Антонии с 1689 г. в И. Б. м. строился летний каменный 2-этажный собор с нижним престолом во имя свт. Николая Чудотворца, верхним - во имя ап. Иоанна Богослова. Его основной объем - типичный для московской посадской архитектуры 2-й пол. XVII в. бесстолпный храм, увенчанный невысокой горкой кокошников. Необычным, учитывая соборный статус Иоанно-Богословского храма, было одноглавое завершение вместо пятиглавия. Также редкой была 2-этажная композиция собора, близкая к распространившемуся уже в нач. XVIII в. типу храма-«корабля». С запада и севера к храму примыкала открытая лестница. Верхняя церковь имела трапезную, под к-рой размещались кладовые. Теплый храм занимал пространство под основным четвериком и алтарем верхней церкви, его апсида выдавалась на восток относительно верхней. В 1682 г. указом царя Феодора Алексеевича право пользоваться доходами от вотчин у мон-ря было отнято. Средства направлялись в московское Заиконоспасское уч-ще, затем в Коллегию экономии. И. Б. м. пришел в упадок; за неимением иеромонахов архим. Аарон (1715-1749) благословил священников монастырских сел по очереди совершать богослужения в мон-ре. Вслед. его прошения в 1716 г. царь Петр I позволил поправить обветшавшие постройки на средства из доимочных оброчных денег, собираемых с крестьян. В 1718-1719 гг. была отремонтирована нижняя, Никольская ц., «все ветхое строение частью поправлено, частью вновь перестроено», приобретена церковная утварь. В 1761 г. верхний храм собора получил новый декор в скромных формах барокко. По описи 1761 г., И. Б. м. в Переславском у. владел 7 селами и 11 деревнями: селами Пощупово, Высокое (с приписными с. Подлесным, деревнями Высокие Выселки и Воронка), с. Плахино (с приписными деревнями Пупкино и Липки на р. Плетёной (Плетёнке)), с. Котогощ (Катагоща) (с приписными деревнями Пупчанские Выселки, Добрые Пчёлы, Захаровские Выселки), с. Городище на р. Жеравке (Жраке) (с приписными деревнями Городецкие Выселки и Хавертово), с. Троицкое (Попадьино) (с приписными деревнями Захаровка и Мещерские Выселки).

http://pravenc.ru/text/471597.html

А ныне он за тем не выслан, что за продолжением празника выборному на ево место житенному хлебные анбары и прочие припасы от него не зданы и не росписанось, в том пожаловать дать сроку»... (Подписи не имеется 216 )... В низу приписка, той же рукой): «Оной житенной Давыдов определен в прошлом 756 году августа с 1 числа, бывым управителем Феодулом». Последствия сего доношения опять неизвестны. Управляющий иеромонах Аарон, 1762 г. При нем, в 1762 г., была произведена следующая, сохранившаяся до нас, опись Елгомской пустыни, 217 «Опись церковная Спаского монастыря по благословению господина отца архимандрита Феодосия приписной к каргопольскому Спасову монастырю, Мошенского стану, Елгомской пустыни отправляющаго настоятельскую должность еромонаху отцу Арону, определенного казначея бельца Ивана Ананьина сына Угрюмова, что при монастыре в церквах Божиих образов и книг и риз и всякаго строения и при монастыре скота коней и коров и овец, сухого хлеба ржи, жита (ячменя), овса и насеянной ржи к нынешнему 762 году, то значится ниже сего, имянно»: « Церковь Богочявления Господня древянная, верх клинчатый, построена 7152 (1644) лета. А в ней святых образов: Местный образ Богоявления Господня, на нем окладе медной, 6 венцов медные по золоту, киот резная, золоченая; на том же образу убрус белой с кистками, пелена парчевая зеленая; образ Богородицы – оклад да 2 венца медные же, одна цата по золоту, под образом пелена отласная; царские двери и столпцы на красках; на пономарских дверях образ благоразумнаго разбойника; образ Богородицы Положения ризы во Влахерне, на нем 3 венца – Богородичен венец с датою и с окладом сребрянные, а под венцом чело и (о)жерелье жемчужное, в венце каменье – 4 камени красных, 3 зеленых, около образа оклад медной, по золоту; образ Николая Чудотворца в чудесех на красках; обр. св. чудотворцов Козмы, Домьяна; налой обложен сукном красным, да холстом белым, пелена ветхая; на налое образ Воскресения Христова; обр. великомученика Георгия; обр. Положении Разы; обр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17 (30) октября Преподобномученик Иакинф (Питателев) Преподобномученик Иакинф Питателев (в миру Илья Иванович Питателев) родился в 1882 году в поселке Усть-Актайский Верхотурского уезда Пермской губернии в семье крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями города Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил Илья Питателев, находилось место отшельнического подвига схимонаха преподобного Илии (Чеботарёва). Под влиянием преподобного 12 октября 1912 года Питателев поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. 