Скачать epub pdf 53. Владимир II Всеволодович, прозванием Мономах, великий князь киевский сын Всеволода I Ярославича, великого князя киевского, от брака с греческой царевной, «мономахиней», достоверно неизвестной по имени (см. 30). Родился в Киеве в 1053 г.; 13-летним ребенком уже ходил из Переяслава (Полтавского), удела его отца, к Ростову в 1066 г.; из Смоленска посылался отцом к Владимиру-Волынскому и Бресту в 1068 г.; опять ходил к Владимиру в 1069 г.; получил в удел от дяди своего Святослава II Ярославича, великого князя киевского, Смоленск в 1073 г.; по приказанию того же дяди ходил с сыном его Олегом (см. 154) через Чехию (Богемию) за Глогау (в нынешней Селезни) против немецкого императора Генриха IV в 1075 г.; по приказанию другого дяди, Изяслава I Ярославича, великого князя киевского, дважды ходил на Полоцк в 1077 г.; вместе с отцом и дядей осаждал Чернигов и был в бою на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г.; по вокняжении отца в Киеве посажен на столе черниговском, опустошил владения полоцкие, бился на р. Десне с половцами в 1079 г.; смирил торков в 1080 г.; ходил на вятичей в 1082 г.; преследовал Ростиславичей, князей-изгоев (безместных), отогнал за Хороль половцев, взял «изъездом» (внезапно) Всеславов Полоцк, не оставя там «ни челядина, ни скотины», в 1083 г.; отнял у Ростиславичей Владимир-Волынский и возвратил его Ярополку Изяславичу летом 1084 г.; по удалении того же Ярополка, друга Мономахова, в Польшу, захватил его город Луцк с семьей и имуществом беглеца в 1085 г.; но успел примирить Ярополка со своим отцом в 1086 г. и послал сына своего, Мстислава, на стол новгородский, покинутый Святополком II Изяславичем, в 1088 г.; уступив по смерти отца стол киевский этому же Святополку как старейшему князю, бился с половцами на р. Студне под Киевом, тут потерял единственного брата своего Ростислава, князя переяславского, и, осажденный Олегом в Чернигове, без кровопролития удалился в Переяслав в 1093 г.; отсюда вместе с великим князем Святополком II ходил громить «вежи» (станы) половецкие и на Святославичей, князей черниговских, к Смоленску в 1095 г.; снова утвердился в Чернигове, отнятом у Олега, в 1096 г.; за вероломное ослепление Василька, князя теребовльского (см. 50), после любечского съезда князей в 1097 г. начальствовал осадою Киева, но, упрошенный мачехой своей, не отнял его у Святополка в 1098 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

С Саадак, Сагадак, Сагодак, Сайдак Саадак, Сагадак, Сагодак, Сайдак – полный прибор вооружения конных воинов луком и стрелами. В росписи животам князя П. С. Прозоровского значится: «лубье саадашное кованое, по кайме змейки серебряные золочены; тохтуй, пола шита золотом и серебром, подбита дорогами; лук, двадцать стрел; цена саадаку шестьдесят рублев» 715 . У Монголов этот прибор называется сагадах и садак, по-татарски : он состоит из лука с налучием или лубьем и стрел с колчаном или тулом 716 . Украшения саадаков были чрезвычайно разнообразны и часто очень роскошны, а потому и ценились дорого; напр. в описи 1687 года один саадак оценен в 6660, другой в 2965 рублей 717 . Подробности частей и украшений саадака можно видеть в описях оружия и ратного доспеха Бориса Федоровича и Михаила Федоровича, из коих в первой упоминаются три саадака Бухарские 718 . Чехлы, которые в походах надевались на колчаны для защищения стрел от сырости, назывались тохтуями или тахтуями. Из Разрядных книг 1572, 1559 и 1563 гг. видно, что во время походов следовали за царем рынды и поддатни с шеломом, саадаками, сулицей, копьями, рогатиной, пищалями и топорами 719 . Котошихин называет исполнявших эту обязанность стряпчими: «чин их таков: … в походах возят панцырь, саблю, саадак» 