на Ааронову браду, стекает на края ризы его, –   как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. Псалом 137/138 Давидово. Благодарю Тебя всем сердцем моим, пред богами бряцаю и пою Тебе, преклоняюсь пред святым Храмом Твоим, и благодарю имя Твое за милость Твою и верность Твою, ибо возвеличил Ты превыше всего слово Твое, имя Твое 43 . В день, когда воззвал я, Ты услышал меня, пробудил силу в душе моей.   Благодарят Тебя, Господи, все цари земли, ибо слышали речения уст Твоих! – Воспевают они Господни пути, ибо слава Господа велика;. ибо возвышен Господь, и смиренного зрит, и гордого распознает издалека.   Если путь мой посреди напастей лежит, Ты животворишь меня, противу злобы врагов моих руку Твою прострешь, и спасет меня десница Твоя.   Господь дело совершит за меня! Господи, милость Твоя вовек, не оставляй же дела рук Твоих! Псалом 142/143 Псалом Давидов. Господи, услыши молитву мою, вонми молению моему, в верности Твоей ответствуй мне, в правде Твоей! Но не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых!   Ибо теснит враг душу мою, втаптывает во прах жизнь мою, ввергает меня во тьму, как умерших в давние дни; и уныл во мне дух мой, цепенеет во мне сердце мое.   Вспоминаю давние дни, рассуждаю о всех делах Твоих, мыслю о действиях руки Твоей, простираю к Тебе руки мои: душа моя – безводная земля, жаждет она Тебя! (Села!) Скоро, Господи, услышь меня! Изнемогает дух мой. Не отврати лица Твоего от меня, да не уподоблюсь тем, кто сходит во гроб. Открой мне поутру милость Твою, ибо на Тебя – упование мое.   Укажи мне путь, которым мне идти, ибо к Тебе возношу душу мою. От врагов моих, Господи, избавь меня! В Тебе – прибежище мое. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой! Дух Твой благий да ведет меня на долы ровной стези 44 .   Господи, имени ради Твоего оживотвори меня! Правды ради Твоей выведи из уныния душу мою, и по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех утесняющих душу мою,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения, и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался (Моисей) на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом. ( Лев.10:16–17 ) То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: «Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится». ( Лев.6:17–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии необходимо остановиться на пророческом видение Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей, и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть на веки. ( Ис.25:6–8 ) Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). II. Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной Вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии , Тайную Вечерю связывали с трапезами типа ‏ (киддуш), (хавура), а также с совместными трапезами ессеев. Представление о том, что Тайная Вечеря являлась субботним киддушем, на том основании, что киддуш предполагает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается что, совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Эта гипотеза тем более не приемлема, что киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Нет таких свидетельств и о деятельности его преемника, Иоафама, лично благочестиваго, но, кажется, невлиятельного в этом отношении 122 . Вероятно, занятые исключительно делами внешней политики, эти цари мало обращали внимание на дела религии... В царствование Амасии и Озии мы встречаемся с двумя новыми фактами из религиозной жизни иудеев. После победы над идумеянами Амасия «принесе себе богов сынов Сиир, и постави в боги себе, и покланяшеся им и сам кадяше им» ( 2Пар.25:14 ). Не может быть сомнения в том, что богов этих он чтит не из страха пред ними, как карающими, а из чувства признательности им, как милующим и помогающим, тогда как доселе избавление от врагов и победы над ними народным сознанием приписывались истинному Богу и воодушевляли народ, хотя и временно, к улучшению его религиозно-нравственной жизни. Другой факт представляет нам свидетельство 2 Паралипом.: «когда он (Озия) сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном», что было делом лишь «священников, сынов Аароновых, посвященных» и избранных для этого Самим Богом ( 2Пар.26:16, 18 ). Факты эти аналогичны и сами красноречиво говорят за себя: сами цари, помазанники Иеговы, считают для себя и народа возможным благоденствие без Его помощи и счастье – в нарушении Его закона. Толкование последнего из