Таким образом, родовой быт, господствовавший в древней Руси, является началом, из которого последовательно развился ее политический порядок, и самый этот быт как исходная точка развития древнерусских политических форм исследован историком более в явлениях политического порядка, чем в явлениях гражданского общежития, в кругу частных гражданских понятий и отношений. Со времени возвращения своего из-за границы Соловьев удивительно много пишет: в одно время с обеими диссертациями и вслед за ними составлен был им ряд значительных по объему статей не только по русской, но и по всеобщей истории. В 1846 и 1847 гг., когда писалась и печаталась книга об отношениях князей, напечатаны были в разных периодических изданиях исследования о нравах и обычаях древней Руси от времен Ярослава I до нашествия монголов, о состоянии духовенства в России до половины XIII в., о местничестве, о Мстиславе Храбром, о Данииле, князе галицком 360 ; сверх того, изложена была русская летопись для первоначального чтения и составлены два очерка по всеобщей истории «Рим» и «Варвары». В 1848 г. приготовлены были к печати две обширные статьи, из которых одна содержала в себе обзор событий русской истории от кончины царя Феодора Иоанновича до вступления на престол дома Романовых, другая – очерк истории Малороссии до подчинения ее царю Алексею Михайловичу. Исследования, обзоры, очерки, критики и рецензии идут непрерывным рядом до 1851 г., продолжаются и далее, вливаясь потом из разных повременных изданий, подобно притокам большой реки, в «Историю России с древнейших времен». Следует также припомнить, что к 1850 г. у Соловьева был уже готов на кафедре цельный общий курс древней русской истории и специально изложена была история XVII и начала XVIII в. Такой усиленной ученой деятельностью приготовлялся Соловьев к труду, который стал главным делом его жизни и навсегда связал его имя с успехами русской исторической науки и русского общественного сознания. Важнейшие источники древней русской истории были уже им изучены, важнейшие ее явления обдуманы и приведены во взаимную связь, когда 30-летний историк, по достижению профессорского звания (в июле 1850 г. утвержден был ординарным профессором), предпринял, как он сам замечает в своей упомянутой выше автобиографической записке, «труд написать полную отечественную историю с древнейших времен до настоящего». В августе 1851 г. вышел первый том этой «Истории», и потом в продолжение 27 лет каждый следующий том с неизменной точностью являлся через год после предшествующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В этом смысле, многие из сторон его личности получали для нас особое значение, ибо делались символическими. Сквозь Феодора Дмитриевича виделось нам многое из прошлого, даже многое из прошлого. На первом месте я поставлю здесь черту, может быть и не очень редкую, но в Феодоре Дмитриевиче имевшую большую значительность. Черта эта – дружелюбие, внимательность к друзьям. Первоначальное славянофильство, опираясь на дружески-родственное ядро, справедливо подчеркнуло значение дружества – познавательное и почти догматическое. В позднейшем славянофильстве ослабли дружеские узы и порой обращались даже в неприязнь; понятно, что параллельно этому ослабла и мысль славянофилов, подчеркнувшая существенно-важный характер дружества. Но Феодор Дмитриевич оставался верен этой первоначальной стихии славянофильства. Он искал дружеского общения, хотел дружеского обсуждения интересовавших его богословских, философских и церковно-общественных вопросов, не доверяясь мысли одинокой и вместе не полагаясь на сношение печатное, в котором нет общения личного. Но его интерес не ограничивался областью умственной. Несмотря на свою замкнутость, он —559— вникал в личные дела своих друзей, входя даже в мелочи, особенно когда кто заболевал или кого постигали неприятности и несчастия. Вот один пример его участливости: В 1913 году Михаил Александрович Новосёлов заболел сердечной болезнью. Вот что пишет ему Феодор Дмитриевич: 25 февраля 1913 года «Дорогой Михаил Александрович, стороной дошли до меня вести о Вашем нездоровье, а потом Владимир Александрович на мой запрос сообщил телеграммой несколько более обстоятельные сведения и вместе с тем успокоил меня тем, что Вам теперь значительно лучше. Я не хотел было писать Вам, пока не получу обещанного в телеграмме Владимира Александровича письма с подробностями, но письма пока всё ещё нет, а мне хочется сказать Вам, что я чрезвычайно встревожился за Вас и за Капитолину Михайловну и благодарю Бога, что болезнь Ваша пошла на выздоровление. Вместе с тем, однако, мне хочется убедительно просить Вас не спешить считать себя совершенно здоровым и сделать всё необходимое для полного, радикального излечения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

