На землю предков с навигатором Навигатор посоветовал проехать еще 11 км, потом еще 13… Ровно в полночь я остановился на странном перекрестке. За спиной была дорога, по которой мы приехали. Прямо и чуть влево виднелось ее продолжение. 26 октября, 2011 Навигатор посоветовал проехать еще 11 км, потом еще 13… Ровно в полночь я остановился на странном перекрестке. За спиной была дорога, по которой мы приехали. Прямо и чуть влево виднелось ее продолжение. Истории за рулем : поучительные, забавные, грустные, наблюдения и размышления священников и мирян, водящих машину. Приглашаем обсуждать, комментировать и присоединяться к рубрике со своими рассказами. Идеи и концепция Марии Свешниковой и священника Феодора Людоговского. Священник Феодор Людоговский Феодор Людоговский, священник р. 28.05.1976 женат с 2003 г., четверо детей диак. хиротония 07.04.2008 иер. хиротония 12.10.2008 водит. права – с 2000 г., реальный стаж вождения – с 2004. общий километраж – свыше 60 тыс (из них половина – за последний год) машина: Hyandai Elantra, АКП год выпуска: 2010 у нынешнего владельца: с 2010 пробег: 34 тыс км За минувший летний сезон я наездил довольно много: с середины мая до конца августа накатал тысяч пятнадцать. Конечно, значительная часть этого километража – стандартные маршруты: из дома (Ново-Переделкино) в храм (Мытищи) и на дачу (Можайский район). Но были и особые поездки. В июне мы вдвоём с женой ездили в Ростов Великий, Ярославль, Кострому и Углич (на дачу возвращались через Тверь и Клин). Через несколько дней – печальное путешествие: ездил в Питер на отпевание и похороны Лены Садиковой . Об этой замечательной девушке надо, конечно, написать отдельно. В июле всей семьей выбрались в Смоленск: с одной стороны, хотел показать жене и детям город, где жили мои предки, с другой – это была пробная однодневная поездка на существенное расстояние. Получилось на троечку: из тринадцати часов, прошедших от выезда с дачи до возвращения, одиннадцать мы потратили либо на дорогу, либо на еду. Из оставшихся двух часов половину провели в местном парке (в том числе на аттракционах). Еще час пришелся на посещение гимназии , где директорствовал мой пращур (в здании шёл ремонт, поговорить удалось лишь с уборщицей), и кафедрального Успенского собора . На что-либо сверх того уже не было ни времени, ни сил.

http://pravmir.ru/na-zemlyu-predkov-s-na...

а) По редакции росписи с 70-ю кафедрами: б) По редакции «прежней» росписи с 72 кафедрами: В области патриарха: Кострома, Галич, Юрьевец-Повольский, Арзамас, Темников, Звенигород, Севск, Путивль, Вязьма, Белев, Кошира, Ливны. Володимер, Суздаль, Вологда, Кострома, Галич, Звенигород, Переяславль-Залесский, Белоозеро, Севск, Путивль, Тула, Белев, Темников, Коломна, Кошира, Калуга, Серпухов, Можайск, Лух, Юрьевец-Повольский. У митрополита Новгородского: Городец, Олонец, Холмогоры, Каргополь, Ладога, Кольский Острог. Луки Великие, Городец, Холмогоры, Каргополь, Кевроль, Мезень, Кольский Острог, Олонец, Вага, Чаронда. У митрополита Казанского: Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уфа, Уржум, Обоянь. Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уржум, Уфа. У митрополита Астраханского: Терки, Саратов, Царицын, Самара, Черный Яр, Красный Яр. Терки, Самара, Царицын. У митрополита Сибирского: Верхотурье, Тюмень, Томск, Енисейск, Лена, Дауры. Томск, Лена, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры. У митрополита Ростовского: Углеч, Романов, Пошехонье, Устюг, Соль-Вычегодская, Тотьма. Углеч, Устюг, Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская. У митрополита Псковского: Торопец, Опочня, Погост, Порхов. Торопец, Гдов. У митрополита Смоленского: Трубчевск, Дорогобуж, Белая, Ярославец. Брянск, Дорогобуж, Вязьма. У митрополита