О.Г. Большаков Глава 3. «ГОД ЕДИНЕНИЯ» ПЕРВЫЕ ШАГИ ХАСАНА Али был похоронен той же ночью, с 23 на 24 января 661 г., то ли на южной окраине Куфы у Киндитских ворот, то ли во дворе резиденции. По преданию, Али завещал сделать могилу незаметной, чтобы хариджиты не надругались над его телом. Трудно сказать, насколько это верно, но во всяком случае уже в конце IX в. ее местонахождение было неизвестно 289 . Существующий ныне пышный мемориальный комплекс в Эн-Наджафе не более чем кенотаф. Али не выразил своей воли относительно преемника, хотя окружающие не сомневались, что им должен быть Хасан. Джундаб б. Абдаллах прямо спросил умирающего: «Если мы лишимся тебя, нам присягать Хасану?» Превозмогая боль, Али ответил: «Я не приказываю вам это и не запрещаю: вам виднее» 290 . Наутро Хасан возглавил молитву в соборной мечети и объявил о смерти халифа. Текст этой речи, приводимый историками, мало согласуется с тем, что можно было бы ожидать от подобной речи по нашим представлениям и в соответствии с речами других халифов, произносившимися в подобных обстоятельствах. Можно думать, что значительная часть ее является результатом творчества ранних историков 291 . По окончании речи Убайдаллах б. Аббас предложил присягнуть Хасану. Пример подал Кайс б. Ca'д, первым совершив обряд рукобития. Этим новому халифу гарантировалась поддержка одной из главных фигур халифского окружения. Его примеру последовали и остальные присутствующие 292 . Первой акцией Хасана стало наказание убийцы отца. Согласно одной версии, Хасан зарубил его своей рукой, исполняя последнюю волю умирающего казнить убийцу ударом за удар, но не уродовать. Ибн Мулджам будто бы предлагал отпустить его, чтобы он мог убить My'abuю, а уж потом казнить, но это предложение было отвергнуто. Обезглавленное тело было брошено на растерзание толпе. То, что от него осталось, было завернуто в циновки, облито нефтью и сожжено. По другой версии, казнь осуществил Абдаллах б. Джa'фap. Он приказал сначала отрубить убийце руки и ноги и выколоть глаза, а после обмена с казнимым несколькими едкими репликами велел отрезать ему язык 293 . Этот обмен речами четвертованного с распорядителем казни вызывает большие сомнения; неясно только, в чьих рядах родилась эта легенда: шииты ли хотели таким образом отвести душу за убитого кумира или хариджиты хотели прославить стойкость своего собрата.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Король Саудовской Аравии предложил провести совместную конференцию представителей трех монотеистических религий 25 марта 2008 г. 18:02 Саудовский король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд планирует провести межрелигиозную конференцию, в которой должны принять участие мусульмане, христиане и иудеи. Об этом пишет 25 марта выходящая в Лондоне на арабском языке газета «Аш-Шарк аль-Аусат». Призыв к диалогу между различными религиями — первый со стороны монарха страны, на территорию которой запрещен ввоз любых предметов, связанных с немусульманскими верованиями и культами, включая кресты и звезды Давида. По заявлению короля Абдаллы, представители трех крупнейших монотеистических религий должны действовать сообща, чтобы «защитить человечество». Это заявление саудовский монарх сделал в Эр-Рияде в понедельник. Как отметил в своей речи король, он обсудил идею саммита, направленного на диалог между религиями, несколько месяцев назад в беседе с Папой Бенедиктом XVI . Монарх указал на сходство заповедей в монотеистических религиях и заявил, что обеспокоен распадом семьи как ячейки общества, а также пренебрежением принципом «человечности». По его словам, подобное наблюдается во всем мире. «Я планирую провести встречу на высшем уровне, но не один — я хочу услышать мнение моих братьев-мусульман со всего мира. Мы начнем встречаться с нашими братьями, исповедующими другие веры — как я уже говорил, речь идет о Торе и Новом Завете», — добавил монарх. Король Абдалла заявил, что высшее духовенство королевства выразило согласие на на проведение межрелигиозной конференции. Предложение короля провести в Эр-Рияде межрелигиозную конференцию прокомментировал главный ашеназский раввин Израиля Йона Мецгер. «Наша рука всегда протянута к миру. Мы приветствуем любой диалог, способный положить конец террору и насилию», — отметил Мецгер. Раввин также отметил, что сам он уже «несколько раз заявлял о том, что межрелигиозный диалог является ключом к достижению реального мира». MIGnews.com /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/385637.htm...

