А как неукоснительно должны исполнять требования высочайшей воли те, к кому они обращены, и что ожидает за преслушание их, Моисей вскоре затем, на пути своем в Египет, испытал сам на себе, подвергшись Божественной угрозе смерти за несовершение видимого знака завета Авраама с Богом над сыном своим 869 . Вразумленный этим событием и затем ободренный предуказанным (ст. 14) радостным свиданием с братом своим Аароном, Моисей в его сопровождении является в Египет с силой чудотворения, впервые сообщенной Богом человеку. Переданные Аароном собранным старейшинам все слова Господа и совершенные пред ними Моисеем 870 знамения достигли вполне своей цели: сыны израилевы поверили и возрадовались 871 тому, что призрел на них Господь и преклонившись поклонились Ему. Но затем, когда Моисей и Аарон 872 явились к фараону и именем Иеговы, Бога Израилева, выразили требование отпустить народ в пустыню для принесения жертвы Богу, то фараон, несмотря на законность этой просьбы и обычность путешествий подобного рода у египтян 873 , отвечает высокомерным и решительным отказом, опирающимся на незнание им Иеговы и необязательность Его повелений для египетского государя; кто такой Иегова, Которого голоса послушаюсь я, чтобы отпустить 874 Израиля; я не знаю Иеговы и Израиля не отпущу ( Исх.5:2 ).Напрасно ходатаи за израильский народ выражают Божественную волю в более определенной и удобоприемлемой форме, говоря: Бог евреев 875 явился нам 876 ; позволь нам пойти 877 на три дня пути в пустыню 878 , и принести жертву Господу Богу нашему, дабы Он не поразил нас язвою, или мечем. И выслушав эту справедливейшую и умереннейшую просьбу, которой рассеивалось высказанное фараоном незнание Иеговы и вместе с тем указывалось на незначительность времени, потребного для совершения праздника, и – на важное, понятное и для язычника, побуждение к тому 879 , владыка Египта остается непреклонным, в своем отказе; в его глазах обязанность евреев производить неопустительно возложенные на них работы несоизмеримо важнее обязанности их в отношении к своему Богу 880 ; дозволить праздник этому рабочему народу ввиду большой его многочисленности представляется фараону даже опасным 881 ; действительной религиозной потребности евреев владыка Египта так мало верит или придает значения, что он видит в переданной ему просьбе только пустые речи праздных людей, которые он находит возможным и нужным немедленно прекратить посредством еще большего усиления работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

78 Исх.12:12 : и над всеми богами египетскими произведу суд, говорит сам Иегова Моисею перед десятой казнью; несомненное религиозное значение в глазах Египтян натуральных сил, подвергшихся поражению и унижению в первых знамениях, уполномочивает в этих словах видеть цель, проходящую через всю историю египетских чудес и сообщающую всей борьбе, свидетелем которой в данную эпоху был Египет, религиозный характер в строгом смысле этого слова, характер борьбы между двумя религиозными принципами, – одним истинным и универсальным, и другим ложным и местно-национальным; и поскольку эта борьба должна была производить благотворное воздействие на религиозное сознание евреев, она была не только целесообразным средством для ближайшей своей цели освобождения Израильтян из рабства египетского, но и переходила за пределы этой цели, содействуя образованию еврейского народа в общество Господне хотя бы и отрицательным путем побуждения к легчайшему и скорейшему разрыву с египетскими религиозными верованиями и обычаями и охранения от новых уклонений в сторону египетского идолослужения. Kurtz, Gesch. d. А. Bundes 11, 115; Hengstenberg, Geschichte des Reiches Gottes, Zw. Periode, Erste Hälfte s. 36 и д.; Millington, Signs and Wonders, p 4; Zschokke, Hist. Sacra Ant. Test., p. 81: plagae istae revera judicium Iehovae in cunctis diis Aegyptiorum erant et inanitas eorum [λεγμενοι ϑεο] patifiebat 81 Под жезлом Аароновым здесь нужно разуметь жезл Моисея, чудесным образом превращавшийся в змея при горе Хориве ( Исх.4:2–4 ) и назначенный служить орудием