9:32—43 Петр продолжает совершать чудеса исцеления     9:32. Лидца, столица одной из областей Иудеи, население которой включало и неевреев, стала позднее прибежищем знаменитых раввинов и раввинских школ.     9:33—35. Сарон не город, а прибрежная равнина, которая простирается от Лидды до горы Кармил на севере. Христианское присутствие в Лидде давало о себе знать вплоть до середины II в.     9:36. Иоппия (Яффа), слившаяся в наше время с Тель-Авивом, была процветающим портовым городом. Евреи владели Иоппи-ей со времен Хасмонеев, но в 68 г. н. э. она перешла под власть римлян. Тавифа — имясемитское, а по-гречески оно звучит как Дорка.    Еврейские женщины активно занимались благотворительностью. В греко-римской культуре женщины иногда выступали в роли патронесс, и можно предположить, что Тавифа была патронессой, или благодетельницей вдов, которые упоминаются в ст. 41.     9:37. Иудеи всегда обмывали покойников перед погребением. Женщин готовили к погребению только женщины.     9:38. Близость Лидды к Иоппии была немаловажным обстоятельством, потому что погребение обычно совершалось вскоре после смерти. Расстояние в 10 миль, составлявшее путь вестников в Лидду и путь Петра в Иоп-пию, можно было преодолеть за три-четыре часа; по обычаю хоронить полагалось до захода солнца, и даже если Тавифа умерла в первой половине дня, они не могли медлить с погребением.     9:39. Горницы обычно были небольшими (в 1— исключение), но в данном случае комната была достаточно просторной, чтобы в ней могли разместиться несколько человек. Изготовление одежды было одним из основных занятий женщин в этой культуре. Состоятельные римлянки имели для этого служанок, но ответственность за пошив одежды все равно возлагалась на них.     9:40. Традиционная еврейская щепетильность требовала, чтобы тело Тавифы было укрыто покрывалом, прежде чем Петра введут в комнату. О том, что Петр выслал всех вон, ср.: 4 Цар. 4:33.     9:41,42. В тех редких случаях, когда святым удавалось совершить воскрешение, они предъявляли воскрешенного человека тем, кто молился о его воскресении (3 Цар. 17:23; 4 Цар. 4:36; Лк. 7:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Конечно, это последнее заключение было бы справедливо или, лучше, могло бы казаться вероятным, если бы справедливо было положение, что миф о Персее и Андромеде в таком именно виде существовал на финикийском берегу издавна, и что, следовательно, издавна встречающиеся в нём образы Иоппии и морского чудовища, единственные образы, сближающие этот миф с историей пр.Ионы, могли быть источниками разбираемой части книги пр. Ионы. Но этого-то и нельзя доказать. Что этот миф существовал на финикийском берегу в таком именно виде, свидетельства об этом мы находим лишь у греко-римских писателей, и главным образом у позднейших, у Страбона 199 и Плиния 200 , у иуд. историка Иосифа Флавия, писавшего для римлян 201 , и у блаж. Иеронима 202 . Все эти свидетельства относятся к тому периоду греко-римского язычества, когда в римском пантеоне собраны были боги всех покорённых римлянами народов. В это время естественно ожидать у римлян смешения мифов разных народов со своими или греческими, внесения в мифы восточных народов черт из развитых греко-римских собственно мифов, замены одних другими в силу сходства их содержания. Смотря с этой точки зрения на мифе о Персее и Андромеде, мы имеем полное право ожидать, что собственные имена, встречающиеся в нём, есть или перевод туземных на греческий язык с изменением их звуков, но с удержанием смысла, или наоборот, искажение смысла туземных при одинаковости звуков. Рассмотрение имён вполне подтверждает ожидания. Так имя Кефей, подобозвучно еврейскому: кэф – скала; Белос – Вил, гавное божество вавилонян; Персей вполне соответствует Везефу, финикийскому богу, через простую перестановку согласной ф и перемену её на п; имя Андромеды означает женщину, похожую на мужчину; чудовище, убитое Персеем, называемое тο κτος (то же, что κτος), тο δρκων, именем своим очень напоминает и Дагона, филистимское божество с туловищем рыбы и головой