Таким образом, в наших храмах, как вы ви­дите, братья, не Моисей, хотя и великий и верный и Боговидец, по все же не более, как раб Божий и служитель в дому Церкви ветхозаветной ( Апок.15:3 ; Евр.3:5 ), – не Моисей со скрижалями десятословного закона и с кодексом уставов подзаконных, по сам Христос, сам Богочеловек и Сын Божий, сам Господь Ангелов и человеков, сам Зиждитель Церкви и Мира, с радостной вестью о благодати, спа­сающей всех верующих в Него. В наших хра­мах – не левиты и священники с теми жертвами всесожжения, кои они, в очищение грехов своих и людских, по вся дни приносили Богу, как безысходно и по всем дням состоявшие под грехом и клятвою, – не левиты, говорю, и священники, по чину Ааронову и из среды людей грешных и смертных: но великий, вечный и святейший Первосвященник по чину Мелхиседекову ( Евр.5:10 ), который, однажды принесши Себя самого во всесожжение за грехи мира, вошел, со своей вниманию верующих, и в своих иконописных изображениях, и в каждодневном богослужении, и в церковных обрядах и празднествах, и в духовных песнопениях и молитвословиях. Но, если когда и где мы видим и слышим и как бы обоняем неизреченную тайму искупления: то особенно, в чтениях Евангельских и в приношении святейшей бескровной жертвы при литургии. Таким образом, в наших храмах, как вы ви­дите, братья, не Моисей, хотя и великий и верный и Боговидец, по все же не более, как раб Божий и служитель в дому Церкви ветхозаветной ( Апок.15:3 ; Евр.3:5 ), – не Моисей со скрижалями десятословного закона и с кодексом уставов подзаконных, по сам Христос, сам Богочеловек и Сын Божий, сам Господь Ангелов и человеков, сам Зиждитель Церкви и Мира, с радостной вестью о благодати, спасающей всех верующих в Него. В наших хра­мах – не левиты и священники с теми жертвами всесожжения, кои они, в очищение грехов своих и людских, по вся дни приносили Богу, как безысходно и по всем дням состоявшие под грехом и клятвою, – не левиты, говорю, и священники, по чину Ааронову и из среды людей грешных и смертных: но великий, вечный и святейший Первосвященник по чину Мелхиседекову ( Евр.5:10 ), который, однажды принесши Себя самого во всесожжение за грехи мира, вошел, со своей кровью, в скинию небесную, и там, умилостивив раз­гневанное правосудие, навсегда примирил небо с зем­лей и Божество с человечеством, потребил от зем­ли клятву и, возвратив ей мир и благословение, всем даровал и живот вечный и блаженство нескончаемое и славу царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Песнь 7 Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани,/злочестиваго веления небрегше,/огненнаго прещения не убояшася,/но, посреде пламени стояще, пояху:/отцев Боже, благословен еси. Песнь 7 Св. Иосифу Обручнику. Ирмос: Отроки, воспитанные в благочестии,/повелением нечестивым пренебрегши,/угрожавшего огня не устрашились,/но, стоя посреди пламени, пели:/“Боже Отцов, благословен Ты!” Проречений конец божественных пророк узрел еси:/Егоже бо тии проповедаша/– Христа, грядуща от Отроковицы чистыя, осязал еси,/и Младенца Того уразумел еси,/яко чистый душею, Христов угодниче. Исполнение предсказаний/пророков богодухновенных ты увидел:/Того, о Ком провозгласили они — Христа,/Который должен придти от Отроковицы чистой,/Ты осязал и в Младенце Его постиг,/как чистый душою Христов служитель. Непорочным жительством украсився, Иосифе славне,/страж девства Непорочныя был еси воистину,/и отец раждаема Отрочате наречеся,/возвеличен быв честным именованием. Непорочной жизнью украсившись, Иосиф славный,/стражем непорочной Девы ты стал поистине,/и отцом рождающегося Дитяти назван,/возвеличенный этим священным именованием. Иже глаголом Устроивый небо, и землю, и море/Сын тектона наречеся – тя, всеблаженне, чудне,/Отцу безначальну тя воистину прославльшу,/яко слугу священна/превысших слова. Словом Своим создавший небо,/и землю, и море назван Сыном плотника/— тебя, всеблаженный, удивления достойный;/безначальный же Отец тебя поистине прославил,/как священного служителя/того, что выше слова. Свято житие твое скончав,/Иосифе предобльственне,/ныне во светлостех святых вселился еси,/освящаяй верно совершающия всегда/твою всесвятую и божественную память. Свято жизнь свою завершив,/Иосиф превосходнейший,/ныне ты обрел покой в блистании святых,/освящая с верою совершающих всегда/твою всесвятую и божественную память. Богородичен: Образы священными прообразуему/Тя ведый, Богоблагодатная, Чистая,/Иосиф праведный, жезлом унаследова/честное Твое обручение,/поминаяй процветший иногда/святый Ааронов жезл. Богородичен: Зная, что образы священные Тебя прообразуют,/облагодатствованная Богом, Чистая,/Иосиф праведный по жребию при помощи жезла/право на священное обручение с Тобою получает/и вспоминает некогда проросший/святой Ааронов жезл.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

