Как удивились все, когда Тишендорф издал Синайский манускрипт Библии! Мы удивляемся знаменитой библиотеке Фотия, а забываем при этом, что на Афонской горе, в Константинополе, Москве и Киеве найдутся, быть может, многие из 279-ти сочинений, упоминаемых Фотием, и которые мы считаем погибшими; мы не говорим уже о позднейших сочинениях, которые могут быть не менее важны. Все это, конечно, одни надежды, основанные, впрочем, на фактах. Опасно произносить решительный приговор над тем, что сделано в тысячелетний период и что большею частью остается до настоящего времени в неизвестности. Какое, например, понятие, мы могли иметь о сирийской церкви до драгоценных научных открытий Ассемания? И как много наше понятие о ней выяснилось, благодаря тем Нитрийским сокровищам, которые находятся в Британском музее, и которые по частям обнародованы были незабвенным доктором Кюртоном, доктором Ли де Лагарди и Пэйн Смитом. Творения Евсевия, Св. Афанасия, Кирилла Александрийского были значительно пополнены, открыты сочинения Иоанна Ефесского; в скором времени и сочинения Св. Ефрема будут значительно пополнены; а сочинения епископа Едесского Рабулы, равно как и Балея, впервые войдут в отеческую литературу. 92 Таким образом, изучение Рабулы наконец откроет нам связь между Св. Кириллом (Александрийским) и Востоком. Если Бог поможет, то разработаются со временем и сочинения епископа Маруфы Тагритского и монофизитские акты разбойничьего собора, бывшего в Ефесе, в которых находятся сведения об Иве Эдесском. Равным образом и сочинения знаменитого учителя сирийской церкви, плодовитого и классического писателя Иакова Саругского, о котором еще почти ничего не напечатано, быть может, со временем будут обнародованы добросовестным Сирийцем доктором В. Врейтом. Как славно пополняется один пробел за другим в истории Сирийской церкви, о которой несколько столетий тому назад никто и не помышлял! Какая умственная жизнь, какая степень образования! Мы этого и не подозревали! И три известных монофизита Бархебрей (Абульфарач), Диониский Тельмахарийский и Иоанн Ефесский точно также нам весьма полезны, ut audiatur et altera pars.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

Прокла Константинопольского и некоторых др. лиц. В Константинополе послания свт. Кирилла имели успех, и вскоре было дано указание, принуждающее каждого епископа анафематствовать догматы учителей Нестория. Сочинение свт. Кирилла против Диодора и Феодора встретило резкую критику со стороны блж. Феодорита Кирского . В " Апологии в пользу Диодора и Феодора, поборников благочестия " он по пунктам разбирает доводы свт. Кирилла, настаивая на полной православности Диодора. Блж. Феодорит указывал на то, что свт. Кирилл неточно цитирует сочинения Диодора и не всегда использует подлинные его произведения, искажает его взгляды и перетолковывает их ради удобства полемики. В написанных вскоре после появления сочинения блж. Феодорита посланиях к Проклу и Иоанну Антиохийскому свт. Кирилл высказал мысль о необходимости снисходительного отношения к умершим в мире с Церковью. Вероятно, не без влияния свт. Кирилла новый имп. указ прекращал споры о Феодоре, а вместе с ним и о Диодоре. Дискуссии о Диодоре возобновились в связи с монофизитскими спорами. По свидетельству Домна Антиохийского , Евтихий , называя божество и человечество Спасителя одной природой и усвояя спасительное страдание бесстрастному божеству, анафематствовал Диодора и Феодора . Под влиянием монофизитов в 448 году был выпущен императорский указ, направленный против несторианства , вновь вызвавший выступления против Диодора. На Эфесском «разбойничьем» Соборе (449) блж. Феодорит Кирский был осужден, в т. ч. за солидарность в воззрениях с Диодор и Феодором. На этом Соборе впервые была провозглашена анафема Диодору. Марий