к. Брюс вскоре должен был покинуть Абиссинию, но эта история во всяком случае указывает нам на то, что, по крайней мере, в конце XVIII в. вопросы о канонизации возбуждали в обществе большой интерес и решались не так просто, раз речь могла заходить о соборе. Пилат, Александр, Навуходоносор – лица библейские и при известных условиях могли быть относимы к тому классу, уже самая принадлежность к которому обусловливала внесение в святцы. Надо было только доказать право их на принадлежность к этому классу. В тех же самых условиях находились мученики. В числе святых, жития которых нам известны, нет мучеников в буквальном смысле этого слова 23 ; есть преподобноисповедники (Филипп, Аарон, отчасти Такла-Хайманот и Евстафий) и исповедница (Валатта-Петрос). Хотя они не пострадали до смерти, но много терпели гонений, проливали кровь за свои убеждения и сподоблялись между прочим и мученического венца. По этому и их святость, вероятно, разумелась сама собой. Но было ли это так, мы сказать не можем, так как святость их могла быть признана и помимо мученичества. Филипп был вторым преемником Такла-Хайманота; если верить житию – единственным эфиопом, удостоившимся епископства, отцом и руководителем множества монахов и при всем том – чудотворцем. Аарон основал новые монастыри не только в стране, но и на ее диких южных окраинах, и был притом чудотворцем. Валатта Петрос положила начало множеству обителей, была великой подвижницей, творила чудеса при жизни и источала их по смерти. При всем том эта поборница национальной веры была близко известна и царю и митрополиту; весьма возможно, что не только „глас народа“, а и правительство, как духовное, так и светское, победив иезуитское воинство, от-праздновали свое освобождение прославлением святой. По крайней мере, уже в 30 году по ее преставлении было написано ее житие. Что касается Филиппа, то этот страдалец умер на глазах у митрополита Саламы III, который звал его подвиги и похоронил его; вероятно и прославление его совершилось не без его ведома. По крайней мере житие его писалось еще тогда, когда дабра-либаносский монастырь не вполне оправился от последствий гонения, и агиобиограф считал себя в праве в конце своего труда обратиться к святому: „возврати рассеяние чад твоих, благоволи воссозданию разоренной обители, воздвигни падение ее“.... Память Аарона также начала чтиться его учениками сразу по кончине; вскоре о ней был осведомлен и митрополит, как об этом повествует дважды житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Подобная же миниатюра представляет святителя Николая Чудотворца в белом облачении (фелонь обшита мехом) среди подобной же ограды; у ног его павшие на землю челом игумен ( ελαβστατος καθηγομενος Μκαρ κμενος πρ τν ποδν и пр.) и другой вельможа, покровитель монастыря и брат сакеллария Льва (Κωνσταντνος ν μακαρ τ λξει γεγονς πρωτοσπαθριος, δελφς το σακελλαρου, κα τν μονν μετ Θεν συστησμενος). 272 Следовательно, в этом кодексе мы владеем образчиком монастырского художества, тогда как в Псалтыри и подобных ей кодексах, писанных для Македонских монархов, мы имеем работу царской школы. Затем 12 больших миниатюр в лист представляют избранные библейские сюжеты. Первая – Исход евреев в трех сценах: Моисей созерцает несгорающую купину – сцена представляется вполне в известной античной манере; Моисей и Аарон получают, наконец, согласие Фараона на исход евреев; 273 самый исход представлен в виде перехода через Чермное море; та же группа радующихся евреев, на шее матери сидит дитя в золотой одежде ( Исх. 12:35 ); ниже – потопление египтян с изображением Моря (πντος) вместо бездны и другой фигурой Моря с веслом, обернувшейся в знак того, что воды его обратились на египтян ( Исх. 14:26 ). Аарон и левиты несут ковчег Завета мимо больших зданий – помпезная миниатюра, напоминающая ту же сцену в Свитке Иисуса Навина. Прекрасная иконописная и рельефная композиция: Моисей, со свитком в руках и благословляя, обращается к юноше Иисусу Навину, записывающему его слова в развернутом свитке. Иисус одет в византийский патрицианский костюм, и его лицо чрезвычайно типично. В нижней половине листа представлены в 12 клеймах колена израилевы, но уже в виде множества фигур, от которых изображены только головы кружками. Лучшая по драматизму сцена, близкая к 10-й миниатюре Парижской Псалтыри: Моисей в порывистом восторженном движении развязывает ремни своих сандалий, вдали направо видна купина горящая и не сгорающая, а выше он быстро шагает по горе, чтобы принять от десницы Божией заповеди; внизу две группы народу, глядя вверх, в страхе отступают: одна группа уже вышла из оврага и созерцает чудо с живыми знаками изумления; другая еще на дороге, но передние ряды уже повернули головы; сидя