Ст. 19. …Тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями Аитиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу... Антиохиянами здесь называются, конечно, те Иудеи из Иерусалима, которые за деньги приобрели себе право Антиохийского гражданства 1164 . Триста драхм составляют около 6,000 руб. сер. Геркулес Тирский – был символом солнца. Ст. 21. …Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет, по случаю восшествия на престол царя Птолемея Филометора и проч... Этого Аполлония Антиох Епифан посылал в Египет после сражения, данного Египтянам между Пелузией и горою Казием 1165 . Аполлоний должен был расследовать, насколько вельможи египетские расположены были содействовать к подчинению Египта Сирийской власти. Оказалось, что в Египте не только не сочувствуют замыслам Антиоховым, напротив, у него самого хотят отнять Палестину и Келесирию. Тогда Антиоху пришлось позаботиться о собственной безопасности; и с этой целью он предпринял обозрение крепостей со стороны Египта, между которыми была и Яффа. Также весьма важно было для него убедиться в верности иерусалимских иудеев 1166 . Ст. 30. … В то время, как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты за то, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской... Тарс был столичный город Киликии. Маллос был другой город той же провинции. В древней истории весьма не редки были примеры того, что цари персидские дарили целые города своим женам, а также наложницам, или друзьям. Вот на каких условиях, – замечает Цицерон, – дарят они города своим женам: такой-то город обязуется доставлять нашей супруге все нужное для ее головных украшений, такой-то – все нужное для шейных украшений, а такой-то – все потребное для волос. Таким образом, целые народности они (цари) делают не только соучастниками своих страстей, но и пособниками оных. Азиатские города, впрочем, не считали для себя все это постыдным; но города греческие никак не могли с этим помириться 1167 . Ст. 33. …Верно дознав о том (т. е. о распродаже священных сосудов, совершенной Менелаем с корыстной целью) , Ония изобличил его и удалился в безопасное место – Дафну, лежащую при Антиохии... Дафна был городок неподалеку от Антиохии. Он был знаменит кипарисной и лавровой рощами, посвященными Апполону и Диане, и ради этих святынь, на пространстве четырех миль с половиной в окружности своей, считался местом убежища для гонимых. Первосвященник Ония, для спасения своей жизни, мог безгрешно воспользоваться сим убежищем. Глава 5 1168 . Неистовства Антиоха Епифана в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

т.п. – К святым, т.е. христианам (ср. прим. к ст. 13), живущим в Лидде: это – небольшой тогда городок, недалеко от моря, близ Иоппии (Яффы), к северо-западу от Иерусалима; позднее это был довольно значительный город, называвшийся Диосполис. – Эней: ни из чего не видно, чтобы он был христианин до своего исцеления; дееписатель называет его – некоторый человек, тогда как далее, повествуя о Тавифе, называет ее ученицей (ст. 36). Греческое имя указывает, что Эней был грек по происхождению. – Исцеляет тебя Иисус Христос (Мессия): вероятно, Энею, хотя и не христианину, известно было это имя, славы коего исполнена была тогда вся Палестина. – Встань, и – тотчас встал: вместе со словами Петра совершилось само дело, выражаемое словом, – исцеление расслабленного. Петр не спрашивает больного о вере его в Господа Иисуса (как и Деян.3:1 и д.), а дарует ему исцеление, или видя духовным оком готовность его к вере, или надеясь самим фактом исцеления возбудить в нем веру. – Видели его, т.е. исцеленного, которого знали прежде расслабленным. – Сарон: под именем Сарона разумеется не местечко этого имени (ныне деревня Сарон), но вся так называемая равнина Саронская, прилегающая к морю, плодоносная и густо населенная полоса земли от Кесарии Стратоновой до Иоппии. Все – вместо многие, гиперболически (см. прим. к Мф.3:5 ). Петр в Иоппии и воскрешение Тавифы (36–43) 36. В Иоппии находилась некоторая ученица, именем Тавифа, что значит, Серна; она была исполнена добрых дел, и творила много милостынь. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. В Иоппии: ныне Яффа – древний и торговый приморский город, к северо-западу от Иерусалима. – Ученица, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В первые же дни христианства, между жителями Яффы было уже некоторое число верующих; здесь совершилось величайшее чудо св. апостола Петра, воскресившего благочестивую Тавифу. В последствии, когда разразилось в Иудее восстание против римлян, наместник Цестий овладел городом, предал его разграблению и, наконец, сжег, причем все жители его, в числе 8400 человек, были умерщвлены. Несколько времени спустя Яффа вновь была выстроена восставшими иудеями, проникшими до сирийского берега, и тогда город превратился в настоящее гнездо морских разбойников, пока, наконец, Веспасиан, чтобы положить конец пиратству, не взял Яффы ночью и, предав смерти всех жителей, не разрушил её до основания. На месте города Император воздвигнул крепость, а вскоре вокруг крепости возник новый город. В царствование Константина Великого Яффа несколько возвысилась, сделавшись местопребыванием епископа, что и продолжалось до нашествия арабов в 636 году. Со времени овладения арабами Яффа стала вполне мусульманским городом, сохранив только среди своего населения несколько сот христиан, армян, греков и сирийцев. В 1090 г. крестоносцы нашли город покинутым мусульманами и удовольствовались одним только занятием крепости; но по взятии Иерусалима Готфрид Бульонский сильно укрепил Яффу для того, чтобы устроить здесь безопасный приют для прибывающих поклонников и точку опоры для своих владений в Св. Земле. Впоследствии Яффа несколько раз переходила из рук в руки, то к сарацинам, то к крестоносцам. Так в 1187 г. её взял Саладин, в 1191 – Сафадин; отнятая от арабов Ричардом Львиное Сердце в 1196 г., она была возвращена Мелек Аделем. В 1267 году она окончательно подпала под властью султана Бибарса, который разрушил её до основания. Это разрушение было последним в истории многострадальной Яффы. Мусульманами Яффа была восстановлена не скоро. В половине 17-го столетия в Яффе поселились францисканцы. В 1654 г. основана была странноприимница – Hospimium laminum; к этому же времени возобновляется и набережная и порт Яффы; с тех пор она уже становится настоящими воротами Св. Земли для паломников всех наций; мало по малу начинают водворяться в ней и другие европейцы. Поход Бонапарта в Египет и Сирию помог Яффе обратить на себя внимание Европы. В 1799 году Яффу осадила французская армия под предводительством Клебера, причем город был разграблен, а албанские пленные преданы смерти. В 1838 году часть Яффы пострадала от землетрясения. С середины этого столетия в Яффе появляются многочисленные миссионеры, консула различных европейских наций, в том числе и русский, а вокруг города в последнее время устраиваются колонии немцев, евреев и приобретен русский уголок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образ святого Победоносца, издревле чтимого на Руси, неразрывными духовными узами связывает Лидду и Москву, гербом которой является Всадник-Змееборец. Яффа На 61 км от Иерусалима прибываем в Яффу – древнюю Иоппию, основанную, по преданию, сыном Ноя Иафетом – прародителем индоевропейских племен. «Яффа» по-еврейски значит «красивая». Сегодня это маленький пригород бурно развивающегося Тель-Авива. Между тем еще в начале ХХ в. все обстояло по-другому. Шестьдесят еврейских семей, переселившихся из старой арабской Яффы, основали в 1909 г. в песчаных дюнах в двух километрах к северу от города поселок с поэтическим названием Тель-Авив (Холм Весны). На первых порах Тель-Авив был пригородом Яффы, в 1921 г. он получил статус самостоятельного города. В мае 1948 г. после провозглашения независимости город стал столицей государства Израиль. И хотя после Шестидневной войны израильские власти объявили столицей Иерусалим, для мирового сообщества официальной столицей страны, где находятся иностранные посольства и дипломатические представительства, остается Тель-Авив. Древнейшее поселение в этих местах археологи датируют V тысячелетием до Р.