Мы говорим, что сей предобразованный человек есть Сын Божий, Которого, само Писание возвестило Богом. Мы даже утверждаем, что и закон дан Моисею подобным же образом, чрез посредство Сына Божия, как учит Апостол, говоря: что убо закон? преступлений ради приложися, дóндеже приидет семя, емуже обетовася, вчинен Ангелы, рукою Ходатая ( Гал. 3, 19 ). Ибо другого Ходатая между Богом и человеками, кроме сего (Христа), мы не знаем ( 1Тим. 2, 5 ). Сему же учит нас и Моисей: явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины; и далее: егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины ( Исх. 3, 2. 4 ); и еще: пришед, собери старцы сынов Израилевых, и рцы к ним: Господь Бог отец наших явися мне, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Исх. 3, 16 ); и далее: аще не уверуют ми, ниже послушают гласа моего, рекут бо, яко не явися тебе Бог, что реку к ним ( Исх. 4, 1 )? И в благословениях (Моисеевых): и приятная Явившемуся в купине да приидут на главу Иосифову ( Втор. 33, 16 ); и в другом месте: и рече Господь к Моисею: и сие тебе слово, еже рекл еси, сотворю. И глагола Моисей: покажи ми славу Твою. И рече: Аз предыду пред тобою, славою Моею, и воззову о имени Господнем пред тобою и помилую, егоже аще милую: и ущедрю, егоже аще щедрю ( Исх. 33, 17–19 ); – что исполнилось следующим образом: и сниде Господь во облаце и предста Ему тамо Моисей, и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь Бог ( Исх. 34, 5–6 ). Обещавший выше мимоити есть Господь Сын Божий; Он-то и воззвал во-имя Господа Отца; Он есть Тот, Который свидетельствовал истину, говоря: не яко Отца видел есть кто, токмо сый от Бога Отца, сей виде Отца ( Иоан. 6, 46 ). И в том же Евангелии: ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте ( Иоан. 5, 37 ); также: Бога никтоже виде нигдеже; единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Иоан. 1, 18 ). И Апостол в одном месте говорит: Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу ( 1Тим. 1, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/poslan...

Некоторые из слушателей (вероятно, эпикурейской школы) при словах апостола о воскресении мертвых не могли скрыть своего неверия и позволили себе смеяться над проповедником истины. Другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другое время». Впрочем, слова апостола нашли и добрую почву. Некоторые тут же уверовали и присоединились к апостолу. В числе их был Дионисий Ареопагит (т. е. член верховного судилища), знаменитый впоследствии учитель Церкви, епископ и мученик. В особенности святой апостол потрудился в Коринфе, жители которого отличались, с одной стороны, образованностью и утонченною светскостью, с другой – крайней распущенностью. Апостол остановился в доме иудеев Акилы и Прискиллы. Это было очень благочестивое семейство (домашняя церковь , как впоследствии наименовал его апостол). Занятием их было делание палаток. Эти палатки, вроде ширм, употреблялись при остановках во время путешествий для защиты от солнечного зноя. Апостол знал это ремесло и помогал своим гостеприимным хозяевам, поэтому не был никому в тягость и питался от трудов рук своих. Каждую субботу в синагоге он проповедовал о Господе Спасителе. Многие из евреев и прозелитов уверовали, но большая часть евреев противилась его учению и злословила апостола. «Кровь ваша на главах ваших: я чист; отныне иду к язычникам», – сказал апостол враждебным ему евреям и открыл собрание в доме обращенного из прозелитов некоего Иуста. Господь явился ему и сказал: «Не бойся, говори, не умолкай. Я с тобою, и никто не сделает тебе зла». Трудами апостола основана в Коринфе такая Церковь , которая славою своею превзошла даже антиохийскую. Из Коринфа апостол отправился в Иерусалим на праздник, как некоторые думают, Пятидесятницы. В конце второго путешествия апостола Павла началась письменная деятельность этого великого апостола. Из Коринфа он отправил два послания к Солунянам 21 . 