Псалом 117 Аллилуия. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет (сие) 1514 дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажет дом Ааронов, ибо Он благ, ибо во век милость Его. Да скажут все боящиеся Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его. В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня (изведши) на простор 1515 . Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Господь мне помощник, и я буду взирать на врагов моих 1516 . Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей. Все народы окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Со всех сторон 1517 окружили меня, но именем Господним я воспротивился им 1518 . Окружили меня, как пчелы сот, и разгорелись, как огонь в терниях, но именем Господним я воспротивился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня. Крепость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением. Глас радости и спасения в селениях праведных: десница Господня явила силу. Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу. Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. Научая, наказал 1519 меня Господь, смерти же не предал меня. Отворите мне врата правды: вошедши в них, я исповедаюсь Господу. Это – врата Господни: праведные войдут в них 1520 . Исповедаюсь Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: От Господа было это 1521 и дивно 1522 в очах наших 1523 . Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. О Господи, спаси же! О Господи, поспеши же! Благословен грядущий во имя Господне! 1524 Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь, и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами 1525 (доходящими) до рогов жертвенника. Ты – Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты – Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. 1515 Греч. πλατυσμν – слав. в пространство: «немедленно рассеял опасности» (Феодорит; ср. 17:20). 1519 Греч. παιδεων παδευσεν – слав. наказуя наказа, как родители детей воспитывают, учат, а иногда и наказывают. 1520 С видимым храмовым служением Богу псалмопевец соединяет духовное служение праведною жизнью (Феодорит; ср. 14 и 23:3–4). 1521 Слав. сей соответствует ατη – ж. р. по-евр. соответствует нашему ср. р., а потому правильно переводится ср. р. в слав. и синод. пер. в Новом Завете ( Мф. 21:42 ). Следовало бы и здесь по-слав. поставить сие:, в синод. пер. это. 1522 Греч. ж. р. αυμαστ – по-слав. м. р. дивен, а в Новом Завете – ср. р. дивно (см. пред. прим.). 1525 Слав. во учащающих – греч. πυκζουσιν; составьте торжество, чтобы стеснившееся множество народа достигало до жертвенника (Феодорит). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Раба Давида — из надёжных — Адонай, помазал Ты на власть, — так не свергай царя! — в запальчивости безоглядной! — которому Ты клялся дивной клятвой: “От плода чрева твоего — один займёт престол вслед за тобой — твой сын. За ним — обучен Мной и верен Торе — твой внук воссядет на твоём престоле. Засим — твой правнук…” Бог!, так стой на том!: ведь Ты избрал Цион Своим жильём!, сказав: “Вот — Мой приют, Моя обитель, какой Я жаждал, здешний вечный житель. И облеку Я коэнов — спасеньем, а их хасидов — взвеселю весельем, рог мощи Я в Давидов лоб вращу, а в душу — ясновиденья свечу, врагу — слабеть в позорной обороне!, а на царе — блестеть его короне!” Псалом 132. Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. К. Фофанов - Псалом 132 Прекрасен братьев мир, когда Они все делят меж собою — Свои шатры, свои стада И луг с нескошенной травою. Их мир — божественный елей, Текущий с ризы Аарона, Роса заоблачных полей На гордом темени Сиона. Август 1886 Н. Гребнев - Псалом 132 Если вместе мы, нам веселей Братство, братья — пролитый елей, Что течет на щеки Аарона, На хитон его, что всех светлей. Наше братство — как роса Ермона, Орошающая склон Сиона, Где Господь благословил людей. Н. Басовский - 133-й псалом (Песнь восхождения Давида) Как приятно, как весело, братья, заключая друг друга в объятья, на земле находиться своей! Это — как драгоценный елей на седой голове Аарона, что стекает на край балахона и сверкает в его бороде; как роса, что с вершины Хермона полагает начало воде, насыщающей землю Сиона, чтобы жизнь продолжалась везде, чтоб никто нас не мог побороть, ибо так заповедал Господь. Псалом 133. Канонический русский перевод Песнь восхождения 1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, [во дворах дома Бога нашего,] во время ночи. 2 Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. 3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. Аллилуия. Н. Гребнев - Псалом 133

