При императоре Юстиниане Великом (527–565) была завершена перестройка в камне стен города с 50 башнями. Возведены три огромные каменные подземные цистерны для воды (13 м высотой), а также огромный паломнический комплекс с собором Святого Креста (назван и датирован 559 годом по надписи, прочитанной в 1977 году), который в IX веке пришлось укрепить дополнительными арками, колоннами и контрфорсами. Почитание святых Сергия и Вакха распространилось по всему Востоку; построены храмы в Босре, Маалюле, Каире. Мощи (предположительно главы) святых хранились в церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Им поклонялись русские паломники — инок Антоний (1200 год) и Стефан Новгородец (около 1350 года). B XV веке мощи могли быть вывезены в Европу (часть их находится в Венеции). Город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, был захвачен и разграблен Хосровом II в 616 году. А арабы, захватив его 30 лет спустя, переименовали Сергиополис в Расафу. В конце VIII века она пострадала от землетрясения, но продолжала развиваться, ее население состояло из христиан и мусульман, мирно живущих друг с другом. Расположенная в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафа постепенно утратила свое политическое и экономическое значение, и в 1269 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил ее жителей переселиться в Хаму и Саламию. В 1907 году немецкие археологи начали раскопки в этих местах. Основные результаты публикуются с 1984 года в сборниках, издаваемых в городе Майнце. Обнаружена базилика «С», апсида которой была покрыта мозаикой. Сегодня захват этого святого для христиан места боевиками и ставит под угрозу сохранение находящихся там храмов V–VI веков. Крепость Халабия Ко времени правления византийского императора Юстиниана I относится и перестройка крепости Халабия на правом берегу Евфрата. Она была основана около 270 года знаменитой царицей Пальмиры Зенобией. Стены крепости были укреплены в середине VI века при участии архитектора Исидора Младшего (восстановившего купол Софийского собора в Константинополе); внутри крепости возведено несколько трехнефных христианских базилик, от которых сохранились части стен, обмеренных в 2007–2009 годах франко-сирийской группой исследователей. Но значительная часть построек так и осталась не обследованной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И привели его (Константина.– К. П.) к правителю и заплатили семь кейсов. И послал он привести архиереев, [которые пребывали] поблизости от Дамаска, и приказал им… поставить его (Константина. – К. П.) Патриархом. И поставили его Патриархом и дали ему имя Действительно, епархии Сайданаи, Хаурана, аз-Забдани и Ябруда/Памфилии находились ближе всего к Дамаску. Может быть, именно этим и объясняется состав митрополитов, рукополагавших Кирилла, а не хитроумными расчетами покойного Патриарха, ставившего на кафедры окрестных епархий своих приверженцев. Из записки самого Кирилла о его хиротонии (см. приложение 2) явствует, что те его выборщики из числа священников и диаконов, происхождение которых можно установить, были уроженцами Дамаска или ближайшей округи. Таким образом, история о поездке Кирилла и дамасского паши в Бейрут и насилиях над местными христианами представляется вымышленной. Вполне очевидно, что избрание Кирилла было победой халебской христианской элиты (в которой Ханания занимал видное место), а также, в значительной степени, дамасской. Дамасские священники и диаконы составили основную массу выборщиков, и именно их Кирилл рассматривал как кадровый резерв при замещении овдовевших кафедр. Дамасский хури Неофит ибн аз-Захир в начале 1680-х гг. был возведен на халебский престол, некий Иоасаф ибн Халаф, похоже, родственник Насраллы Халафа, участвовавшего в избрании Кирилла, стал в кон. XVII в. митрополитом Сайданаи (см. приложение 2, примеч. Дамаскинец Михаил (Евфимий) ас-Сайфи, с молодых лет близкий к Кириллу, в 1682 г. был поставлен тиро-сидонским   Фанар: вкус власти Кто стоял за Кириллом, достаточно ясно. Сложнее определить круг его противников. В их ряду выделяется фигура митрополита Хамы Неофита Хиосский грек, племянник Патриарха Евфимия III ас-Сакизи (1635–1647 гг.), он выступал как представитель еще одной земляческо-клановой группировки. Греческое присутствие в Антиохийской Церкви на протяжении большей части XVII в. было не очень значительным, но заметно, что главную роль тут играли выходцы с Хиоса.