на утесе, бог горы Синая смотрит тоже вверх и держит в левой руке ствол дерева; нижняя часть фигуры окутана зеленым гиматием, остальное тело наго, и хотя бог сидит задом, но мускулистость и крепость здорового загара на теле столь же ясно и типично представлены, как и его косматые волосы, заимствованные от зверообразного сатира, при грубых и животненных чертах лица. Художник должен был быть очень близко знакомым с античной мифологией, особенно в памятниках искусства, чтобы намеренно искать подобного типа. Вершины Синая окутаны голубым дымчатым флером. К Книге Судей Израилевых оригинальная миниатюра представляет идеальное заседание (κριτριον) разом четырех судей: Самсона, Соломона, Варака и Иеффая; кругом толпы дивящегося народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

12 . Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной. 13 . События сорокалетнего странствования по пустыне. 14 . Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина. 15 . Законодательство Моисея. 16 . Теократическая форма правления. Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную 1 . Кто такой Рамсес II и какие изменения в жизни израильтян произошли в связи с ним? 2 . Какой приказ был отдан повивальным бабкам от Фараона? 3 . Что означает имя Моисей? 4 . Из какого рода происходил Моисей? 5 . Как звали родителей Моисея? 6 . Как звали сестру и брата Моисея? 7 . Почему Моисей вынужден был бежать из Египта? 8 . Куда бежит Моисей? 9 . Как звали жену Моисея? 10 . Как звали сыновей Моисея? 11 . Рассказать о событиях Богоявления Моисею в Неопалимой Купине. 12 . Показать на карте место, где произошло богоявление Моисею. 13 . Объяснить: почему Неопалимая Купина является прообразом Пресвятой Богородицы? 14 . Дар каких чудотворений получает Моисей и каков их прообразовательный смысл? 15 . Что означает имя Аарон? 16 . К какому колену принадлежал Аарон? 17 . Перечислить десять казней Египетских. 18 . Объяснить прообразовательный смысл казней Египетских. 19 . Рассказать об установлении праздника Пасхи. 20 . Что означает слово “пасха”? 21 . Рассказать об исходе евреев из Египта. 22 . Показать на карте Чермное море. 23 . Рассказать о событии перехода народа Израильского через Чермное море. 24 . Объяснить прообразовательное значение событий перехода через Чермное море. 25 . Показать на карте гору Синай. 26 . Перечислить главные события странствования по пустыне народа Израильского из Египта до горы Синай. 27 . Что означает название местности Мерра? 28 . Показать на карте местность Мерра. 29 . Рассказать о событиях в Мерре. 30 . Объяснить прообразовательное значение событий в Мерре. 31 . Показать на карте местность Елим. 32 . Рассказать о событиях в Елиме. 33 . Объяснить прообразовательное значение событий в Елиме. 34 . Рассказать о чудесном насыщении перепелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец; эфиоп.  ] (XIV в.), основатель и игум. мон-ря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии. Его житие, изданное Б. А. Тураевым , рисует жизненный путь, вполне характерный для деятелей эфиоп. монастырской колонизации XIV в. Сын благочестивых родителей, А. Д., с юных лет решивший стать монахом и проповедником христианства, прошел школу монашеского общежития у аввы Бацалоты Микаэля , одного из столпов эфиоп. монашества, в мон-ре Дэбрэ-Гол. Затем А. Д. покинул обитель своего учителя и после долгих скитаний по стране, во время к-рых вокруг него собирались ученики и сподвижники, основал «в земле языческой» свой мон-рь, Дэбрэ-Дэрэт, где и умер в глубокой старости, завещав своим ученикам не бояться окружающих варваров: «Живите здесь и не удаляйтесь из монастыря отца вашего до смерти». Житие объясняет скитания святого гонениями царя Сайфа Арада , к-рого он вместе с др. эфиоп. монахами обличал за многоженство, в то время как придворное духовенство попустительствовало царю. Вполне вероятно, что А. Д. не остался в стороне от протеста ревнителей благочестия, за что и преследовался, но вряд ли только эта причина послужила толчком для его миссионерской деятельности. А. Д. продолжил дело проповеди христианства, к-рую вели его учитель Бацалота Микаэль и наставник последнего Такла Хайманот . Подобно своим предшественникам, А. и др. монахи-миссионеры того времени действовали, не имея поддержки царской власти. Монофизитская Эфиопская Церковь чтит память преподобного исповедника 8 маскарама (5 или 6 сент.- см. Календарь эфиопский ). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 38-39, 130-143 [рус. пер. жития], 146-154; он же. Vita Aaronis Mirabilis (Thaumaturgi)//ЗИФФ. 1902. Ч. 65. Вып. 2. С. 37-72; он же. Vitae sanctorum ingenarum, II: Acta S. Aaronis et. S. Philippi//CSCO, Aethiop. T. 20. R., 1908; Kaplan S. The Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia. Wiesbaden, 1984. P. 37, 49, 71, 89, 93, 98-99. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/text/62380.html

