В настоящее время строения в монастыре сем находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня, от чего монастырь именуется и ещё и Богоявленским, с приделами во имя Преподобного Авраамия и св. Иоанна Богослова, построена в 1553 году Царём Иоанном Васильевичем. В соборе сем почивают мощи Пр. Авраамия поверх земли в серебро-позолоченной раке, при коей находится крест от того жезла 1 , которым Преподобный Авраамий сокрушил вышеупомянутого идола Велеса. Св. мощи Преподобного обретены по свидетельству с совосследованием Псалтири в 6518/1010 году, Октября 29. В рукописи же, хранящейся в том монастыре, сказано что «в том 6518 году Октября 29 дня святые мощи его положены были подле алтаря на правой стороне, гроб же его явился и обретены св. мощи нетленными в дни Великого Князя Всеволода Юрьевича Владимирского, внука Мономахова. 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения Пресвятой Богородицы. 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами во имя св. Николая Чудотворца. Построена бывшим Ростовским помещиком Алексеем Мещериновым в 1691 году. 4) КЕЛЬИ Настоятельские каменные, а братские деревянные. 5) ОГРАДА вся каменная. Этот монастырь был прежде степенью первым в Ростовской Епархии и управлялся Архимандритами. До учреждения Штатов за ним было 1.413 душ крестьян, а с того времени находится он во втором классе. Прибавление из VI тома См. дополнение в ч. V, от стр. 718 2 Авраамиев Галицкий Новозаозерский монастырь См. Новозаозерский Авраамиев. Авраамиев Городецкий Чухломский монастырь См. Городецкий Авраамиев Чухломский. Авраамиев Смоленский Училищный монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри города Смоленска, именуется он Авраамиевым по имени первого Архимандрита, бывшего в оном, а Смоленским – по городу. Строением начат монастырь этот в начале двенадцатого по Р. X. столетия при Великом Князе Смоленском Мстиславе, сыне Владимира Всеволодовича Мономаха, трудами и попечением первого Епископа Смоленского Игнатия, жившего около 1128 года. Но после от нашествий Поляков был разорён. По возвращению же Смоленска под Российскую державу вновь устроен Государем Царём Алексеем Михайловичем; и как в грамоте от оного Государя 1658 года, Марта 24, к Боярину и Воеводе Князь Петру Алексеевичу Долгорукому значится, велено быть Архимандрии; вследствие чего и посвящён был туда Архимандрит Аарон. В 1732 году учреждена в нём Семинария при Преосвященном Епископе Гедеоне, и с того времени Авраамиевский монастырь именуется училищным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1. Сильвестр хирот. 1593, в 1608 переведён во Псков. 2. Павел по 1614 год. После его около 100 лет не было Викарных. 3. Иоиль хирот. 1708, скончался 1712. 4. Аарон Еропкин, хирот. 1714, отошёл на безмолвие в Николаевскую пустынь 1723 года. 5. Иоаким, бывший Астраханский, в 1723 дан Викарием Архиепископу Феодосию. 6. Иосиф, Грузинский Архиепископ, дан в 1734 году Викарием Архиепископу Феофану Прокоповичу . В 1740 году сошёл в Москву в Знаменский монастырь. 7. Маркелл Радытевский в 1742 хирот. Викарием Архиепископу Амвросию Юшкевичу и престав. 1744 года. 8. Иоасаф Хотунцевский хирот. 1752 Викарием Архиепископу Стефану Калиновскому, престав. 1759. II. Епископы, именовавшиеся Кекогольмскими и Ладожскими. 1. Парфений Сопковский, хирот. 1759 Викарием Димитрию Митрополиту. В 1761 году переведён в Смоленск. 2. Тихон Соколов хирот. 1761 года Викарием оному же Митрополиту, и в 1763 году переведён в Воронеж. 3. Иннокентий Нечаев 1763 хирот. ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и в том же году переведён в Тверь. II. Епископы, именовавшиеся Олонецкими и Каргопольскими. 1. Иоанн хирот. того же 1763 года ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и переведён в Устюг. 2. Антоний хирот. ему же Митрополиту Димитрию Викарием и скончался в Свирском монастыре 1774 года. 3. Вениамин хирот. 1774 года Викарием Митрополиту Гавриилу и в 1775 переведён в Архангельск. 4. Иоанникий хирот. 1775 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1782 уволен на обещание в Хутынь монастырь, а скончался в Юрьеве. 5. Виктор хирот. 1782 Викарием тому же Митрополиту, и 1783 года переведён во Владимир на Клязьме. 6. Амвросий хирот. 1784 тому же Митрополиту Викарием, и в 1787 переведён в Екатеринослав. III. Епископы, именовавшиеся Старорускими и пребывавшие в Хутыне монастыре. 1. Феофил хирот. 1787 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1788 переведён в Тамбов. 2. Афанасий хирот. 1788 тому же Митрополиту Викарием, и в 1795 переведён в Могилёв. 3. Досифей хирот. 1795, тому же Митрополиту Викарием, и в 1798 переведён в Севск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

