Служение И. С. совпало с большими испытаниями, постигшими христ. население Месопотамии в связи с войной, развязанной против Византийской империи персид. шаханшахом Кавадом. 10 янв. 503 г., после 3-месячной осады, персами был захвачен г. Амида (ныне Диярбакыр), а все его жители перебиты. Население охватила паника, мн. христиане соседних городов хотели покинуть дома и бежать на зап. берег Евфрата. Тогда И. С. укреплял их своими письмами. В 519 г. еп. Павел Эдесский рукоположил И. С. во епископа главного города области - Батнана Саругского ( Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites. Louvain, 1951. P. 52-53). Именно в это время мн. сир. христиане отделились от Византийской Церкви по причине несогласия с вероопределением Халкидонского Собора, однако И. С. оставался в стороне от бурных дискуссий. Сочинения И. С. активно занимался писательской деятельностью. По сообщению Григория Бар Эвройо, у него было «семьдесят переписчиков для списывания его стихотворных поучений, которых было 760, кроме толкований, писем, мадрашей и сугит». Многие из его сочинений были утеряны, а большинство из тех, к-рые сохранились, до сих пор не изданы. Сочинения И. С. делятся на 3 группы: мемры, прозаические сочинения (проповеди, трактаты) и письма. Прозаические сочинения И. С. немногочисленны. Он составил 6 праздничных проповедей (тургоме; изд.: Rilliet. 1986), слово о внимании к своим грехам, слово на полунощницу среды 3-й седмицы Великого поста и неск. кратких надгробных слов. Ему также принадлежит Житие Мар Ханнины, посвященное некоему Филофею. По свидетельству Григория Бар Эвройо, И. С. написал толкование на 6 сотниц («Умозрительные главы») Евагрия Понтийского , однако это сочинение не сохранилось. И. С. приписываются литургия ( Renaudot. 1716; известна также в эфиоп. пер.), чины Крещения ( Assemani. 1749. Vol. 2. P. 309) и Миропомазания (Ibid. Vol. 3. P. 184). Наиболее значительной частью наследия И. С. считаются его стихотворные произведения - мемры и мадраши (иногда называемые соответственно гимнами и гомилиями). В панегирике Георгия приводится перечень поэтических трудов И. С. Анонимное Житие насчитывает 763 мемры И. С., из них сохранилось более 300 (значительная часть изд., см.: Bedjan. 2006). По содержанию мемры весьма разнообразны: толкование сюжетов ВЗ (в частности, пророчеств о Христе), НЗ, сказаний об Эдесском Нерукотворном образе Спасителя, Успении Богородицы, Обретении Честного Креста; похвалы святым ( Гурию, Самону и Авиву , Шарбелю, прп. Симеону Столпнику Старшему и прп. Ефрему Сирину ); о таинствах (Евхаристии, Крещении, Священстве); на праздники; о крещении имп. св. Константина I Великого , о 7 Эфесских отроках , о дворце ап. Фомы, построенном в Индии. Есть циклы по 5 мемр против иудейства и против зрелищ. Список инципитов к мемрам И. С. опубликован С. Броком ( Brock. 1987).

