Патриарх: а) имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви, в потребных случаях предлагает о надлежащих для того мероприятиях Священному Синоду или Высшему Церковному Совету и является представителем Церкви пред государственной властью; б) созывает Поместные Соборы, согласно положению о них и председательствует на Соборах; в) председательствует в Священном Синоде, Высшем Церковном Совете и соединенном присутствии обоих учреждений; г) представляет Собору отчеты о состоянии Российской Церкви за междусоборное время; д) сносится с автокефальными Православными Церквами по вопросам церковной жизни во исполнение постановлений Всероссийского Церковного Собора или Священного Синода, а равно и от своего имени; е) имеет долг печалования перед государственной властью; з) обращается ко всей Русской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями; и) преподает нарочитое благословение духовным и светским лицам за их полезную для Церкви деятельность; к) имеет попечение о своевременном замещении епархиальных архиерейских кафедр; л) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении св. мира для потребностей Российской Церкви. Примечание: за Киевским митрополитом сохраняется древнее право освящения св. мира. м) разрешает отпуски архиереям из их епархий внутри и вне государства на срок более 14 дней и не свыше месяца; н) дает архиереям братские советы как относительно личной их жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае же невнимания к его советам, предлагает о том Священному Синоду; о) пользуется правом посещения в потребных случаях всех епархий Российской Церкви (Апост. пр. 34, Антиохийск. 9); п) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход... 3 . Имя Патриарха (взамен упоминания о Синоде) возносится за богослужением во всех храмах Российской Церкви. 156 5 . Патриарх состоит епархиальным архиереем Патриаршей области. 9 . Жалобы на Патриарха подаются в Священный Синод через старейшего из присутствующих в Синоде иерархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

816 Христолиты утверждали, что Христос после воскресения из мёртвых оставил одушевлённое тело на земле и отошёл на небо с одним божеским естеством. 817 Рукоп. С.-Петерб. Дух. Акад. 127 л. 5: см. о ней в „Описании 432-х рукописей...“ А. Родосского, стрр. 154–155. Почтенный описатель, руководясь почерком, каким писана рукопись, ошибочно отнёс её ко второй половине XVII в. Рукопись написана несомненно незадолго до кончины патр. Филарета и содержит в себе сводный Уставец, собственно одну триодную его часть, являющуюся незаменимым дополнением к месяцесловной части, заключающейся в известном „Сказании действеных чинов святыя соборные и апостольския великия церкве Успения пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, матере церквам царствующего града Москвы и всея великия Русия“ (Рукоп. Моск. Синод. библ. 910). Заключая в тексте своём записи служб с их обстановкой, относящиеся ко времени управления Русской церковью патр. Филаретом и преимущественно к 1626 и 1628–32 годам, Чиновничек С.-Петерб. Дух. Академии драгоценен ещё по многочисленным припискам, имеющимся на полях его, в которых отмечены изменения, происходившие в службах и их обстановке при патрр. Иоасафе I. Иосифе, особенно при Никоне и отчасти при его преемнике. Не в далёком будущем мы намерены издать его. 818 Архим. Макария Описание Новгородск. архиерейск. дома, стрр. 145–147. СПб. 1857. Прибавл. к творенн. св. отцов, ч. 42. стр. 175–176 М. 1888; Путешествие Антиохийск. патр. Макария в Россию в полов. XVII в. в переводе Г. Муркоса, вып. II стр. 171, 186. 819 Рукоп. Московск. Синод. библ. 910 лл. 2, 13 об., 41 об., 48, 71 об., 76, 97, 109 и др. Голубцов А., Чиновники Новгородского Софийского и Холмогорского Преображенского соборов, по Указателю см. слова: входы и выходы. 820 Отмеченное курсивом в рукоп. С.-Петерб. Дух. Акад. 127 л. 118 зачёркнуто и на поле приписано: в новой (колокол) указано 136-го (1628 года). 