Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБДАЛЛАХ ЗАХИР [Захер; араб.    ] (1680 или 1684, Хама, Сирия - 30.08.1748, мон-рь Мар-Ханна), диак., арабо-униатский писатель и церковный деятель. Происходил из семьи прокатолич. ориентации, что определило формирование его мировоззрения. Ок. 1701 г. переселился в Халеб, где сотрудничал с иезуитской миссией, редактируя переводы на араб. язык лат. полемической лит-ры. Первые десятилетия XVIII в. были временем формирования арабо-униатской общины в Антиохийском Патриархате, что сопровождалось острейшей борьбой между правосл. и сторонниками католичества (см. Арабо-униаты). А. З. принял активное участие в богословских спорах, написав в 1720 г. опровержение на сочинение правосл. полемиста Гавриила Филадельфийского; трактат А. З. имел большой успех в католич. кругах и вызвал резкое недовольство Антиохийского Патриарха Афанасия III Даббаса . В нояб. 1722 г. А. З. покинул Халеб и провел остаток жизни в мон-рях Горного Ливана (Мар Ханна, Антура и др.). Эта территория, заселенная маронитами и практически не контролировавшаяся тур. властями, была надежным убежищем униатов и главным очагом католич. пропаганды на Востоке. А. З. вел переписку с иезуитами, занимался лит. деятельностью, участвовал в церковной жизни арабо-униатской общины и избрании иерархов. Одним из главных дел его жизни стало создание книгопечатания у арабо-униатов. Владея профессиональными навыками ювелира, А. З. сам изготовил литеры и др. типографское оборудование. Первые опыты книгопечатания он предпринял в нач. 1726 г., однако регулярная издательская деятельность была налажена лишь с 1734 г. (в мон-ре Мар Ханна, где А. З. и скончался). Типография, существовавшая на средства иезуитов и европ. купцов, печатала богослужебную и полемическую лит-ру зап. и араб. авторов. Перу А. З. принадлежит 14 оригинальных произведений, гл. обр. полемического характера, направленных на пропаганду католич. догматов и опровержение правосл. богословов, в т. ч. его современников Илии Фахра и митр. Софрония (буд. Софрония II К-польского). А. З. написал также комментарии к Евангелию и псалмам и ряд др. работ. Кроме того, он обрабатывал переводы с европ. языков католич. богословской лит-ры и литургических текстов (свыше 34 названий); многие из этих работ были изданы им самим или после его смерти. От А. З. осталось также большое эпистолярное наследие. Лит.: Bacel P. Abdallah Zakher//EO. 1908. T. 11. P. 218-226, 231-237, 263-272; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 191-201; Nasrallah J. L " imprimerie au Liban. Harissa, 1949. P. 26-35. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62436.html