рией Славянских церквей и Румынской, кандидат богословия, окончивший академический курс по первому разряду, Ф. М. Россейкин защищал на коллоквиуме представленную им на соискание степени магистра богословия диссертации под заглавием: «Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915 г. Официальными оппонентами были экстраординарные профессоры Академии: по 1-й кафедре патрологии – И. В. Попов и по кафедре истории и обличения западных исповеданий, в связи с историей Западной церкви от 1054 года до настоящего времени, – А. П. Орлов. По окончании коллоквиума, Преосвященный Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту удовлетворительною, а магистранта – достойным утверждения в искомой им степени магистра богословия и в должности доцента Академии. Справка: §§ 172, 67 и 109, лит. в пп. 6 и 2, устава духовных академий. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении исправляющего должность доцента Императорской Московской Духовной Академии, кандидата богословия, О. М. Россейкина в степени магистра богословия и должности доцента Академии по занимаемой им кафедре истории Греко-восточной церкви. – 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод – восемнадцать экземпляров диссертации кандидата Россейкина и копии с отзывов о ней экстраординарных профессоров Академии И. В. Попова и А. П. Орлова. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «15 июня 1915. Исполнить». 1-го сентября 1915 года Присутствовали, под председательством Преосвященного Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Ин- —496— спектор Академии архимандрит Иларион; сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин ; ординарные профессоры – С.С. Глаголев , М.М. Тареев , С.И. Смирнов , М. М. Богословский и Д.И. Введенский ; заслуженный экстраординарный профессор П.П. Соколов; экстраординарные профессоры – священник Е.А. Воронцов, Н.Л. Туницкий, А.П. Орлов, протоиерей Д. В. Рождественский , священник Е.Н. Страхов, священник И.В. Гумилевский и священник П.А. Флоренский. – С правом совещательного голоса – доценты, исправляющие должность доцентов и лекторы новых языков, за исключением доцентов В.П. Виноградова и Н.Д. Протасова , и. д. доцента Ф.К. Андреева и А.В. Ремезова и лектора французского языка А. К. Мишина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАРАЙСК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Зарайский кремль Первое летописное упоминание о Зарайске относится к 1146 году: в Никоновской летописи говорится о том, что правнук Ярослава Мудрого Великий князь Черниговский и Новгородский Святослав Ольгович посетил « город Осетр ». Археологические исследования дают весомые основания сопоставить Зарайск с упомянутым в летописи городом. Первое выдающееся событие, происшедшее в городе, относится к 1225 году. О нем рассказывает цикл «Повестей о Николе Заразском», написанный в XIII - XIV веках: " В лето 6733 (1225 г.) июля в 29 день, на память святого мученика Калинника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Георгии Ингоревиче Рязанском перенесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня, в пределы Рязанския, во область благовернаго князя Феодора Георгиевича Рязанскаго... " Происхождение названия Происхождение названия Зарайск летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. В 1237 году, после гибели Федора в ставке Батыя , она предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать добычей врагов, княжна выбросилась вместе с малолетним сыном из высокого терема и разбилась, «заразилась» до смерти. Отсюда и название города, которое менялось со временем: Заразеск, Заразск, Зарайск . По версии историка М. Н. Тихомирова, название города произошло от древнего слова «зараза», которое означает непроходимый, заповедный лес. Словарь Даля называет «заразами» взрытые, неровные, овражистые места. Ещё одна историческая версия названия города связана с «заразным» местом в городе, где во время эпидемий холеры и чумы хоронили умерших. Наконец, «рясками» в Древней Руси называли болота; город, по отношению к Рязани — тогдашней столицы княжества — находился за болотами, за «рясками».

