«Старейшины» встречают Моисея, известившись о его прибытии; – по Библии – только «Аарон», и затем уже они собирают старейшин. Сначала последние не верят Моисею (Библ.: относится это к «сынам Израилевым» Исх.6:9 ; срв. 4:30–31), пока не видели чудес. В числе оснований, которыми Моисей старается, затем, мотивировать законность своих требований к (недавно вошедшему на престол) царю, прежде всего выставляется заслуга Моисея в деле с Эфиопами, и только уже потом Моисей опирается на явление Бога при Синае и порученный ему дар чудотворений. Царь сначала смеется, а потом, – когда Моисей старается убедить его чудесами, – и гневается, называл Моисея нечестивым, беглецом из-под неволи Египтян, который теперь возмущает и народ своею хитростью и чародейством. Когда, таким образом, миссия Моисея встречает столь сильный отпор даже после того, как Моисей проделал «премудростью и всемогуществом Божьим» порученные ему чудеса, начинается ряд казней или чудесных знамений в Египетской земле, описание коих у Иосифа нельзя обойти молчанием, в виду некоторых любопытных, хотя не везде достаточно удовлетворительных подробностей. Так, в описании первой казни «вода не только кровавый цвет усвоила, но и в пожелавших оную пить производила великие мучения и болезни». 245 Дли Евреев, однако, она была сладка и приятна по-прежнему (срв. Исх.7:18–21 ). Более того: позднейшими Израильтянами эта сагальная черта была еще более расширена в том смысле, что Евреи продавали Египтянам сохранявшуюся в их руках свежей – воду, и она оставалась при таких операциях совершенно свободной от порчи. 246 Это самое находим впоследствии в мусульманском предании, по которому также «вся вода превратилась в кровь – только не в руках Израильтян». Наряду с этим находим в древнейших сагах и то уклонение, что Нил, вместо того, чтобы сделаться кровавым, затопляет землю. 247 В числе результатов этой казни у Иосифа уже здесь находим оговорку, что Фараон позволил было идти Евреям, но, по миновании казни, изменил своему слову (ср. Исх.7:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Раши, размышляя над словами Екклесиаста, отмечает, как часто в этой жизни одна участь у праведного и нечестивого, однако в той жизни участь их разная. Только в этой жизни можно сделать что-то полезное для той жизни. Раши: " Участь одна . Они [праведники. – Г. Ф.] знают, что у всех, будь то праведный или нечестивый, один конец – смерть, и участь одна в этом мире для всех. Всё это знают они и вопреки всему для себя избирают путь добра, сознавая, что между праведным и нечестивым есть различие для мира грядущего» 9, 1–6]. То, что в этой жизни участь праведных и нечестивых одна, ещё более возвышает подвиг праведных. Стимулом для праведности, согласно Раши, является различие участи в будущей жизни. Раши приводит библейские примеры одной участи праведных и нечестивых. Так он отмечает, что охромел праведный Ной (Ноах) и нечестивый фараон Нехо. Добрый Моисей (Моше) и чистый Аарон так же не вошли в Обетованную Землю, как нечистые соглядатаи, посланные из пустыни осмотреть землю Израиля. Принесший жертву царь Иосия (Йошиягу) и препятствовавший сынам Израиля входить для жертвоприношений в храм царь Ахав одинаково погибли, сражённые стрелами. Добрый царь Давид, положивший основание строительству храма, так же, как грешный Навуходоносор, разрушивший тот храм, царствовали одинаково по сорок лет. Клявшемуся во лжи Седекии (Цидкиягу – 2Пар. 36:13 ) и считавшему клятву непреложной Самсону (Шимшону) досталось умереть с выколотыми глазами. Отхождение к умершим ( Еккл. 9:3 ) Раши считает схождением в шеол. Живому псу лучше, чем мёртвому льву . Притом, что оба они нечестивы, первый имеет ещё возможность покаяния, а второй уже нет. Раши напоминает, что Навузардан, слуга Навуходоносора, непосредственно разорявший, как пёс, Иерусалим и храм, обратился к Ягве Богу и теперь в саду Эдемском, а Навуходоносор-царь, которые вышел как лев из своей чащи ( Иер. 4:7 ), умер в