Нельзя, впрочем, сказать, что попытка аль-Хакима создать из Египта образцовое измаилитское государство удалась. Уже в 1006 г. Омейядский принц Абу Раква, изгнанный из отечества могущественным майордомом Кордовского халифа Хишама II (976–1009, 1010–1013) аль-Мансуром, стал имамом среди берберов и арабов Барки. Под его предводительством те восстали против аль-Хакима и едва не взяли штурмом столицу Фатимидского халифата, но были разбиты. В отличие от Византии, сохранявшей внутреннюю силу, мир ислама был весь покрыт трещинами и ранами сепаратизма. То берберы воевали с турками, то арабы объединялись с ними, чтобы громить негритянскую гвардию аль-Хакима (его любимая жена была негритянкой). А когда в 1017 г. один измаилит провозгласил в мечети, будто душа Адама переселилась в зятя пророка Мухаммеда, а оттуда в аль-Хакима, едва не вспыхнуло новое восстание. В конце концов аль-Хакиму пришлось спасаться бегством в Даразий, где он и исчез в феврале 1021 г. Слухи о его исчезновении ходили самые разные – одни полагали, что его отравила собственная сестра, другие утверждали, будто он убыл в тайное место, дабы продолжать руководить измаилитами издалека. В любом случае его сын и наследник аль-Захир (1021–1036) был вынужден констатировать факт резкого ослабления могущества своего государства и династии 670 . Для полноты картины заметим, что Багдадский халифат в это время прозябал на задворках истории, руководимый слабыми и во всем зависимыми от турок правителями. В годы, о которых идет речь, в Багдаде правил аль-Кадир Биллах (992–1031). Целиком зависящий от Буидов, он много времени проводил в молитвах и толкованиях Корана, а также в обосновании того бесполезного в практическом отношении факта, что Египетские Фатимиды не связаны с родом пророка Мухаммеда. В 1009 г. в Багдаде произошли столкновения шиитов с сунитами, и для подавления шиитов халиф направил свою личную гвардию, которая залила город кровью. Пожалуй, это было самое яркое событие в его жизни 671 . В связи с гонениями и нестроениями в Египте, Сирии и Багдаде в одночасье византийские владения стали прибежищем для всех гонимых халифом. Правда, и там не все обстояло гладко. Уже в 1008 г. царь Баграт III Багратиони (1008–1014), сын Гургена II, объединив Грузию, создал независимое Грузинское царство, царем которого и был венчан. А его сын и преемник Георгий I (1014–1027) поставил перед собой задачу вернуть себе земли бывшего Тао-Кларджети, не так давно отторгнутые Византией. И потому в 1018 г. он вступил в альянс с аль-Хакимом, чем вызвал гнев императора Василия II. В этом же году царь начал готовить поход к границам Кавказа, для вида заявив, что цель его экспедиции – Сирия. Однако до возмездия было еще далеко – война в Болгарии не позволяла василевсу немедленно рассчитаться с мятежниками. Но, едва покончив воевать с болгарами, царь тут же двинулся на Кавказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительное количество И.-низаритов проживает в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана. К нач. 30-х гг. XX в. религ. лидеры таджик. И. были репрессированы или бежали за границу. В 1936 г. Правительство СССР приняло решение о закрытии границы с Афганистаном, что отрицательно сказалось на связях местных И. с единоверцами за рубежом, восстановленных только после распада СССР. С кон. XX в. в ГБАО ведет активную деятельность Фонд Ага-хана. И.