Тут только опомнился Андрей и, видя свою неминуемую гибель, подумал: «вот ожидает меня смерть Ярополча, но вспомнив, что в этот день празднуется память священномученика Феодора Стратилата, мысленно обратился с горячею молитвою к Святому, затем выхватил меч и оборонился от удара рогатины. Все это произошло в одно мгновение. Один из детских князя, поспешивших к нему, был убит на его глазах. Но «Бог, – замечает летописец по этому по­воду, – подвергая опасности любящих Его, Сам же избавляет их от нея». Андрей остался цел и невредим: он как-то ловко успел поворотить коня, и тот, весь истекая кровью, вынес его из толпы врагов; домчав до стана, верный конь пал мертвый на землю. Отец Андрея Юрий и дядя Вячеслав и братья, бывшие с ним и видевшие всю эту битву, были вне себя от радости. Юрий со слезами на глазах обнимал своего любимого сына, так чудесно спасенного от явной гибели, а дружина и «мужи отчи» громко прославляли Андрея за его подвиг «зане мужески створи паче всех бывших ту», говорит летописец. Андрей не забыл и верного коня своего: он торжественно похоронил его на берегу р. Стыря и насыпал над ним высокий мо­гильный холм. 25 Поражая всех своей беззаветной храбростью, Андрей вместе с тем удивлял всех и своим великодушием и миролюбием. Так, когда Изяслав, противник Юрия, после шестинедельной осады Луцка начал просить мира, Андрей первый и больше всех старался примирить его с отцом, несмотря на то, что его брат Ростислав, лично оскорбленный Изяславом, и особенно Юрий Ярославич всячески побуждали Юрия к войне. «Отче, господине, – говорил Андрей отцу своему, – милостивый на свой род и на вся христианы, помяни слова Писания: «се коль добро и красно, еже жити братии вкупе». Не слушай Ярославича, примири к себе сыновця (т.е. племянника), не губи своей отчины. Мир стоит до рати и рать стоит до мира». И он добился того, что отец его Юрий действительно послушал его и заключил мир с Изяславом. Эта черта – быстро отрезвляться от воинского опьянения ратными успехами, овладевать собой и являться устроителем мира – была слишком необычна в тогдашних князьях, – эта черта была свойственна исключительно только Андрею.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но воеводы, сбыв с рук одного короле­вича, отделались и от другого. Богдану Дубровскому дали такой от­вет: «того у нас и на уме нет, чтобы нам взяти иноземца на Московское Государство: а что мы с вами ссылались из Ярославля, и мы ссылались для того, чтобы нам в те поры не помешали, боя­ся того, чтобы не пошли в московские городы; а ныне Бог Москов­ское Государство очистил, и мы ради с вами за помощью Божиею биться и идти на очищение Новгородского Государства». 134 Какая смелость! Русь не только не хочет принять королевича – хочет да­же выгнать Шведов из Новгорода. Не менее самоуверенности вы­сказали Русские и в том еще, что отказались принять вспомогатель­ное войско, прибывшее из Англии. Англичане предлагали Свои услу­ги – помочь Русским избавиться от Поляков – но Русские поблагода­рили короля Якова за это позднее предложение и сказали, что у них теперь и своих сил довольно. Теперь наступило время подумать и о царе своем, православ­ном. Нужно было поспешить этим делом, чтобы уничтожить бедственную для всех анархию, чтобы собрать воедино разрозненные ча­сти государства, чтобы уврачевать тяжкие раны ему нанесённые. Нуж­но было и потому, чтобы успеть собраться с силами