Н. Географические и геополитические основы евразийства// Он же. 1997. С. 297). Подлинное единство Евразии - культурное, поэтому «задачи объединения суть задачи культурного творчества» (Там же). По мысли Вернадского, «сила русской стихии в евразийском мире не может держаться на внешнем принуждении и регламентации внешних рамок. Сила эта в свободном культурном творчестве» ( Вернадский. 2000. С. 262). Это творчество должно играть объединительную и примирительную роль: «В лице русской культуры в центре Старого Света выросла к объединительной и примирительной роли новая самостоятельная сила. Разрешить свою задачу она может лишь во взаимодействии с культурами окружающих народов. В этом плане культуры Востока столь же важны для нее, как и культуры Запада. В подобной обращенности одновременно и равномерно к Востоку и Западу - особенность русской культуры и геополитики» ( Савицкий П. Н. Географические и геополитические основы евразийства// Он же. 1997. С. 297). развил Савицкий, исходя из географических и культурологических предпосылок. В соответствии с его разработками экономическая модель развития крупных континентальных гос-в отличается от модели, применимой к странам, имеющим свободный выход к морям (или океанам) или окруженным ими. Для экономического развития континентальных стран важнейшим является не развитие внешней морской торговли, а наращивание экономических взаимосвязей между соседствующими континентальными регионами: «В осознании «континентальности» и в приспособлении к ней - экономическое будущее России» ( Савицкий П. Н. Континент-Океан//Исход к Востоку. 1921. С. 125). Считая континентальные гос-ва самодостаточными в экономическом смысле, Савицкий полагал, что их экономическое развитие должно быть направлено не вовне, а внутрь: в частности, наиболее важным фактором развития рус. экономики он признавал не торговлю с отдаленными странами, а развитие собственной промышленности и сельского хозяйства, создание внутренних замкнутых экономических циклов. Для этого Савицкий считал необходимым создание децентрализованной промышленности, сконцентрированной не в одной, а во мн.

http://pravenc.ru/text/187285.html

П. Н. Савицкий. Фотография. Кон. 30-х гг. XX в. Савицкого являлись важнейшей составляющей научного базиса евразийской теории. По утверждению Савицкого, Евразия представляет собой замкнутый и самодостаточный «географический мир», «Срединный материк», единство к-рого не нарушается Уральскими горами. Собственно территорию Евразии составляют 3 равнины: Восточно-Европейская («Беломорско-Кавказская»), Западно-Сибирская и Туркестанская (см.: Вернадский. 2000. С. 23). Для доказательства географического единства Евразии Савицкий разработал теорию горизонтальных географических и климатических зон. Он выделял 4 подобные зоны: пустыню, степь, лес и тундру, формирующие как бы вытянутые по линии «восток-запад» полосы. Сферическое устройство Земли делает юж. полосы более обширными, чем северные. В свою очередь крупные географические зоны подразделяются на более мелкие, каждая из к-рых характеризуется особым сочетанием растительности и почвы. Чтобы объяснить географическую самодостаточность Евразии, Савицкий разработал теорию «географической симметрии юг-север». По его мнению, тундра на севере симметрично соотносится с пустыней на юге, болота и леса - со степью и т. д. Сердцевиной этой симметрии является степь: по мысли евразийцев, кто владеет степью, тот владеет Евразией. Взаимная упорядоченность природных зон делает Евразию «замкнутым единством» и позволяет ей определенным образом влиять на культурное формирование населяющих ее народов. Для указания на подобное влияние Савицкий ввел термин «месторазвитие». Это выражение должно было указывать на то, что природная окружающая среда не только претерпевает нек-рые изменения в результате деятельности людей, но и сама определенным образом влияет на формирование культурной и общественной жизни населяющих ее народов. По утверждению Савицкого, месторазвитие является более важным фактором формирования культуры, чем генетический фактор происхождения ее носителей. Месторазвитие формирует расу, к-рая затем в соответствии с этим влиянием создает для себя стабильную культурную среду, постепенно складывающуюся в особый культурный тип. Т. о., согласно Савицкому, евразийский культурный тип (добавленный Савицким к традиц. 10 культурным типам Данилевского) имеет корни в Евразии как в среде обитания принадлежащих к нему народов, а потому может должным образом развивать свой творческий потенциал, лишь реализовывая возможности, заложенные в особенностях его месторазвития ( Савицкий. 1927. С. 30, 32-39, 47, 50-57).