человека ( Суд.16:23 ; 1Цар.5:1 ; 1Мак.10:87; 11:4 и др.), и финикийскую рыбообразную богиню Деркето или Кето, вполне соответствующую филистимскому Дагону ( 2Мак.12:26 ); имя Иоппии, получившее в греческой мифологии свою историю, очень напоминает собой еврейское: или (от jфr) «красота», каковым именем называлась пристань на западном берегу Палестины. Почему же не предположить, что если греки здесь узнали финикийский миф, то естественно и место действия этого мифа назвали именем местонахождения его? А так как это место есть пристань Яффа, где спасались их корабли от ветров, то они и назвали его Иоппия, именем Иоппы, богини ветров. Если же так, то

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Еще за полчаса пути до самого города Яффы встречаются обработанные обширные поля и угодья: особенно поражают своею роскошью прекрасные сады вокруг города. Богатство растительности и производительность почвы здесь воочию свидетельствуют об обилии земных благословений, которыми некогда текла земля народа Божие. Тысячи плодоносных деревьев, финиковые пальмы и сахарный тростник наполняют сады, обнесенные живою изгородью из кактусов. Особенно великолепны эти сады весною и осенью. На далекое пространство разливают они в воздухе благоухание, и в море, на расстоянии двух миль от берега, уже чувствуется от них благовоние. Яффа (древняя Иоппия). Город Яффа, или иоппие (прекрасная), считается одним из древнейших городов в мире. По преданию, начало его восходит ко временам потопа. Здесь, говорит предание, Ной построил свой ковчег. После потопа строителем Иоппии был Иафет, который назвал его своим именем. По завоевании земли обетованной израильтянами город этот достался колену Данову. Благодаря гряде подводных камней, дающей приют мелким судам за морскими бурунами, Яффа с древнейших времен служила гаванью для земли обетованной. Сюда сплавлялись кедры, предназначенные для Соломонова храма Хирамом, царем тирским; здесь же выгружались ливанские кедры при постройке второго храма Иерусалим ского. Здесь пророк Иона сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, не желая проповедывать, по повелению Божию, покаяние ниневитянам. Во время борьбы Маккавеев с сириенами Яффа переходила из рук в руки. Слабая защита Яффской гавани от бурь для кораблей побудила Ирода Великого устроить гавань в Кесарии. Однако Яффа имела некоторое значение и после этого. В первые же дни христианства между жителями Яффы было уже некоторое число верующих; здесь совершилось величайшее чудо св. ап. Петра – воскрешение благочестивой Тавифы ( Деян.9:36–43 ), и здесь же в доме Симона-кожевника сей апостол имел чудное видение сосуда, полного зверей, гадов и пресмыкающихся, запрещенных в пищу законом Моисеевым. Во время иудейской войны, в 70 году по Р. Хр., наместник Цестий взял город, разграбил, сжег и умертвил 8400 человек. Веспасиан разрушил его до основание и воздвигнул здесь крепость, около которой возник новый город. В царствование Константина Великого Яффа сделалась местопребыванием епископа. С завоеванием арабами, большинство жителей ее стало могометанами. С половины XVII столетия Яффа делается настоящими воротами Св. Земли для паломников всех наций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вид на Яффу с моря весьма красив. Отлого-пирамидальный холм, на котором стоит город, осыпан сверху донизу белыми зданиями с плоскими куполами, над массой которых возвышаются несколько минаретов и пальм. За городом синеет полоса Иудейских гор. Местность, на которой расположен город, есть одна из древнейших, где селились люди. Плиний и другие писатели говорят, что Яффа существовала еще до потопа и приписывают основание города Иафету, младшему сыну Ноя. После потопа Ной отдал земли, прилежащие к городу, старшему своему сыну Симу. По преданиям, здесь должен быть Ной и погребен (Шатобриан). В Яффе сел на корабль пророк Иона, не хотевший исполнить повеления Божия ( Иона 1, 3 ). В Библии город называется Иоппия ( Нав.19:46 ). Он был единственным портом, чрез который евреи имели сообщение со Средиземным морем; здесь