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОРОФЕЙ I ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дорофей I (+ после 1419), патриарх Иерусалимский (до 1377/78? - между 1405 и 1419?) Сведения о биографии патриарха Дорофея I можно почерпнуть лишь из колофонов нескольких рукописей, созданных в Палестине на рубеже XIV и XV веков. Происхождение его не вполне ясно - патриарх писал по-гречески, однако владел и арабским письмом. Видимо, он принял монашество в достаточно зрелом возрасте, т. к. имел сына Феофила . Был монахом монастыря вмц. Екатерины на Синае , потом - лавры прп. Саввы Освященного в Палестине. Дата избрания на патриарший престол неизвестна, Ж. Насралла считает, что это произошло до 1377/78 года. Русский паломник архимандрит смоленского Богородичного монастыря Агрефений оставил описание патриаршего богослужения в Иерусалиме на Пасху 1375 года, однако не сообщил имени патриарха; возможно, им был Дорофей. В библиотеке Иерусалимской Патриархии сохранилось несколько богослужебных книг, переписанных патриархом Дорофеем. Они помечены датами 1382-1384, 1389, 1401-1402. Он упоминается также в колофонах других писцов под 1391 и 1405 годами. В одной из рукописей приводится титул Дорофея I: " Божией милостью патриарх Иерусалимский, всея Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданской земли, Святого Сиона и Каны Галилейской " . В научной литературе упоминается также грамота египетского султана от 1410 года на имя патриарха Дорофея, где за ним утверждается право отпирать и затворять дверь храма Гроба Господня , однако подлинность этого документа сомнительна, тем более что султан Захир Сейф ад-Дин Чакмак, которому приписывается грамота, жил на 30 лет позже. В старости Дорофей покинул патриарший престол, передав его сыну Феофилу , - подобные теократические династии не были редкостью у ближневосточных христиан, в т. ч. православных, как арабского, так и греческого происхождения. Известна рукопись, изготовленная по заказу Дорофея уже после ухода его с патриаршего престола и датируемая 1419-1424 годами. Позднейшая иерусалимская историографическая традиция приписывала ему 38 лет патриаршества. На этом основании А. И. Пападопуло-Керамевс предлагал условно датировать правление патриарха Дорофея 1380-1418 годами.

http://drevo-info.ru/articles/13679469.h...

В февр. 1021 г. халиф аль-Хаким был убит в результате заговора, возглавленного его сестрой Ситт аль-Мульк. Во главе гос-ва встал молодой наследник аз-Захир, при к-ром Ситт аль-Мульк исполняла регентские функции. Все ограничения, наложенные на иноверцев в правление аль-Хакима, были окончательно отменены. Христиане, покинувшие Египет в годы гонений, переселялись обратно, а те, кто были насильственно обращены в ислам, безнаказанно возвращались в христианство. Похоже, Ситт аль-Мульк, происходившая по материнской линии из правосл. среды, особенно покровительствовала правосл. Церкви на землях халифата. В 1023 г. Ситт аль-Мульк отправила Н. во главе посольства в К-поль, чтобы официально проинформировать визант. императора о прекращении гонений на христиан в фатимидских владениях и просить о восстановлении торговых отношений, прерванных в 1016 г. в ответ на антихрист. политику аль-Хакима. Н. встречался с К-польским патриархом свт. Евстафием I , изложил ему правосл. исповедание веры, после чего имя Н. по распоряжению имп. Василия II Болгаробойцы было включено в диптихи К-польской и Антиохийской Церквей. Известие о кончине Ситт аль-Мульк прервало дипломатическую миссию Н. и заставило его вернуться на Ближ. Восток в апр. 1024 г. Переговоры о нормализации отношений между империями возобновились в 1031 г. Визант. имп. Роман III Аргир среди проч. условий выдвигал требования передать ему право назначения Иерусалимских патриархов и разрешить восстановить на свои средства храм Гроба Господня, а также позволить христианам отстроить все разрушенные церкви во владениях аз-Захира. Халиф был готов принять все условия, касавшиеся статуса православных, за исключением возвращения церквей, уже обращенных в мечети, однако переговоры приостановились из-за разногласий по поводу принадлежности ряда пограничных территорий. Тем временем палестинские христиане подверглись новым бедствиям. В 1033 г. местные власти разрушили ряд церквей внутри и вне Иерусалима, в т. ч. церковь на Сионе, чтобы использовать камень для перестройки стен Иерусалима и Рамлы. Катастрофическое землетрясение зимы 1033/34 г. привело к огромным жертвам и разрушениям в Рамле, Иерихоне, Наблусе и Акке, пострадали мн. церкви и мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2565514.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И Вы, Судия Вселенной? Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал т. н. «ПЦУ» 08.11.2019 2662 Время на чтение 3 минуты Сегодня Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время Литургии в храме Святых Архангелов в районе Эз-Захир в столице Египта помянул имя Думенко в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей. По окончании Литургии Патриарх Феодор II разъяснил присутствующим в храме о своем решении, в связи с чем митрополитом Гвинейским Георгием было официально зачитано решение Александрийского Патриархата о признании автокефалии «ПЦУ», сообщает Orthodoxia.info . На странице «ПЦУ» в Фейсбуке говорится следующее: «С радостью сообщаем хорошую новость: блаженнейший папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II в пятницу, 8 ноября, во время божественной литургии в храме Архангелов в столице Египта впервые помянул имя блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Епифания как предстоятеля автокефальной Православной церкви Украины». В сети появилось видео Литургии , где Патриарх Феодор в числе других Предстоятелей зачитывает имя Сергея Думенко, называющего себя «митрополитом Епифанием» (после 45-й минуты). Стоит уточнить полный статус Патриарха Феодора: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. После подобного поступка так и хочется воскликнуть в сердцах: И Вы, Судия Вселенной? Напомним , что 27 сентября 2018 года, во время последнего визита на Украину и совместного Богослужения с Предстоятелем и иерархами УПЦ МП, Патриарх Феодор заявил, что именно УПЦ МП является единственной канонической Церковью на Украине. Предстоятель Александрийской Православной Церкви призвал верующих УПЦ МП «оставаться верными Православной вере, оставаться в канонической Церкви». Александрийский Патриарх подчеркнул, что Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. «Глава канонической Церкви в Украине — это наш Блаженнейший Митрополит Онуфрий, благословенный человек от Бога и настоящий монах», — отметил Владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/08/i_...

Почитание святых Сергия и Вакха распространилось по всему Востоку; построены храмы в Босре, Маалюле, Каире. Мощи (предположительно главы) святых хранились в церкви святых Сергия и Вакха в Константинополе. Им поклонялись русские паломники — инок Антоний (1200 год) и Стефан Новгородец (около 1350 года). В XV веке мощи могли быть вывезены в Европу (часть их находится в Венеции). Город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, был захвачен и разграблен Хосровом II в 616 году. А арабы, захватив его 30 лет спустя, переименовали Сергиополис в Расафу. В конце VIII века она пострадала от землетрясения, но продолжала развиваться, ее население состояло из христиан и мусульман, мирно живущих друг с другом. Расположенная в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафа постепенно утратила свое политическое и экономическое значение, и в 1269 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил ее жителей переселиться в Хаму и Саламию. В 1907 году немецкие археологи начали раскопки в этих местах. Основные результаты публикуются с 1984 года в сборниках, издаваемых в городе Майнце. Обнаружена базилика «С», апсида которой была покрыта мозаикой. Сегодня захват этого святого для христиан места боевиками и ставит под угрозу сохранение находящихся там храмов V–VI веков. Крепость Халабия Ко времени правления византийского императора Юстиниана I относится и перестройка крепости Халабия на правом берегу Евфрата. Она была основана около 270 года знаменитой царицей Пальмиры Зенобией. Стены крепости были укреплены в середине VI века при участии архитектора Исидора Младшего (восстановившего купол Софийского собора в Константинополе); внутри крепости возведено несколько трехнефных христианских базилик, от которых сохранились части стен, обмеренных в 2007–2009 годах франко-сирийской группой исследователей. Но значительная часть построек так и осталась не обследованной. Пальмира Значительным центром христианства в IV–VII веках была Пальмира, расположенная в оазисе Сирийской пустыни и упоминаемая в 3 книге Царств (ср.: 9, 18) как Фадмор. В этом центре епископии Антиохийской Православной Церкви преимущественно в VI веке было построено несколько базилик с росписями. От них остались только нижние части стен. Огромный античный город, более известный постройками I–III веков (в том числе времени правителя Одената и его жены Зинобии) и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, подвергается разграблению боевиками «Исламского государства», захватившими его 20 мая 2015 года.