Х. В письменных источниках название города впервые фигурирует в списке городов, завоеванных фараоном Тутмосом III в 1468 г. до Р.Х. Рассказ о взятии Яффы, напоминающий легенду о троянском коне, сделался популярным сюжетом в древнеегипетском фольклоре. ...Осаждавший город полководец приказал сделать двести плетеных корзин и спрятать в них 200 воинов. Пятьсот других воинов притащили корзины к воротам крепости и объявили защитникам: «Вот дань, которую прислали вам побежденные египтяне». Обманутые жители открыли ворота, и воины беспрепятственно внесли корзины в город. Потом они выпустили из корзин своих спрятанных товарищей. Так Яффа военной хитростью была захвачена египтянами и население ее от мала до велика продано в рабство. В XIV в. до Р.Х. Яффа неоднократно упоминается как египетская крепость в документах из архива Тель аль-Амарны, столицы Эхнатона. Около 1200 г. до Р.Х. она была захвачена филистимлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как богомольцы должны себя держать там при виде того, чего не ожидали, и не желали видеть? Если поехал ты для освящения своей души, а не для осуждения других, то старайся не смущаться, и не осуждать других, а жалеть. Еще одно замечание: при посещении святых мест Иерусалима не нужно торопиться, а нужно над каждым местом передумать, припомнить то, что когда было, и что совершено было для нашего спасения. Теперь приступим к описанию самого города Иерусалима, который для лучшего понимания изображен в этой книжке и на плане, и в картинках. Яффа На восточном берегу Средиземного моря первый город, в который вступают богомольцы, это Яффа, что значит: красота. Яффой он называется будто бы потому, что он основан сыном Ноя Иафетом, а еще и потому, что он действительно город красавец. При царе Соломоне он был единственною пристанью еврейской; сюда-то доставлялись морем ливанские кедры и другие строительные материалы для Иерусалимского храма. В Яффе ап. Петр воскресил Иавифу; здесь же он получил особенное видение с неба, внушавшее ему не пренебрегать язычниками, не чуждаться их при проповеди о Христе. ( Деян.10:9–23 ). Ныне Яффа город красивый, славный садами, редкими в Палестине, тенистыми, плодородными, дающими особенно много апельсинов и лимонов. Один из лучших садов принадлежит богатому русскому помещику Устимову 1 , а другой принадлежит нашей Миссии в Иерусалиме. Для православных русских поклонников в 1850 году при достопамятном нашем Царе Николае I-м устроен приют. В нем все есть, что нужно по хозяйству, т, е. кухня, необходимая посуда, но пищи даром не предлагается; её недорого купить и на рынке. В Яффе есть наше подворье. Там иногда от лиц бедных требуется на хранение сумма денег, необходимая для обратного путешествия в Россию, чтобы богомольцы русские не обнищали в Палестине и, к стыду русского имени, не занялись среди бедных палестинцев попрошайством или другими нехорошими делами. В обязанность консульствам нашим в Палестине, как и в других местах, поставляется с одной стороны защищать русских от притеснения, обид и неправды, а с другой стороны – следить за поведением самих богомольцев, которые не всегда ведут себя добропорядочно на чужой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Г. Яффа – ворота Святой Земли, лучшая часть Палестины. Еще за несколько верст чувствовался ароматический запах апельсинных и лимонных деревьев. Мы подъезжали к Яффе в то время, когда там все цвело и благоухало, когда шел там первый весенний сбор апельсинов и лимонов. С моря Яффа не особенно привлекательна и производит впечатление старой полуразрушенной крепости. По скату возвышенности амфитиатром громоздятся старые, грязные дома с плоскими крышами и однообразной восточной архитектурой. Заглянуть внутрь города вам даже не хочется, – так везде грязно, тесно и мрачно. Всюду виднеется нечистота и чувствуется страшная вонь, – на улицах валяются дохлые собаки и кошки. Яффа построена без всякого плана: улицы кривы и тесны, дома громоздятся