для ожидаемой новой борьбы с Польшей и Швецией, из которых та и другая го­товили удары России, желая возвратить мнимые на нее права или мстить за мнимое вероломство. Смертью Феодора Иоанновича пресек­лась прямая линия властителей Рюрикова Дома; оставались линии баковые. Решились всею землею выбрать царя; указывали на несчастный опыт не единодушного избрания Василия Шуйского, которое открыло путь многим беспорядкам и возмущениям. Составили Совет и послали во все города грамоты с предписанием, чтобы из каждого города явились в Москву знатные люди духовного и светского чина, а от низших сословий выборные люди. Призываемые скоро собрались в Москву, ибо все пламенно желали, чтобы на Москве не было безгосударно. Искательный Трубецкой воспользовался обстоятельствами, не хотел дожидаться награды от будущего государя и получил от Земского Совета Вагу, бывшую отчину царя Бориса (город Шенкурск с уездом).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В татарскую аристократию была гармонично вписана аристократия русских княжеств, начиная от великих и удельных князей, старшей (бояр) и младшей дружины, и заканчивая простыми русскими воинами. Это во много заслуга князя Ярослава, святого благоверного князя Александра Невского, хана Батыя и его сына христианина хана Сартака, который по некоторым данным был священником. Также велика роль и заслуга в этом хана Менгу-Тимура и его зятя святого благоверного князя Феодора Чер(м)ного. Не всем аристократиям была уготована такая гармоничная интеграция. Так правящие и военные классы Волжской Булгарии были уничтожены татарами, а оставшееся население стало податными людьми, их прямые потомки по языку — современные чуваши. Все остальное славянское, финно-угорское, северокавказское население Золотой Орды, не вошедшее в общность средневековый татар, также было податным. Оно в отличие от ордынской аристократии не имело права голоса в высших органах законодательной власти — на курултаях (кругах, соборах всея земли), но оно и не несло обязательной воинской и административной службы, часто идентифицировало себя по конфессиональному признаку, например, христиане (крестьяне), мусульмане (бусурмане, бесермене). На курултаях простой татарин (ордынский казак) имел такое же право голоса, что мурза (мирза, дворянин), бек (бей, бий, князь) и даже хан (царь). На татарских курултаях участвовала русская аристократия, так как она была гармонично вписана в татарскую аристократию и не просто политически, а состояла с последней в близком родстве, то есть это была единая аристократическая система. Орда была развитым государством со свободой выбора вероисповедания, выборной конституционной монархией, разделением ветвей власти, сочетанием аристократии с демократией, рыночной экономикой, мощной профессиональной армией. Конституция Орды — Яса Чингисхана, базировалась на христианских принципах, а среди чиновников преобладали христиане кераиты, уйгуры, найманы, кыпчаки и другие. Средневековые татары Улу Улуса владели государственным старотатарским (на основе кыпчакского) и церковнославянским языками, по образу жизни отличались от податного чувашского (булгарского), славянского, финно-угорского, северокавказского и иного населения, при этом ордынская аристократия постепенно распространяла на податное население татарский и церковно-славянский языки.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/27/pravos...

