевич Н . История Т. III. - М. 1842. - С. 79-81 51. Л .В. Заборовский. Католики, православные, униаты проблемы религии в русско-польско-украинских отношениях к. 40-х-80-х гг. XVII в. Документы. Исследования. Ч.I. М. 1998 г. - С. 31-32 52. Л .В. Заборовский, Б.Н. Флоря . Народно-освободительная война украинского народа и отношение католической, униатской и православной церквей в Восточной Европе в сер. XVII в.//Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в к. XVI - нач. XVII в. Ч. II. - М. 1999. - С. 177

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/russ...

б) Послание 1687 г. епархиальному духовенству о чествовании воскресных и праздничных дней, изд. в Акт. зап. Росс. V, 169. в) Письмо от 25 января 1701 г. к гетману Яблоновскому, где говорит, что принял он унию и просит защиты обижаемому священнику (Дополн. к иностр. Акт. стр. 200). В типографии Шумлянского, кроме «Метрики», издана была только Псалтырь 1688 г. Затем Львовское братство выпросило повеление закрыть типографию его. Замечательно, что Львовское братство ссорилось со всеми епископами Львовскими и всегда усиливалось выставлять себя ревностным к православию, а в епископах своих подмечало каждое пятно. Но в 1704 г. увидело оно, что торговля его православными книгами и под фирмою православия более не обещает ему прежних выгод, и оно приняло унию. 192. Максим Плеско , иеромонах Киевского Флоровского монастыря, написал Летопись Малороссии по 1708 г. Выписки из нее у Маркевича V, 10–83, 92. Григорий Гребенка , набожный судья Гадячский и пред смертию (в 1730 г.) Гадячский полковник, в 1710 г. сочинил весьма любопытную летопись «Небывалая брань Богдана Хмельницкого с поляками, неоконченная и 10 лет спустя по смерти Хмельницкого», описанная на основании «летописей и диариуша войны и показаний старожилов». События 1665–1709 г. описаны кратко, в хронологическом перечне; во прежде того каждое важное событие описано отдельно, с его началом и последствиями. Сочинение писано языком славянским, смешанным с южным народным, и издано в К. 1854 г. Это та самая летопись, которая у Маркевича называется, по владельцу, Писаревскою (Ист. Maл. V, 92 ). б) Северные писатели 193. Иов , первый патриарх России, при самозванцах изгнанник, скончавшийся в Старицком монастыре 1607 г. Он написал службу преп. Иосифу Волокол., которая доселе печатается. Его две речи царю Борису, грамоты – одна об избрании Годунова на царство и другая по случаю войны с Отрепьевым (изд. во II т. Акт. эксп. 1, 5, 8, 28) нисаны с живым одушевлением, пером красноречивым. В I т. Ист. акт. стр. 429–433 обширное послание к Грузинскому царю Александру, где пишет: «Слышим убо в вас церковь Христову разньствующу и попираему развращеньми... Господь наш Иисус Христос рече: ревность дому твоего снесть мя». Кто есть от благоверных и богоразумных, его же не подвиже жалость, зряще церкви мятущияся и видя виноград Богом насажденный, его же обимают вси мимоходящии путем и поедает его инок (чит. юнок) дивий злохитрьством и никтоже может стати противу ярости его, скудости ради духовные...» В рукоп. Синод. библ. два обширные поучительные послания в Грузию. Грамота его к Константинопольскому патриарху – в XII т. Др. вивл. Духовное завещание с подробным описанием своей жизни – во 11 т. Собр. гос. грамот. Подпись – в Альбоме Погодина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Львов Алексей Федорович (17981870) – композитор, автор гимна России Львовский Григорий Федорович (18301895) – церковный композитор Любимова Ксения Федоровна (род. 1927) – исследователь истории захоронений на Бутовском полигоне Люблинский Владимир Сергеевич (19031968) – историк книги, вольтеровед, библиофил Любовь Федоровна (см. Лаврентьева Л.