Но все проблемы он ухитрялся разрешать прежде всего своим довольно смиренным и кротким нравом. У него вообще был в чем-то очень выразительный характер. Он был человек, склонный к такой, знаете ли, самоиронии, часто смеялся, шутил. Он был очень живым человеком для того, чтобы стать типовым архиереем. И вот эта живость его характера, конечно, помогала многим из тех, кто не понимал, чего новый владыка от них хочет, все-таки отзываться на какие-то его начинания. Во всяком случае, надо сказать, что Ярославская епархия при нем весьма оживилась, хотя в каком-то смысле слова он оставался, безусловно, архиереем своего времени. Он даже согласился принять свое членство в «Союзе русского народа». Это крайне правая монархическая организация очень любила записывать в свои ряды представителей духовенства. Были, конечно, иерархи, которые категорически отказывались от этого; были те, кто относился к этому спокойно, как он; а были такие, которые, в общем, рьяно участвовали в деятельности этой организации. Архиепископ Тихон по своей ментальности был очень далек от идеологии «Союза русского народа». Конечно, он был монархистом, но его монархизм отнюдь не принимал таких агрессивных форм, какие предполагались «Союзом русского народа». Но вот это членство в «Союзе русского народа» ему потом будет постоянно припоминаться большевиками. А далее происходит очень интересное назначение – назначение, связанное с тем, что у него был опыт работы в западном крае, еще в качестве архимандрита и викарного епископа. Его направляют на Литовскую Виленскую кафедру 3 января 1914-го года. Что ж, опыт служения в западном крае был, был опыт служения в США – то есть он умел строить отношения с инославными. И, конечно, это было по-своему обоснованное назначение, хотя для него было довольно грустно покидать Ярославскую епархию. Показательно, что на Ярославскую епархию вместо него был назначен архиепископ Литовский и Виленский Агафангел (Преображенский). Произошла такая своеобразная рокировка двух епископов. И вот они встретились друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определили: Ведомость напечатать вместе с журиалами Совета Академии. VII. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода; а) от 1 ноября за 7358: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 15 октября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, действительный студент Московской духовной академии Леонид Багрецов определен на должность помощника инспектора в Харьковскую духовную семинарию». б) от 3 ноября за 7432: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 28 октября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Михаил Шелютто определен на должность учителя Священной истории, катихизиса и церковного устава с кратким объяснением богослужения в параллельные классы Единецкого духовного училища». в) от 3 ноября за 7435: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 21 октября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Вячеслав Солодовников определен на должность помощника инспектора в Харьковскую духовную семинарию». г) от 16 ноября за 7896: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 4 ноября 1899 года докладу Учебного комитета при Святейшем Синоде, действительный студент Московской Духовной Академии Иван Преображенский определен на должность помощника инспектора в Ярославскую духовную семинарию». д) от 17 ноября за 7905: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 ноября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Александр Петропавловский —360— определен на должность помощника инспектора в Тверскую духовную семинарию». е) от 17 ноября за 7908: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 11 ноября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Владимир Измайлов определен на должность учителя греческого языка в Озургетское духовное училище». ж) от 24 ноября за 8159: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 18 ноября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Евгений Пясецкий определен на должность преподавателя латинского языка в Подольскую духовную семинарию».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Филипповцы. По смерти Андрея Денисова некто Филипп, бывший стрелец, мечтал сделаться настоятелем Выговского скита; когда же был на эту должность выбран Семен Денисов, обиделся и в 15 верстах от Выговского скита устроил себе особый скит. Главный пункт отличия филипповцев от выговцев тот, что они не молятся за православных царей.    Феодосеевцы. Современник дьячка Викулина, некто Феодосий, из рода бояр Урусовых, основал беспоповское согласие на польской границе. Во второй половине XVIII века оно утвердилось в Москве на раскольничьем Преображенском кладбище, которое было устроено во время смут по случаю чумы 1771 года хитрым и ловким московским купцом Ильей Алексеевичем Ковылиным (тогда же и таким же образом у поповцев возникло в Москве Рогожское кладбище). Феодосеевцы расходятся с даниловцами в следующих пунктах: не отвергают титло И.Н.Ц.И., как евангельское; пищу, покупаемую на торгу, и вообще брашна, как зараженные, по их мнению, дыханием антихриста, очищают молитвами и поклонами.    Кроме этих более крупных согласий, беспоповщина раздробилась и доселе дробится на множество мелких толков. Из них, как на более крайнее развитие раскольничьих и, в частности, беспоповщинских заблуждений, можно указать на следующие.    Нетовщина, или спасово согласие. Последователи этого толка утверждают, что нет в мире ни Церкви, ни священства, ни таинств: «Пусть Спас Сам спасает, как знает».    Секта странников, или бегунов, называемых еще сопелочниками (от села Сопелок Ярославской губернии, где возникла). Они проповедуют, что антихрист царствует на земле и положил печать на все церковные и гражданские порядки (ревизия, податная система, паспорты, рекрутчина – все это печати антихристовы). И потому они не хотят подчиняться никаким законам и не признают никаких порядков общежития, бродят с места на место, живут в лесах и пустынях и только скрытно в городах и селениях. Отдел этой зловредной секты составляют так называемые жиловые христиане, или странноприимцы, которые дают в своих домах приют бегунам. Странноприимец считает себя ниже бегуна и под конец своей жизни, ради спасения души, сам делается бегуном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