выгружались драгоценные ливанские кедры, которые присылались, по договору, тирским царем Харамом для постройки Соломонова храма ( 2Пар. 2, 16 ). Из Евангелия видим, что в Яффе апостол Петр воскресил Тавифу ( Деян. 9, 36–41 ) и в доме Симона Кожевника принял посольство в Кесарию ( Деян. 10 ). Отнятая у сириян Иудою Маккавеем, Яффа подпала под власть римлян, которые ее выжгли. Евреи потом ее восстановили, но Веспасиан снова разрушил и поставил на месте ее римскую цитадель. В царствование Константина в Яффе открыта епархия. Укрепленная Балдуином I, Яффа была взята в 1188 году Саладином. В настоящем виде город существует не более ста пятидесяти лет. 6 марта 1799 года французы взяли его приступом и разграбили. Наполеон расстрелял при этом четыре тысячи пленных албанцев! Подвиг, достойный Тамерлана!.. Яффа окружена стеной, на которой покоятся несколько пушек. Внутри город беден и грязен. Жителей в нем до пяти тысяч, между которыми пятая часть христиан. Древних зданий и исторических развалин в нем нет. Сады, находящиеся на восточной стороне города, поистине великолепны. Непроницаемой стеной сажени в две вышины распространяются во все стороны огромные лопасти кактусов, усеянные иглами и цветами. Над ними видна масса темно-зеленых кожистых листьев апельсинных и лимонных деревьев, густо покрытых ароматными белыми цветами и обремененных в то же время плодами невиданной в Европе величины. Среди этой массы выдается местами мелко-кудрявая верхушка тамаринда, мощно разветвляется древний сикомор или стройно вырезается на синем небе раскидистая верхушка финиковой пальмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пребывание римского сотника именно в Кесарии, городе по преимуществу римском, представляется вполне естественным. Далее, во время гонения христиан в Иерусалиме, апостолы и другие верующие обыкновенно в Кесарии искали убежища, как в городе сравнительно более свободном от иудейского произвола. Отсюда же, по причине центрального торгового значения города, они часто начинали свои миссионерские путешествия, как морские, так и сухопутные. Апостол Павел не только часто заходил в этот город, но, так как римские правители Иудеи жили тогда здесь, то из Иерусалима приведен был сюда как узник и два года содержался в тюрьме, пока не отправлен был в Рим. В 4-м веке христианства предание еще указывало в Кесарии памятники, имевшие отношение к апостольской истории. По свидетельству пилигрима 333-го года в Кесарии показывали купель, в которой Апостол Петр крестил сотника италийского полка Корнилия с семейством ( Деян. 16 ). Св. Павла, по свидетельству Иеронима, видела здесь дом благовестника Филиппа и его двух дочерей – пророчиц ( Деян. 21:8,9 ), также темницу, в которой заключен был Апостол Павел. Еще более сохранились в Кесарии следы церковной истории 2-го и 3-го веков. В средние века здесь указывали дом, в котором состоялся собор 195 года, определивший время празднования пасхи. Дом, в котором жил Ориген во время своего пребывания в Кесарии. Также дом Памфила и Евсевия, образовавших здесь первую христианско-богословскую школу, первую христианскую библиотеку, имевшую такие размеры, что ее было достаточно Евсевию для написания его истории. Иоппия иначе Яффа. Не менее Кесарии был важен другой приморский город, Иоппия, лежавший далее на юг, в южном конце долины Сарон, в том месте, где берег моря, идущий доселе (с юга) к востоку, принимает направление к северу. Город получил свое название от красоты своего местоположения на горе среди прекрасной местности, так как название Иоппия значит «зрелище радости». Первое впечатление от Яффы с моря путешественники изображают в высоких поэтических чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Яффа или Иоппия (прекрасная) считается одним из древнейших городов в мире. По преданию, начало её восходит ко времени всемирного потопа. Здесь, говорит предание, Ной построил свой ковчег. Будучи разрушен потопом, город был перестроен внове сыном Ноя Иафетом, который и назвал его своим именем. Пока израильтяне не завладели землёй Обетованной и не