Фаррухзад (Шахрвараз) 630 Борандохт 630 Пероз II 630 Азармедохт 630–631 Хосров III 631 Йездигерд III 632–651 В 636–651 Иран завоеван арабами и включен в состав исламского Халифата 8. Арабский халифат а) «Праведные халифы» Абу Бакр 632–634 Умар (Омар) I 634–644 Усман (Осман) 644–656 Али 656–661 б) Омейяды (в Дамаске) Муавия I 661–680 Йазид (Язид) 680–683 Муавия II 683–684 Марван 684–685 Абдальмалик 685/8–705 Валид I 705–715 Сулайман 715–717 Умар II 717–719 Йазид II 720–724 Хишам 724–743 Валид II 743–744 Йазид III 744 Ибрахим 744 Марван II 744–750 в) Аббасиды (в Багдаде) Абдаллах ас-Саффах 750–754 Абдаллах аль-Мансур 754–775 Мухаммад аль-Махди 775–785 Муса аль-Хади 785–786 Харун ар-Рашид 786–809 аль-Амин 809–813 аль-Мамун 813–833 аль-Мутасим 833–842 аль-Васик 842–847 аль- Мутаваккиль 847–861 аль-Мунтасир 861–862 аль-Мустаин 862–866 аль-Мутазз 866–869 аль-Мухтади 869–870 аль-Мутамид 870–892 аль-Мутадид 892–902 аль-Муктафи 902–908 аль-Муктадир 908–932 аль-Кахир 929,932–934 ар-Ради 934–940 аль-Муттаки 940–944 аль-Мустакфи 944–946 В 945 Багдад захвачен Бундами, лишившими халифа светской власти и основавшими султанат Ахмад Муизз ад-Даула (султан) 945–967 аль-Мути (халиф) 946–974 Хосров Азуд ад-Даула (шаханшах) 977–983 ат-Таи (халиф) 974–991 Самсам ад-Даула (султан) 983–987 Баха ад-Даула (султан) 989–1012 Султан ад-Даула (султан) 1012–1021 аль-Кадир (халиф) 991–1031 аль-Каим (халиф) 1031–1075 В 1055 Багдад захвачен Сельджукидами, которые сменили Бундов в качестве султанов Тогрул-бек (султан) 1055–1063 Алп-Арслан (султан) 1063–1072 Малик-шах (султан) 1072–1092 аль-Муктади (халиф) 1075–1094 аль-Мустазхир 1094–1118 аль-Мустаршид 1118–1135 ар-Рашид 1135–1136 аль-Муктафи 1136–1160 аль-Мустанджид 1160–1170 аль-Мустади 1170–1180 ан-Насир 1180–1225 аз-Захир 1225–1226 аль-Мустансир 1226–1242 аль-Мустасим 1242–1258 В 1258 халифат ликвидирован монголами 9. Сельджукиды Рума Сулейман ибн Кутулмыш 1077–1086 Дауд Кылыч-Арслан I 1092–1107 Малик-шах 1107–1116 Рукн ад-Дин Масуд I 1116–1156 Изз ад-Дин Кылыч-Арслан II 1156–1188

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемник Евфимия Кармы на Антиохийской кафедре патриарх Евфимий III Хиосец (1635-1647) внес свой вклад в мелькитскую культуру как живописец и покровитель образования. Наряду с распространением привозных икон греч. и рус. письма в Сирии в сер. XVII в., после 300-летнего перерыва, возродилась местная мелькитская иконопись. Первым арабо-христианским художником Нового времени стал Юсуф аль-Мусаввир († после 1667), переводчик, каллиграф, миниатюрист и иконописец, человек из ближайшего окружения патриарха Макария (см.: Арабская Псалтырь/Подгот.: Вал. В. Полосин и др. СПб.; Воронеж, 2005; Михайлова А. И. Лицевая араб. рукопись перевода греч. хронографа XVII в.//ППС. 1966. Вып. 15(78). С. 201-207). После смерти Павла Алеппского и Макария аз-Заима культура правосл. арабов пережила заметный спад во всех сферах за исключением иконописи, где на смену Юсуфу аль-Мусаввиру пришел его сын Нима, очень плодовитый мастер (работал между 1675 и 1722). Продолжателем многих тенденций «М. р.» может считаться Антиохийский патриарх Афанасий III Даббас (1685-1694, 1720-1724). Он много переводил с греческого, а также сумел воплотить в реальность мечту Мелетия Кармы и Макария аз-Заима о создании араб. книгопечатания (типография в Снагове под Бухарестом в 1701, типография в Халебе в 1706). В то же время лит. деятельность халебских мелькитов-филокатоликов нач. XVIII в. ( Абдаллах Захир , Николай ас-Саиг), а также антикатолич. полемика правосл. арабов XVIII в. не могут считаться продолжением «М. р.», т. к. это идеологическое противостояние определялось совсем др. историческими обстоятельствами и культурными импульсами (см. в ст. Мелькитская католическая Церковь ). Лит.: Graf. Geschichte. 1949. Bd. 3; Icônes Melkites: Exposition organisée par le Musée Nicolas Sursock du 16 mai au 15 juin 1969/Éd. V. Cândea. Beyrouth, 1969; Nasrallah. Histoire. 1979. Vol. 4. T. 1; Lumières de l " Orient chrétien: Icônes de la collection Abou Adal. Beyrouth, 1997; Agn è s-Mariam de la Croix. Icônes arabes, mystères d " Orient. [S. l.], 2006; Панченко К. А. Ближневосточное Православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516-1831. М., 2012; он же. Мелькитский проторенессанс//Каптеревские чт. М., 2013. Т. 11. С. 72-87; он же. Православные арабы: Путь через века. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2562944.html

