По окончании потопа ветвь маслины, принесенная Ною голубем, открыла то, что вода уже спала и где-то произрастает зелень. Когда-то на Святой земле, вместе с хлебом и вином, елей был основной пищей. И сегодня в наших храмах на литии всенощного бдения освящаются хлеб, пшеница, вино, елей, и мы просим Господа благословить их во всем Своем мире, а через них освятить и нас. Этим елеем помазывают верующих на утрене во время полиелея. В древнем обряде окропления елеем приносимой Богу пшеничной муки Ориген усматривал символический смысл: «Всякая душа нуждается в елее Божественного милосердия, и никто не может оставить эту жизнь (мирскую и греховную), если не будет присущ ему елей небесного помилования». Елеем была освящена скиния (походный храм, сооруженный иудеями на пути в Землю обетованную), а также ее утварь и жертвенник: «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это» (Лев 8: 10). Сейчас елеем помазуются стены жилища при его освящении. Из житийной литературы мы знаем, что иногда святые исцеляли обращающихся к ним за помощью помазанием елеем, и сегодня елей в лампадах перед иконами или моща-ми святых часто приносит человеку благодатную помощь. В эпоху Ветхого Завета елеем помазывали при поставлении на служение царя, первосвященника, а иногда и пророка. Так, о Давиде, из рода которого должен был прийти Христос, сказано: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня» (1 Цар 16: 13). Само имя Христос означает «Помазанник» и говорит о том что человеческая природа Спасителя всецело освящена — помазана Его Божеством. О Христе — Пома- заннике говорится в псалме Давида: «Помаза Тя, Боже, Бог Твой паче причастник твоих» (Пс 44: 8). Причастники Христа — это все мы, родившиеся для жизни со Христом в таинстве Крещения и получившие в Миропомазании печать дара Духа Святого. Благодаря символике милости, врачевания и света Церковь взяла елей для того, чтобы сопровождать им свою молитву в Соборовании. Об этом еще в V веке антиохийский пресвитер Виктор рассуждал так: «Елей и болезни исцеляет, и бывает причиной света и веселия. Поэтому елей, употребляемый для помазания, знаменует и милость от Бога, и исцеление болезни, и просвещение сердца. Ибо все совершает молитва, как всякому известно, а елей служит только символом».

http://foma.ru/eley-i-molitvyi-soborovan...

Услышав об этом приказе отца, Дросида вышла из темницы мимо заснувшей стражи, помазала сама себя миром и крестила себя в ручье, так как не нашла христианского священника. После этого она молилась и постилась еще неделю, а затем вошла в печь. Конечно, эта история вряд ли достоверна — по крайней мере, ранние источники о ней, как сказано выше, не упоминают. Да и на поведение Траяна описанное в житии совершенно не похоже. Но факт остается фактом: в Константинопольский синаксарь оно вошло, то есть было предназначено даже для чтения за богослужением. А это значит, что Церковь признала вместе с ним очень странную вещь: оказывается, христианином можно стать без формального ритуала, совершения Таинства Крещения. Конечно, существовали примеры, когда некрещеные люди исповедовали себя христианами и тут же бывали казнены. Но Дросида не была казнена.  Она пошла на смерть сама, по собственной инициативе, зная, что на эту смерть в принципе берут только христиан. И чтобы быть достойной ее, она крестила себя сама . Значит ли это, что Церковь признает отказ от священства и совершения Таинств? Разумеется, нет. Случай Дросиды — исключительный во всех отношениях. И суть его, конечно, не в том, что, механически погрузив себя в воду и намазав определенным ароматическим составом, можно стать христианином. А в том, что Господь видит сердце человека, готовое к тому, чтобы быть названным Его возлюбленным чадом, чтобы жить ради Него и умереть за Него. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!» (Пс.56:8-12). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/muchenicza-drosida-ant...

