В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, Е. Ярославский опубликовал в газ. «Известия» ст. «Что можно взять в синагогах», в к-рой предложил обложить прогрессивным налогом места в синагоге (т. к. места в главном зале петроградской синагоги продавались на год) и алия ла-Тора (вызов к чтению Торы). В хоральной синагоге Петрограда были изъяты все предметы из серебра, в доме омовения при евр. кладбище было изъято 11 серебряных венков, в Москве в хоральной синагоге было реквизировано 73 серебряных предмета и 2 предмета из золота. В 20-х гг. ХХ в. были арестованы мн. евр. служители культа (напр., в Гомеле были приговорены к различным срокам заключения 10 шохетов). В 1923 г. Еврейский комиссариат опубликовал распоряжение о реквизиции зданий синагог, перед этим закрытых «по просьбе трудящихся», где предполагалось открыть школы. В 20-х гг. ХХ в. были закрыты центральные синагоги в Витебске, Минске, Гомеле, Харькове, Бобруйске и др. городах. Верующие обращались с протестами в центральные органы власти. Так благодаря протестам раввина Я. Мазе и группы верующих уже готовое решение о закрытии Московской хоральной синагоги было отменено. В 1926 г. была закрыта хоральная синагога в Киеве, ее здание передали под евр. рабочий клуб. Тем не менее на Украине продолжали действовать 1034 синагоги и молельных дома и служить 830 раввинов. Работали неск. религ. евр. орг-ций: напр., в Витебске в нач. 1920 г. был организован Синагогальный комитет; в Себеже (Витебская губ.) - Еврейский комитет и т. д. 24 окт. 1924 г. на собрании учредителей была создана Ленинградская евр. религ. община (ЛЕРО), к-рая была официально зарегистрирована 26 янв. 1925 г. К новой общине перешли хоральная синагога и Преображенское еврейское кладбище. В 1926 г. с разрешения властей в г. Коростень была созвана Раввинская конференция бывш. Волынской губ., в которой участвовали 50 раввинов (не только из Волыни). Инициатором проведения конференции был раввин Ш. Кипнис, а почетным председателем был избран не присутствовавший на конференции рабби Шнеерсон. Выступавшие говорили об угрозе безверия, ассимиляции и необходимости укреплять религ. сознание в евр. среде и развивать религ. образование. Был избран исполнительный комитет, но сразу после окончания конференции раввин Кипнис был арестован на неск. недель, а исполнительный комитет фактически распущен.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Он писал по этому поводу: «“Правильны” напевы древних, также “правильно” пение и позднейших творцов. Местные напевы не “уклонение”, не “искажение” правильных печатных напевов; они такое же самостоятельное, местно-народное творчество, имеющее одинаковое право на существование, как и творчество древних... Как нередко в убогом деревенском храме, в глуши, у старца-дьячка приходится слышать порой мелодию, которая отдает такой далью времени, такой девственной простотой, такой силой чувства, на которые не променяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени... Не попала такая мелодия в печатную книгу случайно только потому, что ее никто не подслушал из тех людей, которые печатают книги». 4 июня 1921 года съезд духовенства Тута­евского уезда избрал Василия Константиновича на кафедру епископа Тута­евского. В том же году он был пострижен в мантию с именем Вениамин и хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, став одним из ближайших помощников правящего архиерея митрополита Агафангела (Преображенского). Тутаевская паства во владыке Вениамине обрела архипастыря, который своим истовым богослужением, праведной жизнью, дарами проповеди и рассуждения привлек к себе сердца многих. В 1927 году епископ Вениамин был арестован и заключен в ярославскую тюрьму. Следователь потребовал от епископа рассказать о своих поездках по уезду, а также о том, какого содержания проповеди он произносил в храмах, и ответить на разного рода свидетельства против него, которые имеются в распоряжении ОГПУ. Владыка сказал: «После обедни в соборе 12 июня я указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом, напоминая о древнем еврейском пророке, который обличал еврейский народ за нарушение суббот... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности говорил о постах, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы...

http://foma.ru/raspyatie-prodolzhaetsya....

