Се бо на ны Бог попусти поганым, не яко милуя их, по нас кажа, да быхом ся востягнули от злых дел, сим казнить ны нахоженьем поганых, се бо есть батог его, да негли встягнувшеся вспомянемся от злаго пути своего». Подобное рассуждение повторяется и впоследствии. Таково же воззрение летописца и на все другие бедствия: «Бог бо казнит рабы своя напастьми различными, огнем и водою и ратью и иными различными казньми, хрестьянину бо многыми напастьми внити в царство небесное, согрешихом, казними есмы, яко створихом, тако и прияхом, но кажеть ны добре господь наш. Но да никто ж можеть реши, яко ненавидит нас бог; не буди». Болезни, всякого рода страдания, напрасная смерть очищают человека от грехов; по свидетельству летописца, князь Ярополк Изяславич молился: «Господи, Боже мой! приими молитву мою, и дажь ми смерть, яко же двема братома моима Борису и Глебу, от чюжю руку, да омыю грехы вся своею кровью». Сказавши о смерти князя Святослава Юрьевича, летописец прибавляет: «Си же князь избраник божий бе: от рожества и до свершенья мужьства бысть ему болезнь зла, ея же болезни просяхуть на ся святии апостоли и святии отци у бога: кто бо постражеть болезнью тою, якоже книгы глаголют, тело его мучится, а душа его спасается. Такоже и т во истину святый Святослав, божий угодник избраный в всех князех: не да бо ему Бог княжити на земли, но да ему царство небесное». Ту же мысль выражает летописец и в рассказе о смерти Андрея Боголюбского. Мстислав Ростиславич Храбрый говаривал дружине своей перед битвою: «Братья! ничто же имете во уме своем, аще ныне умрем за хрестьяны, то очистимся грехов своих и Бог вменит кровь нашю с мученикы». Летописец держится того же мнения, даже относительно христианских воинов других исповеданий, например крестоносцев. Успех, избавление от опасности приписывается, обыкновенно после милости Божией и молитв святых, также молитве предков умерших, отца и деда и прадеда; например, описавши торжество Юрьевичей над племянниками, летописец прибавляет: «И поможе Бог Михалку и брату его Всеволоду, отца и деда его молитва и прадеда его».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Время было после заутрени, когда иноки отдыхали. Враги, подняв великий крик, поставили пред воротами монастырскими два знамени, выломали эти ворота, пошли по кельям, вырубая двери и расхищая все что можно, потом зажгли монастырь и двое дверей в самой церкви, ворвались в притвор Феодосиев, грабили иконы и ругались над ними. Деревянные здания монастыря сгорели. Многие иноки и слуги монастырские были убиты, другие отведены в плен . Но, при тех средствах, какими владел Печерский монастырь, и при живом усердии к нему православных, следы половецкого разорения в нем скоро были изглажены: не только воздвигнуты были все прежние здания, погоревшие или разрушенные, но явились еще некоторые новые. Так, в 1108 г., при игумене Феоктисте, окончена была каменная трапеза вместе с церковию, построенная по повелению и на иждивение князя Глеба Всеславича . Около того же времени построена больница и при ней церковь во имя Святой Троицы иждивением черниговского князя Николая Святоши, постригшегося в 1106 г. в Печерской обители . Что касается до средств содержания, какими пользовалась эта обитель, то они постоянно увеличивались и улучшались. Преподобный Феодосий пред кончиною своею, между прочим, сказал братии: «О сем разумейте дръзновение мое к Богу: егда видите вся благая в монастыре сем умножающаяся, ведите, яко близь Владыки небеснаго ми сущу». И действительно, говорит преподобный Нестор: «В то же лето молитвами блаженнаго отца нашего Феодосия умножися всех благых в монастыре том, еще же и в селех тех гобино (урожай) бысть, и в животных приплод, яко несть было николиже»,— из чего и заключили ученики о прославлении на небеси своего наставника. Но, продолжает Нестор, достойно особенного замечания то, что даже и доныне, когда все страны попленены от ратных (разумеются набеги половецкие), в монастыре блаженного «умножаются вся боле» молитвами его . К прежним селам, какими владел монастырь, присоединялись новые. Так, Ярополк Изяславич, князь Владимира Волынского, подражая отцу своему Изяславу в любви к Печерской обители, отдал ей свое все достояние († 1086), волости Небольскую, Деревскую, Лучскую и около Киева .