об этих фактах в Сборнике Кельсиева вып. IV, стр. 288 и дал.). Говорят, что между странниками есть даже такие фанатики, изуверы, которые практикуют удушение престарелых и заболевших членов секты для получения последними мученического венца. Насильственное удушение носит название «красной смерти», отчего странников называют ещё «красносмертами» и " душителями». Основателем страннического толка был некто Евфимий, родом из Переславля, человек живой, энергичный и фанатичный. Отданный в военную службу, он бежал из неё и скрывался то в Москве, то в Поморье в филипповских скитах, то в лесах Ярославской губернии. По своим убеждениям, Евфимий сначала принадлежал к филипповскому толку, но потом разошёлся со своими единоверцами. Ещё в Поморье он резко обличал их и федосеевцев за разные недостатки, а после удаления в ярославские леса, составил в Коровинской слободе даже нечто в роде собора (1784 г.), на котором осудил все беспоповщинские толки, и осуждение это изложил в особом послании на Преображенское кладбище. Здесь он сильно нападает на всех раскольников вообще, обвиняя их в двоедушии, общении с никонианами, подчинении власти, в утайке своей принадлежности к расколу, принятии таинств от православных священников, принятии последних к себе в дом во время праздников и т. п.; но особенно едко смеётся над филипповцами, упрекая их за разные послабления. После этого делает вывод, что все они, как подпавшие под власть антихриста, не имеют истинного крещения и, чтобы спастись, должны перекреститься, оставить «попечение о доме, о жене, о чадах, о торгах и стяжаниях и не иметь ни града, ни села, ни дому». Так он и поступил: сначала окрестил сам себя 66 , потом своих последователей, и начал «таитися и бегати». Скрывался сначала в дер. Малышево, Ярославского, уезда, потом в лесах галичских, Костромской губ., где хотел было основать пустынь для своей секты, но не мог; наконец, снова возвратился в дер. Малышево и вскоре умер († 1792 г.). После смерти Евфимия страннический толк не прекратился, а все более и более распространялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В Ямском приказе какой-то человек, обыкновенного роста и вида, уходя, бросил на пол письмо. Человека этого окликнули: «Чего обронил, эй?» Испугавшись, он побежал и скрылся. На запечатанном письме стоило: «Поднести великому государю, не распечатав». Дьяк Павел Васильевич Суслов едва-едва трясущимися рунами попал в рукава шубы. Грозя ездовому — опустить со спины шкуру, — поскакал в Преображенское. Караульный офицер в дворцовых сенях с презрением оглянут дьяка от лысины до сафьяновых сапожек на меху: «Нельзя к царю». Павел Васильевич, ослабев от тревоги, сел на лайку. Народу толпилось много: наглые военные, Прусские — все большого роста, широкие в плечах, здоровые, как быки; иноземцы — помельче, но приятнее лицом (их, бедняг, за последнее время много начали выгонять со службы за глупость и пьянство); ловкие владимирские, ярославские, орловские ходоки, промышленники, купчишки; рядом сидели два великородных боярина, один — с обвязанной головой, другой — с черным синяком под глазом: после шумства прибыли бить челом друг на друга; заломив руки за спину, в коротеньком коричневом кафтанчике, в нитяном парике, похаживал, ни на кого не глядя, иностранец с добрым, голодным лицом, в очках — математик, химик, славный изобретатель перпетуум мобиле — вечного водяного колеса — и медного человека-автомата, играющего в шашки и вино или пиво извергающего из себя согласно натуре. Математик предлагал царю более ста патентов, могущих обогатить Русское государство. Со двора в сени ввалился Никита Зотов, пьяный, с невиданной толщины человеком: «Не робей, он уродство любит, он тебе казны отвалит» — князь-папа волок толстяка в царские покои. Павел Васильевич, загорясь служебной ревностью, подошел к караульному офицеру и в лицо ему сказал сдавленно: «Слово и дело!» Сразу в сенях стало тихо. Офицер вытянулся, с коротким дыханием вытащил шпагу: «Идем». Письмо, поданное Павлом Васильевичем царю в собственные руки (у Петра болела голова, — встретил дьяка насупясь, нетерпеливо), письмо это — немедленно вскрытое — было подписано Алешкой Курбатовым, дворовым человеком князя Петра Петровича Шереметьева. Прочтя мельком, Петр взял себя ногтями за подбородок: «Гм!» — прочел вдругорядь, закинул голову: «Ха!» — и, забыв о Суслове, стремительно зашагал в столовую палату, где в ожидании обеда томились ближние.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