Меркатор поместил Диодора, как учителя Нестория, в ряду еретиков, после Павла Самосатского , Маркелла Анкирского и Фотина . Ок. 473 года Иаков Саругский анафематствовал Диодора; после него против Диодора стали выступать другие видные монофизиты ( Иоанн Маюмский , Севир Антиохийский ), они соглашались в том, что Диодор учил об обитании Бога во Христе, признавал двух сынов. В 499 году имп. Анастасий I , склонный считать всех диофизитов несторианами, созвал Собор в Константинополе , на котором с помощью агитации монофизита Филоксена, еп. Иерапольского , анафематствовал в первую очередь Диодора и его творения. Еще одно анафематствование Диодора как виновника несторианства состоялось на Антиохийском Соборе в 508 - 509 году - это был последний Собор, на котором Диодор был осужден как еретик . Спор о «Трех Главах» (см. V Вселенский Собор ), начавшийся при имп. Юстиниане I (544), Диодора не коснулся. Сочинения и основные богословские воззрения По словам блж. Феодорита, Диодор писал, " черпая потоки учения из Божественного источника, будучи проводником Духа " . Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове в честь Диодора сравнивал его язык с землей обетованной: " ...это - язык, текущий молоком и медом ( Исх 3, 8 )... Когда я представляю приятность слов, то называю голос его лирой, а когда представляю силу, то - некоторой воинской трубой, такой, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона " .

http://drevo-info.ru/articles/13674553.h...

Амвросия Медиоланского с акцентом на установительных словах Господа: «…Хотя теперь и не видно, что Христос приносится, Он Сам приносится на земле, когда приносится Тело Христово; конечно же, Он Сам является в нас, чтобы приносить Жертву, [Тот], Чье речение освящает Жертву, которая приносится» (Idem. Expl. Ps. 38. 7. 25» Более того, это же употребление отражено и в сочинениях нецерковных: у монофизитских авторов – Иакова, еп. Саругского († 521): «…Святой Дух, Его сила, просиявает в хлебе и вине и освящает их, делает их Телом и Кровью» (сир. текст: Homiliae selectae Mar-Jacobi Sarugensis/Ed. P. Bedjan. P., 1905. Vol. 1. P. 657), у Севира Антиохийского († 521): «Хлеб, освящаемый на святых алтарях и таинственно совершаемый, есть воистину Тело Того, чьим Именем он совершается, именно Того, Кто добровольно умер и воскрес нас ради» (сир. текст и англ. пер.: PO. T. 12. Fasc. 2. P. 262-263); и, наконец, в оросе иконоборческого собора 754 года: «Он восхотел, чтобы и хлеб Евхаристии, как неложный образ (εκνα) природной плоти (φυσικς σαρκς), освящаемый через наитие Святого Духа, становился божественным Телом...» (Mansi. T. 13. Col. 261-264) Заключение Каким образом данный взгляд св. Симеона соответствует смыслу и характеру Преждеосвященной Литургии (отсутствие принесения Бескровной Жертвы), он не объясняет. Но, по нашему мнению, в данном случае Жертва и не приносится – именно в условиях совершения данного богослужения происходит как бы умножение Того, Что уже есть от полной Литургии. Так, если на Литургии мы имеем полное отсутствие Св. Даров, которое сменяется после эпиклезы Их действительным присутствием , то на ЛПД полное и совершенное присутствие Св. Даров дополняется лишь Их умножением . На вопрос, почему от соединения с Телом и Кровью не происходит тогда и освящения/преложения самой Чаши, престола и т. д., можно ответить, что в этом нет никакой надобности, т. к. по божественному установлению необходимым веществом таинства является только хлеб и вино, которые и требуют освящения/преложения для приобщения христиан Христу.   Автор выражает благодарность старшему научному редактору ЦНЦ «Православная энциклопедия» Петру Пашкову за содействие при написании статьи . Библиография Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 737-753; 7/8. С. 953-964.

