585 ...Иоасафу, митрополиту Ростовскому и Ярославскому...– Иоасаф Лазаревич (?–10.11.1701) – архимандрит Чудова монастыря (1688–1691), митрополит Ростовский и Ярославский (1691–1701). 586 Просвещение– праздник Богоявления, или Крещения Господня, он называется также Просвещением от древнего обычая совершать накануне его (в навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. 587 ...в монастырь святаго Иакова, епископа Ростовскаго... – Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был основан в кон. XIV в. епископом Иаковом (?–1392). Мощи св Иакова находятся под спудом у северной стены соборного храма, его местное почитание началось сразу же после преставления святого. С названием монастыря связаны следующие факты. В 1764 году был упразднен Спасо-Песоцкий Княгинин монастырь, основанный княгиней Марией, женой ростовского князя Василька, в в. княгиня была погребена под деревянной церковью Спаса на Песках (Преображенской), являющейся соборным храмом Княгининого монастыря. После упразднения монастыря его храмы в 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия были переданы Яковлевскому монастырю, который с тех пор стал носить название Спасо-Яковлевского. В 1795–1801 гг в обители была построена церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского , строительство велось в основном на средства графа Николая Петровича Шереметева. Официально монастырь стал именоваться Спасо-Яковлевским Димитриевым только в 1836 г. после удовлетворения Синодом прошения настоятеля обители архимандрита Иннокентия. 588 …в соборную Зачатия Пресвятыя Богородицы церковь ...– В кон. XIV в. в Яковлевском монастыре был построен первый деревянный собор в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. В 1686 г. деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой Сысоевичем во имя Живоначальной Троицы. В 1725 г. при Ростовском епископе Георгии Дашкове был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный придел, как определил А. Г. Мельник, посвященный Иоакиму и Анне, а в 1754 г. по указу святителя Арсения Мацеевича соборный храм обители был вновь переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел – в честь святителя Иакова. Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвященного Зачатию праведной Анны) или Яковлевским – по имени основателя обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ТУТАЕВСКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Тутаеве Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Тутаеве Романово-Борисоглебского благочиния Рыбинской епархии Храм в честь Преображения Господня и Казанской иконы Пресвятой Богородицы, один из красивейших на Верхней Волге, встречает, как бы " сбегая " с высокого берега, каждого подъезжающего к городу по водному пути. В большие разливы (до постройки Рыбинской ГЭС) вода затапливала нижнюю церковь. В " Сказании о чудотворной иконе Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря " повествуется о том, как Казанская икона Божией Матери была привезена в город по велению Пресвятой Девы уроженцем Романова благочестивым Герасимом в 1588 году из селения Тетюши, что под Казанью. Многие чудеса и исцеления происходили в Романове от Казанской иконы Матери Божией. В честь святого образа романовцы должны были поставить храм с приделом Рождества Богородицы. В середине XVII века на месте храма стояли две деревянные церкви: летняя - Преображения Господня и зимняя - Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Казанской иконы Божией Матери, а также " девичь Казанский монастырь " с 14 кельями, который просуществовал до 1756 года. В 1758 году был возведен каменный храм с пятью престолами: в нижней, теплой церкви, вход в которую осуществляется с берега, - престолы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Макария Унженского , в верхней, холодной - престол в честь Казанской иконы Божией Матери , Преображения Господня и во имя святителя Николая Чудотворца . Необычно расположение стройной шатровой колокольни с тремя рядами слухов: она стоит совершенно отдельно от церкви, на вершине крутого холма, выше и восточнее храма. Под колокольней были погребены мощи преподобного Онуфрия Юродивого. 12/25 июня, в день святого Онуфрия Великого, ежегодно здесь и ныне совершается служба местночтимому угоднику Божию.

http://drevo-info.ru/articles/13678854.h...

Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь - князя Константина. По его указу в 1216-1224 г.г. в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 г. по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, - хранителем знания и культуры. О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья - Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 г., уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве. Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 г. объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля. Современный собор - результат многовекового строительства. Первый - Константинов - собор простоял до пожара 1501 г. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы. Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506-1516 г., будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».