нечестии и теперь в преисподней. Как видим, Раши не только признаёт загробную жизнь, но и различает шеол и Эдемский сад. Св. Григорий Чудотворец прослеживает в словах Екклесиаста переход от некоего начального нравственного нигилизма к осознанию его несостоятельности. Св. Григорий: «Ибо когда неправедный и добрый, когда клянущийся и совершенно отвращающийся от клятвы, как я полагал, устремляются к одному и тому же концу, то закрадывается какая-то недобрая мысль, что все оканчивают жизнь одинаковым образом. Но я теперь знаю, что это помышления неразумных, и заблуждение и обман» 9]. Кажущееся безразличие участи в жизни для праведных и нечестивых – всего лишь заблуждение и обманчивое помышление неразумных. Мудрый видит иное.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Гл.3: Явление Моисею Господа в терновом кусте, объятом пламенем, и Его повеление сказать Израильтянам, что Он выведет их от египетского угнетения в землю благодатную. Гл.4: Дар чудотворения, данный Моисею; Моисей отказывается: «пошли другого», – но Господь понуждает его; встреча с Аароном. Гл.5: Повеление Божие фараону, царю Египетскому, переданное Моисеем и Аароном. Фараон усиливает лишь угнетение Израильтян; жалоба Моисея к Господу. Гл.6: Новое откровение Господа Моисею. Перечисляются начальники поколений Израильских. Гл.7: Моисей и Аарон пред фараоном; чудесные знамения жезлом. Первая казнь: превращение воды в реке в кровь. Гл.8: Вторая казнь: жабы. Третья: мошки; четвертая: песьи мухи. Гл.9: Пятая казнь: мор скота. Шестая: воспаление с нарывами на людях. Седьмая: град смертоносный. Гл.10: Восьмая казнь: саранча. Девятая: трехдневная густая тьма. Гл.11: Выпрашивание у египтян серебряных и золотых вещей. Угроза последнею казнию. Заключение. Гл.12: Установление праздника Пасхи. Поражение всех первенцев египетских; исход Израильтян из Египта. Устав пасхи. Гл.13: Освящение первенца. Наставление Моисея народу. Путь израильтян пустынею. Гл.14: Фараон преследует Израильтян; народ израильский спасен чудесным образом. Гл.15: Победная песнь Моисея и Мариам. В Мерре горькая вода сделана сладкою. Гл.16: Продолжение пути из Елима пустынею Син; перепела и манна. Гл.17: Рефидим: вода из скалы в Хориве. Победа над Амаликитянами по молитве Моисея. Гл.18: К Моисею приходит Иофор, тесть его, с женою и сыновьями его; совет Иофора Моисею избрать судей народных себе в помощь. Гл.19: Завет Господа Израильтянам чрез Моисея. Приготовление к принятию от Господа у горы Синая заповедей Его. Гл.20: Десять заповедей. Страх Божий. Запрещение идолопоклонства и постановление о жертвеннике Богу. Гл.21: Законы о рабах и рабынях еврейских, о человекоубийцах, о наказании за непочтительность к отцу и к матери и за причинение вреда ближнему. Гл.22: О наказании за воровство, за обольщение девицы, за ворожбу, за скотоложничество, и о милосердии к пришлецу, ко вдове и сироте, к должнику, о незлословии и о посвящении Богу первенца из сынов. Гл.23: О правде и беспристрастии во всем. О праздниках. Наставление на предстоящий путь в землю Ханаанскую. Гл.24: Торжественное заключение завета с Господом; семидесяти старейшим израильским дано лицезреть место стояния Бога; сорокадневное пребывание Моисея на горе Синае для получения каменных скрижалей с заповедями. Гл.25: Об устроении святилища (ковчега). Гл.26: Об устроении скинии. Гл.27: Об устроении жертвенника и двора скинии. Гл.28: Избрание священников из среды народа, их облачения. Гл.29: Посвящение священников и освящение жертвенника. Гл.30: Об устроении жертвенника курильного; подать на святыню; умывальник, миро для священного помазания, курильный состав. Гл.31: Назначение Веселеила для устройства скинии и ковчега; о соблюдении субботы 125 . Передача Богом Моисею двух скрижалей откровения, начертанного перстом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Из сравнения 15 и 17 ст. данной главы с ее 19 ст. с несомненностью следует, что жезл Ааронов (10) есть жезл Моисеев, чудесным образом превращенный в змея при Хориве ( Исх. 4:2–4 ) и назначенный служить орудием последующих чудотворений. Если он называется Аароновым, то потому, что переходит в руки Аарона, как слова Моисея в его уста ( Исх. 4:30 ). Выражение змей, евр. «таннин», в которого превращен жезл, означает всех морских или речных чудовищ и специально прилагается к крокодилу, как символу Египта ( Ис. 51:9 , Иез. 32:2 , Пс. 73:13 ). В данном же месте этот термин означает, как думают, какой-либо частный вид змея, может быть, аспида, или урэуса, царского змея. Исх.7:11 .  