один над другим. В той части города, которая расположена на берегу моря, езды в экипажах нет, с трудом можно пробираться здесь только на осле, да и то не везде, а потому с парохода все тяжести переносятся на плечах арабов. Лучшую часть Яффы составляют ее окраины: здесь находятся роскошные сады апельсинных, лимонных, фиговых, гранатных и др. деревьев, здесь лучшие улицы с новыми постройками, тут пульс городской жизни, сосредоточие всей торговли, здесь вечное оживление, шум и гам, тут к вашим услугам экипажи, мулы, верблюды и ослы. Но в этой части города встречаются своего рода неудобства и неприятности: на каждом шагу к вам назойливо лезут здесь арабы и арабчата, жалобно ноют, вымаливая бакшиш. На каждом шагу вам неотвязчиво предлагают всевозможные услуги: показать город, почистить сапоги, привести осла или нанять экипаж. И за всякую мелкую услугу, за всякое ничтожное содействие арабы настойчиво требуют бакшиш; они лезут далее к окну вашей гостиницы с стереотипной фразой: «хаваджа (господин), бакшиш», или «хаджи (пилигримм), дай бакшиш». Вообще в сношениях с арабами нужно, что называется, держать ухо востро. Если вы, требуя услуги или помощи араба, не условились заранее в цене, они возьмут с вас вчетверо. Если вы поручите что-нибудь купить, не предупредив его о том, сколько вы на это ассигновали, он сорвет с вас в десять раз выше вашей сметы. При этом он поставит вас в такое положение, что вы волей неволей должны будете уплатить деньги. Он будет плакать, молиться на вас, стыдить вас и призывать на вас несчастия, словом, не оставит вас до тех пор, пока вы не уплатите ему требуемой им суммы. Впрочем, назойливость, попрошайничество, нахальное требование бакшиша процветает во всей Палестине. Крошечный ребенок, едва умеющий произносить «бакшиш», уже протягивает к вам руку. Целыми толпами бегут ребятишки за вашим экипажем и жалобно вымаливают бакшиш.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II в. монархия Селевкидов теряла силу и власть, греки уже не могли последовательно бороться с иудеями, они признавали их автономию и искали в иудеях союзников для отражения нападений более могущественных врагов. Постоянно возникавшие междоусобные войны привели в 116 г. к распаду единого царства Селевкидов, к-рое было разделено между Антиохом VIII Грипом и Антиохом IV Кизикским. Т. о., Иудея получила возможность для относительно стабильного развития, а эллинистические полисы П. на нек-рое время остались беззащитными перед ее завоевательными устремлениями. Владения Иудеи постепенно расширялись путем соглашений с Селевкидами, а также в ходе многократно возобновлявшихся военных действий. Главными объектами военных кампаний Хасмонеев оказывались эллинистические города П., окружавшие их владения со всех сторон. Так, уже в первые годы восстания Иуда Маккавей разрушил гавань Ямнии (2 Макк 12. 8-9). В 40-х гг. II в. до Р. Х. был разорен Ашдод, где Ионафан Маккавей разрушил храм Дагона (1 Макк 10. 84; 11. 4). Одновременно иудеи овладели портом Яффа и впервые получили возможность вести самостоятельную морскую торговлю. Противостояние эллинизации отнюдь не означало для иудеев союза с др. семит. народностями П. Финикийцы побережья и арамеи воспринимались ими как чужаки, т. к. не стремились следовать религ. традициям иудаизма. При царе Иоанне Гиркане I , в 108 г., иудеями была разрушена Самария и храм самаритян на горе Гаризим. Иудеи стремились распространять свою религию на завоеванные земли, прежде всего в городах. Так, преимущественно в иудейский город превратилась Яффа ( Чериковер. 2010. С. 151). Пелла была разрушена после отказа ее жителей принять иудаизм ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 4). Вместе с тем влияние иудаизма в большинстве полисов П. оставалось сравнительно слабым, хотя во мн. городах появились и активно росли общины иудеев. Пик возвышения Иудейского царства пришелся на правление Александра Янная (103-76). Завоевательные кампании Александра Янная были направлены на закрепление господства на периферийных, занятых эллинизированным населением землях.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

