В VII-VIII вв. Герат и Систан покоряются арабами, принесшими на территорию совр. А. ислам. В IX в. основатель династии Сафаридов в Систане под знаменами ислама завоевал еще неск. районов, входящих в территорию совр. А. Новая религия достаточно быстро распространилась в Хорасане (совр. Иран) и на севере страны. Однако в районе Кабула ислам окончательно утвердился лишь к нач. XI в. Процесс распространения его на остальной территории А. растянулся на много веков. Последними в ислам были обращены в 90-х гг. XIX в. жители высокогорного района на востоке страны, получившие название нуристанцы (Нуристан - страна света). С 1923 по 1973 г. А. являлся конституционной монархией. После свержения кор. Мухаммеда Захир Шаха 17 июля 1973 г. страна была провозглашена республикой. 27 апр. 1978 г. Народно-демократической партией А. был совершен гос. переворот и к руководству пришли левые прокоммунистические силы. Страна стала именоваться Демократической Республикой Афганистан. В нояб. 1987 г. ей было возвращено прежнее название - Республика Афганистан. С дек. 1979 по февр. 1989 г. в А. находились советские войска. В апр. 1992 г. к власти пришли исламские группировки и было провозглашено Исламское Государство Афганистан. Сразу после этого в стране развернулась ожесточенная междоусобная борьба, обострившаяся с выходом на политическую арену движения «Талибан». В окт.-нояб. 2001 г. совместные действия сил антиталибского Объединенного фронта и международной антитеррористической коалиции нанесли сокрушительный удар по движению талибов. 27 нояб.- 5 дек. 2001 г. в Бонне проходила межафган. встреча под эгидой ООН. В соответствии с достигнутым соглашением создана временная (на 6 месяцев) коалиционная администрация и определена схема дальнейших действий по формированию структур гос. власти в А. На следующем этапе должна быть созвана традиц. всеафган. ассамблея - Лойя джирга, к-рая сформирует переходные органы власти на 18 месяцев и подготовит проект новой конституции страны. По завершении этого срока очередная Лойя джирга создаст постоянные органы власти и примет конституцию. Законодательство о вероисповедании

http://pravenc.ru/text/77072.html

Согласно религиозно-философским представлениям И., Бог (абсолют), недоступный пониманию, породил «Мировой Разум», который в свою очередь породил «Мировую Душу». «Мировая Душа» создала видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением «Мирового Разума» стали 7 пророков, первые 6 из которых - Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса (ср. Адам , Авраам , Ной , Моисей , Иисус ) и Мухаммад . Каждый из них открывал новый этап Божественного откровения. Земным воплощением «Мировой Души» являются «наследники» (араб. «васы»), состоящие при каждом из пророков (напр., ап. Петр при Иисусе, Али при Мухаммаде) и разъясняющие скрытый смысл их посланий. В каждую эпоху каждому васы наследовали 7 имамов, которых называли «завершители» (араб. «атимма»), поскольку они хранили истинный смысл божественных текстов с т. зр. их внутреннего и внешнего содержания. Седьмой имам повышался в ранге и становился пророком следующей эпохи, отвергая религ. закон предшествующего времени и провозглашая новый. Мухаммад бен Исмаил был 7-м имамом в 6-ю эпоху - эпоху ислама. В определенный момент он ушел в сокрытие как Махди. По возвращении он станет 7-м пророком и начнет заключительную эпоху. Однако он не принесет новый религиозный закон, заменяющий закон ислама, но откроет человечеству скрытые внутренние истины всех предшествующих поколений. Мухаммад бен Исмаил станет также последним имамом - эсхатологическим имамом Махди. В заключительную эпоху вечные истины предстанут без иносказаний и символов, не останется различий между внешним (араб. «захир») и внутренним (араб. «батын»), буквой шариата и внутренним духовным смыслом. Мухаммад бен Исмаил будет справедливо править до тех пор, пока существует физический мир. Важную роль в исмаилизме играет представление о концепции, пронизывающей весь универсум жизни, что в конечном счете объясняет и разумный порядок космоса, и жизненную активность сущего. Исмаилитские мыслители разработали концепцию «баланса» (араб. «тавазун»), макроструктур мироздания, в к-рых отдельные элементы соответствуют друг другу. Тайное об-во «Братья чистоты» («Ихван ас-сафа»), существовавшее в Х в., включало И. или было близко к ним.