18 – Эпикурейцы (так называемые по имени философа Эпикура) отличались неверием: «Богов или нет совсем, – учили они, – или они только праздные и беспечные зрители мира; все на свете зависит от случая; душа человека исчезает вместе со смертью тела; цель жизни – удовольствие». Таким мудрецам, конечно, не могла нравиться проповедь о Распятом на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Теперь говори, Исайя, не молчи! «Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку» 1 ( Ис.5:10 ). Десять запряжек волов – это двадцать волов; десять разумных запряжек волов – это двенадцать апостолов Христа и семь, которых избрали апостолы. Кого именно? Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, пришельца антиохийского; и (еще) апостол, возделавший землю от Иерусалима до Иллирика. Эти десять запряжек волов сделали на пашне человечества исповедание о Христе, облекшемся в наш скудельный сосуд тела. Что божественное слово называет скудельным сосудом плотское пришествие Христа, слушай. Когда Он имел отойти на страдание, говорят Ему ученики Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» ( «где хощеши уготоваем... пасху?») А он им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды… и… скажите хозяину дома того: Учитель... наш сказал: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» ( Мф. 26:17 ; Мрк. 14:13–15 ). Кто человек, носящий скудель воды, или что за город, в который Он их посылает, или что такое устланная горница, – (это) вам, по исследовании, необходимо знать. Человек, носящий скудель воды – Иоанн, Предтеча Христа, объявлявший о Христе, что Он облекся в наш скудель тела (и) имеет у Себя воду крещения. Устланной горницей называет будущее упокоение святых на небе после воскресения. «Идите вот в этот град», – не в ветхую синагогу иудеев, где ветхий закон закис в ветхих мехах, – смешав уксус с желчью, они поднесли Господу, – но идите в новый город, в новый Иерусалим, где новое слово, где новая благодать Духа в новых мехах источает молодое вино веры; где не ветхая пасха, но новое воскресение; где не агнец закалается в жертву, но Христос освобождает; где не ветхая закваска, но приготовляется на кресте небесный хлеб». «Где вспашут десять пар волов, там даст одну кружку». Где работают десять запряжек волов, (т. е.) апостолов (апостолы, были уподоблены волам, как свидетельствует Павел словами: «Написано в... законе: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» ( 1Кор. 9:9 ), но о нас говорит), – там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда-либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

— Зачем ты, государь, так бесчеловечно мучишь неповинных и посвященных Богу мужей и принуждаешь их отступить от православной веры? Знай, что и ты — человек немощный; если Бог и поставил тебя царем, то все таки ты можешь подвергнуться искушению от диавола; я думаю, что первый виновник зла — лукавый диавол, как некогда он испросил у Бога позволение искусить Иова и получил оное, так и тебя он воздвиг против нас и навел на нас, чтобы твоими руками истребить Христову пшеницу и всеять свои плевелы. Но тщетны его старания и ничтожна его сила; ибо с тех пор, как пришел Господь и водружен был крест, на коем вознесен был Христос, пала бесовская гордыня и сокрушена сила бесовская. Итак, не обольщайся, царь, и не преследуй, в угодность демонам, Богом хранимый народ христианский. Знай, что крепость и сила Христова непобедимы и непреодолимы. Услышав сие, Юлиан возгорелся гневом и закричал громким голосом: — Кто и откуда сей нечестивец, который так дерзновенно обращается к нам и смеет в лицо оскорблять нас? Предстоявшие царю отвечали: — Царь! это дукс и августалий Александрийский. — Как? — сказал царь, — это мерзкий Артемий, который участвовал в умерщвлении брата моего Галла — Да, державный царь, это — он, — отвечали предстоявшие. Царь же сказал: — Я должен благодарить безсмертных богов, а более всего Дафнийского Аполлона за то, что они предали мне в руки сего врага, который сам пришел сюда. Итак пусть сей негодный будет лишен своего сана; пусть с него снимут пояс и ныне же подвергнут его наказанию, а завтра, если угодно будет богам, я произнесу над ним приговор за убийство моего брата. Я отомщу на нем неповинную кровь и погублю его не одною казнию, но множеством казней, ибо он пролил кровь не простого человека, а царскую. Когда царь сказал сие, оруженосцы его тотчас взяли Артемия и, сняв с него военачальнический пояс и другие знаки достоинства, поставили его обнаженным. И отдан был святый в руки палачей, которые, связав ему руки и