В 1973 г. Богоявленский храм был передан на баланс Ярославского музея-заповедника, а в 1999 г. возвращён РПЦ. В 2000 г. в церкви была проведена очередная масштабная реставрация, в ходе которой был капитально отремонтирован и переосвящён во имя святых благоверных князей Василия и Константина южный Димитровский придел. В 2002 г. в храме вновь начали совершаться богослужения. Храм долгое время находился в совместном ведении музея-заповедника и РПЦ. В 2010 г. храма передан Русской Православной Церкви. Церковь находится на Богоявленской площади - на въезде в зону ЮНЕСКО со стороны Москвы, напротив Спасо-Преображенского монастыря. Пятиглавый каменный храм построен в 1684-93 г.г. на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся еще в XIII в., купцом Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым. Церковь бесстолпная, пятиглавая, без подклета, с трех сторон окружена галереями, обращенными в приделы. С северной её стороны находился придел в воспоминание Страшного Суда, с южной - теплый придел во имя Димитрия Прилуцкого. После пожара 1753 г. старые деревянные главы, венчающие тонкие изящные барабаны, были заменены новыми, причудливой барочной формы. В 1950-е г.г. главы церкви и ее изразцовый декор были реставрированы по проекту В.Н. Захаровой. Точная дата создания росписи храма неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом - 2 июля 1693. По-видимому, в 1693 г. роспись была завершена, а начата в 1692 г. Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. Живопись сводов исполнена с большим монументальным размахом, в интенсивной и звучной цветовой гамме и, по всей вероятности, принадлежит артели Дмитрия Григорьева Плеханова - выдающегося ярославского мастера, исполнявшего царские и митрополичьи заказы. По каким-то причинам эти мастера были отозваны, и, вероятно, работу на стенах завершили в более сдержанной манере ярославские художники средней руки. В 1800-е г.г. нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е г.г. была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е г.г. красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.

http://sobory.ru/article/?object=00580

И в тех, государь, в наших русских людех познали казанские татарове люди новокрещена, и выискались ему отец его и мати, и братия и сестры, и много племени и знаемых, и в те его поры не убивали, а взяли его в дом свой, и учали его родители называти своим сыном, а племя его называти своим сродником и именем татарским. И тот, государь, новокрещен от отца и матери и от всех сродников своих отперся, а говорил так: отец де мне и мать, и братия и род, в Троице славимый Бог, Отец, Сын и Святый Дух, а вашу де я нечистую веру проклинаю и лживого вашего Махмета и вас всех, а имя де мне Петр, а не так, как вы меня называете. И во много де, государь, время ласканием и прещением от чистыя и святыя нашея православныя христианския веры отторгнуты его не возмогли и нечестивым своим сонмищем убили его, ему же вопиющу: христианин есмь. И положен де, государь, тот Петр новокрещен на месте, идеже ныне стоит храм святого воскресения на житном торгу. И те, государь, святии и исповедницы и до дне сего в болшом синодике, иже чтется, в неделю православия, не написаны, и память их вечная не поется, и в синодиках в литейном и повсядневном не написаны-ж. И тебе бы государю о том мне, богомолцу своему, указ свой святителский ученить, как их велишь в синодики писати, и которую им повелишь пети память вечную. Бога ради, государь, помни мя во святых своих молитвах. «Заимствовано из «Сборника древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасоказанского Преображенского монастыря Архимандрита Платона (Любарского) составленный, 1782 г.» Казань 1868 г. стр. 66–73. Богомольная Грамота патриарха Гермогена митрополиту Ростовскому и Ярославскому Филарету о молебствии во всех церквах, по случаю войны царя Василия Иоанновича с приверженцами второго самозванца, укрепившимися в селе Коломенском. 1606 года, Ноября 29-го «Благословение великого господина святейшего Ермогена, Патриарха Московского и всеа Русии, о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Филарету. Митрополиту Ростовскому и Ярославскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