720 . Сабли Сабли – изстари известны Русским; в летописях читаем: «мы ся доискахом (дани) оружьем одиноя страны, рекше саблями» говорили старейшины Казарские своему князю; под 968 годом: «и вдасть Печенежьский князь Претичю конь, саблю, стрелы; под 1086: «прободен бысть (Ярополк Изяславич) от проклятаго Нерадьця … князю же Ярополку лежащу на санках, а он с коня саблею прободе и; тогда вздвигнувся Ярополк выторгну из себе саблю»; под 1146: «въехаша Берендици взад полку с саблями и почаша я сечи»; под 1162: «постиже и (Изяслава Давидовича) Воибор Негечевич и сече по главе саблею» 721 . В Слове о полку Игоревом: «сабли изострени. – Поскепаны саблями калеными шеломы Оварьскыя. – Ту ся саблями потручяти о шеломы Половецкыя. – Гримлют сабли о шеломы. – Соколома крильца припешали поганых саблями» 722 . – Название сабли одни производят от Араб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Гораздо естественнее согласиться, что властолюбивый и хитрый Всеволод теснил Ярополка, и послал Мономаха только по тому, что племянник может быть осмелился в переговорах отстаивать права удельного князя; на это указывает и вызов Ярополка в Киев за год перед его мнимым возмущением. Это же подтверждает и последующий поступок Ярополка; он не привел Поляков на Русь, а спокойно согласился принять мир на условиях, предложенных Всеволодом. Конечно, Нестор не мог знать переговоров, веденных тайно; по сему посылку Мономаха на Владимир принял следствием Ярополкова возмущения. Между тем Рюрик Ростиславичь успел занять Перемышль, а брат его, Василько, кажется, Теребовль; Всеволод ходил было на Рюрика в 1084 году, но, кажется, без успеха. Ростиславичи, захватившие себе уделы, очевидно, против воли Великого Князя, воинственные по природе, всегда были готовы к отражению властолюбивого Всеволода и, подобно Святославичам, кажется, находились в постоянных связях с Половцами; и, зная, что не усиливая своих уделов, не могут существовать безопасно в соседстве с сильным Всеволодовым родом, они, при помощи Половцев, удачно воевали с соседними Ляхами и на их счет увеличивали свои уделы. Всеволод же, занятый утомительною войною с Половцами, занявшими Прилук, Песочен, Переволоку и другие места, по необходимости, смотрел как бы сквозь пальцев, на усиление некоторых, неопасных для него, удельных Князей, довольный тем, что они не тревожили его владений. Кажется, безошибочно можно сказать, что все Полоцкие войны этого времени решительно были подготовляемы младшими удельными князьями, обделенными Всеволодом, заботившимся только об усилении своего рода. Князья сии, не имея сил вступить в явную борьбу с Великим Князем, и зная по опыту над Изяславичами, что он не упустит случая стеснить их при первой удобности, всеми силами старались вооружать Половцев, дабы, таким образом, держать его в постоянной тревоге. Половцы здесь именно были, может быть, не зная того сами, защитниками удельных князей от насилия Великокняжеской власти, могущественной своим родом. Нестор не говорит об этом прямо; но из всей истории Всеволода мы нигде не видим, чтобы младшие князья не его рода участвовали в войнах с Половцами, и чтобы Половцы нападали на их владения; все это явно указывает, что нападения были не на Русь, а только на Всеволодов род, и, следовательно, возбуждались происками младших князей, бывших в тайном союзе с Половцами и, кажется, главными действователями в этом союзе были Ростиславичи и Святославичи, ближайшие соседи Половцев, и, может быть, удалой Давыд Игоревич, который, как увидим после, был хорошо знаком со всеми Половецкими князьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Скачать epub pdf 50. Василько (Василий) Ростиславич, князь теребовльский сын Ростислава Владимировича, князя