Поддержал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. 30 мая 1928 г. в качестве члена Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя подписал постановление о преодолении административного разрыва с высшей церковной властью Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и группы возглавляемых им епископов. 29 нояб. 1928 г. назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С янв. 1929 г. жил в Феодосии. 25 июня 1930 г. Д. был назначен архиепископом Иркутским. Сумел частично восстановить в епархии церковную жизнь, сильно пострадавшую от гонений в предшествовавшие годы, при нек-рых храмах Иркутска были созданы правосл. сестричества, организован сбор помощи ссыльному духовенству. В февр. 1933 г. арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобожден от управления епархией и уволен на покой. 22 авг. особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев составленное в Постоянном представительстве ОГПУ в Восточно-Сибирском крае следственное дело, вынесло решение об освобождении Д. и др. арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. По некоторым данным, в сент. был назначен на Минусинскую кафедру, но в должность, очевидно, не вступил, т. к. до дек. того же года проживал в Иркутске. С янв. 1934 г. архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский. Оставил о себе память как добрый, отзывчивый, бесхитростный человек и заботливый архипастырь. В янв. 1936 г. назначен архиепископом Ростовским и Азовским. Посетив предварительно в Москве митр. Сергия, прибыл в епархию и поселился у сестры в пос. Батайск. Однако органы местной власти отказали Д. в прописке, и он был вынужден выехать в Москву к митр. Сергию за новым назначением. 26 февр. во время проводов в Ростове-на-Дону сообщил присутствовавшим о причинах своего отъезда из епархии и призвал отстаивать права верующих в установленном законом порядке. Вернувшись в Ростов-на-Дону, 15 марта 1936 г. был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорен к 3 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 г.- в лагере для инвалидов под Томском.

http://pravenc.ru/text/178402.html

Выше мы видели, что петербургские федосеевцы еще с самого начала настоящего столетия, когда они находились в зависимости от Преображенского кладбища и его строителя Ковылина и даже получали себе наставников из Москвы 578 , стали снисходительно смотреть на новоженов, и многие из них даже сами вступали в брак, и притом не только без всякого молитвословия, по одному взаимному согласию жениха и невесты, но и посредством венчания в церквах православных. Собор федосеевский, составленный в 1809 г. с целью положить преграду таким нарушениям основного учения секты, издал, как мы тоже видели, правила, которыми косвенно скорее разрешалась, чем запрещалась, семейная жизнь, – так, что истые федосеевцы находили эти правила «неистовым мятежем и смущением пути спасительного церковного». После таких явлений, в которых ясно высказывалось сочувствие к новоженству, казалось бы, – немыслимо возвращение петербургской федосеевской общины к «лютому бракоборству». И однако же, к сожалению, на деле мы видим не то. С 1811 года начинаются между петербургскими федосеевцами более строгие отношения к новоженству, а в 1821 году министр внутренних дел сообщал начальнику Ярославской губернии, что в числе правил, которых в то время держались федосеевцы петербургского Волковского кладбища, были, между прочим, следующие: брака нет, женатым разлучаться, блудная жизнь терпима, детоубийство не преступление 579 . Правда, этих изуверных правил, как оказалось по следствию, держались не все петербургские федосеевцы; многие из них прямо и решительно отвергали такое учение; тем не менее, все-таки представляется странным, как могло явиться безусловное отрицание брака в общине, которая несколько лет назад относилась к нему более, чем снисходительно? В ответ на этот вопрос мы должны сказать, что изуверным учением, вследствие которого разврат и беззаконная жизнь дошли между некоторыми петербургскими федосеевцами, по выражению одной официальной бумаги, «до высочайшей степени необузданности» 580 , Петербург обязан был не столько своему мудрованию и своим наставникам, из которых большинство были люди «вежливые и снисходительные», сколько «странникам и пришельцам», и между ними по преимуществу «гражданину всей России» – Гнусину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