http://bogoslov.ru/article/6027091

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII (VI) [Йоханон (де-) Саригта; сир.    ] (ум. 985, мон-рь Барид (Карира) под Марашем (ныне Кахраманмараш, Турция)), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 9 июля 965). Прозвание де-Саригта ([человек] с рогожей) получил за аскетический образ жизни. Поставлен на Патриаршество в мест. Кфар-Нево Сергием, еп. Саругским. С санкции визант. имп. Никифора II Фоки , письменно заверившего его в том, что община не испытает притеснений со стороны правосл. Антиохийского Патриархата, И. организовал возвращение сиро-яковитов в недавно отвоеванные Византией области Ханзита и Клисуры в Вост. Анатолии и начал в округе Мелитины (ныне Малатья, Турция) масштабное строительство монастырей. В 968 г. приступил к возведению церкви и обители Барид. В том же году по приглашению императора прибыл в К-поль вместе с Фомой, митр. Иерусалимским, и 3 епископами для участия в диспутах с византийским духовенством во главе с К-польским патриархом Полиевктом , к-рые продолжались в течение 2 месяцев. И. подробно изложил эти беседы в послании копт. Александрийскому патриарху Мине II от 23 авг. 969 г. (изд.: Assemani. BO. T. 2. P. 132-140). И. сообщал, что состоялось 12 бесед; согласно хронике Михаила Сирийца ,- 21 встреча. За отказ принять определение Халкидонского Собора И. и его спутники подверглись 4-месячному заточению, из к-рого были освобождены после воцарения Иоанна I Цимисхия . В 969 г. И. вернулся в мон-рь Бар-Саума, а затем в монастырь Барид, где завершил строительство. Он жил в этой обители до кончины и был там похоронен. Ист.: Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 130-131, 466-467; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 411-416; Chronicon ad A. C. 1234 pertinens/Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 211-212. (CSCO; 354. Syr.; 154). Лит.: Dagron G. Minorités ethniques et religieuses dans l " Orient byzantin à la fin du Xe et au XIe s.//TM. 1976. Vol. 6. P. 177-216; Palmer A. Charting Undercurrents in the History of the West-Syrian People: The Resettlement of Byzantine Melitene after 934//Oriens Chr. 1986. Bd. 70. S. 37-68; Fiey J.-M. Jean (Yohanon) VI Sarigta//DHGE. T. 26. Col. 1233-1234. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ I Бар Саум, Мар Игнатий (1887 - 1957), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1933) ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980)

http://pravenc.ru/text/469736.html

14) и нек-рые кальки с сир. языка ( Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 285). Основными источниками катены послужили толкования прп. Ефрема Сирина (фрагменты не соответствуют сохранившимся в сир. катене Севира Эдесского), свт. Иоанна Златоуста, Иакова Саругского († 521), Иакова Эдесского и др. (всего ок. 20 авторов). Самым поздним цитируемым экзегетом является Дионисий бар Салиби († 1171). В катене сохранились фрагменты толкования, приписываемого сщмч. Ипполиту Римскому, к-рого составитель называет «комментатором Таргума», а также отрывки из краткой всеобщей истории Евтихия , правосл. патриарха Александрийского (933-940). Толкования объединены в смысловые разделы: книги Бытие - 65 разделов (в нек-рых рукописях 64, 66, 67), Исход - 22, Левит - 11, Числа - 12, Второзаконие - 10. В катене пропущены не только комментарии, но и текст Быт 39. 1 - 47. 7 (история Иосифа), поскольку, по мнению составителя, эта часть всем известна и не требует толкований. Составитель обращается с источниками вольно: пересказывает их, соединяет в один отрывок толкования 2 комментаторов (в особенности прп. Ефрема Сирина и свт. Василия Великого). Катена, вероятно, является не переводом с сир. языка, а оригинальным араб. произведением (араб. текст издан по ркп. Leiden. Univ. Orient. 230, 1528 г.: Lagarde. 