Псалом 113 Аллилуия. По исходе 1490 Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областию Его. Море увидело и побежало, Иордан возвратился вспять. Горы прыгали, как овны, и холмы – как ягнята у овец. Что с тобою, море, что ты побежало? И что с тобою, Иордан, что ты возвратился вспять? (Что с вами) горы, что вы запрыгали, как овны, и холмы – как ягнята у овец? От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева, Обратившего камень в озеро воды и несекомый 1491 – в источники вод. Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, по милости Твоей и истине Твоей 1492 Пусть никогда не говорят язычники: «Где Бог их?» Бог же наш на небе и на земле 1493 : все, что захотел, сотворил. Идолы язычников – серебро и золото, дела рук человеческих: Уста имеют, но не проговорят, глаза имеют, но не увидят; Уши имеют, но не услышат; ноздри имеют, но не обоняют; Руки имеют, но не осяжут; ноги имеют, но не пойдут; не издадут голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев уповал на Господа; Он – помощник и защитник для них. Дом Ааронов уповал на Господа; Он – помощник и защитник для них. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он – помощник и защитник для них. Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, Благословил боящихся Господа, малых и великих 1494 . Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим! Благословенны вы Господом 1495 , сотворившим небо и землю. Превысшее небо 1496 – Господу, а землю Он дал сынам человеческим. Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, ни все нисходящие во ад, Но мы, живые, будем благословлять Господа отныне и до века. 1491 Греч. κροτομον – крутой, утесистый, отвесный, букв. с края отрезанный, «по твердости не допускающий сечения» (Феодорит). С евр. гранит. 1493 [В син. после испр., алекс., туриц. и слав. пер. после слов на небе опущено вверху, на небесах, в др. есть (с разночтт.).] У некоторых отцов Церкви не было чт. и на земле (κα ν τ γ) – у блл. Феодорита, Иеронима, свт. Иоанна Златоуста , преосв. Иринея, в син. [π τς γης], евр. т. и Вульг.; но у Гольмеза, в греч. церк. Псалт., у Анфима, Фильда, Тишендорфа, в Итале и слав. пер. – есть. 1494 «Юных с престарелыми, изобилующих богатством и живущих в нищете, отличенных свободою и влачащих иго рабства» (Феодорит). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Христос не только преподает благословение Сам, но и учит этому учеников, призывая благословлять даже врагов: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф.5:44-45 ). Священническое благословение Особо необходимо коснуться вопроса священнического благословения и богослужебного употребления благословения. Свое начало оно берет из Ветхого Завета, и было связано с устройством и функционированием первого храма, посвященного Единому и Истинному Богу,  – скинии собрания, которую израильский народ переносил с собой и устанавливал во время стоянок на протяжении 40-летнего странствования по пустыне. Библия повествует об особом посвящении целого колена (рода) из народа в служение при храме: «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» ( Втор.10:8 ). Первосвященником Бог назначил Аарона, брата Моисея. Именно ему и его сыновьям-священникам было поручено благословлять народ именем Божьим: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» «Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» «Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!». Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Числ.6:22-27 ). Из данного отрывка Священного Писания ясно, что священник, произносящий благословение, является выразителем Божьего благословения, право же благословения принадлежит исключительно Самому Богу, поскольку именно Он – Податель всех благ. Содержанием священнического, или Ааронова, благословения является призвание Имени Божьего на благословляемого, а целью – дарование мира и различных благ. Такое же понимание священнического благословения сохраняется в новозаветной Церкви. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник, преподавая благословение, делает это со словами «Бог благословит!».