-мусталиты после убийства в 1130 г. фатимидского халифа аль-Амира, сына и наследника Мустали, разделились на хафизитов и тайибитов. Хафизиты признавали имамами поздних Фатимидов и прекратили существование как течение с концом правления Фатимидской династии. Тайибиты после аль-Амира не имеют явленного имама, и ими руководят главные проповедники (араб. «да‘и мутлак»). В кон. XVI в. они в свою очередь разделились на даудитов и сулейманитов. В наст. время глава общины даудитов проживает в Мумбаи. Общая численность даудитов составляет примерно 700 тыс. чел. Сулейманиты в основном живут в Йемене, но резиденция их духовного лидера находится в Наджране, к-рый в 1934 г. перешел под контроль Саудовской Аравии. Общая численность сулейманитов достигает ок. 100 тыс. чел. В религиозно-философской доктрине И. выделяется 2 аспекта: аз-захир (араб.- «внешний»), доступный рядовым членам общины, и аль-батын (араб.- «внутренний, сокровенный»), доступный лишь аль-хавасс (араб.- «посвященные»), занимающим высшие ступени исмаилитской иерархии. «Внешнее» учение включает в себя обрядовые и правовые нормы, обязательные для рядовых членов общины. «Внутренняя» доктрина И. состоит из 2 частей: ат-тавиль (араб.- толкование, разъяснение), т. е. аллегорического толкования Корана, и аль-хакаик (араб.- «истины») - системы философско-богословских знаний о «высших истинах». Религиозно-философское учение И. сложилось под сильным влиянием неоплатоников и гностиков, законченный характер оно приобрело в трудах Хамид-ад-Дина аль-Кирмани (ум. в 1021), в особенности в «Успокоении разума» («Рахат ал-акль», 1020/21). В создании исмаилитской доктрины участвовали ан-Насафи (ум. в 942/3), Хибатулла аш-Ширази (ум. в 1077/78), Ибрахим аль-Хамиди (ум. в 1161/62), автор «Сокровища отрока» («Канз ал-валад»), фактически являющегося комментариями на «Успокоение разума».

http://pravenc.ru/text/674985.html

В 963 г. саманидский везир Мухаммед Балами 1151 составил сокращенную обработку полной редакции труда ат-Табари на персидском языке. При этом он преследовал цель не только дать краткое и более удобное для пользования изложение работы своего предшественника, но, руководствуясь идеей иранского национализма, добавил ряд данных по истории Ирана, прежде всего Хорасана и Средней Азии. В отличие от подлинника ат-Табари обработка Балами пользовалась широкой популярностью в странах Востока. Кроме громадного числа рукописей персидского подлинника 1152 и двух его изданий 1153 , существует турецкий перевод 1154 , переводы на урду и джагатайский языки 1155 . Текст Балами переведен еще в прошлом веке на французский язык Х. Зотенбергом 1156 . В тексте ат-Табари в рассказе о северных народах VI b. нет имени славян, хотя вообще славяне ему были хорошо известны и упоминаются в тексте. Но в полной редакции его труда данные могли быть. Это предположение я строю на сведениях о славянах в трудах более поздних авторов, в значительной мере основанных на своде ат-Табари. В частности, в повествовании мазендеранского историка XIII b. Ибн Исфендийара 1157 , который, по-видимому, пользовался полным текстом «Истории» ат-Табари, имеется рассказ о принце Джамасбе, брате Xocpoba I Ануширвана, бежавшем через Дербент к хазарам и славянам 1158 . Упомянуты славяне в связи с событиями 30-х годов VII b. u b краткой редакции Балами 1159 . Известно, что в VI b. восточную часть славянского мира до Дона и Азовского моря занимали славянские племена антов 1160 . Персы и арабы через хазар или византийцев могли познакомиться с ними 1161 . Если данные о славянах VI – VII bb. в арабских и персидских источниках не возбуждают