тмутараканского, от брака (как сообщает свод летописей Татищева) с королевной венгерской, неизвестной по имени. Родился, надо полагать, на Волыни, где проживал изгоем (безместным князем) его отец, около 1062 г.; по смерти отца в Тмутаракани изгнан оттуда вместе со старшими братьями, Рюриком и Володарем, в 1066 г.; снова водворился там с братьями в 1080 г., и, вторично изгнанный с ними же Олегом Святославичем, князем черниговским (см. 154), один пустошил польскую область Подолию в 1081 г.; участвовал в захвате братьями г. Владимира-Волынского, откуда Ростиславичи немедленно выгнаны Владимиром Мономахом (см. 53) в 1084 г.; получил от великого князя Всеволода I Ярославича в удел город Теребовль (ныне местечко Трембовль в Галиции, на р. Серете) около 1085 г.; подозревался с братьями в убийстве Ярополка Изяславича, князя владимиро-волынского, в 1086 г., но спас Русь от половцев, которых уговорил воевать с ним Польшу в 1092 г.; наследовал после брата своего Рюрика г. Перемышль (червенский) в 1094 г.; был на Любечском съезде русских князей, после которого, вероломно выданный великим князем Святополком II, ослеплен князем Давидом Игоревичем влади-миро-волынским (см. 65) в Звенигороде-Волынском (по Карамзину – в Белгороде) 4 ноября 1097 г., и, освобожденный из заключения во Владимире весной, разорял с братьями владения Давида летом же 1098 г.; разбил великого князя Святополка II на Волыни в 1099 г.; несмотря на требование князей идти жить у брата Володаря в Перемышле, остался князем теребовльским в 1101 г.; связанный договором с Болеславом III, королем польским, находился в польско-венгерском войске, осаждавшем Владимир-Волынский, в 1123 г. Умер у себя на Теребовле в 1124 г. Там, вероятно, погребено и тело его. Оставил от брака с неизвестной сыновей Ивана и Григория. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Киев более и более унижался. Видя нечаянное прибытие Романа Смоленского и догадываясь, что братья намерены возвести его на Киевский престол, слабый Ярослав Изяславич не захотел подвергнуть себя стыду изгнания и добровольно уехал в Луцк. Роман также не мог утвердиться на сем престоле, от зависти и козней Святослава. Имея тайные сношения с Киевлянами и с Черными Клобуками, волнуя умы лестию, злословием и скоро обрадованный несчастною битвою сыновей Романовых с Половцами, в коей легло на месте множество лучших воинов, Святослав начал торжественно жаловаться на Давида. «Я ничего не требую кроме справедливости, – говорил он Роману: – Брат твой, помогая Олегу, жег города мои. Согласно с древним уставом Боярин в вине ответствует головою, а Князь уделом. Изгони же беспокойного Давида из областей Днепровских». Не получив удовлетворения, Святослав прибегнул к оружию и к изменникам. Зять его, сын Владимира Мстиславича, внука Мономахова, именем Мстислав, жил в Триполе с Ярополком Романовичем и предал сей город тестю. Узнав еще измену Берендеев, Роман удалился в крепкий Белгород и ждал братьев. Хотя Князь Черниговский, более властолюбивый, нежели храбрый, заняв Киев, малодушно бежал от них и перетопил часть своего войска в Днепре; однако ж Ростиславичи, сведав о впадении Половцев, призванных Святославом, добровольно уступили ему древнюю столицу, уже незавидную. «Господствуй в ней, – сказали они, – но с согласия нашего: не насилием и не обманом; мы не хотим тешить иноплеменных варваров междоусобием». Роман возвратился в Смоленск. Глава III. Великий князь Всеволод III Георгиевич. Г. 1176–1212 Вероломство Ростовцев. Война с Князем Рязанским. Ослепление двух Князей. Славолюбие Мстислава и кончина его. Раздор Великого Князя с Черниговским. Вероломство Святослава. Упреки Всеволоду. Великодушие Мономахова потомства. Осада Торжка. Политика Новогородцев. Браки. Война с Болгарами. Народ Литовский. Война с Половцами. Огнестрельное оружие. Бедствие Игоря. Мужество Владимира. Герой Всеволод. Торки и Берендеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