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Миронег. Михаил, епископ Поросьскый. Михаил, епископ Юрьевский. Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский. Муром. Н. Неофит, епископ Черниговский. Нестор, летописец. Никита, св. мученик. Никита, епископ Белогородский. Пикифор, митрополит. Николай, архимандрит. Николай Святоша, князь. Никола. см. Ждан. Николай Чудотворец. Новгород. О. Олег Святославич, князь Черниговский. П. Павел, апостол. Переяславль. Петр, епископ Переяславский. Петр, игумен. Передслава Владимировна, княгиня. Печенеги. Пинск. Плакида, Евстафий, св. мученик. Плесков. Полоцк. Поромона двор. Прохор, игумен Печерский. Путьша. Р. Рим. Рогнеда. Роман (Глеб), св. князь. Русская земля (страна). Русь. С. Савва, игумен Преображенского монастыря. Савва епископ Дафнитский. Сарра, жена Авраама. Святополк Владимирович, князь. Святополк Изяславич, вел. князь Киевский. Святослав Владимировииу князь Древлянский. Святослав Игоревич, князь. Святослав Ярославич князь Черниговский, потом вел. кн. Киевский. Святоша, князь. Сильвестр игумен монастыря св. Михаила. Симеон епископ Смоленский. Симеон епископ Туровский. Словени. Смоленск. Смядина, река. Содом. Соломон царь. Солунь. Софии св. церковь . Софроний, игумен монастыря св. Михаила. Станислав Владимирович, князь Смоленский. Стефан Первомученик. Судислав Владимирович, князь, сын Владимира Св. Т. Татары. Талец, убийца князя Глеба. Тьма, река. Тмутаракань. Торчин (Турчин), повар князя Глеба. Туров. У. Угры. Угорская гора. X. Халдеи. Халдейская пещь. Ховал. Ц. Царьград. Ч. Червену город. Чернигов. Чехи. Ю. Юлиану кесарь. Я. Ярополк Святославич, князь Киевский. Ярослав Владимирович, князь. Ярослав Георгиевич, сын Георгие Ярославича, князя Пинского. Ф. Феодосий Печерский . Феоктист, епископ Черниговский. Феофил, игумен монастыря св. Димитрия. Феофил, епископ Черниговский. 1 А. А. Шахматов. Несколько слов о Несторовом Житии св. Феодосия. Спб. 1892, стр. 3, примеч.; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб. 1908, стр. 55–56. Ср. Хр. М. Лопарев. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба (в Памятн. древн. письмен. XCVIII. 1894), стр. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Васенко, исследователя Степенной книги, свидетельствующие о ее популярности в древнерусской книжности. «Появление в короткое время нескольких типов списков Степенной указывает на усиленное ее переписывание сразу после окончания этого произведения. Зная деятельность митрополита Макария и средства, какими он располагал, исследователи русской старины поймут без сомнения всю неминуемость этого факта, тем более, что новинка была, конечно, по сердцу Иоанна Грозного. Не ослабел интерес к Степенной и в XVII-XVIII веках, что доказывается многочисленными списками её, дошедшими до нашего времени» 63 . «При том следует иметь в виду, что отдельные статьи Степенной служили для пополнения такого агиографического сборника, как Чети-Минеи священника Иоанна Милютина. Туда вошли между прочим взятые из Степенной жития св. Владимира, Изяслава Ярославича и Ярополка Изяславича, Ивана Данииловича и других» 64 . Последнее замечание весьма важно, так как в нем можно усматривать последующую преемственность в просветительных начинаниях митрополита Макария. Этот очень важный момент выпадал из поля зрения исследователей, и создавалось впечатление обрыва в культурной жизни русского общества, который был вызван кончиной «чудного», по отзывам современников, митрополита Макария. Повесть о кончине митрополита Макария обнаружена нами в списках XVII века в составе Хронографа редакции 1599 года 68 . Данная редакция Хронографа интересна ещё и тем, что в ней сохранилось послание митрополита Макария к своему преемнику по Новгородской кафедре, архиепископу Феодосию, о совершенном царском венчании Uoahha IV 69 . Это, в свою очередь, наводит на мысль, что редакция