последующих чудотворений ( Исх.4:17 ). Это с несомненностью вытекает из сравнения стихов 15 и 17 гл. 7 с 19 ст. той же главы. Если по 15 ст. Моисей получает повеление от Иеговы предстать пред фараоном и возвестить ему, что он, Моисей, жезлом, который в руке его, ударит по воде и вода обратится в кровь, – и если по ст. 19 это предвозвещение осуществляется таким образом, что Аарон берет свой жезл и простирает его над водами египетскими, то очевидно этот, распростираемый Аароном над водами жезл – не другой какой-либо жезл, а именно жезл Моисея, превращавшийся в змея. А следовательно, и под жезлом Аароновым, который при повержении пред фараоном делается змеем, мы должны понимать именно чудодейственный жезл Моисея; если же этот жезл называется жезлом Аароновым (возьми жезл свой, дается повеление Аарону), то это объясняется краткостью библейского повествования, останавливающегося только на главных моментах события и опускающего второстепенные подробности его, на подобие той подробности, что Моисей передал свой жеал Аарону, чтобы последний совершил им то или иное чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

4:1-9). И опыт вскоре засвидетельствовал, что, когда Моисей сотвори знамения пред людьми, людие, точно, вероваша ему, и возрадоватися: яко посети Бог сыны Израилевы (Исх. 4:30-31). Через несколько времени Бог снова сказал Моисею: аз ожесточу сердце фараоново, и умножу знамения моя и чудеса в земли Еьипетстей...,— и уведят еси Египтяне, яко аз есмь Господь (Исх. 7:3-5); и ещё через несколько: вниди к фараону: аз бо ожесточих сердце его и рабов его, да и ещё придут знамения сия на них: яко да повесте во ушеса чад ваших и чадом чад ваших, елико наругахся Египтяном, и знамения моя, яже сотворих в них, и увесте, яко аз Господь (Исх. 10:1-3).    Детальное рассмотрение чудес Моисеевых показывает, что каждое из них, кроме этой общей цели, имело и цели отдельные, которые всегда были для народа Божьего самые благотворные, или даже необходимые (переход через Чермное море, манна, медный змий и пр.). § 73. Пророчества Моисея    Моисей, великий чудотворец, был вместе и великий пророк. Из многочисленных его пророчеств довольно указать некоторые:    1) Он предрекал большую часть своих чудес, которые совершали в Египте и пустыне, как-то:    а) каждую из десяти казней Египетских, их начало и окончание (Исх. гл. 7—11), например: сия глаголет Господь: Поэтому увеси, яко аз Господь: се аз ударю жезлом, иже в руце моей, по воде речней, и преложится в кровь (7, 17),— и сотвориша тако Моисей и Аарон, якоже заповеда им Господь..., и преложи всю воду речную в кровь (-20);    б) послание Богом коростелей в пищу Израильтянам: рече Господь к Моисею, глаголя, слышах роптание сынов Израилевых: рцы к ним глаголя·, к вечеру да снесте мяса... и увесте, яко аз есмь Господь Бог ваш; бысть же вечер: и приидоша крастели и покрыша поле (Исх. 16:11-13);    в) смерть всех Израильтян в пустыне, начиная от двадцатилетних юношей, кроме Иисуса Навина и Халева: в пустыни сей падут телеса ваша и все соглядание ваше, и сочтения ваша, от двадесяти лет и выше, елицы ропташа на мя..., разве Халев сын Иефонниин, и Иисус сын Навин (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

По молитве Моисея жабы исчезли; но облегчение от казни возвратило Фараона к упорству не отпускать Евреев (ст. 9–15). Так кончилась вторая казнь на Египет. 1. Как понимать действия волхвов, подражавших первым трем чудесам Моисея? – Древние и новые толковники объясняюсь эти действия волхвов различно. Одни, напр. Тертулиан, Иустин, Амвросий и др., видят в них обман чувств, или фокус, напр. в превращении жезлов в змеев. Другие признают в этом действительное превращение, совершенное посредством магии, или действием злых духов. Моисей не обличает обмана, жезл Аарона пожирает жезлы волхвов, как действительных змеев, следовательно превращениия были действительные; но нельзя сказать, чтобы это были истинный чудеса, ибо только Бог может творить сверхестественный явления, т. е. чудеса. И, мы видим, что сами волхвы принуждены были наконец сознаться в своем бессилии пред истинными чудесами Моисея и сказать о них: «это перст Божий» (8:18–19). 