В это время, непосредственно перед жертвоприношением, священнослужитель, вышедший «из завесы», на которой был вышит «вид всего неба» (Там же, 4), т.е. как бы поднявшийся из-за горизонта, в одежде, которая, согласно другому произведению этого периода ( Прем 18:24 ), сама по себе знаменует весь мир (λος κσμος) и одновременно род Израилев, освещает пространство Храма подобно тому, как солнце освещает поднебесную: «Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища» ( Сир 50:12 ). Заметим, что освещение посредством блеска, исходившего от одежды, «периметра святилища» (περιβολν γισματος) представляет собой очевидную гиперболу: на символическом языке автора первосвященник становится как бы обладающим природным блеском 784 . Ритуал «увенчивало» возлияние «крови грозд» (αμα σταφυλς), т.е. виноградного сока или вина, к подножию жертвенника, наряду с возлиянием воды, о котором здесь не упоминается (ср. Сукка, Тосефта 3:15). Если вода символизировала или призывала на землю дождь, то красный сок, по-видимому, должен был символизировать или призывать иной дар небес, а именно тот, который наполнял «кровью» ягоды винограда, – солнечный свет. Одновременно с заключительным актом жертвоприношения прочие «сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним» ( Сир 50:18 ). При этом народ совершал первый земной поклон. Что касается «напоминания» (μνημσυνον), его смысл иллюстрируется примером «левитов-будителей» (см. Маасер Шени V. 15) 785 , т.е. крик народа был обращен к самому Богу и напоминал, должно быть, о Его супружеском завете с землей обетования. Далее слова о «сладостном пении в пространном храме» (ν πλεστ οκ γλυκνθη μλος) вызывают ассоциацию, хотя и необязательную, с куполом неба и оглашающим его в солнечный день пением птиц. По окончании славословия первосвяенник спускался и совершал благословение «всего собрания», причем люди воспринимали его как исходящее непосредственно от Бога: «Народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего» ( Сир 50:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его, как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова: “Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё, не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим, пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!” Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных, войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, – священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: “От плода чрева твоего посажу на престоле твоём; если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём”. Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе: “Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его. Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом, священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему: врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя”. Псалом 132 Се что добро, или что красно? Но еже жити братии вкупе. Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его, яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Вот, что так прекрасно или что так приятно – как только жить братьям вместе! Как мvpo на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его; как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Псалом 133 Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего, В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Вот, благословляйте ныне Господа, все рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

«Да будет прославлен Господь наш теперь и всегда, и вечно; истинно так». Надевая подризник, священник читает ту самую молитву, какую произносит диакон, облачаясь в стихарь: «Полна душа моя радостью о Господе» и т. д. до конца. Затем священник принимаем, епитрахиль 22 , благословляет ее, целует и, надевая на шею, читать слова Пс. 132:2 : «Благословен Бог , изливающий Свою милость на священников Своих, как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его». Надев епитрахиль, священник берет пояс 23 , целует крест, нашитый на нем и, опоясываясь, говорит: «Благословен Бог , опоясывающий меня силою, делающий путь жизни моей безопасным (чистым от грехов), дающий ногам моим быстроту и крепость ног оленя и на высоту возводящий меня». Нарукавники, или поручи священник надевает, читая те же молитвы, что и диакон. Если священник имеет особые знаки чести, или старшинства, то он возлагает на себя, – благословив и поцеловав, как и предшествующие одежды, – набедренник 24 , причем читает Пс. 44:4–5 : «Препояшь себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в этом украшений Твоем поспеши, возсядь на колесницу ради истины и кротости, и правды, и десница (правая рука) Твоя покажет тебе дивные дела». Облачаясь, наконец, в фелонь, или ризу 25 , священник произносит: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» ( Пс. 132:9 ), всегда и теперь, и вечно; истинно так». Облачение священнослужащих, оканчивается оно вением рук 26 , при чтении слов Пс. 25:6–12 . «Буду омыватъ в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища Славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства, а я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоитъ на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». IV. Совершение проскомидии

