И орарь убо целовав, налагает на левое рамо. Нарукавницы же налагая на руки, на десную убо, глаголет: И, поцеловав орарь, возлагает его на левое плечо. Надевая же нарукавник на правую руку, произносит: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. Десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников. На левую же, глаголет: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. Вразуми мя и научуся заповедем Твоим. На левую же: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. Таже отшед в предложение, уготовляет священная. Святый убо дискос поставляет о шуюю страну, потир же, еже есть святую чашу, одесную, и прочая с ними. И отойдя к жертвеннику, приготовляет священные сосуды. Святой дискос ставит с левой стороны, а потир, то есть святую чашу, справа, и прочее с ними. Священник же сице облачится: прием стихарь в левую руку, и поклонився трижды к востоку, якоже речеся, назнаменует, глаголя: Священник же так облачается: взяв свой стихарь [подризник] в левую руку и поклонившись трижды к востоку, как сказано, со словами: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Таже облачится, глаголя: Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою. И облачается со словами: Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом. Таже прием епитрахиль и назнаменав, облагается ею, глаголя: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко мvpo на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его. Затем, взяв епитрахиль и осенив ее крестом, возлагает на себя со словами: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как миро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/proskomid...

В Православной энциклопедии об этом говорится так: «В ветхозаветном храмовом богослужении Аароново благословение произносил чередной священник после принесения утренней жертвы. При произнесении благословения священник обращался лицом к народу и воздевал руки, в этот момент запрещалось смотреть на него (см. Талмуд, Берахот 11; Мегилла 18 и 24–27; ср. Лев.9:23–24 ). На этом основана христианская традиция преклонять голову, когда епископ или пресвитер благословляет народ... В современном православном богослужении слова псалма 66:1: «Боже, ущедри ны (нас) и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны», являющиеся парафразой Ааронова благословения, возглашаются священником в качестве конечного благословения на полунощнице, на часах, 1-м и 9-м (Великим Постом – и на 3-м, и на 6-м), великом повечерии» [ 44 ] . В иных случаях православные священнослужители используют и другие слова благословения. Протестанты нередко говорят, что благословение имеет отношение к словам, и ничего общего не имеет к начертанию рукою образа креста. На самом деле, – это не так: хотя «благословение», действительно, буквально значит «благое слово», но словесное благослословение в Библии часто сопровождается действиями рук. Так, Иаков, благословляя сыновей Иосифа, возложил на них руки ( Быт.48:9–20 ). Посредством рук благословил также Христос детей – «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк.10:16 ) – и Апостолов: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их» ( Лк.24:50 ). Да и сами баптисты в лице своих пресвитеров тоже, благословляя детей, новокрещённых, а иногда и покаявшихся, возлагают на них руки. Также и ветхозаветные священники, как мы видели, благословляли народ, воздевая руки. Посему, в использовании рук при благословении нет ничего недопустимого и противобиблейского. А что руками начертывается крест, то это только потому, что крест – средство нашего спасения и главный символ христиан. То, что в Церкви с древности практиковалось особое священническое благословение, явствует, например, из «Апостольских Постановлений», где говорится: «Епископ благословляет, не благословляется, возлагает руку, рукополагает, приносит, благословение получает от епископов, но отнюдь не от пресвитеров...