Однако не произошло ни того, ни другого. Преемника себе он не назначил, хотя мать настаивала, чтобы он предложил своего брата и ее сына Халида; возможно, этому медлителю не хватило времени для окончательного решения, так как он вскоре скоропостижно скончался, похоже, пав жертвой начинавшейся эпидемии чумы 718 . С его смертью исчезла последняя видимость власти. Некий поэт сказал в связи с его смертью: Вижу, как закипает котел смуты и власть после Абу Лайлы получит, кто ее захватит 719 Растерянные придворные предложили возглавлять молитву до выбора преемника племяннику My'abuu б. Абу Суфйана (по отцовской линии) и Абдаллаха б. аз-Зубайра (по материнской линии) Усману б. Анбасе, но он отказался, заявив, что уезжает к своему дяде Абдаллаху. Выбор Усмана б. Анбасы, как можно думать, определялся тем, что ввиду малой политической значимости он никому не представлялся серьезным соперником. Наиболее естественный преемник My'abuu, Халид б. Йазид, сам не рвался к высшей власти, будучи человеком совершенно иного склада; его интересовали нетрадиционные для мусульман науки: позже он стал известен занятиями химией и переводами с греческого 720 , но на него ставил его двоюродный дядя Хасан б. Малик. Кроме того, реальной политической силой в Сирии после бегства Умаййадов из Медины стали представители родов, параллельных роду Абу Суфйана, прежде всего род ал-Хакама, возглавляемый Марваном б. ал-Хакамом. На фоне горячих событий в Хиджазе и Ираке смерть My'abuu II прошла настолько малозаметно, что ни даты смерти, ни длительности правления никто толком не запомнил; оно определяется в пределах от 40 дней до трех месяцев. Из-за такой неопределенности трудно судить о степени влияния его смерти на быстро развивавшиеся события в Халифате. Средневековые историки излагают ход событий после смерти Йазида таким образом, что создается впечатление, будто между ней и объявлением Абдаллаха б. аз-Зубайра халифом почти нет разрыва. Время призрачного правления My'abuu II совершенно исчезает. Это оказало влияние на соответствующую трактовку событий несколькими поколениями исследователей. Лишь после появления в распоряжении историков «Истории» Халифы б. Хаййата картина стала проясняться 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ал-Хаджжадж узнал об этом и предпринял меры предосторожности: разделил расположения куфийцев и басрийцев, разместил между ними свою стражу (шурта) и перевез казнохранилище в свою ставку. Неясно, сколько времени прошло между присягой заговорщиков и открытым мятежом, который вспыхнул в раби II 76 г. 12 Он начался с того, что Абдаллах б. ал-Джаруд поутру вывел в боевом порядке, со знаменами возглавляемую им группу абдалкайс. Его примеру последовали другие вожди. Абдаллах разрушил мост, соединявший ставку ал-Хаджжаджа с казнохранилищем, и завладел им. Ал-Хаджжадж оказался блокированным с небольшим числом личной гвардии, родственников и приближенных. Ал-Хаджжадж потребовал, чтобы Ибн Джаруд немедленно явился к нему с повинной, угрожая репрессиями родственникам. Тот ответил, что если ал-Хаджжадж добровольно не покинет свой пост, то будет изгнан силой. Ал-Хаджжадж отказался подчиниться. Тогда мятежное войско напало на его ставку, разграбило ее, были захвачены верховые животные и даже две его жены. Ал-Хаджжадж остался непреклонен и требовал, чтобы мятежники немедленно повинились. Видимо, он с оставшимися верными ему людьми укрылся в каком-то укреплении, иначе