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

«Благослови, владыка, стихарь с орарем». Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков». Диакон, приняв благословение, отходит в сторону и надевает стихарь, говоря: «Возрадуйся душа моя о Господе: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждой правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством». (Ср. Ис.61:10 ). Надевает нарукавники на правую руку, говоря: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою, Десница Твоя, Господи сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя» ( Исх. 15:6–7 ). И на левую: «Руки Твои сотворили меня и устроили маня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим». ( Пс.118:73 ). Священник, облачаясь, берет в левую руку подризник и, трижды кланяясь на восток, благословляет и целует подризник со словами: «Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков. Аминь». Надевая подризник, произносит ту же молитву, какую диакон, при облачении в стихарь: «Возрадуйся душа моя.... и т. д.», затем принимает епитрахиль, благословляя его, целует и надевает на шею со словами: «Благословен Бог , изливающий Свою Благодать на священников Своих, как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» ( Пс.132: 2 ). Берет пояс и опоясываясь говорит: «Благословен Бог , препоясывающий меня силою, устрояющий мне верный путь; делающий ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляющий меня» ( 2Цар.22:33, 34 ) ( Пс.17:33–34 ). Надевает нарукавники и говорит тоже, что и диакон: «Десница Твоя, Господи " … и т. д. и др. «Руки Твои сотворили меня»... Возлагает набедренник со словами: «Препояшь Себя по бедру мечем Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею. И в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости, и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела». ( Пс. 44:4–5 ). Облачаясь в фелонь, произносит: «Священники Твои, Господи, облекутся правдою и святые Твои возрадуются ныне, всегда и во веки веков. Аминь». ( Пс.131:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