Тверского: Старица, Зубцов, Клин, Ржев-Володимеров. Кашин, Старица, Ржев-Володимеров. У митрополита Вятского: Соль-Камская, Яренск, Чаронда, Вымь. Соль-Камская, Яренск, Кай-Городок, Кунгура. У митрополита Нижегородского: Гороховец, Балахна, Курмыш, Арзамас. Арзамас, Балахна, Алатырь, Курмыш. У митрополита Рязанского: Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. У митрополита Белгородского: Курск, Сумы, Яблонов, Ахтырка. Курск, Ливны. Итого: 70. Итого: 72. Некоторая разница в городах, обозначенных в той и другой росписях, показывает, что первоначальный проект Феодора Алексеевича об открытии новых епископских кафедр, прежде чем появился в своей вполне обработанной редакции, имел, очевидно, несколько переделок. Окончательною его редакциею, в которой он поступил на предварительное рассмотрение патриарха, должно, как кажется, признать так называемую «прежнюю» роспись с 72 кафедрами. Это соображение подтверждает, с одной стороны, полное тожество с означенными в этой росписи городами всех тех городов, которые удержаны в сокращенной позднейшей росписи их от 27 ноября и, с другой стороны, то обстоятельство, что с этою, именно, «прежнею росписью» в 72 кафедры имели дело составители позднейших сокращенных росписей 59 , как показывает, например, сравнение, произведенное в документе, помещенном в приложении 5-м, в «Полном Собрании Законов», под 898 и в «Собрании Государственных Грамот и Договоров», ч. 4 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 Означенного сочинения издано только 2 тома. Спб. 1858. Во время занятий наших в московских архивах мы имели возможность проверить акты учреждения патриаршества, изданные А. Н. Муравьевым, с подлинными актами посольского приказа и пришли к заключению, что издание Муравьева представляет вольную передачу подлинных документов с пропусками иногда некоторых важных мест оригинала; счет листов подлинника в издании часто не верный; по местам в издании идут вставки из других документов, каких в подлиннике не имеется и какие автор берёт из других источников, не означая их. Многие документы у него перепечатаны в целом виде из «Журн. Мин. Нар. Просв.» 1840 г. т. XXV, 1–2. 5 Сборник синод. библиотеки по указателю Саввы в начале надпись «сия книга дьяка Лариона Ермолаева». Первая статья этого сборника, излагающая чин «о поставлении благочестивых царей и великих князей на царство» (собственно – поставление ц. Феодора Ивановича) в подлиннике взята в государственное книгохранилище и с ней приложен список; другие статьи излагают чин поставления в епископа и митрополита, отреченные грамоты от кафедры новгородских владык Феофила, Геннадия и повольную грамоту Леонида на избрание казанского архиепископа. Рукопись библиотеки Императорской Академии Наук, по печатному указателю Соколова 1818г., значащаяся под 237–40, представляет поздний и не везде верный список приговора московского собора о порядке избрания и поставления Иова на патриаршество. 6 Сборник за 852 л. 60–109-й; в нем находятся ещё статьи: дело возведения п. Иовом ярославского архимандрита Феодосия на смоленскую архиепископию (л. 109–113), грамота об утверждении патриаршества в России Мая. чз г (л.113–127), крестоцеловальная запись и грамота об избрании Годунова на царство (128–227), переписка п. Иова с Годуновым во время войны с крымским ханом (л. 257–294), два послания Иова к митрополиту Филадельфийскому Гавриилу (294–303) и утешительное послание Иова к царице по случаю смерти её дочери (303 и след.). Из указанного сборника г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Работа форума началась с приветствия епископа Феоктиста, подчеркнувшего важность данного события. «Мы надеемся сделать Свято-Феодоровский международный форум ежегодным событием. Возможно, нам удастся запустить