821 Дубровский Н., Патриаршие выходы в Чтен. Общества нстор. и древн. Российск. 1869 г., кн. 2, стрр. 47, 60–61, отд. V. Дополн. к Ант. Истор. V, 124, 98, 106. 108, 180–3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В начале беседы следует прочитать: Евр.5:4–6 ; кн. о вере л. 59 об., Ин.20:19–21 ; 2Пет.1:3 ; 2Кор.5:20 ; Рим.10:15 ; Деян.13:2–3 ; 2Тим.1:6 ; 1Тим.4:14 , Тим.1:4, Блаж. Августин против противн. закона и прор. гл. 1, числ. 39; св. Иринея кн. о, гл. 3, Тертул. «о давн. ерет. гл. 32, Толк. Апост. л. 548; Ник. Черног. сл. 63; (не к тому имеша благодать); Ин.15:4 ; Иринея кн. 4, против ерес. гл. 26 и поставить вопрос: от какого собора епископов послан был в Белую Криницу митр. Амвросий? Раскольник ссылается на 8 пр. 1 вс. соб. с толкованиями, Церк. историю Сократа кн. 7, л 3. Объяснить слова правила: «приходящие к святей... церкви», прав. 16 антиохийск. собора, 2 пр. купно всех св. апост. (Кирилл. л. 30), 1Кор.14:33 ; 2Кор.5:20 , Рим.10:15; 1 и 2 пр. св. апостол. Евр.7:7 ; об Агапите объяснить слова: напр., Антик «написал Агапиту, чтобы он управлял епископией»; и спросить, кто же м. Амвросию дал такое повеление? Раскольник заявляет, что священники у них были, а священники тоже посланники. На это заметить, что священники отличаются от епископов (Епиф. Кипрский ч. 5, гл. 4) и не имеют права посылать епископов, вручать им епископские кафедры: они сами находятся под управлением епископов (39, 55 пр. св. Апост., 6 пр. гангр. соб.). Раскол. читает толкования на 8 пр. первого вс. соб. и 69 пр. карф. соб. доказывая, что принятые под миропомазание еретики-клирики пребывают в клире. Возражение. Ник. Черног. тактик. л. 141. Блаж. Симеона Солунск. гл. 77, 69 пр. Карф. соб. повелевают оставлять еретических клириков в сущих санах только при приеме их 3 чином, а раск. приняли Амвросия вторым. 8 пр. 1 вс. соб. тоже повелевало принимать еретиков «чистых» по 3 чину. И только впоследствии их принимали по второму – 7 пр. 2 вс. соб., Вас. Велик., и 95 пр. 6 вс. собора; но в этих правилах уже не сказано, чтобы «чистых» оставлять в своих санах, а велено их снова рукополагать (Кормч. л. 293 об.). Аристин же допустил вольное толкование 8 пр. 1 вс. соб. не согласное с практикой церкви, как и 95 правила шестого вс. собора о еретиках: несторианах, евтихианах и северианах (Кормч. л. 205). В заключение прочитать слова св. Киприана: «сии суть, кои добровольно... («О единстве церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Апостол. Евангелие. 10 .) – Святителей: Апостол. Евангелие. 11.) – Мученика: Апостол. Евангелие. 12.) – Мучеников: Апостол. Евангелие. 13.) – Священномученика: Апостол. Евангелие. 14.) – Священномучеников: Апостол. Евангелие. 15 .) – Исповедников: Апостол. Евангелие. 16 .) – Преподобномучеников: Апостол. Евангелие. 17.) –Преподобных, и Христа ради юродивых: Апостол. Евангелие. 18.) – Преп. Безмездников: Апостол. Евангелие. 19.) – Препод. жен: Апостол. Евангелие. 20.) – Мучениц: Апостол. Евангелие. 21.) – Всех преставльшихся, или за упокой: Апостол. Евангелие. Евангелие. з13†: 4:16–22. –+ Пр. Симеона Столпника. Апостол. Евангелие. – И матере ero, Марфы. Собор пресв. Богородицы в Миассинех. Муч. Аифала. Мучц. 40 жен, и учителя их, диак, Аммуна. Мчц. Каллисты, и братии ее, Евода и Ермогена. Прав. Иисуса Навина. 2. Мч. Маманта (отца его Феодо та, и матери его Руффины) и Пр. Иоанна постника, патриар. Цареградского. Апостол. Евангелие. 3. С.мч. Анфима, еп. Никомидийск. (и с ним Феофила диак., Дорофея, Горгония, Домны, и пр.). Апостол. Евангелие. –. Пр. Феоктиста, – (спостника вел Евфимия). С.мч. Аристиона, еп. Алекс. Мчц. Василиссы Никомид. 4. С. мч. Вавилы, еп. Антиохийск. (с ним 3-х отроков, и матери их, Мчц. Христодулы). Апостол. Евангелие. –. Св. прор. и Боговидца Моисея. 5 Прор. Захарими прав. Елисаветы Апостол. Евангелие. Муч. Урвана, Феодора, Медимна, и др., – Мчц. Раисы. 6 Воспом. чудесе от Архистратига Михаила. Апостол. Евангелие. –. Преп. Архиппа и преп. Давида. – Муч. Ромила и Евдоксия. 