1876. Т. 2. С. 28). И Аввакум и Л. остались верны своим убеждениям: «...в покаяние приити не восхотеша, и еще святейших патриарх и весь освященный Собор похулиша, и неправославными нарекоша» (Там же. С. 29). Описание этого заседания, правда без упоминания Л., вошло в Житие протопопа Аввакума. Оба защитника старых обрядов были лишены священства и преданы анафеме. В этот же день перед Собором предстали инок Епифаний и диак. Феодор Иванов . 5 авг. 1667 г. Л. еще раз был допрошен 3 архимандритами: владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря Филаретом, Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря Иосифом и ярославского в честь Преображения Господня монастыря Сергием. Поскольку и эти увещания не дали результата, Л. был передан гражданскому суду. 26 авг. 1667 г. состоялся царский указ о гражданской казни и ссылке Аввакума, Л. и их единомышленников. 27 авг. 1667 г. Л. и Епифаний были подвергнуты казни урезания языка (быстрое возвращение четкости речи Л. связывал с новым чудесным явлением ему прор. Илии); после чего Л. вместе с Аввакумом, Никифором и иноком Епифанием был сослан в Пустозерский острог. Сюда узников доставили 12 дек. 1667 г. (20 апр. 1668 к ним присоединился Феодор Иванов); началось 15-летнее заточение в земляной тюрьме, испытание голодом и холодом, новые казни. В первые годы ссылки Л. продолжил писательские труды в защиту «старой веры». Им были составлены 2 челобитные («сказки») - царю Алексею Михайловичу и патриарху Иоасафу II . 20 февр. 1668 г. он объявил за собой «великое духовное и тайное царское дело», но пустозерский воевода И. С. Неелов отказался послать сочинения Л. в Москву без предварительного прочтения. 7 авг. 1669 г. Л. подал челобитную с жалобой на действия Неелова. Этот документ был получен в Москве 14 окт., 25 нояб. по нему состоялось решение: пустозерскому воеводе было разрешено взять у Л. «сказки» и отправить их в Москву. Посланные в февр. 1670 г. автографы сочинений Л. были получены в Москве 1 апр. 1670 г., 15 апр.

http://pravenc.ru/text/2462539.html

В том же году, на церкви Сретения Господня сделана вновь глава, поставлены новые стропила для кровли, при чем последняя, вместо дерева, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. 80) В 1819 году, по благословению преосвященного Амвросия, епископа Старорусского, старанием архимандрита Дионисия, надстроен на колокольню четвертый ярус, круглый, с 7 пролетами и карнизами, вышиною в 4 сажени: в этом ярусе висят теперь колокола. До 1818 года колокольня была в три яруса, из которых низший имеет квадратную форму, со сводом внутри. В этом ярусе был устроен, подвал для склада разных монастырских вещей; впоследствии же последний обращен в часовню, во имя Всемилостивого Спаса, в которую свет проходить чрез стеклянную дверь с западной стороны. Второй и третий ярусы имеют форму осьмигранника. В первом ярусе помещается теперь монастырская ризница; вход в нее идет из паперти Преображенского храма. Во втором ярусе висели в то время колокола, укрепленные на семи полукруглых пролетах с перилами; в этом же ярусе помещались и боевые часы, которые, за ветхостью и неверностью хода, уничтожены при постройке четвертого яруса. В том же году, по неудобству и тесноте, упразднена церковь во имя Всех Святых, помещавшаяся в башне над св. воротами. 81) В 1820 году, от генерала Илии Алексеевича Сорочинского поступило в монастырь тысяча рублей, на поминовение племянника его, корнета Федора Толстого, погребенного в том же 1820 году, в Казанской церкви. 82) В 1821 году, с правой стороны св. монастырских ворот старанием архимандрита Дионисия, на месте бывшего деревянного частокола, построен вновь каменный двухэтажный настоятельский корпус, который находится и в настоящее время в том же неизмененном виде. 83) В 1823 году, 1 ноября, настоятель монастыря, архимандрит Дионисий, перемещен в Угличский монастырь, Ярославской губернии, а на место его назначен архимандрит Варсонофий, из упомянутого Угличского монастыря. Архимандрит Варсонофий. 84) В 1827 году, при настоятеле, архимандрите Варсонофие, от пожара, начавшогося в квартире, занимаемой штаб-лекарем 4-го карабинерного полка Петровым, сгорела принадлежащая монастырю мукомольная мельница, при деревне Сутоках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо использовать свойственную молодежи коммуникабельность для создания в общинах крепких молодежных объединений, активно вовлекая их в приходскую жизнь. Заслуживает одобрения и поддержки создание в епархиях летних молодежных и строительных лагерей, которыми осуществлялась бы помощь в реставрации монастырей и храмов. Журнал 42 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия о благословении на открытие Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня в селе Подгоры Волжского района Самарской области и о назначении игумена Георгия (Шестуна) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня в селе Подгоры Волжского района Самарской области. 2) Назначить игумена Георгия (Шестуна) наместником Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня села Подгоры Волжского района Самарской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Епископа Сыктывкарского Воркутинского Питирима о назначении монахини Иеремиилы (Исуповой) настоятельницей Ибского Серафимовского женского монастыря с. Иб Сыктывдинского района Республики Коми. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иеремиилу (Исупову) настоятельницей Ибского Серафимовского женского монастыря с. Иб Сыктывдинского района Республики Коми с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла о назначении иеромонаха Евфимия (Дебабова) наместником Спасо-Преображенского Геннадиевого мужского монастыря села Слобода Любимского муниципального района Ярославской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Евфимия (Дебабова) наместником Спасо-Преображенского Геннадиевого мужского монастыря села Слобода Любимского муниципального района Ярославской области. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