установили в ней почитание Иеговы, жители Яффы, как и всего филистимского поморья покланялись божеству Деркета или Атаргатис, которое изображалось в виде женщины, имевшей нижнюю часть туловища на подобие рыбы. При разделении Ханаана между двенадцатью коленами Израильскими, Яффа досталась колену Данову. Трудно сказать, с какого времени Яффа сделалась морской гаванью, но, без сомнения, первичные обитатели побережья, предки исторических финикиян, рано воспользовались Яффской гаванью, дающей кое-какой приют за бурунами мелким судам. Гряда подводных камней длиной около 300 м. перед Яффой образует, своего рода барьер, защищающей маленькую мелководную гавань для судов, осадкой не свыше 2–3 метров. Мы знаем также из Библии , что кедры, предназначенные для Соломонова храма Хирамом, царем Тирским, сплавлялись вдоль берега на плотах в Яффу. Здесь же выгружались ливанские кедры при постройке второго Иерусалимского храма. Когда пророк Иона получил повеление от Господа отправиться в Ниневию, чтобы проповедовать в ней покаяние, то дабы бежать от лица Господня, он в Яффе сел на корабль, отходивший в Фарсис. Греческое предание, очевидно Сирийского происхождения, передаваемое Флавием и Плинием, приурочивает к Яффе миф об Андромеде, освобождённой Персеем от морского чудовища (метафора морского божества филистимлян). В Яффе долгое время, почти до XVI в., показывали кости огромного животного (вероятно кита, исчезнувшего ныне из вод Средиземного моря). В 164 году до Рожд. Хр., в наказание за предательское потопление 200 иудеев, Иуда Маккавей сжег Яффскую пристань и лодки, а сбежавшихся туда с побережья жителей умертвил. Немного времени спустя, Аполлоний , полководец Димитрия Сотира, занял город и возобновил его, но Маккавей Симон и Ионафан отняли его от сирийцев снова. Едва успели удалиться Маккавеи, как жители города опять пристали к Димитрию. Симону Маккавею поэтому приходилось еще раз овладеть Яффою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот перед вами Яффа. Яффа, если верить преданию, основана Иафетом. Яффа или Иоппия – это то место, где принимались строительные материалы, сплавлявшиеся сюда с Ливанских гор для храма Соломона. Здесь сел на корабль, убегая в Фарсис, пророк Иона. Здесь апостол Петр получил в видении откровение о языческом мире, еще не просвещенном тогда светом веры Христовой. Здесь и сейчас показывают дом Симона Кожевника, где сподобился этого видения апостол Петр. Дом Симона Кожевника находится на южной стороне Яффы. Это теперь простая магометанская молельня. Под сенью фигового дерева каменная лестница ведет на плоскую крышу, где молился апостол. Может быть, дом Симона занимал место на несколько саженей правее или левее, но несомненно одно, что, когда вы войдете на эту плоскую крышу, перед вами откроется тот же горизонт и те же картины, которые расстилались и пред взором апостола. Также тянулись на запад Иудейские горы, скрывающие за собою Иерусалим. Вы увидите на юге то же песчаное безграничное побережье, те же самые волны, которые, набегая одна на другую, пенятся и прибивают камни к песчаному берегу. Вы увидите Яффу, опоясанную садами, приведшими в восторг одного египетского путешественника, как гласит летопись, которой насчитывается 3.600 лет. Там показывают и дом Тавифы, которую воскресил апостол, и которая у себя устроила как бы мастерскую, где заготовлялась одежда для всех сирот, нагих и обездоленных. Это место приобретено блаженной памяти архимандритом Антонином, вообще много сделавшим для русских православных богомольцев, устроившим для них здесь гостеприимный приют. Здесь показывают пещеру, где погребена была Тавифа. Над этою пещерою уже высится православный храм. При вступлении в самый Иерусалим, русский богомолец должен добрым словом помянуть всех, кто создал ему удобный приют в этой далекой чужбине. Этот приют, отстоящий в двух верстах от вокзала, – русское подворье. Здесь все ласкает глаз русского богомольца; здесь русский быт, русская обстановка, русский православный пятиглавый храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/ru...

