12) Все семена чувствуют из-под земли, когда проливается дождь, и каждый их вид устремляется из праха земного ему навстречу. На землю шеола наш Господь пролил дождь жизни, пробудил мёртвых, словно семена, и они обрадовались Ему. Он сошёл к мёртвым, как Спаситель к пленным, и пока пленительница дрожала в трепете, освободил пленников. Со всех заключённых спали их узы и оковы, и послышался гул славословия Спасителю. К Нему отдельно подошёл каждый чин, каждое поколение, каждое племя и каждый народ — все по своему обычаю. Погибшие, которых Он нашёл благодаря Своему распятию, преподнесли Ему венцы славы и поклонения. Первым к Нему подошёл Адам — великий образ [Божий — прим. пер. ]. Затем прекрасный Сиф и поколение Ноя вместе с Авраамом. Пришли праведники, отцы и князья народов; священники и цари, пленённые луком той, что держала в страхе шеол . Поклонился Ему Моисей и весь сонм пророков; первосвященник Аарон и все священники-левиты. Поклонился Ему Авель, который прообразовал Его жертву, и Мелхиседек, который уподобился Его священству. Встали из своих могил праведники, отдельно каждый их лик и каждый чин, и с гуслями воспели Ему славу. Исповедаются Тебе, Господи, закрытые уста за то, что Ты их открыл, и языки за то, что Ты освободил тех, кого сковала смерть. Да исповедаются Тебе низвергнутые, ведь Ты поднял их из погибели! Да прославят Тебя мёртвые, ведь Ты посетил их жилище! Да прославит Тебя всё поколение мёртвых, ведь Ты, будучи жив, стал одним из них! Ты Сын Божий и Сын Девы — так Кто же дал низвергнутой Еве увидеть Тебя здесь и Тобою утешиться? Распятый Сын раздавил аспида и исцелил язву . Адам! Возвращайся обратно в Эдем, в некогда покинутое тобой жилище! И ты, Ева, ведь Я многое претерпел за тебя! Вот, Я освободил тебя от долгового обязательства , что убивало тебя. Рабы отвергли Меня, а Я претерпел ради вас страдания и открыл вам Сад [Эдемский], — идите, войдите и владейте им! Сын Божий рад был утешить в скорбях первую чету — Адама и Еву . Они ушли из Сада [Эдемского], а Господь Сада пришёл к ним и вывел их из тьмы к свету Эдема.

http://bogoslov.ru/article/6172491

А он Логинка из того монастыря пошел к Москве же в 27-м числе после патриарха, ночевал в Черневе и слышал от крестьян, что патриарх Никон с Москвы проехал мимо Чернева с архимандритом в Воскресенский монастырь. Декабря в 25 день приезжали в Воскресенский монастырь с Москвы подьячие да поддьякон, да с ними и иные, а кто именно и сколько их было, того он не знает, и в монастыре жили три дня, а из Воскресенского монастыря к Москве поехали декабря же в 26-м числе часа за полтора до ночи 167 . Посмотрим, что делалось теперь в Москве. В то время, как окольничий производил в Черневе расследование о патриархе, Никон приехал в Москву и остановился на Воскресенском подворье. Оттуда он послал старца Филофея к царскому духовнику, чтобы доложить государю о своем приезде. Лукиан доложил царю. С гневом принял Алексей Михайлович такую неожиданную весть и отвечал: «Патриарху не видать очей моих до приезда вселенских патриархов» 168 . Обо всем этом протопоп Лукиан известил Никона письмом 169 . Никон в тот же день оставил Москву и возвратился в свой Воскресенский монастырь. С какого же повода Никон приезжал в Москву? От него было только послано письмо к царю, которое 24 декабря Аарон подал протопопу Лукиану; оно изложено выше и в нем Никон ни слова не говорит, что он желает приехать в Москву для славленья у государя; а 27 декабря Аарон, хотя и подавал письмо царскому духовнику, но оно было к царице. Приезд Никона в Москву не мог пройти бесследно; вся вина пала на Аарона, который, подавая письма духовнику, в оба раза заявлял словесно о желании патриарха приехать в Москву: 24 декабря Аарон сказал протопопу Лукиану, что патриарх хотел быть к великому государю Христа славить, а через три дня, 27 числа, Аарон сказал духовнику, что патриарх приехал в Чернево, доложи государю, где царское величество велит очи свои видеть 170 . Вопрос