http://pravenc.ru/text/187285.html

Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись. Однако Третьяков был по купечески жестким,  и повел себя принципиально. Раз покупал картину у Шишкина, значит подпись будет на картине только Шишкина. После этой истории родился миф, который бытует по сей день. Неумеха Шишкин вынужден был просить знакомого художника нарисовать медведей, потому что сам не смог. А Константин Савицкий, будто бы узнав, что картина осталась без его фамилии, в пух и прах разругался с Шишкиным и никогда с ним больше не общался. Однако, все это неправда. Дело в том, Савицкий и Шишкин были не только добрыми друзьями, но и кумовьями. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина - Констатина. Увы, их объединяло и общее горе. Мальчик умер трех лет от роду. Вообще, бед у обоих было не мало. Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина, самоубийством покончила супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем Божий дар. Дар, талант он видел и в своем друге. Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку

http://foma.ru/utro-v-sosnovom-lesu-ili-...

Дмитрий принял эти предметы с благодарностью. Затем, встав со своего места, царь принялся мерить комнату шагами. Савицкий стоял, не двигаясь. Тогда Дмитрий берет его за руку, увлекает за собой, и оба начинают ходить вместе. Разговор оживляется. Предметом его был религиозный вопрос. Пользуясь удобным моментом, Савицкий заявляет, что он прислан для того, чтобы сговориться с царем: он ждет его распоряжений и готов, по мере сил, выполнить все, что ему будет приказано. При этих словах в Дмитрии как бы воскрес тот смелый и горячий неофит, которого видели когда-то его духовные отцы в Путивле. Конечно, в Москве должна быть устроена школа. Ее нужно создать немедленно. Учеников и преподавателей придется выписывать из-за границы. Не успели как следует заняться этим прекрасным проектом, как Дмитрий круто переменил тему разговора. Он заговорил о своем войске, с гордостью заявляя, что под знаменами его стоит сто тысяч вооруженных людей. Достаточно его знака, чтобы эта армия двинулась, куда ему угодно. Впрочем, он сам еще не решил, против кого он направит свои силы. Может быть, против турок, а, может быть, против кого-нибудь другого. И тотчас же, без всякой связи, он стал горько жаловаться на Сигизмунда. Ведь дерзость короля заходит так далеко, что он не хочет признать за московским царем титула императора. Все это было сказано горячо, искренне негодующим тоном. Затем наступило короткое, но тягостное молчание. Савицкий спрашивал себя, нет ли. внутренней связи между сообщениями Дмитрия о своей грозной армии и этими жалобами на польского царя? Однако, не желая останавливаться на этой теме, он ограничился банальной фразой. «Будем надеяться, — заметил он, — что Провидение не допустит неприязни и раздора между столь могущественными государствами». Теперь оставалось решить чисто личный вопрос. Савицкий желал знать, должен ли он вернуться в Польшу, или же ему остаться в Москве? Дмитрий и тут не замедлил с ответом: конечно, его духовный отец нужен ему здесь. Ободренный этим, Савицкий пошел еще дальше.