http://drevo-info.ru/articles/19504.html

Мимошедшего Апостольского поста, быв я в городе Ярославле, дерзнух недостойный выше меры моей дела, преложив мощи святого благоверного князя преподобного Феодора и чад его из ветхой раки в новую кипарисную и взях некую малую от тех часть себе на благословение, от коих мощей честности твоей мало послах; хощу же послать и благодетелю моему Господину Стефану Васильевичу, аще не в отсылке где обретается. Пожалуй, извести мне, где ныне от есть? Здравствуй о Господе и спасайся и о моем архигрешничестве молися. С Ростова. 1704 г. Июня 28-го. P.S. Лексиконы печатаются ли, и скоро ли будут, прошу: известите. Причестным отцам господам моим: г.Иоасафу Колдычевскому, о.Иосифу судии, о. Кариону (Истомину) смиренно челом бью. 2. Любезнейший Господин, отче Феолог! Приехавший из Москвы добрый человек, писаньице от честное твоей мне подавши, только в черте времени появился к нам, и тотчас взялся за путь; насилу подождал сего моего малого писаньица, коим благодарствую честность твою за посещение письменное. А в том, что я нечасто пишу вашим честностям, прошу прощения: иногда недосужно, иногда ленюсь, а иногда не бывает ездоков таких, коим бы можно было вручить хартию. Однако ж исправлюсь, если, Бог даст, жив буду. Стефан Васильевич, будучи у нас, не замешкал; только литургию преждеосвященную великопостную выслушал, да покушал груздов с моим недостоинством. Бог да сохранит его в сем пути и направит все к лучшему. По дружеству сделаю известным: месяц июнь и июль напечатаны и присланы мне из Киева; август же, думаю, ждет там Алекса. Дал бы Бог, чтобы и сей месяц поскорей закончился и был привезен моему грешничеству! Прошу молиться о сем и обо мне, недостойном архигрешнике. Всем, всем, всем низко челом, особенно же отцу Кариону и отцу Иосифу-судии. Грешник Димитрий. Из Ростова, мая 22 г.]. 3.Честному отцу Феологу челом! Здравствуй, братец, на многий лета! Христос родился, крестился и пошел в мир скитаться и странствовать, с добрыми людьми ища Себе покоя. Не бывал ли у Вас? Чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его. А отец Феолог ему рад: потчует Его вином умиления. Пожалуй, отче Феолог, побей челом Ему, Свету моему, чтоб и мою немощь посетил, понеже немощетвую, насилу брожу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Торговля, хотя отчасти и стесняемая казенными монополиями, распространилась в Феодорово время от успехов внутренней промышленности: любопытству и наблюдательному духу Англичан, которые всех более умели ею пользоваться, обязаны мы весьма обстоятельными об ней сведениями. «Мало земель в свете (пишут они), где природа столь милостива к людям, как в России, изобильной ее дарами. В садах и в огородах множество вкусных плодов и ягод: груш, яблок, слив, дынь, арбузов, огурцов, вишни, малины, клубники, смородины; самые леса и луга служат вместо огородов. Неизмеримые равнины покрыты хлебом: пшеницею, рожью, ячменем, овсом, горохом, гречею, просом. Изобилие рождает дешевизну: четверть пшеницы стоит обыкновенно не более двух алтын (нынешних тридцати копеек серебром). Одна беспечность жителей и корыстолюбие богатых производят иногда дороговизну: так в 1588 году за четверть пшеницы и ржи платили в Москве 13 алтын. Хлеб и плоды составляют важный предмет торговли внутренней; а для богатства внешней Россияне имеют: 1) Меха, собольи, лисьи, куньи, бобровые, рысьи, волчьи, медвежьи, горностаевые, беличьи, коих продается в Европу и в Азию (купцам Персидским, Турецким, Бухарским, Иверским, Арменским) на 500 тысяч рублей». (Ермаковы и новейшие завоевания в северной Азии обогатили нас мягкою рухлядью: Феодор строго предписал Сибирским Воеводам, чтобы они никак не выпускали оттуда в Бухарию ни дорогих соболей, ни лисиц черных, ни кречетов, нужных для охоты царской и для даров Европейским Венценосцам.) «Лучшие соболи идут из земли Обдорской; белые медведи из Печорской; бобры из Колы; куницы из Сибири, Кадома, Мурома, Перми и Казани; белки, горностаи из Галича, Углича, Новагорода и Перми. 2) Воск: его продается ежегодно от десяти до пятидесяти тысяч пуд. 3) Мед: употребляется на любимое питье Россиян, но идет и в чужие земли, более из областей Мордовской и Черемисской, Северской, Рязанской, Муромской, Казанской, Дорогобужской и Вяземской. 