2016. 1/2(41/42). С. 159-196). В 1694 г. патриархи-соперники примирились на условиях закрепления патриаршей власти за Кириллом и передачи Афанасию в управление Халебской епархии. В Риме не одобрили этот шаг Афанасия и продолжали считать его Антиохийским патриархом. Занимая пост Халебского архиерея, Афанасий не препятствовал деятельности лат. миссионеров в своем диоцезе. Значительная часть мелькитов Халеба, в т. ч. из ближайшего окружения Афанасия, как его секретарь Абдаллах Захир , уже в нач. XVIII в. склонялись к католичеству. Одним из направлений униат. движения была попытка реформировать уклад жизни монашества по образцу католич. монашеских орденов с их жесткой дисциплиной и ориентацией на активность в миру. Группа монахов-филокатоликов во главе со священниками Сулейманом и Герасимом в 1696 г. покинула мон-рь Баламанд и основала в дер. Эш-Шувайр в Ливанских горах мон-рь св. Иоанна Крестителя (Дайр-Мар-Юханна), куда устремились выходцы из Халеба, тяготевшие к монашеской жизни. Среди 1-го поколения шувайрских монахов выделяются Никифор (в миру Насралла) Карма (1678-1729), избранный в 1720 г. верховным настоятелем конгрегации шувайритов, и Максим (в миру Михаил) Хаким (1685/89-1761), миссионер-проповедник, впосл. занимавший высокие посты в униат. иерархии (патриарх Максим II). Чувствуя растущую мощь католич. мира на Ближ. Востоке, патриарх Кирилл V в 1716 г., в разгар очередной неудачной войны османов с европ. державами, предпринял попытку пойти на сближение с Римом. При посредничестве Евфимия Сайфи и Серафима Танаса он отправил Римскому папе Клименту XI ряд посланий, где признавал его главенство и правильность католич. догматов. Однако вскоре Кирилл свел к минимуму контакты с Папским престолом, а в 1719 г. присоединился к соборному решению об отлучении Евфимия Сайфи. Причиной смерти патриарха Кирилла (янв. 1720), по утверждению ряда правосл. авторов, было его отравление францисканскими миссионерами ( Haddad. 1982). На Антиохийский престол претендовали Афанасий Даббас, поддержанный францисканцами испан. и итал. происхождения, и Евфимий Сайфи, за к-рым стояли иезуиты и франц. дипломаты. Афанасий вышел победителем благодаря своим связям с Фанаром. Однако в К-поле ему не вполне доверяли и потребовали явиться в столицу и письменно подтвердить приверженность Православию. Афанасий присоединился к антикатолич. кампании, инициированной греч. патриархами, и лично переводил на араб. язык греч. полемическую лит-ру. По настоянию высшего правосл. клира Высокая Порта начала преследования католиков в Сирии. Абдаллах Захир в 1722 г. бежал в Горный Ливан. Евфимий Сайфи был на недолгое время арестован, а вскоре после освобождения скончался (нояб. 1723). Сам Афанасий умер в июле 1724 г., причем францисканский миссионер и правосл. игумен до последнего момента боролись за право напутствовать умирающего и т. о. подтвердить его приверженность своему исповеданию. Становление М. к. Ц. (1724-1831)