ноги, растянули его в четыре стороны и так долго били его по спине и чреву воловьими жилами, что от усталости сменились четыре пары палачей. Но святый проявил подлинно сверхчеловеческое терпение, и казался всем как бы совершенно бесчувственным: он не испустил ни одного звука, не застонал, не сделал ни одного движения и не выказал никакого знака страдания, как обыкновенно показывают люди, терпящие мучения. Земля напоялась его кровию, а он оставался непоколебим, так что удивлялись ему все и даже сам нечестивый Юлиан. Потом царь повелел перестать бить его и святый уведен был в темницу со святыми мучениками Евгением и Макарием. Страстотерпцы в сие время пели: " Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу "

http://pravicon.com/info-1832

Объяснение. По божественному плану спасения рода человеческого, учению о Христе Спасителе мира надлежало быть проповедану сначала еврейскому народу: Деян.3:26 ; Рим.1:16 ; но как они в лице фарисеев и законников отвергли волю Божию: Лк.7:30 , то проповедь перенесена была к язычникам. Но эта проповедь не могла заключаться в одних писанных Евангелиях и посланиях, а была главным образом в устных наставлениях, так как в это время не было ещё ни одного послания написано, да и Евангелия не всех 4-х евангелистов существовали в первое время по вознесении Иисуса Христа. Деян.16:4 . «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Объяснение. Отсюда видно, что определениям собора апостолов и пресвитеров: Деян.15:6:22 , приписывалась общеобязательная сила, а также видно и то, что эти определения предавались для соблюдения, становились преданием церкви, так как постановления собора письменно передавались в то время в одну только Антиохийскую церковь , в прочие же церкви приходили через апостольское предание: Деян.15:27:20:31 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.2:15 . Деян.17:11 . «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Объяснение. Здесь и речи нет о том, – нужно, или не нужно признавать Предания, а говорится лишь о том, что Солуняне возмутились против апостола Павла и заставили его ночью покинуть город, после чего он свою проповедь перенёс в Верию (ст.1–10); жители последней оказались благомысленнее Солунян, разбирали ветхозаветные Писания (новозаветных тогда ещё мало было), сопоставляя их со случившимися евангельскими событиями. О необходимости же Предания свидетельствует тот же апостол Павел: 2Фес.2:15:3:6 ; 1Тим.6:20 . 2Пет.1:16:19 . «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Может быть, языческий мир представлял более благоприятную почву для проповеди христианства? Сам святой Павел так характеризует языческий мир. Они (язычники) славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1:23–25 ). Это – в религиозном отношении. В нравственном отношении они исполнены (до краев) всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия. Злоречивы, клеветники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы ( Рим. 1:29–31 ). Кроме того, проповедники христианства, как евреи по происхождению, должны были стать предметом презрения в глазах язычников. Итак, что же мог сделать человек своими силами при таких условиях? Но невозможное для человека, возможно для Бога. Только Дух Святой мог даровать христианской миссии ее вековечный успех, который она действительно имела. Посланники Духа Святого – Варнава и Савл, отправились в путь, в сопровождении младшего их спутника Марка, напутствуемые молитвами и благожеланиями Антиохийской Церкви. Так как Варнава был родом с острова Кипр, то отсюда Апостолы и начали свою первую проповедь о Христе вне Иудеи. В Селевкии они сели на корабль, который и привез их на остров Кипр, в город Саламин. Остров Кипр, как один из самых больших островов Средиземного моря, как бы самой природой был предназначен стать центром громадной торговли. Поэтому в нем было много евреев, еще со времен Ирода Великого, много было у них синагог в одном Саламине. О трудах проповедников Христа в Саламине, ничего нам неизвестно, кроме только того, что они проповедовали слово Божье в синагогах иудейских ( Деян. 13:5 ). О проповеди язычникам ничего не говорится в книге Деяний, быть может, ее и не было здесь. Языческое население Саламина отличалось самой необузданною чувственностью. Религиозным их культом было служение Венере и Афродите – служение сладострастию (Фаррар. Указ. соч. Кн. VI, гл. XIX).