25 июня 1917 года принял постриг с именем Иакинф. Направлен на послушание в Малоактайский скит, где был поваром, чтецом и псаломщиком. После 1917 года монастырь был занят и разграблен красноармейцами. В октябре 1918 года в Верхотурье вошли военные части адмирала А.В. Колчака. Красные войска ушли по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Иакинф (Питателев) и преподобномученик Каллист (Опарин) остались на послушании, когда иеросхимонах исповедник Иоанн (Кевролетин) и монах Аарон, взяв антиминс и запасные Дары, уехали в Верхотурский монастырь. 25 октября 1918 года пришли красноармейцы и произвели обыск в обители. Иакинф (Питателев) и преподобномученик Каллист были арестованы и по Богословской железной дороге доставлены на станцию Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны 30 октября близ станции Карелино. Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 ноября 1918 года их перевезли в монастырь. 25 ноября архимандрит Ксенофонт (Медведев) возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с церковью во имя св. Неофита. В 30-х годах храм и кладбище были уничтожены. Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года имя Иакинфа (Питателева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Игумен Дамаскин (Орловский) Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1035/iakinf/

Арка эта в 1891году двумя большими стеклянными дверями заделана так, что придельный теплый храм совершенно отделен от главного – холодного. Необходимое для сего очень большое количество стекол пожертвовано было владельцем Кужерского стекольного завода, купцом А.М. Хохряковым, который кроме того пожертвовал стекла и для всех возобновленных окон, как сего, так и главного храма. При входе в главный храм, около арки, находятся две приличные хоругви, не отличающиеся, однако богатством отделки и художественностью письма. Главный храм имеет в длину и ширину по 4 сажени, а в высоту около 15 сажень. Эта почтенная высота храма и в особенности то, что храм внутри не загромождается никакими колоннами, или пилонами, а также достаточность света и полная открытость иконостаса – делают храм очень величественным. На западной стене храма, направо от входа изображен св. пророк Даниил во рве со львами, а на левой – Праведный Иов с предстоящими друзьями его. Над ними, вверху арки – очень большое изображение Преображения Господня, а выше – св. песнопевец Царь Давид с Псалтырью в руках, а с другой стороны – св. Первосвященник Аарон с жезлом прозябшим. На южной стене над дверью – Введение во храм Пресв. Девы Марии, по сторонам же – преподобные Печерские Антоний и Феодосий и св. Алексий митрополит Московский с Мелетием Антиохийским , а вверху над ними св. вселенские учителя: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . На северной стене изображены страдания св. Кизических мучеников, а около них св. Кирилл и Мефодий просветители славян; с другой же стороны – святые Князья Владимир и Александр Невский, вверху же – св. Казанские чудотворцы Гурий, Варсонофий и Герман. Под куполом изображены св. Евангелисты, а в самом куполе коронование Богородицы. Кажется, более лучшего выбора изображений нельзя было и сделать. И по исполнению все изображения очень удачны, особенно же высоким художеством отличаются большие изображения – Введения во храм Пресв. Девы Марии и страданий св. Кизических мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЦАЛОТА МИКАЭЛЬ [Эфиоп.  , букв.- молитвой Михаила] (пам. эфиоп. 21 хамле (15 июля), эфиоп. мон., живший во 2-й пол. XIII - 1-й трети XIV в., ученик Иясус-Моа . Согласно житию, Б. М. род. в мест. Сагла, обл. Амхара, в семье священника, а затем ушел к Иясус-Моа в мон-рь на оз. Хайк. Но постриг он принял в мон-ре Дэбрэ-Гол на юге обл. Амхара, на самой границе «земель языческих», готовясь к миссионерской деятельности. Однако помехой его планам явился низкий религ. и моральный уровень самих христиан. Он выступил против митр. Йоханнеса, обвинив его перед царем Амда Сионом в симонии. Йоханнес ничем не помогал новым мон-рям, не заботился о рукоположении для них иеромонахов, а жил безвыездно в своем богатом поместье и требовал являться к нему за рукоположением в диаконы и иереи, да еще брал за это немалые деньги. В результате Б. М. был сослан на север, в обл. Тигре, и подвизался в старинном мон-ре Дэбрэ-Дамо, где был пострижен его учитель. В Дэбрэ-Гол Б. М. смог возвратиться лишь через 2 года. Там он воспротивился совместному проживанию в мон-ре монахов и монахинь - явлению тогда весьма распространенному - и вместе с др. игуменами, также учениками Иясус-Моа, убедил царя Амда Сиона издать указ, запретивший это. Впосл. вместе с ними он явился ко двору и смело выступил против царского многоженства, за что царь велел его бичевать и сослать снова в Тигре, где он умер в мест. Гило-Мэкэда. Год его смерти неизвестен, с уверенностью можно утверждать лишь то, что он скончался до 1337 г. Дело Б. М. продолжил Аарон Дивный (Чудотворец), его старший ученик. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902; Conti Rossini C. Acta S. Basalota Mika " el et S. Honorii//CSCO. Scr. Aeth., ser. altera. 1905. t. 20; Cerulli E. Letteratura etiopica. R., 1968. p. 59-60; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. p. 114-117, 177-178. С. В. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/text/77720.html