http://pravenc.ru/text/2562942.html

В кон. XVII - нач. XVIII в. стала складываться особая культура мелькитов-католиков, ориентированная на римско-католич. духовную традицию. Характерно, что обращение мелькитов к гуманитарному наследию лат. Запада не сопровождалось интересом к достижениям Европы в области естественных и точных наук. Зап. миссионеры и их араб. сотрудники выполнили большой объем переводов западноевроп. богословской лит-ры, которая вошла в обиход элитарных кругов мелькитской католич. общины. Образовательный уровень мелькитов был одним из самых высоких среди этноконфессиональных групп Ближ. Востока благодаря опоре на созданную миссионерами систему просвещения. Первое поколение униатских иерархов и идеологов прошло через миссионерские школы Леванта, с нач. XVIII в. лучшие ученики заканчивали образование в Италии. В нач. XIX в. мелькиты стали создавать собственную систему образования (семинария в Айн-Тразе, 1811; семинария в бывш. патриаршей резиденции в мон-ре Дайр-эль-Мухаллис, 1828). Католич. пропаганда опиралась на развитую систему книгопечатания. Оригинальная униат. лит-ра была представлена гл. обр. жанрами религ. полемики и историографии, а также популярной на араб. Востоке поэзии. Становление мелькитской католич. общины сопровождалось появлением множества полемических трактатов и посланий, ожесточенной идейной борьбой с православными. Богословские аргументы, как правило, заимствовались из сочинений испан. и итал. иезуитов XVII-XVIII вв. Крупнейшими из униат. богословов-полемистов были Евфимий Сайфи, Абдаллах Захир, Юсуф Бабила, Герман Адам. Летописание мелькитов также было тесно связано с задачами религ. полемики. Юханна аль-Уджайми, 1-й историограф общины, долго учился в Риме и фактически был арабоязычным представителем римско-католической историографической школы. Он составил историю Антиохийских патриархов от апостольского века до своих дней, стремясь включить М. к. Ц. в антиохийскую церковно-культурную традицию. Др. летописцы ставили перед собой более ограниченные задачи, фиксируя текущую политическую историю, часто подаваемую в полемическом ключе (халебская городская хроника Нимы ибн аль-Хури Тумы († 1770); компилятивная дамасская хроника 1782-1841 гг., опубл. под псевдонимом Михаил ад-Димашки). Поэт и историк Никула ат-Турк (1763-1828) оставил описание экспедиции Наполеона Бонапарта в Египет, шувайрский мон. Ханания (Анания) аль-Мунайир (1756 - после 1830) обобщил ранние исторические записи монахов своей конгрегации и составил ряд трудов по церковно-политической истории Ливана и ордена аш-Шувайрия.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

К ордену аш-Шувайрия по состоянию на 60-е гг. XVIII в. принадлежало 8 обителей (в т. ч. 2 женские), расположенных по склонам хребта Ливан и в долине Бекаа, на землях, пожалованных маронитскими, друзскими и др. феодалами. В 1785 г. орден насчитывал 178 чел., в основном выходцев из Халеба, а также ливан. горцев. Самым известным главой конгрегации был Николай ас-Саиг (1692-1756), крупный церковный деятель и поэт, вступивший в ряды шувайрской братии в 1716 г. и избранный верховным настоятелем в 1727 г. Именно с ним связана окончательная переориентация мелькитского монашества с вост. аскетической созерцательности на пропагандистскую и просветительскую деятельность. Николай ас-Саиг разработал монастырский устав по образцу правил свт. Василия Великого и в 1754 г. отослал его в Рим на утверждение. Виднейшим представителем ордена шувайритов был диак. Абдаллах Захир, автор множества богословских и полемических трудов и основоположник униат. книгопечатания. С 1734 г. в Эш-Шувайре действовала единственная в то время на араб. Востоке типография, выпустившая на протяжении XVIII в. 30 изданий, большей частью литургических и переводных богословских текстов. Из рядов шувайрских монахов в 1-й пол. XVIII в. вышло 5 митрополитов. Сфера влияния конгрегации включала Бейрут, Кесруан и весь север Патриархата вплоть до Диярбакыра. В ордене аль-Мухаллисия преобладали выходцы из Дамаска, а также из Юж. Ливана и селений плато Каламун, связанные с Кириллом Танасом и его кланом. Зона деятельности проповедников ордена охватывала юж. часть Ливанских гор, палестинское побережье до Яффы, Хауран, Дамаск, Каламун. Жизнь ордена тоже определялась василианским уставом, утвержденным в Риме (1745). Среди монахов конгрегации аль-Мухаллисия наиболее известны Юсуф Бабила, церковный деятель, богослов и проповедник ( 1787), и Юханна аль-Уджайми (1724-1785), мн. годы обучавшийся в Италии и ставший 1-м историографом мелькитской католической общины. Между 2 конгрегациями существовало сильное соперничество, обусловленное принадлежностью к разным землячествам и выражавшееся в спорах об особенностях обрядов и о степени строгости монастырского устава. Эти дебаты породили обширную полемическую лит-ру. Было проведено неск. Соборов, на к-рых оппоненты пытались сгладить противоречия.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Почитание святых Сергия и Вакха распространилось по всему Востоку; построены храмы в Босре, Маалюле, Каире. Мощи (предположительно главы) святых хранились в церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Им поклонялись русские паломники — инок Антоний (1200 год) и Стефан Новгородец (около 1350 года). В XV веке мощи могли быть вывезены в Европу (часть их находится в Венеции). Город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, был захвачен и разграблен Хосровом II в 616 году. А арабы, захватив его 30 лет спустя, переименовали Сергиополис в Расафу. В конце VIII века она пострадала от землетрясения, но продолжала развиваться, ее население состояло из христиан и мусульман, мирно живущих друг с другом. Расположенная в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафа постепенно утратила свое политическое и экономическое значение, и в 1269 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил ее жителей переселиться в Хаму и Саламию. В 1907 году немецкие археологи начали раскопки в этих местах. Основные результаты публикуются с 1984 года в сборниках, издаваемых в городе Майнце. Обнаружена базилика «С», апсида которой была покрыта мозаикой. Сегодня захват этого святого для христиан места боевиками и ставит под угрозу сохранение находящихся там храмов V–VI веков. Крепость Халабия Ко времени правления византийского императора Юстиниана I относится и перестройка крепости Халабия на правом берегу Евфрата. Она была основана около 270 года знаменитой царицей Пальмиры Зенобией. Стены крепости были укреплены в середине VI века при участии архитектора Исидора Младшего (восстановившего купол Софийского собора в Константинополе); внутри крепости возведено несколько трехнефных христианских базилик, от которых сохранились части стен, обмеренных в 2007–2009 годах франко-сирийской группой исследователей. Но значительная часть построек так и осталась не обследованной. Пальмира Значительным центром христианства в IV–VII веках была Пальмира, расположенная в оазисе Сирийской пустыни и упоминаемая в 3 книге Царств (ср.: 9, 18) как Фадмор. В этом центре епископии Антиохийской Православной Церкви преимущественно в VI веке было построено несколько базилик с росписями. От них остались только нижние части стен. Огромный античный город, более известный постройками I–III веков (в том числе времени правителя Одената и его жены Зинобии) и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, подвергается разграблению боевиками «Исламского государства», захватившими его 20 мая 2015 года.