заключается в том – что заявлял Аарон духовнику, исходило ли оно от Никона, или, от чрезмерного усердия к патриарху, словесные заявления протопопу Лукиану Аарон прибавлял от себя? Аарон, приехав в Москву, послал от себя с Воскресенского подворья письмо к Никону с конюхом Федькой, который приехал из Москвы в Воскресенский монастырь ночью в 4-м часу на 27-е декабря, и той же ночи в 5-м часу отдано было на конюшенном дворе приказание заложить властелинские сани, в которых и поехал патриарх к Москве 171 . В Москве был поднять вопрос – кто передает Никону вести о том, что там делается? Кто бы мог так скоро дать знать ему о царском повелении созвать собор и о посылке Мелетия к патриархам? Обратились к старцу Аарону, который был арестован и впоследствии заключен в Соловецкий монастырь, и потребовали у него объяснение – с кем Никон находился в переписке; к кому Аарон еще отвозил письма от Никона?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

С пастырской точки зрения он вполне понятен и плодотворен. И в определённой мере решает гомилетическую проблему. 71 Но с точки зрения экзегезы дело обстоит иначе. Поэтому следует определиться с тем, какое именно идолослужение запрещает вторая заповедь Декалога ( Исх. 20:4–6 ) и почему. Когда Господь говорил с Моисеем на горе Синай, люди, смущённые его долгим отсутствием, 72 испытывали растерянность и страх, которые наводили на мысль, что Моисей уже не спустится с горы никогда. Тогда они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им того Бога, который незримо шёл перед ними по пустыне. И Аарон уступил. Собрав по стану золотые украшения, он отлил из них тельца ( Исх. 31:18 32:4). Народ восторженно кричал: «Вот божество твоё, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!» Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра – праздник, Господу посвященный!» ( Исх. 32:4–5 , ББИ) Выполняя требование народа, Аарон вряд ли хотел присвоить себе единоличную власть отсутствующего Моисея ( Исх. 24:14 ) и уж тем более не хотел отвратить народ от Бога, которого тот совсем недавно обрёл. Быть может, как многие современные священники и проповедники, Аарон поддался искушению навести мосты между Богом и людьми. Но Бог признаёт только те мосты, которые строит Он Сам – об этом Аарон мог и не знать. Ведь в то время, когда он отливал тельца, Бог как раз объяснял Моисею какого рода мост следует возвести между Ним и Его народом. Поэтому Бог испепеляет зыбкие рукотворные мостки, порождённые ограниченным воображением Аарона, который, впрочем, действует вполне в парадигме своего времени. Но это всего лишь гипотеза. Возможно, что наоборот, Аарон всячески старался воспрепятствовать желанию народа. Так, по мнению прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита, приказание Аарона собрать золотые серьги из ушей жён ( Исх. 32:2 ) было связано с надеждой, что те, жалея свои драгоценности, отговорят мужей от идеи отливки тельца. 73 Когда же это не возымело действия, то словами «завтра праздник Господу» ( Исх. 32:5 ) Аарон постарался хотя бы исправить общенародный взгляд на золотого тельца, 74 подчёркивая, что это не очередной идол, какие во множестве существуют у других народов, а изваяние, изображающее именно невидимого Единого Бога 75 о котором говорит Первая заповедь ( Исх. 20:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Вашего царского самодержавнейшего величества раб нижайший и богомолец дненощный Аарон, епископ Карельский. Из Новгорода. 1718. Октября дне 10. 