Изъяснение псалма 132-го. «Песнь степеней». При Ровоаме колена разделились, и десять последовали за Иеровоамом, а два возлюбили Давидово царство. Но, по возвращении из Вавилона, и соединились снова, и возлюбили согласие, и одно имели правление, и общее совершали служение по закону. Сие-то и предвозвещает настоящий псалом. Пс.132:1 .   Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе?» На самом деле дознали мы, говорит Пророк, что всего приятнее братское согласие. «Братиею» же называет колена; потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца. Пс.132:2 .   Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его. «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню». Первосвященнический елей составлялся из различных благовоний. Однако же ни одно из них само по себе не издавало такого благоухания, какое производило смешение и срастворение всех сих благоуханий. Сему-то елею справедливо уподобил Пророк братское согласие; потому что совокупление во едино многих добрых дел производит благоухание совершенной добродетели. «Сходящее на ометы одежды его». Дарование любви, говорит Пророк, уподобляется оному миру, которое изливалось на главу Ааронову, и не только сходило на браду, но и освещало часть одежды, покрывавшую грудь. " Ометом» 41 назвал Пророк, что мы называем нарамником. Это же Акила назвал устием одежды. Поэтому, как священное миро, с главы по браде стекавшее до одежды, иерея исполняло благоухания, так польза, происходящая от согласия, от начальства простирается и на подчиненных. Пс.132:3 .   Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. «Яко роса аермонская сходящая на горы сионския». Пророк переходит к другому подобию, показывая пользу согласия, и говорит, что уподобляется оно росе, приносимой с Аермона на Сион. Роса же сия такова, что с черепиц сливается каплями. " Аермон» есть гора, и гора палестинская, полезная земле израильской. «Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века», – не на Аермоне, а на Сионе, на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятаго Духа, от которой все верующие приемлют вечное спасение. 41 Греческое слово " α, переведенное здесь словом: «омет», в книге Исхода (гл.22, 32) переведено словом: «ожерелье». Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мстя за отказ иудеев принять их в качестве братьев по вере и предоставить им участие в богослужении в храме в Иерусалиме, самаряне все более приходили в ярость и наконец решили открыть для себя особое святилище, чтобы сделать его соперником храму Иерусалимскому. Для этого наиболее благоприятный случай представляло то обстоятельство, что и в среде самого иудейского народа было много недовольных и не мало таких, которые совершенно были исключены из иудейского общества за то, что не хотели примириться с строгими постановлениями Ездры и Неемии. Особенно важным лицом в этом отношении был зять Санаваллата, Манассия, который, за связь с его дочерью, как иноплеменницей, был исключен из общества. Пользуясь этим обстоятельством, его хитрый тесть Санаваллат составил план нанести жестокий удар иудейской общине устроением независимого святилища, в котором бы изгнанный Манассия мог сделаться первосвященником, так как он происходил из рода Ааронова. Так действительно и было решено. Для того, чтобы воздвигнуть храм, едва ли даже и требовалось какое-либо особое разрешение со стороны персидского двора, а если бы оно и потребовалось, то для Санаваллата нетрудно было получить такое позволение от областеначальника или сатрапа, с которым он находился в дружественных отношениях. И вот, на вершине горы Гаризим, у подошвы города Сихема, в местности, которая в действительности составляет центр всей Палестины, Санаваллат воздвигнул храм, что вероятно было после смерти царя Артаксеркса (около 420 года). Выбор этого места был сделан знатоками св. Писания и изгнанными из иудейского общества членами Ааронова рода, которые указали на него потому, что с этой именно горы во времена Иисуса Навина, по установлению Моисея, были произнесены благословения для хранящих законы, между тем как с противоположной горы и менее плодородного Гевала произнесены были проклятия. Самаряне придали и самому названию горы другое значение. Они называли и называют еще и теперь гору Гаризим «горой благословения», как будто бы с нее именно вообще нисходит спасение и благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