http://sobory.ru/article/?object=00216

1) С. Александрово, на реке Истрице, в 10 вер. от Воскресенска, на дороге из Звенигорода в Рузу, с каменною церковью во имя Рождества Богородицы, построенною в 1728 году. В XVII столетии –сельцо, за иноземцевыми детьми Жихарева. 2) Алексеевское, при прудах, в 21 вер. от Воскресенска, близ железной дороги, с деревянною церковью во имя св. Николая, построенною в 1778 году. По Писц. книге 1624 г. значится «за стряпчим Сытного двора Никитою Второвым сыном Пустобояровым, отца ево вотчина. А в селе место церковное, что была церковь Николы Чудотворца». 3) Андреевское-Спасское, при пруде, в 18 вер. от Воскресенска, близ железной дороги, с каменною церковью во имя Происхождения честных древ Св. Креста, построенною в начале XVIII стол. предками нынешнего землевладельца г. Неронова. 4) Брыково, на речке Малгуше, в 7 вер. от Воскресенска, с каменною церковью во имя Богоявления Господня, построенною в 1772 году. В XVIII столетии было вотчиною П. Ф. Квашнина Самарина, женатого на дочери фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова, который провел здесь последние годы своей жизни в сельском уединении, скончался и погребен. В доме нынешнего землевладельца с. Брыкова Г. Ф. Карпова уцелели портреты фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова, его зятя П. Ф. Квашнина-Самарина, князя А. Д. Меньшикова и графа Головкина, да несколько книг военного содержания, принадлежавших библиотеке фельдмаршала. 5) Бужарово, на р. Истре, в 6 вер. от Воскресенска, близ дороги из Воскресенска в Осипов монастырь, с каменною церковью во имя Преображения Господня, построенною в 1859 году. В межевом акте 1504 г. Бужарово значится селом, вотчиною вдовы князя Семена Романовича, умершего в 1502 г. (из потомков св. Феодора князя Ярославского). В 1562 году Бужарово значится вотчиною Иосифова Волоколамского монастыря. В Писц. книге Дмитровского уезда 1627 г. Бужарово описано так: «Иосифова монастыря село Бужарово на реке Истре, а в нем церковь Преображения Господня древяна клетцки, верх шатров, а в ней образы и книги и ризы и колокола строенье мирское приходских людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В мае-июне 1553 г. К. был в «Кириловском езде» царя (богомольной поездке по мон-рям к северу от Москвы), беседовал в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ) с прп. Максимом Греком; по словам самого князя, был одним из 4 доверенных лиц Иоанна IV. В дек. 1553 г. К. командовал сторожевым полком в походе на «Арские места» под Казанью. 8 сент. 1555 г. возглавил карательный поход против восставшей «луговой черемисы» (марийцев). По преданию, по заказу К. в 1554 г. псковские мастера отлили колокол, сохранившийся на звоннице ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . К июню 1556 г. К. получил боярский чин, с к-рым в июне того же года он записан в царской свите во время «похода в Серпухов». К этому периоду относятся местнические счеты К. с Д. И. Плещеевым ( Эскин Ю. М. Местничество в России XVI-XVII вв.: Хронол. реестр. М., 1994. С. 52. 129). С 21 дек. 1557 г. К.- 1-й воевода «на Туле». На 1553-1558 гг. приходится расцвет военной и советнической деятельности К. Он симпатизировал проводимым Избранной радой преобразованиям в духовной сфере, политике, администрации, суде и военном деле, поддерживал ее виднейших деятелей А. Ф. Адашева и свящ. московского Благовещенского собора Сильвестра . По всей видимости, уже тогда К. не одобрял обособленность Московской Церкви от К-польского Патриархата. Он считал завоевание Астраханского ханства божественной наградой царю, выступал за совместную с Польско-Литовским гос-вом крестоносную войну против Крымского ханства до окончательного избавления христ. стран от татар. угрозы на юге. Приветствовал К. и военный разгром ливонских немцев за их «люторские ереси». В Москве он принимал участие в придворной борьбе, в к-рой противостоял усилению Захарьиных-Юрьевых и Плещеевых. Одобрял очищение церковной жизни в 50-х гг. XVI в. от ересей (особенно от антитринитарных учений). Вместе с тем К. выступал с острой критикой иосифлян (см. Иосифлянство ), обвиняя их в гонениях против нестяжателей , ложных свидетельствах на церковных Соборах против Максима Грека, Артемия и др., а также в начетничестве, пагубных нравах черного духовенства, неоправданных подозрениях по отношению к книжникам. Духовным отцом К. был прп. Феодорит Кольский, в 1551 - ок. 1554 г. архимандрит Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2462277.html