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Если града не хранит Господь – к чему бодрствует страж? 2К чему вам рано вставать и поздно отходить ко сну вкушать хлеб маяты? Друга Он и во сне одарит. 3Вот дар от Господа – сыны, плод чрева – награда от Него; 4как стрелы в сильной руке – сыны юности твоей. 5О, благо тому, кто наполнит ими колчан! Будет у него ответ, когда к воротам подступит враг. 128/129 Песнь паломничества. 1Вдоволь утесняли меня от юности моей, – да скажет Израиль так, – 2вдоволь утесняли меня от юности моей, но не одолели меня. Пахари пахали на моем хребте, долгие вели борозды. 4Праведен Господь, Он рассек нечестивых сеть; 5да смутятся, обратятся вспять все, кто ненавидит Сион! 6Да будут, как на кровлях трава, что сохнет прежде, чем исторгнут ее, 7которой косарь не возьмет себе в горсть, и вяжущий снопы не причтет к снопу, 8и не скажут прохожие им: «Благословение Господне на вас! Именем Господним благословляем вас!» 130/131 Песнь паломничества. Давидово. 1Господи! не надмевается сердце мое, не глядят в высоту очи мои, не вхожу я в то, что выше меня, что не в меру дивно для меня. 2Я ли не усмирял, не успокаивал души моей, Как дитя, отнятое от груди? Как дитя, душа моя во мне. 3О Израиль, о Господе надежда твоя, отныне и вовек. 132/133 Песнь паломничества. Давидово. 1О, как сладко, как хорошо, братьям совместно пребывать, – 2как многоценный елей на главе, что каплями стекает на браду, на Ааронову браду, стекает на края ризы его, – 3как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. 137/138 Давидово. 1Благодарю Тебя всем сердцем моим, пред богами бряцаю и пою Тебе, 2преклоняюсь пред святым Храмом Твоим, и благодарю имя Твое за милость Твою и верность Твою, ибо возвеличил Ты превыше всего слово Твое, имя Твое. 3В день, когда воззвал я, Ты услышал меня, пробудил силу в душе моей. 4Благодарят Тебя, Господи, все цари земли, ибо слышали речения уст Твоих! – 5Воспевают они Господни пути, ибо слава Господа велика; 6ибо возвышен Господь, и смиренного зрит,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

145 См. 2 Кор 6:14–15. Ср.: “Кувшин, однажды пропитанный страшным зловонием, легче испортит даже самое благоуханное миро, нежели сам примет от него сколько-нибудь приятное благоухание; поелику гораздо скорее чистое повреждается, нежели испорченное исправляется. Так и сосуд нашего сердца, если не будет наперед очищен от всякой зловонной скверны пороков, не возможет воспринять ту благословенную масть, о которой говорит пророк: как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс 132:2), и не сохранит неоскверненными того духовного знания и изречений Св. Писания, которые слаще меда и сота (Пс 18:11). Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6:14,15)”. — Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 434. 146 В греческом тексте непереводимая игра слов: m…gnumi тН Ср. увещание святителя Василия Великого: “Для чего соединяешь несоединимое? Какое общение посту с пьянством? Что общего между воздержанием и винопитием? Кое сложение Церкви Божией со идолы (2 Кор 6:16)? Ибо храм Божий — те, в которых обитает Дух Божий, и храм идольский — те, которые через пьянство принимают в себя нечистоты невоздержания”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого… Ч. IV. С. 27. 147 Синод. перевод: Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. — Ред. 148 Так, как нам представляется, можно перевести выражение: dikaioasa me nhste…a, ka€ sЪnoikoj Оно объясняется двумя высказываниями святителя Василия Великого: “Пост — дар древнейший, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона Углубись в историю и ищи древность его происхождения. Пост — не новое изобретение, но драгоценность Отцев. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в Раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт 2:17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго… Ч. IV. С. 3. “Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающегося в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия”. — Там же. С. 37.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и навеки милость Его! 2 699 Да скажет так дом Израилев: Он благ, и навеки милость Его. 3 Да скажет дом Ааронов: Он благ, и навеки милость Его. 4 Да скажут боящиеся Господа: Он благ, и навеки милость Его. 5 700 В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня и даровал сердцу моему простор. 6 701 Господь подает мне помощь, и я не устрашусь: что сотворит мне человек? 7 Господь подает мне помощь, и я буду взирать без страха на врагов моих. 8 Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека; 9 Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей. 10 702 Все народы окружили меня. Но именем Господним боролся я с ними. 11 Обступали, окружили меня, но именем Господним боролся я с ними. 12 Окружили меня, будто пчелы соты, и яростью пылали, точно огонь в терновнике, но именем Господним боролся я с ними. 13 Низринут был я и едва не упал, но Господь поддержал меня. 14 703 Крепость моя Господь, Его воспеваю, и был Он мне во спасение. 