7. Предпр. рожд. пр. Богородицы. Мч. Созонта. Мч. Евисихия. Апостол. Евангелие. Апост. Евода и Онисифора. – Св. Иоанна, архиеп. Новгор., чудотворца. Сл. Святит. х 8 Рождество пресв. Богородицы Апостол. Евангелие. (Парем. общия Богор.) з240. Фл.2:5–11. Ев. у. Лк. з4: (общ. Богор.) Лк. з54–58. (общ. Богор.) х 9+ Св. праведных Богоотец Иоакима и Анны. Апостол. Евангелие. – Мч. Севириана (Сл. его поется на повеч.) – Блаж. Никиты, сокровенного угодника. Мч. Стратора. – Пр. Иосифы Волоцкого , чуд. Сл. Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

4, Карф. 10, 11), – особенно, если по дознании, первое осуждение его оказывалось справедливым (1, 487, 488). Гефеле: подобные постановления содержатся и в 5 правиле Никейского и 20 Антиохийского соборов (Conciliengeschichte, 1, 575). Г. Соколов 1870: приговор низшей инстанции считается действительным, несмотря на апелляцию, и только в известных случаях приостанавливается его исполнение до тех пор, пока не будет постановлено новое решение. Сард. 14. („Прав. обозр.” 1870, ноябрь. 608). Сравн. Преосвящ. Макария „Догмат. богослов.” III, 297. Карфагенского собора прав. 9: аще который епископ, или пресвитер приимет в общение праведно изверженных за свои преступления из Церкви: да будет и сам повинен равному осуждению с уклоняющимися от правильного приговора своего епископа (τ οκε πιςκπ τν κανονικν ψφον, episcopi regulare judicium). Зонара: то же постановлено в правилах Апостольских 11, 12 и 32, Антиохийского собора 6 и Сардикийского 13. Валсамон: читай св. Апостол правила 11, 12 и 32, Антиохийск. собора прав. 6 и Сардик. 13; в них определяется, что должно быть с принимающими изверженных, или отлученных клириков, а равно и с принимающими отлученных мирян. Настоящее правило определяет, что если клириков по правильному суду за сделанное ими преступление отлученных от Церкви, другой епископ, или пресвитер примет в общение, то и сам он должен быть наказан так же, как допущенный им в общение. Итак, совокупляя определенное другими канонами и настоящим, говорит, что если изверженного клирика примет другой епископ в священническое общение, подвергнется извержению, а если с отлученным помолится, будет отлучен. Аристен: принимающий отлученного своим епископом и совершающий вместе с ним Божественную службу зная о его отлучении да будет отлучен и сам (Σ. III, 317). Пидалион: настоящее правило определяет, что если какой-либо епископ, или пресвитер вступит в общение с теми, которые собственным их архиереем (π τ δικ τν αρχιερων) отлучены от Церкви, или извержены, или преданы анафеме по справедливости и по достоинству их преступлений, то и сами принявшие должны подпасть тому же самому, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Както пише св. Епифаний, омиите «в зависимост от обстоятелствата на времето криели своите мисли». По тази причина сред онези, които се присъединили към течението на омиите, имало и хора с напълно православни възгледи (Панарион, 73, 23) . Тази забележка на св. Епифаний свидетелства за голямата сложност на ситуацията, в която се била оказала Църквата в периода между Първия и Втория Вселенски събори. Прокарването на ясна граница между различните богословски течения по това време било практически невъзможно. Френският изследовател Фердинанд Кавалера, анализирайки църковния живот на Изток през годините, когато там тържествували различни ариански и полуариански течения, отбелязва, че в хаоса на борбата между различните течения било крайно сложно да се различат онези, които запазвали вярност към Никейския събор, от онези, които принципно отхвърляли неговото учение Ясно е, че св. Мелетий по никакъв начин не може да бъде причислен към привържениците на строгото арианство (аномеите). Той също така едва ли е могъл да бъде омиусианин, защото е бил назначен на катедрата в Селевкия именно вместо омиусианина Евстатий. От друга страна, няма и свидетелства за това, че