1867). II. Копто-араб. катена на Евангелия содержится во мн. араб. рукописях, среди них более или менее изучены 9: Vat. arab. 452, 1214 г.; Vat. arab. 410, XIII-XIV вв.; Vat. arab. 411, XIV в.; Goth. arab. 103, XIII в.; Bodl. Hunt. 262, XVI в.; Argentor. arab. 4315, XVI в.; Paris. arab. 55, XVII в.; Cair. Copt. Patr. 195, XVIII в.; Vat. karsh. 541, XVI в. (их описание см.: Caubet Iturbe. 1969. Vol. 1. P. XIII-XLVII). Араб. текст является переводом копт. катены, близкой к той, к-рую издал П. А. де Лагард. В араб. катене опущены некоторые фрагменты, часть толкований на Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна не снабжена леммами. Большинство толкований принадлежит Севиру Антиохийскому, свт. Иоанну Златоусту и свт.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Кириллу Александрийскому. Ф. Х. Каубет Итурбе издал часть катены - на Евангелие от Матфея (CPG. С. 118; Caubet Iturbe. 1969-1970). III. Яковитская катена на Евангелия была составлена на основе копто-арабской путем добавления фрагментов толкований прп. Ефрема Сирина и яковитских писателей Филоксена , еп. Маббугского († 523), Маруты Тагритского († 649), Иакова Саругского, Дионисия бар Салиби и неизвестного по др. источникам автора - Исидора, пресв. Мелитинского (обзор рукописей см.: Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 292-293). IV. Фрагментарная катена на нек-рые перикопы Евангелия из рукописи Vat. Borg. arab. 231. Fol. 242v - 268v, XVI в., составлена из копто-араб. катены с добавлением толкований свт. Иоанна Златоуста, Евсевия Кесарийского, свт. Кирилла Александрийского, прп. Ефрема Сирина. Пролог Евангелия от Иоанна сопровождается фрагментами комментария несторианского писателя Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки († 1043). Последнее сочинение имело широкое распространение среди коптов под названием «Толкования Восточного». V. Катена на Деяния св. апостолов (CPG. C. 153), соборные Послания (CPG. C. 179) и Послания ап. Павла (CPG. C. 168) из кодекса Cair. Copt. Patr. 576, XII-XIII вв., содержит в основном анонимные толкования; местами катенарные фрагменты предваряются именами авторов: свт. Иоанна Златоуста, аввы Василия (свт. Василия Великого (?)), аввы Кириака. Каждая библейская книга предваряется предисловием, повторяющим в общих чертах прологи Евфалия . Катена на Послания ап. Павла по форме и составу близка к греч. катене, приписываемой Икумению ( Staab. 1933. S. 182-183). Араб. перевод схолий свт. Афанасия Великого на псалмы не является катеной, хотя внешне похож на нее. Он сохранился в 2 рукописях - Ambros. & 1 sup., XVI в., и Copt. Monast. Abu Maqar. 469, XVIII в., и имеет важное значение для изучения греч. катенарной традиции толкования свт. Афанасия на псалмы. В XVII в. Дж. Ф. Буцци сделал букв. перевод на лат. язык с миланской рукописи (не издан; сохранился в 4 рукописях: Ambros.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Кирилла, несториан 998 . Эта группа беспокойных людей (=бродяг) с крайним напряжением своих тёмных сил восставала против живого защитника веры Диодора, Феодорита, и добилась того, что этот учёнейший и блаженный предстоятель Кира на т. н. разбойничьем Ефесском соборе 449 года был осуждён за солидарность в воззрениях с Диодором и Феодором. Вместе с Феодоритом, разбойничий собор 449 г. не оставил без упоминания в своих постановлениях и Диодора 999 . Это была первая анафема собора на Диодора, но – собора неправославного, нечестивого во всех отношениях 1000 . Дело этого собора, как известно, было посрамлено и уничтожено на православном Халкидонском соборе. Однако монофизиты в дальнейшем не успокоились. Ими была открыта ожесточённая атака против самого Халкидонского собора, который был объявлен несторианским 1001 , и в числе всевозможных средств этого нового еретического похода усиленно вновь стали