2. Как понимать, что ожесточение Фараона приписывается действию Бога? – Это не значит, чтобы Бог был виновником ожесточения Фараона, а значит только, что действия Божии, направленные к вразумлению царя, более и более раскрывали в нем его внутренюю жестокость и гордость; подобным образом говорится об Иисусе Христе, что Он принес на землю не мире, а меч. 3. Какое значание имели состязания Моисея и Аарона с волхвами Египетскими в чудотворении и вообще чудеса – казни, совершенные над Египтом? – Значение их то, что они представляли как бы борьбу истинной религии, представителями которой являются Моисей и Аарон, с религиею ложною, языческою и с таким же лже-именным разумом, представителями которых являются Фараон и волхвы. Для Евреев эти чудеса – казни раскрывали всю ложность и гибельность язычества, к которому они приобрели в Египте большую склонность (см. Исх.32 ср. Деян.7:42–43 и Иез.20:7–8; 23:3 ); для Фараона и всех язычников Египта чудесные казни были свидетельством истинности и могущества Иеговы, Бога Еврейского. 4. Сколько и какие казни совершены были над Египтом Богом чрез Моисея? Замеч. – Для ответа прочтите Исх.8:16–9 . § 67. Гл. XII:1–27: закон о пасхе. Изложение содержания. – В содержании данного места нужно различать три предмета: во-первых, божественные откровение и постановления относительно праздника пасхи (12:1–14): во-вторых, – относительно праздника опресноков (ст. 15–20), и в-третьих, сообшение от Моисея старейшинам Израилевым воли Божией о совершеннии пасхи (21–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Апостол Павел сохранил в своем послании к Тимофею ( 2Тим.3:8 ) имена двух египетских магов, противостоявших Моисею, и представляет их действия противлением истине. Это были Ианний и Иамврий. Эти же имена, с прибавлением многих особых сказаний, находим в Талмуде и разных еврейских хрониках. Надобно думать, что эти два мудреца были славнейшие в Египте: ибо память о них сохранилась даже у языческих писателей, в которых находим и сказание о самом состязании их с Моисеем, – разумеется, искажённое 48 . И пожре жезл Ааронов оных жезлы. При этом чудотворении упоминается жезл не Моисеев, а Ааронов. Может быть Аарон действовал Моисеевым жезлом, – и это можно предполагать потому, что самим Богом, при первом откровении Моисею, его собственному жезлу сообщена была чудодейственная сила. Сим сотвориши знамения ( Исх.4:17 ). Но как жезл не сам же собою мог чудодействовать, а по мановению Моисея, то конечно его мановением и Ааронов жезл мог сделаться орудием чудотворений. Впрочем, из последующих сказаний книги видно, что в чудодействиях пред фараоном жезлы и Моисеев, и Ааронов употреблялись равно и безразлично. Сила чудодейственная в Моисее от этого ещё более возвышается ( Исх.7:13, 17, 19, 20; 10:13 и пр.). 13. И укрепися сердце фараоне, и не послуша их, якоже глагола им Господь. Видно, что фараон, обольщённый волхвами, не досмотрел конца чуда, или не обратил внимания на то, что змий из жезла Ааронова поглотил змей маговых. Это дополнение чуда ясно показывало, на которой стороне сила высшая и истинная – чудодейственная. Но фараон торжествовал, что видел некоторое подражание Моисею со стороны своих волхвов. Может быть, даже он и сознавал превосходство силы Моисеевой: но гордость не скоро уступает: фараону казалось недостойным его власти и величия так скоро уступить. Словом, фараон остался непреклонным и не послушал Моисея и Аарона, как предрекал им Иегова. Для такой непреклонной гордости нужны были удары, удары крепкие, тяжкие. Такие удары, вслед за сим, начались. Казнь первая 14. И рече Господь к Моисею: отягчися сердце фараоне, еже не отпустити людей. 