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Однако, в даровании сирийским христианам есть и более возвышенная мотивация, чем обыкновенный прагматизм. Они - наши единоверцы, которых Президент Российской Федерации В.В.Путин обещал защищать. Ведь общность в духовном необходимо предполагает и общность в материальном. Как говорит апостол Павел: " Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? " (1 Кор 9,11). Тем более, что сирийский христианский народ - один из наших учителей в Православной вере. Ведь Православие немыслимо без священномученика Игнатия Антиохийского и его слов: " Любовь моя распялась " . Его нельзя представить без преподобного Ефрема Сирина и его молитвы: " Господи и Владыко живота моего. Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми " . Сколь вечные и в то же время актуальные слова! Православие невозможно без преподобного Иоанна Дамаскина и его " Точного исповедания Православной веры " . А это лишь несколько имен из сонма святых отцов, мучеников и преподобных, которые даровала нам святая сирийская земля, на которой теперь творится кровавое беззаконие и разрушаются христианские святыни мирового значения. В книге Иова есть примечательные слова: " Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, 12потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. 13Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. " (Иов. 29, 11-13). Надеемся к ним не останутся равнодушными люди, от которых зависит принятие судьбоносных решений. Жизнь показывает, что оппортунизм, равнодушие и предательство несут лишь унижение и погибель. И напротив - сострадание и мужество всегда приносили успех и победу, славу и честь. скрыть способы оплаты Комментарии Владислав 11 ноября 2013, 09:59 К сожалению въезд в Россию открыт для граждан бывших наших республик и несущих к нам свою враждебную веру, но закрыт для православных, которых во много раз меньше. Странная позиция у нашего государства. Millia 10 ноября 2013, 08:23 Nizkei poklon ! Геннадий-либерал 9 ноября 2013, 18:55

http://pravoslavie.ru/65569.html

Известно также, что апостолы после сошествия на них Святого Духа проповедывали только между иудеями и самарянами, почитая язычников нечистыми и недостойными к вступлению в Церковь Христову. Но Сам Господь вразумил Апостола Петра. В видении был показан ему сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные, и слышан был голос, повелевающий ему заколоть и есть. Апостол ответил: «нет Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» ( Деян.10:14 ). Вновь послышался голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). Этим видением Господь вразумлял Апостола Петра, чтобы он не почитал язычников нечистыми и принимал бы их чрез крещение в Церковь Христову. «Вы знаете», говорил Ап. Петр Корнилию и бывшим с ним в доме другим язычникам, «что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» ( Деян.10:28 ). Отсюда понятно, что всякий, к какому бы народу ни принадлежал, может принадлежать к Церкви Христовой. Будучи соборною или вселенскою, наша православная Церковь называется также восточною. Но это название нисколько ни противоречит вселенскому характеру Церкви Христовой. Она называется восточною не потому, чтобы ограничивалась каким-либо местом, именно востоком, а по особым воспоминаниям. В раю, который был насажден на востоке, была основана и первая церковь безгрешных прародителей Адама и Евы. Там же, по грехопадении, положено было основание ветхозаветной церкви. Принадлежавшие к ней евреи получали спасение чрез веру в обещанного Спасителя. На востоке в земле иудейской, в нынешней Палестине, где находится священный город Иерусалим, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и до ныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних церквах восточных, каковы иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, и в единомысленных с восточными, какова есть, благодатию Божиею, и Всероссийская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Дорогие гости и участники конференции, мы хотим услышать голос мучеников Ваших Церквей. Обратимся к Святому Духу, чтобы Он нас