http://pravoslavie.ru/82536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ I († после 1419), патриарх Иерусалимский (до 1377/78? - между 1405 и 1419?). Сведения о биографии Д. можно почерпнуть лишь из колофонов неск. рукописей, созданных в Палестине на рубеже XIV и XV вв. Происхождение Д. не вполне ясно - патриарх писал по-гречески, однако владел и араб. письмом. Видимо, он принял монашество в достаточно зрелом возрасте, т. к. имел сына. Был монахом мон-ря вмц. Екатерины на Синае, потом - лавры прп. Саввы Освященного в Палестине. Дата избрания на Патриарший престол неизвестна, Ж. Насралла ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3(2). P. 49) считает, что это произошло до 1377/78 г. Рус. паломник архим. смоленского Богородичного мон-ря Агрефений оставил описание патриаршего богослужения в Иерусалиме на Пасху 1375 г., однако не сообщил имени патриарха; возможно, им был Д. В б-ке Иерусалимской Патриархии сохранилось неск. богослужебных книг, переписанных Д. Они помечены датами 1382-1384, 1389, 1401-1402. Он упоминается также в колофонах др. писцов под 1391 и 1405 гг. В одной из рукописей приводится титул Д.: «Божией милостью патриарх Иерусалимский, всея Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданской земли, Святого Сиона и Каны Галилейской». В научной лит-ре упоминается также грамота егип. султана от 1410 г. на имя Д., где за ним утверждается право отпирать и затворять дверь храма Гроба Господня, однако подлинность этого документа сомнительна, тем более что султан Захир Сейф ад-Дин Чакмак, к-рому приписывается грамота, жил на 30 лет позже. В старости Д. покинул Патриарший престол, передав его сыну Феофилу,- подобные теократические династии не были редкостью у ближневост. христиан, в т. ч. православных, как араб., так и греч. происхождения. Известна рукопись, изготовленная по заказу Д. уже после ухода его с Патриаршего престола и датируемая 1419-1424 гг. Позднейшая иерусалимская историографическая традиция приписывала ему 38 лет Патриаршества. На этом основании А. И. Пападопуло-Керамевс предлагал условно датировать правление Д. 1380-1418 гг. В Патриаршество Д. Св. землю посетили ряд паломников, оставивших ценные описания,- флорентийцы Л. Фрескобальди, Дж. Гуччи и С. Сиголи (1384), русский дьяк Игнатий Смольнянин (1393-1395) и неизв. греч. автор кон. XIV в. и др. Лит.: Описание св. мест безымянного конца XIV в./Предисл.: А. И. Пападопуло-Керамевс; Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1890. Т. 9. Вып. 2; Хождение Игнатия Смольнянина: 1389-1405/Ред.: С. В. Арсеньев. СПб., 1887; Путевые записки итал. путешественников XIV в.//Восток-Запад: Исслед., пер., публ. М., 1982. С. 9-113. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180287.html

228 Говоря о возрасте Константина XI, Сфрандзи считает текущий год как целый (см.: Schreiner P.Op. cit., s.289–290). При этом историк сам называет дату рождения Константина – 8 февраля 1405 г. Следовательно ему только шел 49-й год. 229 Династия Палеологов правила с 1259 г.: Михаил VIII (1259–1282), Андроник II (1282–1328), сын и соправитель Андроника II Михаил IX (1295–1320), Андроник III (1328–1341), Иоанн V (1341–1391), Мануил II (1391–1425), Иоанн  VIII (1425–1448), Константин XI (1448/49–1453). 232 Идея соотношения тела и его частей традиционна для византийской литературы (см.: Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами XIV в. – ВВ, 1979, 40. с. 20). 233 О переговорах между правительством Константина и Венецией см. Dolger F. Regesten, 3539, 3541, 3548, 3552. 234 Глава русской делегации на Ферраро-Флорентнйском соборе митрополит Исидор, грек по национальности, подписал акт об унии церквей, после чего был назначен папой легатом для Литвы, Лифляндии и России, а в 1439 г. сделался кардиналом (см. Казакова Н. А. Указ. соч., с. 8). Был прислан в осажденный Константинополь для  повторного заключения унии (Dolger F. Regesten, 3534). 236 По всей вероятности, имеется в виду мамлюкский султан ад-Захир Сайф ад-дин Ахмед (1438–1453) (см.: Босворт К. Э. Указ. соч., с. 100). 237 О попытках византийского правительства найти союзников накануне падения Константинополя см.: Guilland R Les appels de Constantin XI Paleologue a Rome et a Venise pour sauver Constantinople (1452–1453). BS, XIV, 1953, p. 226–244. 238 Прославленный венгерский полководец, воевода Трансильвании Ян Гуниади (см.: Moravcsik Gy. Ungarisch-byzanminische Beziehungen zur Zeit des Falles von Byzanz. – Acta antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1954, s. 350–360). 239 Альфонс V Арагонский, король Сицилии и Неаполя  (о посольствах к нему см.: Dolger F. Regesten, 3546, 3549, 3551). 