http://pravenc.ru/text/200347.html

Самостоятельный раздел в корпусе произведений И. С. составляют письма (изд.: Olinder. 1937, 1939), из к-рых наиболее известна переписка с иноками мон-ря Мар-Басса, письмо христианам Награна (519/20) и послание Стефану бар Судаили . Работа по изданию наследия И. С. продолжается. Богословие И. С. сосредоточено на нескольких темах, причем вопросы христологии, занимавшие его современников, не всегда являются для него центральными. Развернувшиеся в науке дискуссии о христологической позиции И. С. выявили безусловно антихалкидонитские и вообще антидифизитские тенденции в его богословии. Тем не менее И. С. невозможно с уверенностью считать и монофизитом, даже таким, как Севир Антиохийский или Филоксен Маббугский. Христология И. С. архаична и ориентирована на дохалкидонскую, т. н. ефремовскую, традицию. И. С. дистанцировался от дифизитства и халкидонитства, следуя ранней, «досевировой» форме монофизитской христологии. По мнению Т. Янсмы, христология И. С. была «внепартийной» ( Jansma. Die Christologie Jakobs von Serugh. 1965. P. 37) и представляла собой «третью позицию» в сравнении с севирианством и антиохийством/халкидонитством. Как отмечает Т. Бу Мансур, правильнее всего рассматривать ее как сочетание богословских традиций, характерных для александрийского богословия эпохи «Энотикона» , и принципов экзегезы и богословия, унаследованных И. С. от Эдесской школы с ее преклонением перед Феодором Мопсуестийским. Христологические взгляды И. С. представлены по-разному в его письмах и мемрах. Если письма выражают «александрийский уклон», то в мемрах И. С. выступает как настоящий последователь прп. Ефрема Сирина с его глубоко укорененным недоверием богослова-поэта к спекулятивным процедурам. Янсма называет такое богословие «docta ignorantia» (ученое неведение), имея в виду преимущество «изумления, веры и любви» перед интеллектуализмом греч. типа (Ibid. P. 40). Однако, несмотря на это, И. С., уступив просьбам игум. Лазаря из мон-ря Мар-Басса, высказал открытое осуждение Халкидонского Собора.

http://pravenc.ru/text/200347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). Епископат ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН († ок. 825), митр. Халкидонский, исповедник, свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля) ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ (кон. V - нач. VI в.), еп. Арпасийский (г. Гарпаса в Карии), церковный писатель, противник Халкидонского (Вселенского IV) Собора (451) КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия) КЕСАРИЙ (469 или 470 - 542 или 543), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель, свт. (пам. зап. 27 авг.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта)

http://pravenc.ru/rubrics/121298_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Армянской Церкви ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений НЕРСЕС I ВЕЛИКИЙ (Партев) (ок. 329 - 373), свт., католикос Армянской Апостольской Церкви (353-359, 364-373); один из наиболее почитаемых арм. святых НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении ОВАННЕС I МАНДАКУНИ (ок. 403 - ок. 490), арм. святой (поминается в числе св. католикосов на литургии) католикос Армянской Апостольской Церкви ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/122356.html