Если признать, что «в 1043 году победительницей оказалась Византия и в год заключения мира ей ничто ниоткуда не угрожало», то что же принудило Константина Мономаха выдать дочь за Всеволода? (…) Между тем в итоге войны 1043 году дочь императора, возможная наследница престола (если принять во внимание преклонный возраст императриц Зои и Феодоры), оказывается супругой четвёртого сына Ярослава — Всеволода, имевшего в то время незначительные шансы когда-либо занять отцовский престол. По нормам дипломатических отношений того времени династический брак в мирное время означал признание равенства и взаимной заинтересованности сторон. Если же брак заключался в итоге военной кампании и был одним из условий мирного договора, естественно предполагать, что это условие выдвинула заинтересованная сторона, а таковой была тогда Русь. багрянородной - эпитет, употреблявшийся в отношении детей византийского императора обоего пола, рожденных во время его правления (в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол). Дети-порфирогениты обладали несомненным правом на императорский престол, даже вопреки первородству (примогенитуре) — возможно, потому что их рождение было тщательно засвидетельствовано, а также из-за того, что их родители уже являлись носителями божественной сакральной власти. Помимо того, что отцом должен был быть правящий император, мать должна быть его официальной женой — императрицей, и вдобавок обладательницей титула августы. При этом, любая принцесса из императорского дома была в тот момент крайне важным лицом в линии престолонаследия Византии, потому что Константин IX Мономах, его жена императрица Зоя и её сестра императрица Феодора были бездетными, и на них Македонская династия, в итоге, и пресеклась, на престол взошёл Михаил VI Стратиотик... Не нужно напоминать, что в Византии не существовал чёткий порядок престолонаследования, какой мы привыкли считать. (ни первородство ни чёткое право «кому наследовать», не имело форму закона в Византии и прочее прочее.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

Муханова стр. 106). Литовская Рада от 27 янв. 1507 г. писала к м. Иосифу: «Ваша милость, как то духовные наши, маете здесе нас, как поданных господарских, присягами утвердить» (Акт. Зап. Рос. 2, 7). След., в составе Литовской Рады были и православные. См. Акт. Зап. Рос. Т. 2. пр. 64. В Киевских и Холмском синодиках записаны потомки Ольгердовичей: а) Димитрия Корибута – кнзья Збаражские (из них Алексей был холмским епископом); Вышневецкие, Порыцкие, Воронецкие и Трубецкие; б) потомки Владимира – князья Слуцкие, Копыльские и Бельские; в) Андрея – кн. Полоцкие, Лукомские и Полубенские; г) потомки Симсона-Лугвеня – кн. Мстиславские, Пинские-Ярославичи (пр. 373); д) Бориса-Бутава – кн. Корецкие; там же аа) потомки Кейстута – кн. Крошинские (пр. 128); бб) потомки Феодора Любартовича – кн. Сангушки, Кобринские (из них Сильвестр был холмским епископом), Коширские и Ковельские; вв) потомки Евнутия Гедиминовича – кн. Заславские; гг) потомки Миндовга – кн. Ольшанские, благотворители Лавры, и Ольшанские-Дубровицкие (пр. 379. Акт. Зап. Рос. 1. 72.), Ольгимунды, благотворители Лавры (из них Нестор был холмским епископом); дд) потомки Наримунда – кн. Рожинские, Стародубские. Там же князья Бабичи, Буйницкие, Глинские, Горские, Друцкие, Жилинские, Коркондиновы, Кротинские, Кулинские, Масальские, Огинские (строители многих монастырей – Вилен. грам. 2. 214–218. 129), Одинцевичи, Острожские, Пузины, Путивльские, Путятичи, Ратские, Соколинские, Соломерецкие (из них Богдан был строителем монастырей), Трабские, Холмские, Чарторыжские (Длугош: Кн. Иван Чарторыжский – по обряду и роду русский, р. 283), Четвертинские, (Максимовича Киевлянин на 1840 г. 131–231. Суша у Павлищева; в Сев. Пчеле 1844, 288, 289. Долгорукова Родосл. сборн. 3, 68–71. Опис. Румянц. Муз. 575–581. Кальнофойского Тератургима стр. 59–65. Киев, 1638.) По документам, указанным в Ист. Унии Бантыш-Каменского, по документам Румянцева Музея (стр. 111–114. 117–130. 137. 177. 575–581. 809), по Виленским Актам (1 3. 4. 7. 10–15. 