— Бог в самом деле нас любит и в самом деле, мы Его любимые дети. И как наследникам Он дает нам приличное наследство — силу и благодать. Собственно, сразу четыре таинства дают нам все то, чем владели могучие святые подвижники, чудотворцы, апостолы, мученики и блаженные угодники. Елеопомазание, крещение, миропомазание и причастие. — Христос в переводе с греческого — «помазанник». А нас, чад Христовых помазывает священник. Помазанием елеем свидетельствуется освящение мысли, желания и действия.  Ты вступаешь в завет с Богом.  Помазание дается в свидетельство излияния милости Божией человеку. Впервые помазан был самый первый священник Аарон. Взрослым нравится погружаться в купель. Радость почти всегда украшает погружаемого человека. В нашей купели так уложена  мозаика, что свет, проходя через окно, попадает в дышащую воду, отражается от мозаики внутри купели, и в толще воды вспыхивают десятки сверкающих звезд. И в этой сверкающей и лучащейся волне человек принимает благодать святого крещения. Какие люди красивые в этот момент!   — Как Христос в Иордан, так ты сейчас в купели.  Вода по молитве священника стала как в Иордане. Это твой первый шаг за Христом. А зачем лезут зимой в прорубь я так и не постиг. Еще, всегда с интересом смотрю, как человек берет свой крестик и в первый раз целует его. Лицо сияет видимым образом. Видели бы они себя и запомнили бы. Эх! — Ты из купели вышел другим. Ты теперь христианин. Ты член Церкви. С тебя смыты                все грехи. — Это не просто крест или тельник — это ключ от Царствия небесного. Люди боятся Креста. И правильно делают. Без даров Духа Святого, без благодати он, в самом деле, невыносим. А благодать от креста берется так: ты немного жертвуешь, а Господь в должниках не бывает и отвечает в тысячу раз больше. И так у тебя слагается благодать до тех пор, пока не увидишь, что сердце наполнилось ей до краев. И тогда люди становятся счастливыми. Крест — ключ к счастью. Люби людей и борись с жадностью, и Бог обязательно найдет тебя в любом месте.

