отъезд И. Б. из Египта в К-поль, где он написал памфлет «Поражение врачей» (не сохр.), сформулировав в нем свою позицию, включавшую 7 пунктов: 1) предпочтение личного общения с учеными знакомству с их книгами; 2) несовершенное знание научных трудов как причина сомнений, препятствующих верному решению вопросов; 3) утверждение истины в уме, где еще не укрепилась убежденность в невозможном, проще ее внедрения в сознание, с к-рым это уже произошло; 4) отказ от вынесения поспешного суждения о создателях сочинений; 5) необходимость логически выверенного решения задач, исходящих из верных данных и правильных предпосылок; 6) доказательство своей интеллектуальной независимости от Ибн Ридвана; 7) определение понятия «физическая точка». Ибн Ридван написал возражение на трактат И. Б. в письме к лекарям Каира. Араб. врач Ибн Аби Усайбиа (ум. 1270) полагал, что И. Б., превосходя своего соперника в искусстве красноречия, уступал ему в знании естественных наук, однако биограф Ибн аль-Кифти (ум. 1248) безоговорочно признает авторитетность И. Б. во всем, что касается «наук древних» (т. е. точного знания). Спустя год после приезда И. Б. в К-поле началась эпидемия бубонной чумы, о к-рой ученый оставил записи. По предположению В. Р. Розена , пребывание И. Б. в городе могло повлиять на проникновение араб. терминологии и фармакологических представлений в соч. «О свойствах пищи» (Περ τροφν δυνμεων) Симеона Сифа . В 1055 г. И. Б. возвратился в Сирию. До самой смерти жил попеременно в Алеппо и Антиохии, где поддерживал отношения с правосл. врачом и хронистом Яхьей Антиохийским , в 1063 г. руководил строительством больницы. Не был женат и умер бездетным. Под конец жизни принял постриг с именем Иоанн (Юханна, Юванис) и удалился в один из антиохийских мон-рей. Лит. наследие И. Б. отражает отмеченное эллинистическим влиянием (в первую очередь перипатетиков) мировоззрение араб. интеллектуала X-XI вв. Рассуждая о призвании ученого, он ссылается на Фемистия , а своими учителями признает медика Хунайна ибн Исхака , естествоиспытателя Ибн Хаммара и философа Ибн Зуру .

http://pravenc.ru/text/200423.html

Значительная часть рукописей «И. А. п.» заканчивается на 74-й биографии. Позднейшие жизнеописания в составе «И. А. п.» (1250-1942), как правило, анонимны и очень кратки. Период 1216-1243 гг. (вдовство кафедры и Патриаршество Кирилла III) подробно освещен лишь в одной рукописи «И. А. п.» (Paris. arab. 302. Fol. 287v-355r, XV в.; изд.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church. 1974. Vol. 4. Pt. 1-2) Юханной ибн Вахбом ибн Яхьей ибн Булусом при участии шейха Алам аль-Мулька ибн аль-Хаджжа Шамс ар-Риясы. Впосл. этот текст был включен в более пространную версию «И. А. п.», которая представляет собой компиляцию XVII в., но ошибочно приписывалась Юсабу, еп. Фувы, видному деятелю Коптской Церкви сер. XIII в. (сохр. в единственной рукописи из б-ки монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун, копия - в Коптском музее в Каире; см.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 369-370; Moawad. 2006). В этой версии часть биографий полностью совпадает с редакцией Мавхуба ибн Мансура, часть написана с привлечением дополнительных источников, а также имеется жизнеописание Диоскора, составленное на основании панегирика в честь Макария Ткоуского и «Книги Соборов» Севира ибн аль-Мукаффы. «И. А. п.» является основным источником по истории Коптской Церкви эпохи средневековья. Наряду с биографиями патриархов и церковными событиями в «И. А. п.» подробно освещены взаимоотношения коптов и мусульман (анализ памятника в социокультурном аспекте см. в: Martin. 1985), использован большой объем агиографического материала. Араб. «И. А. п.» продолжает копт. версию как в нарративном плане, так и в плане конфессиональной ориентации (монофизитство), в русле т. н. плирофорической традиции (термин предложен Орланди, восходит к названию полемико-исторического сочинения Иоанна Руфа и означает изложение истории в пропагандистском антихалкидонитском ключе). Эти идеологические особенности ярко проявляются в тенденциозном описании событий Великой Восточной схизмы - отделения от правосл. Церкви несторианской и монофизитской общин в V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/1319720.html