В 1749 году я спрашивал об этом всеблаженнейшего Патриарха Антиохийского кир Сильвестра, при светлейшем лице Его величества господина Константина Николаевича, князя Угровлахийского. И тогда Его святительство дал худости моей благословение говорить и писать против тех, кто учит монахов вкушению мяса. Основываясь на этом, я дерзнул, хотя и лишен всякого дерзновения перед Богом, собрать из Священного Писания и из книг учителей церковных и из типиков великих монастырей, которые Святая Соборная Церковь принимает и которых придерживается, доказательства того, что ныне вовсе не подобает монахам, оглядываясь на древность, есть мясо. И не для того, чтобы обличать или осуждать других, собрал я это, но только для того, чтобы поучать братьев моих, уверяя, и укрепляя, и отводя их от такого попрания совести и боясь праведного суда и отмщения Божия, постигшего того древнего архиерея Илия из-за сыновей его Офни и Финееса (см. 1Цар.1–4 ). Недостойный старец, Василий схимонах Исследование. О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало? Божественный апостол назвал все ветхозаветное тенью будущего и умопостигаемого (см. Кол.2:17 ; Евр.10:1 ), как говорит и священнейший Григорий Богослов : «потому и три этих города, созданные людьми израильскими в Египте: Пифон, Рамессин и Он, прообразовали три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие, первую из которых, то есть сластолюбие, словно некую плату за свою работу, израильтяне вынесли с собой из Египта и из-за нее много раз, более же побуждаемые ею, пытались снова возвратиться в Египет, как показывается во второй и четвертой книгах Моисеевых, называемых Исход и Числа». «Ибо возроптал, – говорит Писание, – весь сонм сынов Израилевых на Моисея и Аарона, говоря: О, лучше бы мы умерли, пораженные Господом в земле Египетской, когда сидели над котлами мясными» (см. Исх.16:2–3 ). И еще: «и сев, плакали сыны Израилевы и говорили: кто накормит нас мясом, ибо душа наша иссохла, ничего, кроме манны, нет пред очами нашими. И сказал Моисей: откуда у меня мясо, чтобы дать всем этим людям, ибо они плачут предо мной, говоря: дай нам есть мяса. И повелел Бог Моисею сказать им: очиститесь к утру, и будете есть мясо, ибо вы плакали пред Господом, говоря: кто накормит нас мясом? Как хорошо было нам в Египте! И даст вам Господь есть мяса, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и станет вам мерзостно» (см. Чис.11:4–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10 , получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 13:32–37 ), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“. Вслед за словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание. 4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5 . Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ ( Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2 ); и „спасение от Иудеев“ ( Ин. 4:22 ); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ ( Мф. 28:18 ). „Он“ , – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ ( Ин. 18:37 ) 1689 . Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии 1690 , и Евангелия от Иоанна 1691 , что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии XLII, 6 и прим.) 1692 . Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования 1693 , ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. ( Ин. 1:11 ) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, ( Ам. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Будучи же пророк, и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его, от предвидел воскресение Христа, и потому сказал, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела истления. А последний, рассуждая о том же предмете пред Иудеями Антиохийскими, почти в подобных выражениях отозвался к ним так: мы, сказал он им, благовествуем вам, что обещание, данное отцем нашим, Бог исполнил пред нами – детьми их, воскресив Иисуса. А что воскресил Его из мертвых, так что уже не обратится в тление, о сем вещал Он так: Я дам вам милости, обещанныя Давиду, верно. Посему и в другом месте, т. е. в настоящем псалме, говорит: не дашь Святому Твоему увидеть истления. Давид же, в свое время послужив изволению Божию, почил и положен с отцами нашими и увидел тление. А Тот, Котораго Бог воскресил, не увидел тления. Посему на столпописание Псалмопевца справедливо можно смотреть, как на первообраз или прообраз Креста Христова, на котором, как известно из Евангелия, была также положена знаменательная и вместе пророчественная, хотя полагавшие о том и не думали, надпись: Иисус Назорянин Царь Иудейский, и Который действительно был и будет до скончания века несокрушимым памятником победы Распятого на нём над смертию и диаволом, а для нас – верующих в Него, всегда будет служить победоносным знамением на всю силу вражию. Но почему именно Давиду, а не кому-либо другому, предоставлено было в судьбах Промысла, поставить сей столпописанный памятник? Потому, что он был по плоти родоначальник Того, о Котором идёт речь, и ему, как говорит Апостол, обещано было от Бога с клятвою от плода чресл его воздвигнути Христа Господня и посадити на престоле его, и потому ему же всего приличнее было возвестить сим памятником о сем дивном Потомке своём будущим родам, и чрез то возбудить и укрепить в них веру в Него. И так, возлюбленные, в настоящем псалме взору нашему представляется пророческий памятник глубокой древности и чрезвычайного достоинства; не пройдём мимо его без должного внимания, но остановимся при нём и рассмотрим его во всех подробностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