Хронографа 1599 года имеет близкое отношение к литературному кругу митрополита Макария. В основу этой редакции и близкой к ней 1601 года положен не дошедший до нас, так называемый Пространный Хронограф, по классификации О. Творогова. Последний считает, что составитель данной редакции Хронографа принадлежал к категории тех книжников XVI в., которые выступали против «неполезных повестей» и «писаний внешних», предпочитая им «Божественные Писания» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1) В 1056 году Великий Князь Киевский Изяслав Ярославич по прошению Преподобного Антония повелел отвести гору над пещерой для устроения монастыря, названного после ветхим. 2) Брат его Великий Князь Киевский Святослав Ярославич в 1073 году определил собственную свою землю, в довольном пространстве, на построение большой каменной церкви и монастыря, где ныне Лавра, и при заложении той церкви прежде всех своими руками начал ров копать, и пожаловал на строение 100 гривен злата; а в 1074 году при кончине Преподобного Феодосия приходил он с сыном своим Глебом к нему ради получения у него благословения, и по прошению Преподобного, обещал иметь неусыпное попечение о монастыре Киево-Печерском. 3) В 1107 году Великий Князь Киевский Михаил Святополк Изяславич, тесть Болеслава Кривоустого, Короля Польского, после победы 12 Августа над Половецкими Князьями Боняком и Шураком, близ города Лубен одержанной, приходил в Печерской монастырь, для принесения Богу благодарения за победу, уверяя, что ходатайством Богоматери и тёплыми молитвами Преподобных Печерских та победа одержана, что и в других случаях оный Великий Князь исполнял без упущения. 4) В 1130 году Князь Георгий Симонович, тысяченачальник и Великороссийский Наместник Суздальский, сделал сребро-позолоченную раку для мощей Преподобного Феодосия, употребив на то 50 гривен злата и 500 серебра. 5) В 1158 году Супруга Великого Князя Киевского Глеба Всеславича, дочь Князя Ярополка Изяславича, АНАСТАСИЯ, пребыв во вдовстве 40 лет, при кончине завещала деревни со всем имением в Печерский монастырь, в котором и погребена того же года 3 Января в церкви, близ гроба Преподобного Феодосия. 6) Великий Князь Киевский, АНДРЕЙ Георгиевич Боголюбский чрезвычайное имел усердие к сему монастырю. Он, переселившись из Суздальского на Великое Княжество Киевское, подтвердил данной в 1159 году Грамотой Ставропигию Киево-Печерской Лавры, повелел подчинить оной монастыри: Киевский Пустынно- Николаевский, Брянский-Свенский, Новгород-северский Спасский и Черниговский Елецкий; и даже пожаловал Лавре город Васильков, на реке Стугне, со всеми вокруг лежащими землями.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве. И Всеславъ Смолнескъ ожьже, и азъ всдъ с черниговци о двою коню, и не застахом… въ Смолиньск. Тм же путем по Всеслав пожегъ землю и повоевавъ до Лукамля и до Логожьска, 100 та на Дрьютьскъ воюя, та Чернигову. И Всеслав Смоленск пожег, – а я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною, и опять в Чернигов. А на ту зиму повоеваша половци Стародубъ весь, и азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десн изьимахом князи Асадука и Саука, 101 и дружину ихъ избиша. И на заутре за Новымъ Городом 102 разгнахомъ силны вой Белкатгина, 103 а семечи и полонъ весь отяхом. 104 А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли. А въ вятичи ходихом по дв зим на Ходоту 105 и на сына его, и ко Корьдну, 106 ходихъ 1-ю зиму. И пакы по Изяславичихъ 107 за Микулинъ, 108 и не постигохом ихъ. И на ту весну къ Ярополку совкуплятъся на Броды. 109 А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходил первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И на ту весну – к Ярополку на совещание в Броды. Том же лт гонихом по половьцихъ за Хоролъ, 110 иже Горошинъ 111 взяша. В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин. И на ту осень идохом с черниговци и с половци, с читевичи, к Мньску: изъхахом городъ, и не оставихом у него ни челядина, ни скотины. На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины. На ту зиму идохом къ Ярополку совокуплятися на Броды, и любовь велику створихом. В ту зиму ходили к Ярополку на совещание в Броды и союз великий заключили.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