– Обер-прокурор, – подхватил протоиерей Филоненко, – использовал нас, чтобы в критическую минуту церковной разрухи заткнуть образовавшуюся брешь в церковном корабле, а затем вышвырнуть, как ненужный материал, за борт. Спор разгорелся нешуточный. И со стороны других членов Синода в адрес обер-прокурора последовали обвинения в неискренности, коварстве, нежелании вести кропотливую работу по подготовке Собора, превышении, в который уже раз, своих полномочий, в авантюризме его церковной политики, чреватой тяжелыми последствиями для понемногу налаживающейся церковной жизни. Единодушно отвергая домогательства обер-прокурора, члены Синода подчеркивали, что болеют не за себя и свои личные интересы, а за права и достоинство Синода. По нахмуренному лицу Львова было видно, что реакция присутствующих была для него неприятной. Но помощь пришла к нему с неожиданной стороны. – Я вполне понимаю намерения обер-прокурора и всячески готов разделить с ним усилия по обновлению церкви, – негромко, но отчетливо заявил вдруг архиепископ Сергий. Все повернули головы в его сторону, на лицах читалось недоумение… – И не понимаю, – продолжал Сергий, – почему мы должны противиться. Нам же неприлично даже отстаивать неизменность нынешнего состояния. Ведь мы сами к нему руку приложили. И наше упорство выглядит личностным. Услыхав такое, Львов заметно приободрился, тогда как члены Синода поникли, обескураженные «ходом» Сергия. Однако Львов не решился «дожимать» синодалов и, поразмыслив, заявил: – Сожалею, но из всех вас один только архиепископ Сергий не обуреваем личностными страстями, затмевающими необходимость назревших изменений. Но, не желая идти на конфронтацию, стремясь доказать свою лояльность церкви, я снимаю свое предложение. 6 июня, во вторник, члены Синода почти в полном составе собрались в зале заседаний. Предложенная повестка была очень насыщенной. Сначала рассматривали заявление съезда петроградского духовенства о возведении в сан петроградского митрополита вновь избранного на эту кафедру архиепископа Вениамина. Затем заслушали заявление съезда ярославского духовенства, выразившего недоверие своему правящему иерарху архиепископу Агафангелу (Преображенскому) по причине его «сановитости», «недоступности» и «покровительства бюрократам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

А если святы для нас наши религиозные догмы, если дорога для нас основанная на этих догмах наша церковная мораль, если религиозно-нравственная жизнь общества составляет и круг нашей службы, и задачу нашей деятельности, то мы должны ныне же ясно и точно самоопределиться и взаимоопределиться, с одной стороны, и вынести свою платформу, установить свое credo, с другой. Цель настоящего созыва сюда вас, представителей сельского духовенства губернии, та, чтобы дать вам, после известной разработки уж намеченных здешним городским духовенством директив, ряд полномочий по проведению в жизнь на местах, в селах, мероприятий, способов и средств, которые способствовали бы успокоению тревожно-бурного населения, выработке в нем доверия к новому правительству и проведению новых начал нового государственного строя, которые объединили бы всех пастырей и клириков между собою, а всех вообще священнослужителей – с их паствами... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 401403. 84. Из статьи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) «Не отдадим немцам и одной пяди Русской земли!» 18 марта 1917 г. ...Теперь 193 надо кончать (но без отдачи и пяди русской земли) войну; потом мы займемся внутренним устройством нашей республики. ...Не будем же, граждане, ни унывать, ни бесконечно говорить, а будем работать на оборону. Это теперь – первая и важнейшая задача для всех граждан Российской республики. Пушкин [А.С.] 194 пророчески писал своему другу Чаадаеву [ПЛ.] 195 : Товарищ, верь: взойдет она -Звезда пленительного счастья; Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена! Никон, Епископ Енисейский и Красноярский Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. 3. С. 810. 85. Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля 19 марта 1917 г. Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод – свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Краткая история движения церковных обновленцев 4 мин., 07.03.2023 7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» — был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение преобразований, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, «Союз демократического духовенства и мирян» провозглашал главной целью движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Но пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях — для разгрома Патриаршей Церкви, в чем и преуспели. При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский, Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. И патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому).

http://foma.ru/nachalo-dvizheniya-czerko...