http://sedmitza.ru/lib/text/439742/

  Источники Литература   Хоружий С. С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке//Вопросы философии. 1994. 11. С. 59. Савицкий П. Н. Идеи и пути евразийской литературы//Русский узел евразийства: Восток в русской мысли. М., 1997. С. 373. Савицкий П. Н. О евразийской литературе//Славянская книга. 1926. Май-июнь. С. 204. Лубенский Степан [псевд. П. Н. Савицкого]. Евразийская библиография, 1921–1931: путеводитель по евразийской литературе//Тридцатые годы. Париж, 1931. С. 289.   Колеров М. А . Братство Святой Софии: «веховцы» и евразийцы (1921–1925 гг.)//Вопросы философии. 1994. 10. С. 155. Бердяев Н. А . Евразийцы//Путь: Орган русской религиозной мысли. 1925. 1. С. 136. Ильин И. А. Россия и латинство. Сборник статей. Берлин. 1923 г.//Русская мысль. Прага; Берлин, 1923. Кн. III–V. С. 403. Ильин И. А . Россия и латинство. С. 403. Ильин И. А. Россия и латинство. С. 405–406. Там же. С. 402. Трубецкой Г. Н. Католический богослов о русской религиозной психологии//Путь: Орган русской религиозной мысли. 1925. 1. С. 174–175. Побединский В. Н. Религиозная концепция евразийцев//Вопросы культурологии. 2008. 5. С. 18. Герасимов Ю. К. Религиозная позиция евразийства//Русская литература. 1995. 1. С. 163. Герасимов Ю. К. Религиозная позиция евразийства. С. 164. Антощенко А. В. А. В. Карташев и евразийцы//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2020. Вып. 70. С. 114. Ермишина К. Б. Петр Николаевич Савицкий: жизненный и творческий путь//Савицкий П. Н. Научные задачи евразийства: статьи и письма. М., 2018. С. 32. К истории евразийства. 1922–1924 гг.//Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв. М., 1994. Вып. 5. С. 481. Половинкин С. М. Евразийство и русская эмиграция//Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 741. Пащенко В. Я. Социальная философия евразийства. М., 2003. С. 138. Розова Е. О. В. Н. Ильин и евразийское течение//Русское зарубежье: История и современность: сб. ст. М., 2014. Вып. 3. С. 79. Бирман М. А. П. М. Бицилли и евразийцы в 1922–1927 гг.: (очерки и фрагменты)//Вокруг редакционного архива «Современных записок» (Париж, 1920–1940): сб. ст. и мат-лов. М., 2010. С. 244.

