94 . Благословляющий Христа Бога благословен. 95 . Так не осталось ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном в пустыне Синайской, ибо умерли они в пустыне, и остались двое – Халев и Иисус, сын Навина, боящиеся Господа ( Чис.26:6365 ). 96 . И сказал Господь Моисею: «Возьми Иисуса Навина», и возложил Моисей на него руки, и он стал вождем народа, и Дух Божий обитал на нем, ибо он любил Бога ( Втор.34:9 ; Чис.27:18 ). 97 . Аарон по повелению Божию был первым первосвященником, а священниками – его сыновья. Они молились за народ, приносили жертвы, воскуряли фимиам, возжигали седмисвещный светильник, переменяли хлебы предложения, очищали проказу. Им при скинии помогали левиты: носили скинию, были певцами при богослужении. Избрание Аарона на священство Господь подтвердил ниспосланием небесного огня на первую жертву. Этот огонь поддерживался в скинии и другого огоня при богослужении не употребляли. Аарон умер 123 лет в сороковой год по исшествии из Египта, в пятый месяц – в июле, в первый день ( Исх.40:1215 ; Лев.910 ; Чис.20:2329 ). 98 . И возвестил Господь Бог Вседержитель устами Моисея пророчество о Сыне Своем Единородном Христе Мессии: Пророка от братии твоея, якоже Мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему ( Втор.18:15, 18 ). 99 . Моисею было 120 лет, и зрение его не притупилось, и крепость его не истощилась, когда, взойдя на гору Нево у Иерихона, он осмотрел своими глазами всю землю обетованную и умер там ( Втор.32:4852; 34:17 ). Моисей был великий пророк Боговидец, которого знал Господь лицом к лицу и рукою которого Господь знамениями и чудесами потряс всю землю Египетскую и дал народу Божию письменный закон веры и нравственности, закон обрядовый и гражданский и основал Церковь Ветхозаветную, которая приуготовляла мир к принятию Христа Спасителя. 100 . О Спасителе мира в законе Моисеевом дано откровение в пророчествах и прообразованиях. Он будет великим пророком, подобно Моисею, и воссияет яко звезда Иакова. Христос, яко пасхальный агнец, кости бо Его не сокрушены на Кресте, и Кровию Его мы избавились от вечной смерти. Переход же через Красное море прообразовал крещение – рождение от воды и Духа, избавляющее нас от греха, проклятия, диавола и смерти. Древо же, усладившее горькие воды Мерры, прославило Крест Христов, услаждающее горести жизни. А манна прообразовала небесный хлеб, который преподается верующим в таинстве причащения. Медный змей указывал на Распятого Спасителя, Который исцеляет и спасает от вечной смерти всех с верою и любовью к Нему прибегающих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

    К. Смотри же, как ясно установляет это Бог для сынов Израилевых. Хотя с мадианитянами сражались избранные по тысяче из каждого колена воины, и приобрели победу, думаю, с трудом и потом, но взятую на войне добычу они немедленно разделили со всем обществом, и таким образом доблестными делами людей мужественных почтено было и остальное множество народа: «разделите, — сказано, — корысти ты и Елеазар жрец и князи отечеств сонма: и разделите корысти между воины ходившими на брань и между всем сонмом» (Чис.31:26-27). Что вместе с избраннейшими и знаменитейшими прославится и несколько недостаточное, идущее позади их величия, это дает понять и божественный Павел: перечислив древних святых, сделавшихся достохвальными по вере и стяжавших лучезарную славу ревностным богопочитанием, говорит: «Все сии умерли в вере, не получив обетований … потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:13, 40), также и к другим (Коринфянам) пишет: вы уже совершенны, «вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор. 4:8). Видишь ли, как вместе с теми, которые достигли совершенства, совершенствуются и те, которые находятся в ряду недостаточных, и благословляются вместе с избранными те, которые по своим силам неравны им? И божественный Давид воспевает: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. ... Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословляет боящихся Господа, малых с великими» (Пс.113:23, 20-21). Вместе с великими благословляются и называемые малыми, которые хотя не могут похвалиться равною с ними силою и уступают им в готовности переносить страдания, но равняются им, может быть, ревностью и верою и радуют Христа своею посильною твердостью. Моисей и Елеазар могут быть образом единого первосвященника и законодателя Христа, разделяющего народу корысти в присутствии святых Ангелов, образом которых могут быть начальники племен общества. Разве ты не признаешь, что на земле присутствуют многие святые Ангелы, поставленные Богом, чтобы подавать помощь верующим и руководствовать народы?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Бог, когда давал обетование Аврааму, не имея кем высшим Себя клясться, клялся Самим Собою, и таков был глагол Его: «воистину благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя» ( Быт.22 ). И так, долготерпев, Авраам получил обетованное. Люди высшим клянутся, и всякому их спору конец полагает клятвенное удостоверение. Посему и Бог, хотя внушительнее показать наследникам обетования непреложность воли Своей, употребил в посредство клятву; дабы в двух непреложных вещах, в коих невозможно Богу солгать, имели мы твердое утешение, когда, ища прибежища, взялись за предлежащую надежду. И та надежда есть для души как якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесой (святилище), куда предтечею за нас вшел Иисус, став Первосвященником на веки по чину Мельхиседекову. Глава 7. Священство Мельхиседеково и священство Христово Сей Мельхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышняго, – тот, что встретил Авраама, когда он возвращался после поражения царей, и благословил его; ему и десятину отделил Авраам от всего (от всей добычи). И сказуется в имени его во-первых «царь правды», а потом и царь Салима, то есть «царь мира». – Итак, именуясь без отца, без матери, без родословия не имеющим ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает он священником непрестанно. Видите, сколько велик Мельхиседек сей, коему и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. И приемлющие священство из сынов Левииных имеющих заповедь брать десятину по закону со своих братий, хотя произошли сии от чресл Авраамовых. А сей, не происходя от рода их, получил десятину от Авраама и благословил его, имевшего обетования. Неоспоримо однако, что от большего меньшему дается благословение. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – берет тот, о ком свидетельствуется, что он жив. И можно сказать, что сам Левий, принимающий десятины, дал десятину в лице Авраама, ибо он был еще в чреслах родительских, когда Мельхиседек встретил Авраама. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства (при коем дан народу закон), то какая была бы еще нужда восставать иному первосвященнику по чину Мельхиседекову, а не по чину Ааронову именоваться?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В книге Деяний Апостольских рассказывается, как о необыкновенном случае, когда апостол Павел, отъезжая в Сирию, остриг себе в Кенхреях голову, сделав это по «обету» (18, 18). Иначе св. апостол Павел и не мог поступать, потому что знал, что Господь Иисус Христос был Назореем. «Я – Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ), – говорил Сам Христос Спаситель, призывая его к апостольству. Назореи же не стригли волос ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ). Даже в сектантских журналах, как «Сеятель Истины» на обложке рисуют Иисуса Христа в длинной одежде и с длинными волосами. Апостол же Павел пишет: «будьте подражателями мне, как и я Христу " ( 1Кор. 11:1 ). Да и Господь Иисус Христос велел брать с Него Самого пример. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Иоан. 13:15 ).Итак, нося длинные волосы, пастыри Православной нашей Церкви нисколько не нарушают предписаний Св. Писания, а наоборот – следуют св. апостолам, как те – Иисусу Христу. 