http://pravenc.ru/text/674985.html

Сторонники Алидов не признали власти Аббасидов и продолжили политическую борьбу, однако мн. противники Омейядов признали и поддержали власть Аббасидов. Кроме того, у шиитов в связи с вопросами о передаче имамата тому или иному потомку Али в сер. VIII в. образовалось 2 группы: крайние (гулат) (кайсаниты, хатабиты, мугириты, исмаилиты , мансуриты и др.), к-рых упрекали в прямом или косвенном обожествлении Али, и умеренные ( зайдиты , имамиты). Политическая активность зайдитов привела к образованию ряда гос-в - Идрисидов в Сев. Африке (789-926), зайдитских гос-в в Табаристане (863/4-928) и Йемене (901-1962). В наст. время основная часть зайдитов сосредоточена в Йемене, где они составляют больше половины населения (Сев. Йемен). Общины зайдитов имеются также в Саудовской Аравии, Пакистане и др. странах. Имамиты, признающие 12 имамов из рода Али (др. название - «иснаашариты» - двунадесятники), также доказали жизнеспособность своей доктрины; династии Буидов стали править в Иране (934/935) и Ираке (945). В XVI в. шиизм имамитского толка был объявлен офиц. вероисповеданием в Иране. Имамат рассматривается его сторонниками как божественное установление и продолжение пророчества. Пророчество имеет 2 аспекта - внешний (захир) и внутренний (батин). После смерти Мухаммада закончился период, когда носителем откровения и толкователем его внутреннего смысла был Мухаммад. В период имамата началось раскрытие «внутреннего» смысла религии, что породило представление о непогрешимости и сверхъестественных знаниях носителей имамата - имамов из рода Али и, как следствие этого, признание их непререкаемого авторитета в вопросах светской жизни и религии. Важным положением их доктрины стало учение о «скрытом» имаме, «владыке эпохи» (сахиб аз-заман), с приходом к-рого имамиты связывают открытие истинного смысла Корана и единобожия и установление божественной справедливости. В Иране эта доктрина сыграла важную роль в консолидации оппозиционных сил вокруг «людей религии», к-рые противопоставили правлению шаха «законное, исламское правление» - вилайят аль-факих. «Обновитель» (муджаддид) шиитской доктрины верховной власти аятолла Хомейни проповедовал идею «исламского правления» как исполнения «божественного повеления» (амр Аллах). Такое правление не похоже ни на царское, ни на шахиншахское, т. к. единственным правителем и законодателем является Аллах. Шиитские имамы в Иране, придя к власти, провозгласили идеальной моделью управления гос-вом практику Мухаммада, первых халифов и шиитских имамов, не разделявших И. на религию и политику (Ислам. 1991. С. 99).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Следующий халиф – аз-Захир (1021–1035) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового патриарха и епископов, которых лишились во время гонения. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливали разрушенные храмы, со всей пышностью отмечали церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство . С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших фатимидов и образовавших там христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Несколько раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом. В XII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время пятого крестового похода (1218–1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248–1250 г.г. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика XI после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет. Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, который привел к гонениям против «неверных». Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находилась кафедра православного митрополита, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха. То же повторилось при захвате этого города крестоносцами в 1249 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полисемантичность текстов привела к тому, что учение И. А. подверглось глубокой трансформации как у его сторонников, так и противников. Там, где И. А. в силу свойственных ему представлений об изменчивости бытия и относительности любых суждений о жизни намеренно что-то важное и значительное не договаривал и нарочито «смазывал» точное определение тех или иных положений или ситуаций, комментаторы стремились добиться ясности и конкретности, расставляя собственные акценты, отсутствующие в учении И. А. Т. о., «открытая» и диалектичная схема И. А. воспринималась как «закрытая» и статичная, не допускающая 2 толкований. При этом внешние признаки (терминология, система образов и понятий, доказательства и примеры) оставались теми же, но в совокупности получалась иная теория, автором крой можно было бы считать аль-Кунави, аль-Кайсари, аль-Кашани, Ираки, Абд аль-Карима аль-Джили, Джами, Исмаила Хакки Бурсеви или др. комментаторов текстов И. А., но не его самого. Последователи и противники И. А. лучше воспринимали внешнюю сторону его учения, тонкости его философского мышления чаще всего ускользали от них, что послужило одной из причин полемики вокруг наследия И. А. Учение о творении Причина творения, согласно учению И. А., состоит в стремлении надмирного и самодовлеющего Абсолюта, называемого Сущностью (аз-зат), Реальностью (хакк), Единством (ахадийа), к самолицезрению и самопознанию в предметах сотворенной Вселенной (халк). Это стремление побуждает беспредельный и абстрактный Абсолют являться (таджалла) в сущностях мира, самоограничиваясь (такаййуд) и самоконкретизируясь (тааййун) в них. С т. зр. И. А., беспрестанное явление божества в мире в бесконечных образах не меняет извечной трансцендентной сущности (аз-зат) божества и не прибавляет ей свойств, ранее не присущих. Творение мира происходит внутри Абсолюта: он является сам себе как бы со стороны, оставаясь при этом единым. Т. о., творение представляет собой переход божества из состояния закрытости (батин) в состояние очевидности (захир), к реализации бытийных потенций, от века заложенных в его природе.