И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: Исх.7:12 .  каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы. Противопоставляя божественной силе, органом которой был Моисей, знание и искусство своих магов, фараон приглашает мудрецов и чародеев. Термин «мудрецы», евр. «хакамим», буквально – опытные в искусствах, означает представителей одного из классов жреческой касты, а «чародей», евр. «мекашефим» (говорящие тихо, шепотом), указывает на лиц, совершающих чародейство, в частности, заклинание вредных животных посредством неясного бормотания магической формулы. Эти лица, названные еще волхвами (евр. «харгумим»), а Апостолом Павлом и по имени – Ианний и Иамврий 8 ( 2Тим. 3:8 ) сделали своими чарами – тайным волшебным искусством то же самое, что и Аарон, т.е. превратили свои жезлы в змеев. Как совершили они это, текст не указывает. Новейшие экзегеты объясняют превращение жезлов в змеев через аналогию с известным в древнем Египте и упоминаемым в Библии ( Еккл. 10:11 ) искусством заговаривания змей, приведения их в состояние оцепенения, в котором они становились как бы палками. Отцы же Церкви приписывают искусство магов силе диавола. Если превращение магами своих жезлов в змеев служило для фараона наглядным доказательством того, что на стороне Моисея нет никакого превосходства, то следующий момент первого знамения – поглощение жезлом Моисея жезлов магов должен был убедить его в большей силе посланника Божия и самого Всевышнего, от имени Которого он действует. Как видно из египетских памятников, жезл и змеи были символами, эмблемами божества и атрибутами царской власти. И если жезл Моисея пожирает жезлы магов, символы божества, то это несомненное доказательство того, что власть и сила Иеговы, от лица Которого он является, выше власти египетских богов. Фараон, считавший Иегову бессильнее своих богов и потому не находивший нужным подчиниться Его требованию – отпустить евреев, теперь должен выполнить это повеление, как исходящее от имени всемогущего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неоднократно покушался [ 18 ] он выехать из Задонского монастыря в Новгородскую епархию, для чего и написал просьбу куда следует. В одно время был я за монастырскими воротами; туда же вышел и монах Аарон. Я и сказал ему, что Преосвященный наш положил непременное намерение выехать отсюда в Новгородскую епархию; а отец Аарон на сие сказал мне: " Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда " . Монаха Аарона Преосвященный весьма почитал за строгую, подвижническую жизнь. После я сказал Преосвященному, что говорил отец Аарон, а Преосвященный спросил меня: " Точно ли говорил отец Аарон такие слова? " Я сказал, что точно говорил. " Ну, так я же и не поеду отсюда " , – сказал Преосвященный; взял просьбу и разодрал. Он часто говаривал: " Я непременно выехал бы отсюда, но жалко мне город Елец оставить: я весьма люблю елецких жителей и замечаю, что в нем много благодетельных людей, и будто бы я родился в нем " . Особенно благоволил он к дому елецкого купца Григория Феодоровича Ростовцева, который был муж воздержный и набожный. Преосвященный нередко говаривал о доме его точными словами: " Нам, чернецам, надобно учиться добродетельной жизни из дому Григория Феодоровича Ростовцева " . У Григория Феодоровича было два сына, Димитрий и Михаил, кои безбрачную жизнь провождали. Димитрию Преосвященный поручал продавать подаренные