118 По поводу подобных посылок преосвященный Аарон писал графу Гавриилу Головкину: „издревле есть обычай от святых домов и обителей посылати царским персонам и неким синклита его царского некая снедопитомства“. В феврале 1719 года, через год после первого письма, преосвященный Аарон напоминает Макарову вновь о вдове Боровитиновой. – Высокодостохвальный и преизящнейший господин, гос подин и величайший наш благотворитель Алексей Васильевич, По премногих вашему господству непрестанных от нас стужениях уже не лет ми бяше вяще вам докучати. Но понеже горьких сея письмоподательницы слез терпети не мог, того ради паки и паки молительно прошу вашу пречестность, благоволи пожаловати, щедрую свою милость явити и руку помощи даровати сей письмоподательнице, бедной вдове Агафье Боровитиновой, дабы о владении ей и прочим комуждо по духовной мужа ея имений всесовершенное решение учинити. Елик же о сем труд благоволиши подьяти, Богу сия да вознепшуещи воздати, ибо святой Самопремудрости Божией дому и обителем польза в том имать быти. За что мздовоздастся вам от всесильного Бога, Его же и мы, смиренные, молити о вас не престающе, всенадежни остаемся. Вашего благородства достодолжный всеблагожелатель Аарон, епископ Карельский и Ладожский. 1719 года. Февраля дне 11. 119 Летом этого года преосвященный посетил Ладогу, а осенью, вернувшись в Новгород, по прошлогоднему примеру посылает Петру рыбу. – Благочестивейший и христолюбивейший великий госу дар, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец, благоволи,государь, пожаловати, по своему царскому христоподражательному милосердию, повелети от дому Самопремудрости Божии новгродские свежесольныя рыбки – бочку сигов и бочку лодог, яко же Христос от убогия вдовы две лепты, милостиво прияти и кушати во здравие, о чесом всеблагоговейнем со смирением прося, лицеземно челом бьем вашего всепресветлейшего царского величества раб и богомолец нижайший Аарон, епископ Карельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» Аарон Надим Самуэл " decoding="" title="" Наш собеседник с библейским именем Аарон приехал в Россию из Пакистана учиться в Московской духовной семинарии . По образованию Аарон Самуэль – HR-мeheджep, работает в религиозной организации, а также читает лекции в различных колледжах. Сейчас он учит русский язык и хочет впоследствии быть священнослужителем. О Пакистане и о том, как живут православные пакистанцы, с Аароном в рамках специального проекта «Глаголы» беседовали главный редактор портала «Приходы» Евгения Жуковская и директор по региональному развитию радио «Вера» Денис Маханько. – Скажите, пожалуйста, Аарон, как вы стали православным? – Это было в 2002 году, когда я серьезно заинтересовался христианской этикой. Через поиск в интернете я увидел множество различных церквей, но более всего меня вдохновила именно Православная Церковь. Тогда я ещё не знал, что означает «православный», что означает слово «Православие». Я был из католической семьи, а мой отец принадлежал к протестантской церкви. У меня не было даже никакого представления о Православии. Во время моих поисков я с удивлением обнаружил, что существует Православная Церковь, ведь я слышал только о Католической церкви. Я не знал настоящей церковной истории и с любопытством стал много читать об этом. По мере того, как читал, я стал узнавать настоящую историю Церкви. Я читал об апостолах, об их проповеди, о святых отцах и о замечательной традиции Православной Церкви. С несколькими моими близкими друзьями мы стали глубже изучать православную традицию. Все, что узнавали нового, мы обсуждали с нашим приходским священников отцом Иосифом Фаруком, на тот момент он был римско-католическим священником. Он нам много рассказывал о Русской Православной Церкви . В тот период он писал много писем в различные Православные Церкви с просьбой принять нас как православных верующих Пакистана. Он также обращался ко многим епископам. И вот епископ Иларион (ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион) тогда он был архиепископ Австралийский, в ответ на наше обращение прислал нам отца Августина. В то время из-за накала терроризма люди были очень напуганы, все боялись приезжать в Пакистан. Отец Августин, как и я, был выходцем из Индии. Я стал первым, кого он принял в Православие, далее православными стали моя семья и многие другие. В тот первый его визит около 175 семей было принято в Православие.

http://azbyka.ru/way/aaron-nadim-samujel...