трудно понять, почему его не тронули во время разгрома ставки. Один из предводителей мятежников, ал-Гадбан б. ал-Каб‘асар, посоветовал Ибн ал-Джаруду немедленно напасть на ал-Хаджжаджа, пока он беспомощен: «Поужинай козленком, пока он не позавтракал тобой». Тот ответил, что дело близится к вечеру и начинать сражение поздно, лучше отложить до утра. В распоряжении ал-Хаджжаджа оказалась целая ночь, и он ее максимально использовал, не поддаваясь малодушным советам своего окружения. Вместо того, чтобы последовать совету начальника полиции Басры сдаться под гарантию безопасности (аман) и уехать к халифу, он начал индивидуальные переговоры с главами отдельных групп об их немедленной сдаче. Это могло казаться странным в его положении, но такая непреклонность заставляла некоторых задуматься. Ему помогло и аристократическое высокомерие вождей мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Арабские завоевания сыграли определяющую роль в истории Н., навсегда отрезав ее от остального христ. мира, за исключением Коптской Церкви (некоторое влияние на Н. продолжали оказывать христ. культуры Вост. Средиземноморья). В ходе завоевания Египта мусульманами арабский полководец Абдаллах ибн Саад (или Укба ибн Нафи) вторгся в Н. (641/2), однако, как считается, потерпел неудачу. Второе вторжение в Нобадию Абдаллах, ставший к тому времени наместником Египта, предпринял в 651/2 г. По итогам похода между нубийцами и мусульманами было заключено компромиссное соглашение, т. н. бакт (от лат. pactum - договор, пакт). Средневек. араб. историки расходятся в понимании этого договора: одни трактуют его как обязательство уплаты Нобадией регулярной дани в обмен на мир и безопасность нубийских торговцев на мусульм. территории, другие рассматривают «бакт» как набор обоюдных обязательств сторон, прежде всего в плане поставок оговоренных товаров. Согласно арабо-мусульм. традиции, помимо договоренности о взаимном ненападении и возвращении беглых рабов и преступников нубийцы взяли на себя обязательство ежегодно поставлять в Египет 360 рабов в обмен на зерно, ткани и вино. В нубийской столице должна была функционировать мечеть, а араб. торговцам гарантировалась свобода передвижения. Однако араб. исторические сочинения, повествующие об отношениях с Н., были созданы неск. веков спустя после описываемых в них событий и не могут считаться надежным источником. Содержание «бакта» было переработано в трудах мусульм. юристов и историков исходя из их собственных представлений о том, как должны выглядеть отношения мусульм. державы с соседями-иноверцами. По нек-рым признакам можно заключить, что арабы потерпели поражение в столкновении с нубийцами в 651/2 г., и лишь в трудах позднейших летописцев поражение превратилось в победу, а «бакт» - в обязательство уплаты дани. Не исключено, что нубийцы воспринимали эти отношения по-другому. В архаичных аграрных обществах Сев.-Вост. Африки был принят ритуальный обмен дарами между правителями сопредельных стран как механизм поддержания мирных отношений и внешнеэкономических связей, которые считались прерогативой царской власти. Возможно, «бакт», никогда не существовавший как письменный документ, обозначал именно такой ритуал периодической отправки даров, за к-рые нубийцы ожидали получить равноценные ответные подарки. Так или иначе, соглашение с араб. наместником обеспечило Н. более полутысячи лет относительно мирного сосуществования с мусульманами.