ему на рясы шелковые материи и прочее, также и какие надобности случалися для келлии, он же покупал Преосвященному, ибо Преосвященный имел к нему особенную доверенность и весьма радовался, когда тот приезжал к нему, и много разговаривал с ним о должности христианской жизни. Когда же приезжал в Елец, то иногда останавливался в келлии Димитрия Григорьевича, который келейную жизнь провождал. В 1779 году, когда Его Преосвященство уже в последний раз был в Ельце, то в его же келлии квартировал. Преосвященный тогда уже крайне ослабевал здоровьем и потому уже не мог беседовать с приходящими гражданами; а в прежние приезды, будучи здоровым, он много с ними разговаривал и радовался, что стекаются к нему граждане и ищут от него душеспасительных наставлений. Они же, в знак своего усердия к Его Преосвященству, приносили ему рыбы, хлеба и прочее, он принимал, но все отсылал к содержащимся в тюрьме, а себе ничего не оставлял, а только скажет мне: " Возьми себе калачей на дорогу, а мне ничего не надобно " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1218...

Он дерзок и обличает надменно. Отец твой мучил его разными пытками, но не мог сломить его, и он остался один из всех мамхеров. Он покрыл горы Maqüt, и никто ко мне не вернулся, и я посрамлен и покрыт его проповедью. Не молится он также о тебе и не преклоняется перед силой твоего царства, но обличает тебя и проклинает». Царь, услыхав это из уст Такла-Мархама («прозябание проклятия») весьма разгневался и спросил: «что мне предпринять против него?» Такла Сайтан («прозяб. дьявола») ответил: «нечего тебе предпринимать против него; ты не в состоянии убить его. Но выведя его из монастыря со всеми чадами его н рассей их по странам жажды и солнечного зноя, который растопит члены плоти их, и посели их туда, где нет дерева и воды»... Царь послал воинов жестоких, которые (не?) боялись Бога и не стыдились лица Его. Они пришли в Дабра Qatin, окружили святых и сказали авве Аарону повеление царя; утеснили его и сказали: «мы не заночуем сегодня раньше, чем не выведен тебя. Созови твой монастырь, и пусть не останется ни одна душа по повелению царя». И находилась там дочь царя Сайфа-Арада, которая уклонилась от мирских пристрастий и богатства и носила знамение Христово. Она бежала от лица мужа своего, пришла к авве Аарону чудотворцу, услыхав о чудесах его, и постриглась в монашество руками его. Царь услышал о ней, что она пошла к Аарону и послал тайнознавших ее с „государевым гласом“ (qäla hase). Аарон узнал духом, что пришли искать ее, и сокрыл ее у одной старухи». «Аарон вышел со всем собором православных монахов и 300 монахинь и возгласил: «да удалится всякий сомневающийся, а тот, кто верует, пусть следует за мною и возьмет крест смерти своей, запрет двери дома своего, не выбрасывает хлеба своего и не тушит головни, но да препояшет чресла свои верою, ибо теперь жатва правды... Сказав это, он вышел с 600 своего собрания. Все города восклицали «увы нам!», и оплакивали его уход. Вся область Maqet плакала. Когда «глас государев» гнал святых и возводил на «Basalo», палил их зной; они жаловались, и Аарон указал им единственное растение ägäm 139 , они легли друг на друга, но тени не хватило для всех, и они упали от усталости и спали 6 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ревностный к славе Божией архипастырь благоговел к делам предшественников своих. Это благоговение его одобрено было свыше. Ночью в 1439 году пономарь Аарон, не во сне, а наяву, видел прежних святителей Новгорода, вошедших в храм из притвора. Объятый ужасом, не смел он разбудить товарищей своих. Немного спустя святители вышли из алтаря в полном облачении и, став перед Корсунской иконой Богородицы, начали совершать молебное пение; голос их слышал Аарон, но слов не мог понять. Они молились с час и возвратились в алтарь. – Тем кончилось видение. На рассвете Аарон донёс о том архиепископу Евфимию, а утром рассказал всем. – Блажен. архипастырь соборно отслужил литургию