– О времени и месте его рождения сведений нет; при первом в о княжении отца в Киеве, получил Суздаль, в 1149 г.; во время войны отца с Изяславом II Мстиславичем, великим князем киевским 106), оставлен, с дружиной в 50 чел., для вспомоществования Святославу Олеговичу, князю черниговскому ), отстаивал, но не отстоял, Новгород-Северский и ушел в Суздаль, к отцу, в 1150 г.; получил от отца Поросье и, с Берендеями, отразил набежавших сюда Половцев, в 1152 г.: киевский двор его ограблен в день смерти Юрия, 15 мая 1157 г.; вместе с Рюриком Ростиславичем ), ходил, из Торческа, помогать Ростиславичу Мстиславичу, великому князю Киевскому 167), при чём соединился, у Котельницы, с Мстиславом Изяславичем 144), племянником первого, в 1160 г.; выгнан из суздальской области единокровным братом своим, св. Андреем Боголюбским 20), в 1162 г.: с матерью и двумя единоутробными братьями: старшим Мстиславом ) и младшим Всеволодом 58), удалился в Константинополь, где император дал ему «в Дунай 4 города», в 1163. – Из Греции он не возвращался и дальнейшая судьба его неизвестна. 517. Василько (Василий) Ярополкович 517. Василько (Василий) Ярополкович, князь брестско-дрогичинский, единственный сын Ярополка Изяславича, князя бужско-волынского ), от брака с дочерью Святослава Олеговича князя черниговского ), неизвестной по имени. – Род., по-видимому, в Луцке, в 1166 г.; потерял отца в 1167 г.; по свидетельству сказаний, приводимых Татищевым, подучил Брест и Дрогичин, в 1171 г.: сражался с Владимиром Володаревичем (Владимировичем), князем минским,. 533), в 1182 г. – Время смерти и место погребения тела его не указываются. – Был женат, по Татищеву, на княжне мазовецкой, известной только под этим названием, и от брака с ней (или с другой), по тексту родословной летописной – впрочем в этом именно месте, очевидно спутанному, имел сына Всеслава 591). – Примечание. Князь этот постоянно смешивается нашими историками с двумя соименными ему князьями: Васильком Ярополковичем изгоем 518) и Васильком Ярополковичем михайловским 519).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Поход был удачен; Литву ожгли по обыкновению, но на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу. В 1132 году умер Мстислав; его княжение, бывшее совершенным подобием отцовского, утвердило в народе веру в достоинство племени Мономахова. Этот Мстислав Великий, говорит летописец, наследовал пот отца своего, Владимира Мономаха Великого. Владимир сам собою постоял на Дону и много пота утер за землю Русскую, а Мстислав мужей своих послал, загнал половцев за Дон, за Волгу и за Яик; и так избавил Бог Русскую землю от поганых. Здесь также видим выражение главного современного интереса – борьбы с степными варварами. Народ мог надеяться, что долго будет спокоен от их нашествий, потому что Мстиславу наследовал по всем правам брат его Ярополк, благоверная отрасль, который был известен своею храбростию, своими счастливыми походами в степи. У Ярополка не было соперников: он был единственный князь, который мог сесть на старший стол по отчине и дедине; он крепко сидел в Киеве и потому еще, что люди киевские послали за ним. Но их надежды на Ярополка не сбылись: спокойствие Руси кончилось смертию Мстислава; с начала княжения Ярополкова начались усобицы, усобицы в самой семье знаменитого князя братолюбца; Святославичи воспользовались ими, и киевляне должны были терпеть на своем столе князя недоброго племени. Усобица, начавшаяся по смерти Мстислава Великого, носит