больших сомнений, то по-иному приходится относиться к появлению в источниках XI – XV bb. в применении к VI b. термина рус. Таких упоминаний известно два: одно у историка начала XI b. ас-Саалиби 1162  и второе у прикаспийского хрониста XV b. Захир ад-дина Мараши 1163 . Ас-Саалиби в известном и из трудов более ранних авторов рассказе о постройке Xocpoboм I Ануширваном Дербентской стены упоминаетнаряду с турками и хазарами русов 1164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сами моголы называли себя тимуридами и бобуридами. Основателем империи Великих Моголов является Бабур Захир-ад-дин Мухаммед, потомок Чингисхана по материнской линии и Тимура (Тамерлана) по отцовской. Бабур происходил из так называемого Моголистана, как в то время назывались территории Средней и Центральной Азии, входившие в состав империи Чингисхана. Поэтому основанную Бабуром династию стали называть Моголами. С лёгкой руки европейских путешественников 17 века династия получила название «Великие Моголы». 30.06.2016 - 11:04 Шрифт при написании отзыва : Шрифт при написании отзыва стал невероятно мелким. В этой буквенной мелкоте, набирая текст, не видишь своих собственных ошибок и опечаток, как в предыдущем моём отзыве, например, где лишняя запятая присутствует и бабуриды написаны через о. Нельзя ли всё-таки сделать шрифт крупнее, чтобы было хорошо видно набираемый текст. Не думаю, что будет практично открывать каждый раз Word для набора текста и уже оттуда копировать его для вставки на сайт, особенно если отзыв небольшой, максимум в пять-шесть предложений. 01.07.2016 - 17:27 Уважаемые Ольги, если у Вас : Уважаемые Ольги, если у Вас есть какая-либо возможность помочь Радонежу в редактировании, то помогите. Сделайте доброе дело! 02.07.2016 - 14:05 Хочется ещё раз обратиться к : Хочется ещё раз обратиться к Ольгам и ко всем, кто имеет возможность помочь Радонежу в редактировании материалов. Если Вы хорошо разбираетесь в этом деле, то свяжитесь с радиостанцией, оставьте свои координаты, пусть Вам отправят по электронной почте какой-либо материал или аудиозапись, а Вы уже отредактируете как нужно и отправите готовый материал на радиостанцию. Ведь подумайте сами, кто занимается редактированием на радиостанции. Может там всего один человек, на которого взвален огромный груз материалов и их нужно все отредактировать, так там уже не просто ошибки увидишь, а буквы перед глазами " поплывут " . А может там просто за неимением проф. редакторов какой-либо хороший человек согласился отредактировать материал во Славу Божию.

http://radonezh.ru/analytics/nemnogo-o-p...

Следующий халиф - аз-Захир (1021-35) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового Патриарха и епископов. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство. Последующие фатимидские халифы так же терпимо относились к христианам и допускали их на важнейшие гос. должности. Это, впрочем, не мешало мусульм. властям время от времени решать свои финансовые проблемы за счет христ. общины. Под давлением мусульм. простонародья халифы иногда смещали христ. чиновников и облагали зиммиев тяжелыми поборами. Особенно часто подобные меры практиковались после начала крестовых походов . Эпоха крестовых походов. Айюбиды (1099-1250) С появлением на Ближ. Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших Фатимидов и образовавших там христ. гос-ва, Египет на 2 столетия стал передним краем борьбы мусульм. и западнохрист. цивилизаций. Неск. раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом. Иерусалимский кор. Балдуин I дважды (1101-1102, 1118) вступал в борьбу с Фатимидами, но не добился успеха. Кор. Амальрик I взял Дамиетту и, воспользовавшись конфликтом Фатимидов с прибывшей из Сирии армией Ширкуха, сумел даже войти в Каир, но вынужден был отступить (1167-1168). Тогда он заключил союз против египтян с визант. имп. Мануилом I (стоит отметить, что на его коронации в К-поле в 1143 г. присутствовал и Александрийский Патриарх Софроний III). Но совместная экспедиция Амальрика и визант. флота также оказалась безрезультатной (1169). В итоге отразивший христ. войска Ширкух стал фактическим правителем Египта; его племянник и наследник Салах ад-Дин сместил слабого фатимидского халифа (1171) и основал династию Айюбидов , объединив исламские силы Египта и Сирии. Через 16 лет Салах ад-Дин наголову разбил крестоносцев и вступил в Иерусалим. В XIII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время 5-го крестового похода (1218-1221) христиане после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248-1250 гг. вторгшаяся в Египет армия франц. кор. Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христ. владения на Востоке оказались в руках мусульман, папы Римские и европ. рыцари не оставляли попыток завоевать Египет. В 1365 г. кипрский кор. Петр Лузиньян на короткое время захватил Александрию, но, не сумев удержаться там, разграбил город и отступил.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Стала независимым гос-вом Бенгалия. К югу от р. Кришна возникло новое индусское гос-во Виджаянагар, успешно противостоявшее попыткам Бахманидов продвинуться на юг. Позже гос-во Бахманидов распалось на 5 султанатов: Берар (1490-1574), Ахмаднагар (1490-1637), Биджапур (1490-1686), Бидар (1525-1619), Голконду (1518-1687). Коалиция этих султанатов в 1565 г. сумела разгромить Виджаянагар. Юг И. был поделен между Биджапуром и Голкондой. Ставшие султанами в Дели Сайиды (1414-1451) считали себя вассалами Тимуридской империи. Они и сменившие их Лоди (1451-1526) не смогли восстановить власть Дели над территориями за пределами Ганго-Джамнского двуречья. Сложившаяся ситуация позволила правителю Кабула Захир-ад-дину Бабуру сравнительно легко захватить Дели и основать новое гос-во. Империя Великих Моголов (1526-1707) Бабур принадлежал к династии Тимуридов, а его мать происходила из рода Чингисхана. Это давало ему как бы двойное право стать правителем. Он не смог отстоять власть в вотчине Тимуридов - Центр. Азии, был вытеснен в Афганистан, откуда и отправился завоевывать И. 21 апр. 1526 г. произошло сражение при Панипате (к северу от Дели). Султанская армия была полностью разбита, и Бабур занял Дели. Правление его было недолгим (1526-1530), но он стал основателем династии, в европ. историографии именующейся Великими Моголами. Государство процветало, пока правили 6 падишахов, вполне заслуживающих титул Великих Моголов: Бабур, Хумаюн (1530-1540, 1555-1556), Акбар (1556-1605), Джахангир (1605-1627), Шах Джахан (1628-1658) и Аурангзеб (1658-1707). Хумаюн правил с перерывом в 15 лет. В эти годы власть в Дели захватил афганский род Сур, наиболее яркий представитель к-рого Шер-шах успел провести неск. адм. и налоговых реформ, значительно укрепивших гос-во. Вернувшийся на престол после смерти Шер-шаха Хумаюн и его сын Акбар во многом продолжили мероприятия Суров. Подлинным создателем империи - ее адм. устройства, налоговой системы, организации господствующего класса - явился Акбар, к-рый всю жизнь воевал.