http://pravoslavie.ru/22115.html

Фестиваль хоровой и колокольной музыки пройдет в Ярославле Ярославская область, 12 августа 2004 г. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник приглашает с 19 по 22 августа 2004 г. на XII международный фестиваль хоровой и колокольной музыки " Преображение " , сообщается на сайте " Музеи России " . Каждый август с 1992 года в Ярославле проходит фестиваль хоровой и колокольной музыки " Преображение " . Над городом плывут могучие звуки колоколов Большой звонницы (ансамбль из 18 тяжелых колоколов) и звонницы - " малышки " Спасского монастыря (ныне Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника), в древних храмах города звучит прекрасная хоровая музыка. Уникальность фестиваля - в органичном объединении трех направлений традиционной русской культуры: искусство колокольного звона, искусство колокольного литья и хоровое искусство. Начало XII фестивалю 2004 года положит литургия в Спасо - Преображенском соборе (XVI в.) в светлый праздник Преображения Господня - " Яблочного Спаса " . С 2004 года фестиваль обретет новое имя - фестиваль хоровой и колокольной музыки " Преображение " имени Е.В. Колобова. Евгений Колобов - выдающийся музыкант, основатель и художественный руководитель известного московского театра " Новая опера " , стоял у истоков фестиваля, поддерживал его на протяжении всей истории, был бессменным председателем Всероссийских конкурсов звонарей. Памяти великого мастера посвящена камерная выставка, которая будет открыта в первый день фестиваля и продолжит работу в течение праздничных дней. Важным событием фестиваля этого года станет презентация книги " Созвучие " . Идея литературного проекта принадлежала Евгению Колобову и издателю Геннадию Сапронову. " Созвучие " - это книга - размышление музыканта Евгения Колобова и писателя Виктора Астафьева о литературе и музыке, о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе. 12 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10728.html