http://pravenc.ru/text/2577981.html

Итак, когда сицилийский эмир Акхаль, возмутившийся против калифа, был разбит Абдаллахом и искал защиты у катепана Льва Опа 3 , этот последний решился выступить в защиту византийской партии в Сицилии. В то же время снаряжена была большая экспедиция под начальством упомянутого героя, прославившегося в войнах на восточной границе. Сухопутные войска сопровождал флот под предводительством царского шурина патрикия Стефана, который должен был крейсировать с восточной стороны острова, чтобы лишить его поддержки из Египта. Георгий Маниак хорошо понимал важность возложенной на него задачи и принял все меры к тому, чтобы собрать под свою команду все силы, какими только могла располагать тогда империя. Так, в его экспедиции принимали участие патрикий и дука Антиохии Михаил Спондила и вспомогательные иностранные отряды, которыми с конца X в. стала постоянно пользоваться Византия. Между прочим, в этой войне принимал участие знаменитый герой скандинавской саги Гаральд, сын Сигурда, который по смерти своего брата короля Олафа II (1030) прибыл в Византию, точно так же русская дружина и лангобарды князя салернского. В числе лангобардских союзников были и норманны, между которыми особенной известностью пользовались Вильгельм Железная Рука и Дрого, сыновья Танкреда Готвиля, с ними вместе Ардуин, вассал Миланского архиепископа, также получивший известность со времени этого похода. Несмотря на превосходные силы, задача оказалась весьма нелегкой. Хотя Мессина сдалась в начале войны, но потребовалось около двух лет упорной войны, прежде чем Маниак занял твердое положение на острове. Одержав решительную победу над эмиром Абдаллахом при Рометте, Маниак хотел без труда занять на восточной стороне Сицилии до 13 городов. К началу 1039 г. греки подошли к Сиракузам и начали осаду этого весьма укрепленного города. Но осада затянулась на долгое время, когда получен был слух о приближении эмира с новым сильным войском. Произошла новая и решительная битва при Тройне, на северо-запад от Этны (1040), в которой перевес оказался на стороне греческого вождя. После этого дела, по-видимому окончательно предавшего остров под власть империи, без труда сдались Сиракузы, оставалось занять Палермо.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Генерал Дэвид Петреус, назначенный в январе 2007 года для проведения " Большой волны " , определил ее стратегию так: контртеррористическая операция способна принести успех только в том случае, если она сделает власть легитимной в глазах населения. Эту легитимность шиитскому правительству в Багдаде придали как раз те суннитские племена и кланы, которые в борьбе против " Аль-Каиды " встали на сторону американцев. Причем если Вашингтон " принуждал к миру " шиитскую милицию, то Эр-Рияд — суннитские племена. Никто из них не справился бы с подобной задачей в одиночку. Так что не исключено, что король Абдалла и Дик Чейни хорошо поняли друг друга с самого начала, а статья Обайда нужна была лишь для того, чтобы хорошенько промыть мозги непонятливым конгрессменам. Характерно, что когда Тегеран, поняв, откуда дует ветер, послал в Эр-Рияд секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани с предложением совместно работать над стабилизацией ситуации в Ираке, ответом стало краткое интервью короля Абдаллы. Абдалла сказал, что внимательно следит за экспансией шиизма и видит, что " большинство мусульман (то есть суннитов.—  " Власть " ) обладает иммунитетом к попыткам других сект подорвать их историческую власть " . Другими словами, король, как некогда Александр Невский, предпочел союз с " неверными " размыванию своей религиозной идентичности.  