св. Мелетий преди 360 г. е подкрепял открито никейското течение. Най-вероятно той наистина е бил близък до кръга на Акакий Кесарийски. Но, както настоява Кавалера, тук трябва да се говори не за солидарност на св. Мелетий с богословската позиция на омиите, а само за една своеобразна «принадлежност към групата». Няма свидетелства за това, че св. Мелетий е бил идеолог и пропагандист на доктрината на омиите. Съвременниците, макар и признаващи факта на близостта на Мелетий към кръга на Акакий Кесарийски, все пак никога не са говорели за него като за еретик. Изб и ране то на св. Мелети й на Антиохийск ата ка т едр а   Сега трябва да кажем няколко думи и за ситуацията, създала се в Антиохия към момента, когато на тази катедра бил избран св. Мелетий. Още около 327-330 гг. от Антиохийската катедра бил свален св. Евстатий (да не се бърка с Евстатий Севастийски), който бил участник на I Bceлehcku събор и последователно защитавал неговите определения. Очевидно е, че той е бил свален в резултат на интригите на Евсевий Никомидийски. Против св. Евстатий били повдигнати различни обвинения: и в морална нечистота, и в оскърбяване на майката на императора, и в савелианство. Както и да е, Евстатий бил свален. Изглежда, че скоро след това той починал в изгнание, въпреки че годината на неговата смърт остава в науката предмет на дискусии .

http://new.mospat.ru/bg/authors-analytic...

Premres, р. 554; Павлов, Курс церковного права, стр. 247 fin., 430 (суд). Антиохийск. соб. пр. 8. Сельские пресвитеры не посылали, т.-е. коллегии пресвитеров с хорепископами во главе. Если бы пресвитеры не были помощниками, соправителями епископов, то они были бы и не нужны, ибо служителей епископы имеют в диаконах. И если пресвитеры не суть служители епископов, то они не могут быть ничем иным, как их помощниками. Собственное название должности – пресвитер (старшина); описательно и почетно – епископ (надзиратель). В век апостольский имел ли какое особое название позднейший в собственном смысле епископ, остается неизвестным. Что представляли (тоже, что ветхозаветные архиереи, как пресвитеры – тоже, что ветхозаветные пресвитеры) из себя в век апостольский позднейшие в собственном смысле епископы, на это ясных современных свидетельств нет; но блаж. Августин в одном послании к блаженному Иерониму дает знать, что они первоначально не возвышались иад пресвитерами так, как это после. Он пишет: Quamquam secundum honorem vocabula, quae jam ecclesiae usus obtinuit, episcopatus presbyterio major sit: tamen in muktis rebus Augustinus Hieronymo minor est, – у Гизелера 1/1, S. 116 прим. Иероним у Гизелера ibid. 8. 115 – 116 прим. (память его 15-го июня, см. Сергия, Месяцеслов Востока 140 прим.). В книге Deusdedit " a Presbyteri cardinalis tituli apostolorum in Eudox a Collectio canonum (конца XI века), а codice Vaticano edita a Pio Martinuccii, Venemius, 1869, Liber secundus, De Romano clero, pp. 175–242, содержит выписки о клире вообще, начиная с Деян. апостольских, из соборов, писаний пап и отцов. – Блаж. Августин, Pseudo-Augusminus, см. у Гизелера 1/1, 3. 140 fin.: Quid edt enim episcopus nisi presbyter primus, hoc est summus sacerdos, р. 225. Иероним, что первоначально не было епископов – рр. 232 и 235 (Папа Сириций – р. 186; у Бингама Сирипий I, р. 279 прим.). Собора Карфагенского древнее правило, не вошедшее в наш Номоканон: Ut episcopus nullius causam audiat absque praesentia clericorum suorum: alio quin irrita erit sententia episcopi, nisi clericorum sententia confirmetur (из древнего собрания правил, составленного неизвестным) – моей И.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