[«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».] Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. [«В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя. Ты, Христе Боже, воскресил из мёртвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе – победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне».] Стих 2. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Израилев, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 3. Да речет убо дом Ааронь яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажет ныне дом Ааронов, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Стих 4. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. [«Пусть скажут ныне боящиеся Господа, что Он благ и вовек милость Его».] Тропарь. Прокимен и причастен, глас 4 Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. [«Благословен Идущий во имя Господне. Бог – Господь и Он явился нам».] В страстную седмицу Название Страстная седмица эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страстей (страданий), крестной смерти и погребения. В страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Великий понедельник В Великий понедельник мы воспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибшего в нераскаянии, т. е. не приносящего плода веры. «И увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возлагая на себя орарь, диакон ничего не произносит. Надевая правую поручу, диакон произносит стихи из Книги Исход: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости. Десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты 540 . Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врагов и множеством славы Твоей Ты низложил восставших (против Тебя). Надевая левую поручу, диакон произносит стих из 118-го псалма: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя. Вразуми мя и научуся заповедем Твоим 541 . Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. Облачившись в литургические одеяния, диакон отходит к жертвеннику, где ожидает священника. Облачение священника Священник начинает облачение произнесением слов: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков». Надевая подризник (разновидность стихаря), он произносит те же слова, что и диакон, когда облачается в стихарь. Затем священник надевает на себя епитрахиль с произнесением слов: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его 542 . Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на края одежды его. Эти слова напоминают о первом ветхозаветном первосвященнике Аароне, брате Моисея. Поставление Аарона во священники описывается в Книге Исход, где Бог говорит Моисею: И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне … И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости [и смышления], чтобы они сделали Аарону [священные] одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс ( Исх.28:1–4 ). Таким образом, протягивается смысловая нить между новозаветным и ветхозаветным священством: последнее мыслится как прообраз первого. Неотъемлемым атрибутом ветхозаветного священства были особые одежды. Они изготовлялись из драгоценных тканей – «золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона» ( Исх.28:5 ). Облачения православных священнослужителей также принято изготовлять из дорогих тканей (шелка, парчи, бархата). Особенным великолепием отличаются архиерейские литургические облачения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом. И, поцеловав орарь, возлагает его на левое плечо. Надевая же нарукавник на правую руку, произносит: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников. На левую же: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. И отойдя к жертвеннику, приготовляет священные сосуды. Святой дискос ставит с левой стороны, а потир, то есть святую чашу, справа, и прочее с ними. Священник же так облачается: взяв свой стихарь [подризник] в левую руку и поклонившись трижды к востоку, как сказано, со словами: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И облачается со словами: Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом. Затем, взяв епитрахиль и осенив ее крестом, возлагает на себя со словами: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как мvpo на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его. Затем, взяв пояс, опоясывается со словами: Благословен Бог, опоясывающий меня силою и непорочным соделал Он путь мой; укрепляет ноги мои как у оленя, и на высотах ставит меня. На нарукавники же – как выше сказано: [На правую руку: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников. На левую руку: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. ] Затем, взяв набедренник, если его имеет, и благословив его, и поцеловав, произносит: Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный, в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников. На левую же: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. И отойдя к жертвеннику, приготовляет священные сосуды. Святой дискос ставит с левой стороны, а потир, то есть святую чашу, справа, и прочее с ними. Священник же так облачается: взяв свой стихарь [подризник] в левую руку и поклонившись трижды к востоку, как сказано, со словами: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И облачается со словами: Возрадуется душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризу спасения, и одеждою радости одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня нарядом. Затем, взяв епитрахиль и осенив ее крестом, возлагает на себя со словами: Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, как миро на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его. Затем, взяв пояс, опоясывается со словами: Благословен Бог, опоясывающий меня силою и непорочным соделал Он путь мой; укрепляет ноги мои как у оленя, и на высотах ставит меня. На нарукавники же – как выше сказано: [На правую руку: Десница Твоя, Господи, прославилась силою; правая рука Твоя, Господи, сломила врагов, и множеством славы Твоей Ты сокрушил противников. На левую руку: Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. ] Затем, взяв набедренник, если его имеет, и благословив его, и поцеловав, произносит: Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный, в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Также, взяв фелонь и благословив, целует [ее и возлагает на себя] со словами: Священники Твои, Господи, облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Затем, отойдя к жертвеннику, омывают руки со словами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Слово «лицо» в Ветхом Завете часто используется, чтобы показать чье-то личное присутствие, личную связь с кем-то. А выражение «лицо Божье» подчеркивает личное присутствие Божие. С одной стороны, Бог Ветхого Завета трансцендентен, то есть потусторонен нашему миру. Но любовь Божья к людям «пробивает» эту потусторонность. В Книге Исход мы читаем: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33, 11). Здесь говорится о том, что Бог всё-таки может быть нам близок, что всё-таки лучшие из людей Ветхого Завета могли вступить с Ним в личные (слово «личность» происходит от слова «лицо») отношения. В Книге Бытия, в 32 главе, рассказывается, как внук Авраама Иаков ночью боролся с Богом и в конце концов получил благословение Божье. Иаков увековечил это событие, назвав место его ночной встречи с Богом Пенуэль (лицо Божие), сказав: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 30). Библейское слово ( паним , лик, лицо) может подчеркивать не только личное Божье присутствие, но и Его благословение. В Книге Чисел приводится благословение Аароново, где тоже дважды упоминается Божье лицо: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да просветит Господь лице Свое на тебя и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 24–26). Что означает выражение «да просветит Господь лице Свое на тебя?» Современный православный автор Роберт Аракаки пишет: «В этом благословении лице Божье упоминается дважды. Оба выражения очень красочные и живые. Выражение да просветит Господь лице Свое на тебя может пониматься так, что Бог смотрит на тебя с широкой улыбкой на Своем лице. Вы никогда не замечали, как от улыбки лицо человека как будто всё светится? Или как улыбка матери или отца заставляет ребенка буквально сиять от радости? Обращенная к нам Божья улыбка говорит нам, что Он нас любит, что Он благоволит нам… Другое выражение из благословения Ааронова: да обратит Господь лице Свое на тебя , означает следующее . Когда Бог благословляет нас, Он обращает к нам Свое лицо, то есть Он принимает нас, Он вступает в личные отношения с нами. И, наоборот, когда Бог в Библии отвращает Свое лицо, это означает, что Он нас отверг, что наши отношения с Ним закончены…» .