http://pravoslavie.ru/82536.html

Почитание святых Сергия и Вакха распространилось по всему Востоку; построены храмы в Босре, Маалюле, Каире. Мощи (предположительно главы) святых хранились в церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Им поклонялись русские паломники — инок Антоний (1200 год) и Стефан Новгородец (около 1350 года). B XV веке мощи могли быть вывезены в Европу (часть их находится в Венеции). Город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, был захвачен и разграблен Хосровом II в 616 году. А арабы, захватив его 30 лет спустя, переименовали Сергиополис в Расафу. В конце VIII века она пострадала от землетрясения, но продолжала развиваться, ее население состояло из христиан и мусульман, мирно живущих друг с другом. Расположенная в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафа постепенно утратила свое политическое и экономическое значение, и в 1269 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил ее жителей переселиться в Хаму и Саламию. В 1907 году немецкие археологи начали раскопки в этих местах. Основные результаты публикуются с 1984 года в сборниках, издаваемых в городе Майнце. Обнаружена базилика «С», апсида которой была покрыта мозаикой. Сегодня захват этого святого для христиан места боевиками и ставит под угрозу сохранение находящихся там храмов V–VI веков. Крепость Халабия Ко времени правления византийского императора Юстиниана I относится и перестройка крепости Халабия на правом берегу Евфрата. Она была основана около 270 года знаменитой царицей Пальмиры Зенобией. Стены крепости были укреплены в середине VI века при участии архитектора Исидора Младшего (восстановившего купол Софийского собора в Константинополе); внутри крепости возведено несколько трехнефных христианских базилик, от которых сохранились части стен, обмеренных в 2007–2009 годах франко-сирийской группой исследователей. Но значительная часть построек так и осталась не обследованной. Пальмира Значительным центром христианства в IV–VII веках была Пальмира, расположенная в оазисе Сирийской пустыни и упоминаемая в 3 книге Царств (ср.: 9, 18) как Фадмор. В этом центре епископии Антиохийской Православной Церкви преимущественно в VI веке было построено несколько базилик с росписями. От них остались только нижние части стен. Огромный античный город, более известный постройками I–III веков (в том числе времени правителя Одената и его жены Зинобии) и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, подвергается разграблению боевиками «Исламского государства», захватившими его 20 мая 2015 года.

http://e-vestnik.ru/analytics/drevnyaya_...