4) Сало: его вывозится от тридцати до ста тысяч пуд, более из Смоленска, Ярославля, Углича, Новагорода, Вологды, Твери, Городца; но и вся Россия, богатая лугами для скотоводства, изобилует салом, коего мало расходится внутри Государства на свечи: ибо люди зажиточные употребляют восковые, а народ лучину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Главное умение, необходимое для брака, – это умение уступать Я вышла замуж в 21 год. Матушка моего духовника отца Феодора как-то сказала мне: «Ой, вы с Колей – одно лицо!» Я тогда еще не знала, что это за Коля, но матушка нас познакомила. Я посмотрела и думаю: совсем не одно лицо. Однако с этим Колей отец Феодор благословил пообщаться, присмотреться друг к другу. Мы гуляли по центру Москвы, ходили в консерваторию, филармонию. Постепенно мы очень сблизились, и в какой-то момент я поняла, что это мой человек. Главное умение, которое мне предстояло постичь за годы брака, – умение уступать. У меня упрямый характер. И смирить себя под волю другого человека поначалу было непросто. Но когда на первый план выходит забота о другом человеке, всё получается. Я была совсем не против нашего переезда из Москвы, потому что речь шла о здоровье моего мужа и моих детей. Когда родился наш третий ребенок, все стали болеть аллергией: она начиналась сразу, как только сходил снег. Мы консультировались у разных врачей, и все они, независимо друг от друга, советовали нам уехать из Москвы. Мы сначала искали какие-то варианты в Подмосковье, поближе к работе мужа, но уехали в итоге в Ярославскую область. Мне здесь очень спокойно и комфортно. Удобно, что дети выходят погулять и за ними можно не смотреть. Здесь тихо, нет такого шумового фона, как в большом городе, – уже только это настраивает на мирный лад. Атмосфера, в которой живет семья, накладывает свой отпечаток и на климат внутри семьи. Дети должны четко осознавать иерархию для правильного понимания своего места в мире В юности я придерживалась идей гуманизма, которые призывают не воспитывать детей, предоставить им почти полную свободу. Но отец Феодор объяснил мне, что детям это не полезно. И уже когда я стала матерью, я убедилась, что мой духовник был прав. Дети боятся самих себя, свобода вызывает у них тревогу; они нуждаются в ограничителях своих действий – детей это успокаивает и создает ощущение безопасности. Кроме того, дети должны четко осознавать иерархию для правильного понимания своего места в мире, для адекватного восприятия себя. В наше время создан культ, когда ребенок находится на пьедестале, а всё вертится вокруг него и всё для него. Это неправильно. Дети должны всегда помнить, что сначала взрослые, а потом они.

http://pravoslavie.ru/119938.html

Так как упомянутые в Житии послания Феодосия 446 не сохранились и ни одно из его сочинений не дошло в ранних списках и с указанием автора, невозможно с полной достоверностью приписать Феодосию ни одно из числа известных под его именем произведений. Это в еще большей степени относится к тем текстам, которые атрибутируют ему только по стилистическим признакам или по сходству содержания. Тем не менее к настоящему времени в науке сложилось общее мнение, что по крайней мере о некоторых сочинениях мы вправе говорить как о принадлежащих перу Феодосия с вероятностью, близкой к полной уверенности. Это пять поучений к братии о монашеских добродетелях (терпении, любви, пощении, милосердии, смирении, посещении храма и молитве), в которых, разумеется, ведется речь и о соответствующих пороках; далее, два утешительных слова о душевной пользе, дошедшие в том же списке под именем Феодора Студита , но определенно не имеющие к реформатору византийского монашества никакого отношения (в тексте о нем говорится в третьем лице!); и, наконец, вызывающее некоторые сомнения (быть может, переводное?) слово к новопоставленному монастырскому келарю. Из сохранившихся молитв как Феодосиева рассматривается по меньшей мере одна – “за всех христиан” (за вся крестьяны) (несмотря на то что имя Феодосия здесь является позднейшей интерполяцией и содержится только в макарьевской редакции) 447 . Спорными либо заведомо не принадлежащими Феодосию считаются следующие произведения: четыре фрагмента предполагаемых гомилий (поучений) (три – из Жития, один – из Повести временных лет)·, так называемое Поучение о казнях Божиих – ярко выраженная компиляция, состоящая из трех частей, первая из которых во многом совпадает с одним из слов сборника Златоструй и с проповедью, включенной под 1068 г. в Повесть временных лет, тогда как третья часть нередко встречается в виде отдельного произведения; Поучение св. Панкратия, существующее в трех редакциях и записанное якобы Феодосием; Слово некоего христолюбивого ревнителя правой веры – типичное анонимное сочинение; Поучение или Наказание