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Отъята ныне болезнь Евы, потому что Дева родила ей Спасителя. Если Еву родил нерожденный муж; то не гораздо ли вероятнее, что дщерь Евы могла родить Сына безмужно? Девственная земля родила Адама – владыку земли; ныне Дева родила Адама – Владыку небес. Прозяб жезл Ааронов, и сухое древо принесло плод; тайна сия объясняется ныне, потому что раждает девственное чрево.» «Да посрамится ныне народ, который признает Пророков истинными, но уничижает Спасителево пришествие. Если не пришел Спаситель наш; то ложны вещания пророков. Благословен Истинный, Который пришел от Отца истины, исполнил вещания истинных, подтвердил их истинность!» «Из сокровищницы Твоей, Господи, из сокровища Писаний Твоих изнеси имена древних праведников, которые чаяли видеть пришествие Твое!» За сим св. песнотворец изображаете чаяния и надежды, какие полагали все праведники ветхого Завета в Спасителе, обетованном Адаму, и исполнения всех сих чаяний и надежд во Христе Иисусе Господе нашем. Изображение это у преп. Ефрема исполнено сколько поэтической живописности, столько и глубоких и возвышенных созерцаний догматических. Нравственные наставления в гимне отличаются глубокою сердечностью и при трогательности своей убедительностью, ибо совершенно истекают, как непреложное следствие из догматической истины явлений во плоти Бога-Слова. «Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатью Божества» – так оканчивается вся эта возвышенная первая песнь. «Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем! Благословенно Отроча даровавшее ныне человечеству юность! Благословен Плод, склонившейся ныне к алчущим! Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету и восполнивший наши недостатки! Благословен подвигнутый щедротами посетить нас немощных!» – Так начинается вторая Рождественская песнь преп.: Ефрема, которая вся состоит из славословий Богу Отцу, возглаголавшему нам Словом Своим и восхотевшему, чтоб Тот, Кто от Него – Единородный Сын Божий сталь плотию, человеком, и вкусил смерть для помилования сроднившихся с Ним по плоти, и из славословий Единородному Сыну Божию за все домостроительство нашего спасения.» О Благий, – взывает к Нему певец в конце гимна – не требующий от нас сверх наших сил! Какой суд ожидает раба Твоего за вверенный ему талант и за приобретенное на талант, за то что не воздал и того, что мог, не уплатив того, чем был должен? Впрочем Ты – море славы, не имеющее нужды в нашем прославлении: приими же по благости Твоей и сию каплю славословия, потому что Ты Своею благодатью подвиг язык мой восхвалить Тебя.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Но скажи мне яснее, о ком это сказано? И я скажу: воистину пастырь – это великий князь Борис Александрович, пасущий и устрояющий новый Израиль, Богом спасаемый город Тверь. И прежде него было много пастырей. Великий князь Иван был пастырем, и великий князь Александр тоже был пастырем, но не устроил так Богом спасенного города Твери, как великий князь Борис. Не похуляю их, но другого дела прославляю. «Упас, – сказал Давыд, – людей своих рукою Моисеевой и Аароновой». Великий же князь Борис Александрович упас и устроил богоспасаемый город Тверь по Иванову и Александрову благословению, избрал Давыда, раба своего, пасти народ Израильский в достояние себе. Воистину скажу: новый Давыд – великий князь Борис Александрович, пасущий и устрояющий достояние своих праотцев. Ужели еще не постигаете его достоинства! Истину вам объявляю. Видите, как достоин царского и праотеческого престола великий князь Борис Александрович. Скажем же ему все в один голос: «Благословен великий князь Борис Александрович, хранящий закон Господень! Благословен в городах, благословен и в селах, благословен во всяком своем деле и на всяком месте ныне, и присно, и во веки веком». СЛОВО О ТОМ ЖЕ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ БОРИСЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ Желает мое сердце, и о том молитва моя к Богу, – Бог тому свидетель, что я не лгу, – хочу вам поведать истинные вещи, не неведомые вам, но хорошо вам известные. Ведь древние мудрецы, сочиняя повести, одно вычитали из того, что было еще до них написано, другое сами слышали, а иное и видели. Также и многие летописцы писали о том, чего они сами не видели, а только слышали (об этом), ибо многое происходило в дальних краях – в Аравии, в Персии, в Мидии, в Риме. И это все описано, не будучи увидено, только услышано. Так же написаны и древние Книги Царств, как кому Бог на сердце положил о том, каков был каждый из царей – справедливый, или воинственный, или благообразный, – чтобы каждый народ, сколько будет в нем поколений, величал своего царя и чтоб вспоминал о тех царях, читая о них. А я – очевидец святому тому делу, о котором хочу вам поведать, не от других услышав о нем, но сам все видев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