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Правда о. Дионисий будил нас еще далеко до восхода солнца, но нам так удобно было спать, что мы умоляли его оставить нас в покой. После чаю любезный о. Иосиф предложил нам осмотреть монастырь и его достопримечательности. Все показал нам добрейший о. Иосиф, начиная с хозяйственных принадлежностей. Мы видели прекрасные, образцовые конюшни для мулов, цистерны, мельницы, прачечную, кузнечную, красильню, огороды. Все это – образцово. Монастырь этот стоит в числе первых по богатству, имеет много имений, дач (или по-греч. метохов)... О. Иосиф высказывал сожаление о несправедливом, по его мнению, действии русского правительства, отнявшего у Зографа болгарского монастыря – заграничное имение в Киприановском монастыре (в Бессарабии) наряду с отнятием заграничных имений других греческих монастырей. В этом в особенности он возлагал вину на преосвященного Павла, настоящего экзарха Грузии, а тогда бывшего архиепископом Кишиневским. Это тем боле несправедливо, говорил о. Иосиф, что Зографский монастырь имеет стипендиатов в России в различных учебных заведениях. Показавши нам всю прекрасную обстановку монастыря и, видимо, довольный нашими похвалами, о. Иосиф повел нас в собор, чтобы показать монастырские святыни. Собор построен по образцу соборов в других монастырях, и очень большой, светлый. Иконостас своею причудливою резьбою обращает на себя особенное внимание. В алтаре над престолом высится замечательный балдахин деревянный, кажется, кипарисный, весь испещренный причудливою резьбою. Обилие резьбы в этом монастыре придает красу этому храму и отличает его от других храмов. В этом соборе есть три почитаемых чудотворными иконы великомученика Георгия. Одна из этих икон, по преданию, написалась сама собою, вследствие чего и монастырь называется Зографом (в русском переводе: «живописец».) Предание следующее: в 919 году, в царствование Льва Мудрого , три именитых брата: Моисей, Аарон и Иоанн, оставивши мир, поселились на Афоне (на месте настоящего монастыря) и устроили церковь , но не могли согласиться относительно имени святого, которому должно посвятить церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мы же посмотрим: все ли исчисленные по именам предки Христовы избавились от ада и получили небесное царствие? Нет, только те из них, которые или не согрешили, или, согрешив, истинно покаялись, умершие же во грехах без покаяния погибли. Сколько же имеется в родстве Христовом таких, которые не согрешили? Не дерзаем исчислить более трех, указанных в самом Писании, где о них говорится: «Не положил покаяние праведным Твоим Аврааму, Исааку и Иакову, не согрешившим пред Тобою» ( 2Пар. 36 ). А сколько покаявшихся? Иисус, сын Сирахов исчисляет также не более трех, ибо говорит: «Кроме Давида, Иезекии и Иосии, все тяжко согрешили, ибо оставили закон Всевышнего» ( Сир. 49:5–6 ). Итак, из столь многих родов, из сорока двух, нашлось только шесть, в спасении которых не может быть сомнения: трое несогрешивших и трое покаявшихся, прочие же под сомнением. Ибо одни из них умерли идолопоклонниками, другие скончались в иных тяжких грехах, исключая разве тех, которых покрыло неведомо для нас Божие милосердие, и тех, которые, происходя из тех же домов, были вне линии прямого родства Христова, как, например, Даниил и три отрока, а до них Моисей, Аарон, Иисус Навин и им подобные, а также включая последних совершенных святых, то есть святого Иоакима с Анной, родителей Богородицы, святого Иосифа обручника и Самой Пречистой Девы, превзошедшей святостью всех святых. Отсюда с пользой можно видеть, как «много званых и мало избранных» ( Мф. 20:16, 22:14 ; Лк. 14:24 ). Многие находились в родстве со Христом, но мало получивших часть со Христом; в книге родства записаны, а из Христовых Книг жизни изглажены. Заметим здесь: не один из лиц, гордящихся высоким родством, исчисляет своих отцов и предков, похваляясь их бывшими высокими санами, почестями, могуществом, но знает ли он наверное, много ли находится среди них таких, которые наследовали царство небесное? Найдется ли их десяток, или, может быть, семь, или пять, или три, или два, или только один? Не большинство ли их, или не все ли они осуждены в муку вечную? Если же их постигла участь погибших в муках, то как может хвалиться внук или правнук теми, которые сочтены за врагов Божиих и причтены к адским бесам? Но хотя бы они и все получили небесное царство за некие свои добродетели, а оставшийся после них на земле наследник уготовляет себе геенну злыми своими делами, то какая ему польза от святости предков, если он сам грешен, и в то время как они ликуют в раю, он отсылается в огонь неугасающий?