Теперь вернемся к сегодняшнему дню. 18 декабря прошлого года последняя колонна американских войск покинула Ирак. И в стране немедленно разразился политический кризис: достигнутая с таким трудом легитимация власти оказалась под ударом. Все началось с интервью, которое дал 13 декабря для CNN заместитель премьер-министра Ирака Салех аль-Мутлак. Он сказал, имея в виду своего босса, премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, что Вашингтон оставляет Ирак с разрушенной инфраструктурой, но с диктатором во власти, который игнорирует соглашение о ее разделе, опирается на силовиков и за последние недели арестовал сотни людей. " Люди не потерпят этого и, скорее всего, потребуют раздела страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Йемен Сложной остается ситуация в Йемене. В подвешенном состоянии находится инициатива Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по внутриполитическому урегулированию в этой стране после того, как президент Али Абдалла Салех неожиданно отказался подписать этот план. Генсек ССАГПЗ Абдель Латиф аз-Зайяни собирается возобновить посреднические усилия и в ближайшие часы вылетит в Сану. Подпись Салеха под «дорожной картой», выдвинутой главами МИД ССАГПЗ после нескольких раундов переговоров с правящей партией Всеобщий народный конгресс (ВНК) и оппозицией, открыла бы путь мирному процессу передачи власти. «Демократический форум» осудил обструкционистскую позицию Салеха и пригрозил вернуться к массовым уличным акциям. «Салех, как любой диктатор, не хочет расстаться со своим постом и делает все, чтобы удержаться», - заявил официальный представитель форума Мухаммед Сабри. В свою очередь, руководитель политотдела ВНК Абдалла Ахмед Ганем указал, что президент «поставит свою подпись только после полного прекращения беспорядков в городах, мятежа в вооруженных силах, а также вылазок сепаратистов на юге и севере Йемена». План ССАГПЗ предусматривает создание переходного правительства национального единства с участием оппозиции и отказ от власти Салеха в пользу вице-президента. Йеменский лидер ошеломил глав МИД соседних нефтедобывающих монархий, открыто обвинив эмира Катара в том, что он является «главным финансистом протестного движения не только в Йемене, но и в других арабских странах». Источник: " Вести " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.06.2023 13:57 В Сирии обсудили проблемы реставрации Пальмиры 01.03.2023 12:02 " Рускатолик.рф " «Мы продолжим жить на нашей земле». Помогите сирийским христианам остаться 19.10.2022 11:37 Монастырю в сирийской Маалюле передан комплекс электрооборудования на базе солнечных панелей 08.09.2022 18:04 Благовест-инфо Сиро-яковитская община Алеппо избрала нового архиепископа взамен похищенного в 2013 году

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отдельные эпизоды из жизни Мухаммада, его поступки и слова, сказанные в определенных обстоятельствах, собраны также в сборниках хадисов 139 . Наиболее ранний из них – «аль-Джами» – составлен Абдаллахом бин Вахбом спустя 130 лет после смерти Мухаммада. Из ранних общепризнанных сборников следует отметить «Аль-джами ас-сахих» имама аль-Бухари, а также «Альджами ас-сахих» имама Муслима. Происхождение Мухаммада Мухаммад ибн Абдаллах происходил из племени курайш и принадлежал к клану Хашим. Он родился в Мекке в небогатой, но знатной семье 20 апреля 571 года н. э. 140 По представлениям мусульман, Мухаммад по прямой линии был потомком сына Ибрахима – Исмаила. Как гласит мусульманское предание, рождению Мухаммада предшествовал ряд необычных событий и явлений. Например, во дворце персидского царя Хосроя неожиданно обрушилось несколько террас и погас горевший до того непрерывно 1000 лет священный жертвенный огонь 141 . Отец Мухаммада – Абдаллах – умер еще до рождения сына во время одной из торговых поездок в Сирию. Мать Мухаммада – Амина