О деятельности архимандрита Иоасафа в Сретенском монастыре сохранилось мало сведений. Он, как и предыдущие настоятели Сретенского монастыря, сослужил в соборах Кремля. В 1757 году архимандрит Иоасаф присутствовал в Успенском соборе на благодарственных молебнах 17 и 18 декабря по случаю рождения великой княжны Анны Петровны (9 декабря). В 1758 году был при служении молебна 1 января, 21 января на молебне «о покорении победоносному Ее императорского величества оружию столичного города и всего королевства Прусского», 3 февраля, в день тезоименитства великой княжны Анны Петровны; сослужил литургию в Успенском соборе и в другие дни. Последний раз упоминается при служении литургии в Благовещенском соборе 20 сентября 1759 года, в день рождения великого князя Павла Петровича, и на молебне в этот день в Успенском соборе . В управление архимандрита Иоасафа продолжались работы по исправлению недоделок у поставленного в Сретенском монастыре Шумаевского креста. Работа была поручена грузинскому дворянину Семену Тулаеву, который по обязательству, заключенному 1 июля 1758 года, должен был поправить целый ряд резных фигур и иконное письмо. Работы Семен Тулаев должен был закончить в последних числах октября 1758 года. Стоимость производимых работ составляла 370 рублей . 23 декабря 1758 года архимандриту предписывалось по описи с распиской принять крест, а солдат, поставленный для охраны креста, должен был вернуться к своей команде . В декабре 1759 года архимандрит Иоасаф был назначен архимандритом Предтечева Вяземского монастыря Смоленской епархии . Здесь он упоминается до 1778 года . Игумен Аарон (1759–1760) Об игумене Аароне сохранилось мало сведений. Известно, что при нем строились придел Сретения Господня в церкви преподобной Марии Египетской и придел святителя Димитрия Ростовского в храме святителя Николая Чудотворца. Игумен Аарон скончался в августе 1760 года (отпевание его проходило 18 августа) . Придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца, был построен на средства вдовы Прасковьи Кориной. 7 марта 1760 года она писала преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому: «Обещание мое есть в московском Сретенском монастыре в трапезе (храма святителя Николая), для поминовения предков моих, построить придел во имя новоявленного святителя и чудотворца Димитрия Ростовского, который и благолепием украсить, а когда придел построен и освящен будет, тогда в придел свечи и ладан и прочее потребное буду производить своим иждивением, а, по усмотрению моему, удобное к построению того придела место в монастыре в трапезе имеется» .

http://pravoslavie.ru/46695.html

Историю с первым отказом фараона отпустить народ святитель Феофан Затворник использует для аккомодативного увещевания к бегству от греха: «Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтобы он отпустил его, он в ответ на это усилил работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: вы сделали нас ненавистными в глазах фараона ( Исх. 5:21 ). Точь-в-точь то же испытывает душа и кающегося грешника. Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтобы она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго греховного рабства, – радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, взгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха и наводит со всех сторон страхи – страх за свое благосостояние, за внешние отношения, за вес свой, даже за жизнь. И бывает, что иной, начав только, тотчас и останавливается. Воодушевись, брат! Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде ( Ис. 5:16 ). Бог сильнее врага. Воззови к Нему – и услышишь то же, что услышал Моисей тогда: увидишь ты, что Я сделаю с фараоном ( Исх. 6:1 ) " 206 . Каждая из десяти казней становится посрамлением какого-нибудь из египетских божеств, считавшегося покровителем данной стихии. Последняя обрушилась и на «сына Ра» – фараона. Подобное посрамление богов Египта должно было привести к тому, что узнают египтяне, что Я Господь ( Исх. 7:5 ). Иудейская традиция, сохранившаяся и в некоторых святоотеческих истолкованиях, видит в фараоне младшего сводного брата Моисея – сына воспитавшей его царевны. При этом ожесточение фараона, часто приносящее вред стране, как ему о том говорили царедворцы, приписывается вражде фараона со своим старшим совоспитанником. Этим же объясняют и возможность доступа Моисея к «сыну Ра», непонятную при обычном ходе событий. Еще до начала казней, после первого отказа фараона, Моисей пытается убедить его в своем посланничестве понятным для египтянина образом – совершением