раздаваться анафематствования Диодора и Феодора, как предтеч Нестория. Прежние сильные покровители монофизитства – сам царь Феодосий II († 450 г.), Хрисафий 1002 , Диоскор 1003 , Евтихий 1004 сошли с исторической сцены. Но место их заняли новые фанатики, с ревностью изыскивавшие способы и средства осудить учителей Нестория – Диодора и Феодора, считая их вместе с Феодоритом Кирским главными виновниками всех бед Церкви в последнее время. Между новыми противниками Диодора выделялся Марий Меркатор – уроженец Запада, мало вообще проникавший в суть богословских догматических вопросов, принимавший всё с полным доверием 1005 . Он с особенной ревностью собирал всё, что выдавалось ему, как несторианское, и на основании собранного в своих сочинениях нашёл справедливым поместить Диодора, как учителя Нестория, в ряду еретиков, после Павла Самосатского, Маркелла и Фотина 1006 . Около 473 года против Диодора вдохновлял монашествующих Сирии некий Иаков Саругский, который писал: „недавно мне попали в руки сочинения Диодора, Феодора и Феодорита, и я увидел, что все они были пропитаны сатанинской злобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Тогда как несторианство было отодвинуто и перенесло за пределы империи, в Персию, центр и деятельность своей пропаганды 2710 , монофизитство, напротив, со дня на день приобретало больше почвы и сепаратистические стремления сирийского населения нашли в нем прекрасное средство для своего проявления. Большая часть учителей и апостолов секты были родом из Сирии: Иаковъ Саругский, Филоксен Маббугский, умершие еще до царствования Юстиниана 2711 , наконец пылкий Иоанн Телльский 2712 , запальчивый Зоора 2713 , Петр Апамейский и многие другие 2714 , ведшие страстную борьбу против халкидонского православия, наконец Иаков Барадей 2715 и Иоанн Азийский 2716 искусная и неутомимая деятельность которых повела с 543 г. к воссозданию Яковитской церкви, до того почти уже уничтоженной предшествующими гонениями. 2717 В больших сирийских городах, в Эдессе, Телле, Амиде, и в многочисленных монофизитских монастырях это учение находило себе самых пылких сторонников и самых смелых проповедников. Но борьба получала особую остроту главным образом в Антиохии, сообразно тому занимал ли патриарший престол самый знаменитый учитель монофизитов Север 2718 (512–518) или возведенный в сан епископа бывший граф Востока Ефрем 2719 (526–545), внесший в гонения на диссидентов всю строгость православного и всю систематичность опытного чиновника. 2720 И несмотря на то, что Антиохия официально паходилась в руках халкидонцев, она постоянно оставалась для монофизитов центром их церквей, а Север, хотя и низложенный, оставался для них до самой его смерти (538 г.) истинным патриархом. После него Сергий 2721 (538–550), потом Павел, которого посвятил Иаков Барадей 2722 , были признанными главами секты. И хотя Эдесса, местонахождение епископской кафедры великого апостола В 540 г. Хозрой со всеми своими силами начал осаду Антиохии. Со стороны долины город был неприступен; но по гребням Ороказиаса, валы, над которыми господствовали очень близко расположенные скалы, представляли чрезвычайно слабое место защиты. 2733 Тщетно племянник императора, Германос, посланный с возможной поспешностью из Константинополя для защиты города, пытался поправить этот недостаток укрепления: для выполнения его приказаний не было времени, и принц, боясь плена, счел более благоразумным довольно поспешно покинуть город.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Ефрем Сирин. В вост.-сир. богослужении используются мемра Нарсая Нисибинского. На основе его гомилий в средние века были составлены особые песнопения - кальта (   букв.- песенка), исполняемые 2 хорами со стихами псалмов. Такие же свободные по форме произведения имеются и в западно-сир. традиции. Др. распространенным гимнографическим жанром в сир. традиции является тропарь, исполняемый со стихами псалмов (в западно-сир. традиции -  , в восточно-сир.