http://pravenc.ru/text/389577.html

21. Ибн-ал-Вардий (+ 1349) 22. Джемаль-ад-дин ал-Макдисий (+ 1364) 22.1 Извлечение из V-й главы 22.2 Шестая глава. О постройке Абд-ал-Меликом-ибн-Мерваном купола ас-Сахры и о времени этой постройки 22.3 Седьмая глава. Полное и всестороннее описание построек Абд-ал-Мелика и иных в Месджид-ал-Аксе и её длины и ширины 23. Ибн-Халдун (+ 1406) 23.1 Поход Усамы 23.2 Завоевание Сирии 23.3 Численность арабских войск 23.4 Омар в Иерусалиме 23.5 Ибн-Раик 23.6 Хассан-ибн-ал-Джаррах 23.7 Карматы 23.8 Абу-л-Футух 23.9 Иса-ибн-аш-Шейх 23.10 Ахмед-ибн-ал-Муддаббир 23.11 Ибн-Тулун 23.12 Ортокиды в Иерусалиме 23.13 О зиммиях. Договор Омара. 24. Такий-ад-дин ал-Фасий (+ 1428) 24.1 Абу-л-Футух в Рамле 25. Ал-Макризий (+1442) 25.1 Поход Зейда-ибн-Харисы 25.2 Грамата Айле 25.3 Темим ад-Дарий 25.4 Обращение в мусульманство до Ярмука 25.5 Омар в Сирии 25.6 Му’авия 25.7 Перевод диванов 25.8 Притеснения христиан в Египте при омейядах 25.9 Притеснения христиан в Египте при аббасидах 25.10 Указы ал-Мутеваккиля 25.11 Ахмед-иби-Тулун 25.12 Разрушение церкви в Дамаске. Алий-ибн-Иса. Иерусалим. 25.13 Разрушение церкви в Аскалане 25.14 Христиане при ал-Азизе 25.15 Христиане при ал-Хакиме 25.17 Сабит-ибн-Ну’айм 25.18 Избиение омейядов 25.19 Салих-ибн-Алий 25.20 Разрушение церквей при ал-Хади 25.21 Рамла при ал-Амине 25.22 Ал-Ма’мун 25.23 Ал-Мутеваккиль 25.24 Секта в Иерусалиме в 256-м году 25.25 Иса-ибн-Шейх 25.26 Ал-Ихшид 25.27 Джамия ал-Джизы 25.28 Кафур 25.29 Джа’фар-ибн-Фалах 25.30 Карматы 25.31 Алф-текин 25.32 Христиане в 367-м году 25.33 Царствование ал-Хакима 25.34 Восстание джаррахидов и Абу-л-Футух 25.35 Аз-Захир 25.36 Ад-Дузберий 25.37 Возобновление храма Воскресения 25.38 Конфискация имущества храма Воскресения при ал-Мустансире 25.39 Бедр-ал-Джемалий 25.40 Взятие Иерусалима египтянами 26. Абу-л-Махасин-ибн-Тагриберди (+ 1469) 26.1 Лжепророк при Абд-ал-Мелике 26.2 Постройки Абд-ал-Мелика в Иерусалиме 26.3 Ал-Валид 26.4 Сулейман-ибн-Абд-ал-Мелик 26.5 Мухаммед-ибн-Абд-ал-Мелик 26.6 Землетрясение в Иерусалиме в 130-м году

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

1151 Мухаммед Балами происходил из знатного арабского рода. Отец его был преемником известного географа ал-Джайхани в должности везиря Саманидов. Сын также занимал эту должность. Согласно Гардизи Балами умер в 974 г., но по данным Утби был жив еще в 80 – 90-х годах Х в. 1153 Имеется литографированное полное издание персидского текста в 1879 г. в Лакхнау. В 1958 г. в Тегеране вышел первый том по другой рукописи, охватывающей события до середины VII b. 1156 «Chronique de Tabari traduite selon la version persane de Belami». Ed. par H. Zotenberg, v. I – IV. Paris, 1867 – 1874. Новоеиздание – Paris, 1958. 1158 Там же, стр. 153. О славянах в связи с этими событиями упоминает прикаспийский историк XIV b. Моуляна Аулия-улла Амоли (см. его «Тарих-е Руйан». Тегеран, 1934, стр. 25). 1160 Согласно Прокопию Кесарийскому анты жили к северу от Меотиды и по Дону (см. Л. Нидерле. Славянские древности. М., 1956, стр. 32; Б. Т. Горянов. Славянские поселения VI b. – ВДИ, 1939, 1, стр. 311; Б. А. Рыбаков. Анты и Киевская Русь. – Там же, стр. 320; «Очерки истории СССР. III – IX bb.» М., 1958, стр. 46). Маркварт также считал, что славяне с VI b. господствовали до Дона (J. Marquarm. Op. cit., S. XXXIII). 1161 Сам термин «ас-сакалиба» – славяне, вероятно, перешел к персам и арабам от византийцев (см. Т. Lewicki. róda..., str. 7, 86; он же. Znajomos " c» krajów i ludów Europy u pisarzy arabskich IX i X w., str. 100). «Саклаб – обычное у арабов обозначение славян, вышедшее из греко-латинской формы Sclavi» (П. К. Коковцов. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932, стр. 62). 1162 Абу Мансур ал-Хусейн ибн Мухаммед ас-Саалиби (961 – 1038 гг.) – арабский филолог и историк, ок. 1021 г. написал большой труд по истории Ирана и халифата «Китаб ал-гурар ахбар ал-мулук ал-фарси ва-сийарухум» («Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них»). Текст издан в Париже X. Зотенбергом в 1900 г. (с французским переводом). Персидский перевод вышел в Тегеране в 1958 г. 1163 Захир ад-дин написал в конце XV b. «Тарих-е Табаристан ва Руйанва Мазендеран» («История Табаристана, Руйана и Мазендерана» издана академиком Б. Дорном в «Muhammedanische Quellen zur Geschichte der südlichen Küstländer des Kaspischen Meeres», Bd. I, SPb., 1850).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В Евросоюзе к произошедшему отнеслись с опаской – в новом обострении на Балканах Брюссель не заинтересован. «Инциденты с применением насилия на севере Косово необходимо немедленно прекратить, – написал в «Твиттере» Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. – Односторонние и несогласованные действия, угрожающие стабильности, недопустимы. Все открытые вопросы должны решаться в рамках диалога при содействии ЕС. Мы на связи с Белградом и Приштиной». 15 октября на заседании Совета Безопасности ООН глава Миссии ООН по делам временной администрации в Косово (UNMIK) Захир Танин представил доклад генсека ООН Антонио Гутерриша, в котором тот усомнился, что Приштина предупредила о своих действиях руководство KFOR. Докладчик предупредил косовскую сторону, что её действия могут поставить край на грань войны. В ответ присутствовавший на заседании американский представитель нанёс удар по миссии ООН: «UNMIK выполнил поставленную задачу… Мы призываем Совет Безопасности постепенно свернуть миссию, чтобы Косово смогло свободно реализовать свой потенциал и цели». Приштина поддержала американский призыв. Выступившая на заседании «президент Косово» Вьоса Османи заявила: «UNMIK был сформирован 22 года назад в чрезвычайно сложных условиях для создания временной администрации. Я повторяю, временной администрации… Мы призываем потратить бюджет UNIMK на что-то другое, более эффективное». Вдобавок Османи назвала Сербию «раковой опухолью Европы». Её выступление парировал российский представитель Василий Небензя: «Невнятная реакция западных коллег, курирующих и фактически потакающих Приштине, дает последней ощущение вседозволенности и неизбежно провоцирует скатывание к открытому столкновению». Итак, едва удалось отвести угрозу войны, урегулировав ситуацию с запретом Приштиной сербских автомобильных номеров как произошло вторжение спецназа МВД ROSU в ещё не остывшие сербские анклавы. Почему? 11-12 сентября в Белграде проходил саммит, посвященный 60-летию Движения неприсоединения, созданного в 50-е годы ХХ века Гамалем Абдель Насером, Джавахарлалом Неру и особенно Иосипом Броз Тито, который сделал это движение всемирным, пригласив страны Латинской Америки и Океании. Первая конференция Движения неприсоединения прошла в 1961 году в Белграде, и с тех пор Югославия играла в нем ведущую роль. Ставшая ее правопреемницей Сербия имеет там только статус наблюдателя, но 60-летие Движения неприсоединения стало для Сербии поводом напомнить о том, что она не собирается вступать ни в какие военные блоки, включая НАТО, и придерживается принципов неприсоединения.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/18/vystre...

   001    002    003   004     005    006