Несколько времени спустя был приписан к Александро-Невскому монастырю Новгородский ляцкий Никольский монастырь 745 . Потом, в 1714 году, ладожский Николаевский монастырь 746 . Потом Феодосий стал хлопотать о приписке и подгородного Духова новгородского монастыря. Тогда Иов взмолился и обратился с горячею просьбой к кабинет-секретарю Макарову, бывшему с ним в хороших отношениях, походатайствовать пред государем, чтобы этого не было сделано. Этот, Духов, монастырь основан архиепископом и чудотворцем Новгородским Моисеем, в нем издревле архимандрия «учинена славная». Если и этот монастырь будет отнят от Новгородской кафедры, писал Иов: «с кем мне будет отправлять божественныя службы и частые крестные ходы? Этими «неправедными приписками» он, Феодосий, безвременно гонит меня в гроб. Судит ему Бог по делам его. Где обретается то, чтоб нам, архиереям, ни в каких делах епархии нашей приписных его монастырей духовнаго чина и мирских людей, не отписавшись к нему, не ведать? Такой указ прислан к нам за подписанием ландрихтера. Кто видел или кто слышал когда, чтоб пастырь был подчинен овце? Если царскому величеству вотчины будет надобно приписать к Александро-Невскому монастырю, мы об этом не спорим: буди его царская воля. Только бы обители святые сохранены были недвижимы. У Феодосия в Новгороде есть и монастырь приписной, ляцкой, и домы пространные: есть где, приехав в Новгород, и кроме Духова монастыря покоиться» 747 . VII Иов писал это 29 марта 1715 года. В том же году он назначал священников в подпетербургские места: в Нейшлот, на Котлин 748 . Но в том же году он писал митрополиту Стефану, что «град святаго Петра не моей Новгородской, но святейшаго патриарха епархии» 749 . Таким образом, Иов как бы хотел снять с себя ответственность за самочиния строптивого Александро-Невского архимандрита, передавая его в ведение Стефана. Но и экзарх патриаршего трона должен был почувствовать, что пастырю придется быть подчиненным овце, как было и с старым Новгородским митрополитом. Правда, после кончины Иова, последовавшей в 1716 году, когда петербургский протопресвитер Петров стал обращаться к епископу корельскому Аарону, управлявшему Новгородскою епархией, за архиерейскими духовными делами, Аарон не счел себя полномочным владыкою града святого Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Этот же самый монастырь был свидетелем общей любви и благоговения к преемнику Амвросия Платону, которого туда сходились жители Московские слушать и принимать его благословение. Старожилы еще помнят, какое впечатление производил на предстоявших Платон своим служением и проповедью; не забыли, как он в праздник Святителя Алексия совершал литургию в его облачении, 651 как он в первый день 1807 года последний раз прощался с своею Паствой, торжественно благодаря Господа, что Он помог ему полвека продолжать спасительный подвиг проповедания Слова Божия; еще памятен и тот день 1812 года, накануне вступление врагов в Москву, когда изнуренный старостью и скорбию Платон сидел на крыльце Чудова и слезящими глазами в последний раз прощался с Москвою, обреченною на сожжение и поругание. Святая обитель в 1812 г. была обращена врагами в квартиру Наполеонова Штаба и некоторых гвардейских полков. В ней оставался только один казначей Аарон с двумя монахами; иноки сии, осужденные врагами на смерть, успели спастись в Москве. По устроении и возобновлении храмов в Чудове, Преосвященный Августин с торжественным освящением соединил благотворение: тогда в трапезе церкви он сам роздал пособие от Царской Фамилии 243 Московским жителям, наиболее потерпевшим от неприятеля, которых там представил ему Граф Ростопчин. С такими воспоминаниями соединено пятивековое существование в Москве Алексиевой обители благочестия, свидетельствующей нам о подвигах Святителей, о благоговении к ней Государей и служившей некогда приютом для наук. По давнему обычаю, родители пред начатием учения детей своих, доныне приводят их в Чудов монастырь испросить благословения у Святителя Алексия. В день же празднования памяти его приходят крестьяне из чудотворцева села Черкизова, помолиться своему барину. 606 Измарагд диалектовой от создания мира, оканч. 1697 г. пис, уставом, в 12; принадл. К. Аверину. – Сочинение А. Сумарокова, ч. VI, 289. 