S. Congregazione per la Chiesa orientale, Codificazione canonica orientale, Città del Vaticano, вып. 1 (1936) 56–58: егип.; вып. 7 (1937) 234–248: сиро- малабар.; вып. 10 (1949): визант. (см. в указателе: ieiunium); вып. 12 (1940): 61 и далее: армян.; вып. 15 (1940): халд. (см. в указателе: ieiunium); вып. 28 (1943): сиро-антиохийск. (см. в указателе: ieiunium). Sieben H. J., Dossier patristique sur le jeûne, DS 8 (1974) 1175–79. Vukovic S., Как разрешился спор относительно поста на горе Афон в XI в. (на серб, яз.), in Bogoslovie 6 (1962), с. 13–15. Духовная брань Bourgignon С. – Werner F., Combat spirituel, DS 2 (1953) 1135–1142. Crouzel H., U anthropologie d’Origène dans la perspective du combat spirituel, RAM 31 (1955) 364–385. Sawhill J. A., The Use of Athletic Métaphores in the Biblical Homélies of St. John Chrysostome, Princeton 1928. Vogüé A. de, Règle du Maître (встул. ст.), SC 105 (1964) 89 слл. Лукавый Bettencourt Г., Doctrina ascetica Origenis seu quid docuerit de ratione animae humanae cum daemonibus, in Studia Anselmiana 16 (1945). Colombas G. M., Demonologia monastica, DIP 3 (1976) 440–442. Daniélou J., Démon – dans la littérature ecclésiastique jusqu’à Origène, DS 3 (1957) 152–189 Daniélou J., Exorcisme, DS 4,2 (1961) 1995–2004. Daniélou J., Théologie du judéo-christianisme, Paris-Tournai 1958. Festugière A. J., Les moines d’Orient, vol. I, Paris 1961, cc. 23–39: Le moine et les démons. Guillaumont A. и C., Démon dans la plus ancienne littérature monastique, DS 3 (1957) 189–212. Guillaumont A. и G, Встул. ст. к кн.: Évagre, Traité pratique, SC 170 (1971) слл. Ioannou С. C., Démonologie popoulaire – démonologie critique au Xle siècle, in La vie inédite de S. Auxence par M. Psellos, Wiesbaden 1971. Langton E., Good and Evil Spirits. A Study of Jewish and Christian Doctrine, its Origin and Development, London 1942. Mangenot B. E., Démon, DThC 4,1 (1939) 339–376. Ranke-Heinemann U., Die ersten Mönche und Dämonen, in Geist und Leben 29 (1956) 165–170. Satan, in Etudes Carmélitaines 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Но когда неудобно будет собраться полному собору, или многим епископам, в таком случае, по определению собора, двенадцать епископов должны исследовать дело, дабы обвиненный епископ не оставался долго под обвинением, т. е. дабы, будучи заподозрен, не был презираем подчиненным ему народом, как обвиненный. В случае обвинения пресвитера довольно для суда над ним шести епископов, для исследования о диаконах довольно трех епископов. Это правило, по-видимому противоречит 4 правилу Антиохийского собора, которое определяет, чтобы епископы извергаемы были собором, а пресвитеры и диаконы своими епископами. Для соглашения сих правил может быть кто-нибудь скажет, что Антиохийское правило исследование обвинений на пресвитеров и диаконов возлагает первоначально (в качестве 1-й инстанции) на епископа и ему дает власть произносить об них приговор; а настоящее (Карфагенское) правило на тот случай, если осужденный своим епископом почитает приговор несправедливым, дает для пресвитера шесть епископов судей, а для диакона – трех. Вальсамон: 4-е правило Антиохийск. собора определяет, что извержение пресвитеров и диаконов совершается одним епископом, а извержение епископов собором. Настоящее правило, по-видимому, противоречит Антиохийскому, определяя, чтобы по крайней мере 12 епископов судили епископа по делу о преступлении, пресвитера 6, а диакона 3. Но эти правила не противоречат одно другому. Антиохийское правило определяет вести суды иначе, а Карфагенское, гораздо позднейшее, предписывает, чтобы сии суды совершаемы были с гораздо большею осмотрительностью (σφαλεςρως), а законодательство, стремящееся к большей безопасности ( σφαλςερα ) не есть противоречие. А что для большей безопасности это узаконено, – это открывается из слов отцов, что тогда это бывает, когда неудобно собраться большему числу епископов; а если нет этого неудобства, то необходимо большему числу епископов слушать дела о преступлениях. Слова: дабы епископ не оставался долго под обвинением должно так толковать, – дабы епископ, о котором дело не решено, не был презираем паствою, как бы находящийся под обвинением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002    003    004   005     006