По исшествии из купели мы были помазаны святым Миром со словами: «Печать дара Духа Святого», и тем самым еще теснее соединились со Христом. «Мы потому и называемся христианами, – говорит Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, – что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику, 1, 12). Как же мы должны относиться к этому нашему званию? Быть может, с гордостью и с сознанием своего превосходства над другими? – Нет! Ибо, как единодушно утверждают два великих апостола, Иаков и Петр, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Петр. 5:5 ). Да и чем стали бы мы гордиться, если звание христианина получено нами без малейшей заслуги с нашей стороны, по одной лишь милости Божией? Получено потому, что, как говорит Апостол Иоанн Богослов, «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» ( 1Ин. 1:10 ). Но, может быть, звание христианина дает нам право судить тех, кто не являются христианами или вообще не исповедуют никакой религии? – Нет! Ибо если Сам Господь сказал о Себе: »Я пришел не судить мир, но спасти мир« ( Ин. 12:47 ), то как дерзнули бы мы – христиане – судить кого-либо, слыша слова Апостола: »Один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» ( Иак. 4:12 ). Но если звание христианина и не заслужено нами и не является нашей привилегией, то мы должны всегда помнить, что оно возлагает на нас, его носителей, чрезвычайно высокую ответственность и очень большие обязанности. Господь наш Иисус Христос совершил Свое искупительное дело для того, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2:14 ). И христиане не по имени только, а по самой жизни своей, всегда помнили об этой цели своего Искупителя. Древнее предание говорит, что св. Игнатий Богоносец , ученик св. апостола Иоанна Богослова, ставший потом епископом Антиохийским, слышал из уст Пресвятой Девы Марии следующее увещание: «Принятый на себя обет христианства храни непоколебимо, а поведение и жизнь свою устрояй в соответствии с обетом» (о. П. Флоренский , Столп и утверждение истины, 1914, с. 363). Мы знаем, что как св. Игнатий, так и многие другие христиане первых трех веков были верны Богу до смерти и стяжали чрез это неувядаемый венец жизни ( Откр. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

После одного дня ходу, они пришли в Кесарию в дом одного из семи диаконов Филиппа, названного " благовестником " за ту ревность, с которой он распространял Евангелие. Чрезвычайные дары, которыми он был наделен, стали также достоянием и его семейства: у него были 4 дочери, которые пророчествовали. Здесь Павел получил последнее предостережение об угрожающей ему опасности. Из Иудеи пришел пророк, по имени Агав, тот самый, который, будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Савла послано было антиохийской церковью пособие церквам в Иудее. Выразительным символическим действием, он взял пояс Павлов, и связав себе им руки и ноги, предрек, что так свяжут Павла в Иерусалиме иудеи и предадут его в руки язычников. Спутники Павловы и кесарийские христиане начали тогда умолять Павла не ходить в Иерусалим, но Павел, повинуясь внушениям Духа, хотя и сокрушался слезами христиан, оставался тем не менее тверд в своем намерении, заявив, что он не только хочет быть узником, но готов даже и умереть за Имя Господа Иисуса в том самом Иерусалиме, где он с такой яростью гнал прежде исповедников этого имени, и где пострадал и умер Сам Господь. Эта преданность воле Божьей успокоила их, и они в свою очередь решили тоже покориться ей, сказав: " воля Господня да будет. " Приготовив все потребное для пути и пребывания в Иерусалиме на предстоящий праздник Пятидесятницы, они отправились в священный город. Некоторые из кесарийских христиан сопровождали их, чтобы ввести Апостола и его спутников в дом некоего " древнего ученика Мнасона Кипрянина " и оставить их на жительство в этом доме. Судя по греческому имени, этот Мнасон был христианином, если не из язычников, то из эллинистов. Он оказал весьма радушный прием Павлу. Вероятно, Павла поместили в этом доме с той целью, чтобы до иудеев не так скоро дошла весть о прибытии Павла и чтобы они не знали, где можно найти его. Прибытие Павла в Иерусалим и возмущение иудеев (21:15-40). На другой день Ап. Павел вместе с сотрудниками своими пришел к Ап. Иакову, Епископу Иерусалимскому, где собрались все пресвитеры. ? других Апостолах здесь не упоминается: видимо, они были с проповедью в других странах.

http://sedmitza.ru/lib/text/430568/

Современная текстология:от Грисбаха до настоящего времени). Данное высказывание является либо сознательной ложью, либо некомпетентностью автора, который не знает, или не хочет знать общеизвестных исторических фактов. Здесь Мецгер говорит, что Византийский (Сирийский) текст является поздним, и появился в Византии не раньше IV века по Р.Х. Это вопиющее игнорирование Библейских, а также исторических фактов, так как Библейская Антиохия была частью территории Византии, о чем Опарин А.А., в своей книге «Древние города и Библейская археология», пишет: «В 395 году при разделе римской империи город отошел к Византии. Антиохия играла большую роль в истории христианства, являясь резиденцией антиохийского патриарха и местом проведения многих церковных соборов. В нем существовала богословская школа, названная антиохийской и ставившая на первое место исследования Священного Писания , отвергая бывшие тогда популярными аллегорические его толкования». Согласно Библии , в Антиохии была большая церковь , о чем написано так: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» ( Деяния 11:19–21 ). Именно в Антиохии, некоторое время, совершали свое служения Варнава и Апостол Павел, а также, именно в ней верующие люди начали впервые называться христианами, о чем в Библии написано так: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деяния 11:26 ). Однако, согласно словам Весткотта, Хорта, и Брюса Мецгера, христианские Писания появились в Византии только в IV веке, и их источником был Константинополь, а не Антиохия. Они полностью игнорируют, что Антиохия была частью Византии, и там Писания были еще со времен Апостолов. Такое заявление этих «ученных» является либо некомпетентностью, либо откровенной ложью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lozhnyj...