19–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А теперь сказал нам Горсей, что меч отнимают у послов по вашему обычаю, как у вас всегда ведется в царстве, и мы, узнав это, перестали кручиниться и надеемся, что между нами будет вечная любовь». Горсей сказал Елисавете, что в Москве недовольны тем, что она приняла Бекмана в саду, который он назвал огородом; королева писала об этом царю: «Место, где Бекман был перед нами, есть место честное, близко нашей палаты, и туда никого не пускают, только великих и любительных слуг для чести, и в огороде этом нет ни луку, ни чесноку; Бекман сказал неправду. Так пригоже тебе Бекмана гонца за его лживые и бездельные ссорные слова не только понаказать, и побить пригоже». Годунов оправдал надежды своей кровной любительной приятельницы: в 1587 году позволено было английским купцам торговать вольною торговлею, пошлины с их товаров – таможенной, замытной, свальной, проезжей, судовой, с голов, мостовщины, перевозов – брать не велено. Только запрещено было им брать с собою в Московское государство чужие товары; русским людям от англичан английскими товарами не торговать; закладней русских людей англичанам за собою не держать, закупней своих по городам не посылать, товар на товар менять и продавать должны они местным делом, а в розницу, вразвес и в аршин на своем дворе не продавать и не менять: сукна продавать кипами и поставами, камки и бархаты поставцами, вина куфами. Если английские купцы захотят ехать в иные государства или в свою землю, то брать им с собою товары из царской казны, продавать и менять их на товары, которые Московскому государству потребны, и в царскую казну отдавать. Выезжая из Москвы, английские купцы должны являться в Посольском приказе к дьяку Андрею Щелкалову. Разобьет английский корабль и принесет к русским берегам, то царь велит сыскать товары вправду и отдать англичанам. Английские купцы живут по старине на дворе своем у св. Максима за торгом, держат одного дворника русского или своего немца, а других русских людей не держат; да у них же дворы – в Ярославле, в Вологде, на Холмогорах и у пристанища морского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Все храмы Феодора и чад его Давида и Константина (21 всего, 21 на карте) Вологодская область Белозерский район. Олино. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Вологда, город. Вологда. Успения Пресвятой Богородицы Дмитриевского прихода, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Сямженский район. Мининская. Спаса Преображения, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Костромская область Кострома, город. Кострома. Феодора Смоленского и его чад Давида и Константина при бывшей Богадельне Чижовых, домовая церковь Кострома, город. Кострома. Космы и Дамиана в Кузнецах, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Московская область Егорьевский городской округ. Лелечи. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Республика Татарстан Казань, город. Вахитовский район. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, церковь Ярославская область Некрасовский район. Новодашково. Параскевы Пятницы, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Рыбинский район. Глебово. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, церковь Некрасовский район. Путятино. Спаса Преображения, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Некрасовский район. Бор (Борголышкино). Николая Чудотворца, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Переславский район и г. Переславль-Залесский. Дубровицы. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Ярославль, город. Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Ярославских Чудотворцев Угличский район. Углич. Димитрия царевича " на крови " , церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Ярославль, город. Ярославль. " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери и Феодора, Давида и Константина при бывшей городской больнице, домовая церковь Ярославский район. Сопелки. Ярославских Чудотворцев, церковь Ярославль, город. Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Ярославский район. Пахна. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Ярославский район. Семёновское. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Феодора и чад его Давида и Константина) Рыбинск, город. Рыбинск. Введения во храм Пресвятой Богородицы и Феодора и чад его Давида и Константина, церковь г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев при Богадельне Морозова, домовая церковь --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=91