3031) А в Вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его 32) и ко Корьдну ходих 1-ю зиму 33) и пакы по Изяславичих за Никулин и не постигохом их. 34) и на ту весну к Ярополку совкуплятъся на Броды. 35) Томже лете гонихом по Половцих за Хорол, иже Горошин взяша. 36) И на ту осень идохом с Черниговци и с Половци, с Читеевичи, к Меньску: изъехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины. 37) На ту зиму идохом к Ярополку совокуплятися на Броды, и любовь велику створихом. 38) И на весну посади мя отец в Переяславли перед братьею. 39) и ходихом за Супой. 40) и едучи к Прилуку городу, и сретоша ны внезапу Половечскые князи. 8 тысяч, и хотехом с ними ради битися, но оружье бяхом услали на перед на повозех, и внидохом в город; толко семцю яша одиного живого, ти смерд неколико, а наши онех боле избита и изьимаша, и не смеша ни коня пояти в руце, и бежаша на Сулу тое ночи 41) и заутра, на Госпожин день, идохом к Беле Вежи, и Бог ны поможе и святая Богородица: избита 900 половец, и два князя яша, Багубарсова брата, Асиня и Сакзя, а два мужа толко утекоста 42) и потом на Святославль гонихом по Половцих, 43) и потом на Торческый город 44) и потом на Гюргев по Половцих; 45) и паки на той же стороне у Красна Половци победихом; 46) и потом с Ростиславом же у Варина веже взяхом. 47) И потом, ходив Володимерю, паки Ярополка посадих, и Ярополк умре. В лето 6594... Ярополк... створи мир с Володимером... Ярополк... седе Володимери. И переседев мало дний... прободен бысть... месяца ноямбря в 22 день. 48) И пакы по отни смерти и и по Святополце на Суле бившеся с Половци (надо читать: на Стугне), В лето 6601, индикта 1 преставися великый князь Всеволод... месяца априля в 13 день... Половцы... послаша слы о мире. Святополк же... слы всажа... в истобъку... Половци почаша воевати... Св. посла к Володимеру... Придоша к Стугне... Володимер же пребред реку... Св. же вбеже в Треполь... и бе ту до вечера. Срв. под 1136: Олговичи... взяша Треполь и Халеп пуста. 49) до вечера быхом у Халепа,

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Преподобнаго Лаврентия, епископа Туровскаго, в Ближних пещерах почивающаго Тропарь , глас 8: Всеблаженне Лаврентие,/затворивый себе Господа ради в месте тесне/и в нем многа лета трудолюбне поживый,/молися о нас ко Господу,/яко да и мы от всякаго греха чувства затворше,/получим отверзение дверей милости Господни в День судный. Кондак , глас 6: Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления,/себе же самаго смиряя,/отреклся еси онаго,/бедне диаволом мучима, исцелити,/отслав его ко пещере,/идеже он исцелившися,/блаженне Лаврентие,/прослави с тобою Господа,/прославляющаго святых Своих. Преподобный Лаврентий, затворник Киево-Печерский, епископ Туровский (XII в.) Первоначально подвизался в Киево-Печерском монастыре. О нем, как о святителе, вышедшем из иноков Киево-Печерской обители, упоминает святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226), в своем «Послании к Поликарпу», положившем начало Киево-Печерскому патерику. Впоследствии, как это видно из повествования святителя Симона, преподобный Лаврентий пожелал уйти в затвор, но отцы печерские не дозволили ему этого, считая (после искушения, постигшего преподобного Никиту, †1108, память 31 января) подвиг затворничества весьма трудным и небезопасным. Тогда преподобный Лаврентий перешел в монастырь во имя святого великомученика Димитрия, построенный великим князем Киевским Изяславом Ярославичем (1054–1073, 1076–1078). Здесь, затворившись, преподобный Лаврентий жил в безмолвии и строгом воздержании, пресекая слезами молитвы своей различные искушения. И не только сам избежал уязвления от духов злобы преисподней, но высокими подвигами молитвы и Богомыслия достиг дара исцелений и слыл еще при жизни чудотворцем. Монастырь во имя святого великомученика Димитрия был с 1128 года передан дочерью князя Ярополка Изяславича