христологию? Несомненно последнее. И это же подтверждает утверждение, что Мелхиседек, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (3). Этого уже никак нельзя сказать о Мелхиседеке как образе историческом, но может быть отнесено лишь к небесному его первообразу – Сыну Божию. Характерно далее, что автор послания к Евреям использовал и именования «царь правды» и «царь мира» для того, чтобы истолковать явление их носителя в вышеестественном смысле, так же, как и соединение в нем обеих черт: принятие дара десятины и благословение, данное им Авраму, как соединение царского и священнического служения «по чину Мелхиседекову». Аврам, получивший благословение Мелхиседека, уже имел о себе пророчество, касающееся всего человеческого рода: «благословятся в тебе все племена земныя» ( Быт. 12:3 ). Здесь особо еще раз разъясняется, «как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину» ( Евр. 7:4 ), «без всякого прекословия меньший благословляется большим» (7) и здесь противопоставляется в этом смысле «священник по чину Мелхиседекову, а не по чину Ааронову» (11), «по подобию Мелхиседека восстает священник иной, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: ты иерей вовеки, по чину Мелхиседека» (16–17). И к этому же еще присоединяется символика происхождения от колена Иудина, а не Левиина, хотя, очевидно, в конкретно-историческом смысле об этом также не могло быть и речи до рождения одинаково как Левии, так и Иуды. Итак, еще раз спрашиваем себя, что же разумеется в явлении Мелхиседека и в его чине, кто был Мелхиседек? Если бы в уразумении этого образа ограничиться только повествованием Бытия 19:17–20, то можно было бы видеть в нем историческое лицо, хотя и наделенное некоторыми непонятными в своем значении и происхождении чертами («священник Бога Вышнего», дающий благословение Аврааму и приемлющий от него десятину в знак почтения). Однако этот конкретный исторический образ как бы тает и опрозрачнивается: в толковании послания к Евреям 7 он принимает черты богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Аминь. БЕСЕДА на псалом 133.   1 Песнь степеней. Се, ныне благословите Господа, вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. 2 В нощех воздежите руки вашя во святая и благословите Господа. 3 Благословит тя Господь от сиона, сотворивый небо и землю.  1 Песнь степеней. Ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего.  2 Ночью поднимайте руки ваши к святыням и благословляйте Господа.  3 Благословит тебя Господь от Сиона, сотворивший небо и землю.   Общее содержание заключительного псалма степеней. – От христианина требуется высшая святость, чем от живших под законом. – " Ночью поднимайте руки ваши... " – Исполняющий это по­лучит благословение от Господа. – Для чего прибав­лено: " от Сиона " и: " сотворивший небо и землю " ?   1. Здесь пророк оканчивает Песни степеней , давая своей речи прекрасное заключение, – славословие и благословение. Он желает, чтобы рабы Господни были такими не только по веро­исповеданию, но и по образу жизни. Поэтому и прибавляет: " стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего " . Нечис­тому и оскверненному не позволительно даже входить в свя­щенную ограду. Поэтому, кто достоин войти, тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен небу; как туда не позволяется входить никакой противной силе, так и в дом Божий. Представь, человек, какое ты получил достоинство, и, так как сам ты сделался храмом (Божиим), какую ты должен наблюдать чистоту. Как же ты можешь соблюдать чистоту? Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу, как не­приступное святилище. Если в храме иудейском не всякое место доступно было для всех, но было много различных от­делений, из которых одно назначалось для прозелитов, другое для иудеев по происхождению, иное для священников, иное для одного первосвященника, и притом даже для него не всегда, а только однажды в год, то представь, какую святость нужно иметь тебе, получившему знамения гораздо важнейшие, нежели какие имело тогда святое святых! Не херувим, но сам Гос­подь херувимов обитает в тебе, не стамну, манну, каменные скрижали и жезл Ааронов получаешь ты, но тело и кровь Господа, Дух вместо письмени, благодать, превышающую чело­веческое разумение, и дар неизреченный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