В некоторых случаях, как например, при изучении жизни священномученика Онуфрия, документов, свидетельствовавших о его служении дореволюционном до последних месяцев его жизни, сохранилось значительное число. Но и в этом случае его жизнь пришлось детально исследовать. Во второй половине восьмидесятых годов я встречался в Харькове с живыми еще тогда свидетелями церковного служения епископа Онуфрия, побывал в доме, в котором он жил в двадцатых годах и где еще жили люди знавшие его. Они помогли рассмотреть сложности его положения в Харькове и те противоречия во взглядах с общественной средой, которые отмечал сам владыка, говоря о непонимании мотивов его поступков харьковской интеллигенцией. Люди, знавшие его лично и продолжавшие жить в условиях советской действительности, воспринимали события двадцатых годов и личность служившего в их городе исповедника вполне адекватно. Чтобы понять исповеднический подвиг архиепископа Онуфрия, его церковную позицию было изучено его судебно-следственное дело 1926 года, которое велось в Харькове и в котором освещался драматичный эпизод церковной истории ХХ столетия – попытка занятия поста Местоблюстителя митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским); дело 1935 года, которое велось в Курске; и дело 1937–1938-х годов, которое велось сначала в концлагере на Дальнем Востоке, а затем в благовещенской тюрьме и по которому архиепископ Онуфрий был приговорен к расстрелу и расстрелян. Изучение житий новомучеников дает нам возможность соприкоснуться с историей страны на уровне конкретных фактов и локальных исторических процессов. Оно дает нам представление о переживаниях и внутреннем мире людей из различных социальных слоев, возможность получить знание о человеке эпохи умеренно отдаленной от нас, не столь далекой, как древняя Русь, когда многие реалии социальной и политической жизни страны не могут сейчас быть восприняты адекватно без специальных исследований, и в тоже время мы не являемся современниками этих событий и, следовательно, получаем добротный материал для сравнительного анализа и научных выводов – и в частности о том, в какую сторону и насколько продвинулось современное общество.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Богородицкая башня  Величественная громада Богородицкой башни, составляющая часть крепостного укрепления ярославской Спасо-Преображенской монастырской обители, высится в историческом центре города, там, где нынешний Московский проспект смыкается с Богоявленской площадью. Это первая из монастырских башен: ее воздвигли в 1624 г. как пристройку к уже существовавшему стеновому ограждению. Башня была названа по имени Рождество-Богородицкого храма, на месте которого ныне установлен памятный монумент в честь Ярослава Мудрого. В дореволюционные времена возле нее, в окружении вековых елей, облюбовали себе стоянку местные гужевые извозчики. Богородицкая башня строилась по архитектурному проекту, который несколько позже был взят за основу при создании Угличской башни. То же квадратное сечение, те же окна-бойницы под пирамидальной кровлей с позолоченным, увенчанным флажком, навершием. Правда, в отличие от Угличской, она не имела въездных ворот, но их в какой-то мере заменяли глубокие подвалы, сообщающиеся с наружным пространством перед крепостными стенами посредством сети тайных подземных ходов. Угличская башня  Место размещения Угличской башни Спасо-Преображенской монастырской обители – площадь Богоявления в Ярославле. Эту каменную башню возвели в 1636 г. вместо предшествующей, которая была целиком выполнена из дерева. Будучи размещена с юго-восточной стороны, она контролировала проезд по Угличскому тракту, из-за чего и получила название Угличской. Угличскую сторожевую башню по внешнему виду трудно отличить от северо-западной, Богородицкой, имеющей такое же квадратное сечение и аналогичные въездные ворота, выполненные в форме арки. И хотя въездные врата Угличской башни давным-давно заложили кирпичом, их очертания явственно угадываются, тем более, что следы арочного проема на внутренней стороне сохранились. Наличие размещенных вверху, под самой кровлей, щелевых бойниц позволяло, в случае оборонительных действий, осыпать вражеское войско тучами стрел и копий. Не так давно стены башни оштукатурили и побелили, а входную арку прикрыли деревянными арочными фальш-створками.