и панихиду по всем архипастырям св. Софии и потом роздал щедрую милостыню бедным 123 . В том же году при возобновлении Софийского собора, в притворе его найдены были нетленные мощи, но чьи, никто не знал. Ночью св. Евфимию явился святитель и сказал: «я тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб». Дав обещание молиться за город, повелел он творить поминовение по усопшим князьям и архипастырям Новгорода 124 . Эти напоминания о долге чтить прежних наставников и князей были весьма благовременны: Новгороду, который часто засматривался на запад, нужно было напомнить, что у него есть достойное уважения его, а новости запада потому уже подозрительны, что они новы. Осенью 1437 г. митрополит Исидор был в Новгороде, потом, пробыв несколько недель в Пскове, отнял у Новгородского архипастыря «суд и печать и воды и землю и все доходы» по Псковской стороне, назначив своего наместника во Псков. Блаженный Евфимий с смирением и кротостью перенёс это, не зная ещё, верный ли пастырь церкви Исидор? В конце 1441 г. открылось для всей России, что Исидор был покорный слуга папы, властолюбивого и гордого, и хотел, чтобы вся Русская Церковь покорилась своеволиям папы 125 . Теперь-то блаж. Евфимий особенно ясно увидел и давал видеть другим, как нужно было для паствы его, имевшей столько сношений с западом, вразумление неба – помнить своих наставников веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А сейчас расскажем и о другом ученике святого, достохвальном Иакове. С помощью поучений и наставлений божественного Григория он взошел на такую высоту добродетелей, что сподобился принять и архиерейское достоинство, став епископом Сервийским. Немного позже пришел на Святую Гору Аарон, и был принят преподобным Григорием, который очень жалел его, потому что тот был слеп. Святой говорил ему, что по Своей крайней благости Бог стал Человеком, чтобы воззвать праотца нашего Адама, который пал через преслушание, освободить его от тирании диавола, привести в первое начальное состояние благородства и воздвигнуть от тли смертной. Слепота же телесная не только очищает очи души, но и дарует вечный свет тем, кто переносит ее с благодарением и несомненно надеется на Бога. Когда мы, с помощью Божией и Его благодатью, очистим горячей молитвой и непрестанным молением наши сердца, тогда просвещаются ум наш и помышление, которые есть как бы два ока душевных. Когда же просветятся и отверзутся душевные наши очи, тогда человек, в Боге ставший духовным, видит естественно, как видел и Адам до преступления. Услышав такие наставления и познав их умом, Аарон стал с сердечным сокрушением просить Бога: «Господи Боже мой, к земле приклонившуюся восставивый, единым словом расслабленного исцеливый, очи слепому отверзый, воззри на меня неописуемым Твоим благоутробием и приклоненную тиной греха и на земле лежащую несчастную мою душу не презри отчаянием. Яко Человеколюбец, отверзи очи сердца моего, да вселится страх Твой в него, чтобы разумети заповеди Твоя и творити волю Твою». Молясь так Богу из глубины души, Аарон был услышан и отверзлись душевные его очи, так что ему больше не только не требовался поводырь, но, сидя в келье, он иногда предсказывал, что должно произойти, например: «Выйдем на улицу, потому что идет к нам (такой-то) старец или (такой-то) брат». Удивительно, но именно так, как он предсказывал, и случалось. Когда же должен был настать день памяти какого-нибудь великого святого или Владычний праздник, он задолго говорил об этом, никем не наученный и ни от кого не получавший подобных сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Изображение Софии Премудрости Божией на иконе есть символическое. Оно во всех видах представляет одного и того же Иисуса Христа: Его предвечное пребывание на небе с Богом Отцом, воплощение от Пресвятой Девы, ходатайство о роде человеческом и наконец вечное Его царство на небе. От сей иконы в 1542 г., при Архиепископе Новгородском Феодосии, было чудо. Об этом в летописи сказано: «в то время (т. e. 1 Августа в день прибытия в Новгород на кафедру Новгородскую Архиепископа Феодосия) Премудрость Божия простила жену, очима была больна» 179 . 