607 Минеи Четьи, Июнь, рукоп. 7108 года, в Чуд. мон. «в монастыре Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения». И Софийск. Врем. I, 351. «Лета 1377, преставися Алексей Митрополит – положен бысть в церкви Св. Богородицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Неизвестно, как велико было братство Введенского монастыря в первое время его существования, но судя по скудости его средств, можно полагать, что ограниченное. В прошлом столетии монастырь Введенский был крайне скуден братией. Это подтверждается донесением строителя иеромонаха Корнилия в октябре месяце 1781 года на требование епархиального начальства, где сказано: «Монашествующих при нашем Введенском монастыре ныне на лицо: 1) настоятель, предписанный в должности строителя иеромонах Корнилий; 2) в числе братства вдовый священник и казначей Петр Иванов; 3) житенной монах Аарон, а кроме того, при оном нашем Введенском монастыре на лицо монашествующих и служителей штатных и заштатных никого не имеется». – Поступивший в 1793 году строителем иеромонах Мелхиседек постриг в монашество одного послушника, и потом стал набирать вновь братство. В текущем столетии Введенский монастырь находился в столь затруднительном состоянии, что должен был на свои нужды занимать деньги. В 1825 г. мая 1 дня, было занято у Александро-Невской лавры на монастырское строение 2000 руб., с обязательством уплатить их к 1 января 1826 года. О прежних монастырских зданиях нам известно из описи 1778 года, где подробно обозначены те здания. Упомянем о них согласно описи: «Идучи от реки Ояти по берегу прямо деревянные монастырские ворота на столбах». «От оных врат на левую руку теплая деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского Новгородского чудотворца, 78 об одной малой главе, обитой чешуей, на которой крест деревянный, осмиконечный, крыта тесом, устроена на помосте, мерой в длину со всем строением на семи шести, поперек с алтарем на трех саженях. В оную церковь для входа из бревен крыльцо, сверху покрыто тесом». «Соборная церковь во имя Богоявления Господня 79 деревянная, на помосте с подцерковьем, с двумя, а внизу третьим приделами, о девяти, да на приделах двух главах круглых, обведенных бочками, обитых чешуей, на них кресты деревянные, осмиконечные, мерой на земли в длину с алтарем и крыльцом на десяти с одним аршином, поперек шести саженях. В оную церковь входное крыльцо деревянное, рубленное из бревен на обе стороны со столбиками, крыто тесом, на верху оного крыльца вместо перил точеные балясы с накладками раскрашены черленью красной». 80

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Под словом Премудрость, или по-гречески София, разумеют Сына Божия. Значение изображения Софии – Премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: «Премудростъ созда Себе дом и утверди столпов седмь. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Дом означает Церковь Божию, или Матерь Божию, яко одушевлённый храм Спасов. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, Византийская и Киевская в Киево-Софийском соборе, заимствованные из церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви небесной и видимой чрез воплощение Сына Божия – Премудрости Божией. На них изображается дом, или храм, и в нем стоящая Богородица в хитоне с покрывалом на голове под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и длани Её начертаны распростёртыми, стопы утверждены на серповидной луне. На персях Богородицы – Предвечный Младенец, правой рукою благословляющий, а в левой имеющий державу. Над сенью начертаны слова: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвердил столпы Ея»; и окружённый лучами Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Святого Духа представлены в облаках семь архангелов с распростертыми крылами; с правой – Михаил с пламенным мечом в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил с алавастром 97 мира; с левой – Гавриил с лилией; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцом; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божию Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося, праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии с ковчегом завета; Исайя с хартией, на которой написано: «Се Дево во чреве зачнет и родит