указанных фактов различны, но все они далеки от истинного объяснения его, каковое представляется библейским писателем. Так, Эвальд и Гитциг видят в этом факте законное дело царя, утверждая при этом, что по крайней мере Саул, Давид и Соломон действовали в некоторых случаях, как священники, совершая жертвоприношение и преподавая народу священническое благословение; последний из названных ученых прямо говорит, что при перенесении ковчега завета Давид действовал, «как священник», а в поступке Озии видит попытку восстановить право царей священнодействовать в храме, утраченное ими, быть может, после Иосафата 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один брат получил для нашей кассы от сестер 12 руб., собранных таким путем». Баптист. 1909 г. 17, стр. 20. Председ. миссион. общест. В. Павлов. ср. стат. «Божья курица» в 25 Баптист за 1910 г, стр. 195–196. «Община, согласно Божиим повелениям ( 1Тим.5:17–18 ; 1Кор.9:7–14 ), обязана дать ему (старцу или учителю) пристойное, соразмерно с её средствами, содержание. Вероуч. русск. еванг. Христиан-баптистов. 1900 г., стр. 11. «Служители, посвящающие всё своё время Церкви, могут получить от неё содержание» ( Мф.10:10 ; Лк.22:35 ). Вероучение евангельск. христиан. Издан. всероссийск. союза еванг. христиан, стр. 37. 284 И привел Моисей сынов Аароновых, и одел их в хитоны, и опоясал их поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею. 285 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. 286 На обложках сектантских журналов «Баптист» и «Христианин» Иисус Христос изображается с длинными волосами (и в длинной одежде – см. обложку жур. «Христиан»). Значит, предание Церкви – очевидная истина, если сектанты враги её (Церкви) принимают его. 288 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. 299 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 304 Мозолевский Гр. Обличительная речь Господа против книжников и фарисеев. 1900 г., стр. 123–130. 310 Стефан еп. Правосл. – христианское нравствен. учение по сочинен. Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г. Могилев. Том. 2. Стр. 102, 104, 110–112. 311 О святости храма сектанты (баптисты, пашковцы) так поют: : “И я по милости великой, : Войду в Твой дом и поклонюсь, : И пред Твоим небесным ликом, : Я в страхе радостном смирюсь». Гусли. 1908 г., стр. 127. 123. 314 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. 316 Сектанты (баптисты, пашковцы и др.) враждебно относясь к св. храмам, в то же время усиленно стремятся открывать свои молитвенные дома. Такова последовательность и искренность сектантов. 331 Выражения «поклоняться пред иконой» и «молиться пред иконой» между прочим мы находим в чине благословения и освящения икон. Так при освящении иконы Христовой иерей читает: «даждь ему (образу) силу целебну всякия болезни и недуга, всяких диавольских козней прогонительну от всех верно к нему прибегающих, и пред тем Тебе кланяющихся, молящим же ся и прибегающим». Требник; ср. чин благосл. и освящен. икон; Пресвятыя Троицы, Пресвятыя Богородицы и святых Угодников

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Она (Мария) сказала: как я могу иметь сына] Никто не приближался ко мне и я не развратна? Тот отвечал: Бог творит, как хочет: Он говорит только: да будет, и бывает. Бог научил Его книге и премудрости, Пятокнижию и Евангелию. Иисус будет посланником к сынам израилевым. Он скажет им: я прихожу к вам со знамениями Господа; я сделаю вам из глины форму птицы, дуну на нее, и птица будет живая с позволения Божия; я исцелю слепого от рождения и прокаженного, воскрешу мертвых с позволения Божия; расскажу вам, что вы имеете есть и что скроете в ваших домах. Все сии дела будут для вас знамением, если верите. Я пришел подтвердить Пятокнижие, откровенное вам прежде меня. Я позволю вам употребление вещей, кои вам были запрещены. Я прихожу к вам со знамением от Господа вашего. Так бойтесь Его и повинуйтесь мне: Он Господь мой и ваш. Служите Ему: вот правый путь 97 . После сего Она (Мария) сделалась беременною, ушла в отдаленное место, болезни родов постигли ее при иссохшем пальмовом дереве. Она возопила: о если б угодно было Богу, чтобы я умерла прежде сего и была забыта вечным забвением! (Невидимый голос) вскричал к ней, говоря: не скорби! Господь твой произвел поток при ногах твоих, потряси пальму и к тебе спадут зрелые финики; ешь, пей и утешься. И если ты увидишь человека, скажи ему: я дала обет поста всемилостивому; потому