У этого [приморского] укрепления я оставил Соловьева и велел ему нарисовать развалины его после тщательного обозрения их, что он и исполнил отчетливо. А сам [я] через узенькое ущелье в приморской скале, через которое может пройти лишь одна верховая лошадь с седоком, взъехал на ровную площадь этой скалы и, не нашедши тут ровно ничего, кроме мусора, обошел исчезнувший город снаружи и, чертя план его, показал на нем остатки стен [его] и многочисленных устоев их с башнями, угловыми и срединными, и с воротами на восточной стороне. Город сей был невелик, но хорошо укреплен и с полевой, и с морской стороны. А утес под ним видом своим походит на большую грецкую губу, т. е. ноздреват и шероховат. С площади его ясно видна Яффа, как опрокинутая верх дном чаша с разными налепками на ней. Фототипия А.И. Вильборг Рис. П. Соловьев. Рис. 6. План развалин Арсуфа. В половине девятого часа мы поехали обратно в Яффу и в половине третьего уже отдыхали в своем садовом гнездышке. Город Аполлония , – при горном потоке Арсуфе, очень древен. Греческое название его доказывает, что он основан или переименован был греками, вероятно, сиро-македонскими, когда они владели Палестиной еще задолго до Рождества Христова. Книжные записи о нем Иосифа Флавия, Плиния и Птоломея начинаются с 106 года до P. X. Первые два писателя первого века христианского ставили Аполлонию между Кесарией и Яффой. По заверению Флавия, иудеи в царствование государя их Александра Ианнея (10679 гг. до P. X.) владели сирийскими, идумейскими и финикийскими городами. У Средиземного моря им принадлежали башня Стратона (Кесария), Аполлония , Иоппия (Яффа), Иамниа и пр. 223 В Географии Птоломея, писавшего ее около половины второго века нашей эры (cap. XVI), Аполлония поставлена так же, как и в Древностях Флавия, – между Кесарией и Яффой 224 . Это же самое положение сего города показано и на Таблице Певтингера, составленной в третьем веке. Топографы четвертого столетия Евсевий и Иероним не упомянули о нем потому, что языческое название его не встречается в Св. Писании обоего завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Особенностью нашей поездки было то, что мы сразу же из аэропорта поехали не в гостиницу, а к святыням. Думаю теперь, что это было правильным: перелет был тяжелым, и если бы нам разрешили расслабиться в гостинице, то трудно было бы заставить себя после отдыха куда-то отправляться. А тут мы сразу включились в паломнический ритм жизни. Яффа, куда мы последовали из аэропорта — древнейший город Палестины. Уезжали мы из Петербурга в серую и слякотную осень, а тут за окнами автобуса проплывали цветущие кусты бугенвиллии — пурпурные, фиолетовые, белые, красные. Не кусты, а целые деревья. Ну и, конечно, пальмы, оливки, ровные ряды мандариновых деревьев, покрытых зелеными плодами (оказалось — такой сорт, цвет — не показатель спелости). От аэропорта до Яффы (где, кстати, располагаются в гостиницах многие паломники на Святую Землю) ехать всего двадцать минут. Но за эти минуты экскурсовод успевает рассказать об основных географических, природных характеристиках Святой Земли, очень кратко — о ее истории и дне настоящем. В Израиле ныне оседлое население составляет 7 млн. 700 тыс. человек (как в одной нашей Москве), из них 3 млн. 700 тыс. арабы и 1 млн. 300 тыс. — выходцы из бывшего СССР, много евреев сейчас перешло и переходит в христианство. Город Яффа , куда держим путь, упоминается в одной из самых древних книг Библии — Книге Пророка Ионы, из древнего порта Иоппия он бежал от повеления Господня проповедовать в Ниневии, и где-то неподалеку отсюда