чуда. Чудотворный жезл Ааронов, бывший, по мысли преподобного Ефрема Сирина , прообразом чудотворного Креста Христова 207 , превратился в змея и пожрал змеев, произведенных таким же образом и жрецами египетскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Николая, а след. и морская слава второго св. Николая? Полагать надобно, что в этот темный период времени ни о мощах чудотворца, ни о Мир, истекающем из них, не было совсем речи 4 . Когда собственно последовало запустение края и в частотности города Мир, мы не умеем сказать. В 787 г. видно, что Миры еще существовали и продолжали быть кафедрой архиерея, который приезжал на собор, и еще не один, а с двумя из своих епископов патарским и пинарским. Представляется таким образом, что в то время в Ликии еще все обстояло благополучно, хотя мы знаем, что в 714 г., во второй год царствования императора Артемия, следов. за 73 года до 2-го никейского собора, калиф Солиман посылал в ликийскую пристань Финик свой флот для рубки кипарисных бревен, и, следовательно, давно уже начались сарацинские набеги на злополучный край, подпавший первому натиску мусульманского фанатизма. В 792 г. в сентябре месяце знаменитый калиф Аарон Аль-Рашид посылал свой флот для разграбления острова Родо под командой Хумейда. Сделав это, мусульманский адмирал направился с флотом в Мирам. Для точности мы расскажем словами летописца: «Прибывши в Миры, и покусившись разломать священную гробницу святого и чудотворца Николая, сломал вместо нее другую 5 , стоявшую по близости нее. Но чуть он это сделал, как на море поднялась буря с громами и молниями и разбила довольное число хищнических судов, и сам богоборный Хумейд кое-как спасся. (Феофан стр. 749 и 750 Бонского издания). – Какое заключение относительно города Мир можно вывести из сего сухого рассказа летописца? Кажется, то, что если город и был разорен прежде, то разорен теперь самим Хумейдом. Старого времени воители, в особенности же сарацины, не приходили гостями в чужие города. Вспомним своего Батыя. И при всем том, рцарственный писатель X века в своем сочинении «О военных округах империи» говорить о городе Мирахе, как бы он все еще продолжал быть и благоденствовать. Вот его подлинные выражения: «Идя далее морем, найдешь пресловутый оный Тильмисс город, потом – Патары, потом – Ксанфе, отчизну онаго Прототена живописца, украсившего живописными картинами Родский Дионисион, затем благоуханный и треблаженный город ликийцев, в котором великий Николай, Божий раб, источает миро, по имени «города».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1691 г.- 7 икон Владимирской Божией Матери (Там же). В Патриаршую домовую казну поставляли иконы Владимирской Божией Матери и др. вязниковские иконники: Евсеев Иван (упом. в 1682) - 5 икон; Иванов Петр (упом. в 1689) - 45 икон; Пономарёв Михаил Иванов (упом. в 1671-1695) - 30 икон в 1671 г. («выменяли» у него для патриарха), через 10 лет он «написал для патриарха» еще 2 иконы (Там же. С. 205, 284, 495). Упоминания о последнем иконописце, бывшем посадским человеком, встречаются в связи с тем, что в 1674 г. он подрядился написать в собор Покровского монастыря в Суздале местные иконы, о чем была составлена поручная запись (подлинник хранился у гр. А. С. Уварова), в к-рой перечислялись иконы: Спас Вседержитель с архангелами (А. С. Преображенский отождествляет ее с иконой из ГВСМЗ, см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. Кат. 88. С. 390-393); Покрова Пресв. Богородицы; «Предста Царица»; Сошествие Св. Духа; прор. Моисей на горе Синайской и праотец Аарон с церковью (на «южных дверях»); прп. Евфросиния Суздальская; Божия Матерь с Младенцем на престоле; Происхождение Честного Креста; Зачатие прав. Анны; Суздальских чудотворцев (святых Иоанна, Феодора, Дионисия, Симона); Благоразумный разбойник (на сев. двери); Суздальские чудотворцы (преподобные Евфимия и кнг. София). В документе указаны размеры икон, материалы и приемы, качество и сроки (к Троицыну дню), а также стоимость работ (25 р.) ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). Известно также, что Пономарёв, названный «сидельцем иконного ряда», 12 февр. 1695 г. продал целый иконостас для «новопостроенного» храма свт. Николая Чудотворца в Луганской станице на Дону за 45 р.: «царския двери; а у тумбы и столбцы и сени резные золочены; а у них образы - Благовещение Пресвятыя Богородицы и Евангелисты поясныя да северныя и южныя двери, писаны на красках; вышина по полтретья аршина: да местных икон образ Всемилостиваго Спаса, образ Пресвятыя Богородицы, образ Николая Чудотворца, образ пророка Илии, вышина по полтора аршина; деисус - 11 икон, вышина по полтора-ж аршина; праздников - 12 икон, вышина по аршину» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Прмч. Иакинф (Питателев). Икона. Нач. XXI в. (Верхотурский мон-рь свт. Николая Чудотворца) (Питателев Илья Иванович; 1882, пос. Усть-Актайский Верхотурского у. Пермской губ.