http://bogoslov.ru/article/6192035

равноудаленных промышленных зонах, что помимо решения основной задачи - освоения природных богатств территории - могло бы также оказать положительное влияние на развитие отдаленных областей России ( Савицкий. 1932. С. 11, 93, 168). Затрагивая вопрос о форме собственности, Савицкий отмечал, что наиболее подходящим для Евразии было бы сочетание гос. и частной собственности. Частная собственность, согласно Савицкому, является оплотом любого хозяйства, поэтому «не марксова экспроприация, но «хозяйское ценение хозяйства» есть... основной факт экономической сферы» (ГАРФ. Т. 5783. Оп. 1. Д. 357. Л. 38). Вместе с тем гос. регулирование и финансирование всегда будут необходимы для координации между удаленными регионами страны, равно как и для различных хозяйственных проектов, требующих долгого времени и больших ресурсов для их осуществления (напр., дорожного строительства) ( Савицкий П. Н. К вопросу о государственном и частном начале промышленности//Евразийский временник. 1927. Кн. 5. С. 285-308). Савицкий отмечал положительное значение проводимого советским правительством курса на индустриализацию для экономического развития России, а также важность и полезность «внутренне-организующих черт» СССР, однако считал, что, если бы подобные процессы происходили без участия большевиков, они оказались бы куда менее болезненными и тягостными для страны. Исторические построения идейно связанные с Е., разрабатывались гл. обр. Г. Вернадским. По его утверждению, история является самопроизвольно разворачивающимся процессом: «Исторический процесс стихиен: в основе своей он приводится в движение глубоко заложенными в нем силами, не зависящими от пожеланий и вкусов отдельных людей» ( Вернадский. 2000. С. 21). Ход этого процесса определяется 2 факторами: психологическим и физическим воздействием определенного народа на географическую среду обитания и обратным воздействием среды обитания на формирование народа: «Каждая народность оказывает психическое и физическое давление на окружающую этническую и географическую среду.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Однако и при этих свиданиях есть свои кошмарные подробности. Я припоминаю, как в 1925 г. на свидание с доктором С.И. Лапиным, заведующим лазаретом, прибыла из Москвы его жена, тоже врач. Ей было разрешено жить при больнице, в помещении д-ра Лапина. Как-то вечером получился приказ отправить трех больных уголовных в Кемь и далее в Петербург для лечения. Должен добавить, что отправляли из Соловков для лечения на материк исключительно уголовных. За все мое пребывание в Соловках, в течение двух лет и трех месяцев, я знаю только пять или шесть случаев отправления больных не уголовных для лечения на материк. Прогудел второй гудок, а больные еще не были доставлены на пароход. Васьков, стоявший на берегу, спросил доктора Лапина: «Скажите, где же больные?» Лапин, не зная, прибыли они или нет, ответил: «Разве их еще нет?» За такой ответ Лапин и дежурный фельдшер были отправлены в карцер. Какие мучения должна была переносить жена д-ра Лапина, приехавшая к мужу на такое короткое свидание? Другой случай: со мной сидел в Соловках адвокат Савицкий, добрая душа, уроженец Украины. Приехала к нему мать. Благодаря хлопотам друзей по лагерю, ей было разрешено «личное» свидание. Приготовила она великолепные малороссийские вареники и сырники, которые мы с большим наслаждением уничтожили. А на следующий день мне пришлось провожать несчастную женщину, так как Савицкий был посажен в карцер. Мы скрыли от нее, что на него было наложено взыскание, и сказали ей, что он должен был экстренно, по службе, отлучиться из лагеря, и она в слезах покинула Соловки. А посадили Савицкого вот за что: одна молодая женщина приехала в Соловки для свидания с мужем и имела разрешение видеть его только в присутствии надзирателя. Проходя случайно мимо «дома для свиданий», Савицкий увидел эту женщину, сидящей на окне, и поклонился ей. Находившийся тут чекист немедленно донес, будто Савицкий разговаривал с нею. Этого было довольно. «Дома для свиданий» На двенадцать – пятнадцать тысяч человек арестованных разрешается ежегодно не более пятидесяти личных свиданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другое дело иезуиты. Они действительно могли разжечь фанатизм у царя московского и, как говорит преосв. Макарий, «не дремали» 217 . Но только, к их огорчению, Лжедимитрий был крайне невнимателен к ним. Еще Лавицкий, как мы знаем, жаловался папе, что советниками самозванца служат не добродетельные оо. иезуиты, а «еретики», в роде Бучинских, и преосв. Макарий, вопреки исторической правде, говорит, что Лжедимитрий окружал себя иезуитами и «держал их при себе, как духовных руководителей» 218 . Совершенно не то говорил в Риме о. Андрей Лавицкий, а в справедливости его слов могли убедиться и другие его товарищи. Савицкий, бывший духовник Лжедимитрия в Польше, по выбору самого самозванца 219 , по прибытии в Москву, не только не пользовался милостями царя, как этого следовало бы ожидать, но должен был прибегнуть к особенному ходатайству, чтобы только добиться доступа во дворец 220 . Явившись в Москву вместе с царской невестой, имея от своего начальства приказание переговорить с царем «о делах, касающихся религии», и кое-что для передачи ему, Савицкий не знал, когда и как удастся ему исполнить возложенное на него поручение. И только за два дня до смерти Лжедимитрия, даже сверх ожидания, иезуит имел возможность сделать это. Очевидно, для этих отцов был закрыт беспрепятственный вход к царю, иначе Савицкий немедленно, по прибытии в столицу, воспользовался бы таким доступом. Он имел серьезное поручение от своего начальства и в числе вещей, привезенных им царю московскому, были подарки папы, папский портрет и индульгенции. Ужели бы иезуит замедлил передать по назначению эти драгоценные и даже священные для него вещи, если бы на то была полная возможность. Кажется, оо. иезуиты не смели даже и с докладом являться во дворец и напрасно Савицкий просил царя отменить такое стеснение и дозволить ему свободный во всякое время доступ к себе «для совещания и предложения» иезуитских планов; Лжедимитрий обещал принимать его к себе, но не иначе, как после доклада об нем каждый раз «польского еретика» (Бучинского). А между тем этот «еретик» имел ту привилегию, которой напрасно добивался иезуит. Самые подарки папы и в числе их священные для католика предметы – индульгенции Лжедимитрий принял как-то официально, без всякого особенного уважения и к ним, и к лицу, пославшему их, без должного благоговения, только лишь «благосклонно» 221 . И это наедине, с глазу-на-глаз с иезуитом!.. Так ли бы поступил в данном случае истый католик, ревностный приверженец римской церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