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Дорофею (Замятину), а сам большую часть времени проводил в уединенной молитве в пещерах, где слева от пещерной церкви, на месте первоначальных подвигов старца, стоял гроб, к-рый он подготовил для себя. Последние годы жизни принесли старцу тяжелые испытания. В 1730 г. саровский иером. Иосия (Самгин), утративший доверие И. и смещенный им с должности казначея, ушел из обители и возглавил Берлюковскую во имя святителя Николая Чудотворца пустынь Конфликт усугубился показаниями, к-рые по собственной инициативе стал давать в Московской синодальной конторе саровский мон. Георгий (Зворыкин Григорий), страдавший психическим заболеванием. После разбирательств его показаний и доноса о. Иосии в Саровской пуст. произвели обыск, была найдена запрещенная книга архим. Маркелла (Радышевского) «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный и на книгу О блаженствах», в к-рой критиковались церковные реформы имп. Петра I и архиеп. Феофана (Прокоповича) . На допросах выяснилось, что И. приобрел тетради с сочинениями архим. Маркелла в Москве у книготорговцев Щелягиных и поручил братии переписать их. Следствие по делу саровских монахов, получившее политический оборот, расследовалось в Тайной канцелярии. Осенью 1734 г. И., а также иером. Ефрем (Коротков) , иеродиак. Феофилакт и мон. Аарон были арестованы. И. скончался в тюрьме Тайной канцелярии, последняя выдача «кормовых» денег, согласно расходной книге, состоялась 16 дек. 1737 г. Старец был похоронен рядом с Преображенской ц. в Колтовской слободе, находившейся около Тайной канцелярии. В 1849 г. писатель А. Н. Муравьёв инициировал сбор средств для постройки вместо ветхой Преображенской ц. нового каменного храма (снесен в 1932). В числе первых жертвователей был саровский игум. Исаия II с братией. Попытка найти могилу или архивные сведения о точном месте захоронения И., предпринятые Муравьёвым, не увенчались успехом. В 1861 г. при строительстве Преображенской ц. были найдены останки некоего человека с железными цепями на ногах, мощи были положены в храме; благочестивые прихожане служили здесь панихиды по старцу.

http://pravenc.ru/text/469526.html

Получив грамоту сию с величайшей радостью, архимандрит Иринарх письменным прошением убедительнейше приглашал доброхотных дателей к посильным пожертвованиям на восстановление Валаамского монастыря. «Но ноне частицу едину по сердцу твоему даждь Христу во обитель Его просящему – писал он – воспомянух обитель сию, обитель, ея же первейшим уже есть создателем и возобновителем первейший Государь, Царь наш Христолюбивый, ибо Его Царскаго Священнаго Величества указом, что первое превеликую быти вменяем милостыню, велено возобновить святую оную обитель, бывшую на острове Валааме, что на Ладожском озере, где и поныне опочивают чудотворцы Сергий и Герман» 26 . В марте месяце 1717 года на одиннадцати лошадях прислана была из Кириллова на Валаам церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные и проч., также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Скоро приступили к возобновлению монастыря. На первый раз нужно было построить церковь . Первым строителем был инок Александр Рябининский 27 . В возобновлявшейся обители открылись большие неустройства; смущаясь ими, строитель Александр просил смены. Преемниками его в записках монастырских упоминаются иеромонах Савва – 1720 и иеромонах Тихон 1721 г. 28 . В самом начале 1719 года церковь с приделами была уже построена; все строения были деревянные. Преосвященный Аарон, получив о сем 8 января 1719 года донесение от архимандрита Иринарха, прислал на Валаам немедленно от 11 числа того же января три освященные антиминса и благословил освятить церковь с приделами или архимандриту Иринарху, или Валаамской пустыни строителю иеромонаху, с диаконом соборне, благорассудно присовокупив в благословенной грамоте, чтобы церкви были освящены, как требовалось в то время и постановлениями церковными, по чину по новоисправленному требнику. Ибо в лета запустения Валаамской обители с 1611 по 1720 г. успел образоваться раскол, державшийся упорно старопечатных книг. Новопостроенную церковь освятил сам архимандрит Иринарх: из монастырской записи видно, что он был на Валааме 13 марта 1719 года и постриг в монахи Исидора Шарова, впоследствии Иосифа, строителя Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010