337). Священное благословение, употребляемое при христианском богослужении, ведёт своё происхождение отнюдь не из синагоги, но из самого существа христианской религии“ (стр. 345). Хотя понять это определение дело не лёгкое, но наш автор на этом не останавливается и позволяет себе сказать фразу во всяком случае легкомысленную. Понятно (?!), пишет он, что синагогальное благословение если и имеет отношение к христианскому, то только прообразовательное (?), предуказателъное, поскольку оно было только символом освящения, а не сообщением действительного освящения“ (стр. 345). На этой своеобразно-оригинальной мысли мы и оканчиваем разбор второй части труда г. Никитина. Чтобы покончить совершенно с занимающею нас книгою, мы определим теперь её отношение к бывшим под руками её автора пособиям в нескольких примерах. Мы уже видели, что наш автор самым добросовестным образом исчерпал в свою книгу превосходную статью г. Зезюлинского, не упомянув о ней, где это следовало сделать. Оказал он своим вниманием достодолжную честь гг. Витринге и Алексееву, делая из них довольно обширная извлечения. Мы отметили выше, насколько своеобразно он отнесся к книге г. Фон-Фрикена «Римские катакомбы“, навязав ему такие мысли, какие тот никогда не высказывал, и опустив преднамеренно факт весьма интересный, говорящий против г. Никитина. Едва ли не бесцеремоннее он поступил с цитатою из известной книги: «Святая земля“ (Киев. 1875) учёного профессора Киевской духовной академии А. А. Олесницкого . «Иудеи, пишет г. Никитин в своей книге, ревностно заботились о восстановлении своих древнейших синагог, подвергшихся разрушению. Так известная и в настоящее время иерусалимская синагога Ашкеназим есть ничто иное, как восстановленная Маймонидом (в XIII в.) древнеиудейская синагога. Иерусалимская синагога Ель-Егуди 15 представляет возобновлённое в 649 году р. Аароном-ганази здание синагоги Бет-Мидраш-гагадол“ (стр. 117). Ссылка в оправдание этой мысли делается на первый том названной книги г. Олесницкого на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Песнь паломничества. 1 К Тебе возвожу очи мои, Сущий на небесах! 2 Вот, как очи рабов — на руки их господ, как очи рабы — на руку ее госпожи, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он не помилует нас. 3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, довольно уж презрением насытились мы; 4 довольно уж пресытилась душа издевками от тех, кто надмен, и презрением от гордецов. 124/125 Песнь паломничества. 1 Кто уповает на Господа — как гора Сион, не сдвинется, стоит вовек. 2 Иерусалим! Горы укрывают его, так Господь укрывает народ Свой, отныне и вовек. 3 Не допустит Господь, чтоб батог злых над жребием праведных нависал, — дабы праведные рук не простерли своих к делам злым. 4 Господи, добрым благотвори, тем, кто сердцем прям! 5 Но тех, кто совращен на кривые пути, да оставит Господь ходить с теми, кто творит зло! Израилю — мир! 126/127 Песнь паломничества. 1 Если дома не строит Господь — к чему строителей труды? Если града не хранит Господь — к чему бодрствует страж? 2 К чему вам рано вставать и поздно отходить ко сну, вкушать хлеб маяты? Друга Он и во сне одарит. 3 Вот дар от Господа — сыны, плод чрева — награда от Него; 4 как стрелы в сильной руке — сыны юности твоей. 5 О, благо тому, кто наполнит ими колчан! Будет у него ответ, когда к воротам подступит враг. 128/129 Песнь паломничества. 1 Вдоволь утесняли меня от юности моей, — да скажет Израиль так, — 2 вдоволь утесняли меня от юности моей, но не одолели меня. 3 Пахари пахали на моем хребте, долгие вели борозды. 4 Праведен Господь, Он рассек нечестивых сеть; 5 да смутятся, обратятся вспять все, кто ненавидит Сион! 6 Да будут, как на кровлях трава, что сохнет прежде, чем исторгнут ее, 7 которой косарь не возьмет себе в горсть, и вяжущий снопы не причтет к снопу, 8 и не скажут прохожие им: «Благословение Господне на вас! Именем Господним благословляем вас!» 130/131 Песнь паломничества. Давидово. 1 Господи! не надмевается сердце мое, не глядят в высоту очи мои, не вхожу я в то, что выше меня, что не в меру дивно для меня. 2 Я ли не усмирял, не успокаивал души моей, Как дитя, отнятое от груди? Как дитя, душа моя во мне. 3 О Израиль, ο Господе надежда твоя, отныне и вовек. 132/133 Песнь паломничества. Давидово. 1 О, как сладко, как хорошо, братьям совместно пребывать, — 2 как многоценный елей на главе, что каплями стекает на браду, на Ааронову браду, стекает на края ризы его, — 3 как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. 137/138