Пристального внимания заслуживает сирийская патристика, почти не изученная отечественными исследователями. Богословие преподобного Ефрема Сирина нам малодоступно, несмотря на то, что на русском языке имеется восемь томов его творений, поскольку многие произведения, вошедшие в эти тома, являются подложными тогда как значительное число подлинных произведений Ефрема на русский язык не переведено. Большинство творений преподобного Исаака Сирина (за исключением 400 " Глав о знании " ) доступно в русском переводе, однако богословие этого великого писателя-мистика еще недостаточно изучено. Русскому читателю практически неизвестны такие выдающиеся сирийские писатели как Иаков Афраат, Иоанн Апамейский, Иаков Саругский, Нарсай Великий, не говоря уже о более близких к преп. Исааку Сирину по времени Мартирии-Сахдоне, Дадишо Катрайе, Симеоне д-Тайбуте (Милостивом), Иосифе Хаззайе (Прозорливом, или Созерцателе) и Иоанне Дальятском. Все эти церковные писатели заслуживают перевода на русский язык: знакомство с ними обогатит не только нашу патрологическую науку, но и наше восприятие христианства как религии любви Божией - эта тема нашла особое отражение в творчестве сирийских писателей-мистиков. Почти не исследованы нашими патрологами коптская, эфиопская, арабская, грузинская, армянская и другие ориентальные традиции церковной письменности. До революции 1917 г., а также в советское время отдельные памятники ориентальной письменности переводились и исследовались востоковедами, однако богословское осмысление этих памятников было или затруднено (поскольку до революции востоковедение мало соприкасалось с богословием) или невозможно (поскольку советские востоковеды вообще не могли высказываться на богословские темы). Этот огромный пробел необходимо постепенно восполнять. Русская патристика допетровского периода до последнего времени оставалась достоянием светских славистов: произведения таких древнерусских авторов, как святители Иларион Киевский, Серапион Владимирский и Кирилл Туровский, рассматривались главным образом с точки зрения их литературных достоинств, а сочинения преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского - почти исключительно в контексте борьбы между " стяжателями " и " нестяжателями " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/216/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБРЭ-БАХРЭЙ [эфиоп.       - мон-рь Жемчужины], эфиопский мон-рь. Расположен на северо-востоке Эфиопии, в исторической обл. Уолло. Основан во времена правления царя Исаака (1413-1430) аввой Георгием из Саглы (пам. эфиоп. 1 июля) на столовой горе (амба) высотой 2,4 тыс. м, на плато Гасча. Иногда основание Д.-Б. без достаточных доводов приписывают св. Бацалота Микаэлю (пам. эфиоп. 15 июля), вероятно из-за расположенной вблизи пещерной церкви во имя этого святого, где хранятся его мощи (ныне не действует), но она стала относиться к Д.-Б. намного позднее, чем был основан мон-рь. Слово «бахрэй» (жемчужина), выбранное для названия обители ее ученым основателем, в переносном смысле, как и его эквиваленты в сир. и араб. языках, означает «суть, сущность» и употребляется монофизитами для обозначения «единого существа» Христова. По мнению В. В. Болотова , данная метафора, восходящая в частности, к произведениям Иакова Саругского (V-VI вв.), в устах эфиопов являлась выражением крайнего монофизитства и была направлена не только против Вселенского IV Собора , но и против умеренного монофизитства Севира Антиохийского, допускавшего умозрительное различие во Христе Божественной и человеческой природ на уровне природного качества ( Болотов В. В. Несколько страниц из церк. истории Эфиопии//ХЧ. 1888. 11/12. С. 787-788. Примеч. 2). Находясь в области активного распространения ислама, Д.-Б. был трижды разграблен и сожжен мусульманами, в т. ч. в XVI в., во время нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . В результате этих погромов от монастырской б-ки почти ничего не осталось. Судя по лит. плодовитости основателя, она должна была быть богатой, но в наст. время насчитывает всего ок. 100 книг (из них 54 рукописные). Совр. Д.-Б. является центром для 18 приходских церквей, расположенных в округе. В монастырской церкви имеется 3 придела: Св. Троицы, Божией Матери и св. Георгия. В правление имп. Хайле Селассие I (1930-1974) мон-рю был пожалован обширный земельный надел площадью ок. 2 тыс. га, однако во время революции (1974-1975) он был урезан почти на 90%. Ист.: Actes de Iyasus Mo " a, Abbé du couvent de St.-Étienne de Hayq/Éd., [trad.] S. Kur. Louvain, 1965. 2 vol. (CSCO; 259-260. Aethiop.; 49-50); Vie de Georges de Sagla/Éd., trad. G. Colin. Louvain, 1987. 2 vol. (CSCO; 492-493. Aethiop.; 81-82). Лит.: Fisseha Tadesse Fekke. Däbrä Bahr « y//EncAeth. Vol. 2. P. 11. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180780.html