В 1922 г. изъято 3 пуда 10 фунтов 53 золотника серебра (55 кг.), а также серебренная рака от мощей весом 10 пудов 7 фунтов 36 золотников ( 166,7 кг). С 1925 г., после закрытия монастыря, приходской, обновленческой ориентации. В 1929 г. из собора изъяты мощи прав. Симеона Верхотурского. Закрыт в 1929 г. В советские годы на территории монастыря располагались тюрьма и исправительно-трудовая колония для подростков. Возвращен церкви в 1990 г. Главный храм освящен 19 августа 1999 г. Храм в честь Воздвижения Креста Господня - действующий. Преображенская церковь Николаевского мужского монастыря, каменная, трехпрестольная. Заложена 28 августа 1821 г. Храм в честь Преображения Господня, освящен 30 августа 1834 г. Правый придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящен 25 июля 1837 г. Левый придел во имя архангела Михаила, освящен тогда же. Церковь закрыта в 1920-е гг. Возвращена в 1990 г. Правый придел освящен 20 марта, а левый - 22 марта 1992 г. Главный храм освящен 5 сентября того же года. В 1998 г. восстановлена колокольня. Преображенская церковь - действующая. Симеоно-Аннинская надвратная церковь Николаевского мужского монастыря, каменная, однопрестольная. Заложена в 1855 г. Освящена во имя прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в 1863 г. Закрыта в 1920-е гг. Возвращена в 1990 г. освящена 18 октября 1990 г. Симеоно-Аннинская надвратная церковь - действующая. Николаевский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Верхотурье, Пермской губернии. Основан в 1604 году иеромонахом Ионою из Пошехонья ( Ярославской губернии), который был ранее священником. В придельном храме Николаевской церкви почивают нетленно мощи праведника Симеона Верхотурского, в серебряной раке, устроенной в 1864 году (см. 12 сентября). В 1716 году весь монастырь, со всеми храмами, был истреблен пожаром, только честные мощи пр. Симеона остались невредимы, При монастыре двухклассная школа и богадельня. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Памятники истории и культуры Свердловской области, Городской округ Верхотурский. Наименование памятника: Ансамбль Николаевского монастыря. Дата: 1790-1909 гг. Основание: Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов 11 января 1980г. Решение Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов 18 февраля 1991г. Указ Президента Российской Федерации 20 февраля 1995г. Местонахождение: Военная ул.(Воинская ул.). Примечание: Федерального значения

http://sobory.ru/article/?object=00346

ведал им музей. Лишь совсем недавно, на основании принятого в 2010 году закона, состоялась долгожданная передача храма Ярославской епархии. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Одну из городских площадей – Богоявленскую – украшает одноимённый старинный краснокирпичный храм, выстроенный в конце XVII столетия напротив бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря (сейчас – Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Но история церкви в честь Богоявления Господня уходит своими корнями глубоко в прошлое. Так, многие исследователи, опираясь на древние летописи, в которых вскользь упоминается Богоявленский храм, относят его существование к XIII–XIV в.в., хотя больше никаких сведений о нём практически не сохранилось. Видимо, со временем церковь обветшала и была разобрана, так как в начале XVI столетия, когда посад, на котором она находилась, был отдан в ведение Спасо-Преображенского монастыря, её уже не существовало, а в монастырских летописях указано, что на средства обители в посаде был выстроен новый деревянный приходской храм с сохранением прежнего посвящения. Спустя время посад разросся, а к началу XVII в. превратился в Богоявленскую слободу, в которой селились принадлежавшие Спасскому монастырю крестьяне, являвшиеся прихожанами Богоявленского храма. К сожалению, об архитектуре и внутреннем убранстве церкви тех лет сведений также не сохранилось, но можно предположить, что находясь в ведении Спасо-Преображенского монастыря, она была достаточно благоукрашена и наполнена всей необходимой церковной утварью и богослужебными книгами. Этот храм просуществовал недолго – уже в 1684 г. его разобрали и начали строительство новой каменной церкви. Интересно, что причиной такого поворота в истории храма стал не пожар и не обветшание здания, а желание ярославского купца Алексея Абрамовича Зубчанинова, жившего в Богоявленской слободе и входившего в самую привилегированную часть купечества – гостиную сотню – украсить Ярославль новой каменной церковью.