Однако, в даровании сирийским христианам есть и более возвышенная мотивация, чем обыкновенный прагматизм. Они - наши единоверцы, которых Президент Российской Федерации В.В.Путин обещал защищать. Ведь общность в духовном необходимо предполагает и общность в материальном. Как говорит апостол Павел: " Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? " (1 Кор 9,11). Тем более, что сирийский христианский  народ - один из наших учителей в Православной  вере. Ведь Православие немыслимо без священномученика Игнатия Антиохийского и его слов: " Любовь моя распялась " . Его нельзя представить без преподобного Ефрема Сирина и его молитвы: " Господи и Владыко живота моего. Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми " . Сколь вечные и в то же время актуальные слова! Православие невозможно без преподобного Иоанна Дамаскина и его " Точного исповедания Православной веры " . А это лишь несколько имен из сонма святых отцов, мучеников и преподобных, которые даровала нам святая сирийская земля, на которой теперь творится кровавое беззаконие и разрушаются христианские святыни мирового значения. В книге Иова есть примечательные слова: " Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, 12потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. 13Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. " (Иов. 29, 11-13). Надеемся  к ним не останутся равнодушными люди, от которых зависит принятие судьбоносных решений. Жизнь показывает, что оппортунизм, равнодушие и предательство несут лишь унижение и погибель. И напротив - сострадание и мужество всегда приносили успех и победу, славу и честь.  Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 07.11.2013 - 09:30 А много ли у нас спасают : А много ли у нас спасают страдальцев? Равнодушно отталкивают скорее. И в церкви тоже. 07.11.2013 - 16:34 Очень жаль, что такому : Очень жаль, что такому небольшому количеству единоверцев мы предпочитаем миллионы центральноазиатских мусульман. Я не считаю мусульман Центральной Азии безобидными. Они имеют изрядный опыт этнических чисток и межэтнической резни. В общем, я не понимаю реакцию нашего государства на просьбу православных сирийцев. А может, ее еще и не было, реакции-то?

http://radonezh.ru/analytics/spasay-stra...

Феофил Антиохийский и писал: «Из греха, как будто из источника, изливались на человека болезни, скорби, страдания» . То есть человечество пожинало плоды своего неправильного выбора. И необходимость в посреднике, который сможет установить мир между людьми и Богом, возрастала. Весть о Посреднике и Сокрушителе власти змея-дьявола прозвучала еще в Раю. Как некий воинский клич, прозвучало Перво-Евангелие, и как приговор змию. Вот эти слова надежды, данные еще нашим прародителям в Раю: И вражду положу между тобою (т. е. змеем – О.С. ) и между женою (под «женою» понимается и Дева Мария, и Церковь-Невеста – О.С. ), и между семенем твоим (т. е. теми, которые последуют за дьяволом и примут его сторону – О.С. ) и между семенем ее (т. е. Христом, Который девственно родился от Девы, без участия мужского семени – О.С. ); оно (то есть «семя жены», Христос – О.С. ) будет поражать тебя в голову (т. е. Христос сокрушит идеологию дьявола и его власть – О.С. ), а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Что могут означать эти последние слова: а ты (т. е. дьявол – О.С. ) будешь жалить его в пяту ? «Пята», как наиболее близкое к змею место, – это и есть самое слабое и уязвимое место человека. Что в Богочеловеке было уязвимо? Конечно, наша человеческая плоть, Его Тело. И в последующих событиях Страстной Седмицы мы будем наблюдать, как дьявол через своих последователей и слуг уничижал, терзал и мучил Тело нашего Божественного Учителя. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5). И также сказано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). «Последний Адам» – это Христос, Который приходит в этот мир «нас ради человек и нашего ради спасения», чтобы в Себе Самом исцелить, уврачевать и, главное, оживотворить («дух животворящий») нас через очищение Своими Страданиями (Страстями) и Своею Кровью, вернуть нам благодатное общение в Духе Святом с Богом-Отцом.

http://pravoslavie.ru/102655.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010