http://pravmir.ru/ryazanskij-iordan/

Всенощное бдение на этот день, не только в Вознесенской обители, но во всех иркутских церквах и по всей епархии, бывает с вечера. Храмы, колокольни и церковные ограды иллюминуются плошками, как в Святую Пасху. «Открытие мощей св. Иннокентия совершилось в царствование Императора Павла. Сенаторы Ржевский и Левашов, ревизовавшие Иркутскую губернию, донесли Государю о нетленных мощах и чудесах Святителя. В 1800 году, Св. Синодом предписано было духовным лицам поверить на месте донесение сенаторов. Строгое следствие вполне оправдало все известия их. Затем предписано (в 1804 г.) праздновать во всей России память Святителя Иннокентия 26 ноября». 27 Вера сибиряков в чудотворную силу Святителя так велика, что они убеждены, если при проезде мимо монастыря не отслужить молебна преподобному чудотворцу, то непременно случится какое-нибудь несчастье. При наречении Дионисия во епископа Якутского, была произнесена им следующая речь «Богомудрые архипастыри и равноапостольные проповедники веры Христовой во языцех! Избранием Св. Синода и соизволением благочестивейшего Государя Императора призываюсь я ныне к епископскому служению, и здесь указано мне принять благодать архиерейства возложением рук вашего святительства. Слава и благодарение Господу, благодеющему и промышляющему о мне! С любовью приемлю сие призывание, потому что оно от Бога: ибо никтоже сам собою приемлет честь, но званый от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 ), и потому, что епископство само в себе, по слову Апостола, есть доброе дело: аще кто епископства хочет, добра дела желает ( 1Тим. 3:1 ). При всем том, не без смущения, и не без страха и трепета дерзаю приступить к великому сему служению. И не мне одному, при подобному случае, доводится испытывать сии тревожные ощущения: от этого не были свободны даже св. угодники Божии; мужи, великие умом, высокие образованием, крепкие и сильные в подвигах веры и благочестия, приходили в страх и ужас при мысли о принятии на себя епископского сана; многие благочестивые подвижники, проводившие равноангельское житие, считали себя неспособными, недостойными сего звания, и, по смирению своему, скорее соглашались бежать в пустыню и там терпеть все роды скорбей и лишений, чем со славою восседать на святительском престоле, а иные из них, хотя и уступали необходимости, но токмо по видимо осязательному призыванию Божию смиряли волю свою в послушание благой и совершенной воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я ему много чего рассказывала. Одно не получается, другое не знаешь, как сделать. У него был один ответ: «Молитесь». Просто, коротко и ясно: «Молитесь!» И это стало законом моей духовной жизни – именно в молитве чудо. Я потом уже это поняла, что чистая, детская и откровенная молитва в разговоре с Господом, Его присутствие во время молитвы, чудеса творят. У него был один ответ: «Молитесь». Просто, коротко и ясно: «Молитесь!» Мы не ощущали никакой такой тяжести от того, что человек очень болен. Нам было с ним просто. Нам было с ним хорошо. Сестры готовили, стирали, мыли, убирали. Я была старшая по строительству. Помещение не было приспособлено для передвижения на инвалидной коляске. Ни в этот период, ни когда он был правящим, я не помню, чтобы мы получали нагоняй за что-то. Никогда ничего подобного не было. Это тоже показатель, потому что владыка даже в строгости был милостив. В 1998-м году владыка Михей передал в собор икону Казанской Божией Матери, написанную сестрами Казанского монастыря еще до его закрытия, сто лет назад. Сохранила ее жительница Ярославля Екатерина Бакаева и отдала владыке еще задолго до его архиерейства. Владыка Михей, отец Феодор (Казанов) и монахиня Феврония на прогулке за грибами. Шельшедом, 2003 г. – Владыка заранее знал, что Казанский монастырь будет открыт, – считает матушка Екатерина. – Он хранил икону у себя, никому несколько десятилетий её не передавал. Это была его келейная икона. И она явила свое чудотворение. Может быть, он это провидел, может быть, вымолил. Для монастыря эта святыня, которую невозможно переоценить. Ведь от наших предшественниц ничего не осталось. Сохранившиеся диаконские врата, икона «Аарон и Моисей», рама от иконы находятся в музее. И нам их никогда не вернут. А тут нам такую святыню просто-напросто взяли и отдали. Мы это восприняли как благословение того, прежнего монастыря нашему, новому. Мы это почувствовали через икону. И если был не владыка Михей, мы бы ее вообще не увидели. Сейчас мы читаем перед иконой акафист в помощь матерям о заблудших детях. И люди получают её. Мамочки, у кого дети наркоманы, говорят: наконец-то мы стали спать по ночам. Боль материнская выливается в молитве, в уповании на Матерь Божию. И Она подает свою помощь. Одним – сразу, явную. Другим – через какой-то путь, который надо выстрадать, пережить.