172 (Ст. 4– 6). Жезл Моисеев ( Ucx. IV 2 и прим. 2-е) как мы говорили в своем месте, вероятно был по образцу всех жезлов, носимых и ныне на Синайском полуострове, (Робинзон, Вилькинсон), сделан из дерева, породы акаций (Colutea Haleppica). Без сомнения и жезлы других вождей были сделаны из того же дерева; но жезл Ааронов вероятно согласно принятой уже тогда символистике был сделан из дерева миндального, плод которого также дает елей, как и оливковое дерево, и имя которого по-еврейски (Еспин), означает « дерево пробуждения», так как оно первое цветет весною прелестным белым цветом. Господь говорить (ст. 5): «кого Я изберу, того жезл расцветет» – стало быть всякий жезл мог по роду своего дерева расцвести. Расцвел жезл Ааронов; и не только расцвел но и дал плоды, т. е. знаменовал полноту благодати 173 (Ст. 7–8). Ср. Иерем. I:11–12 где миндальный жезл есть символ силы слова Божия (О. Герлах). Весьма вероятно, что жезл Ааронов «расцветший (прозябший) и пустивший почки, и давший цвет, и принесший миндали» (Ст. 8) в разных частях своих представлял все фазисы этого развития. Никто из начальников не мог с первого взгляда ошибиться в принадлежности жезла Аарону, так как он был сделан из другого дерева, как мы думаем и говорили выше. Более таинственное значение этого прозябшего и расцветшего и давшего плод жезла, сделавшегося знамением священства, видят и в словах Исаии IV, 2; XI 1; XIII 2–4 и сл. и Захарии VI, 12. 174 (Ст. 9–11). Жезл лежал в знамение да непокорных «перед ковчегом откровения», не в ковчеге, как полагали некоторые на основании не ясно понятых слов Посл, к евреям, IX, 4, так как и об манне сказано в кн. Ucx. XVI 34 что сосуд с нею поставлен был «пред ковчегом свидетельства», (а по Ucx. XXV, 16 об ковчеге сказано только: «положи в ковчег откровение, которое я дам тебе»), а в З. Ц: VIII,9 видно, что при Соломоне «в ковчеге ничего не было кроме двух каменных скрижалей» 175 (Ст. 12–13). Вопль израильский очень характеристичен; после смерти Корея и доказательства Божественности избрания Аарона; не смея нарушать святыни, они начинают вопить как малые дети, что им не позволяется приблизиться к Скинии. В вопле этом слышится негодование, что они не могли сменить Аарона, смешанное с сознанием бессилия и страхом. Господь приговорил это поколение к странствованию; потому, что оно было глубоко испорчено, и не могло служить к развитию будущего Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

17–19. Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть. Так как только Бог Израиля есть истинный и вечно живый Бог, то весь народ уповал и, по призыву псалмопевца, должен уповать на Него, как на своего Творца и Защитника, а не на идолов, созданных своими же руками... Дом или народ Израильский уповал на Господа; Он им – Израильтянам есть Помощник и Защитник! – Дом или весь род Ааронов уповал на Господа: Он им – потомкам Аарона Помощник и Защититель! – Боящийся Господа, все благоговеющие пред Ним, уповали на Господа, ибо Он Помощник и Защитник! – Разумеется, так и все и всегда должны уповать на Господа. 20–21. Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь: благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими. Господь, вспомнив нас, благословил нас – благословил народ Израильский, благословил род Ааронов, благословил боящихся Господа, как малых, так великих – знатных и незнатных, богатых и бедных, ибо всех вывел из Египта, избавил от тяжкого рабства; проводя по пустыне Аравийской, всем явил многие чудеса своей милости; всем дал участки в земле Обетованной в наследие из рода в род; всем помогает – из брения возвышает нищего до равенства с князьями, неплодную вдову делает матерью семейства и пр. (ст. 1–2; ср. Пс.112:6–9 ). 22–24. Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя: благоословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Обращаясь мыслью к людям, боящимся Господа (ст. 21), псалмопевец приветствует их с чувством глубокой радости и благожелательности. – Да приложит Господь на вы: вы получили дары милости и благословения от Бога; но за вашу богобоязненность, да прибавит вам Господь еще и еще своих милостей, и – не только вам? но и сынам вашим, разумеется, если они будут и наследниками богобоязненности своих отцов. – «Благословенны вы у Господа, сотворившего небо и землю, который, разумеется, и посылает вам дары неба и земли. – Небо небес принадлежит Господу, как высшая область Всевышнего Царя и всех «сынов Божиих» – ангелов; а землю Он дал сынам человеческим или населил ими землю, в особенности, наилучшую землю, Ханаан Он отдал Израильскому народу (ст. 1–2, 20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