и другие просветительские проекты подобного рода. Переславль-Залесский имеет очень выгодное расположение и богатейшую историю. По этой причине он очень удобен для проведения различного рода конференций, в первую очередь, историко-просветительских», — отметил в своем слове владыка Феоктист. Вначале участники круглого стола затронули вопрос, связанный с проблемами устойчивых краеведческих мифов и ответственным подходом к исторической информации. Краеведческие мифы, такие, как, например, легенды о рождении под Переславлем царевича Феодора и авторстве фресок Феодоровского собора, искажают историческую реальность. Для популяризации ответственного подхода к исторической информации участники круглого стола предложили организовать в рамках Свято-Феодоровского форума ежегодную историко-просветительскую конференцию, а также курсы повышения квалификации представителей туристических компаний и экскурсоводов по образовательной программе «Теория и методика организации и проведения экскурсий " Православные святыни земли Переславской " ». В качестве второй темы для обсуждения была поднята проблема зданий бывшей земской больницы в Переславле-Залесском в контексте почитания памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Е.И. Каликинская, исследователь биографии святителя Луки, напомнила присутствовавшим о значении имени святого для Переславля, его вкладе в ремонт и новое оборудование земской больницы, трудах и самоотверженном служении своим пациентам — простым переславцам. Слова модератора поддержал председатель Общественной палаты г. Переславля-Залесского А.Ф. Анюховский, отметив, что сегодня здания бывшей земской больницы по адресу ул. Московская, 15 пустуют, разрушаются, нуждаются в постоянном контроле состояния и ремонте. Было внесено предложение обратиться к губернатору Ярославской области Д.Ю. Миронову с просьбой передать здание в пользование Переславской епархии для организации Социально-реабилитационного центра имени святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/5401215.ht...

Затем поучения напечатаны в первом выпуске издаваемых г. Пономарёвым Памятников, древнерусской церковно-учительной литературы. 1509 Из пяти полных поучений преподобного Феодосия к монахам четыре имеют довольно однообразное надписание – два о терпении и о любви, одно о терпении и милостыне и одно о терпении и о смирении. Не указывает ли это на что-нибудь? 1510 Напечатаны преосвященным Макарием там же, стр. 193–200; одно из них со значительной вставкой ещё в Православном Собеседнике 1858г., ч. 3 стр. 256. 1514 См. Дюканжа Glossar. Graecit. под словами Παναγα и Πρεσβεα и Рейские Комментарии к Порфирог. De ceremm. aulae Byzant. lib. II cap. 16, not. 45, у Миня в Патрологии t. 112 p. 1122. 1517 У преосвященного Макария „хочет ся пересести”, в Православном Собеседнике „издохну ти хощут”. 1518 Половина до обличения современников за языческие суеверия, которое начинается словами: „Се бо не погански ли творим? Аще кто усрящет чернца или черницю, то возвращаются”... См. И. И. Срезневского Сведений и заметок о малоизвестных и неизвестных памятниках имеющий заглавие: „Источник поучения, внесённого в Повесть временных лет и приписанного преподобному Феодосию Печерскому ”, и преосвященного Антония статью: „Так называемые поучения Феодосия Печерского к народу русскому”, – во 2 издании сборника статей: „Из Истории христианской проповеди стр. 282 sqq. 1521 На греческом оно доселе не напечатано, а в славянских рукописях чрезвычайно редко (как апокрифически-баснословное и отречённое). 