Сына»; Иеремия со свитком; Иезекиилъ, держащий врата затворённые; Даниил с камнем. Под облаком с серповидною луною стоит амвон с 7 ступенями; на каждой начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. На всех 7 столпах изображения, взятые из Апокалипсиса, с объяснениями. На первом столпе 7 очес с надписью: дар совета; на втором семисвечный подсвечник и надпись: дар разума. На крайнем столпе от правой руки книга с семью привешенными печатями и надписью: дар премудрости. На ближайшем столпе с левой стороны 7 труб и надпись: дар крепости; на следующем столпе правая рука с семью звёздами и с надписью: дар ведения; на 6-м столпе 7 курильниц дымящихся – дар благочестия; на последнем столпе 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. На этой иконе все лица, вещи, символы и надписи приспособлены к числу 7, кроме изображения Святой Троицы и Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Пречестный монастырь Зографа, есть и сей достоин повествования и красен зело, создание трех боляринов из Охриды, и братии по плоти, влекущихся от рода царя Иустиниана, их же имена: Моисей, Аарон, и Иоанн, котории быша напоследок монахи в сем. В неже время создаша сей монастырь, бе царь Греков Лев премудрый, потом же, понеже сожже и сей монастырь папа Римский упорственно, яко же и иныя многия монастыри Святыя горы и церкви, зане ему не поклонишася. Обнови его господарь Молдавлахийский Стефан воевода в лето мира 7010 (1502), иже есть и написан вне церкви в воспоминание. Сего божественный храм зело есть изряден, почитаемый во имя святаго великомученика Георгия, свинцопокрыт о 6 главах, на четырех столпах крестообразно, с ликом и паникадилом, писание его часть убо ветхое, часть же новое. Святый олтарь с двема столпы каменными зело светел. Имать иконы зело дивныя художеством, а наипаче господския. Башни и келлии и стены вся достойна сказания, яко же и прочих монастырей. Имать и фиалу изрядную пред церковию. Ограда его великая с троими враты. В сем труждающиися монаси суть родом Серби и Болгары. Паперть церковная больши есть церкви. Тамо обретаются и две иконы святаго Георгия, чудотворныя, едина суть нерукотворенна, занеже на сей сам написася, якоже бо изобразися святый и чудотворец Георгий, бяше сия икона прежде в Палестине во едином монастыре, почитаемом во имя святаго. Потом же, о чудесе! преселися оттуду и прииде сама собою на Святую гору в настоящий монастырь Зографа, сего ради именовася Зографа. И есть та самая икона, о ней же пишет синаксарь, яко чудо сотвори о яишнице. Другая же икона святаго Георгия прииде из Аравии сама по морю, и изыде долу на пристанище Ватопедское, и уведевше о сем отцы прочих монастырей, собрашася вси тамо и пряхуся о еже кому ея взяти; напоследок положиша вси купно и поставиша ю на единого необученого овна, и пустиша его, да пойдет аможе хощет, и той побежа к монастырю сему Зографу и ста на едином холме близ монастыря. И изшедше отцы со свещами и фимиамы прияша ю в монастырь, и с велиии благоговением и радостию поставиша ю в церкви честне на оном месте, на немже стоит даже до днесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Зограф     Зограф Афон        Осн. в десятом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Амвросий. Тел. (30-377) 23247.   Зограф (болг. Зографски манастир; греч. Μον Ζωγρφου) — православный монастырь на Афон е (Святой Горе). Девятый в иерархии «правящих» афонских монастырей; один из трёх традиционно славянских по составу насельников (болгарский). Расположен с западной стороны полуострова, на северо-западном склоне, недалеко от перешейка, равноудалён как от Хиландара, так и от Кастамонита — 2 часа пути.       Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил Зограф в 1744 году. Странник так описал увиденное:       История   Как гласит предание, этот монастырь был основан на   Афон е в X в. тремя братьями-монахами родом из Охриды: Моисеем, Аароном и Иоанном.       Предание 1 версия: Однако между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон - свт. Николая, а прп. Иоанн - вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь.   Предание 2 версия (более полная):   Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем «Ζγραφος „ и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.