В то же время в Египте деятельность православной церкви была парализована, не замещались опустевшие архиерейские кафедры; эпоху аль-Хакима пережил только один мелькитский епископ. В 1014 г. халиф разрешил зиммиям переселяться из Египта; начался массовый исход христиан в византийские владения. Из оставшихся в Египте не мусульман значительная часть приняла ислам, часто неискренне. В последние годы своего правления аль-Хаким, увлекшийся новыми религиозными исканиями, прекратил гонения на христиан и даже смотрел сквозь пальцы на нарушения своих антихристианских установлений. 118 Следующий халиф аз-Захир (1021–1035 гг.) и регентша Ситт аль-Мульк, сестра аль-Хакима, отменили все ограничения, наложенные на не мусульман. Православные получили возможность избрать нового патриарха и епископов. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, снова со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно переходили в христианство. Последующие фатимидские халифы так же терпимо относились к христианам и допускали их на важнейшие государственные должности. 119 Это, впрочем, не мешало мусульманским властям время от времени решать свои финансовые проблемы за счет христианской общины. Под давлением мусульманского общественного мнения халифы иногда смещали христианских чиновников и облагали зиммиев тяжелыми поборами. Иерусалимские патриархи снова выступили посредниками в восстановлении отношений между Византией и Фатимидами. В 1023 г. патриарх Никифор был отправлен Ситт аль-Мульк в Константинополь с сообщением о восстановлении прав христиан в Египте и просьбой о возобновлении торговли и заключении мирного договора. Переговоры были продолжены в 1032 г.: император Роман III добивался права назначать иерусалимского патриарха и отстроить храм Гроба Господня. Окончательное соглашение было заключено в 1036/7 г. Византия получила возможность со всей пышностью восстановить храм, что было сделано в 40-е гг. XI века; грандиозная постройка производила сильное впечатление на современников. 120 Византийская Антиохия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

228 Говоря о возрасте Константина XI, Сфрандзи считает текущий год как целый (см.: Schreiner P.Op. cit., s.289–290). При этом историк сам называет дату рождения Константина – 8 февраля 1405 г. Следовательно ему только шел 49-й год. 229 Династия Палеологов правила с 1259 г.: Михаил VIII (1259–1282), Андроник II (1282–1328), сын и соправитель Андроника II Михаил IX (1295–1320), Андроник III (1328–1341), Иоанн V (1341–1391), Мануил II (1391–1425), Иоанн  VIII (1425–1448), Константин XI (1448/49–1453). 232 Идея соотношения тела и его частей традиционна для византийской литературы (см.: Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами XIV в. – ВВ, 1979, 40. с. 20). 233 О переговорах между правительством Константина и Венецией см. Dolger F. Regesten, 3539, 3541, 3548, 3552. 234 Глава русской делегации на Ферраро-Флорентнйском соборе митрополит Исидор, грек по национальности, подписал акт об унии церквей, после чего был назначен папой легатом для Литвы, Лифляндии и России, а в 1439 г. сделался кардиналом (см. Казакова Н. А. Указ. соч., с. 8). Был прислан в осажденный Константинополь для  повторного заключения унии (Dolger F. Regesten, 3534). 236 По всей вероятности, имеется в виду мамлюкский султан ад-Захир Сайф ад-дин Ахмед (1438–1453) (см.: Босворт К. Э. Указ. соч., с. 100). 237 О попытках византийского правительства найти союзников накануне падения Константинополя см.: Guilland R Les appels de Constantin XI Paleologue a Rome et a Venise pour sauver Constantinople (1452–1453). BS, XIV, 1953, p. 226–244. 238 Прославленный венгерский полководец, воевода Трансильвании Ян Гуниади (см.: Moravcsik Gy. Ungarisch-byzanminische Beziehungen zur Zeit des Falles von Byzanz. – Acta antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1954, s. 350–360). 239 Альфонс V Арагонский, король Сицилии и Неаполя  (о посольствах к нему см.: Dolger F. Regesten, 3546, 3549, 3551). 242 Когда мальчик... с ним – это предложение в греческом тексте может быть понято еще следующим образом: «...будто когда замышлял сделать это с мальчиком» (см. также Pertusi А. Ор. cit., р. 424, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006