- 30.10.1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Род. в семье крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями г. Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил И. Питателев, находилось место отшельнического подвига схим. прп. Илии (Чеботарёва) . Под влиянием преподобного 12 окт. 1912 г. Питателев поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . 25 июня 1917 г. принял постриг с именем Иакинф. Направлен на послушание в Малоактайский скит, где был поваром, чтецом и псаломщиком. После 1917 г. монастырь был занят и разграблен красноармейцами. В окт. 1918 г. в Верхотурье вошли военные части адмирала А. В. Колчака . Красные войска ушли по р. Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. И. и прмч. Каллист (Опарин) остались на послушании, когда иеросхим. исп. Иоанн (Кевролетин) и мон. Аарон, взяв антиминс и запасные Дары, уехали в Верхотурский монастырь. 25 окт. 1918 г. пришли красноармейцы и произвели обыск в обители, И. и прмч. Каллист были арестованы и по Богословской железной дороге доставлены на ст. Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны близ ст. Карелино. Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 нояб. 1918 г. их перевезли в монастырь. 25 нояб. архим. Ксенофонт (Медведев) возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с ц. во имя св. Неофита. В 30-х гг. храм и кладбище были уничтожены. В 1990 г. во время раскопок останки преподобномучеников найти не удалось. Определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/200135.html

Пресв. Богородицы (этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика о создании суздальского собора сыном Владимира Мономаха ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким). В те же годы, до 1096 г., архиерей по имени Ефрем даровал Киево-Печерскому мон-рю подворье в Суздале с ц. вмч. Димитрия (см. Суздальский во имя великомученика Димитрия Солунского мужской монастырь ), к-рое снабдил земельными владениями. Впрочем, в исторической науке утвердилось мнение о том, что эти сообщения относятся к свт. Ефрему Переяславскому, в юрисдикции к-рого с кон. XI в. (очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии, вскоре после 1089) состояла территория временно упраздненной Ростовской епископии. В соответствии с данной т. зр. Е. признается одним лицом со свт. Ефремом Переяславским ( Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 291-293 (СПб., 2003п. С. 162-163); Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 182; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 47, 211; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в.//ДРВМ. 2007. 1(27). С. 85-103). Возможно, Е. был тем не названным по имени епископом, который в дек. 1096 - янв. 1097 г. находился вместе с черниговским кн. Олегом (Михаилом) Святославичем в Муроме, куда князь отступил из сожженного им Суздаля. Об этих событиях упоминает кн. Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая прислать «сол (посла.- А. К.) свои или [е]пископа» с миром (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254). Год кончины Е. неизвестен. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2. Стб. 238, 254 (?), 445; Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 9. С. XXII; Т. 24. С. 165; Т. 42. С. 165; Абрамович Д. И. патерик. К., 1930. С. 103. Лит.: Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 677; он же. Канонизация святых. С. 355. А. Ю. Карпов Иконография На иконах «Собор Ростовских чудотворцев» 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (находятся в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) представлены нек-рые местночтимые Ростовские святые, в числе к-рых - святитель с именем Ефрем ( Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223). На более ранней иконе он, единственный из всех святителей, изображен с 8-конечным крестом в деснице возле груди. Возможно, что среди предстоящих Владимирской иконе Божией Матери изображен не местночтимый архиеп. св. Ефрем († 1454), а именно Е., которого еп. св. Симон включил в список святителей - пострижеников Киево-Печерского мон-ря, что «как святила светлые, освятили… всю Русскую землю святым крещением». Т. о., крест в правой руке Е. выделяет его среди Ростовских чудотворцев как крестителя и просветителя Ростовской земли. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720 - 1770), еп. Черниговский и Новгород-Северский ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/182113.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010