Народ же, приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы; при этом народ называл Варнаву Зевсом 3845 , а Павла Гермесом 3846 , и едва святые апостолы уговорили народ не приносить им жертв. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на святых апостолов: побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер; но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, святые апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской, направляясь через те же города и селения. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их, что многими скорбями надлежит входить нам в Царство Небесное. Рукоположив пресвитеров по всем церквам и помолившись с постом, они оставили учеников своих Господу, в Которого те уверовали. Быв в Пергии и возвестив здесь слово Господне, апостолы отправились отсюда в Атталию 3847 , затем отплыли в Антиохию сирийскую, откуда посланы были Духом Святым проповедовать язычникам слово Господне. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу, и пробыли в Антиохии немалое время. Вскоре после этого между уверовавшими евреями и еллинами поднялся спор об обрезании, ибо некоторые из иудеев говорили, что те, кто не обрежется по закону Моисееву, не могут спастись. Уверовавшие же из эллинов считали обрезание большой тягостью для себя. Варнава и Павел противились иудеям и защищали эллинов от обрезания. Но так как спор и пререкание по этому вопросу не прекращались, то для Варнавы и Павла явилась необходимость отправиться из Антиохийской церкви снова в Иерусалим к апостолам и старцам, дабы спросить их об обрезании. Варнаве и Павлу, кроме того, было необходимо возвестить апостолам, что Бог «отверз дверь веры язычникам» ( Деян.15:4 ). Варнава и Павел, посланные церковью (Антиохийской), проходя по Финикии и Самарии, всюду возвещали об обращении язычников, чему верующие весьма радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не должны мы смущаться тем, что другие более легкое принимают наказание, чем мы, ибо за большие труды большее будет награждение (Кн. 1 к Стагирию). Если некоторые наказанием Божиим не исправляются, не Богу то приписывать должно, но их нерадению (Кн. 1 к Стагирию). Божие наказание — врачевание грехов (О землетрясении). Часто Бог, когда мы согрешаем, не скоро нас наказывает за грехи, но дает нам время для покаяния; и если мы, думая, что грех наш уже заглажен, об исправлении своем нерадим, то там постигает нас казнь Божия, где мы ее не ждем (Беседа 3 к народу антиохийскому). Знает Бог, что опущение казни за грехи не меньше нам вредит, чем и сами грехи: для того Он нас наказывает, — не ради отмщения за прежние грехи, но ради того, чтобы мы впредь исправляли себя (Беседа о том, что проповедник не должен ласкательствовать). Кто, согрешая, не принимает наказания, тот всех беднейший (Беседа 6 к народу антиохийскому). Казни, от Бога нам посылаемые, больше милосердию Его, чем гневу приписывать должно, поскольку Он, как заботливый Отец, все делает ради нашей пользы (Беседа 26 на Книгу Бытия, гл. 8). Казнь, посылаемая грешникам от Бога в настоящем веке, облегчает вечную казнь в будущем веке (Беседа 26 на Книгу Бытия, гл. 7). Бог посылает людям казнь за грехи гораздо более легкую, чем они заслуживают (Беседа на Книгу пророка Исайи, гл. 1). Смотри об этом в рассуждении о любви к врагам, в рассуждении об узком и пространном пути, в рассуждении об искушении, в рассуждении о терпении. XXX. Терпение «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). «Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5:7). «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными» (Иак. 5:9). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» (Иак. 5:10). «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3—5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Он и прежде проповедовал им Евангелие, но его голос сливался с голосами других проповедников: он назидал на основании, положенном другими; между тем ревность к распространению истины Христовой побудила его проповедовать там, где еще не было известно имя Христово. К столь великому подвигу Павел был подготовлен новым, чрезвычайным откровением, о котором упоминается в 12 главе 2 послания к Коринфянам 24 . По свидетельству апостола Павла, он пришел как бы в исступленное состояние, так что не мог дать себе отчета в бывшем ему откровении; он не знал, находился ли он тогда в теле, или вне тела одна душа оставалась. И в этом состоянии Павел восхищен был до третьего неба и там, в блаженном жилище небожителей, слышал такие неизреченные слова, которые невозможно пересказать, для выражения которых нет слов на языке человеческом. Это чудесное откровение послужило к утешению и ободрению апостола на его многотрудном поприще, и таким образом подготовило его к предстоящему апостольскому путешествию. Самое путешествие было предпринято вследствие откровения бывшего некоторым из представителей Антиохийской Церкви. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый чрез пророков сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал» ( Деян.13:2 ). Призвание апостола Павла быть апостолом язычников было, конечно, всем известно в Церкви Антиохийской, а потому все понимали, к чему призывал теперь Варнаву и Павла Дух Святый. Все понимали также важность и величие подвига, к какому призывались эти апостолы, и потому отпустили их после особенного поста и молитвы, возложив на них руки и, таким образом, посвятив их на особенное служение. Напутствованные молитвами и благословениями Церкви апостолы Павел и Варнава отправились, по откровению Божию, в Селевкию, небольшой приморский город, лежащий против острова Кипра, а отсюда отплыли в Кипр. Здесь они высадились в Саламине, где и начали проповедовать слово Божие в иудейских синагогах. Из Саламина апостолы пошли далее по острову, повсюду проповедуя Христа, и достигли, наконец, противоположного берега, где лежал главный город острова – Паф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда вытекает, что следствием возложения рук апостолов было излияние Духа Святого на тех, на кого возлагались руки; при этом они не поставлялись на какое-то особое служение. Подчеркивается, что дар Святого Духа не может быть приобретен за деньги. В другом описанном случае Павел проповедует ученикам Иоанна Крестителя, они под влиянием его проповеди принимают крещение во имя Господа Иисуса, он возлагает на них руки, и они начинают говорить иными языками и пророчествовать ( Деян. 19:6 ). С помощью возложения рук Павел на острове Мелит исцеляет сына местного начальника ( Деян. 28:8 ). Как мы помним, возложение рук Анании на Павла имело следствием его освобождение от слепоты ( Деян. 9:12:17–18 ). Таким образом, возложение рук в ранней Церкви выполняло многообразные функции, использовалось в разных ситуациях и оказывало разное действие. Павел и Варнава склонили головы под руки своих собратьев по служению не для того, чтобы получить церковный сан, а чтобы заручиться благословением церковной общины на предстоявшее им путешествие. Хотя Павел с самого начала был уверен в своем апостольство и в том, что на это служение его поставил Сам Христос, для него было важно иметь мандат от антиохийской церковной общины, к которой он на тот момент принадлежал. Отметим, что Святой Дух повелел пророкам и учителям Антиохийской Церкви отделить Варнаву и Савла на дело, на которое Он их призвал. Речь идет, конечно, о проповеди язычникам. Ранее Христос посылал Павла на проповедь, теперь это делает Дух Святой. Можно вспомнить то, что Иисус говорил Своим ученикам о Духе: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16:13–14 ). Святой Дух действует в полном единомыслии с Сыном Божиим II возвещает Церкви Его волю. Кипр Из Антиохии Павел и Варнава отправились в Селевкию, а оттуда – морем на Кипр. Остров Кипр был родиной Варнавы, и можно предположить, что Варнава был инициатором этой поездки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По остроумному замечанию В.В. Болотова, «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в антиохийской школе предлагались такие простые и устойчивые приемы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» . С александрийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; богословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзегезу; у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена. Верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзегетической школы был святитель Иоанн Златоуст, но антиохийцами были также Несторий и Феодор Мопсуестийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» ( m o n a c o z) означает «уединенный». Монашество – институт, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 10–12). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность и бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений. Апостол Павел писал к коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7: 32–35).