http://pravenc.ru/text/200421.html

по: Смирнов А. В. 1993. С. 175). Свобода воли, т. о., интерпретируется как милость Аллаха. Стремление Абсолюта к самопознанию и самолицезрению в чем-то ином, нежели он сам, побуждает его, согласно Корану, «не нуждающегося в мирах», создать Вселенную и ее обитателей. В «Мекканских откровениях» это стремление характеризуется как любовь Аллаха к самому себе и к своему инобытию в образах и явлениях сотворенного мира. Рассмотрев различные виды любви, И. А. пришел к выводу, что все они сводятся к взаимной любви между Творцом и его творениями, причем только в человеке любовь Аллаха встречает осмысленный отклик, все прочие создания любят его слепой, «природной» любовью. Онтологическая функция любви состоит в том, что это чувство служит ключом к «расшифровке» бытия: познание происходит в процессе погружения «влюбленного» в созерцание предмета своей любви, т. е. Аллаха. Эта любовь «безрассудна» и доступна лишь как надрациональное, сверхчувственное «вкушение» (заук), которое исключает из познания разум с его статичными стереотипами и формальными доводами и единственно способно постичь непрестанно меняющегося Аллаха. Инструментом познания служит не разум, а сердце мистика, воспринимающее все бесчисленные теофании, но не привязывающееся, подобно разуму, ни к одному из них. Любовь растворяет личность человека и его бытие в бытии Аллаха (фана). Аллах как высшая единосущная реальность, с т. зр. И. А., предстает в скрытой, неощущаемой и непознаваемой форме (батин), к-рую невозможно определить и к-рая не допускает никакой множественности, и в видимой форме (захир), в к-рой эта Реальность проявляется во всем многообразии и множественности существ, сотворенных ею по своему желанию и подобию. Т. о., бытие для И. А. представляет собой проявление единой божественной Сущности в бесконечных и беспрестанно меняющихся образах материального мира, выполняющих роль зеркал Абсолюта. В то же время Абсолют сам оказывается «космическим зеркалом», в которое «смотрятся» материальные сущности, обладающие различными атрибутами и характеристиками, Абсолют оказывается «скрытым» их отражениями «подобно тому, как поверхность простого зеркала скрыта образами предметов, отраженных в нем».