1522 Житие Панкратая, неизвестно когда написанное, во всяком случае, было в руках у преподобного Феодора Студита в начале IX века, см. Lambec. VIII, 204, а в поучении есть ссылки на житие Василия Нового, который жил в первой половине X века. 1524 Преподобному Феодосию усвояется ещё рукописями и новыми исследователями послание к великому князю Изяславу Ярославичу о вере варяжской или латинской. Но по нашему решительному мнению оно принадлежит Феодосию не Печерскому, а значительно позднейшему, и писано не к Изяславу, а к другому князю, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Князь Александр Невский сын Великого Князя Ярослава Всеволодовича родился в 1219 году, 30 Мая 1 . Отец его в это время был еще удельным князем Переяславским и жил в своем уделе. Первые годы Александрова детства нам не известны; в первый раз по рождении летописи упоминают об Александре под 1228 годом, когда Ярослав оставил его в Новгороде вместе со старшим его братом Феодором под надзором боярина Феодора Даниловича и судии Иоакима 2 . Таким образом, Александру с раннего детства суждено было жить в том краю, где в последствии он сделался знаменитым и славным. Но на первый раз Александр не жил в Новгороде и году; беспрестанные мятежи и ссоры Новгородцев с Ярославом принудили пестунов Александровых и Феодоровых бежать из Новгорода тайно ночью. Впрочем, не прошло и году, как Новгородцы примирились с Ярославом; и в 1230 году оба брата, Феодор и Александр, опять посланы княжить в Новгороде; после чего Александр, в продолжение десяти лет, бессменно был Новгородским князем, вырос там и на двадцатом году своей жизни вступил в брак с дочерью Полоцкого Князя Брячислава. Ежели бесспорно, что обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь в молодости, имеют большое влияние на образование нашего характера; то несомненно, что Александр Невский твердостью своей воли, обдуманным и постоянным преследованием раз принятой цели, умением видимо уступать, выжидать время, и действовать решительно, когда этого требуют обстоятельства, вполне обязан своей постоянной Новгородской жизни в молодости. Здесь Александр по необходимости должен был приучить себя к постоянной осторожности, к неусыпному надзору за своими поступками и к умению достигать своих целей не раздражая противников и в тоже время не поблажая их своеволию. Ибо в Новгороде он жил как бы между двух огней: т. е. завися с одной стороны от непреклонной воли отца, постоянно стремившегося развить княжескую власть в вольнолюбивом краю, и с другой – от свободной воли Новгородцев, хорошо понимавших виды Ярослава и старавшихся по возможности отстоять свою самостоятельность и народную независимость. Отец требовал безусловного исполнения своих приказаний, явно противных Новгородцам, а Новгород хотел, чтобы его Князь был в согласии с интересами и волей народа. Не исполняя отцовских приказаний, Александр лишался его поддержки и не мог жить в Новгороде; исполняя же их, он рисковал не только утратить любовь народа, но даже лишиться свободы или подвергнуться оскорбительному изгнанию, чему примеров так много видел между своими предшественниками. Но Александр успел так хорошо поставить себя и так ловко приноровиться к обстоятельствам, что и отец оставался им доволен, и Новгородцы не восставали на его распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/v...

Городноезерская в Шероховичах, Новг. г., II, 944. Городолюбльский-Спасо-Преобр., Твер. г., II, 773. Гороховатская-Боров., Харьк. г., I, 85. Гороховецкий – Знам.-Городецкий-Красногривский, II, 812. Гороховецкий-Никол.-Троиц., II, 1006. на Горе Борисоглебский-Переяславский, II, 672. на Горе Феодора-Стратилата-Переяславский, II, 1334. Гостинопольский-Никол., С.-Петер. г., II, 980. на Государевом Старом Дворе-Знамен.-Московский, II, 813. Грановский – Преображен., Подоль. г., II, 1089. Гремячая, С.-Петер. г., II, 761. Гремячев-Успен.-Лихвинский, II, 774. на Гремячей горе Козмодемьян.-Псковский, I, 253. Греческий-Екатеринин.