242 Когда мальчик... с ним – это предложение в греческом тексте может быть понято еще следующим образом: «...будто когда замышлял сделать это с мальчиком» (см. также Pertusi А. Ор. cit., р. 424, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХИРИТЫ [араб. аз-захирийя], последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883). Это был (по сведениям Ибн ан-Надима) первый богослов-законовед (факих), к-рый в правовой практике опирался исключительно на «внешнее» - аз-захир (отсюда его прозвище), т. е. на буквальное понимание Корана и сунны и отрицал возможность видеть в священных текстах скрытый смысл (аль-батин) и толковать их аллегорически и рационально. В вопросах методологии права (усул аль-фикх) захиритские факихи были активными противниками использования логико-рационалистических приемов (рай, истих сан, истисхаб и др.). Тем не менее позднее они допустили в ограниченных пределах использование «суждения по аналогии» (кийяс) и «единодушного мнения» (иджма) при толковании Корана. Мазхаб З. был широко распространен в X-XIII вв. в мусульм. мире. З. активно пропагандировали свое учение не только в Ираке (их называли там даудитами по имени основателя мазхаба), но и за его пределами, последователи захиритского мазхаба были как на востоке (в частности, в Хорасане), так и на западе Халифата. Напр., в Андалусии жил богослов-захирит Ибн Хазм (ум. в 1064). В кон. XII в. при Альмохадах мазхаб З. был признан в качестве офиц. правовой школы, но после XV в. З. постепенно исчезли. В более широком смысле З. называют всех, кто следуют «внешнему», явному смыслу Корана, не прибегая к его аллегорическому толкованию. С. М. Прозоров Рубрики: Ключевые слова: ВАХХАБИЗМ Ваххабизм , в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений

http://pravenc.ru/text/182723.html

Народы уничижают нас до такой степени, что нам нельзя ходить по улицам. Еврей обязан отступить в сторону, дабы пропустить вперед мусульманина. И если еврей не отступит в сторону по своей собственной воле, его заставят силой. Закон этот особенно внедрен в Иерусалиме, более чем в иных местах. Потому-то текст и подчеркивает: «... по собственным улицам нашим», т.е. по улицам Иерусалима. Шмуэль бен Ицхак Уседа 97. Жизнь в Меллахе близ Феса (1610–1613) ... В святой день субботы в году 5371 глаза наши наполнились слезами. Горе мне, горе! Мюлей Заидан, 95 под десницей коего, полагали мы, придется нам жить, обрушил на нас весь свой гнев. 8-го дня месяца тишрей (15–25 сент. 1610 96 ) явился министр, гонитель Барихан, да сотрется имя его из памяти людей, и сказал, что евреи должны уплатить 10 тысяч окий по приказу монарха, ибо он спас их от мусульман, пришедших на разбой в еврейский Меллах. Он сказал, что если они не заплатят до наступления ночи, то на следующий день заплатят вдвое. Евреи начали собирать деньги, но одного дня им недостало. Назавтра Барихан пришел и сказал, что они должны ему 20 тысяч окий. Тогда поднялся великий вопль, и весь город был в смятении в канун Судного дня и в самый этот день, и, за многие грехи наши, святой День Суда был осквернен, ибо весь день и всю ночь шло собирание подати. Раввины плакали и рыдали, стенали и вопили в полдень, и глас радости и ликования пресекся в них, и к тому прибавилась жестокая, неизлечимая болезнь. Горе нам ныне, ибо мы согрешили. Одиннадцатого дня месяца тишрей два владыки, Мюлей Заидан и Мюлей Абдалла ибн Мюлей ал-Шейх, 97 вступили меж собой в сражение подле города. И Мюлей Заидан был поражен, и большинство его воинов погибло, также и выше названный враг и гонитель Бахиран, да исчезнет имя его и память о нем. И Мюлей Абдалла вошел в город, и Иаков Рут, 98 вместе с другими старейшинами, вышел встречать султана, но тот не принял его. Он сказал им: вы почитали Заидана, а он уязвил вас. И на следующий день он прислал своих злобных гонцов, повелевая, чтобы евреи заплатили ему 20 тысяч окий, столько же, сколько Заидану. Горе очам, узревшим сие. И многие евреи, и раввины наложили на себя суровое покаяние, также и я, Шауль, ничтожнейший из них. И всем нам было тяжко изыскать эти деньги, и, за великие грехи наши, Суккот также был осквернен. И вот я тоскую и стенаю, ибо невиданное и ужасное дело свершилось на этой земле. Нет у меня сил передать даже тысячную долю, ибо многие евреи были схвачены и утратили все свое достояние, и многие караваны были разграблены. (А к тому же Господь наслал на нас моровое поветрие, от которого погибло четыреста невинных детей.) Горе нам, горе отовсюду и со всех сторон. Господи, благословенно имя Твое, выведи нас к свету. Аминь, да будет так...

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010