И.П. Ювачев XI. Яффа Переправы через Буруны. – Проводник-араб. – Восточная баня. – На железно-дорожной станции. – Место воскресения Тавифы. – Невнимание к русскому участку.– Опять на станции. – Теснота в вагонах. Чтобы с восходом солнца встретить первый для нас палестинский город Яффу, я поспешил пораньше улечься на своей койке. То же сделал и мой почтенный компаньон. Но я не обладал его безмятежным спокойствием духа и не мог заснуть в душной каюте. Опять пришлось провести всю ночь на верхней площадке под открытым небом. Утром 18-го марта, немного покачиваясь, пароход подошел к Яффе. Ветра большого не было, но порядочная зыбь на рейде давала себя знать. Паломники, особенно женщины, с нескрываемым смущением посматривали на берег. Там на гряде камней яростно клокотали белые буруны. Переправа в Яффе хорошо известна русскому народу. Чуть ли не в каждой избе рассказывается паломниками с каким страхом и трепетом приходится отдать себя в руки арабов и затем с сжатым сердцем в продолжение получаса ожидать желанного берега. Как бы ни было страшно, надо съезжать! Есть женщины, которые боятся сесть в ялик в тихую погоду на Неве, здесь же они решаются прыгнуть с трапа в бросаемую волнами лодку. Но зато иные, как повалятся ничком на мешки паломников, так и не двигаются до самого берега. Мне лично не страшны были белеющие буруны на камнях, за которыми находится тихая бухта с пристанью, не пугали меня и гигантские волны на рейде, временами скрывающие лодку из глаз береговых зрителей, но у меня опять явилось тоскливое ожидание возни с необузданными сирийцами-лодочниками. К моей радости, на наш пароход приехал агент Русского общества пароходства и торговли, Исса Фокич Самури. Любезный командир парохода познакомил меня с ним и просил его помочь мне в Яффе. Этот уроженец Палестины, свободно объясняющийся на пяти языках, оказался очень милым и внимательным человеком. Он пригласил меня в свою шлюпку, хотя много меньшую тех, на которых перевозили паломников, но зато обладавшую четырьмя сильными и ловкими гребцами. Они не пошли северным обходом вокруг бурунов, а смело направили лодку в средний проход между камней. Мне много приходилось на маленьких лодочках нырять по морским волнам, но такого гигантского буруна я ни разу раньше не испытывал. Арабы стараются грести сильно и мерно в такт, чтобы не свернуло их лодку поперек прохода. С боков стоят пенистые горы яростных волн на скалах... Вот уж мы миновали линию опасных камней. Еще один удар гигантского вала в корму, – и мы вошли в затишье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правила, которыми руководствуется яффский вице-консул, составлены были в такое время, когда в Иерусалиме вовсе не существовало ни отдельного консульства, ни Духовной Миссии, когда русские дела во Св. Граде подлежали ближайшему ведомству бейрутского генерального консульства, – и когда вся заботливость о благе наших богомольцев сосредоточивалась в греческого духовенства, вовсе не пекущегося даже о своей собственной местной пастве. С 1858 года все в Иерусалиме изменилось в отношении к русским делам; для новой деятельности даны особые инструкции и иерусалимскому консулу, и начальнику Духовной Миссии, которые уже оказались требующими изменения. Императорская миссия в Константинополе, снабжая статского советника Доргобужинова инструкциею и убежденная, очевидно, невозможностию оставлять иерусалимские консульские дела в зависимости от Бейрута, поставила нового консула в положение почти независимое и обещала изменить сообразно новым условиям и отношения яффского вице-консульства, но доныне по сему предмету не последовало никакого распоряжения. Во всех отношениях, по роду дел яффского вице-консульства, – оно находится силою вещей в прямой зависимости от Иерусалима – точно так же, как сама Яффа получает свое значение только от соседства Св. Града. С Бейрутом яффское вицеконсульство имеет дела только потому, что министерство иностранных дел сносится с Яффою через бейрутское