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Иоанно-Богосл.-Череменецкий, С. – Пет. г., II, 838. Иоанно-Златоуст.-Медведев-Псковский, I, 293. Иоанно-Предт.-Астраханский, II, 842. Иоанно-Предт.-Введ.-Междугорск., Тоболь. г., I, 224. Иоанно-Предт.-Казанск., II, 843. Иоанно-Предт.-Ростк.-Новг., II, 1135. Иоанно-Предт.-Псковский, II, 841. Иоанно-Предт.-Свияжский, II, 844. Иоанно-Предт.-Суджанская, II, 839. Иоанно-Предт.-Торопецкий, I, 222. Иоанно-Предт.-Тульский, I, 223. Иоанно-Предт.-Устюжский, II, 840. Ионы Климецкого, Олон. г., I, 249. Иорданский-Киевский, II, 982. Иосифов-Волоцкой или Волоколамс., Моск. г., II, 845. К Казан.-Богород., Казан. г., I, 55. Казан.-Богор.-Жадов., Симб. г., I, 240. Казан.-Богород.-Костромск., II, 847. Казан.-Богород.-Ломовский, Пенз. г., II, 651. Казан.-Богород.-Мокшанский, I, 56. Казан.-Богород.-Нижнеломов., II, 652. Казан.-Богород.-Сызранский, II, 650. Казан.-Воронинская, Тамб. г., II, 737. Казан.-Иоанно-Предтеч., II, 843. Казан.-Калужский, II, 854. Казан.-Касимовский, II, 851. Казан.-Климентовский, Олон. г., II, 846. Казан.-Коротоякский, II, 849. Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Казан.-Николаевский, II, 968. Казан.-Рыльский, II, 1098. Казан.-Рябинина, Волог. г., II, 848. Казан.-Рязанский, I, 238. Казан.-Спасо-Преображенск., II, 1167. Казан.-Тамбовский, II, 852. Казан.-Успенский, II, 1299. Казан.-Федоров.-Троиц., I, 555. Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Казан.-Юхнов, II, 857. Казан.-Ядринский, II, 850. Казан.-Ярославский, II, 853. Казацкий-Николаев.-Змиевс., II, 1000. Калужский-Казан.-Богород., II, 854. Калязинский-Троиц.-Макар., II, 1271. Каменец-Подольский-Троиц., I, 513. Каменного-Городища-Елабужский, II, 1267. Каменные Ограды-Псковский, II, 983. Каменская-Никодимова-Троиц., Черниг. г., I, 304. Каменский-Успен., Черн. г., I, 243. Кандалашский, Арх. г., II, 858. Капитоновская-Княгинина, Волог. г., II, 859. Капшин-Знамен., Твер. г., I, 203. Карачевская-Тиханова-Воскр., Орл. г., II, 1219. Карачевский-Введен., II, 700. Карачунский – Богород. – Сретен., Ворон. г., II, 655.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Получается, что в Серебряных Прудах давно поняли спасительную необходимость изучения русской истории. Не случайно, издание краеведческого трёхтомника «Серебряно-Прудский край» оказывает самое благотворное влияние на подрастающее поколение. Феномен трехтомника заключается в том, что возглавляемая главой Серебряно-Прудского района А.К. Таскиным администрация, по сути, на протяжении более 10 лет оказывала активное сопротивление нашествию беспамятства. Поэтому появилась из небытия история района. Произошло воскрешение многих поколений серебрянопрудцев, благодаря чему живые могут с ними общаться. История объединяет живых и мёртвых. Вместе с тем, продолжается дальнейшая поисковая работа по истории Серебряно-Прудского края и создание новых книг известным писателем, краеведом А.И. Волковым с последующей презентацией и широким обсуждением. В 2017 году вышли книги «Серебряные Пруды. Вотчина Графов Шереметевых» и «Вовращение домой» о восстановлении храмов Серебряно-Прудского края с рассказом о взаимодействии церковных и светских властей. Серебрянопрудцы гордятся своими земляками. Среди них Исповедник Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский, Герой Отечественной войны 1812 года генерал Д.С. Дохтуров, Герой Сталинградской битвы маршал В.И. Чуйков, Герой Советского Союза П.И. Хохлов, русский художник А.Д. Кившенко, любимый многоми поколениями зрителей Народный артист С.Д. Столяров и др. Размышления на эти темы вылились у меня в поэтические строки: Кто даст ответ: куда впадает прошлое? Какое слово ныне нужно нам, Чтоб на корню вернулось всё хорошее, Угодное земле и небесам? Наивный отрок весь оброс вопросами, Ища ответ на них по словарю, Он упоён туманами белёсыми, И, видя в нём себя, я говорю: – Да будет слово всяк животворящее На поприще молитвы и труда... А прошлое впадает в настоящее И больше не впадает никуда. Григорий Петрович Калюжный , Ветеран Труда, член Союза писателей России В.И.Чуйков Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/bi...