209. Такое толкование согласуется и с рассмотренным ранее рассказом о встрече Моисея с Аароном. Тогда во встретившемся Моисею союзнике и помощнике мы увидели ангела, который и сотворил знамения против египтян. Его по праву можно назвать старшим братом: старшим – поскольку ангельская бестелесная природа создана раньше нашей, а братом – по причине родства его разумной природы с нашей. 210. Но тогда возникает противоречие: как можно считать благоприятной встречу с Аароном, который затем стал исполнителем воли израильтян в сооружении идола? Здесь Писание частично раскрывает двусмысленность слова «братство» и показывает: не все, что звучит одинаково, имеет одинаковый смысл, если даже одно и то же слово используется в противоположных значениях. Так, одним братом является тот, кто освобождает от египетского тирана, и совсем другим – тот, кто делает израильтянам идола, хотя имя в обоих случаях остается одним и тем же. 211. Именно против таких братьев обнажает меч Моисей. Он, конечно же, и сам следует тому закону, который повелел исполнить другим, ведь убийство такого брата – это уничтожение греха. И всякий, кто уничтожил зло, находящееся в нем по воле противника 42 , убил в себе того, кто прежде жил во грехе. 212. Чтобы подтвердить наше понимание этого места, рассмотрим духовный смысл некоторых других эпизодов повествования. Известно, что Аарон приказал израильтянам снять серьги, которые и стали материалом для изготовления идола ( Исх.32:2 ). Что скажем на это? Моисей украсил слух израильтян серьгами, то есть законом, а лжеименный брат ослушался и снял положенное слуху украшение, сделав из него идола 43 . 213. Так было и когда грех впервые вошел в мир: совет нарушить заповедь стал словно бы снятием серьги. Первозданные люди за друга и ближнего приняли змея, посоветовавшего им нарушить Божественное повеление, убедив их, будто бы это хорошее и полезное дело ( Быт.3:1–5 ). Это и означает снять с уха серьгу заповеди. И кто убивает таких братьев, друзей и ближних, тот услышит те самые слова закона, с которыми Моисей – как сказано в повествовании – обратился к тем, кто их убил: «Сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» ( Исх.32:29 ). Обретение новых скрижалей

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Неоднократные возмущения народа в Тавере, в Киброт-Гаттааве, в Мериве обычно истолковывались в плане нравоучительном, так как, по согласному святоотеческому мнению, «ропщущие израильтяне предзнаменовали тех христиан, которые временные блага предпочитают вечным и небесным, как израильтяне египетское мясо и прочие снеди – небесной манне. Поэтому они и призывают на себя гнев Божий. И огонь не временный, а вечный для них возгорится» 274 . Возмущение же потомков первенца Рувима – Дафана и Авирона против власти Моисея, поддержанное левитом Кореем, протестовавшим против священного первенства Аарона, было прообразом всех грядущих революций. Гибель возмутителей обычно подвигала толкователей XIX века к увещеванию тех, кто жаждал новых общественных возмущений. Избрание семидесяти старейшин ветхозаветной церкви, на которых Господь послал Духа Своего ( Числ. 11:29 ), всегда рассматривалось как прообраз схождения Святого Духа на старейшин Церкви новозаветной – апостолов. Соглядатаи, несшие виноградную лозу на деревянном шесте, обычно ассоциировались с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны от Истинной виноградной Лозы (см.: Ин. 15:1 ). Осуждение на странствование не поверивших Богу сопоставлялось с продолжающимся и поныне блужданием по пустыне неведения иудеев, отвергших Христа. Толковники также обращали внимание на то, что Иисус Навин и Халев Иефониин, вошедшие во Святую Землю за верность Божию повелению, были представителями колен, ставших основой двух царств – Иудеи и Израиля. Это виделось толкователям особым благословением Божиим исполнителям Его воли. По толкованию блаженного Феодорита Кирского , «падшие за неверие в пустыне были образом не уверовавших во Христа иудеев, а необрезанные дети, которые под водительством Иисуса овладели землей, обетованной их предкам, – образом уверовавших во Христа язычников» 275 . Процветший жезл Ааронов прообразовывал рождение Христа Спасителя от Приснодевы, как говорят об этом слова церковного песнопения: «Древле Тя прозябший Ааронов жезле вообрази Дево: Ты бо едина родила еси прозябением без мужа, небесный ныне дождь приемши во чреве. Тем веселящеся, Тя Богородицу по долгу согласно вси поем, и превозносим во вся веки» 276 