  О том, что следует остерегаться клеветы со стороны ближних Если ты служишь василевсу, всячески остерегайся клеветы против тебя, каждый день вызывай пред глаза свои картину падения твоего, так как не знаешь, какие козни плетут за твоей спиной дурные люди. Я видел нечто подобное и оплакал жизнь человеческую. А именно, я видел эксвасилевса Михаила [V], который некогда был кесарем, поутру, на восходе солнца, – державным василевсом, а в третьем часу дня – жалким и сирым слепцом... Хотя бы ты был первым человеком у царя, смиряй себя и не дерзай говорить откровенно, ибо почет и смелое слово вызывают к себе зависть. А если дело понуждает к смелой речи, то говори спокойно, с кротостью. Никому не завидуй, не злопамятствуй, ибо злопамятность ведет к смерти. О том, что не следует заводить беседы с кем попало Уклоняйся от разговоров с людьми беспутными, а когда беседуешь со своими близкими, или с кем-нибудь еще, то будь осмотрителен. Если речь зайдет о царе или царице, то не сразу отвечай, а помедли. Ведь много раз наблюдал я, как люди попадали из-за этого в беду. Глупец болтает как бы в шутку, а может с коварством. Переметнувшись, он оклевещет тебя, будто это говорил ты. Даже если он говорил простосердечно, то другой злодей побежит и донесет об этом и тебя привлекут к ответу за то, что ты находился там. На того, кто вел эту речь, они не обратят внимания, а во всем обвинят тебя. Остерегайся, сын мой, того, что кажется маловажным тебе. Тут-то как раз все полно опасностей великих, и многих видел я пострадавших из-за этого. Из «Описания Константинополя» первой половины Х в., оставленного крещенным арабским пленником Гаруном ибн-Яхьей ...Вокруг императорского дворца возведена крепостная стена длиною в целую парасангу 40 . В одном месте эта стена выходит на морской берег. В стене имеются трое окованных железом ворот, одни называются Ипподромными, вторые – Манганскими, третьи – Морскими. Миновав Ипподромные ворота, можно попасть в крытую галерею длиной в сто шагов и шириной в пятьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . В чем заметна разница в постановлениях относительно доносительства в Кодексе Феодосия и в Кодексе Юстиниана? О чем это говорит? 14 . Попробуйте разобраться, исходя из теста Продолжателя Феофана, в чем был смысл заговора Василия, кто в нем участвовал и как действовал доносчик? 15 . Какие опасности, по словам Кекавмена, поджидали человека, находящегося на службе у василевса? Какие изменения в практике доносительства произошли у византийцев к XI в.? 16 . Попытайтесь отделить вымысел от реальности в описании Гаруном ибн- Яхьей Большого императорского дворца. 17 . На примере приема княгини Ольги выясните, что было главным в византийском посольском церемониале в царском дворце и почему? 18 . Переведите с серебра в золото полученное княгиней Ольгой и ее приближенными от императора и сравните эти дары с размерами роги, выдаваемой ромейским сановникам. 19 . Где в Константинополе находились хранилища наиболее прославленных реликвий и на какие виды эти реликвии можно подразделить? 20 . С какой целью византийцы занимались наблюдением за движением звезд? 21 . В чем состояло колдовство Павлина? Как вы думаете, насколько можно доверять рассказу Феофилакта Симокатты? 22 . Почему Церковь разрешала одни гадания и осуждала другие? Сравните для этого 61 правило Трулльского собора и рассказ Анны Комниной о гадании императора Алесея I перед сражением. 23 . В чем можно усмотреть своеобразие, необычность положения ромеев из пелопоннесского города Майна, если исходить из рассказа Константина Багрянородного? О чем говорит этот рассказ? 24 . Откуда следует, что Константин Философ обращался к крещенным людям, укоряя их в поклонении дереву как святилищу? В чем «народ фульский» видел оправдание своего обычая? 25 . Какими достоинствами должен был обладать истинный христианин – светский человек и можно ли согласиться с Феодором Студитом , что это было посильно каждому ромею? 32 Древо Истинного Креста Господнего было найдено в Иерусалиме, на месте казни Христа, матерью императора Константина Великого , августой Еленой, и после захвата персами, отвоевано у них василевсом Ираклием, перевезшим святыню в Константинополь. Часть этой реликвии хранилась в специальном ковчежце-ставрофике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через некоторое время, когда умирает искавший души Младенца царь Ирод, Иисус и Его семейство возвращаются на родину. Тайна пророка Яхья Иса рос усердным, не по годам умным мальчиком. С самого раннего детства Он был отмечен печатью особого призвания и благодати Божией. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, он встретился с пророком Яхьей (Иоанном Крестителем), сыном Захарии. Коран сообщает, что Яхья был мудр ещё в детстве, благочестив, богобоязнен, воздержан, кроток с родителями. Он был подтверждением истинности “Слова Аллаха”, т. е. Исы и его миссии (3:38/33 41 ⁄ 36 ,19:1–15). Предание рассказывает о последовавших затем событиях жизни Иоанна. Он был первым, кто предсказал посланничество Иисуса, уверовал в него, помогал ему и был затем убит. Мусульманское предание особо выделяет мотив кипящей крови Яхья- она кипела на блюде с его головой и на его могиле. Когда Иоанна обезглавили, и его голову принесли царю Ироду на подносе, из раны упала капля крови и стала кипеть – ее не приняла земля. Место захоронения головы Яхья – в знаменитой Омейядской мечети Дамаска – ныне является местом массового паломничества мусульман. Мощные глухие стены отделяют мечеть Омейядов от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами, отполированными до зеркального блеска, и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница Иоанна Крестителя. Хорошо, француз подсказал. Длинноволосый парень в драных джинсах, сидит на каменном полу и глубокомысленно поглощает банку “Кока-колы”. Присаживаюсь рядом. “Джон Баптист? – усмехается он, – ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой”. Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего византийского храма св. Иоанна Крестителя, которую халиф Омар переделал в мечеть, до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Некоторые говорят, под мудростью разумеется знание Пятикнижия, и что он читал Пятикнижие ещё в младенчестве…» Далее Хазин разрушает все свое толкование, говоря: «от лица некоторых предков сообщается предание: кто читает Коран еще прежде совершеннолетия, тому дана мудрость в детстве». Значит, об Иоанне говорится не в буквальном смысле? 147 Ибн-Аббас понимает чистоту в смысле покорности и искренности, а некоторые разумеют добродетельность. Смысл стиха тот: мы дали ему милость нашу и очистили его более сравнительно с другими рабами, чтобы он призывал их к послушанию Господу их и искренне добрым делам». Там же. 148 «т.е. преданный Богу в чистоте сердца, с послушанием. Богобоязненность его состояла в том, что он не делал никакого греха, и даже совершенно не помышлял о грехе». Там же. 149 «т.е. повиновался им, угождал им; самое лучшее подвижничество, исключая величания Бога, это послушание своим родителям, как это утверждает слово Божие: Господь твой повелел вам кланяться только Ему одному, делать добро родителям и т. д. К17:24». Хазин. Там же. 150 – «это гордый, или убивающий и бьющий во гневе. Некоторые говорят – это тот, кто не видит никого выше себя по нраву, и по самообольщению думает, что никто не судья над ним». 151 Однажды посланник Божий сказал: сыны Салямы, кто считается великим у вас? Они отвечали: Джад, сын Кайса, по только мы находим его скупым. Тогда он сказал: какая болезнь хуже скупости?! Напротив, велик среди вас Амр, сын Джануха. Хазин I, 355. 153 стр. 152. То же говорит Джаллледдин: «есть предание, что он не сделал ни одного греха и даже не помышлял о нем». 154 Хазин I, 355. Впрочем, другие писатели делают другие предположения: по мнению автора назвали его Яхьей потому, что он не умирал обыкновенною смертью, так как, всевышний Господь сделал его мучеником. стр. 152. Иоанн, слово еврейское, означает: благодать Господин. Жизнь св. Иоанна Крестителя, Крылова, стр. 12. 157 , 152. Срав. , 398, где говорится: «Однажды Иоанн обличил царя (Ирода), умертвившего другого царя и взявшего себе его жену вместе с красавицей дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Нарастающая враждебность копт. общины к К. усугублялась изменением религ. политики мусульм. властей. После смерти султана аль-Камиля, благосклонного к христианам, в Египте были восстановлены дискриминационные меры в отношении внешнего вида зиммиев (1239). Постройки, примыкавшие к патриаршей ц. Эль-Муаллака в Фустате, стали объектом судебных исков со стороны соседней мечети. В 1240 г. в ходе разбирательств мечеть была временно закрыта властями, что вызвало общественное недовольство и нападение толпы мусульман на Эль-Муаллаку. Церковь была разграблена, богослужения в ней надолго прекратились. В кон. 30-х гг. XIII в. К. отстроил и превратил в свою новую резиденцию ц. св. Михаила на о-ве Рода на Ниле, однако в 1241 г. султан ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб приказал ее разрушить, чтобы освободить пространство под расширение собственной резиденции. Тогда К. переселился на др. берег Нила, в Дейр-эш-Шама в Гизе, где и скончался. Мусульм. власти потребовали от родственников патриарха выдать все его имущество. В тайнике под полом церкви были найдены большие суммы денег, церковные сосуды, десятки комплектов богатых облачений и, как особо отметили хронисты, множество ящиков с испортившимися сладостями и окаменевшими финиками. Правление К. и предшествовавший период междупатриаршества подробно описаны современником архонтом Юханной ибн Вахбом ибн Яхьей ибн Булусом (нек-рые отрывки, возможно, принадлежат Юсабу, еп. Фувы); этот текст в редакции шейха Алам аль-Мулька ибн аль-Хаджжа Шамс ар-Риясы был включен в состав «Истории Александрийских патриархов» . Хотя Юханна ибн Вахб был близким другом патриарха и старался по мере сил оправдать его поступки, в целом К. изображен довольно одиозной фигурой. Современная копт. историография относится к К. критически. Некоторые исследователи отмечают несоответствие между образом патриарха в литературе и в его сохранившихся посланиях, где он предстает способным и волевым администратором. Лит. наследие К. помимо трактата «Книга исповедания», известного также как «Книга учителя и ученика», включает сборник литургических указаний (нем.