старца Мисаила, Феодора Ярославца Вшивые Нагавицы, Сергия Белозерца, Софийского попа Нестора, Казанца Исаака Свечникова, Иеремия Белозерца, Первова Колмогорца, старца Дорофея Лысковца, Ивана Мамонтова, Григория Бизяева, Зиновия Вязмитина, Казанца Семена Козицына, Павла Ротозея, Андрея Мандрыги, Димитрия Минина, Филиппа Водовозова, Артемия Инатиева, Корнилия Чуйка, Архипа Мурзина, Михаила Стерлледя, Маккавея Пушка, попа от Соликамския. Все это говорит о разнообразии лиц, заказавших поминания из разных городов и сословий. Из множества родов их мы указали только немногие, не имея побуждений перечислить их все, хотя указания мест их жизни и сословий говорят о многом, а также и оригинальные фамилии. Но Помянник Царя Иоанна Васильевича представляет полный исторический интерес, а потому мы приведем его в полном его составе. В начале 303 листа он начинается так: „Помяни Господи души усопших раб своих побитых: Князя Петра Казарина да дву сынов его: да 10-ти человек, а имена их Ты веси Господи 195 , Ишука, Богдана, имяна их ты веси Господи. Федорова, имя его Ты веси Господи, Иоанна, Василия, Никиты, Марии, Алексия, да две внуки да сестра, имяна их Ты веси Господи, Феодора, князя Данила, князя Андрея 201 , Григория, Симеона, Афанасия, Молчана, имя его Ты веси Господи, князя Феодора, князя Иосифа, князя Григория, Рудака, имя его Ты веси Господи, Михаила, Иосифа, князя Александра, Василия, Петра, Иоанна, Иоанна, Василия, князя Феодора, Димитрия, Отеша, имя его веси Господи, князя Андрея, Карпа, Матфея, Феодора, Михаила, Андрея, Григория, Иоанна, Третьяка, имя его Ты веси Господи, Григория, Иоанна, Симеона, Феодора, Елеазара, Иоанна, Иоанна, Михаила, да трех сынов его, Милюту, Булата, имяна их Ты веси Господи, князя Андрея, князя Феодора, Михаила с племянником, Ворошила, Третьяка, Второва, имяна их Ты веси Господи, Афанасия, Григория, Тимофея, Симеона, Оглобля, имя его Ты веси Господи, Петра, Алексия, Еоуфимии, Иоанна, Георгия, Василия, Григория, Георгия, Михаила, Михайлова человека, имя его Ты веси Господи, Козмы Третьяка, имя его Ты веси Господи, Петра, Третьяка, Кожару, имяна их Ты веси Господи, Василия, Феодора, Неупокоя, Ждана, имяна их Ты веси Господи, Михаила, Анания, Иоанна, Третьяка, имя его Ты веси Господи, Даниила, Иоанна, княгини Евдокии 202 да 12 человек, имяна их Ты веси Господи, Марии, Анны, Улиании, Марфы, Акилины, Иоанна, Петра, Иоанна, Феодора, Корепу, имя его Ты веси Господи, Феодора, Максима, Былюка, имя его Ты веси Господи, Алексия, Афанасия, Четвертого, имя его Ты веси Господи, Мины, Симеона, Далмана, Рудака, Богдана, имяна их Ты веси Господи, Иосифа, Меньшика, Григория, Иоанна, Курапа, Мисюря, имяна их Ты веси Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

в) И после тех вышеписанных сказок на другой день я, убогий, к церкви верховных апостол Петра и Павла ездил и досматривал. митрополитом Ростовским, а салим патриархом, т. е. дело нужно понимать так, что митрополит представил челобитную Ярославских жителей патриарху и что последний и послал своего следователя. И над гробами их под пеленами сверху насыпано белого камени опочного на четверть аршина. А под тем насыпным каменем насыпной же земли трухлявой и с костми мелкимитакож на четверть аршина. А под тою землею пришли камени белые, что кладутся на гробы. И по скаске ево, посадцкого человека Мишки Струнникива, тех мощей не объявилось. А тех каменей без твоего, государь, святейшего патриарха указу я, богомолец твой, понять (поднять) не смел, для того что 655 тех новоявленных мощей против их сказок те мощи не обрелись. В житии святого и благоверного великого князя Феодора и чад его Давида и Констянтина написано: прииде во град Ярославль из Можайска великий князь Феодор, а в