§ 66. Гл. VII:10–8, 1–15: ожесточение Фараона и противление его воли, Божией, поддерживаемое Египетскими волхвами. Изложание содержания. – Здесь рассказывается о первых трех чудесах, совершенных Моисеем пред Фараоном в состязании с Египетскими волхвами, из которых два последние чуда были вместе и первыми двумя (из десяти) казнями над Египтом. При этом Моисей является для Фараона вместо Бога (истинного), а Аарон, брат Моисея, как пророк его (7:1–2). Первое чудо, совершенное по требованию Фараона в доказательство полученных Моисеем полномочий от Бога, состояло в том, что Аарон, по слову Моисея, бросил свой жезл «пред Фараоном и рабами его», и жезл обратился в змея. Призванные Фараоном волхвы, Ианний и Иамврий ( 2Тим.3:8 ), сделали тоже; но истинность и превосходство чуда Моисеева пред мнимым чудом волхвов обнаружились тем, что «пожре жезл Ааронов оных жезлы». Однакоже сердце Фараона ожесточилось, и он не послушал Моисея и Аарона ( Исх.7:10–13 ). На другой день Моисей и Аарон, но повелению Господа, опять являются пред Фараоном в то время, когда он шел к реке для религиозных омовений. Аарон по слову Моисея ударяет по водам Нила своим жезлом, и все воды Нила и других водохранилищ обратились в кровь, так что перемерли все рабы в реке и вода от гниения их трупов испарилась. и пить ее было не возможно (ст.14–21). Но и волхвы Египетские сделали «своими чарованиями» нечто подобное, и Фараон опять не послушал посланников Иеговы (ст.22–23). Египтяне же принуждены были копать новые колодези, чтобы только найти воду, годную для питья. Это была первая казнь Божия на языческий Египет. Она продолжалась семь дней (ст. 24–25). После того Моисей и Аарон опять являются пред Фараоном с требованием от имени Иеговы отпустить народ Еврейский для служения Богу и совершают новое чудо. По мановению жезла Ааронова из вод выходят жабы и наполняют все жилища Египтян, начиная от дворца Фараона (8:1–6). И этому чуду подражали в малом виде волхвы, но они не могли уничтожить жаб, почему Фараон и просил молитв Моисея (ст.7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Начало данной истории довольно простое и сходное с описанием подобного чуда в Книге Исход: в очередной раз народ, страдающий от жажды, возроптал на Яхве. Сам недостаток воды объясняется или засухой, или ее недостаточным количеством для всего народа с его стадами. Моисей и Аарон обратились к Богу с молитвой. Однако рассказ о последующих событиях расходится с описанием чуда в Рефидиме. Здесь, в Кадесе, в ответ Господь повелел им: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду ( Чис.20:8 ). То, что происходит далее, является трудным для понимания из-за краткости библейского текста, который содержит кое-что недосказанное. Очевидно только то, что Моисей и Аарон в чем-то согрешили пред Господом, причем грех их был настолько велик, что Господь объявляет страшный приговор, который содержится в стихе 12-м: Моисей и Аарон не войдут вместе с народом в обетованную землю. Однако, в стихе 9-м говорится о том, что сначала Моисей поступал согласно воле Божией. Следовательно, суть греха Моисея и Аарона заключается в тех действиях, которые описаны в стихах 10–11-м. Необходимо подробно проанализировать текст этих двух стихов. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? (ст. 10). Во-первых, сами слова Моисея свидетельствуют о гневе и раздражении, которыми он был охвачен в этот момент. Конечно, израильтяне были бунтующими и непокорными, и они вполне заслужили этот упрек. Однако гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1 :20), и потому само пребывание Моисея в таком душевном состоянии недопустимо для пророка, который должен явить пред народом славу Господню. Во-вторых, слова Моисея можно понимать так: «Должны мы из этой скалы извести для вас воду?». Здесь Моисей умалчивает о том, что чудо будет совершено Господом, и выставляет на передний план свое участие в данном событии, в чем неявно обнаруживается гордость Моисея. Вероятно, именно это подразумевает псалмопевец, когда говорит, что Моисей погрешил устами своими ( Пс.105:33 ). В-третьих, можно подметить еще такую деталь: Господь повелел Моисею сказать скале и не говорил о необходимости обращаться к народу. Если бы Моисей всецело послушался Господа, то он избежал бы гнева и гордыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В тот же день, 28 декабря, пришел к царскому духовнику старец Филофей, объявил ему, что Никон в Москве на Воскресенском подворье, и просил доложить о том государю. Духовник доложил, но государь с гневом сказал: «Я посылал в Чернево, и патриарха там не нашли... не следовало действовать обманом... Патриарху (Никону) до приезда Вселенских патриархов очей моих не видать». Духовник обо всем написал к Никону и присовокупил: «А что старец Аарон писал к тебе, будто великий государь мне, богомольцу своему, говорил: пятый-де год не могу дождаться его и иные будто бы речи говорил, то все Аарон тебе, великому святителю, солгал, забыв страх Божий». Никон немедленно уехал в Воскресенский монастырь, а Аарон за его обман взят под стражу и впоследствии сослан в Соловецкий монастырь. Действовал ли так Аарон сам собою или, что вероятнее, по приказанию Никона и предварительному соглашению с ним, во всяком случае попытка Никона видеться с государем и удержать его от посылки к Восточным патриархам совершенно не удалась. И, возвратившись в Воскресенский монастырь, Никон прислал к государю новое письмо , в котором, сознаваясь, что своею просьбою о свидании с ним в Москве согрешил пред ним «безместно и непрощенно», убедительно испрашивал себе прощения. В начале 1663 г. сосед Воскресенского монастыря по имениям Иван Сытин, уже имевший дело с патриархом Никоном, подал на него новую челобитную, в которой жаловался, что Никон пытал пыткою его крестьян, а иных и перевешал. Царь прислал челобитную к Никону, и Никон отвечал государю: «Свидетельствуюсь св. Евангелием, что я того дела совсем не ведаю. То сделал малый, иноземец, который, застав крестьян Сытина на озере в воровстве рыбы, побил их без моего ведома батогами. Этого малого посылаю к тебе, государю, для расспросов; сотвори суд праведный, как имеешь сам судиться в день судный... Попомни свое обещание, данное при нашем избрании в великой Церкви, чтобы тебе не вступаться ни во что священное, как творишь ты ныне над нами великие неправды, слушаешь клеветников — врагов Божиих...