-  ) или отдельно (в западно-сир. традиции -    , в восточно-сир.-  (букв.- хвала)), к-рые обычно поются антифонно. К числу древнейших произведений такого типа относится восточно-сир. гимн «Тебя, Господи» (    ), к-рый, по мнению нек-рых исследователей, мог возникнуть в III в. Составление т. н. гимнов света (начинаются со слова «свет») приписывается прп. Ефрему (этот гимн имеет акростих «Иисус Мессия») и Нарсаю. В западно-сир. традиции в качестве автора подобного рода песнопений известен Севир Антиохийский (его произведения перевел на сир. язык Павел Эдесский). В VII в. гимны Севира отредактировал и дополнил Иаков Эдесский. В Церкви Востока кодификацией корпуса гимнографических текстов занимался патриарх Ишояв III (649-660). Большое число песнопений составили в IX в. католикос Мар Савришо II, в XII в. католикос Илия III Абу Халим, в XIII в. Георгий Варда, Шлемон, митр. Басрский, католикос Явалаха II. Для Г. яковитов характерны согита - произведения, сопоставимые с визант. кондаками. Они состоят из вступления-проимия, ряда строф и славословия и обычно имеют акростих. По содержанию - это диалог между библейскими или историческими персонажами. Среди авторов согита известен Иаков Саругский. В восточно-сир. традиции произведения этого жанра не прижились и поются только один раз в год, на Пасху, после гимнов света. В IX в. в обиход яковитов стали входить мелькитские переводы визант. канонов. Близкими по жанру к канону являются оригинальные сир. произведения эньянэ - группы стихир, к-рые в отличие от визант. традиции относятся не к библейским песням, а к псалмам.

http://pravenc.ru/text/165013.html

перевод произведений античных авторов: 3 сочинений Плутарха и 1 - Лукиана, нек-рых изречений Пифагора. Из 110 рукописей нового собрания 79 являются фрагментами, в их числе - 9 отрывков из книг ВЗ VI и VII вв. (Sinait. syr. Sp. 1-8, 79), 10 отрывков из Псалтири (в т. ч. Sinait. syr. Sp. 9, VII в.) и 40 отрывков из сочинений отцов Церкви и церковных писателей (свт. Амфилохия , еп. Иконийского, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, Евагрия Понтийского, прп. Иоанна Лествичника, Иакова Саругского и др.); из них наибольший интерес представляют 2 фрагмента. 1-й (Sinait. syr. Sp. 23) содержит текст из считавшегося утраченным соч. «Главы против Гаия» сщмч. Ипполита Римского . 2-й (Sinait. syr. Sp. 37) - отрывок из «Ареопагитик» (Sinait. syr. 52). Нек-рые фрагменты содержат ранее неизвестные сир. переводы произведений греч. авторов, напр. Житие свт. Григория Чудотворца, написанное свт. Григорием Нисским (Sinait. syr. Sp. 24), и Житие прп. Евфимия Великого, созданное Кириллом Скифопольским (Sinait. syr. Sp. 36); др. фрагменты сохранили перевод утраченных греч. редакций тех или иных произведений, напр. Сказания об обретении Честного Креста Господня Иудой-Кириаком (Sinait. syr. Sp. 40) и Жития прп. Марии Египетской (Sinait. syr. Sp. 46). Нижний текст сир. палимпсеста Sinait. syr. Sp. 12 (Х в.) представляет собой арм. перевод толкования свт. Иоанна Златоуста на псалмы. В числе новых находок - 9 сир. папирусов. Старое собрание сир. рукописей включает 3 манускрипта XI в., написанные на диалекте, известном как христ. палестинский арамейский или палестинский сирийский: 2 Евангелия-лекционария, имеющие точные даты написания (1092 и 1094), и сборник святоотеческих творений. Кроме того, Профитологий (Sinait. syr. 178, Х в.) содержит 6 листов, написанных на этом диалекте, с текстом мемр (поэтических гомилий), посвященных апостолам Петру и Павлу. Предварительный каталог новых находок составлен мон. Филофеей, 79 сир. фрагментов описаны и опубликованы С. П. Броком.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010