-Киев., I, 189. Греческий-Николаев.-Москов., II, 981. Григориев-Лопотов, Волог. г., II, 909. Грозовский-Иоанно-Богосл., Минс. г., I, 217. Грозовский-Николаев., Мин. г., I, 318. Гуляницкий-Корсун., Киев. г., II, 885. Гурьева-Успен., Новг. г., II, 1358. Густынский-Троиц.-Прилуцкий, I, 167. Д Давидова-Вознес., Моск. г., II, 775. Далматов-Успен., II, 776. Даниловская-Троиц.-Колесникова, Ярослав. г., II, 1229. Данилов-Московский, II, 777. Данилов-Переяславский, II, 1264. Данилов-Шужгор., Новг. г., II, 778. Данковский-Покров., II, 1063. Демьянова-Троиц., Арх. г., II, 1288. Демян.-Усть.-Узский, Пск. г., II, 779. Деревяниц.-Воскрес., Новг. г., I, 134. Дерманский-Троиц., Волын. г., I, 168. Дерновская-Спасс., Нижег. г., II, 780. Десятинский-Богород.-Рожд.-Новгородский, II, 781. Дивногор.-Троиц., Яросл. г., II, 1227. Дивногорский-Успен., Ворон. г., I, 169. Дидский-Павлов-Обнорский, Волог. г., II, 1033. Димитр.-Вологодский, II, 874. Димитр.-Кашинский, II, 783. Димитр.-Льговский, II, 913. Димитр.-Ряжский, II, 782. Димитр.-Серебряниц., Пск. г., II, 1146. Димитр.-Спасо-Прилуцкий-Вологодский, II, 1174. Димитр. – Спасо – Яковлев. – Ростовский, I, 465. Димитр.-Троиц., Симб. г., II, 1251. Димитр.-Югская, Яросл. г., II, 1361. Дисненский-Воскрес., I, 135. Дионисиев-Глушицк.-Сосновец., Волог. г., II, 767. Дмитровский-Борисоглебский, Моск. г., II, 671. Дмитровский-Кашинский, II, 783.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поздравительное ваше письмецо со днем Ангела моего имел я утешение получить. Благодарю, из глубины сердца моего благодарю вас, за истинно-сыновнее приветствие и за все ваши искренние благожелания, молитвы и моления. А за подарок, который, вместо меня, в день моего Ангела поднесли вы сущим в темнице, со всею моею нежностью отеческою целую вас многажды. Радуюсь духом моим, что вы так разумно почтили тезоименитство мое, ибо, что бы ни придумали вы подарить мне для Ангела моего, ваш гостинец никак не мог бы сравняться с тем даром, какой вы, от усердия своего, принесли тем, кои носят на себе имя Носящего всяческая глаголом силы Своей. Понеже, уверяет Сама Ипостасная Истина, сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе. За сим изъявлением чувствований моих, нужным считаю спросить вас и о главном, едином на потребу, – о деле вашего спасения: каково-то внимаете себе? Успеваете ли в жизни духовной? Все купцы, торговавшие в ярмарке, вероятно, делают счет, – кто из них с какою пользою торговал. И нам, купцам, ищущим бисера многоценного, необходимо почаще себя спрашивать: далече ли мы отстоим от царствия Божия? Всещедрый Отец небесный никого из нас не заделил, никого не лишил средств ко спасенью, всех наградил Своею богатою милостью. Дело все состоит в нас, в нашем усердии. И так, милый мой, пока день есть, пока еще мы живы и не отняты у нас таланты, делаем усердно дела Божии! Не запутывайте счета своего с совестью своею, почаще усчитывайте себя, каково вы успеваете в; купле духовной, в богатении в Бога? Горе нам, грешным, если все наше старание, все наши заботы, все наши стремления ограничиваться будут одною только плотью, землею и временем! Пишет ли вам что академик? Где-то наш воин? Господи, помози тому и другому! Простите, любимый мой! Желаю, чтоб всегда вы памятовали сие место Св. Писания: суета суетствий и всяческая суета. 5 Сентября, 1855. 248. К Ф.А.К. Сегодня у вас, любимый мой, в Ярославле праздник святого благоверного князя Феодора и чад его, Давида и Константина. И так честь имею приветствовать вас с праздником! Умоляю сих Угодников Божиих, да молитвами своими исходатайствуют рам и всему вашему благодатному семейству велию и богатую милость у Того, о Нем же живем, и движемся, и есмы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-duhovn...