http://pravoslavie.ru/137970.html

мертвые восстают из гробов. Надпись: «возстание Господа нашего И. Христа от гроба». Скалистый ландшафт сообщает внешнее единство картине. Такое соединение двух моментов воскресения в одной картине мы знаем по памятникам не ранее XVII в. 434 . Оно вызвано было желанием выразить по возможности полнее евангельский рассказ о воскресении и таким образом восполнить недочет в древнем византийско-русском искусстве. Попытка не вполне удачная; задача остается не разрешенною удовлетворительно до сих пор. В центральном куполе Господь Вседержитель и праотцы: Адам, Сиф, Енох, Авраам; в юго-восточном Господь Саваоф и судии израильского народа: Гедеон, Самуил... в северо-восточном И. Предтеча и пророки, в северо-западном Иисус Христос, Мельхиседек, в юго-западном Богоматерь, Моисей и Аарон. В сводах Евангелие: проповедь в назаретской синагоге и лепта вдовицы (с.-в.), изгнание торговцев из храма и благословление детей (ю.-в.); в западной части свода «Премудрость созда себе дом» в сокращенном иконографическом переводе. На северной и южной стенах жизнь и чудеса св. Николая Чудотворца; сверх того на южной стене внизу вселенские соборы, явившиеся здесь, может быть, по связи с преданием об участии св. Николая в заседаниях 1-го собора. Все изображения скомпонованы на один манер. Вот для образца первый собор 435 : храм с тремя маковицами; в нем на возвышенном троне император Константин Великий в царских одеждах, в короне, со скипетром, в нимбе; возле него святители – одни в фелонях, другие в саккосах, в омофорах, трое в епископских шапках древнерусского покроя; все в нимбах. Налево престол, на котором стоит Спаситель Отрок в раздранных одеждах, а пред престолом на коленях Петр Александрийский – сцена, как мы видели, часто повторяющаяся в стенописях афонских; направо в темнице сидит безбожный Арий в мирских одеждах, с рассевшимся чревом. Там же Арий представлен еще раз в группе святителей, возле св. Николая, который поднимает руку, чтобы ударить богохульника. В стороне, в портике, зрители. Надпись: «первый вселенский св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1. Притвором называется западная часть храма, чрез которую входят в средину храма. В древней христианской церкви он предназначался для оглашенных, т е. готовящихся к принятию св. Крещения, и для кающихся, отлученных за тяжкие грехи от Святого Причащения. В настоящее время здесь по преимуществу стоят впавшие в крайнюю бедность, просящие «милостыню» именем Христа. Лестница, ведущая в притвор, и верхняя ее площадка называется папертью. 2. Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом, т. е. особой перегородкой, которая уставлена иконами. В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь: средняя — царские врата (через них Сам Господь, Царь Небесный, невидимо входит в Святых Дарах) и боковые: с правой стороны — южные, с левой — северные. На царских вратах изображаются: Благовещение Пресвятой Богородице и четыре евангелиста, а на боковых дверях — архангелы (Михаил, Гавриил), или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. По правую сторону царских врат всегда находится икона Спасителя, а по левую — икона Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя (если здесь нет боковой двери) — храмовая икона, т. е. изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм; в других же местах нижней части иконостаса — иконы особенно чтимых святых (Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца и др.). Над царскими вратами ставится икона Тайной Вечери. Иногда иконостасы устраиваются в несколько ярусов (рядов); тогда во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — апостолов, в четвертом — пророков и на самом верху иконостаса — крест. Иконостас поставляется на возвышении, называемом солеей. Солея назначается для лиц, участвующих в богослужении, миряне сюда входят лишь для поставления свечей пред иконами. Средина солеи против царских врат (обыкновенно бывает устлана коврами) называется амвоном; здесь диакон произносит молитвословия (ектеньи) и читает Евангелие, сюда же верующие восходят для причащения Св. Тайн. По краям солеи устрояются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов ставятся хоругви, т. е. иконы на материи или металлические, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен; они носятся при крестных ходах, как церковные знамена.

http://zavet.ru/a/rss_1265282241.html

После управлявшего обителью в 1757-1759 гг. архим. Иоасафа наместником (1759-1760) стал игум. Аарон, при к-ром были построены придел Сретения Господня в ц. прп. Марии Египетской и придел свт. Димитрия Ростовского в храме свт. Николая Чудотворца. Строительство Димитриевского придела на средства бригадирши П. Г. Кориной завершилось в 1761 г. (упразднен в 1832). Позднее иждивением 1-го московского городского головы Д. Д. Мещанинова в Никольском храме был устроен придел во имя Всех святых. После непродолжительного настоятельства игум. Максима (1760-1761) М. С. м. в 1761-1765 гг., в период проведения правительством церковно-имущественной реформы, управлял игум. Маркелл (Тросницкий). Особая комиссия должна была выяснить истинные доходы от церковных имений и соответственно этому подготовить учреждение «штатов», т. е. определить размеры жалованья, выдаваемого из казны. Описи производили посылаемые комиссией обер-офицеры из дворян, служившие в армейских полках. Согласно описи, составленной в апр. 1763 г. поручиком Семёновского полка Л. И. Талызиным, в М. С. м. проживали 6 монашествующих, 3 бельца (пономари), служили 4 священника и диакон из белого духовенства; все они содержались на ежегодное жалованье из Штатс-конторы (за вотчину, переданную с. Коломенскому) в размере 11 р. 50 к. и «малого хлебного». В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, М. С. м. был отнесен к заштатным и оставлен на содержании из собственных доходов. В обители полагалось проживать 7 монахам. Постановлением от 15 марта 1764 г. монастырь планировалось упразднить, т. к. он не имел приносящих доход вотчин, и передать Военной коллегии, а на его территории разместить учеников Московской гарнизонной школы близ Варварских ворот. Во время эпидемии чумы, в 1771 г., согласно сообщению сретенского игум. Амвросия, служившего экономом Московского архиерейского дома и проживавшего в основном в Чудовом монастыре, умерли все насельники: 2 иеромонаха, иеродиакон и 2 монаха. В 1776 г. наместник (1772-1778) архим. Никон составил подробную опись М. С. м., отметив, что кроме него в обители живут иеромонах, иеродиакон, 3 «бельца-священника» и послушник; на территории обители расположены Владимирская ц. с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, Мариинская ц. с приделом Сретения Господня, Никольская ц. с приделом свт. Димитрия Ростовского.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