http://pravoslavie.ru/42070.html

Приветствие Антиохийского Патриарха Иоанна Х (Язиджи) было зачитано отцом профессором Порфириусом (Жеоржи) из Баламандского богословского университета. Патриарх Иоанн в своем приветствии вспомнил небольшое указание апостола Павла о трудности путешествия в Азию. «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых» (2 Кор. 1. 8). Ссылаясь на эту цитату, патриарх также актуализирует современное состояние верующих Антиохийского патриархата, находящихся в эпицентре боевых действий и военных противостояний. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было зачитано епископом Звенигородским Антонием (Севрюком). В приветственном слове было указано на добродетель гостеприимства, которая является олицетворением любви к ближнему и Богу и является общей для Ветхого и Нового Заветов. Доклад Энцо Бьянки был озаглавлен словами Спасителя из 25-й главы Евангелия от Матфея: «Я был странником, и вы приняли Меня…». С тон и страдание – не всегда молитва, но Бог всегда слышит их. И это становится действием. Образ странника – это сам Бог, пришедший в мир в поиске заблудшего человека. Бог – хозяин. Земля – Божия, и это Божий дар человеку. Любовь к ближнему как руководство к действию. Если откровение Божие было обращено к бедным и странникам в Ветхом Завете (еврейский народ в пустыне), тем более Бог открывается «нищим духом» в Новом Завете. Бог совершает движение навстречу человеку (притча о блудном сыне). Рождение Христа – драма гостеприимства: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1. 11-12). Отец Энцо особенно акцентировал богословско-нравственное значение встречи и гостеприимства на пути в Эммаус. Жест преломления хлеба – истинное гостеприимство. Встреча с самарянкой отрывает Христа как изнемогающего странника, но при этом не забывающего о своей миссии. Связь между верой и гостеприимством. Вера становится гостеприимством, гостеприимство становится верой.