15. Иди к фараону заутра: се той исходит на воды, и буди сретая его на бреге речном: и жезл, обращейся в змия, возьми в руку твою. – На воды: на реку Нил. Египтяне, по свидетельству древних историков, почитали воды Нила священными; над ними совершали свои богослужения, и в продолжение суток омывались ими от двух до четырех раз 49 . Одна из этих причин, вероятно, привела теперь фараона к Нилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Детальное рассмотрение чудес Моисеевых показывает, что каждое из них, кроме этой общей цели, имело и цели отдельные, которые всегда были для народа Божьего самые благотворные, или даже необходимые (переход через Чермное море, манна, медный змий и пр.). § 73. Пророчества Моисея Моисей, великий чудотворец, был вместе и великий пророк. Из многочисленных его пророчеств довольно указать некоторые: 1) Он предрекал большую часть своих чудес, которые совершали в Египте и пустыне, как-то: а) каждую из десяти казней Египетских, их начало и окончание (Исх. гл. 7–11), например: сия глаголет Господь: Поэтому увеси, яко аз Господь: се аз ударю жезлом, иже в руце моей, по воде речней, и преложится в кровь (7, 17),– и сотвориша тако Моисей и Аарон, якоже заповеда им Господь..., и преложи всю воду речную в кровь (-20); б) послание Богом коростелей в пищу Израильтянам: рече Господь к Моисею, глаголя, слышах роптание сынов Израилевых: рцы к ним глаголя·, к вечеру да снесте мяса... и увесте, яко аз есмь Господь Бог ваш; бысть же вечер: и приидоша крастели и покрыша поле ( Исх. 16, 11–13 ); в) смерть всех Израильтян в пустыне, начиная от двадцатилетних юношей, кроме Иисуса Навина и Халева: в пустыни сей падут телеса ваша и все соглядание ваше, и сочтения ваша, от двадесяти лет и выше, елицы ропташа на мя..., разве Халев сын Иефонниин, и Иисус сын Навин ( Числ. 14, 29–30 ),– и действительно, при третьем народосчислении, происходившем в долинах Моавитских и при Иерихоне, уже не бяше человек от согляданных Моисеом и Аароном в пустыне Синайстий..., и не остася от них ни един, кроме Халева и Иисуса сына Навина ( Числ. 26, 64–65 ); г) несчастную участь Корея и всех его единомышленников ( Числ. 16, 28–32 ) и проч. При первом взгляде на все эти предсказания, на их предметы, определённость и исполнение, открывается их совершенная достоверность. 2) Давши Израильтянами закон – праздновать год субботний (седьмой), не возделывать в этот год нив, не собирать винограда, и всё, что произрастит земля сама собой, предоставлять на долю рабам и животным ( Лев. 25, 4–8 ), Моисей от лица Божьего продолжает: аще же речете: что ясти, будем в седьмое лето сие, аще не сеем, ни собираем плодов своих; и послю благословение мое вам в лето шестое, и сотворит плоды своя на три лета: и посеете в лето осьмое, и снесте от плодов ветхих даже до лета девятого: дóндеже приспеют плоды ее, снесте ветхая ветхих (—20—23).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. 1-я пол. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 419v) За первыми чудесами М. и Аарона (Исх 7. 8-13) следуют 9 сверхъестественных «казней египетских», организованных в 3 триады. Первые 3 казни - превращение воды в кровь (Исх 7. 14-24), нашествия жаб (Исх 8. 1-15) и мошек (Исх 8. 16-19) - по велению М. совершает Аарон с помощью посоха. Егип. маги пытаются доказать, что они не хуже Аарона. Во время 3-й казни маги оказываются побежденными. Далее следуют нашествие оводов (Исх 8. 20-32), падеж скота (Исх 9. 1-7) и «воспаление с нарывами» (Исх 9. 8-12); во время этих казней чудотворный посох не играет никакой роли, а маги упоминаются лишь раз - как окончательно побежденные М. и Аароном. Следующие 3 казни - град (Исх 9. 13-35), нашествие саранчи (Исх 10. 1-20) и тьма (Исх 10. 21-29) - творит уже сам М. (в первых 2 случаях - с помощью посоха). Первая казнь внутри каждой триады начинается с предупреждения, к-рое М. делает фараону утром. Вторая казнь каждой триады также начинается с предупреждения, вероятно, когда М. приходит к фараону во дворец. Третья казнь каждой триады всегда начинается без предупреждения. Особняком стоит 10-я казнь - смерть первенцев (Исх 11. 1 - 12. 32): Господь проходит по Египту и убивает всех первенцев, не поражает Он лишь первенцев в домах евреев, к-рые были заблаговременно помечены кровью пасхального ягненка (Исх 12. 21-29). Этот кровавый знак спасает евреев от «язвы губительной» (букв.