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Тотчас были созваны к царю на совещание высшие духовные чины и бояре. Алексей Михайлович, взволнованный, со слезами на глазах говорил им, что патриарх Никон износит на него клятву. Состоялось мнение, чтобы Никона немедленно сослать в дальнюю жестокую ссылку; но были поданы два голоса 59 с предложением допросить об этом деле самого Никона, и если запрется, то допросить лиц духовного чина и прочих, бывших на молебне, и потом уже произнести суждение; с этим предложением согласился и Алексей Михайлович 60 . Царь приказал расследовать это дело боярину князю Никите Одоевскому и окольничему Родиону Стрешневу и расспросить строителя старца Аарона 61 . Аарон был вызван в Москву и 15 июля при допросе сказал: был он в келье у патриарха при Бобарыкине, но никаких непристойных речей про великого государя не слыхал. На очной ставке с Бобарыкиным Аарон повторил прежние речи и на возражения Бобарыкина говорил, что он не упомнит того, что говорил патриарх; у патриарха в келье в то время был Воскресенского монастыря наместник Иосиф, а строителя Крестного монастыри не было; был ли патриарший крестник – о том он также не упомнит. – Бобарыкин: «а как патриарх расстёгивал у себя грудь и говорил: на, зарежь меня, – и этого также не упомнишь»? – «И того не упомню» – отвечал Аарон. Бобарыкин говорил, чтоб допросить Аарона: говорил ли патриарх прежде того: будто его великий государь с престола согнал, усолья и вотчины отнял, разорил и ограбил его и соперником великого государя называл ли? Аарон отвечал, что он от патриарха про великого государя таких речей и ничего подобного не слыхал. Для допроса Никона посланы были к нему: из светских, боярин князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Матвеевич Стрешнев и дьяк Алмаз Иванов, а из духовных газский митрополит Паисий, астраханский архиепископ Иосиф и Богоявленского монастыря архимандрит Феодосий 62 ; одновременно с ними для оберегания Воскресенского монастыря был послан голова московских стрельцов Василий Философов и при нем 50 человек стрельцов, много дворян и детей боярских 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Что значит этот образ? Иудей, боясь, чтобы через образ не воссияла слава Креста Христова, тотчас же скажет: «В этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь». Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писание: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук? В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение израильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне. Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «И когда молился Моисей, побеждал»... Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку. Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль. Что означает простертая рука? Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого Креста. Но утомился, говорится, Моисей, и руки, побеждаемые телесной немощью, отказывались служить образу (креста). Что же? Чтобы с прекращением образа не пропала и победа, стали Аарон и Ор и поддерживали его руки, дабы рушившийся и преставший образ не уничтожил и победы. Почему Аарон и Ор поддерживают руки Моисея? Аарон, братие, имел священническое достоинство; Ор происходит из царского колена. Таким образом, священство и царство охраняют образ креста. И подобно тому как во время преображения Господа на горе явились справа и слева Моисей и Илия, чтобы в качестве стражи предстоять царственному образу Христа, так и здесь охраняют крест Аарон, владеющий саном священства, и Ор, владеющий в зародыше царским достоинством. Об этом сказал я, желая показать, как древним отцам предложен был образ благочестия, и как почитаем был ими образ спасения. Если же предвозвещавшие о нем проповедовали с такой славой, предызображали с таким почтением, то какими же устами должны мы прославлять Крест Господень и Божественное домостроительство? Знаю, что вам весьма желательно слушать поучения догматические и проповеди о богословии; но и сказанное мною теперь одинаково по значению, так как одно и то же, что и Крест прославлять, и Единородное Слово Божие восхвалять, так что восхвалишь ли ты Божество Единородного, воздашь ли честь Его домостроительству, ты покажешь одно и то же благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010