http://bogoslov.ru/article/5541858

Проблема смешанных браков Статья архимандрита Фомы (Битара), видного современного писателя Антиохийской Православной Церкви, впервые была опубликована во второй половине 1980-х годов в журнале «Ан-Нур» («Свет»). Недавно она была напечатана вновь, причем в редакционном предисловии указывалось, что проблема, затронутая в статье, за минувшие годы нисколько не утратила актуальности. Хотя в Русской Православной Церкви эта проблема не стоит столь остро, как в Антиохийской Церкви, но, тем не менее, смешанные браки случаются, и в этой связи может представлять интерес предложенное архимандритом Фомой осмысление этой проблемы. Латинская традиция помазывания пеплом «Православному мужчине запрещается сочетаться браком с еретической женой, и православной женщине запрещено сочетаться браком с мужчиной-еретиком. А если все же такой брак состоится, то нам следует считать его недействительным…» Так сказано в 72-м правиле Трулльского Собора, также известного как V–VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. Следует отметить, что под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви. Многие из нас не знают о существовании этого правила. А из тех, кто о нем знает, многие предпочитают не вспоминать о нем, так как считают его одним из самых труднообъяснимых правил Трулльского Собора. Тем не менее, данное правило требует от супругов единства в вере. Это требование не чуждо церковной мысли на всем протяжении истории. Уже в Ветхом Завете вопросу единства веры супругов придавалось первостепенное значение. Господь Бог, когда вел народ Свой по пустыне в землю обетованную, остерегал людей от родства с другими народами: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4). Без преувеличения можно сказать, что смешанные браки были одной из главных причин, которые разрушили уклад жизни ветхозаветного народа, ослабили его, склонили его к духовному распутству, падению, предательству Бога.