11) Ваши пастыри носят длинную одежду, благословляют рукою народ, имеют различные названия: протоиереи, архимандриты, архиепископы 11) Священное Писание нисколько не запрещает носить длинную одежду. Пророки Илия и Елисей, как и все ветхозаветное священство Аароново, носили таковую одежду (4 Царств. 2:13; Исх. 28 ). Сам Господь повелевает пророку Моисею сделать для Аарона и сыновей длинную одежду: «вот одежды, которыя должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидарь и пояс» ( Исх. 28:4 ). Хитон это «долгая» нижняя одежда. Св. апостол Павел тоже носил длинную одежду. Своему возлюбленному ученику он пишет: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» ( 2Тим. 4:13 ). Фелонь это также длинная одежда. Сам Спаситель носил хитон, длинную одежду ( Иоан. 19:23 ). Св. апостол Иоанн Богослов в своем Откровении видел Сына Человеческого, т. е. Господа Иисуса Христа, одетого в подир – длинную первосвященническую одежду ( Откр. 1:13 ). Благословение народа пастырями Православной Церкви – не произвольная выдумка самих священников, а имеет основание в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В сороковом году странствования израильтян, когда слово гнева Божия уже сбылось над Аароном и он умер на горе Ор, народ еще раз возроптал на Бога и Моисея. «Для чего ты вывел нас из Египта? – говорили они сему последнему. – Для того ли, чтобы погубить нас в пустыне? Вот у нас нет ни хлеба, ни воды, а эта тощая пища (манна) нам опротивела!» За это Бог послал на народ ядовитых змей, от уязвления которых померло большое число сынов Израилевых. Тогда пришли они к Моисею и говорят ему: «Согрешили мы, что возроптали на Господа и на тебя! Помолись Господу, чтобы он избавил нас от змей!» Моисей стал молиться за народ, и Господь сказал ему: «Сделай себе медную змею и выставь ее напоказ! Пусть всякий, укушенный змеею, только взглянет на нее – и будет жив!» Моисей сделал змею из меди и повесил её на крестообразном столбе; с тех пор всякий, укушенный змеею, прибегал к этому знамени и, взглянув на оное, оставался в живых. 30. Валам Теперь начинается завоевание земли обетованной. Израильтяне разбили Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского; потом расположились лагерем у Иордана в земле Моавской. Царь Моавский, по имени Валак, испуганный нашествием израильтян, послал в Месопотамию за одним знаменитым прорицателем, которого звали Валаамом, и велел сказать ему: «Вот вышел народ из Египта и попрал собою всю мою землю! Приди и прокляни мне людей сих!» Но Бог сказал Валааму: «Не ходи и не проклинай этого народа, ибо он благословен». Валак же послал к Валааму новое посольство из знаменитейших князей своей земли и обещал ему большую награду, если тот исполнит его просьбу. На этот раз Валаам согласился, оседлал осла и отправился в путь. Но на дороге явился Ангел Господень с обнаженным мечом в руках и ослицу Валаамову не пускал идти далее. Валаам, не видевший Ангела, рассердился на ослицу и начал бить ее. Она упала на колени, но Валаам стал бить ее еще сильнее. Тогда Господь отверз уста ослице, и она заговорила человеческим голосом: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня? Не служила ли я тебе от юности твоей идо сего дня? Неужели ты думаешь, что я делаю это по упрямству?» Тогда Бог открыл глаза Валааму, и он увидел Ангела, который так сказал ему: «За что ты бьешь осла своего? Я пришел воспрепятствовать тебе, потому что путь твой неприятен мне. Впрочем, иди с этими людьми, только смотри, говори лишь то, что я скажу тебе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132-м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, - сказал он сам себе, - надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского, приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, — сказал он сам себе, — надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского , приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://azbyka.ru/fiction/poslednyaya-nad...