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Рассмотрение образа Мелхиседека ( Быт. 14:16–20 ) представляет особенный интерес для целей данной работы, поскольку в одной из следующих глав будет обсуждаться кумранская рукопись «Небесный князь Мелхиседек» (11QMelch). Образ Мелхиседека является одним из центральных в рассуждениях автора послания к Евреям об Иисусе Христе как Первосвященнике. Приведя в Евр. 5:6 свидетельство Псалма 109:4 о Мессии («Ты священник вовек по чину Мелхиседека»), автор новозаветного послания толкует личность иерусалимского царя и первосвященника как прообраз личности Иисуса Христа, а превосходство Мелхиседека-священника над Авраамом – как превосходство Первосвященника Христа над ветхозаветным Аароновым священством. «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр. 7:1–3 ). Здесь апостол приводит основные черты своего толкования, которые можно обозначить следующим образом. 1 . Мысль о безначальности Мелхиседека – условной, конечно, а не реальной, – следует из полного отсутствия в Писании указания родословной Салимского царя, что не может быть простой случайностью. 2 . Указание на проистекающую из этого вечность (вновь условную в историческом контексте) его служения Богу . 3 . Упоминание о том, что он есть царь правды и царь мира . 4 . Указание на превосходство его над Авраамом в благословении им последнего и в принятии от последнего десятины. В разные исторические периоды толкователи различно понимали символику образа Мелхиседека: 205 1) как явление Логоса – Филон Александрийский, а за ним св. Амвросий Медиоланский и немецкие учёные XIX века; 2) как явление ангела – Ориген и Дидим; 3) как явление Св. Духа – Гиракс и другие немецкие толкователи;

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»: 1628 Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8. 1629 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1630 Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34. 1631 Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22. 1632 Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»: 1633 Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2). 1634 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1635 Феофилакт Болгарский на Ин.1:29. 1636 Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37. 1637 Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения. 1638 « Воскресение Христово видевше » на бдении воскресном. 1639 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1640 По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос. 1641 По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении». 1642 Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона. 1643 В молитвах на сон грядущим молитва 8-я. 1644 Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29. 1645 Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»: 1646 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия). 1647 Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Слово χριστς является переводом с еврейского 1353 и в любом контексте означает «Помазанника» – человека, над которым был совершен обряд посвящения в пророка, царя или архиерея. Сам акт возлияния драгоценного масла на голову мог рассматриваться и в бытовом плане, причем он служил выражением радости в повседневной жизни ( Мф 6:17 ), а также символом благословения в жизни вечной ( Пс 132:23 ). Но человек, помазавший голову маслом, еще не назывался «Помазанником». Это слово имело строго сакральное, религиозно политическое значение. Запечатлены ли в Ветхом Завете особые ожидания от Помазанника, которые вписываются в эсхатологическую перспективу, естественную для междузаветной литературы и Нового Завета? Есть ли такие тексты «мессианского содержания», в которых именно помазание является центральным событием? И дает ли Септуагинта дополнительные ресурсы для их понимания? Такие тексты действительно есть, а греческий извод местами содержит чтения, которые представляются важными с богословской точки зрения. Угадываются мессианские обетования в одном из псалмов, называемых «песнями восхождения» или, буквально, «песнями ступеней». Их исполняли при подъеме по ступеням Храма. Приводим 132-й псалом по Синодальному переводу: Песнь восхождения. Давида. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. Греческий перевод этого псалма точно соответствует существующему еврейскому тексту; единственная особенность – в употреблении слова μρον для передачи словосочетания В других псалмах на греческом данное слово не встречается. Это интерпретация, основанная на отличии мира – как наилучшего душистого масла, приготовляемого особым способом, – от обыкновенного елея для умащений. Само слово (iupov пришло в греческий язык с Ближнего Востока и соответствует еврейскому . В переводе Песни песней оно служит обозначением сильного аромата ( Песн 1:2, 2:5 ) и определенного рода душистых растений ( Песн 4:14 ), тогда как ароматная жидкость для втирания, поеврейски также , на зывается словом σμρνα ( Песн 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Ст. 15. Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический, и говорил... дай мяса на жаркое священнику... , т. е., прежде самого жертвоприношения, что особенно было беззаконно; ибо жертва мира и состояла в сожжении жира из жертвенного животного 276 . Неприличие, жадность и презрение к святыне – в одно и то же время! Ст. 18. Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод... Служение отрока Самуила состояло в том, что он исполнял уже левитские должности в скинии, сообразные, конечно, с его возрастом. Надеваемый им ефод, был только подобием первосвященнического ефода; ибо Самуилов ефод был льняной 277 , а такой ефод носили и простые священники 278 , даже лица вовсе непосвященные для служения скинии 279 . Ст. 19. Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы… Что за одежду приносила мать сыну своему Самуилу? Это та самая одежда, которую носили первосвященники под ефодом. Но, опять, это было только подобие первосвященнической верхней ризы, и надевал ее Самуил лишь по благословению цервосвященника Илия, священнического же, или левитского посвящения, Самуил, конечно, не имел; ибо был еще отрок, а на первое даже и права не имел – по самому происхождению своему не из рода Ааронова. Ст. 25. ... Дети Илиевы не слушали голоса отца своего; ибо Господь решил уже предать их смерти... В этих словах, как будто бы, Бог представляется виновником нераскаянности детей Илиевых? Нет, Господь только предвидел нераскаянность негодных детей первосвященника, вследствие закоснелости их в разврате, и посему, решил уже предать их смерти. Т. е., не потому они не раскаялись, что Бог уже осудил их на погибель; а, напротив, – потому Господь и решил погубить их, что видел вперед их ожесточенность во зле. В этом же смысле говорится в Свящ. Писании, что Бог ожесточил сердце Фараона, и что – вообще, кого хочет, Он милует, а кого хочет – ожесточает 280 , – все это, конечно, на основании Своего предведения, а не потому, что Господь хочет кого-нибудь погубить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Таким образом, три стихии служили им — небо, воздух и камень. Небо сеяло для них белоснежную воду, воздух без труда доставлял им откормленных перепелов. Целого дня мне будет мало для того, чтобы перечислить победы, одержанные, вопреки всяким ожиданиям, по молитве праотцов, пророков и царей, и случаи дарованного по молитве, доброго и спасительного избавления от болезней, опасностей и других затруднительных обстоятельств. Так велико благо — помолиться и воздать Господу Богу нашему. Если кто из вас находится в таком положении, которое у людей считается безнадежным, или угнетается какою нуждою или опасностью, пусть он вспомнит об этом изречении: пусть помолится и воздаст Господу Богу нашему — и он увидит спасительный и блаженный плод этого прекрасного наставления. Если же кто хочет, возлюбленные, и иначе понять этот стих Писания, и скажет, что «помолиться» значит «обещаться», — то и в таком случае это изречение будет полезно. Много раз находим мы в Писании помолиться (το ευζασθαι) в значении «обещаться». Так, премудрость говорит: « лучше тебе не обещать » (μη ευζασθαι), « нежели обещать и не исполнить » (Еккл. 5:4), то есть, не давать обета Богу лучше, чем, дав обет, обмануть Его. Почему и наставляет: « когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его ». Ты обещался посвятить Богу твою дочь или сына твоего, выздоравливающего от тяжкой болезни? « Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его ». Но как блаженная Анна, будучи прежде бесплодной, дав обет посвятить Богу то, что родится у нее, и исполнивши это, и сама сделалась наследницей вечного благословения, да и сын ее Самуил считается первым и избранным между пророками и настолько почтен Богом, что сопричислен с Моисеем и Аароном: « Моисей и Аарон во священниках Его и Самуил — в призывающих имя Его » (Пс. 98:6). Первое благо есть обещаться, то есть дать обет, (второе же) исполнить его без замедления с чистым и добрым усердием, потому что доброго и « доброхотно дающего любит Бог » (2 Кор. 9:7). Так, Авель угодил Богу, потому что принес Ему дары с искренним и добрым расположением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Таковых, – говорит блж. Феодорит, – много было и древле у иудеев» с. 554]. Дом Израилев уповал на Господа; и Господь стал ему помощником и защитителем в делах его. В переводе с еврейского вместо прошедшего времени «уповал», поставлен совет, или повеление, – «уповай», и потому выражено так «Дом Израилев! уповай на Господа. Он – наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он – наша помощь и щит. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он – наша помощь и щит». Господь не забывает никого из боящихся и уповающих на милость Его и всех их награждает Своим благословением. Господь, помянув ны, благословил есть нас. По переводу с еврейского: «Господь помнит нас, благословляет (нас), благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословяет боящихся Господа, малых с великими». Говоря о благословении, пророк разделил народ, как и прежде, на три части, причем о малых с великими говорит вообще, разумея не только по возрасту и летам жизни, но и по богатству и бедности, по свободе и рабству и прочим отношениям. Благословил, по словам Златоуста, значит «даровал бесчисленные блага». А малыя с великими, по изъяснению блж. Феодорита, значит «благословил юных и старых, богатых и бедных, свободных и принужденных влачить иго рабства» с. 334; 6, с. 554]. Пс.113:22–26 Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша: благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века. В первых словах выписанных здесь стихов пророк продолжает речь свою о благословении Божием, выражая желание, чтобы благословение сие как можно изобильнее изливалось на всех уповающих на Господа. Да приложит Господь, т.