войск. В этот период евразийская орг-ция сохранялась в основном усилиями Савицкого. Главным итогом деятельности евразийцев на этом этапе являются не столько время от времени возобновлявшиеся печатные издания, сколько их обширная переписка, в к-рой анализируются успехи и неудачи движения и раскрывается широкий интеллектуальный и духовный контекст, вне к-рого движение не может быть понято и по достоинству оценено. Большое значение в истории рус. эмиграции имела общественнно-политическая деятельность нек-рых представителей Е., не связанная прямо с евразийскими идеями. В 1932 г. Савицкий принимал активное участие в организации Русского обороннического движения (РОД), основной задачей которого признавалась идеологическая и практическая помощь СССР ввиду военной угрозы со стороны Германии и Японии. В заявлении, поданном на имя И. В. Сталина 5 янв. 1947 г., Савицкий писал: «В ходе... выступления (в 1934 в Праге. - А. С.)... я заявил, что и лично готов взять винтовку в руки и с винтовкою в руках защищать рубежи Советского Союза от всякого враждебного на них покушения. Перед лицом опасности, которая грозила тогда нашему Отечеству... я призывал к твердому стоянию на обороннических позициях каждого верного своей Родине русского, в том числе и эмигрантов» (ЦА ФСБ России. Д. Р-39592. Л. 125). Непосредственное участие в деятельности обороннического движения принимали также евразийцы А. П. Антипов, Чхеидзе и Алексеев. Однако, несмотря на просоветскую деятельность в годы второй мировой войны, после ее окончания мн. евразийцы были подвергнуты репрессиям: в 1945 г. пражской опергруппой «Смерш» были арестованы 4 участника пражской евразийской группы: Антипов, Савицкий, Чхеидзе и И. С. Белецкий; они были депортированы в СССР и провели долгие годы в лагерях. Именно в мордов. лагере возникли первые контакты между Савицким и Л. Н. Гумилёвым, получившие продолжение в Чехословакии, куда Савицкий вернулся после освобождения в 1955 г. По свидетельству И. П. Савицкого, сына П. Савицкого, последний до конца оставался убежденным сторонником евразийских концепций, считал их своим наиболее весомым вкладом в науку и был уверен, что Е.

http://pravenc.ru/text/187285.html

Разделы портала «Азбука веры» Описание Большую часть полотна занимает могучая фигура инока в чёрном подряснике. Локоть его стоит на Священном Писании, кисть правой руки обмотана чётками, а на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест. Но разве спокоен герой полотна Савицкого? Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций… О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути. Возможно в этот светлый день он размышляет о собственных грехах, или же его душа погружена в созерцание страстей Господа, Его Распятия – ведь впереди Страстная неделя. Художнику было важно показать внутренний мир человека, его неоднозначность, сложность. Особенно это касается монашеского пути, где ведется постоянная борьба с самим собой с собственными страстями. Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал предметы в келье: вербу на окне (намёк на Вербное воскресенье), Священное Писание, вервь, которую судорожно сжимает рука инока, погрузившегося в раздумье. История Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие – выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов. С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо (в случае с натурщиком, а не с изображаемым им персонажем, за благо в его субъективном понимании (как будущего эсера)). Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой. Студент, с которого писал картину Савицкий     Эскиз картины Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 46  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/inok/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010