Ф.) Лядов Анатолий Константинович (18551914) – композитор, дирижер M Маврикий (Томин,18911953) – иеродиакон Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря, впоследствии архимандрит, благочинный Троице-Сергиевой Лавры (1950-е) Мазель Лев Абрамович (19072000) – музыковед Макарий (ум. 1563) – архиепископ Новгородский, святитель Московский Макарий – патриарх Антиохийский (XVII в.) Маковский Владимир Егорович (18461920) – живописец Максим – распевщик Троице-Сергиева монастыря (XVII в.) Малер Густав (18601911) – австрийский композитор Малько Николай Андреевич (18831961) – дирижер Мамонтова Александра Саввична (18781952) – первая хранительница музея-заповедника «Абрамцево» Мандельштам Осип Эмильевич (18911938) – поэт Манн Томас (18751955) – немецкий писатель Мансуров Сергей Павлович (18901929) – священник, историк Церкви Мансуровы Мануил (Лемешевский Виктор Викторович, 18841968) – митрополит Мария (см. Годунова М.Т.) Мария Вениаминовна (см. Юдина М.В.) Мария Ивановна Дивеевская (ум. 1931) – блаженная Маркевич Игорь (19121983) – французский дирижер Маркел Безбородый – игумен, распевщик (XVI в.) Мартене Людвиг Карлович (18751948) – политический деятель, редактор первой советской «Технической энциклопедии» Маршак Самуил Яковлевич (18871964) – поэт, переводчик Маслов Николай Александрович– регент в Сергиевой Посаде (первая половина XX в.) Матвеев Николай Васильевич (19091990) регент Ма(о)торин Иван Федорович (ок. 16161735?) – мастер литейного дела, колокольщик Ма(о)торин Михаил Иванович (ум. 1750) – мастер литейного дела, колокольщик Ма(о)торин Федор – мастер колокольного дела (конец XVIhaчaлo XVII в.) Матфей – иеромонах, один из составителей «Сборника лучших церковных песнопений» (1915)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

В декабре открылся сейм. Каждый спешил в Варшаву подать свой голос в важном деле: о целости Речи Посполитой. Все равно были раздражены против Хмельницкого, но не все равно горячо принимались за мысль о войне с ним. Пока время проходило в совещаниях, донесли, что казацкие послы прибыли с прошением. Это были старшины Маркевич, Гурский и Дорошенко. Некоторые сенаторы до того воспламенились мыслью о необходимой во всяком случае войне, что не советовали принимать их. «Это шпионы (говорили они): они приехали сюда с целью выведать, что делается на сейме и какое будет его решение». Но король представлял, что их следует выслушать. «Казаки (говорит польский летописец) явились с видом покорности и почтения, проговорили речь, превозносили в ней великодушие и благодеяния к себе короля, а потом, потупив глаза в землю, поднесли с благоговением прошение от лица Хмельницкого и всего казачества» 479 . Оно заключало в себе такой смысл: «Пусть архиепископы гнезенский и львовский, епископ краковский, великие гетманы – коронный и литовский, воевода ляндскоронский и подканцлер коронный утвердят присягою мир между Речью Посполитою и войском запорожским, а заложниками мира пусть будут князь Вишневецкий, издавна не желавший смут и милостиво обращавшийся с войском запорожским и своими подданными; пан коронный хорунжий Конецпольский, который привез нам стародавнюю привилегию на Чигирине, где пусть и жительствует, и паны: староста белоцерковский Любомирский и обозный коронный (Калиновский), которые пусть пребывают в своих местностях. Все они