я не могу говорить ни с кем нынешний день. Она пошла к своему семейству, неся младенца на своих руках. Они сказали ей; Мария! ты сделала странное дело. Сестра Ааронова! твой отец не был человеком потерянным и мать твоя развратною. Мать дала знак – спросить младенца; те сказали ей: как мы будем говорить с колыбельным младенцем. (Младенец отвечал) „Я раб Божий, Он дал мне книгу и поставил пророком, Ему угодно, чтобы я был благословен на всяком месте. Он велел мне наблюдать молитвы, и раздавать милостыни, пока не умру; быть почтительным к моей матери, не сотворил меня гордым и отверженным. Да будет на мне мир в день, когда я родился, в день, когда умру и в день, когда воскрешен буду“ 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

П Слава святой, и единосущной, и нераздельной Троице во все дни: ныне и всегда и во веки веков! Н Аминь. [ Ч Обычное начало (см. выше). Псалом 117 Славьте Господа, ибо Он – благ, /ибо вовеки милость Его! /пусть же Израиль возгласит: /да, вовеки милость Его! /пусть же возгласит Ааронов дом: /да, вовеки милость Его! /пусть же возгласят благоговейные: /да, вовеки милость Его! Воззвал я ко Господу, бедою тесним, /и услышал Господь, и дал мне простор. /Господь за меня, не устрашусь: /что сделает мне человек? /Господь со мною, Он – Защитник мой, /и воззрю я на врагов моих. Лучше на Господа уповать, /чем надежду иметь на людей. /Лучше на Господа уповать, /чем надежду иметь на владык. Все неверные окружили меня, /но именем Господним я их превозмог. /Обступили, окружили меня – /но именем Господним я их превозмог. /Окружили меня, как рой пчёл, /полыхали, как в тёрнах огонь, – /но именем Господним я их превозмог. /С силою толкали, сбивали с ног, – /но Господь не дал мне упасть. Господь – сила моя и песнь, /и Он – спасение моё. /Ликования, спасения вопль /у праведных по шатрам: «Десница Господня являет мощь! /Десница Господня превознесена! /Десница Господня являет мощь!» Не умру, но буду жить /и дела Господни возвещать; /Наказал, о, наказал Он меня, /но смерти не предал меня. /Отворите же мне правды врата, /войду в них и Господа восхвалю! /Вот Господни врата, /праведные ими войдут. Хвалю Тебя, ибо Ты услышал меня /и был во спасение мне. /Камень, что строители кинули прочь, /соделался главою угла. /От Господа сии дела, /дивны они в наших очах. /Вот день, что сотворил Господь: /возликуем, возвеселимся о нём! О Господи, поспеши спасти! /О Господи, поспеши помочь! /Благословен, кто во имя Господне грядёт. /От дома Господня благословляем вас. /Бог – Господь, и воссиял Он нам! /Вяжите жертву на торжестве /у самых жертвенника рогов! Ты – Бог мой, и восславлю Тебя, /Ты – Бог мой, и возвеличу Тебя. /Славьте Господа, ибо Он благ,/ибо вовек милость Его! Слава, и ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже! (Трижды.) ]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Праведной Елисаветы     Икона святой праведной Елисаветы Афон           Афонская икона святой праведной Елисаветы   Встреча Марии и Елизаветы, Посещение Марии  — встреча Девы Марии и праведной Елизаветы, состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения; описана в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56). Согласно Евангелию от Луки, узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» (Лк.1:39). Евангелие описывает встречу так: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:   Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. — Лк.1:41-45             Акафист святым и праведным пророку Захарии и Елисавете   Кондак 1 Избраннии от рода Ааронова, рождшии Иоанна богохвальнаго, Предтечею и Крестителем Господним предуготованным быти, святии и праведнии Захарие и Елисавето! Яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких нас бед свободите, взывающих вам: Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии. Икос 1 Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, святии Захарие и Елисавето, от юности вашея всеми добродетельми украшении и непорочно житие свое вкупе пожившии, ему же чудящеся, зовем вам гласы хвалебными сице: Радуйтеся, рода Аронова славное прозябение. Радуйтеся, благочестивых родителей светлое украшение. Радуйтеся, душевныя и телесныя чистоты рачителие. Радуйтеся, заповедей Божиих ревностнии хранителие. Радуйтеся, супрузи праведнии, Богом предъизбраннии. Радуйтеся, на трапезу небесную Господом призваннии. Радуйтеся, святии и праведнии Захарие и Елисавето, добрый плод для людей возрастившии.