4. Св. Икона Корсунския Божия Матери в Софийском Соборе. По преданию она привезена из Греции в числе прочих при В. Князе Владимире I. В Нов. III лет. на стр. 239 имеется сказание о видении пред сею иконою, бывшем при Архиепископе св. Евфимии Вяжищском. Понамарь Софийского Собора Аарон, будучи чередовым, вместе с другими товарищами должен был провесть там ночь, потому что в древности самый Собор никогда и ни в какое время не запирался. Тогда как все прочие спали, Аарон молился, и вдруг глазам его представляется чудное видение. Он видит, что все свечи зажглись сами собою в Соборе, храм исполнился благоухания и «он ни во сне, ни в привидении, но яве зрит, как рассказывал об этом, что двери притвора сами отверзошася и прежде отшедшие Архиепископы прежними дверьми церковными излезоша из притвора церковнаго, и идоша во св. олтарь дверьми... и помале поидоша из олтаря вси во своем сану, якоже на выход, един по единому, и сташа пред иконою Пречистые Богоматере пред Корсунскою, и начаша пети на мног час». Аарон в ужасе не смел разбудить товарищей; пение хотя и слышит, но не может понять слов небесного песнопения. Наконец сонм Святителей снова шествует царскими вратами в алтарь и видение исчезает. В следующий день все с удивлением и радостью слушали рассказ Аарона; Св. Архиепископ Евфимий при этом сказал: «не остави Бог места сего, молитв ради всех святых Архиепископов», и тогда же отслужил панихиду и Литургию в Соборной церкви по всем погребенным здесь Архиереям и выдал милостыню нищим и убогим.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

В 1764 г. К. м. был упразднен. Указом Казанской духовной консистории от 11 дек. того же года игум. Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиак. Михаил и мон. Алексий были переведены в штатные Свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы и в казанский в честь Преображения Господня мон-ри ; лишь один из жадовских насельников, престарелый иером. Аарон, остался жить при Казанской ц. Для совершения богослужений к храму были командированы священник и 2 причетника, содержание которых обеспечивали доходы от молебнов перед чудотворным образом. Некоторое время Казанская ц. оставалась самостоятельной приходской, затем была причислена к Никольскому храму с. Жадовка. Согласно описанию Т. Г. Масленицкого, к 1783 г. на территории бывш. обители стояли 2 ветхие деревянные келии. По свидетельству еп. Симбирского свт. Феодотия (Озерова) , земля, принадлежавшая монастырю, «неизвестно по какому случаю выпущена была из виду, и во время генерального межевания половина оной перешла в общее владение жадовских разночинных обывателей, а другая причислена была к соседней Новой деревне» (Там же. С. 15-16). Указом от 19 июня 1817 г. Казанский архиеп. Амвросий (Протасов) упразднил монастырский храм, а всю утварь и иконы передал в жадовскую Никольскую церковь. Ее настоятель свящ. Стефан Иванов намеревался разобрать Казанский храм, а кирпичи и др. материалы перенести в Жадовку и использовать для приходских нужд. Однако указ архиерея не был исполнен: и работники, собиравшиеся разобрать церковь, и сопровождавший их свящ. Иванов внезапно ослепли, а когда прозрели, устрашились гнева Божия и оставили свои намерения. Указом архиеп. Амвросия от 8 марта 1822 г. Казанский храм стал самостоятельным и приходским с. Жадовки, а Никольская ц. приписной. Но вопреки его распоряжению местное духовенство предпочитало жить в Жадовке и служить в приписном сельском храме чаще, чем в монастырском. В июле 1845 г. неск. симбирских помещиков, «движимые благочестивым усердием к явленной иконе Божией Матери», обратились к еп. Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой о восстановлении постоянного богослужения в Казанской ц.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010