- от «удара губителя» -     - Исх 12. 13; ср. рассказ об ангеле-губителе -     в 2 Цар 24. 15-16). Изображение эпидемии как Божия наказания за грехи правителя - характерный топос для древнего Ближ. Востока. В контексте повествования о смерти первенцев Господь дает израильтянам предписания о Пасхе, о празднике Пресных хлебов (опресноков) и о том, что все израильские первенцы муж. пола посвящены Господу (Исх 12-13). С 12-й гл. кн. Исход в Пятикнижии начинает преобладать законодательный материал: заповеди, предписания и законы, к-рые Бог дает израильтянам через М. После 10-й казни израильтяне под предводительством М. получают, наконец, разрешение покинуть Египет вместе с семьями и со скотом; более того, египтяне сами выгоняют их (вероятно, считая евреев виновниками постигшей их эпидемии). Господь идет перед ними днем в столпе облачном (или в виде столпа облачного?), а ночью - в столпе огненном (или в виде столпа огненного - Исх 13. 20-22; ср.: Исх 14. 19-20).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Господь предупреждает Моисея, что фараон отпустит их не добровольно, а только после страшных карающих чудес, которые совершатся над Египтом. Чтобы сыны израильские поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса: начиная с этого момента, Моисей мог по желанию превращать жезл в змея, вызывать и излечивать проказу руки и превращать воду в кровь. И хотя Господь наделил Моисея силой чудотворения, он все же продолжал отказываться от такой чрезвычайно трудной миссии, ссылаясь на свое косноязычие и отсутствие красноречия, которое так необходимо для вождя многочисленного народа. Господь прогневался на Моисея за его непослушание и сказал, что даст Моисею в помощь его старшего брата, Аарона, который весьма красноречив и будет говорить от его имени. Только при этом условии Моисей повиновался воле Божией. Попрощавшись с тестем, Моисей посадил на осла жену и детей и с тревожным сердцем направился в Египет. В дороге его ожидало страшное приключение. За то, что он до сих пор не совершил обрезание над одним из своих сыновей, Господь хотел умертвить Моисея. Но Сепфора, жена его, взяв каменный нож, быстро совершила обрезание и тем самым спасла Моисея от неминуемой смерти. После этого события Сепфора со своими сыновьями вернулась в дом отца своего, а Моисей один продолжал путь в Египет. На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. В свою очередь, Аарон подробно рассказал Моисею о печальном положении евреев в Египте. Когда они пришли в землю Гесем, то прежде всего собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть. С быстротой молнии эта весть облетела все колена, племена и семейства. Народ воспрянул духом и радовался, что наконец-то «Господь посетил сынов Израилевых» (Исх. 4:31). После этого оставалось только сообщить волю Божию фараону и просить его об освобождении народа для жертвоприношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Сими словами Пророк показывает, что Бог, посылая Моисея и Аарона для изведения сынов Израилевых из Египта, дал им власть творить чудеса и знамения в земле Египетстей, дабы как сыны Израилевы, так и Египтяне поверили, что Моисей и Аарон посланы от Бога, и им бы повинулися яко проповедникам истиннаго и всемогущаго Бога. Здесь заметить должно, что речение: словеса – у Евреев весьма пространное имеет знаменование, так что не токмо речи, но и всякия вещи означает. В сем месте: словеса знамений – берутся или за самыя знамения, или, как сказали мы, за власть чудотворения, а в следующем стихе за повеления. Пс.104:28 . Посла тьму и помрачи, яко преогорчиша словеса его. В сем стихе и в следующих осми описывает Пророк по частям вышереченныя чудеса, соделанныя во Египте, коими Бог аки бичами наказал Фараона и Египет. Впрочем, заметить должно, что Пророк не все исчисляет здесь язвы, и не тем порядком, как повествуется о них во Исходе: ибо не историю слагает, но стихи пишет в похвалу Бога. Итак начинает от тьмы, которая чрез целые три дни покрывала Египет: она полагается в числе последних в книге Исхода во главе 10. Тьма оная так была густа, что никто друг друга узнавать не мог и, что еще удивительнее, никто не мог востать от одра своего. Следующия за сим слова: яко преогорчиша словеса Его – означают, что тьму оную послал Бог того ради, понеже Египтяне многократно презрели повеление Божие и тем попремногу огорчили Его. Пс.104:29 . Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Пс.104:30 . Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их. Коль тяжка была сия язва для Египтян, можно заключить из того, что стихия водная одна есть из главных начал жизни. Но сила Божия еще яснее просияла из того, что Египтяне умирали от жажды при самом изобилии воды: ибо, как известно, страна их напаяема была Нилом. Потом говорит, что земля их воскипела жабами, которыя проникли даже до внутренних чертогов царских, чем ясно засвидетельствовал Бог и силу, и гнев Свой, когда не пощадил и самых царских чертогов. Впрочем, царями нарицает или первейших людей в царстве, или сынов царевых, имевших быть преемниками царства: ибо известно, что один Фараон тогда царствовал во Египте. А отсюду научаемся, коль легко может Господь смирить суетную гордость плотских людей, и притом еще с посмеянием: ибо не сильное воинство собрал для сражения с египтянами, ниже Ангелов вооружил, ниже гром и молнию с неба послал, но жаб произвел, дабы гнусную надменность народа онаго своими ногами попрали.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Тогда граждане ответили с городских стен: «царь! мы научены чтить и поклоняться Богу Вседержителю и Слову Его, Которым всё сотворено, и Его Святому Духу, оживотворяющему всё, не вводя многих богов, ни умаляя единоначалия, но почитая единого Бога в трёх ипостасях. Той единой Силе покланяемся и почитаем, которую чтили отцы наши Авраам, Исаак и Иаков, Моисей, Аарон, Самуил и все пророки». Тогда царь Гомеритский, беззаконнейший между держащимися закона Моисеева, раздражился, и на многие дни держал их в осаде, употребляя машины и страшнейшие орудия военные; но не мог повредить городу, державшемуся на камне веры Христовой ( Мф.7:25 ), как замок Сион в Иерусалиме, окружённом горами, и Господь окрест народа Своего отныне и до века ( Пс.124 ). Вот что делал земной и тленный (σκιδης – призрачный) царь, не попуская никому выходить, а всех, живших на предместьях, городских полях и владениях, выгнал и некоторых погубил, а других роздал в рабы своим вельможам, вождям и начальникам племён. Узнавши же, что не может взять города, подражает человекоубийце змию, всегда завидующему хотящим жить благочестиво, начинает клясться и свидетельстоваться Богом неба и закона и святыми силами: «не нанесу вреда никому из граждан, ни буду принуждать к оставлению чтимой вами веры, а только хочу иметь вас в подданстве, чтобы мне отворили город, и я вошёл туда для осмотра его и собрания следующей мне на этот год дани, по обычаю взимаемой с каждой души, живущей в городе, и которая составляет один елкас». Елкас же есть царская Гомеритская монета, слитая из золота, весом в двенадцать керат; так что ежегодной дани с города Неграна было сто тридцать талантов золотом. Талант же в стране Эфиопов и Гомеритов имеет тринадцать фунтов. А жители города, всегда повинуясь святым заповедям Спасителя нашего Бога, сказали: «царь! от закона, пророков и святых Апостолов мы научены чтить Бога и повиноваться царям земным в должном ( 1Пет.2:17 ; Рим.13:7 ); и вот, доверяя клятвенному твоему обещанию, отворяем город, и ты можешь взойти, с кем хочешь. Но да будет тебе известно, что. если обманешь нас, Бог поможет нам и всю злобу твою обратит на главу твою и на царство твоё. А если нет, то и мы объявляем тебе словами Анании, Азарии и Мисаила, что содержим веру не по единоначалию твоему, и кощунству твоему не согласуемся, но считаем приобретением смерть и жизнь во Христе, умершем за нас и воскресшем; и да живёт в нас Христос!» Сказавши это, отворили город. И вошёл коварный змий, царь Гомеритский, поклявшийся, что «не обижу и не трону вас, если добровольно предадите мне этот город».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010