http://pravenc.ru/text/200421.html

Это обстоятельство только способствовало укреплению и без того сильной и независимой позиции турок, и так долгое время фактически контролировавших Багдад. И когда в это смутное время объявился некий Абуль Харис Арслан аль-Бесарири, заявивший о необходимости разрушить Халифат и свергнуть халифа, несчастный аль-Каим-Биамриллах обратился не к Буидам, которым было не до него, а к султану турок-огузов Тогрул Беку (1038–1063), основателю будущей великой династии Сельджуков. И тот легко справился с поставленной задачей, но... себе на пользу. Об этом рассказ у нас будет впереди 734 . Тем временем Египетские Фатимиды, во главе которых стал сын таинственно скрывшегося аль-Хакима Аз-Захир (1021–1036), могли наконец заполучить вожделенную Сирию. Но, к несчастью для Фатимидов, царственный юноша вскоре умер от оспы, а его сын, 7-летний ребенок невольницы-негритянки, аль-Мустансир (1036–1094), по вполне понятным причинам никак не мог управлять государством. Власть фактически перешла в руки его матери, создавшей в короткое время негритянскую гвардию численностью до 50 тыс. человек. Жестокая и необразованная женщина, она скоро перессорила между собой всех аристократов и, постоянно опасаясь заговоров, отстранила от командования войском единственного уважаемого солдатами полководца Дизбирия, завоевавшего Сирию. Неудивительно, что турки, влияние которых не ограничивалось отнюдь лишь Багдадом и Хорезмом, в скором времени стали чувствовать себя в Египте хозяевами положения 735 . Поэтому, возвращаясь к Роману Аргиру, скажем, что на фоне этих нестроений у того были неплохие шансы вернуть Византии сирийские владения. Но для этого во главе войска должен был стоять не философствующий гражданский чиновник, а железный полководец типа Фоки или Цимисхия. Летом 1030 г. император торжественно и пышно прибыл в Антиохию, словно давая театральное представление, а не готовясь к сражениям. Прознав о намерениях царя, сарацины направили к Роману Аргиру послов с уведомлением о своем нежелании начинать войну. Они напомнили императору, что не давали повода для войны, четко соблюдали свои обязательства перед Римской империей, но если Аргир решится воевать, Бог им будет судьей. Видимо, Аргир действительно прогневал Господа, поскольку удача никак не желала признать его своим избранником. Едва греческая армия выступила из Антиохии, как тут же попала в засаду и потерпела поражение от войска эмира Алеппо. Первыми оставили боевые порядки царские телохранители – о причинах этого скажем чуть ниже, а затем побежало и остальное войско. Армия потеряла весь свой обоз, и врагам даже достался царский походный шатер с множеством драгоценностей. Сам император едва спасся бегством, но потом собрал остатки войска и держал совет со стратигами о том, что делать дальше. Видимо, почувствовав тайные желания императора, командиры предложили василевсу вернуться в Константинополь, а войну оставить военачальникам; Аргир тут же согласился 736 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее авторитетным шиитским сборником считается свод аль-Кулини, в к-ром собрано более 16 тыс. ахбаров. Представители шиитского джафаритского мазхаба считают также авторитетными работы Ибн Бабуйи ас-Садука и аш-Шайха ат-Туси. Пять корней веры (усуль ад-дин) По преданию, пророк Мухаммад на вопрос о составляющих мусульм. религии (аль-дин) ответил, что они включают веру (аль-иман), исполнение религ. предписаний (аль-ислам) и совершенствование в искренности веры, или нравственную добродетель (аль-ихсан). В то же время каждый мусульм. мазхаб, признавая все 3 принципа, обычно особо выделяет один. Ханафиты, напр., подчеркивают значение веры, ашариты - важность соблюдения религ. предписаний, ханбалиты (позднее Ибн Тамийя) - значение «подлинной традиции» (т. е. Корана и Сунны); нек-рые из ханбалитов уделяют особое внимание намерению (нийа) человека, совершающего тот или иной поступок, для оценки его религии. Суфии выделяли в религии 3 стадии - очное следование Корану и Сунне, духовное самосовершенствование и самонаблюдение, достижение истинного знания об Аллахе и даже соединения с ним. В широком смысле слова ад-дин как область духовного противопоставлялась ад-дунайя - области материального. Трактовка соотношения этих понятий, степень их противопоставления и область действия каждого из них и в наше время составляют важнейший элемент религ. и политической полемики мусульман. В вере (аль-иман) мусульм. богословы выделяли 3 основных элемента - словесное признание истинности Аллаха (каул), его Писаний и пророков; осознание сердцем (внутреннее согласие) истинности Аллаха; добрые дела и исполнение религ. обязанностей и предписаний И. Мурджииты ставили во главу угла словесное признание веры (каул), мутазилиты считали, что поступки человека, т. е. исполнение им религ. обязанностей, являются доказательством его веры. Ханбалиты полагали, что вера, как словесное признание истинности Аллаха, и добрые дела должны быть согласованы с Сунной и иметь правильные (добродетельные) намерения. В зависимости от понимания сущности веры мусульм. богословы высказывали различные т. зр. и на возможность увеличения и уменьшения веры. Напр., мутазилиты полагали, что вера может увеличиваться или уменьшаться, а мурджииты отстаивали ее неизменность. Совр. суннитские богословы подразделяют веру на 3 вида - веру на основе традиции, веру на основе знания и веру как внутреннюю убежденность. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому, а исмаилиты делят веру на внешнюю (захир) - словесное признание (каул) и внутреннюю (батин) - убежденность в сердце.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Разделы портала «Азбука веры» Введение Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом. В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т. д. Для подобного сравнения нужна иная таблица – «христианство и учения «крайних» шиитов». Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» – исламский мистицизм суфиев , утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я – истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922 г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом. Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