должны жить у нас без войска и хоругвей, без большой дворни и ассистенции, как заложники, и обращаться хорошо с нами. Просим, чтобы уния, давняя причина всех зол, была совершенно уничтожена, как в Короне, так и в Княжестве литовском и все епископства, кафедры, церкви – были возвращены, чтоб господа униты вперед себе ничего не присваивали коварствами и хитростями и вера наша не подвергалась никаким утеснениям. Свободное русское богослужение должно беспрепятственно отправляться по старине, сообразно своим обрядами во всех городах Короны и Великого Княжества литовского. Духовные и светские паны римского вероисповедания в имениях, как королевских, так и дедичных, не должны принуждать к повиновению себе духовных русской нашей веры, брать с них даней и десятин с церковных имений. По уничтожении унии в Κοроне и Великом Княжестве литовском, униты немедленно должны возвратить неунитам все епархии, кафедры, церкви, земли и имущества, а кто окажется непослушным, того по конституции следует судить, и казнить жестоко. Священники древней русской религии должны пользоваться такими же правами, как и римско-католические не подчиняться светским законам, а жолнеры у них не должны занимать стоянок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

109 Вишневецкий в 1564 г. попался в руки султана изменой; тот велел бросить его на колья; зацепясь ребром, Димитрий трое суток висел и трое суток славил Христа и проклинал Магомета. Пред казнью ему обещали жизнь и свободу за измену вере; он отвергнул. Маркевича Ист. Малор. 1, 47. 48. Когопа Polska Niesieckiego 4, 544, 1743. 111 Русск. Вивлиоф. Полевого, 361–362. Ркп. житие Свят. Ионы. См. Воздвиженского ист. обозр. рязан. иерар. 122. 123. Макарова Заметки о Землях рязан. в Чтен. Моск. Общ. Ист. 1846, 1. 112 См. о Краковской Академии статью в Москвитянине 1845 г. 8. Поссевин писал, что в Ольмоцкой семинарии воспитываются «некоторые из русских». Supl. ad hist. docum. р. 39. Comment. р. 1. 113 У Востокова, в Опис. Муз. грамота князя Константина Острожского, коей жертвуется земля в Турове с тем, чтобы «школу держати» (первоначальную). Стр. 127. 116 По Львовской Русской Летоп. (Ист. Сборн. Погодина 3, 239) в 1623 г. сгорели три православные церкви в предместии краковском. В Кракове, в самом костеле королевского замка, в куполе, остаётся несколько древних славян. надписей над образами; по отзыву Кеппена, эти надписи относятся к началу 14 в. (Список Русск.Памятн. стр. 119). В краковской церкви св. Креста, построенной в 1071 г. и возобновленной 1492 г., совершалось славянское богослужение, до нач. XVI в. Зубрицкий 32–35. 117 Сахарова Обозрение Славяно-русской Библиографии, Спб. 1849 г. 1–44. Шафарик О древлеславянских типографиях у южных славян, Чтен. Мос. Общ. Ист. 1848 г. В южной митрополии в том же веке были ещё изданы: а) в Вильне – Евангелие 1575 г. и Псалтирь 1576 г., Петром Тимофеевым, – Октоих 1582 г., Служебник 1583 г., Катехизис 1585 г., Сборник 1585, Псалтирь 1586 г.; б) в Заблудове близ Вильны у Гетмана Ходкевича – Евангелие учительное 1569 г., Псалтирь 1570 г., Иваном Федоровым; в) во Львове – Апостол 1574 г. диаконом Иваном Фед. (Ж. М. Народ. Просв. 