Среди всех дел часто преимущество отдается милостыни, подражанию Божественному милосердию 1380 . Иаков Саругский простодушно объясняет ее действенность. «У тебя нет слез? Купи слезы у бедных. Ты не испытываешь боли? Позови бедных ступать с тобой. Если твое сердце жестоко и у него нет ни боли, ни слез, пригласи милостынею нищих плакать с тобой» 1381 . Любопытный обычай совершать епитимий через другое лицо, подавая ему милостыню, встречался в Эфиопии 1382 . Но он показывает, может быть, что действительно существует серьезная опасность приписать «искупительную» ценность одному поступку, рассмотренному материально, в то время как покаяние должно остаться выражением и знаком любви. Самой своей сущностью оно разрушает все грехи 1383 . 4. Пентос Пентос Непрестанное сокрушение 1384 Отцы-пустынники твердо верили в эффективное воздействие покаяния. Авва Пимен утешает одного из братьев: «В час, когда человек совращается с пути, если он говорит «Я согрешил!» – тотчас этому настает конец» 1385 . Однако у аскетов прощение не осушает источник слез. Златоуст говорит, как примиряются быстрота отпущения греха и непрестанное сокрушение: «Нужно, однако, чтобы мы, будучи однажды очищены от наших грехов, имели их всегда перед глазами» 1386 . Сокрушение (πνθος), таким образом, идет гораздо дальше, чем покаяние (метанойя). Иоанн Лествичник трактует об одном и о другом в двух различных главах 1387 . Долгое сокрушение объясняется в учении Оригена как слезы греха в душе 1388 или как второе евангельское блаженство ( Мф 5:4 ) 1389 . Есть и другое различие: покаяние является личным. Но сокрушаться можно и о других, это знак любви 1390 . К тому же покаяние, в собственном смысле, должно касаться конкретных грехов. Как только они прощены, не следует больше вспоминать о них. По словам Марка Отшельника, «это детальное воспоминание вредит надежде» 1391 . Пентос же является общим неопределенным понятием, психологически он немыслим без слез. Метанойя не нуждается в эмоциях, пентос, напротив, станет именем всех святых волнений и переживаний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Мифологичность его системы более близка духу гностицизма, чем миру греческой философии. Согласно Иакову, разуму, как принадлежащему к «области зримого», нельзя отводить значительной роли в богословии, ибо «знание Бога» достигается преимущественно путем веры и любви 511 . Docta ignorantia 512 есть альфа и омега миросозерцания Иакова Саругского, и данный постулат во многом объясняется специфичной традицией сирийского христианства, восходящей к преп. Ефрему Сирину 513 . По своему «фидеизму» близок к Иакову Саругскому и Филоксен Маббугский, которому, однако, не чужд и интеллектуализм платоновско-евагрианского типа 514 . Отсутствие интереса к метафизическим и логическим проблемам характеризует и личность Стефана Гобара 515 . Тем не менее, если обратиться к главному оппоненту Иоанна Грамматика – Северу Антиохийскому, то перспектива нашего видения монофизитства несколько изменится. Судя по «Житию» его, написанному Захарием Схоластиком, Север получил классическое образование, изучив грамматику и риторику в Александрии, а юриспруденцию в Бейруте 516 . Это классическое образование он, как и известные каппадокийцы, впоследствии сочетал с практикой монашеской аскезы, что позволило ему, по словам его биографа, стать подлинно «христианским философом по своим делам и знанию» 517 . Оно же наложило яркий отпечаток и на мировоззрение Севера, где мистика и логика взаимно уравновешиваются. Во всяком случае, в его главном произведении «Contra Impium Grammaticum» («Против нечестивого Грамматика») монофизитство предстает и как несомненно философская доктрина 518 . Полемика Севера с Сергием Грамматиком также показывает, что понятийному аппарату монофизитского богословия он уделял большое внимание 519 . Наконец, среди идейных лидеров монофизитства нельзя не упомянуть и Иоанна Филопона (именуемого иногда также «Иоанном Грамматиком», поэтому его не следует путать с Иоанном Грамматиком Кесарийским). Помимо того что он был преемником и продолжателем античной философской традиции 520 , необходимо отметить значение его как главного идеолога тритеизма, придавшего данной монофизитской ереси ясность и четкость философской системы 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Немного стран занимают такое большое место в истории умственного и художественного движения во времена Юстиниана, как сирийские провинции. VI-oй век представляет действительный апогей сирийской литературы, дав таких писателей, как Иаков Саругский и Филоксен Маббугский 2769 , 185. – План ц. VI-ro века в Эзра ( Vogüé, Syrie centrale). таких ученых, как врач Сергий Решаинский 2770 , историков, как Иоанн Ефесский 2771 , таких хроникеров, как продолжатель Захария Митиленского или анонимных авторов так называемой хроники Иоссии столпника и хроники Эдесской 2772 , наконец, таких проповедников, как Симеон Бет-Арзамский, Иоанн Телльский или Иаков Барадей. 2773 Вместе с тем многие из более известных греческих писателей того времени также были родом из этих областей. Не говоря уже об учителях красноречия в Газской школе, Прокопие и Хорициусе, о таких составителях жизнеописаний святых, как Кирилл Скифополисский, о таких философах, как некоторые из последних учителей афинской школы, –  величайший историк царствования, Прокопий, был уроженцем Цезарии; Иоанн Малала – антиохиец; Евагрий и Иоанн Епифанийский были также сирийцы. Знаменитые юристы того времени, Феофил, Дорофей, Стефан, по большей части были профессорами в Бейруте. Самые известные духовные писатели той эпохи, патриарх Север, как и его противник Ефрем, Иоанн Климак и Симеон столпник младший и многие другие менее известные, – все жили и действовали в сирийских провинциях. Известно, какая умственная деятельность царила в тех больших монастырях с богатыми библиотеками 2774 , в знаменитых школах Антиохии, Эдессы и Низибы, но еще более было в них несравненных по великолепию монументов и потому Сирия должна была оказывать глубокое влияние на развитие византийского искусства. Между Антиохией, Алеппо и Апамеей и еще более к югу, в окрестностях Дамаска и в Гауране, в настоящее время находится множество замечательных развалин. «Это, говорит де Вогюэ, – первый открывший их существование, – ряд оставшихся почти неприкосновенными городов,

