г) О Пресвятой Богородице     196. Кто была Дева Мария?    Дева Мария была дочь святых родителей Иоакима и Анны. Иоаким происходил из рода Давида, Анна же из рода Ааронова.     197. Где жила Дева Мария?    Дева Мария жила сначала у своих родителей, потом в Иерусалимском храме, в котором воспитывалась, а затем в городе Назарете, где Архангел Гавриил благовествовал Ей, что Она будет Матерью Сына Божия.     198. Как благовествовал Архангел Гавриил Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия?    Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия, так:    1) «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28);    2) затем сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»;    3) на вопрос Девы Марии, как это возможно, если Она не знала мужа? — Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:30—35).     199. Что сказала Дева Мария Архангелу Гавриилу?    Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).     200. Кого посетила Дева Мария после Благовещения Архангела Гавриила?    После Благовещения Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу святую Елисавету, жившую в нагорной стране, в городе Иудине (Лк.1:39—40).     201. Что мы знаем из Священного Писания о святой Елисавете?    О святой Елисавете мы знаем, что:    1) она была женою священника Захарии;    2) пришедшую к ней Деву Марию она приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:36—43).     202. Как ответила Дева Мария на приветствие святой Елисаветы?    На приветствие святой Елисаветы Дева Мария ответила словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:46—48).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 23 Законы: о принятии в израильскую общину; о чистоплотности стана; о беглых рабах; о профессиональных блудниках и блудницах; о процентах; об обетах; о пользовании чужим садом и жатвой. Втор.23:1 .  У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Втор.23:2 .  Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. Втор.23:3 .  Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, Втор.23:4 .  потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; Втор.23:5 .  но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Втор.23:6 .  Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. Втор.23:7 .  Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; Втор.23:8 .  дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне. В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор 22.5 , с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания ( Быт 19.36–38 ); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам ( Чис. 25.1 )» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была ничем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян ( 2Пар 25.14 ) относится сравнительно к позднейшему времени, причем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца ( Исх. 32.1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да отверзется дверь богоприятнаго храма:/храм бо всех Царя и Престол‚/днесь со славою внутрь прием‚/Иоаким Господу/от Него избранную в Матерь Себе.   Да откроется дверь принявшего Бога храма,/ ибо в сей день, взяв Храм и Престол всех  Царя‚/Иоаким со славою помещает/его внутри как дар, посвятив Господу/Избранпую Им  в матерь Себе. Слава, и ныне, глас 2: Днесь в храм приводится всенепорочная Дева‚/во обителище Всецаря Бога/и всея жизни нашея Питателя;/днесь чистейшая Святыня‚/яко трилетствующая Юница‚/во святая святых вводится;/Той возопиим, яко ангел:/радуйся, едина в женах благословенная.   В сей день во храм приводится всенепороч- ная Дева/для обитания Царя всех Бога/и всей жизни нашей Питателя;/в сей день чи– стейшая святыня, как трехлетняя Телица,/ во Святое Святых вводится./Воскликнем Ей, как Ангел:/" Радуйся, единственная между женами благословенная!» Слово Божие Святое святых И первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.   Евр. 9:1–7 (зач. 320) Благая часть В продолжение пути их пришел (Иисус) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6: 24–26). Другая — текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор 7: 9). Датируются  600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х. 4. Керамический осколок, найденный в Хирбет Кейафе В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая Х веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», — приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в  тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1:17). 5. Надпись Валаама Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х. В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22-24), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама. 6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиафы

http://foma.ru/top-10-biblejsko-arheolog...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма девятнадцатая Аллилуия, 134. 856 1 857 Восхваляйте имя Господне, восхваляйте, рабы, Господа, 2 858 Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! 3 Восхваляйте Господа, ибо Господь благ! Воспойте имя Его, ибо прекрасно оно! 4 859 Ибо Иакова избрал Себе Господь, Израиля соделал достоянием Своим. 5 Ибо я познал, что Господь велик, что Господь наш превыше всех богов; 6 Все, что восхотел Господь, сотворил Он на небесах и на земле, в морях и во всех безднах. 7 Поднимает Он облака от пределов земли, творит молнии во время грозы, изводит ветры из хранилищ Своих. 8 860 Поразил Он первенцев египетских от человека до всякого скота; 9 Послал Он знамения и чудеса тебе, Египет, фараону и всем рабам его. 10 Поразил Он народы многие и погубил царей сильных: 11 861 Сигона, царя Аморрейского, Ога, царя Васанского, и царства Ханаанские; 12 И даровал Он землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. 13 Господи, имя Твое славно вовеки, и память о Тебе из рода в род; 14 Ибо судить будет Господь народ Свой и над рабами Своими смилуется. 15 862 Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: 16 Уста имеют, и не говорят; очи имеют, и не видят; 17 Уши имеют, и не слышат; и нет дыхания в устах у них. 18 863 Да уподобятся идолам делающие их и надеющиеся на них! 19 864 Дом Израилев, благослови Господа! Дом Ааронов, благослови Господа! Дом Левиев, благослови Господа! 20 Боящиеся Господа, благословите Господа! 21 Благословен Господь Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия, 135. 865 1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и вовеки милость Его! 2 866 Прославляйте Бога богов. Ибо вовеки милость Его! 3 Прославляйте Владыку владык, ибо вовеки милость Его! 4 Он, Единый, сотворил чудеса, ибо вовеки милость Его! 5 Сотворил Он небеса разумом Своим, ибо вовеки милость Его! 6 867 Утвердил Он землю на водах, ибо вовеки милость Его; 7 Он, Единый, сотворил светила великие, ибо вовеки милость Его; 8 Солнце, царящее днем, ибо вовеки милость Его; 9 Луну и звезды, царящие в ночи, ибо вовеки милость Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8.     Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22.     Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34.     Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22.    Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»:    Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2).     Феофилакт Болгарский на Ин.1:29.     Феофилакт Болгарский на Ин.1:29.     Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37.    Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения.    «Воскресение Христово видевше» на бдении воскресном.     Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29.    По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос.    По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении».     Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона.    В молитвах на сон грядущим молитва 8-я.     Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29.    Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»:    Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия).    Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И застроятся потомками твоими пустыни вековые, ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» ( Ис.58:11–12 ). Тебе также достанется и то блаженство, которое тот же пророк обещает: «учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево» ( Ис.30:20–21 ). Таким образом не только всякое направление и размышление твоего сердца, но и все блуждающие, рассеивающиеся твои помыслы обратятся к святому непрестанному поучению в законе Божием. Глава 14. Нечистая душа не может ни преподать, ни перенять духовное знание Но невозможно никому не испытавшему, как мы сказали, познать или учить этому. Ибо кто неспособен к пониманию, как будет способен к преподаванию? А хотя бы и вздумал чему-нибудь из этого (духовного) учить, то, без сомнения, бездейственное и бесполезное слово его дойдет только до ушей слышащих, а в сердце их не сможет проникнуть из-за недостатка дел и по бесплодной своей суетности; потому что происходит не из сокровища доброй совести, а из пустого тщеславия. Невозможно нечистой душе приобрести духовное знание, с каким бы она постоянством ни трудилась в чтении. Ибо никто не вливает какую-либо благородную масть, или отличный мед, или какую-нибудь драгоценную жидкость в зловонный, испорченный сосуд. Кувшин, однажды пропитанный страшным зловонием, скорее испортит даже самое благоуханное вино, нежели сам примет от него сколько-нибудь приятное благоухание; поскольку гораздо быстрее чистое повреждается, нежели испорченное исправляется. Так и сосуд нашего сердца, если не будет сперва очищен от всякой зловонной скверны пороков, не сможет воспринять ту благословенную масть, о которой говорит пророк: «как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» ( Пс.132:2 ), и не сохранит неоскверненными того духовного знания и изречений Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

как и в другом месте: «Ты священник во век по чину Мельхиседекову» ( Пс.109 ). Он во дни плоти Своей с воплем крепким и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти и услышан был за Свое благоговение. Хотя и Сын был, но страданиями навык послушанию и, совершившись, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мельхиседекову. О сем надлежало бы сказать вам много, но трудно истолковать вам, потому что стали вы неспособны слушать. Судя по времени, надлежало бы вам быть учителями, но вас нужно снова учить первым от буквы началам словес Божиих, и потребно еще питать вас молоком, а не твердою пищей. Всякий питаемый молоком несведущ в слове правды и есть еще младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у коих чувства долгим навыком приучены к различению добра и зла. Глава 