http://isihazm.ru/1/?id=488

Пища и очищение Непосредственное отношение к нашей теме имеют также и культовые трапезы, сопровождающие жертвоприношения и являющиеся неотъемлемой частью обряда очищения: И разгневался [Моисей] на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их перед Господом ( Лев.10:16–17 ). То же мы видим и в описании особого хлебного приношения: Это великая святыня, подобно как жертва за грех или жертва повинности. Все потомки Аароновы мужского пола могут есть ее. Это вечный участок в роды ваши из жертв Господних. Все, прикасающееся к ним, освятится ( Лев.6:14–18 ). Эсхатологический пир и победа над смертью Наконец, говоря о ветхозаветных прообразованиях Евхаристии, необходимо остановиться на пророческом видении Исаии, где грядущее торжество боговедения, открытого всем народам, и победы над смертью разворачивается в картину эсхатологического пира: И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки... ( Ис.25:6–8 ). Пророческое видение грядущего пира, на котором устраняется смерть, находит свое воплощение в призыве Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Внебиблейские данные Переходя к рассмотрению внебиблейских данных, я хотел бы отметить, что в задачу моего доклада не входил подробный разбор генезиса и типологических сближений Тайной вечери с практиками совместных трапез, распространенных в иудаизме эпохи Второго храма. Отметим лишь, что помимо Пасхальной трапезы и жертвы благодарения, известных из Библии, прообраз Тайной вечери некоторые исследователи усматривали в трапезах типа qiddush (киддуш), chbur (хавура) или же в совместных трапезах ессеев. Предположение, что Тайная вечеря являлась субботним киддушем, основанное на том, что киддуш включает благословение вина с последующим преломлением хлеба, в настоящее время решительно отвергнуто: считается, что совмещение субботнего благословения вина и преломления хлеба появилось лишь в конце таннаитского или даже в начале амараитского периода в Вавилоне. Кроме того, киддуш совершался в пятницу вечером, но никак не в четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

простынь не отверну, чураясь ложа, дремоты — векам, сна — глазам не дам — покуда места не найду под храм, доколь не выстрою Тебе обитель, Недремлющий Яакова Хранитель! " Вняв слухам, мы нашли святой ковчег в лесах Эфрата. Вновь он наш. Навек. И будет: мы войдём в обитель Божью, чтоб поклониться ног Его подножью. Вернись, Господь, к Себе — с чужих полей — с ковчегом мощи праведной Твоей! Твой коэн облачится в справедливость, Твой раб превознесёт благочестивость. Раба Давида — из надёжных — Адонай, помазал Ты на власть, — так не свергай царя! — в запальчивости безоглядной! — которому Ты клялся дивной клятвой: " От плода чрева твоего — один займёт престол вслед за тобой — твой сын. За ним — обучен Мной и верен Торе — твой внук воссядет на твоём престоле. Засим — твой правнук... " Бог!, так стой на том!: ведь Ты избрал Цион Своим жильём!, сказав: " Вот — Мой приют, Моя обитель, какой Я жаждал, здешний вечный житель. И облеку Я коэнов — спасеньем, а их хасидов — взвеселю весельем, рог мощи Я в Давидов лоб вращу, а в душу — ясновиденья свечу, врагу — слабеть в позорной обороне!, а на царе — блестеть его короне! " ПСАЛОМ 132 Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! 2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; 3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. К. Фофанов. ПСАЛОМ 132 К. Фофанов ПСАЛОМ 132 Прекрасен братьев мир, когда Они все делят меж собою — Свои шатры, свои стада И луг с нескошенной травою. Их мир — божественный елей, Текущий с ризы Аарона, Роса заоблачных полей На гордом темени Сиона. Август 1886 Н. Гребнев. ПСАЛОМ 132 Н. Гребнев ПСАЛОМ 132 Если вместе мы, нам веселей Братство, братья — пролитый елей, Что течет на щеки Аарона, На хитон его, что всех светлей. Наше братство — как роса Ермона, Орошающая склон Сиона, Где Господь благословил людей. 133-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ ДАВИДА)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Пс.126:2 . Напрасно вы встаете рано, пробуждаетесь после сидения (долгаго), и ядите хлеб, имея боль, тогда-как Он дает возлюбленным Своим сон. Пс.126:3 . Вот наследие от Господа, – сыны! Награда от Него – плод чрева! Пс.126:4 . Что стрелы в руке сильнаго, то сыны освобожденных, Пс.126:5 . Блажен, кто исполнит желание свое чрез них. Не посрамятся они, когда будут говорить с врагами в воротах. Стихов 13. Псалом 130 Песнь восхождений. Пс.130:1 . Господи! Не превозносилось сердце мое; и не смотрели в даль и в высь очи мои; и не входил я в великое и в дивное, что превыше меня. Пс.130:2 . Если же я не смиренномудрствовал и возгордил душу мою, то как младенцу, отдоенному материю его, воздашь Ты душе моей. Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Стихов 8. Псалом 132 Песнь восхождений. Пс.132:1 . Вот что хорошо и что приятно, – это – житие братьев вкупе! Пс.132:2 . Оно – как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Ааронову, стекающее на окраину одежды его, Пс.132:3 . как роса Аэрмонская, падающая на горы Сионския. Ибо там утвердил Господь благословение и жизнь даже до века. Стихов 7. Псалом 133 Песнь восхождений. Пс.133:1 . Вот ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господа, во дворах Господа Бога нашего. Пс.133:2 . По ночам поднимайте руки ваши к святыням и благословляйте Господа. Пс.133:3 . Благослови тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. 3-и антифон. Стихов 64, так-что в 18-й кафизме стихов 172. Псалом 136 Давиду. Пс.136:1 . У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. Пс.136:2 . На платанах посреди его (Вавилона) повесили арфы наши. Пс.136:3 . Ибо там спрашивали нас пленившие нас: нет ли слов песней? И уведшие нас требовали пения: пропойте нам песни Сиона. Пс.136:4 . Но как мы пропоем песнь Господню на земле чужой? Пс.136:5 . «Если я забуду тебя, Иерусалим, то будь забыта десница моя. Пс.136:6 . Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010