http://pravenc.ru/text/1840419.html

С марта 1959 г. в соответствии с соглашением о технико-экономическом сотрудничестве Москва оказывала Багдаду содействие в строительстве индустриальной, транспортной и ирригационной инфраструктур, а также в подготовке национальных кадров и в укреплении обороноспособности страны. Льготный кредит, предоставленный СССР, был к 1964 г. увеличен в 3 раза. В марте 1959 г. при поддержке местной традиц. верхушки и шейхов племен взбунтовался гарнизон Мосула. Касем разрешил Мустафе Барзани и его сторонникам вернуться из советской эмиграции, чтобы использовать их и коммунистов при подавлении мятежа. В мае 1959 г. ИКП, НДП и ДПК (вошедшая в ФНЕ с дек. 1958) выдвинули проект Единого народного фронта, в целом лояльного к режиму. Однако президент, балансируя между правыми и левыми силами, взял курс вначале на ограничение, а затем и на подавление активности этих партий. В 1960 г. число арестованных по политическим мотивам достигло 22 тыс. чел. В марте 1961 г. МВД закрыло курдскую газ. «Хабат», а в июне опечатало столичную штаб-квартиру ДПК. В сент. армия, значительно потеснив ополченцев Барзани, нанесла сокрушительный удар по гражданскому населению Иракского Курдистана. Более 80 тыс. чел., лишившись крова, бежали в горы. Серьезно пострадали и ассир. села в регионе Сапна и Барвари у границы с Турцией, к-рые покинуло до 6 тыс. жителей. В нояб. курды выбили правительственные соединения из большей части сев. лив, а новое наступление правительственных войск весной 1962 г. провалилось. Жестокость правительственных войск в сев. ливах затронула и ассир. население, что подтолкнуло его к поддержке Курдского восстания. Комитет христиан Курдистана возглавил халд. хорепископ Пулос Бейдар. В результате карательной акции правительственных войск было разрушено 150 ассир. поселений, находившихся вне зоны боевых действий, а 30 тыс. чел. были вынуждены покинуть свои дома и переселиться в центральные районы И., прежде всего в Багдад. 18 нояб. 1963 г. полковник Ареф, заручившись поддержкой насеристов-юнионистов и офицеров во главе с начальником Генштаба Тахиром Яхьей, совершил верхушечный переворот.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Т. о., аргументы против авторства Яхьи ибн Ади значительно сильнее аргументов в его пользу. Единственно возможным является предположение, согласно к-рому «Послание...» могло было быть написано Яхьей ибн Ади в самом начале его ученой карьеры, задолго до появления зрелых работ. Основанием для этой гипотезы является соотнесение данных «Послания...», касающихся опровержения ан-Наши аль-Акбара, с биографическим замечанием копт. писателя ас-Сафи ибн аль-Ассаля (XIII в.) о том, что Яхья ибн Ади в 923 г., в возрасте приблизительно 30 лет, занимался копированием «Средней книги», написанной ан-Наши ( Holmberg. 1989. P. 34). Однако это свидетельство кажется малоубедительным на фоне множества аргументов в пользу авторства И. Неподлинные/спорные сочинения Литургия Преждеосвященных Даров. Х. У. Кодрингтон ( Codrington H. W. The Syrian Liturgies of the Presanctified. III. East Syrian, or Persian//JThSt. 1903/1904. Vol. 5. P. 535-545) издал сир. текст литургии Преждеосвященных Даров по 2 рукописям. В одной из них (Cantabr. Add. 1988, 1559 г.) литургия приписывается «Мар Исраэлю Остроумному, епископу Кашкара». Кодрингтон и И. Зиаде ( Ziad é I. Présanctifiés (Messe des)//DTC. 1937. Vol. 13. Pt. 1. Col. 92-93) считали, что речь идет об И., к-рому более, чем Исраэлю (Х в.), подходит прозвище Остроумный. В др. рукописи (Lond. Brit. Lib. Add. 7181, 1570 г.) автором литургии назван Авдишо, митр. Эламский (XIII в.). Однако существование литургии Преждеосвященных Даров в Церкви Востока является сомнительным, поскольку авторитетные учители этой Церкви не раз высказывались против внесения евхаристических элементов в чин причащения запасными Дарами ( Codrington. 