http://isihazm.ru/?id=508&c_pid=2

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ (Самкунов Геннадий Анатольевич; род. 15. 02. 1971 г., Славгород Могилевской обл. Белорусская ССР), епископ Шуйский и Тейковский. В 1978—1988 гг. учился в средней школе Славгорода. В 1988 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет прикладной математики, который окончил в 1993 г. по специальностям «математик» и «математик-экономист. В 1996 г. поступил в Шартомский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Шуйский район Ивановской области). 24 июля 1997 г. в Покровском храме Дуниловского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона. 30 ноября в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря тем же архиереем рукоположен во иерея. 28 марта 1998 г. пострижен в мантию с именем Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея. В 2000-2003 гг. обучался в Ярославском духовном училище на заочном отделении, в 2003-2005 гг. в Иваново-Вознесенской духовной семинарии. С 2000 по 2005 г. обучался в Шуйском педагогическом университете по специальности «религиоведение». В 2002 г. окормлял десантную группировку на территории Чеченской Республики. В 2004 г. прошел курсы повышения квалификации по предмету «Духовная культура в образовательных учреждениях» при Московской духовной академии, в 2015 г. — курсы повышения квалификации преподавателей Священного Писания. В 2005-2006 гг. в Шуйском государственном педагогическом университе читал сокращенный курс «Догматического богословия». С 2005 г. преподавал в Ивановском православном богословском институте и в Иваново-Вознесенской духовной семинарии, В 2007 г. преподавал в Институте повышения квалификации учителей. В 2014 г. назначен заведующим кафедрой Священного Писания. С 2006 г. выполнял послушание настоятеля монастырского подворья храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. В 2016 г. поступил на заочное отделение магистратуры Московской духовной академии. Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. избран епископом Шуйским и Тейковским. 26 октября 2016 г. Иосифом (Македоновым , митрополитом Иваново-Вознесенским возведен в сан архимандрита. 1 декабря 2016 г. в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве наречен во епископа. Хиротонисан 2 декабря за Литургией в том же храме. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский Кирилл (Гундяев) . Лит.: Наречение и хиротония архим. Матфея (Самкунова) во епископа Шуйского и Тейковского//ЖМП. 2017. 3. С. 30-32. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2389013.html

В Московской духовной консистории 13 марта 1760 года было решено послать в Сретенский монастырь присутствующего Иоанна, иерея Спасского, и «велеть ему учинить осмотр в помянутой трапезе храма святителя Николая к построению требуемого придела: не будет ли в этой трапезе утеснения и темноты или какого повреждения, и учинить всему план; и того монастыря игумен с братией к построению того придела согласны ли, о том взять от них письменное известие. Сверх же того осмотреть, не имеется ли в том монастыре в церквях каких ветхостей, починки требующих, и буде имеются, то оные описать примером, коликим коштом те ветхости исправить можно, и тот осмотр, план и от игумена с братией известие и опись подать в консисторию при обыкновенном доношении и по подаче предложить к докладу» . Иерей Иоанн Спасский по осмотре докладывал, что «в той трапезе к построению вышеписанного придела новоявленного Димитрия Ростовского, чудотворца, утеснения и тесноты и никакого повреждения не будет» . Игумен Аарон с братией также выражали свое согласие на строительство придела . В мае 1760 года Прасковья Корина подтверждала, что «все потребное в придел: свечи, ладан, вино церковное – производимо будет с удовольствием, а в монастырь, для содержания в показанном приделе службы, от нее ныне происходить будет по 30 рублей на каждый год без задержания, а по кончании жизни ее означенный придел потребою и содержанием службы содержать будет от наследников из оставшегося после ее недвижимого имения» . 12 июля 1760 года строение придела велено «производить по подобию прочих церквей добрым мастерством под присмотром Большого Успенского собора протоиерея Феодора Мартинианова с братией, святым алтарем на восток» . Новопостроенный придел велено «украсить святыми иконами, писанными по древнему Православной Восточной Церкви обычаю, а не с иностранных кунштов, чтобы церковные сосуды были серебряные, напрестольные и одежды на жертвеннике были до пола», священнослужительские облачения «имелись бы из материй добрых, а по последней мере шелковые», и «книгами всего церковного круга обеспечить, и те книги на имя того придела по листам подписать». Когда «придел будет построен, и к освящению все будет приготовлено, и никакого недостатка ни в чем не явится, тогда велено все вышеписанное описать и опись подать в консисторию при доношении», и «о том Большого Успенского собора к протопопу с братией и Сретенского монастыря к игумену с братией послать указы» .