Даже митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) у которого были весьма непростые отношения с митрополитом Сергием, без промедления подал в Ад­министративный отдел ярославского губисполкома заявление о регистрации его само­го в качестве митрополита Ярославской епархии и епархиального совета при нем. Дальнейшая история этого заявления, однако, хорошо показывает, какие цели в дей­ствительности преследовала власть в начавшейся кампании легализации православной Церкви. По поводу обращения митрополита Агафангела из ярославского Адмотдела был послан срочный запрос в центр о том, «допустима ли данная регистрация». Про­шло более месяца, прежде чем был получен ответ из Центрального административно­го управления НКВД. Этот ответ подтверждал, что «справка о принятии к сведению списка членов т[ак] н[азываемого] Св. Синода при т[ак] н[азываемом] и.о. " местоблю­стителя патриаршего синода " ... действительно выдана». При этом подчеркивалось, что вопрос «согласован с ОГПУ». Смысл последующего разъяснения заключался в том, что торопиться с выдачей аналогичных справок о «регистрации» епархиальных управ­лений «тихоновской ориентации» не следует, нужно ждать, когда «по этому вопросу, по согласовании его с ОГПУ, на места будут преподаны от НКВД исчерпывающие ука­зания и распоряжения» 35 . Не торопились с ответом на обращения «тихоновских» архи­ереев и в других местах. Так, например, на заявлении временно управлявшего Сверд­ловской епархией епископа Аркадия (Ершова) с просьбой зарегистрировать его и со­стоящий при нем временный епархиальный совет была положена резолюция: «Временно оставить без ответа» 36 . Очевидно, там тоже ждали разъяснений из центра, как поступить. Только 31 октября 1927 г. из ОГПУ за подписями начальника Секретного отдела Т.Д. Дерибаса и Е.А. Тучкова в Админотдел ЦАУ НКВД было послано долгожданное «разъяснение»: «По затронутому Вами вопросу о возможности регистрации в подве­домственных НКВД органах епархиальных управлений (тихоновских) аналогично с ре­гистрацией так наз[ываемого] Сергиевского синода СО ОГПУ считает необходимым(120)

http://bogoslov.ru/article/353938

Первые месяцы существования легализации протекали под знаком колоссальных перемещений личного состава иерархии. Митрополит Сергий осуществлял ясно принцип Тучкова: ссыльные епископы увольнялись на покой, возвращавшиеся из ссылки за отбытием срока или вообще не очень надёжные с точки зрения советской власти, назначались на кафедры на далёкие окраины. Что же касается наиболее известных и влиятельных кафедр, то туда назначаются и назначались либо новые люди, либо те, кто во всеуслышание выражал готовность на принятие всех условий и на верность принципам Декларации митрополита Сергия, т. е. принципам услужения советской власти. “Как же, – говорит один из документов, – реагировал епископат на все это? Основное настроение его было растерянность. Все молчали и молчат, и ждут чего- то, сами не зная чего. Сперва группа епископов, духовенства и мирян из разных епархий (Петербург, Харьков, Воронеж, Киев, Ярославль и т. д.) пробовали обращаться к митрополиту Сергию с протестами, мольбами, убеждениями, но, когда стало очевидным, что митрополит Сергий не обращает на все это никакого внимания, продолжая укреплять свои позиции, все замолчали. Большинство епископов старалось отойти вообще в сторону, устраниться от всяких дел и от сотрудничества с митрополитом Сергием; уходы на покой, отказы от назначений стали обычными явлениями. На эту же точку зрения бойкота и пассивного сопротивления стала и вся масса ссыльных. Они не скрывали своего негодования, формулировали свой протест, но в интересах Церкви считали вредным начинать войну с митрополитом Сергием. Часть епископов – лично связанных с митрополитом Сергием, получивших из его рук кафедры, повышения, епископство, заинтересованы составлять ядро, которое активно поддерживает его. Надо сказать откровенно, что по своему удельному весу эта группа бесспорно несравнима с первой. В то время, как к первой принадлежат все значительные имена русской иерархии – все авторитеты, ко второй относились скорее люди с дурной славой, с опороченным прошлым: бывшие обновленцы, колеблющиеся и пр. Третью группу составило незначительное меньшинство епископов – открыто и последовательно объявивших митрополита Сергия предателем и порвавших с ним всякое общение. Последняя группа возглавлялась митрополитом Иосифом [Петровых] Петербургским, архиепископом Серафимом [Самойловичем] Угличским и митрополитом Агафангелом [Преображенским]. К ней примкнуло сразу немного епископов, но по мере того, как все более и более митрополит Сергий обнаруживает сущность своей работы – число епископов в этой группе возрастает. Митрополит Сергий объявил эту группу епископов контрреволюционерами. ГПУ этим воспользовалось и арестовало 15 из этих епископов:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010