Ярославле державствует великая княгиня Ксения, жена великого князя Василия Всеволодича, у нее дщерь Мария. И великая княгиня Ксения дщерь свою Марию выдала за великого князя Феодора, и по ней притяжала (притяжал?) град Ярославль себе во область, и родися им сын, князь Михаил. И по повелению безбожного царя Батыя велено всем князем росииским ходити во орду и оттуду приимати началства. И пойде великий князь во орду к царю Менгутемиру з дары, и царь, видев его красоту, удержа у себе многое время. Потом отпущен бысть, и как бысть на пути, вестно ему учинилось, что княгиня ево Мария преставися, и сын ево Михаил остался в малых летех. И как прииде ко граду Ярославлю, сын ево и бояря в Ярославль не пустили, и он возвратился паки во орду и там был немалое время. И во орде царь выдал за блаженного Феодора дщерь свою, и в крещении нареченно имя ей Анна. И поживе блаженный во орде время немало, и родися ему два сына: Давид и Константин. И потом сын ево первой Михаил в Ярославле преставися, и по прошенью блаженного Феодора, царь из орды ево и с женою, а своею дщерию Анною, отпустил во град Ярославль, и з двемя сыны: Давидом и Констянтином. И ныне преподобный Феодор и с чады своими: Давидом и Констянтином, опочивают у нас во обители во едином гробе. А супружницы княгини Анастасии у преподобного князя Феодора не было. И то явление стало неправое (с) житием преподобного князя Феодора и с летописцы несходно. А в житии преподобного Феодора написано: первая у него была супружница Марна, от нее родися сын Михаил, а другая супружница была Анна, от нее родились два сына: Давыд, Константин; Анастасий ему «супружницы в его житии нигде в писании не обретается.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Погребение мучеников кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 978) Погребение мучеников кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 978) Люди из княжеской свиты перенесли останки М. В. и мч. Феодора для захоронения в Чернигов. Однако после событий осени 1246 г. из-за разногласий между Ольговичами, возможно, по вопросу об очередности наследования прав на Чернигов не сразу возникло почитание св. мучеников. В краткой редакции проложного Сказания об этих мучениках отмечено, что после гибели М. В. и Феодора их память на Руси не отмечалась на протяжении неск. лет ( Лосева. 2009. С. 296). В связи с возможностью политических конфликтов в Чернигове вряд ли может быть случайным то обстоятельство, что Борис Феодорович Половой, сын мч. Феодора, во 2-й пол. XIII в. покинул Чернигов и перешел на службу к Владимирскому, Новгородскому и Тверскому вел. кн. Ярославу (Афанасию) Ярославичу (РИИР. 1977. Вып. 2. С. 178; РГАДА. Ф. 210. Оп. 18. 43. Л. 1). Пространное поминание М. В. и Феодора в списках 2-й пол. XVII-XVIII в. т. н. Любечского помянника носит характер поздней вставки в первоначальный текст ( Зотов. 1892. С. 25). Текстуально эта вставка близка к фрагменту «Сказания о Житии Михаила Всеволодовича и его боярина св. мч. Феодора», частично - к текстам синодиков Успенского собора Московского Кремля, а также епархиальных соборных синодиков, которые бытовали в Сев.-Вост. Руси с сер. XIV в. (ДРВ. Ч. 6. С. 438, 492). Прославление М. В. связано с деятельностью его дочери ростовской кнг. Марии Михайловны и ее детей князей Бориса и св. Глеба Васильевича . В Ростове в память о М. В. был построен деревянный храм, сгоревший в кон. 80-х гг. XIII в. До 1271 г. было составлено краткое проложное Житие с рассказом о подвиге и мученической кончине М. В. и Феодора, погибших за правосл. веру после отказа участвовать в языческих обрядах в Орде. В основу ростовской версии мог быть положен устный рассказ либо кн. Бориса Васильковича, либо одного из ростовцев, находившихся осенью 1246 г. в составе свиты М. В. Этот текст ростовского происхождения был широко распространен на Руси и известен в неск. редакциях, соотношение между к-рыми до конца не исследовано. Большое число списков Жития М. В. и его боярина Феодора вошло в состав Прологов, сборников житийного и смешанного состава, четьих сборников, летописей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010