1838 г. О типограф. в Галиции); г) в Остроге – Псалтирь и Новый Завет 1580 г., Библия 1580 г., 1581 г., Хронология 1581 г. Книжка о единой истинной вере 1588 г. См. Строева, Опис. печат. Книг Толстова (М., 1829 г.), Царского (М., 1836 г.), Дополнение (М., 1841 г.), Сахарова Обозр. Библиографии 47–80. Самая первая книга славянской печати – Новый Завет на чешском языке изд. 1475 г. Сахарова Русские древ. памятники, Спб., 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Под его управлением находилось 10 районных благочиннических округов Тернопольской обл. Почаевская лавра и приписные к ней скиты и подворья в Тернопольской и Ровенской областях являлись в 1944-1945 гг. ставропигиальными и находились в подчинении Киевского митр. Иоанна (Соколова) , хотя из-за трудности связей с Киевом фактическое руководство ими в большинстве случаев осуществлял Волынский архиеп. Николай. В связи с восстановлением Львовской епархии митр. Иоанн в нач. июля 1945 г. распорядился передать лаврские скиты в Л. е. в ведение епископа Львовско-Тернопольского, ставшего ранее священноархимандритом лавры (об этом сообщается в письме уполномоченного по делам РПЦ по Ровенской обл. П. Головатова от 20 июля 1945). Летом 1944 г. приступил к обязанностям уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Головатов, в нояб. 1944 г. аналогичную должность по Волынской обл. занял М. С. Диденко. Вероятно, одним из главных заданий у обоих уполномоченных, учитывая специфику западноукр. областей, было выявление «бандитских элементов». Головатов в 1-м квартальном отчете от 25 дек. 1944 г. писал о своих первых действиях на посту уполномоченного: «За провокационные действия и как бандитские агенты арестованы священник с. Здолбица Лука Грищук, священник с. Жернов Яков Маркевич, священник с. Ракитно (очевидно, Федор Паламарчук.- В. П.) и другие… В области свирепствуют бандитские группы, поэтому духовенство встревожено и большинство из них боится открыто проводить патриотическую работу» (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 5. Л. 25 об.). В дек. 1947 г. был определен к закрытию Милецкий Николаевский муж. мон-рь, ликвидированный в янв. следующего года; в с. Мильцы остался действующим кладбищенский Онуфриевский храм. К нач. 1948 г. в Волынской обл. насчитывалось 404 прихода и находившийся в процессе ликвидации Милецкий Николаевский мон-рь, были зарегистрированы 337 священнослужителей, в Ровенской обл. имелось 443 прихода, 7 монашеских общин (Корецкий жен. мон-рь со 135 монахинями, Белевский жен. скит Корецкого монастыря с 9 монахинями, дерманский Троицкий мон-рь с 12 монахинями, дубенский Крестовоздвиженский мон-рь с 13 монахами; приписные к Почаевской лавре обители: Липский Успенский скит в с.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

См. Опис. Киево-Софийск. собора. Киев, 1825 г. Прибавление 17. – «Грамата г. Б. Хмельницкого к патр. Никону просительная». 476 Приемник Сильвестра, Дионисий Балобан жил в Корсуне, а Иосиф Недюбович – Тукальский преемник Дионисия в гг. Камене и Чигиреве: оба они даже не бывали в Киеве. См. истор. Р. иерарх. ч. 1, стр. 290; Оп. Киево Соф. соб. стр. 197. 477 Упомянутый в предыдущем примечании митр. Иосиф имел у себя двух советников поочередно, – сперва – в лице Перемышльского еписк. Антония Винницкого, потом в лице Львовского еписк. Иосифа Шумлянского. Кроме того в тоже время от Алексея Михайловича дано было поручение выдать дела Киевской митрополии Мефодию еписк. Мстиславскому. См. Опис. Киево-Соф. собора стр. 191–196. 478 Иосиф Шумлянский, наприм., называвшийся «администратором Киевской митрополии», чтобы достигнуть кафедры митрополичьей при помощи польского короля Яна Сабесского в 1677-м году тайно подал ему на Гродненском Сейме письменное обязательство о принятия унии. См. оп. Киево-Софийского собора стр. 196. 