Он тщательно подготовился к бегству из мира. Так что начало многоскорбного подвижнического пути будущий старец Феодор положил не впопыхах, а с трезвым расчетом. Иоанн запасся нищенской одеждой и по–видимому в теплое время 1743 года 42 выехал в законном порядке на побывку домой. Его экипажем управлял ничего не подозревающий верный служитель. Через несколько верст после выезда из Петербурга Иоанн Ушаков отпустил своего слугу с лошадьми и всем скарбом обратно, а сам направился в Архангельские пределы, рассчитывая уединиться в поморских лесах 43 . О том, что жизнь юного подвижника теперь в корне переменилась напомнило ему следующее знаменательное обстоятельство. «Когда … шел он путем близ града Ярославля, во одежде убогой и черной, встретил дядю своего роднаго, со слугами; и не хотя быть узнан по причине худаго одеяния; однакож, посмотря на дядю своего, сильно возмутился душою, приведши себе во уме свое прежнее житие, которое проводил в довольстве и покое. Но возженный в сердце его огнь любви Божественной превозмог в нем тот помысл и неуклонно повлек к снисканию пустыннаго пребывания» 44 – читаем мы в его жизнеописании. Иоанн благополучно добрался до берегов Северной Двины, нашел себе в поморских лесах пустующую келью и поселился в ней, «один работая единому Богу» 45 . Близ живущие поморы приносили подвижнику то малое, что предохраняло его от смерти. И целых три года он голодал, холодал и терпел различные злоключения от поселян, когда сам приходил к ним из леса в случае крайней нужды или необходимости. В один из таких вынужденных выходов в жилой поселок отшельник был схвачен, обруган, связан, избит и направлен в Архангельск для сдачи в острог. Помимо бесовских козней, происшествие это было вызвано требованиями сыскных команд задерживать и передавать под арест населявших окрестные леса беглых раскольников и пустынников, к которым в те времена также относились с большим недоверием. Подвижник упрашивал своих мучителей отпустить его с миром, обещал покинуть свое пристанище и уйти из поморских пределов, но его все равно продолжали влачить под арест. Лишь особое небесное заступничество освободило молодого пустынника от нависшей над ним беды. Его гонители внезапно ослабели до такой степени, что вынуждены были, оставить свою жертву на дороге и разойтись по своим домам 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Отвечали, что царь этим англичан пожалует. Королева просила, чтоб английским купцам позволено было держать у себя и нанимать барышников и скупщиков, которым они будут платить наем по договору. Ответ: тому быть непригоже; в этих барышниках и наймитах большая смута и воровство бывает. Прежде с такими барышниками английские гости, Роман Романов с товарищами, дошли до большой вины: был у них на дворе в купчинах торговый человек, ярославец Вахруш Семенов, и когда английские гости посылали людей своих тайком чрез Литовскую землю, без проезжих грамот, то Вахруш этим промышлял, извощиков нанимал под тех воров, которые от гостей ездили с грамотами, а в грамотах Роман писал непригожие дела про наше государство. Елисавета просила, чтоб позволено было денежным мастерам во всех мостах переделывать на английских гостей ефимки в деньги беспошлинно, гости будут платить только за уголье и мастерам за работу. На это согласились, но пошлина оставлена общая. Елисавета опять просила, чтоб царь запретил торговать в своей земле англичанам, не принадлежащим к компании и другим иноземцам. Ответ: это дело нестаточное и ни в каких государствах этого не ведется; если Елисавета королевна к государю об этом приказывает, то этим нелюбье свое объявляет царскому величеству, к убытку государевой земле хочет дорогу в нее затворить. Елисавета просила, чтоб вольно было купцам английским, их прикащикам и слугам жить по своей вере; на это отвечали: государю нашему до их веры дела нет; многих вер люди живут в нашем государстве, и никого государь от веры отводить не велит, всякий живет в своей вере. Наконец Елисавета просила, что если английские гости пошлют искать Китайской земли, то вольно было бы им брать проводников, судовых людей, суда, корм на людей и всякие другие запасы. Ответ: это дело нестаточное; государю нашему чрез свое государство пускать на отыскивание других государств непригоже. Елисавета продолжала льстить Годунову в своих грамотах; Годунов повторял ей в своих, что государь оказал разные милости английским купцам, «любя тебя, сестру свою любительную, а за моим челобитьем и печалованием».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010