бинт Вахб – покинула мир спустя несколько лет после мужа. Потому воспитание мальчика легло на плечи его деда Абдаль-Мутталиба, человека весьма уважаемого, пользовавшегося большим авторитетом у мекканцев. Имя для новорожденного выбрал Абд-аль-Мутталиб. После ритуального благодарения богов Каабы младенца нарекли Мухаммадом, что буквально означает «восхваляемый», или «достойный хвалы». Перед смертью Абд-аль-Мутталиб поручил заботиться о Мухаммаде одному из своих сыновей – Абу Талибу. На протяжении всей своей последующей жизни Абу Талиб относился к Мухаммаду как к собственному сыну. Детство основателя ислама В детстве Мухаммад прекрасно освоил торговое дело и нередко сопровождал торговые караваны. Однажды на пути в Шам 142 юный Мухаммад повстречался с неким христианским подвижником по имени Бахира. Увидев на спине между лопатками двенадцатилетнего мальчика родовую отметину – «печать пророчества», Бахира предсказал ему великое будущее, посоветовав дяде Мухаммада поберечь мальчика и не брать его с собой больше в опасные путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Через Сев. Турцию Н.-халидия проникла на Кавказ, где тарикат вдохновлял горцев Дагестана и Чечни на борьбу против царской России и содействовал образованию гос-ва Имамат, к-рое возглавили ученики 1-го шейха Дагестана Магомеда Ярагского (Мухаммада аль-Яраги (ок. 1771-1838) - Гази-Магомед (1794 или 1795-1832) и Шамиль (1797-1871). Духовным наставником Шамиля был шейх Джамалуддин Казикумухский (1788 или 1792-1866). По нек-рым данным, Шамиль имел титул «халиф» (заместитель шейха), поэтому воинов Имамата называли мюридами, а само горское военное движение при Шамиле стали именовать мюридизмом. Духовным наследником шейха Джамалуддина стал Абу Ахмад (Абдурахман) Согратлинский (1792 или 1793-1882), отец 4-го имама Дагестана Мухаммеда (1839-1877). Далее духовные полномочия переходят к Абу Мухаммаду аль-Мадани, от него - к шейху Шарафуддину Дагестанскому и от последнего - к Абдаллаху Дагестани (1891-1973), к-рый большую часть жизни провел в Сирии. Усыпальница шейха Абдаллаха находится в Дамаске. Преемником Шейха Абдаллаха стал шейх Мухаммед (Мехмет) Назим Киприотский (1922-2014). За годы своей деятельности он создал самостоятельную ветвь Н.- Хаккания, с многочисленными последователями в Европе, США, Канаде, Аргентине, Турции, Ливане и в др. странах. Духовным наследником шейха Назима стал его старший сын Мехмет Адиль, т. е. Мехмет Справедливый (род. в 1957 в Дамаске), а главными помощниками продолжают оставаться зятья покойного шейха ливанцы Аднан Каббани и Хишам Каббани, которого шейх Назим в 1990 г. отправил в США распространять Хакканию. Хишам Каббани возглавляет Высший мусульманский совет Америки, регулярно выступающий с миротворческими инициативами и призывающий к межрелигиозному диалогу. Московскую группу мюридов Хаккании возглавляет вакиль (араб. доверенный) шейх Мурад (Марат Сафин, род. в 1977). В 20-х гг. XX в. шейху Шарафуддину еще удавалось поддерживать нерегулярные контакты с дагестанцами. Он передал изну (иджазу) Маккашарифу из Иргали и Талхату из Хаджалмахи (провел 20 лет в тюрьме и 5 лет в ссылке и ум. в 1970), к-рые в свою очередь передали иджазу Мухаммеду бен Ахмеду из Хабщи, от него иджазу получили внук Абдулвахид (Абдуллаев) и кумык Мухажир из Доргели. Летом 1997 г. Абдулвахид стал халифой (наместником) шейха Мухаммеда Назима по Дагестану. Т. о., классическая линия передачи власти дагестан. шейхами, с одной стороны, развивалась через шейха Шарафуддина и его мазунов, т. е. тех, кто получили право на распространение тариката, а с другой, в кон. 90-х гг. XX в. возвратилась в Дагестан через шейха Мухаммеда Назима.

http://pravenc.ru/text/2564642.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010