15 704 Клики радостные спасенных слышны в обителях праведников: десница Господня явила силу. 16 Десница Господня вознесла меня, десница Господня явила силу. 17 Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни. 18 Наказывая, поучал меня Господь, смерти же не предал меня. 19 705 Отверзите мне врата правды! Войдя в них, я прославлю Господа. 20 Вот врата Господни; только праведники войдут в них. 21 706 Прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение. 22 Камень, что отвергнут был строителями, встал во главу угла; 23 От Господа был он, и дивен взорам нашим. 24 707 Сей день сотворен Господом, возрадуемся же и возвеселимся! 25 708 О Господи, спаси нас! О Господи, поспеши помочь! 26 709 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня! 27 710 Бог наш Господь, и явился Он нам. Соберитесь во множестве на праздник в храме перед жертвенником! 28 Ты Бог мой, и прославлю Тебя; Ты Бог мой, и превознесу Тебя; прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение. 29 Прославляйте Господа, ибо Он благ и навеки милость Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

419; ссылка Кларка), до сих пор употребляется в синагогах. Но благословение Моисея и Аарона вместе, по выходе их из скинии, по преданию, была высказано в словах, записанных в 17 стихе Псалма 89 (надписан: Молитва Моисея, человека Божия). «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй!» В Таргумах записана однако другая форма благословения (Кларк), в следующих выражениях: «Да будут приняты жертвы ваши, и да обитает Господь посреди вас, и да простит Он вам ваши согрешения». (Ст. 1). Надав и Авиуд были старшие сыны Аароновы, которые вместе со старейшинами входили на священную гору. (Исход XXIV, 1–3). В первый же день посвящения, великое горе и искушение посещает первосвященника Аарона, старшие сыновья его умирают, и при том по своей вине, вследствие нарушения уставов Господних. Смерть их в виду отца их и всего народа, столь горестная для отца их, была однако важным и поучительным примером для всех священнодействующих, дабы они не творили «дела Божия с небрежением». С другой стороны, Аарон после помазания и вступления в должности подвергается великому испытанию, которое он выдерживает с твердостию. Не все согласны в значении греха Надава и Авиуда. По-видимому, главное указание их греха заключается в выражении: «принесли пред Господа огонь чуждый, котораго Он не велел им». Но весьма знаменательно другое косвенное указание, заключающееся в законе, немедленно после смерти их данном: «вина и крепких напитков не пейте, когда входите в скинию собрания... чтобы не умереть». «Палестинские Таргумы, указывают; а де Лира, Патрик, Розенмюллер, Герксгеймер и Уордсуорс думают, что Надав и Авиуд предстали пред Господом в нетрезвом виде» (указание Кларка). Кларк думает также, что Надав и Авиуд предстали пред скинией с кадильницами в неуказанное время, когда обряд вовсе не требовал каждения, но что они, опьяненные хмельным напитком, взяли совершенно самопроизвольно свои кадильницы, когда слава Господня явилась на скинии, и дерзнули подойти ко входу ее. Полагают, что они умерли перед скинией, а не внутри нее (сравни прим. 4). Существует еще другое мнение, что они взяли огня не с жертвенника, а огня, принесенного извне ограды скинии; но Кларк указывает, что запрещения о курении огнем не с жертвенника нет в Пятокнижии, а есть только указание в гл. XVI, 12, чтобы, в великий день очищения, приготовляясь войти с курением во Святая святых, первосвященник брал горящие уголья с жертвенника. Не имея возможности решить точно вопрос о виновности Надава и Авиуда, мы можем только заключить, что они совершили поступок, который нарушал благочиние, который поселял в народе неуважение в священству, и который, по всей вероятности, или имел языческий характер, или доказывал, что преступники не понимали величия и святости Бога Израиля, поэтому и смерть их должна была служить примером для других, и освящением самого сана их, ибо нечистый пред Богом не мог безнаказанно предстать пред лице Его и служить Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5. Потом, желая показать, что промышление Божие не ограничивалось одними иудеями, он упоминает и о прозелитах, обращавшихся из язычников, выражая, что Бог простирал помощь и благословение Свое на всех. « Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, благословил боящихся Господа, малых и великих » (ст. 20, 21). Что значит: « благословил »? т. е. даровал бесчисленные блага. И человек благословляет Бога, как, например, говорится: « благослови, душа моя, Господа » (Пс. 102:1); но благословляя Бога, он сам приобретает пользу, получая себе просвещение, а не доставляя что–нибудь Ему; а Бог благословляя доставляет нам просвещение, Сам же от нас ничего не получает. Бог есть существо, ни в чем не имеющее нужды. Следовательно, и в том и в другом случае мы получаем пользу. Как же он благословил иудеев? Он дал им хлеб с неба, произвел воду из камня, охранял входы и исходы их, умножал стада их, назвал их народом избранным, царским священством, дал закон, посылал пророков. Возвещая тоже и в другом месте, пророк говорит: « не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им » (Пс. 147:9). И другой пророк говорит: « есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь? » (Втор. 4:7) « Малых и великих ». Ни одно поколение, говорит, не было лишено благословения, но на всех распространялось оно. « Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим! » (ст. 22). Видишь ли другой вид благословения — умножение рода? Поэтому другой пророк, представляя противоположное следствие в виде наказания, говорит: « мы умалены, Господи, паче всех народов » (Дан. 3:37)  . Это благословение они получали в Египте, хотя было бесчисленное множество препятствий, труды, притеснения, жестокость приставников; но слова Божия ничто не остановило, и благословение Его действовало так, что в двести лет они умножились до шести сот тысяч. Тогда в этом заключалось благословение, а теперь, в новом завете, — в другом, гораздо лучшем. Потому Павел говорит: « благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах »; и еще: « тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви » (Еф. 1:3; 3:20, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

—65— Хеврон (сравните выражение в устах русского: „Москва в России“). Эта особенность заметна и во Второзаконии: в 11 главе, ст. 29, писатель говорит: когда введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал. Далее он старается точно указать местность, на которой были расположены эти горы, с той целью, чтобы Израильтяне не сделали ошибки в выборе их; и потому прибавляет: вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине против Галгала, близ дубравы Море (ст. 30). Читая эти строки, легко себе представить, что вершины Гевала и Гаризима рисовались в отдалении перед очами Израильтян, расположившихся станом на берегах Иордана; и, произнося эти слова Второзакония, престарелый законодатель указывал на них сынам Израилевым. Подобных примеров в Пятокнижии можно найти немало, но и указанных достаточно. В историческом повествовании, преимущественно последних четырёх книг, писатель часто сообщает такие мелкие подробности событий, какие могли быть известны только очевидцу или лицу, принимавшему в них непосредственное участие. Напр., Исх.15:22 : вступили Израильтяне в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды. В пустыню Син пришли сыны Израилевы в пятнадцатый день второго месяца по выходе из Египта ( Исх.16:1 ); в пустыню Синайскую пришли в третий месяц... в самый день новолуния ( Исх.19:1–2 ) и другие подобные. В книге Левит писатель сообщает даже о том, кто выносил тела умерших сынов Аароновых, Надава и Авиуда, принёсших огонь чуждый пред Господа,... и в чём их вынесли, – именно ( Лев.10:4–5 ): и позвал Моисей Мисаила и Елицафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан. И пошли, и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей. Или ещё в книге Числ (7 гл.): двенадцать начальников колен, под надзором которых производилось поголовное исчисление Израильтян, пожертвовали для перевозки некоторых принадлежностей скинии шесть крытых повозок да двенадцать волов. Моисей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

81 . И еще Корей, Дафан и Авирон и с ними двести пятьдесят мужей восстали на Моисея и закон Божий, и земля поглотила их, и огнь попалил их ( Чис.16:135 ). 82 . Из двенадцати жезлов один только жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали, и видели все, что священнодействовать может только тот, кого избрал Господь ( Чис.17:18 ). 83 . Еще был ропот народа у Меривы, когда не было воды. Моисей жезлом ударил в скалу, и потекла вода ( Чис.20:113 ). 84 . Народ возроптал на Бога, и ядовитые змеи жалили народ, и многие умирали. Тогда Моисей сделал медного змея (прообраз Креста Животворящего), и, глядя на него, народ оставался жив ( Чис.21:49 ). 85 . Валаам по велению Божию пророчествовал о Христе Мессии: Возсияет звезда от Иакова, и восстанет Человек от Израиля, и Царство Свое Церковь утвердит по земле ( Чис.24:17 ). 86 . Когда народ стал блудодействовать с дочерями Моава и оставил веру в Истинного Бога, то Господь поразил за это 24000 человек, и только священник Финеес отвратил ярость гнева ( Чис.25:19 ). 87 . За сорок лет странствования в пустыни сложили свои кости все, роптавшие на Бога, и выросли их сыны, и им дано войти в землю обетованную ( Чис.26 ). 88 . Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). Храни заповеди Господа и делай справедливое и доброе. 89 . Благословение Господне будет, если послушаешь заповеди Бога; и проклятие, если уклонишься с пути праведного ( Втор.11:27, 28 ). 90 . Если любишь Бога от всего сердца своего, не слушай иное учение, и не ходи вслед идолов ложных, и не твори мерзости на земле ( Втор.6:14; 8:19; 18:9 ). 91 . Будьте святы и любите Бога Всемогущего, ибо сорок лет Бог водил народ по пустыни, и одежда и обувь не обветшали, и хлеба не ели, и вина и сикера не пили, и хранил их Господь ( Втор.29:56 ). 92 . Собирайте народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев, чтобы они слушали и учились правде и боялись Господа Бога и исполняли закон Его. 93 . Имя Господа прославляйте и воздавайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010