6. Высшее достоинство христианина Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем вновь полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если даст Бог. Ибо невозможно – однажды просвещенных и вкусивших дара небесного и ставших причастниками Духа Святого, и вкусивших доброго Божия глагола и сил грядущего века, и отпадших, еще раз обновлять покаянием, когда они вторично сами себе распинают Сына Божия и на позор предают Его. Земля, много раз пившая сходящий на нее дождь и рождающая злак на пользу тем, для кого возделана, приемлет благословение от Бога. Но та, что производит терние и волчцы – негодна и близка к проклятию, а конец его – сожжение. Хотя и говорим так, однако о вас, возлюбленные, надеемся мы, что вы лучше того и держитесь спасения. Ибо не неправеден Бог, не забудет дело ваше и труд любви вашей, что оказали вы во имя Его, послужив святым, как и ныне служите. Желаем же, чтоб и каждый из вас с тою же ревностью достигал уверенности в надежде и сохранил ее до конца; чтобы вы не обленились, но подражали тем, кои с верою и долготерпением наследуют обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские. Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. Подтверждая высказанное выше предположение, Августин пишет, что «это короткий псалом, но широко известный и часто приводимый... Его звучание столь сладко, что даже те, кто не знает [всей] Псалтыри, распевают этот стих. Он так сладок, так сладок, как милосердие, побуждающее братьев жить вместе... Ибо это сладкое звучание слов Псалтыри, эта приятная мелодия – как в песне, так и в [ее] понимании – даже породила монастыри. Ее звучанием побуждались братья, желавшие жить вместе; этот стих был их трубой» (О псалме 132:1–2). Поэтому с достаточной степенью уверенности можно предполагать, что именно 132-й псалом стал одним из первых песнопений, распевавшихся в монашеских братствах. Но стоит ли вообще говорить о песнопениях, когда речь идет об отшельниках-аскетах? Ведь отречение от мира предполагает отказ от всего, что напоминает общепринятую человеческую жизнь. А песня как раз и является тем атрибутом, который украшает жизнь, придает ей некий блеск и яркость, делает ее более разнообразной и менее утомительной. Так при чем же здесь песнопение? В исторической памяти человечества от образа монаха-пустынника дольше всего сохранились две его черты. Одна из них – это некий типичный для аскета внешний вид: изможденное лицо, полуобнаженное тело, которое постоянно иссушалось солнцем, поливалось дождем, обдувалось ветрами. Иногда его шею и плечи покрывало так называемое «мафорте» – прообраз более позднего капюшона. Самым ярким и запоминающимся в этом портрете были горящие глаза. Они словно обжигали, ибо в них отражалось воодушевление души и пылал огонь искренней веры. Глаза отшельника могли рассказать о многом, нужно было только заглянуть в них и уметь прочесть их повествование. Но далеко не все могли долго выдерживать этот испепеляющий взор. Еще меньше оказывалось людей, которые смогли бы понять величественное сказание, запечатленное в глубине глаз отшельника. Чтобы проникнуть в его суть, нужно было самому пройти весь путь аскетического отречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

когда братья меж собой в согласии живут! 2Это словно драгоценный елей, что с головы умащенной на бороду стекает, на бороду Аарона, стекает на края одежды его. 3 Подобно это росе, что на горе Ермон, росе, выпадающей на холмы Сиона, благословение и жизнь навеки.   ПСАЛОМ 134 (133) Песнь восхождения   Восхвалите Господа, все слуги Его, все, кто служение несет ночами в Доме Господнем! и восхвалите Господа!   3 И да благословит вас с Сиона Господь, сотворивший небо и землю!   ПСАЛОМ 135 (134) 1Аллилуйя! Славьте имя Господне! Все, кто служит Господу, славьте Его, 2 все, кто служение несет в Доме Господнем, во дворах Дома Бога нашего! Израиль стал Его достоянием.   5Знаю я, что Господь велик, превыше всех богов Господь наш. 6Всё, что Господу угодно, делает Он в небесах и на земле, в морях и во всех их глубинах. 7От краев земли велит Он тучам подниматься, и молнии творит Он при дожде, 8В Египте первенцев Он поразил, от человека до скота; 9посылал Он знамения и чудеса творил в тебе, Египет, обратил их против фараона и всех слуг его, 10многие народы поразил Он и предал смерти царей сильных: 11 Сигона, царя аморрейского, Ога, царя васанского, и всех царей ханаанских, 12и отдал Он землю их в наследие, в наследие народу Своему, Израилю.   13Господь, вечно имя Твое, из рода в род будут помнить Тебя, Господи! и над слугами Своими сжалится.   15Идолы язычников из серебра и золота – изделие рук человеческих. 16Есть у них уста, но не говорят они, глаза есть у них, но они не видят, 17есть у них уши — не слышат они, да и дыхания нет в устах их. как и все, надеющиеся на них.   19Восхвали Господа, дом Израилев, восхвали Господа, дом Ааронов, 20восхвали Господа и ты, дом Левия! И вы, благоговеющие пред Господом, восхвалите Его! 21 Слава Господу да возносится с Сиона, Господу, в Иерусалиме живущему! Аллилуйя! ибо вечна любовь Его неизменная! 2Благодарите Бога богов, ибо вечна любовь Его неизменная! 3Благодарите Господа всех господ, ибо вечна любовь Его неизменная!   4 Того, Кто Один творит чудеса великие, благодарите

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010