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Молитва оканчивается трогательной картиной: пение тех, которые ликуют на небе, и желание верующего участвовать в этом пении. Можно было бы ожидать здесь упоминания притчи о десяти девах, но здесь молитва ограничивается лишь отдаленным намеком на эту притчу. Эти молитвы почти не содержат библейских цитат. Пс. 120 , который сопровождала молитва содержит, однако, изображение стража Израиля, который не дремлет и не спит; быть может, здесь есть связь, хотя этот стих псалма (четвертый) не фигурирует среди тех, которые пелись, согласно приведенным источникам. Молитва 3 Молитва также имеет отношение к теме света духовного, которым наслаждаются ангелы, не имеющие, подобно людям, необходимости в отдыхе и сне. Наше ночное богослужение хотело бы быть подражанием поклонению сил небесных; Сам Бог нас побуждает к этому восхвалению псалмами и библейскими песнопениями, вдохновленными Им. Воссылается настойчивое моление о благодати духовного просвещения: быть освобожденным от мрака и наслаждаться блаженством света лица Божия. Молитва 4 Молитва не имеет иного, чем предыдущие, характера. Вся она посвящена свету, начало которого есть Бог . Это единственная троичная молитва, но Сын и Дух Святой представлены также в их миссии просвещать мир: природа человеческая, плененная мраком, просвещается пророками (органами Духа Святого, согласно Никейско-Константинопольскому Символу), и в особенности Христом- солнцем, которое поднимается над миром, привлекая к себе людей Своим сиянием. Прошение этой молитвы о том, чтобы помочь бодрствовать всю ночь жизни в ожидании дня второго пришествия. Здесь также намек, без цитирования, на добрых служителей, упоминаемых в Евангелии, которые ожидают своего господина, бодрствуя. Молитва заканчивается выражением желания всеобщей окончательной радости в раю. Молитва 5 Молитва как мы уже сказали, гораздо короче. Поскольку она является по существу молитвой благословения, молитвой священнической, вдохновленной текстом Чисел 6,22 и след., здесь можно было бы ожидать, более чем где-либо, увидеть проявление темы света лица Божия. Ничего подобного; и именно здесь можно решительно подозревать автора в желании во что бы то ни стало избежать библейских цитат; словно он стремился к известной оригинальности. Даже тема божественного взора, свойственная тексту аароновского благословения, хотя и часто повторяется в других молитвах благословения Евхология 324 , здесь отсутствует. Он заменяется взором человеческим, который должен предохраняться Богом от рассеянности и направляться на красоту божественную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И яко свет вожжигается от единыя лампады во многия лампады безчисленныя, и свет он не оскудевает, сим образом и благодать Божия, яже есть в архиереи, преподается во священники и в прочия христианы вся. Зане вси дары Божии даются во вся верныя христианы от благодати, юже имать архиерей, и ни едино таинство дается без архиерейства, сего ради нарицается «архиерей», и именуется от святаго Дионисия 128 «источник всех таинств», и подражает Отца светов и истиннаго Света, Иисуса, Иже есть един истинный таинствоначалник всех таинств. Еще же имать апостолов благодать, иже именовашася «свет мира». Знаменует же и дарование 129 учителное свет лампады оныя, еже дает сияние разума Божия и добродетелей, и живот ангельский и божественный, и чистый святых мужей во вся, наипаче же учителей, ихже ради писано есть: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Глаголет Господь: «да просветится свет добродетелей ваших пред человеки, да видят человецы и прославят Отца вашего, Иже обитает на небесех». И еще архиерей, подражаяй Христа, «Света мира», яко же рече, наставляет всех на истинный путь, и обогащает я благодатию своею, и влечет к себе оныя, иже последуют ему. Сия убо являют выше реченная, еще же и болшая, аще бы кто разумел, божественая. Глава 36. Что являет единакаяждо от одежд архиерейских 1. В стихарь облачается архиерей, яко во одежду светлую нетления и святыни, зане облачим есть в чистое и просветителное Иисуса, яко же и молитва Псалма воследует, яже глаголет: возрадуется душа моя о Господе и прочая. 2. Потом налагает епитрахилий, иже знаменует благодать, яже дана ему с небесе от Главы, и молитва сие глаголет: благословен Бог , изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе. Да будет (глаголет) благословен Бог, иже изливает благодать Свою на священники своя, яко миро на главе Ааронове. 3. Таже поясуется поясом, иже знаменует силу, данную в чресла его, сиречь в среду его целомудрия ради чистоты, сиречь да будет связан девством и чистотою.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010