479 Известно, что когда гетман Дорошенко дал присягу в Константннополе на подданство султану, то патр. Паисий издал грамату, которою предавались анафеме все непослушные этому гетману. См. Истор. Мадорос. Маркевича т. II, стр. 180. «Киев» Аскоченского стр. 206. 480 Иосиф Нелюбовичь-Тукальский, достигший звания митрополита при содействии гетмана Дорошенка был последний из Киевских митрополитов, утвержденных Константинопольским патриархом; он утвержден был в звании митрополита в 1670 г., а умер в 1676 г. в июле месяце. См. Опис. Киево-Соф. собор. стр. 195–196. См. рук. ик. дел патриар. л. 3 обор. и 4. Замечательна эта грамата патр. Иоакима по изображению состояния Малороссийской церкви, – соствляющему ея большую часть и по высказываемой патриархом заботливости; об устройстве Киевской митрополии. Мы считаем не лишним привести эту грамату почти сполна. – «Многое время в малороссийстей царскаго величества стране, в таком многолюдстве христианскаго народа киевския епархия и по царствоваемом граде первом славном граде, именованном Киев, несть начальшейшаго пастыря – киевскаго митрополита и великаго благочестия (яко слышу) оный престол и великая епархия (иже имать под собою и епископы) лишися и доселе той престол вдовствеует.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Последнее известное произведение И.- «Позорище мысленное» создано на Афоне ок. 1615-1616 гг.; И. пишет о том, что он живет в пещере. Упоминание И. содержится в рукописном «Златоусте», посланном в Галичину «от Святой горы чрез Вишенского Иоанна»; в 1617 г. сборник принадлежал иером. Павлу (Домжив-Лютковичу) ( Колосова. 1982. С. 24). В 10-х гг. XVII в. И. послал с Афона западнорус. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор. 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича. 88). В 1621 г. по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) в Луцке прошел Собор правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства. Ряд его решений был направлен на сохранение и распространение «в русском народе веры и догматов Восточной Церкви». Сборник решений Собора получил название «Советование о благочестии». Его составителями могли быть члены Луцкого Крестовоздвиженского правосл. братства, основанного в 1617 г. при участии иером. Павла (Домжив-Лютковича); документ был обнаружен в архиве братства. Мн. рекомендации Собора были составлены под влиянием сочинений И. (в частности, призыв свидетельствовать веру мученичеством). Одно из постановлений Собора было связано с И.: «Послати до Патриарха Константинопольскаго по благословение, помощь и раду, и на Святую Афонскую гору послати, вызвати и препровадити преподобных мужей россов, межи иными блаженных Киприяна и Иоанна пореклом Вишенского, и прочих тамо обретающихся, в житии и богословии цвитущих» (Советование о благочестии. 1845. С. 224, 247-248). Это последнее прижизненное упоминание И. В письме инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сент. 1633 г. И. упоминается как «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский, святогорец». В этом же письме сообщается, что к тому времени списки сочинений И. имелись в киевских мон-рях, в Вильно, в Могилёве, в Кутеинском в честь Богоявления мон-ре , в Манявском скиту ( Голубев. 1898. Т. 2. Прил. С. 35). Древнейшая сохранившаяся рукопись произведений И. (ЛНБ. Колл. монастырских рукописей. 3) относится к 1-й пол. XVII в. и происходит из Подгорецкого Благовещенского мон-ря (ныне с. Подгорцы Бродовского р-на Львовской обл.), восстановленного в сер. XVII в. выходцами из Манявского скита (в 1700 перешел к базилианам ).