о пьянстве (также в нескольких версиях); два послания к князю Изяславу Ярославичу (1054–1078) о постах и о латинской вере, из которых второе насчитывает четыре редакции; несколько молитв, а также ряд неизданных сочинений 448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, не менее вероятно, что источником летописцу послужил рассказ Яня Вышатича – киевского дружинника, служившего Святославу Ярославичу. Во всяком случае, несомненно, что к самому Яню восходят сведения о ростово-белозерских волхвах, поскольку на Яня как на своего информатора печерский летописец под 1106 г. указывает напрямую . Вполне возможно, что какое-то время он или входил в дружину его сына Глеба, или же общался с самим Глебом или его дружинниками. А. А. Шахматов высказал гипотезу о появлении повествования о волхвах в связи с составлением киево-печерской редакции Древнейшего свода – свода иеромонаха Никона начала 70-х гг. XI в.; это мнение поддержали последующие исследователи . Однако В. А. Кучкин обосновал, что Янь Вышатич ездил на Белоозеро из Киева, когда Святослав Ярославич, упоминаемый в рассказе о ярославских волхвах как действующий правитель, был киевским князем (не раньше конца марта – начала апреля 1073 г. и не позже 27 декабря 1076 г.), и с помощью данных дендрохронологии датировал поездку Яня осенью 1073 г. – весной 1074 г. Это обстоятельство, как и хронологическая отсылка летописца ко времени княжения Глеба, ставит под сомнение включение данного повествования в «свод Никона» . Среди современных исследователей летописания в последние годы возобладало мнение, что Янь Вышатич был информантом только составителя киевского Начального свода начала 90-х гг. XI в. (и его анналистического продолжения) . Учитывая то, что большая часть сводного повествования о волхвах восходит к рассказу Яня, оно вместе с текстом о новгородском волхве, скорее всего, появилось впервые именно в Начальном своде . По А. А. Гиппиусу, в Новгородскую владычную летопись интересующий нас рассказ попал вместе с другими статьями за 6553–6582 гг., только в 1160-х гг. Исследование Т. В. Гимона показало возможность того, что это произошло уже в конце XI в., когда рукопись Начального свода 1093 г. попала в Новгород, где около 1095 г. был составлен 1-й новгородский свод ; тогда же, по всей видимости, в повествование попало имя епископа Феодора.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

- Детей - Стариков - Медицинского служения - Действия церкви в условиях чрезвычайных ситуаций Во всех этих мероприятиях наш отдел принял активное участие. Наконец, месяц назад в Москве прошел общецерковный форум " Духовно-нравственные основы демографического развития России " , в котором наш отдел также принял участие. На Архиерейском Соборе в этом году была утверждена концепция церковной работы с ВИЧ-инфецированными и больными СПИДом, подготовленная совместно ОВЦС и Синодальной Богословской комиссией. Наш отдел на протяжении двух лет также активно участвовал в ее подготовке, а также развитии сети церковных организаций, работающих в этой области в России и странах СНГ. Радио " Град Петров " в 2004 году. Хочу познакомить вас с данными опроса (анкетирования) наших слушателей, который мы уже традиционно проводим на выставке " Православная Русь " . Возраст до 30 - 13% (отнюдь не радио пенсионеров) 30-60 - 63% более 60 - 24% Образование Высшее - 68% (интеллигенция) Среднее - 32% Церковность Церковный 40% - (просветительское) Воцерковляющийся - 55% Интересующийся - 5% Узнали В храме - 14% От знакомых - 51% Случайно настроились - 35% Как давно слушает с 2001 - 32% 2002 - 38% 2003 - 20% 2004 - 10% Как часто слушает Ежедневно - 67% 1-2 р. в нед. - 24% иногда - 9% Когда слушает утро - 2% Вечер - 46% Утр-веч - 52% Качество слышимости хор. - 32% удовл. - 44% неуд - 24% Вещание в области - FM Луга - с 2005 года, затем еще 5 райцентров. Предстоят переговоры с областным Правительством о цене, которую сильно завышают. Появляется реальная возможность выйти на вещание в др. регионах, прежде всего на Северо-Западе. Возможно, там мы вынуждены будем давать коммерческую рекламу. В регионах появляются епархиальные инициативы с выделением огромных средств (Тобольск, Нижний, Екатеринбург). Кто владеет СМИ, тот завтра владеет умами и людьми. Такова реальность современного мира. Частота является природным ресурсом, который, кроме возможности просвещения, является выгодной инвестицией. Продать частоту можно в 10-20 раз дороже, чем стоимость лицензии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010