В Чувашию прибыли святыни из Толгского монастыря 28 июня 2007 г. 20:31 28 июня в Чебоксары прибыли христианские святыни из Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской области. Ярославские святыни встретили во Введенском соборе, сообщили ИА Regnum в Минкультуры Чувашии. С 28 июня по 15 июля частица ризы Господа Иисуса Христа, чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы и икона святителя Игнатия Брянчанинова с частицей его мощей побывают во всех храмах города Чебоксары, а также в соборе святого князя Владимира в Новочебоксарске, Тихвинском женском монастыре в Цивильске и храме святителя Николая в Канаше. Как сообщил заведующий канцелярией Чебоксарско-Чувашской епархии иерей Сергий Пушков, за святынями будет организован особый присмотр и обеспечен порядок в храмах, так как ожидается стечение большого количества верующих. «Самое главное в храме — это благоговение», — отметил он. Сейчас святыни находятся в кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары, откуда 29 июня в 14.30 крестным ходом будут доставлены в Свято-Троицкий мужской монастырь. 2 июля в 14.30 состоится крестный ход от монастыря до Храма Воскресения Христова, где святыни пробудут до 14.30 следующего дня, после чего они будут перенесены в храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». С 15.30 4 июля до полудня 6 июля они будут пребывать в Новочебоксарске, далее их перенесут в Спасо-Преображенский женский монастырь города Чебоксары, где верующие смогут им поклониться до 14.30 8 июля. До 8 утра 10 июля святыни будут пребывать в храме Новомучеников и исповедников Российских города Чебоксары. В этот же день, с 9 до 16 часов, запланировано их пребывание в Цивильском женском монастыре, а с 17 часов 10 июля до полудня 12 июля — в храме Святителя Николая в городе Канаш. Завершится пребывание святынь в Покровско-Татианинском соборе города Чебоксары: здесь к ним можно будет приложиться до 22 часов 15 июля. По словам Сергия Пушкова, вечерняя работа храмов, где будут пребывать святыни, завершится только после того, как их покинет последний прихожанин. История возникновения древней Толгской обители (в этом году отмечалось ее 692-летие) связана с чудесным обретением иконы Божией Матери. Она была явлена 8/21 августа 1314 году ростовскому святителю Трифону на берегу реки Толга — притока Волги. В тот же день на месте обретения иконы была построена церковь, вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а вскоре здесь был устроен монастырь. Ныне прославленная многочисленными чудесами икона Пресвятой Богородицы «Толгская» является одной из самых почитаемых икон Божией Матери в России. В Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря пребывают мощи святителя Игнатия Брянчанинова. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/262766.htm...

Москвы;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Владимир Силовьев , главный редактор  Издательства Московской Патриархии ;  протоиере й Владимир Воробь ев , ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ;  иеромонах Мисаил (Сарафанов) , ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии, а также благочинные Москвы, столичное духовенство, клирики Барнаульской епархии и Новоспасского монастыря.  . За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Романа (Корнева)  во епископа Рубцовского, викария  Барнаульской епархии . На богослужении присутствовали: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ  А.П. Торшин , губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы Государственной Думы С.А. Попов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии в РФ Славенко Терзич, председатель Благотворительного фонда имени великой княгини Ольги Александровны О.Н. Куликовская-Романова, директор Фонда святителя Василия Великого З.М. Чавчавадзе, глава администрации г. Рубцовска Алтайского края В.В. Ларионов, члены попечительского совета Новоспасского монастыря, члены  Научно-редакционного совета по изданию деяний Поместного Собора 1917-1918 гг .  В числе молившихся в Преображенском соборе были игумении ряда женских монастырей, насельники Новоспасской обители, многочисленные гости и паломники. Пел хор Новоспасского монастыря (регент — С.Н. Кирюшин). За Божественной литургией были вознесены молитвы «о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием, в вере христианского закона, управлявших страною нашею», при этом поименно были перечислены цари, императоры и императрицы Дома Романовых. Святейший Патриарх Кирилл за богослужением рукоположил в сан священника диакона Владимира Галкина, клирика храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Сергий (Филиппов), насельник обители. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви  напутствовал  епископа Рубцовского Романа на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение. Затем Святейший Владыка совершил славление и поклонение Кресту Господню. Наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва обратился к Предстоятелю с приветственным словом и в память о богослужении преподнес в дар Его Святейшеству икону Спаса Нерукотворного.

http://patriarchia.ru/db/text/3270668.ht...