http://sobory.ru/article/?object=00580

20 сент. 1855 г. И. был определен настоятелем старорусского на Острову в честь Преображения Господня монастыря . В период его управления, в 1856 г., ген.-лейтенант Жернов подарил обители Боголюбскую икону Божией Матери. На средства благотворителей мон-рь приобрел серебряно-вызолоченые ковчег на престол (1857) и ризу на храмовую икону Преображения Господня (не сохр.). В подклете теплой Сретенской ц. в 1857 г. при И. были отремонтированы, а затем освящены главный престол в честь Старорусской иконы Божией Матери и придел во имя сщмч. Антипы Пергамского, проводились др. ремонтно-строительные работы. В 1858 г. усердием И. построена новая колокольня и осуществлен ремонт ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1802) в приписном Кречевом Никольском мон-ре. 5 июля 1858 г. И. освятил этот храм (не сохр.). 25 янв. 1856 г. определен первенствующим членом Старорусского духовного правления. 15 апр. 1858 г. назначен цензором проповедей по Ст. Руссе и Старорусскому у. 28 мая 1859 г. по прошению в связи с ухудшением здоровья И. был уволен на покой в Зеленецкий мон-рь, где к тому времени проживал его отец мон. Мелхиседек († 2 авг. 1859; погребен в обители). 20 сент. 1862 г. назначен настоятелем ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, монастыря . 25 апр. 1863 г. стал председателем Временного совещательного комитета, учрежденного по делу об улучшении быта духовенства, 16 марта того же года - благочинным над нек-рыми мон-рями и смотрителем над соборами Ярославской епархии, 10 марта 1864 г. определен членом Ярославской духовной консистории. Со 2 янв. 1862 г. временно управлял Югской Дорофеевой во имя Св. Троицы пуст. , а с 20 мая 1864 г.- Толгским ярославским в честь Введения во храм Пресвятогй Богородицы монастырем . Ок. 1865 г., после увольнения от прежних должностей, был назначен смотрителем Александро-Невского уездного ДУ в С.-Петербурге, с 1867 г.- членом 2-й экспедиции С.-Петербургской духовной консистории, а с 1876 г.- епархиальным миссионером. Вел переписку с Ярославским архиеп. Нилом (Исаковичем) . С 14 мая по 8 июля 1872 г. совершил путешествие во Св. землю, где был принят Иерусалимским патриархом Кириллом II и начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) , оставил воспоминание об этой поездке в 18 письмах. Затем, с 22 июля по 30 авг. того же года, вместе с С. И. Пономарёвым совершил паломничество в К-поль и на Афон, вел подробные путевые очерки. При этом И. признавался, что его «неодолимо влекла к себе заветная Зеленецкая пустынь» (Путевые впечатления. С. 192). 4 июля 1876 г. сослужил Выборгскому еп. Ермогену (Добронравину) при освящении ц. св. Параскевы Пятницы (к 2009 разрушается) с. Ср. Верховина Новоладожского у. С.-Петербургской губ., куда впосл. получил назначение на настоятельскую должность, сопряженную с активной миссионерской деятельностью среди старообрядцев.

http://pravenc.ru/text/468737.html

Состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла на острова Коневец и Валаам 12 июля 2019 г. 00:10 7-11 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визит в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Выборгской епархии  на острове Коневец и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь . 7 июля, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Кирилл освятил собор Рождества Пресвятой Богородицы Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря ( Выборгская епархия   Санкт-Петербургской митрополии ) и совершил  Божественную литургию в новоосвященном соборе, за которой возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского .  По окончании Литургии Святейший Владыка освятил установленный у центрального причала острова Коневец памятник преподобному Арсению Коневскому, созданный к 625-летию обители, и посетил часовню преподобного Арсения Коневского. 8 июля Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл на Валаам. 9 июля во Владимирском скиту Валаамского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 10 июля Святейший Патриарх Кирилл  совершил чин малого освящения храма преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове Валаамского архипелага. Вечером 10 июля, в канун дня памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Владыка совершил всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, где покоятся честные мощи преподобных основателей обители. 11 июля, в день памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских, Предстоятель Русской Церкви возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Бориса (Баранова) во епископа Некрасовского, викария Ярославской епархии . В тот же день Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Москву. Патриархия.ru  Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5469673.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010