Евфимий с ним не поладил и рассорился за то, что он скрывал от братии бывший с ним в Москве случай. Ссора дошла до того, что Евфимий написал на Адриана жалобу старцам московского согласия. Те приказали ему повиноваться Адриану, как настоятелю поморского согласия. Тогда огорченный Евфимий ушел со своей Ириной из поморского скита опять в Москву для личного объяснения со старцами преображенской общины. Наконец, когда и здесь не нашел согласия со своим мнением об Адриане, крайне огорчился и отправился с Ириной Федоровой в Ярославскую губернию. В это-то время, после всех страннических переходов, в душе Евфимия окон­чательно созрела мысль – начать в народе свое учение, устроить свою пропаганду странствующих наставников, основать новое согласие бегствующих, странников, бегунов. Он стал проповедовать, сначала в самом городе Ярославле, а потом и переходя из села в село, что со времени патриарха Никона и царя Алексея Михайловича зародился в великороссийской земли антихристов порядок, что Петр I есть главный, последний рог двурожного зверя, главный нововводитель антихристова порядка: ревизии душ, разделения людей на чины и сословия, неравномерного разделения земли между людьми и проч., что с 1742 года, со второй ревизии истинная христианская община сохранилась только в беглых от ревизии; что воинские и гражданские власти образы зверя, обладающие человеческими душами и т. д. «Бегство, странство, выводил от­сюда Евфимий, – вот один спасенный путь от зверя-антихриста, от его властей, от всего его царства. Бежать и бежать остается христианам не только от всякой службы, от податей, от ревизской записи в список подданных антихриста, но и от отцов, матерей, братьев, сестер и сродников! Такие начала религиозно-политического отрицания, семена нового согласия, посеял Евфимий в городе Ярославле, в деревне Малышевой Ярославского уезда, и особенно в селе Сопелках, в четырех верстах от деревни Малышева. Таким образом положил начало про­паганды бегунов, приобрел несколько странствующих наставников, и сам, с крестьянкой Ириной Федоровой и с крестьянином Егором Егоровым, пошел показать на деле пример бегунства, странства.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Лебедев А. По закрытыие 3-го миссионерского съезда. Несколько слов о содержании миссионерского совещания//Церковные ведомости. 1897. 40. С. 1421-1437. Миронов Б.Н. Исповедные ведомости – источник о численности и социальной структуре православного населения России XVII – первой половины XIX веков//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 20. Ленинград: Наука. 1989.   Мороз А.Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М.: ОГИ, 2009. Об исполнении долга исповеди и причастия//Пастырский собеседник. 1886. 30. С. 2-6. Островская Л.В. Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861 – 1904 гг.)//Исследования по истории общественных отношений эпохи феодолизма в России. Новосибирск: Наука. 1984. Пастырь церкви у постели больного//Руководство для сельских пастырей. 1888. Т. 1. 10. С. 322-330. Печатнов В.В. Божественная Литургия в России и Греции. Сравнительное изучение современного чина. Москва: Паломник, 2008. Покровский Н.Н. Организация учета старообрядцев в Сибири  XVIII в.//Русское население Поморья и Сибири. (Период феодолизма). М.: Наука, 1973. Преображенский А. Волость Покрово-Сицкая Ярославской губернии Моложского района//Этнографический сборник, издаваемый императорским Русским Географическим обществом. СПб., 1853. Вып. 1. С. 61-124. Пулькин В.М. Православный приход и власть в середине XVIII – начале XX века. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. [Руновский П., свящ.] Из записок сельского священника//Руководство для сельских пастырей. 1890. Т. 2, 28. С. 288-293; Т. 2, 33, С. 448-452. С-в В. Отрывки из дневника, веденного сельским священником//Руководство для сельских пастырей. 1860. Т. 2. 33. С. 339-416. Сельский священник. Записки сельского священника//Русская старина. 1881. Январь. С. 43-90. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Т. 1. Второе издание. СПб, 1867. Смирнов Г. Как простолюдин смотрит иногда на своего священника и чего требует от него при отправлении последним своих священных обязанностей//Руководство для сельских пастырей. 1866. Т. 1, 15. С. 522-526.

http://bogoslov.ru/article/1910434

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010