Вместе с своей женой, из рода Ааронова, Елисаветой, он дожил до преклонных лет, не имея детей. Однажды, когда, совершая чреду священнослужения, он вошел в храм Господень для каждения, а народ стоял и молился вне, ему явился ангел Господень и возвестил, что престарелая жена его родит ему сына, которого он должен назвать Иоанном, что о его рождении возрадуются многие, потому что, исполнившись Святаго Духа от чрева матери своей, он многих из сынов израилевых обратит к Господу Богу их и предъидет пред Ним в духе и силе Илии. Когда Захария, несмотря на явление Ангела, усомнился в этом необычайном для него известии и потребовал знамения, Ангел сказал ему: „ты будешь нем до тех пор, пока не исполнится все сказанное мной“. Само собой разумеется, что не­мота Захарии в этом случае была столько же знамением Божественного обетования, сколько и наказанием неверия, а равно и средством к возбуждению внимания со стороны молившегося народа к случившемуся событию, имевшему столь важное значение для всего человечества. Действительно, Захария стал нем тотчас же, и дар слова возвратился к нему лишь тогда, когда родился у него сын и был назван Иоанном, по желанию Елисаветы, которой, по всей вероятности, Захария сообщил письменно как обо всем слу­чившемся с ним в храме, так и о повелении ангела назвать новорожденного Иоанном. Получив дар слова, Захария прежде всего благословил Бога и, исполнившись Святаго Духа, в прекрасной хвалебной песне пророчественно указывал на великое назначение будущего Предтечи обетованного Мессии. Пять месяцев спустя после этого события, случившегося с Захарией в иерусалимском храме, тот же Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к пресвятой Деве Марии, обрученной некоему простому, но благочестивому мужу Иосифу, из дома Давидова. Смутившись от необычайного явления к ней ангела и от столько же необычайного его приветствия: „радуйся благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами“, – смиренная Дева недоумевала, – „чтобы это было за приветствие? " – Но ангел сказал ей: „не бойся, Мария; ибо ты обрела благо­дать у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Всё, что захотел, Господь сотворил на небесах и на земле, в морях и во всех безднах. Он возводит облака от края земли, молнии творит при дожде, выводит ветры из хранилищ Своих. Он поразил первенцев Египетских от человека до скота; послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его. Он поразил народы многие и убил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские, и дал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему. Господи, имя Твоё – вовек, и память о Тебе – в род и род. Ибо будет судить Господь народ Свой и над рабами Своими смилуется. Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих: уста имеют – и не заговорят, глаза имеют – и не увидят, уши имеют – и не услышат, ибо нет и дыхания в устах их. Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них! Дом Израилев, благословите Господа, дом Ааронов, благословите Господа, дом Левиин, благословите Господа, боящиеся Господа, благословите Господа! Благословен Господь с Сиона, живущий в Иерусалиме! Псалом 135: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа, трижды. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его, и изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари велия, яко в век милость Его, и убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

Вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не нашел себе способа к покаянию, хотя и просил о том со слезами. Предупреждение и угроза Приступили вы не к горе осязаемой и к огню пылающему, и к облаку и мраку и буре, и к трубному звуку и гласу глаголющему – когда слышавшие его молили, чтоб не слышать им того слова – не могли стерпеть того веления: «аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет» ( Исх.19 ). И столь ужасно было видение то, что сказал Моисей: «пристрашен я и трепетен» ( Втор.33 ). Но приступили вы к Сионской горе и ко граду Бога живаго, к Иерусалиму небесному и тьмам Ангелов, и к соборному торжеству и церкви первородных, на небесах написанных, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших в совершенство, и к Ходатаю завета нового Иисусу, и к пролитию Крови глаголющей паче крови Авелевой. Блюдитесь же, не отвратитесь от глаголющаго. Если те, не послушав глаголавшаго на земле, не избегли казни, то тем более не избежим, если отвратимся от глаголющаго с небес. Тогда глас Его поколебал землю, ныне же таково обетование Его: «еще единою потрясу Я не только землею, но и небом» ( Исх.19 ). А то слово: еще единою (еще раз) означает изменение всего потрясенного, то есть сотворенного, чтобы пребывало одно, что осталось не потрясенным. Итак мы, приемля непоколебимое царство, да храним благодать, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огонь поядаяй. Глава 13. Добродетели христианские Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте: бывало, что, принимая странников, люди, не ожидая, приняли гостями к себе Ангелов. Помните узников, как бы и сами вы с ними были в узах; помните страждующих, как и сами вы ходите еще в теле. Брак у всех да будет честен и ложе нескверно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Не будьте сребролюбивы нравом, довольствуйтесь тем, что есть у вас. Сам Господь сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» ( Быт.28 ; Втор.31 ), так что мы говорим смело: «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» ( Пс.117 ). Верность Христу и покорность наставникам

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010