1903/1904. P. 535-536). Анонимный трактат (Paris. arab. 309). Ж. М. Фие связывает с 2 Исраэлями Кашкарскими 4 трактата, приписываемые анонимному «епископу Кашкара» в рукописи XV в. егип. происхождения (Paris. arab. 309. Fol. 129r - 156v - Fiey. 1968. Vol. 3. P. 179). Фактически это 1 трактат, разделенный на 4 главы (Catalogue des manuscrits arabes//Bibliothèque nationale de France/Éd. W. MacGuckin de Slane. P., 1883-1895. P. 85). Хольмберг ( Holmberg. 1989. P. 79-80), изучив трактат, пришел к выводу, что он был написан монофизитом, и отождествил его с «Книгой Соборов» копт. писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.; изд.: S é v è re Ibn-al-Moqaffa(?)lsquo; , é v ê que d " Aschmounain. Réfutation de Sa‘îd Ibn-Batriq (Eutychius): (Le livre des conciles)/Éd., trad. P. Chébli. P., 1909. (PO; T. 3. Fasc. 2)). В парижской рукописи «Книга Соборов» воспроизводится без вступления и приложения. Причина атрибуции трактата «епископу Кашкара» неизвестна. Богословие

http://pravenc.ru/text/675017.html

К 990 г. империя Гана захватила укрепленные поселения Валата и Аудагост. Последний, расположенный на путях транссахарской торговли, превратился в крупный город с 5-6 тыс. жителей в центре процветающей сельскохозяйственной местности. В нем находились одна соборная и многочисленные квартальные мечети. К нач. XI в. поверхностно исламизированная конфедерация санхаджа распалась, а в долине Сенегала распространилось влияние Текрура - гос-ва фульбе, правители которого вскоре обратились в ислам (о мусульм. богословах по прозванию ат-Такрури в Египте известно уже с кон. X в.). К сер. XI в. санхаджийскую конфедерацию сменило суннитское движение Альморавидов (араб. «аль-мурабитун» - «живущие в рибате»; рибат - пограничная крепость-обитель; отсюда европ. «марабут»). В 40-х гг. XI в. приглашенный берберским вождем Яхьей ибн Ибрахимом ислам. проповедник Абдаллах ибн Ясин основал в землях санхаджа 1-е рибаты, ставшие очагами нового учения. В 50-70-х гг. XI в. одно из санхаджийских племен лемтуна, среди которого проповедь Абдаллаха имела наибольший успех, под лозунгами джихада создало могущественную державу - гос-во Альморавидов, охватившее весь Дальн. Магриб и Андалусию. Его политическим центром стала обл. Адрар, где располагалась ставка альморавидских предводителей («эмиров мусульман») - Азуги. В 1076/77 г. «эмир мусульман» Абу Бакр ибн Умар овладел центром империи Гана - Кумби. К 1090 г. границы гос-ва Альморавидов установились по р. Сенегал, и в нач. XII в. его экспансия остановилась. С деятельностью 1-го кади в Азуги - Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Хасана аль-Муради («Хадрамаутского имама», ум. в 1095/96) - связывают успехи суннитской проповеди в Адраре. С 1146/47 г. завоевания Альмохадов (выходцев из союза племен зената) теснее привязали сев. и центральные районы совр. М. к Дальн. Магрибу, а ее юж. часть после падения Ганы ок. 1240 г. последовательно входила в сферу влияния держав Сосо, Мали (до кон. XIV в.) и Сонгай (до кон. XV в.). На севере уже во 2-й пол. XIII - 1-й пол. XIV в. расцвели оазисные города Тишит, Валата и Вадан, а к нач. XV в. главным культурно-религ. центром и местом встречи паломников со всего Зап. Судана стал г. Шингетти в Адраре. Название этого города распространилось и на весь край (Билад-Шанкит, в разговорной форме - Шингет). Обл. Ход, служившая ранее земледельческим центром региона, в эти века оказалась заброшена из-за иссякших водных источников.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

  001     002    003    004    005    006