http://pravenc.ru/text/469466.html

Иди же, дорогой Константин Иванович, с миром в путь твой, ибо веруем, «яко уготовася тебе место упокоения»! И чувствуя нашу искреннюю, братскую молитву о тебе, помолись и ты о нас всех перед престолом Божьим твоей любящей душой, так умевшей и любившей находить для себя отраду в молитве здесь на земле! Печ. по: Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1908 г. по 1-е октября 1909 г. Год шестой. – Полтава. Электрическая типография Г. И. Маркевича. Панский ряд. 1909. С. 9–11. Памяти о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). Сказано 28 января 1909 года перед панихидой Сегодня исполнилось сорок дней со времени кончины славного русского пастыря отца Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). И мы собрались для молитвы о нем. Имя отца Иоанна известно всем в России, известно и за границей. Где же причина его известности? Причина эта заключается не во внешних особенностях его положения, не в его талантливости, не в его красноречии, она заключается в том, что он внутри себя, в своем сердце, носил то великое сокровище, которое Иисус Христос именует «Царствием Божьим»: «Се бо Царствие Божие внутрь вас есть». Как часто мы думаем, что сила человека заключается в том внешнем могуществе, которым он иногда владеет: в деньгах, власти и тому подобном. Говорят, если бы я был богат, если бы я был знатен, если бы я был даровит, я бы то-то и то-то сделал, я бы всех осчастливил, я бы помогал бедным. В этих словах заключается глубокое заблуждение, и не напрасно сказано в Евангелии: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мр. 10:29–30 ). Отец Иоанн не искал ни славы, ни богатства, и к нему пришли они сами только потому, что он всего себя, все свое сердце отдал Богу. С раннего детства он имел сердце, согретое крепкой верой и горячей любовью к Богу. Вспомните случай из его учебных годов: он поступил в школу, по бедности своего отца-псаломщика, совершенно неподготовленным к занятиям. Учебное дело давалось ему с большим трудом, и он очень отставал от своих товарищей. Но он не упал духом, не опустил рук. В своей родной семье он научился верить, что Бог дает человеку силы и способности. И вот он стал горячо, всем сердцем просить Бога о помощи. И Бог помог ему. Его учебные дела пошли хорошо. И он окончил курс духовной семинарии первым воспитанником и был послан в Академию на казенный счет. Таким образом, отец Иоанн еще в раннем детстве собственным опытом постиг силу веры и действенность молитвы. И этот опыт запечатлелся в душе его навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

303–305), ни реминисценции «Истории Русов» в поэме М. А. Максимовича «Богдан Хмельницкий» (М., 1833), ни описания Сечи и характеристики запорожцев в романах Булгарина («Дмитрий Самозванец» и «Мазепа») – не дают права исследователю говорить о каком-либо значении их для работы Гоголя над «Тарасом Бульбой». Лишь в одном случае можно говорить о возможности отражения в повести Гоголя образов и настроений оригинала; это – «Украинские мелодии» Н. А. Маркевича (М., 1831). «Мелодии» Маркевича основаны на довольно тщательном изучении фольклорных и исторических источников, на непосредственном любовании красотами Украины. Это восторженное любование создало книге Маркевича некоторый успех; оно, повидимому, привлекло к себе внимание и Гоголя. Так, можно предполагать, что на гоголевском описании степи (глава II) отразились следы чтения «Украинских мелодий», где степу уделено особенное внимание. В предисловии Маркевич замечает: «наши травы удивляют европейца; Шерер с восторгом говорит следующее: вся равнина изобилует всякого рода огородными растениями: душистые цветы, которые с величайшим тщанием обрабатывают европейцы, там растут сами по полям, и травы такой высоты, что человек на коне легко в них укрывается» (стр. 34, т. I) (Ник. Маркевич, «Украинские мелодии», М., 1831, стр. VII–VIII). Среди «мелодий» Маркевич посвящает одну специально изображению «степа» (Маркевич особенно настаивает на таком написании этого слова), давая в ней целый комплекс поэтических образов, частично соответствующих и образам Гоголя (заметим, что до 1835 г. в степной части Украины сам Гоголь не бывал): Степ широкий, степ обширный! С первым голосом весны По тебе Украйны мирной Гордо скачут табуны; и т. д. (Маркевич, там же, стр. 46–47) В специальном комментарии к этому стихотворению Маркевич еще раз упоминает это «бесконечное пространство зелени, произведенной рукою природы украинской для украинских табунов», «эти необозримые луга, где, кажется, никогда не оставляла следов нога человеческая». Из других стихотворений Маркевича мог обратить на себя внимание Гоголя переложенный в стихи рассказ «Истории Русов» о сожжении Наливайка в медном быке, с развернутой картиной пестрой толпы, смотрящей на ужасную казнь, как на интересное зрелище: Ребячески буйно народ хохотал И шапками каждый огонь раздувал.

http://azbyka.ru/fiction/mirgorod-nikola...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010