просветил, очистил и соделал достойными наших предшественников. Ей гряди Господи Святый Душе, да соединимся со Христом Господом нашим». Сразу после выступления отца Ензо приветственное слово Вселенского Патриарха Варфоломея (Архондониса) было зачитано митрополитом Бельгийским Афинагором (Пекстандтом). В своем слове Патриарх Варфоломей отметил, что великая радость для всего православного мира и особенно для Константинопольского Патриархата, что подобная конференция имеет место. «Мученичество и общение неразрывно связаны друг с другом. Общение является мотивацией свидетельства. Цель мученичества – свидетельствовать даже до смерти. Но мученичество не может быть само по себе, оно должно соответствовать самой сути христианской жизни и быть в единстве (солидарности) с другими христианскими добродетелями. Мученичество – это наше призвание». Из всех приветствий и поздравлений постарался записать главные идеи и тезисы представителей Антиохийской, Кипрской, Сербской Церквей, где возможность мученичества – это каждодневная реальность. Предстоятель Албанской Церкви в своем приветственном письме дал богословское осмысление мученичества, а представитель Армянской Апостольской Церкви представил позицию Армянкой Церкви, касающуюся канонизации жертв геноцида, которое также считаю ценным привести в данном контексте. Вместе с приветственным словом Патриарх Антиохийский Иоанн (Язиджи) подготовил доклад «Кровь мучеников – семя общения»; он был зачитан Порфириосом Жеоржиосом, представителем Антиохийского Патриарха. «Дорогие мои, от апостольской Антиохийской Церкви Вам Божие благословение. «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков… Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» 1 Кор. 4. 9, 11-13.

http://bogoslov.ru/article/5083756

«360 талантов серебра и с некоторых доходов 80 талантов…» Эта последняя прибавка дает будто понять, что 360 талантов серебра Иасон, по-видимому, имел в виду дать из храмовой казны или храмового имущества. Общая сумма взятки, если считать еврейскими талантами – более 1 000 000 рублей, сирийскими – около половины этого. Эта огромная сумма, очевидно, обещана была не как ежегодная дань, а как единовременная, раз и навсегда, уплата, может быть – лишь с некоторою отсрочкою, по частям. 2Мак.4:9 Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами. «Властью его…», т. е. царскою – δι τς εξουσας αυτο. – «И писать Иерусалимлян Антиохиянами» – και τους ν εροσολμας A­ ντιοχες αναγρφαι, т. е. или: «переписать живших в Иерусалиме Антиохтцев», подчеркнув их преимущество дарованием прав гражданства, или: «записать всех жителей Иерусалима Антиохийцами», с дарованием всем им прав антиохийского гражданства, но и обязав их через это к принятию Антиохийских обычаев. – За второе предположение говорит ст. 19, где упоминаются эти «Антиохияне из Иерусалима», бывшие, очевидно, Иудеями. Подобно александрийским и римским, антиохийские права гражданства состояли в некоторых привилегиях, в числе коих было право присутствовать на греческих общественных играх и торжествах (19 ст.). – Полномочие раздавать эти права Иасон, очевидно, надеялся сделать для себя богатым источником доходов, с избытком покрывающих и расходы по приобретению этого полномочия. 2Мак.4:10–11 Когда царь дал согласие, и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам. Он отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы по ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который предпринимал посольство к Римлянам о дружбе и союзе; нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи. «Человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы…», τα κεμενα τοις ουδαοις φιλνθρωπα βασιλικ слав.: «уставленная Иудеям человеколюбия царская…» Здесь разумеются, вероятно, права и льготы Иудеям Антиоха Великого (Арх И. Фл., XII, 3, 3 и д.), в числе которых были: беспрепятственная жизнь по отеческим законам, свобода священников и пр. служителей храма от податей, пособие на расходы по храму и на потребности Богослужения и т. п. – «По ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который (по 1Mak VIII: 17 и д.) предпринимал (точнее: предпринявшего – το ποιησαμνου…) посольство к Римлянам о дружбе и союзе…»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010