Анастасиею (супругой Минского князя Юрия, которому принадлежал Туров) в ведение Киево-Печерской обители и считался первоначально приписным к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во дни княжения Святополка Изяславича 1296 киевляне много насилия претерпели от этого князя, который дома даже и людей знатных без вины уничтожал, а имущество их отнимал; вот почему Господь попустил, чтобы враги Руси возымели тогда такую силу: на Святополка восстали великие рати половцев 1297 ; к тому же и между князьями вспыхнула междоусобная брань, и настали тогда в русской земле великий голод и оскудение. В это время блаженный Прохор пришел из Смоленска в Печерский монастырь к игумену Иоанну 1298 и принял от него иноческий чин. В монастыре он стал усердно подвизаться в добродетелях и предал себя такому воздержанию, что даже отказывался от вкушения обыкновенного хлеба; он собирал траву лебеду и, протирая ее своими руками, делал себе из нее хлеб и тем питался. В летнее время он заготовлял такого хлеба на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для следующего года, так что он совершенно не нуждался в хлебе, и потому он получил прозвище «лебедника»; кроме просфоры, он ничего не вкушал, он никогда не ел даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего иного, кроме воды. Господь же, видя терпение святого в столь великом воздержании, претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и угодник Божий проводил все дни своей жизни не в печали и скудости, а в радости: блаженный Прохор никогда не скорбел, но всегда в веселье работал Господу. Он никогда не страшился набегов вражьих, ибо жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды. Он не мог похвалиться вместе с евангельским богачом: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк.12:19 ); но и за траву, заготовленную на год, он укорял себя, говоря: Прохор, «в сию ночь, душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Святой на деле исполнил это слово Господне: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Подобно птицам, блаженный Прохор легко проходил на то место, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на плечах, как бы на крыльях. Так питался он, как птица небесная, не насеянной пищей, с непахотной земли. В это время на Руси от постоянных браней начался великий голод, так что людям угрожала смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Среди толпы, стоявшей близ места истязаний мученицы, находилась жительница Илиополя, христианка Иулиания. Сердце ее преисполнилось сочувствием к добровольному мученичеству красивой и знатной девушки. Иулиания также пожелала пострадать за Христа. Она начала громко обвинять мучителей. Ее схватили. Святых мучениц очень долго пытали: терзали крючьями тело, отрезали сосцы, обнаженными водили по городу с издевательствами и побоями. По молитвам святой Варвары Господь послал Ангела, который светозарной одеждой прикрыл наготу святых мучениц. Твердые исповедницы веры Христовой святые Варвара и Иулиания были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей, Мартиана и Диоскора: они были сожжены молнией. В VI в. мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. В XII в. дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и теперь. Источник: Официальный сайт Московского Патриархата Проповедь архимандрита Кирилла Павлова в день памяти святой великомученицы Варвары О познании Бога через рассматривание природы Читайте также — Икона Богоматери «Неувядаемый цвет» Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2). Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс. 8:2, 4-5) — так, созерцая красоту вселенной, прославлял Бога святой псалмопевец Давид. Таким же образом, через рассматривание красоты сотворенной природы, пришла к познанию Бога и святая всехвальная многострадальная великомученица Варвара, память которой, возлюбленные во Христе братия и сестры, празднует сегодня Святая Церковь. Святая Варвара пострадала в IV веке, в царствование нечестивого императора Максимиана.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010