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

и Феодора (ap. Facund. Pro defens. cap. VIII 5//PL. 67. Col. 723–724). Под влиянием монофизитов был выпущен имп. указ (448), направленный против несторианства, вновь вызвавший выступления против Д. На Эфесском «разбойничьем» Соборе (449) блж. Феодорит был осужден, в т. ч. за солидарность в воззрениях с Д. и Феодором. На этом Соборе впервые была провозглашена анафема Д. Марий Меркатор поместил Д., как учителя Нестория, в ряду еретиков, после Павла Самосатского, Маркелла Анкирского и Фотина ( Mar. Merc. Ad Nestor. haer.//PL. 48. Col. 1146–1147). Ок. 473 г. Иаков Саругский анафематствовал Д.; после него против Д. стали выступать др. видные монофизиты (Иоанн Маюмский, Севир Антиохийский), они соглашались в том, что Д. учил об обитании Бога во Христе, признавал двух сынов. В 499 г. имп. Анастасий I, склонный считать всех дифизитов несторианами, созвал в К-поле Собор, на к-ром с помощью агитации монофизита Филоксена , еп. Иерапольского, анафематствовал в первую очередь Д. и его творения. Еще одно анафематствование Д. как виновника несторианства состоялось на Антиохийском Соборе в 508–509 гг.— это был последний Собор, на к-ром Д. был осужден как еретик ( Фетисов. 1915. С. 273). Спор о «Трех Главах» (см. в ст. Вселенский V Собор ), начавшийся при имп. св. Юстиниане I (544), Д. не коснулся. Соч.: CPGS, 3815–3824; PG. 33. Col. 1559– 1628; 103. Col. 829–877; Deconinck J. Essai sur la chaîne de l’Octateuque, avec une édition des Commentaires de Diodore de Tarse qui s’y trouvent contenus. P., 1912; Staab K. Pauluskommentare aus der griechischen Kirche. Münster, 1933. S. 82–112. (NTA; 15) [фрагм. толкования Д. на Рим 5–16]; Briére M. Fragments syriaques de Diodore, évêque de Tarse//ROC. Ser. 3. 1946. T. 10(30). P. 231–283 (сир. текст: P. 253–259); Abramowski R. Der theologische Nachlass des Diodor von Tarsus//ZNW. 1949. Bd. 42. S. 19–69 [догматические фрагм.]; Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l’Octateuque et des Rois. Vat., 1959. P. 155–159. (ST; 201); Commentarii in Psalmos/Ed.

http://pravenc.ru/text/178279.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010