http://pravoslavie.ru/46695.html

Пс 9:33 Глас 6: Моисей во время воздержания/получил Закон и привлек к Богу народ;/Илия, постившись, небеса заключил;/три же отрока, чада Авраамовы,/тирана беззаконного победили постом./С его помощью, Спаситель, удостой достигнуть воскресения/и нас взывающих так:/«Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас!» Слава: повторяем то же. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны гласа на 6, и из канона дня песнь 6-я, на 4. Прокимен, глас 4, песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами. Зачало 329Б: Евр 11:24–26, 32–40; 12:1–2. Аллилуия, глас 4: Моисей и Аарон среди священников Его, и Самуил – среди призывающих имя Его. Стих: Призывали они Господа, и Он выслушивал их. Евангелие от Иоанна зачало 5: Ин 1:43–51. Причастен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Иной: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. На молебном пении прокимен, глас 4: Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Зачало 121Б: Рим 16:17–20. Аллилуия не поётся. Евангелие от Матфея зачало 75: Мф 18:10–18. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Поется последование святого отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, чудотворца, составленное святейшим патриархом Филофеем. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На «Господи воззвах;» стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди: Какими похвальными песнями воспоем иерарха,/богословия трубу, огнедышащие уста благодати,/священное Духа вместилище,/столп Церкви непоколебимый,/великое вселенной ликование,/реку премудрости, светильник света,/звезду ясную, все творение просвещающую? Какими цветами песнопений увенчаем иерарха,/благочестия поборника, и нечестия противника,/горячего веры защитника,/великого наставника и учителя,/прекраснейшую лиру Духа,/златом сияющий язык,/источник, изливающий верным потоки исцелений,/великого и досточудного Григория?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

ниже), образа по большей части древние; из них особенно замечательны: Преображения Господня, данный вкладом в монастырь царицей Евдокией Лукиановною; точный список с чудотворной иконы Владимирской Богоматери прежде поновления оной, в 1682 году; Саввы Освященного, современный Патриарху Филарету, и проч. – 3) Знамения Богородицы, вместо древней, ветхой, перестроена вновь по проекту сотрудника известного Баженова, архитектора Елизвия Семеновича Назарова, иждивением графа Николая Петровича Шереметева, в 1793, и освящена в 1795 году; она двухъярусная: престол ее помещен на хорах, а внизу усыпальница, или склеп, для фамилии Шереметевых; церковь эта послужила образцом митрополиту Платону для построения храма в Вифанском монастыре. Здесь под жертвенником погребен Преосвященный Аарон, бывший епископом в Архангельске; а в особой палатке, также под алтарем, находятся могилы четырех братьев патриарха Филарета, бояр Романовых: Василья, Александра, Михаила и Ивана Никитичей, несчастных жертв политики Годунова, которых тела возвращены в Москву самозванцем; тут же погребена: схимница Александра, жена боярина Феодора Ивановича Годунова, некоторые из Князей Сицких, Черкаских и другие. 4) Николая Чудотворца, с больничными кельями, построена в 1652 году боярином, князем Яковом Куденетовичем Черкаским. С тех пор эта церковь была возобновляема трижды: в 1734, в 1813, после пожара при неприятелях, при чем главный престол переименован в честь Саввы Освященного, а Николаевский оставлен придельным, и в 1840 году; при последнем возобновлении сооружен архимандритом Аполлосом еще придел Нерукотворенного Спасова образа, освященный 6 октября, 1840 митрополитом Московским Филаретом. Находящийся в этом приделе местный Спасов образ прежде принадлежал императрице Елисавете Петровне и от нее дан в благословение фрейлине, графине Гендриковой, которая отказала его сюда. 5). Сергия Радонежского, в среднем ярусе колокольни, устроенная купеческою женою Бабкиною и освященная в октябре 1787 года; она вновь отделана и украшена в 1822 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010