генеральное консульство и удерживает чисто номинальную зависимость первого от второго. В турецком управлении Яффа также зависит прямо и исключительно от иерусалимского паши. Все производящиеся в яффском вице-консульстве дела касаются только Иерусалима и поклонников; таким образом, решительно все уважения требуют немедленного подчинения означенного вице-консульства иерусалимскому консульству, и ни одно не оправдывает оставления оного в зависимости от бейрутского консульства. Между тем, сохранение прежнего порядка производит беспрестанные затруднения и недоразумения в отношении ко всем поклонническим делам, и по этому предмету статский советник Доргобужинов составил особую записку, которую долгом считаю представить при сем на благоусмотрение Вашего Императорского Высочества. С своей стороны я могу смело засвидетельствовать, что в Палестине невозможно достичь необходимого доброго порядка, если заведывание всеми поклонническими делами во всех местах не будет сосредоточено в руках иерусалимского консула – и, если ему не будут вполне подчинены те русские гражданские управления, которые силою вещей поставлены к нему в близкие отношения. Достаточно указать и на то, что все чужестранные вице-консульства в Яффе находятся в прямой зависимости от иерусалимских консулов и что принятый нами до сих пор порядок составляет разительное исключение, не основанное ни на чем, кроме старой привычки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Чего другого, а уж солнца не обминешь и не обманешь в горячей Палестине. Консульский кавас был нашим путеводителем, и мы добросовестно пересчитали вслед за ним камни Яффских мостовых, обливаясь с ног до головы таким потом, о котором имеют понятие только старинные любители паренья на полках российской бани. Не помогали ни шляпы, ни кисейные покрывала. Яффа – это один огромный неприступный замок с множеством бойниц, лазеек, переходцев, тайников, переулочков, город-крепость, какой и требовался в века борьбы и насилия на этой береговой скале, защищавшей входы в цветущие долины Палестины. В сущности, тут давно нет ни крепости, ни бойниц, но древний боевой городок и в мирном звании своем сохранил воинственную физиономию своей старой средневековой истории. В средние века это был действительно один из главных ключей для владычества над берегом и внутренностью страны. За него жарко бились крестоносцы Ричарда Львиного Сердца с Сарацынами Саладина; к нему приставали смелые галеры Генуэзцев и Пизанцев, и над башнями его не одно десятилетие веяли знамена геройских рыцарей христианства. В последний Крестовый поход, когда французский король Людовик IX высадился в Яффе, она была еще в руках французского владетеля Готье де Бриенна и имела вид довольно внушительный. «Et quand le comte de Iapha vit que le roy venait, поветствует в своей хронике Жуанвиль, il assorti et mist son chastel de Iapha еп tela point qu’ il ressemblait bien une bonne deffensable. Car & chacun creneau de son chastel il у avait bien cinq cents hommes, a tout chascnn une targe et ung penoncel a ses armes. Laculle chose etait fort belle a voir». Теперешняя Яффа построена, однако, всего только лет 150 тому назад; путешественники, посещавшие ее в конце XVII века, видели одни развалины. Жители прятались в пещерах, и единственный уцелевший замок стоял среди всеобщего разрушения. Но и до сих пор ползучие и вьющиеся переулки Яффы полны, если не разрушения, то мусору и нечистот всякого рода. Бродишь словно по коридорам какого-нибудь давно запущенного бесконечного замка, ныряя под темные своды, прячась в разные закоулочки, карабкаясь по ступенькам. Думаешь – ход на колокольню, а это улица; кажется, что под ногами открылся спуск в погреб, – а это вход в отель. Целый лабиринт поворотов, переходов, лесенок. Защищаться тут легко одному против десяти, и нужно сказать правду, что для этих двух первенствующих целей старого строительства, для защиты от врага и для прохлады от солнца – береговые городки, подобные Яффе, идеальные городки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010