султан подошел к городу с огромными метательными машинами и с сильным войском. Дело началось мелкими стычками под стенами и, хотя христиане не щадили своих сил и энергии, можно было предвидеть, что им не удержаться перед врагом. В мае к Акре прибыл король кипрский Генрих [ 12 ] с небольшим вспомогательным отрядом, но он оставался здесь не больше десяти дней и, видя, что осада угрожает неминуемым падением города, вернулся на Кипр, за ним последовало до трех тысяч беглецов из Акры. Несколько раз египтяне делали приступ, причем разрушили часть стены и врывались в город. Осажденные собрали последние усилия, мужественно отразили мусульман и поспешно заделали обвалившуюся стену, но было ясно, что против нового приступа Акра не устоит. 18 мая было последнее и решительное дело. Магометане с особенной силой ударили по стенам Акры, сломали одни ворота и густыми толпами ринулись в город. Многие тысячи пали жертвой меча, множество женщин и детей было взято в плен и продано в рабство. Египтяне не оставили в Акре камня на камне и сравняли город с землей. Хотя за христианами оставались еще некоторые города и замки в Сирии (Бейрут, Сидон, Тир и другие), но держаться здесь они уже не считали возможным, и вскоре после 18 мая сирийский берег был вполне свободен от христианских поселений. Мусульманский мир, казалось, бесповоротно завладел Сирией, Палестиной и Египтом, лишив христиан всех позиций на Востоке. Монгольский хан Хулагу (ок. 1217-1265) — внук Чингисхана, основатель династии в Персии. В 1258 г. захватил Багдад, присоединив владения абассидов к монгольской империи. С большим трудом покорив Сирию, не смог ее удержать, потерпев поражение от египетских войск. Покровительствовал христианам и питал интерес к наукам. Бейбарс — Бейбарс I аз-Захир Сейф ад-Дин ас-Салихи (1223-1277), египетский султан с 1260 г., из династии Бахри (Египетских мамелюков). Окончательно вытеснил крестоносцев из Антиохии (1268 г.), успешно воевал с монголами и армянами, однако его попытка захватить Кипр окончилась неудачей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002   003     004    005    006