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Что означает на них орел? Что — Ганимед? Что — преследующий деву Аполлон? Что — другие отвратительные изоб­ражения? Везде сладострастие, везде разврат, везде изображения незаконных кровосмешений и неистовых страстей. И истуканы, и празднества, и торжественные собрания, и обряды их суть выражения, памятники и училища бесстыдства, и не только бес­стыдства, но и убийств человеческих. Потому тем же они и воздают честь бесам. У них нет ничего, кроме разврата, невоздержного пьянства, жестокости, бесчеловечья, убийств, и, как может видеть всякий, все праздники их состоят в этом. Таким образом, выставив на посмеяние бесчувственность идолов и безумие надеющихся на них, пророк обращается к прославлению Бога и говорит: «Дом Израилев уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Дом Ааронов уповал на Господа; Он помощник и защитник для них. Боящиеся Господа уповали на Господа, Он — помощник и защитник для них» (Пс.113:17-19). Этими словами он изображает силу Божию и несравненное превосход­ство Его пред всеми. Описывая дела, совершенные между иудеями, он показал двоякое, или троякое благодеяние Божие: во-первых, то, что Он избавил их от бесов; во-вторых, то, что сообщил им познание о Самом Себе; в-третьих, то, что даровал им помощь Свою.    5. Потом, желая показать, что промышление Божие не огра­ничивалось одними иудеями, он упоминает и о прозелитах, обращавшихся из язычников, выражая, что Бог простирал помощь и благословение Свое на всех. «Господь, вспомнив о нас, благословил нас: благословил дом Израилев, благословил дом Ааронов, благословил боящихся Господа, малых и великих» (Пс.113:20-21). Что значит: «благословил»? Т.е. даровал бесчисленные блага. И человек благословляет Бога, как, например, говорится: «благослови, душа моя, Господа» (Пс.102:1); но благословляя Бога, он сам приобретает пользу, получая себе просвещение, а не доставляя что-нибудь Ему; а Бог благословляя доставляет нам просвещение, Сам же от нас ничего не получает. Бог есть существо, ни в чем не имеющее нужды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это не изображение действительной истины, а представление тени или образа,. т.-е. Мелхиседека, которого первообраз есть по истине безначальный, бесконечный, действительно вечный Сын Божий. Мелхиседек, хотя смертный человек, но будучи назначен Богом в образ Вечного, для яснейшего представления своего Первообраза, изображается какбы вечным. 9. И да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть. «И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама, дал десятину». «И, так сказать». Чрез это Апостол смягчает свою речь, которая может показаться иным странною. «Сам Левий, принимающий десятины». Левий и все левитские священники, которые, по закону, от других «принимают десятины, в лице Авраама», или чрез Авраама, сами «дали десятину» Мелхиседеку, и также хотя сами преподают благословение народу, чрез Авраама приняли благословение от Мелхиседека. 10. Еще бо во чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек. «Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его». Апостол показывает причину, почему он сказал, что Левий чрез Авраама принес десятину Мелхиседеку. Это потому, говорит Павел, что в то время, когда Авраам принял благословение от Мелхиседека и принес ему десятину, Левий еще не родился, – Левий, как и его потомки, еще находились в чреслах Авраама, как своего родоначальника. Таким образом, если право брать десятины и преподавать благословение означает превосходство, то явно, что Мелхиседек превосходил своим достоинством не только Авраама, но и Левия и всех левитских священников; тем более превосходство это принадлежит первообразу Мелхиседека, Сыну Божию, Господу Иисусу. А как Авраам есть отец не только обрезанных, или естественного своего потомства, но и всех верующих в Иисуса Христа, обрезанных и необрезанных, – есть отец своих детей по плоти и по духу ( Рим.2:25–29; 4:16–18 ), то Мелхиседек чрез Авраама преподал благословение не только естественному его потомству; или обрезанным по закону, но и сынам обетования, необрезанным, или верующим в Иисуса Христа из всех народов. Отселе явно, что первообраз Мелхиседека, Иисус Христос, есть истинный первосвященник всех людей, и все должны приносить Ему десятину, т.-е. должны служить Ему и испрашивать у Него Божеского благословения. 11. Аще убо совершенство Левитским священством было: людие бо на нем взаконени быша: кая еще потреба, по чину Мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину Ааронову глаголатися?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010