http://pravoslavie.ru/134244.html

586 которому он дал десятину и от которого принял благословение — он, отец верующих, заключавший, по слову ап. Павла, в чреслах своих вое ветхозаветное священство, — и Левия и Аарона с ним.— Царю Давиду было открыто грядущее явление истинного совершенного царя, коего престол, «навек и всегда» (кис’эка элогим олам ваэд), — и ему же было открыто, что этот истинный и вечный царь будет вместе с тем и истинным священником, тем самым царственным иереем, коего прообраз явлен был Аврааму. Нишба Ягвэ в’ло йинахэм атта когэн л’олам ал-дибрат Малкицэдэк (Клялся Господь и не раскается: ты священник вовек по чину Мельхиседекову). Тщетно искали бы мы во всей Библии этой особой клятвы Божией о вечном священстве по чину Мельхиседекову. Единственный способ объяснить слова Псалмопевца — отнести их к той знаменательной и необычайной клятве Божией, которая последовала за «жертвоприношением Исааковым». Если это несовершенное жертвоприношение было прообразом грядущей совершенной жертвы, то последовавшее клятвенное благословение должно отнести к Тому, чьим прообразом являлся единородный сын Авраамов. «И сказал: Мною клянусь, говорит Ягвэ (би нишба’ти неум Ягвэ): за то, что ты сделал такое дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, так благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок, что на берегу моря, и владеет семя твое вратами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли по причине того, что послушался ты гласа Моего» (Быт. XXII, 16—18). Если ближайшие семя Авраамово — сын его единородный и чудесно рожденный как сын веры, а не похоти представлял собою идеальный прообраз совершенной жертвы, то в дальнейшем семени Авраамовом, размноженном «как звезды небесные и как песок морской», — т. е. в народе еврейском, — мы находим учреждение жертв реальных, но несовершенных, и соответственно этому несовершенное священство по чину Ааронову, в котором не благословлялись все народы земли. А потому для исполнения клятвы Божией (исключительно-торжественной и необычайно-усиленной) необходимо признать сверх первого непосредственно-индивидуального и второго национального семени Авраамова еще третье абсолютно-индивидуальное и вместе с тем самым (и тем самым) вселенское семя — нового Адама, совершенного всечеловека. И как для

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

А спросить Его боялись. Вот так было сформировано мнение о Мессии, как о политическом освободителе, и преодолеть это они никак не могли. И даже уже осталось несколько мгновений пребывания Господа на Земле – опять за ту же тему: не в сие ли время Ты сейчас бросишь клич, уготовляешь царство Израилю? – Опять только в земном плане. Последняя Вечеря и прощальная беседа, которая заканчивается молитвой. Вот после этого уже сами страдания. Вот Вечеря, умовение ног. Смотрите: « Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его» ( Ин. 13:1 ), – Еще не пришел час Мой (см. Ин. 8:20 )– это Он говорил раньше. Еще не пришел час Мой (см. Ин. 7:6, 30 ), даже Матери говорил: еще не пришел час Мой (см. Ин. 2:4 ). Смотрите, это, по-моему, во 2-й главе от Иоанна – не на браке ли в Кане Галилейской? Давайте-ка посмотрим: Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? – Вина нет у них. И вдруг: что Мне и Тебе, Жено? Покойный отец Ливерий Воронов , догматист прекрасный, говорил: ведь эти слова значат: ну и что? Пусть так. Пусть так – если не хватает вина. А Она продолжает: – Что скажет Он вам, то сделайте. А Ей Он говорит: – Не пришёл час Мой. – То есть показывает Матери, что Ему нельзя диктовать. Каждая мать желает видеть детей своих в послушании – прекрасно, но здесь отношение особое. Это не только Её Сын, но и Бог. Еще не пришел час Мой, что Мне и Тебе, Жено? – женщина. Вот, никакие родственные отношения . Когда Моисей давал благословение левитам – Левииным коленам, – вы посмотрите, что там сказано, – это же просто поразительно! И вот священникам бы это надо взять сейчас обязательно посмотрите Второзаконие – Второзаконие, 33-я глава. Он, , как и Иаков, перед смертью даёт благословение народу – каждому колену. И вот смотрите, 8-й стих: «И о Левии сказал [о священническом колене. Что сказал?], туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы», – это помните тот момент, когда вместо того, чтобы сказать скале: дай воду, – он в раздражении ударил по ней жезлом. И вот это и было нарушением воли Божией, так что они оба с Аароном лишились права и войти в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010