http://pravoslavie.ru/42923.html

Стих 21. Wiener, Koppe, Rück., Ust., Matth., Schott и др. под Сирией здесь разумеют Финикию, примыкающую к Кесарии и принадлежавшую к сирийским провинциям. Но что здесь разумеется не Финикия, а собственно Антиохийская Сирия, за это говорит в данном месте поставление рядом с ней пограничной Киликии ( Гал.1:21 ) и словоупотребление Нового Завета. В Новом Завете Сирией называется или целая римская провинция со включением Галилеи и Иудеи ( Мф.4:24 ; Деян.18:18; 20:3; 21:3 ), что здесь нельзя разуметь, так как далее церкви в Иудее, следовательно, и самая Иудея, исключаются (22 ст.: «церкви Иудеи не знали его»), или собственно Антиохийская Сирия ( Деян.15:23, 41 ), воторую здесь и нужно разуметь, без включения в ее состав Финикии. Апостол свидетельствует, что он лично не был известен церквам иудейским. Так как ранее (ст. 13) апостол уже сказал, что о нем слышали, как о гонителе христианства, и так как Деяния (9:26–30) сообщают, что ап. Павел в свое пребывание в Иерусалиме (15дней) проповедывал Евангелие, то ясно, что под церквами иудейскими, не знавшими Павла, надо разуметь провинциальные церкви, исключая главную церковь в Иерусалиме, большинство членов которой без сомнения знало ап. Павла. Стихи 22–24 не представляют ничего особеного, что бы нуждалось в филологическом разборе. Подтверждение Евангелия и апостольской самостоятельности Павла на иерусалимском соборе (2 глава, 1–10 ст) 2:1. Потом же по четыренадесяти летех паки взыдох во Иерусалим с Варнавою, поем с собою и Тита. 2:1. Потом, чрез четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавой, взяв с собой и Тита. 2. Взыдох же по откровению, и предложих им благовествование, еже проповедую во языцех: наедине же мнимым, да не како вотще теку или текох. 2. Ходил же по откровению и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мной язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь, или подвизался. 3. Но ни Тит, иже со мною, еллин сый, нужден бысть обрезатися. 3. Но они и Тита, бывшего со мной, хотя и еллина, не принуждали обрезаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Таким же грозным судом и наказанием Божиим за неверие и презрение голоса Божия угрожает апостол и теперь. Деян.13:43 .  Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращен­ные из язычников, по­следовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пре­бы­вать в бла­го­дати Божией. «Пребывать в благодати Божией», т.е. в этом, обнаружившемся в них, сердечном расположении к вере во Христа, проповеданного Павлом, – расположении, которое должно было в дальнейшем привести их и к проповеданному спасению. Это расположение здесь было первым дыханием или прикосновением спасающей благодати Божией. Деян.13:44 .  В следу­ю­щую субботу по­чти весь город собрал­ся слушать слово Божие. «Почти весь город», т.е. и языческое его население, внимание которого возбуждено было, очевидно, частными беседами апостолов с жителями в течение недели, между двумя упоминаемыми субботами ( Деян.13 и Деян.13:44 ). Деян.13:45 .  Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, про­тивореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Усиленные выражения – «противореча и злословя, сопротивлялись» – указывают на страстное, возбужденное враждебное отношение иудеев к учению Павла. Деян.13:46 .  Тогда Павел и Варнава с дерзнове­нием сказали: вам первым надлежало быть про­поведану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. «С дерзновением сказали...» Мысль, высказанная Павлом о самостоятельной от иудейства проповеди Евангелия язычникам, возбуждала еще значительные недоумения среди иерусалимских и антиохийских верующих ( Деян.11:2–3, 15 и д.). Могла возбудить она те же недоумения и среди всех других иудеев рассеяния. Тем не менее Апостолы – Павел и Варнава приемлют дерзновение высказать ее и применить на деле, имея в виду и опыт Апостола Петра ( Деян.10 ), и опыт проповедников антиохийских ( Деян.11:20 ), и особую волю Св. Духа ( Деян.13:1–4 ), и, наконец, то обстоятельство, что иудеи, которые прежде всего и здесь оглашены были словом проповеди о Христе, оказались непокорными и этим как бы сами оправдывали то, что апостолы обратились с проповедью о Христе к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Церковь в данной местности или стране имеется в виду и в тех местах новозаветных книг, в которых это слово употребляется во множественном числе. Так, например, говорится, что апостол Павел рукоположил пресвитеров к каждой церкви, основанной во время первого путешествия (Деян 14:23). Римлянам шлет приветствия от всех церквей Христовых (см. Рим 16:16). В Галатии имеются многие церкви (Гал 1:2), также многие церкви есть в Македонии (2 Кор 8:1) и, конечно, в Иудее (1 Фес 2:14). Церковь для апостола Павла, так же как и для апостола Иоанна (Откр 2–3) является Церковью в Коринфе, Ефесе, Смирне. В каждой местности это не часть Церкви, но вся Церковь Христова, живущая полнотой благодати Духа Святого. Одновременно каждая Церковь не мыслится вне связи с другими Церквами. В 1 Kop l:2 читаем: Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас . Похоже в 2 Кор 1:1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся ( oЬsV — имеется в виду существование в онтологическом плане, а не просто находящейся) в Коринфе, со всеми святыми во всей Ахаии. Связь между Церквами была разного рода. Это был, например, обмен посланиями. Колоссян Апостол просит, чтобы передали его послание к ним также Церкви Лаодикийской, а сами они должны прочитать то послание, которое было в Лаодикии (Кол 4:16). Проявлением связи был также сбор денег на помощь Церквам в Иудее (2 Кор 8–9). В межцерковных отношениях апостольских времен не замечается признаков возвышения одной местной Церкви над другой. Несомненно, Церковь Иерусалимская имела для Апостолов особое значение, но нигде в книгах Нового Завета мы не находим свидетельств ее преобладания над другими. То же самое наблюдается и по отношению к Церкви Антиохийской, которая благословила Варнаву и Савла на дело, к которому призвал ихБог (см. Деян 13:2). Быть может в прощании апостола Павла с пресвитерами Ефесскими (Деян 20:17–38) можно усматривать указание на особую роль Церкви в Ефесе. Но если даже это так, то это скорее роль, сходная с ролью Церкви Иерусалимской или же Антиохийской. Мышление в категориях Церкви “поместной” и “все­ленской” в смысле того, что “целое”, и того, что является “час­тью” этого целого, чуждо содержанию новозаветных книг. Местная Церковь в Ефесе так же, как каждая другая местная Церковь, является Церковью вселенской. Центром ее жизни, как апостол Павел принял от Самого Господа , является Евхаристия (см. 1 Kop 11:23–29). Совершение Евхаристии определяет место предстоятеля в Церкви и его роль по отношению к другим поместным Церквам.

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010