его заглотил кит. Отсюда же много веков спустя отправлялись на проповедь апостолы Христовы, об этом говорится в книге Деяний Апостолов; здесь в доме Симона кожевника апостолу Петру было видение чистых и нечистых животных, убедившее его в том, что не нужно отвергать язычников; здесь находилась первохристианская община. Ее любимице — святой праведной Тавифе — посвящены одни из самых трогательных страниц в той же книге Деяний ( Деян. 9:36-43 ). И вот уже видна высокая розовая колокольня. Мы входим в широкие ворота, на которых установлена табличка: «Подворье Русской Духовной Миссии», и сразу же попадаем в райский сад. Нас встречают павлины и цесарки, которые, как домашние курочки, подходят к людям, надеясь на угощение, и позируют перед фотокамерами, нисколько не пугаясь. Деревья по пути нашего движения производили впечатление дикорастущих, а здесь все ухожено, явно поработал специалист по ландшафтному дизайну. «Рай» в переводе на русский означает «сад», то есть природа, которая дышит гармонией. По одной из версий именно на этой земле расцвел библейский рай, а после его сокрытия Адам сидел и плакал у ворот: «Раю, мой раю…»

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Чем ближе становится св. земля, тем как то радостнее делается на сердце у всякого набожного странника. Грустно бывает расставаться с родиною, отправляясь в дальнюю сторону; но тут забывается эта грусть, – так и хочется поскорее увидеть св. землю, так и хочется молиться; всякие грешные помыслы как то сами собою бегут прочь. Не выдержит иногда душа богомольца: неожиданно раздается на пароходе пение так что, слушая его, расчувствуются и посторонние люди, – это несколько богомольцев, собравшись вместе, поют какую-нибудь молитву от сердечного умиления. Но вот показался берег св. земли; недалеко пристань. Все спешат на пароходную палубу; все готовятся поскорее сойти с парохода и ступить на св. землю. Первый город в св. земле, в котором высаживаются с парохода странники, это – Яффа, один из самых древних городов (в старину назывался Иоппия). Яффа выглядит очень красивеньким городом: выстроен на холме, дома в нем один над другим поднимаются по холму до самой вершины его, снизу опоясан вокруг старою стеною и окружен зеленью. Пристань в нем самая дурная; пароходы не подходят к городу, чтобы не разбиться о подводные камни и останавливаются вдалеке от него, а в случае сильного ветра и волнения на море поскорее уходят в море, чтобы пароход не набросило на камни. Путники перевозятся на берег в лодках. Как только пароход остановится перед городом, его сейчас же окружают тамошние арабские лодочники, наперерыв зазывают в свои лодки пассажиров, и как привычные гребцы ловко проезжают мимо камней. На берегу встречают странников носильщики, набиваясь проводить их до пристанища и снести их вещи. Пристанищем для русских богомольцев в г. Яффе служит русский странноприимный дом (гостиница) или же православный греческий монастырь. Русская гостиница нарочно устроена правительством нашим для русских богомольцев и помещается в наемном доме. В нем есть все, что нужно по хозяйству: наши странники могут проживать здесь до первой подводы в Иерусалим или до первого парохода, отъезжающего в Россию на обратном пути. Но пищи здесь не отпускается им, от того, что в городе всегда может каждый найти для себя все нужное и купить не по дорогой цене. И в греческом монастыре примут хорошо богомольцев, поместят и накормят: но за это, разумеется, следует внести какое-нибудь пожертвование на него, смотря по средствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010