Русско-шведская война 1495–1496 годов также началась 6 августа. В этот день (1495 г.) «послал князь великий Иван Васильевич воевод своих князя Данила Васильевича Щеня да Якова Захарьича со многими людьми на свеиского короля неметцкого». Вероятно, выбор даты начала кампании был глубоко символичен. Ивану III предстояло открыть новую страницу в истории военного дела Москвы. В отличие от постоянных столкновений и, как следствие, изменения границ на других направлениях внешнеполитической деятельности Руси, русско-шведская граница оставалась неизменной с 1323 года (тогда был заключен Ореховский (Нотебургский) мирный договор между Новгородом и Швецией). Начало нового важного дела необходимо было соотнести с соответствующей датой. И очевидно, что именно представления о значении Преображения для военной деятельности определили выбор числа начала войны со Швецией. Здесь приведены далеко не все примеры, отражающие роль преображенского культа для политики Ивана III, однако и они достаточно свидетельствуют о том, какое государственное значение придавалось празднику во второй половине XV века. В годы правления Василия III Ивановича (1505–1533) особое почитание Преображения в великокняжеской среде выльется в форму широко развернувшегося каменного строительства Преображенских храмов во многих землях единого Русского государства. К числу построенных в первой трети XVI века относятся Спасо-Преображенский собор в Ржеве, храм Суздальского Спасо-Преображенского Евфимьева монастыря (1507–1511), собор Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря (1515), собор Ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1526). Кроме строительства храмов, Василий III давал пожертвования монастырям, посвященным Преображению Господню. Так, 24 июня 1509 года он пожертвовал игумену Феофану Кучаинского Спасо-Преображенского Сисоева монастыря (Сербия) 40 соболей и 500 (по другим источникам – 300) белок. Еще более красноречиво об особом почитании Преображения свидетельствует постройка в 1527 году Василием III «на своемъ дворе» каменного Преображенского собора с приделами (как отмечает известный археолог А.Л. Беляев, это была «полная перестройка» прежнего, еще XIV века, каменного храма бывшего Спасского монастыря, не сохранившая никаких остатков древнего храма за исключением вторично использованных деталей). Указание летописи о построении храма в московской резиденции Василия III – «на своемъ дворе» – позволяет сделать вывод о том, что новый Преображенский храм становится домовым храмом великокняжеской семьи.

http://pravoslavie.ru/1397.html

ЛЕОНТИЕВ, женский, бывший общежительным, в Кадниковском уезде, в двух верстах от Глушицкого Покровского монастыря. Он был основан в начале XV века Преподобным Дионисием Глушицким; но когда уничтожен, неизвестно. Здесь была церковь св. Леонтия, Епископа Ростовского. ПЕРСОВА пли ПЕРЦОВА пуст. муж. в Грязовецком уезде, в 35 верстах от Вологды. Основана была в 1499 году Преподобными Онуфрием и Авксентием. Она упразднена еще до 1764 года. Здесь находится церковь (обращенная в приходскую) во имя Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателей обители, Преподобных Онуфрия и Авксентия. АРСЕНИЕВА пуст. муж., в 40 верстах от губернского города Вологды, на речке Масляне, впадающей в реку Вологду. Основана была в 1529 году Преподобным Арсением Комельским, который чрез год после того, поручив здешнюю обитель другому настоятелю, удалился на безмолвие в Комельский лес. – Церковь здешняя, по упразднении обители, обращена в приходскую села, называемого и ныне Арсеньева пустынь. РАБАНГСКИЙ, муж. в 32 верстах от губернского города Вологды, при реках Сухоне и Рабанге. Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым Игуменом этой обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно. Монастырь упразднен в 1764 году и церковь Преображения Господня обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-КУШТСКИЙ, муж. в 8 верстах от Спасокаменного монастыря, и в 45 верст. от губернского города Вологды, на восточном берегу озера Кубенского, при самом впадении в него речки Кушты. Основан в первых годах XV века, по желанию благочестивых князей Димитрия Васильевича Заозерского (отца св. Князя Андрея Вологодского), супруги его княгини Марии и князя Симеона Ярославского, которые пригласили для этого св. Александра (Куштского), спасавшегося в пустыне на реке Сынжеме. Здесь были две церкви: 1) Успения Божией Матери, построенная св. Александром, с пособием помянутых князей; 2) Николая Чудотворца, сооруженная уже по кончине Препод. Александра, по его завещанию, учениками его. В 1519 году обитель вся сгорела; после чего церкви Успенская и Николаевская с кельями были построены вновь. – В 1764 году, по упразднении монастыря, остававшаяся тогда одна церковь Николая Чудотворца обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преп. Александра. – В 3 верстах от этой обители, против села Ила, при деревне Чуриковой, находится древняя часовня, построенная на том месте, где были некогда дворы и терема князей Заозерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010