292. Минея Общая с дополнениями, в четвертку, 190 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–10 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Живоначалныя Троицы что в Перебатине». Состав: кроме служб общих святым (1–94), в рукописи находятся службы следующим Господским и Богородичным праздникам и избранным святым: 1) архистратигу Михаилу – 6 сентября (125–139), 2) Рождеству Богородицы (130–134 об.), 3) Воздвижению животворящаго Креста (134 об.–140 об.), 4) Зачатию Иоанна Предтечи – 23 сентября (140 об.–144 об.), 5) Покрову Богородицы (144 об.–151), 6) Димитрию Селунскому (151–156), 7) Введению Богородицы (156–161 об.), 8) Николаю чудотворцу (161 об.–172 об.), 9) Рождеству Христову (172 об.–179), 10) Богоявлению (179–185) и 10) Сретению Господню (185–190). На 108–125 л.л. избранные псалмы с величаниями. 293. Минея Общая , в четвертку, без начала и конца, 143 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. 95 л. порван с ущербом для текста. Рукопись начинается службою (без начала) апостолу единому, а оканчивается службою (без конца) Господским праздникам, которая следует за службою исповеднику. 294. Минея Общая , в четвертку, неполная, 130 лл., полууставом XVI в., в дощатом с остатками кожи переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 24, 25, 31, 50, 51, 62, 65–68, 98. На л. 130 об. послесловие полууставом: «Лета 7022 (1514) списана бысть (с)еа Минеа Общая многогрешною десницею Ивашком Володимеров …» «… Бога деля собою исправливайте, а не клените в миру живучи и з другом и з суседом пром....» На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви пророка Илии что на Устюге». За службами общими святым следуют: 1) светильны «чрез всю седмицу» (104–107); 2) апостольския и евангельския чтения на каждый день седмицы (107–117 об.); 3) апостольския и евангельския чтения в службах восьми гласов (118–130 об.). 295. Минея Общая , в четвертку, 126 лл., полууставом конца XVI в., в дощатом переплете. На полях листов 1–42 приписка скорописью: «Сия книга Минея Общая Борисоглебской пустыни на острову Казерском, подписал сию книгу вышеозначенной пустыни многогрешный строитель иеромонах Аарон 1756 года марта 25 дня». За службами следуют: 1) «многомилостивое» (96–120 об.) и 2) канон Ангелу хранителю (120 об.–126 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь в 1759-1771 годы 24.01.2010 678 Время на чтение 15 минут В фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о построении в обители придела Сретения Вдовым попом Сретенского монастыря Василием Васильевым 11 декабря 1759 года было подано прошение в Московскую духовную консисторию митрополиту Тимофею Московскому и Севскому о позволении по обещанию построить в монастыре придел Сретения Господня. Он писал: «В Сретенском монастыре имеется церковь Божия во имя преподобной Марии Египетской, в которой я желаю для душевного своего спасения из своего иждивения построить придел во имя Сретения Господня. В этой церкви для построения придела удобное место имеется, а игумен монастыря Аарон с братиею со строением придела согласны и препятствия никакого чинить не будут, в чем для уверения под этим прошением и подписываются. Только они без благословения Вашего преосвященства и без данного от духовной Вашего преосвященства консистории позволительного указа того учинить опасны. Того ради Вашего высокопреосвященства всепокорно прошу мое прошение милостивно принять и, по построении объявленного придела во имя Сретения Господня в церкви Марии Египетской, дать дозволение о его В Московской духовной консистории 14 декабря 1759 года было решено послать в ней присутствующего иерея Иоанна Спасского и велеть в церкви преподобной Марии Египетской осмотреть, «имеется ли удобное место к построению придела и не будет ли от построения настоящей церкви темноты или утеснения, при этом же справиться, сколько в монастыре церквей и приделов имеется, все ли состоят в совершенном устроении, нет ли в них каких ветхостей и других к исправлению Иерей Иоанн Спасский 20 декабря писал, что он в Сретенском монастыре был и церковь Марии Египетской осматривал. Он указывал: к построению в этой церкви придела Сретения Господня имеется удобное место по правую сторону, и от построения его настоящей церкви темноты и утеснения не будет. По его свидетельству, в обители были такие церкви: первая - Владимирской Пресвятой Богородицы, при которой по правую сторону имеется придел Рождества святого славного пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, вторая - вышеписаная церковь Марии Египетской (в которой этого монастыря священник Василий Васильев прошением требует о строении упоминаемого придела), третья - великого святителя и чудотворца Николая; и во всех трех церквях и приделе ветхости не имеется, а находятся в совершенном

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010