е. «да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших, да изливается изобилие всех благ не только над вами, но и над сынами вашими». Таким образом, вы будете «благословенны от Господа» полным и совершенным благословением не только здесь, но и в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Тогда вельможи сказали фараону: «Долго ли нам еще страдать от этого человека? Отпусти их, пусть совершат служение своему богу ГОСПОДУ. Разве ты не видишь, что Египет погибает?» Моисею и Аарону велели вернуться. Фараон сказал им: «Идите, совершите служение своему богу ГОСПОДУ. Кто из вас пойдет?» Моисей ответил: «Мы пойдем все, молодые и старые, с сыновьями и дочерьми, с овцами, козами и коровами, ведь это у нас праздник ГОСПОДЕНЬ!» Но фараон сказал: «Чтоб ГОСПОДЬ вам так же сопутствовал, как я отпущу вас с вашими детьми! Недоброе у вас на уме! Нет уж, пусть одни мужчины пойдут и совершат служение ГОСПОДУ – как вы и просили». И Моисея с Аароном прогнали прочь» (10:711). (6) Шестой разговор возвращается к признанию греха, просьбе о прощении и молитве за прекращение казней: «Фараон спешно позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Виноват я перед вашим богом ГОСПОДОМ и перед вами. Но простите меня и на этот раз: попросите своего бога ГОСПОДА убрать от нас эту пагубу!» Моисей вышел от фараона, попросил ГОСПОДА – и ГОСПОДЬ послал с запада очень сильный ветер, который унес саранчу и утопил ее в море Суф. Не осталось саранчи в пределах египетских. Но ГОСПОДЬ сделал так, что фараон всё упорствовал: не отпустил он сынов Израилевых. ГОСПОДЬ велел Моисею: «Воздень руку к небу – и тьма настанет по всей земле египетской, пусть ходят во тьме наощупь! Простер Моисей руку к небу – и на три дня по всей земле египетской настали тьма и мгла. Не видели люди друг друга, три дня с места двинуться не могли. Светло было лишь там, где жили сыны Израилевы. Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, совершите служение Господу. Но скот ваш, и мелкий и крупный, пусть останется. А дети пусть идут с вами» (10:1624). (7) В седьмом разговоре фараон дает разрешение взять с собой детей, но приказывает оставить в Египте скот: «Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, совершите служение ГОСПОДУ. Но скот ваш, и мелкий и крупный, пусть останется. А дети пусть идут с вами» (10:24). (8) После восьмого разговора фараон позволяет израильтянам идти вместе с детьми и скотом и просит молиться о благословении: «В ту же ночь фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Уходите от нас прочь, вместе со всеми сынами Израилевыми! Идите, совершите служение ГОСПОДУ, как вы просили. Забирайте с собой свой скот, крупный и мелкий, как вы просили. Уходите и благословите меня!» (12:3132). Но фараон так и не смягчил своего сердца, устроил погоню за Израилем только для того, чтобы погибнуть в водах Красного моря (глава 14). 193

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Услышал я тайну домостроительства Твоего, Господи, уразумел дела Твои и прославил Твое Божество. О, треблаженно ты, древо, на котором был распят Христос, Царь и Господь, чрез которое пал обольстивший (Еву) деревом, быв сам уловлен пригвоздившимся на тебе плотью Богом, дарующим мир душам нашим. Иона, крестообразно распростерши руки в утробе морского зверя, ясно прообразовал спасительное страдание (Христово) ; а исшедши оттуда чрез три дня, предизобразил вышеестественное воскресение Христа Бога, пригвожденного плотью и просветившего мир тридневным воскресением. Безумное веление нечестивого властителя, дышущее угрозою и мерзким богохульством, смутило народ; однако трех отроков не устрашили ни зверский гнев, ни истребительный огонь, но, находясь среди пламени, против которого веял росоносный дух, они пели: благословен Ты, препрославленный отцов и наш Боже. Отроки, равночисленные Троице! Благословите Бога — Отца Создателя, воспойте Слово снисшедшее и претворившее огонь в росу, и превозносите подающего всем жизнь Духа Всесвятого во веки. Ты — таинственный рай, Богородица, невозделанно возраставши Христа, Которым насаждено на земле живоносное древо креста. Посему, при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, Тебя мы величаем. Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) О рождении Иоанна Предтечи так повествует евангелист Лука (глава 1, ст. 5—25, 57—64, по русскому переводу) ( Лк.1:5-25, 57-64 ): Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова; имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей; ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения; тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010