характер, отличный от прежних усобиц. Прежние усобицы проистекали главным образом от изгойства, оттого, что осиротелые при жизни дедов или старших дядей князья исключались не только из старшинства, не только не получали отцовских волостей, но даже часто и никаких. Этим исключением из старшинства лучше всяких поэтических преданий объясняется непримиримая вражда полоцких Изяславичей к потомкам Ярослава, объясняются движения Ростислава Владимировича, судьба и поведение сыновей его: борьбы с изгоями на востоке и на западе, с Вячеславичем, Игоревичами, Святославичами наполняют время княжения Изяславова, Всеволодова, Святополкова. Все эти борьбы благодаря последним распоряжениям князей-родичей на съездах прекратились; но теперь начинается новая борьба, борьба племянников, сыновей от старшего брата с младшими дядьми. Мы видели первый пример этой борьбы в Чернигове, где сын Олегов, Всеволод, согнал дядю своего Ярослава с старшего стола. Мстислав допустил такое нарушение права дядей, хотя раскаивался в этом во всю жизнь; по смерти его одно опасение подобного явления произвело сильную усобицу в собственном племени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

125; затем смотри: одно весьма древнее поучение в Прибавлениях к творчеству святых отцов ч. XVII, стр. 54, одно весьма древнее наставление отца сыну в Москвитян. 1851г., кн. 2, стр. 137, летописи Лаврентьевскую и Ипатскую – о преподобном Феодосии Печерском под 1074г., о князе Ярополке Изяславиче – первую под 1086г., вторую – под 1087г., Несторово житие преподобного Феодосия по изданию Бодянского в Чтениях л. 20 fin). Эту нашу вольную десятину должно отличать от обязательной десятины западной, а равно должно отличать её и от той нашей десятины, составлявшей жалованье от князей епископам, о которой мы говорили выше.– В период до-монгольский, как и во всё последующее старое время, духовенство наше было крайне подвижно; на этом основании представляется до некоторой степени вероятным предполагать, что при церквах были для него казённые или мирские дома, ибо иначе священники не успевали бы строить своих домов.– Для увеличения средств своего содержания священникам не возбраняются «различные (частные) занятия», – 7 Вселенского собора правило 15 fin., только бы они не были «безчестныя или презрительныя», – Карфагенского собора правило 19 (Трульского собора правило 9, cfr у Ралли и П. III, 344). У нас таким занятием была торговля (митрополит Фотий в Памятниках Павлова coll. 275 и 284), прямо дозволявшаяся священникам в Греции, см. выше, а вероятно – и все вообще мещанско-крестьянские ремесла и промысла. Ибо имеем указания, что священники занимались у нас даже звероловством, см. ниже (а из занятий бесчестно-презрительных и строго запрещённых – ростовщичество, – Фотий ibid.). 999 В Греции ещё Юстиниан требует от клириков не более, как – что бы они знали грамоту: κληρικος οκ λλως χειροθονεοθαι συγχωρομεν, ε μ γρμματα σασι (новелла 123, гл. 12, cfr. новеллу 6, гл. 12); обстоятельнее ниже. 1000 Cfr в Стоглавнике гл. 5 вопрос 30 и гл. 41 вопрос 31, также Посошкова «О скудости и богатстве» стр. 25. 1001 А ещё с бóльшим и совсем с полным основанием могли они жаловаться на архиереев за дани, пошлины и вообще поборы их самих с их ближайшими аколутиями или свитами и их десятинников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Только авторитет самого доблестного воина среди внуков Ярослава Мудрого мог преодолеть инерцию мышления подавляющего большинства военной аристократии и среди них самого великого князя Святополка Изяславича. Для решения этого архиважного вопроса в обстановке максимальной секретности правители Киева и Переяславля в марте 1103 г. удалились в Долобск - княжескую охотничью ставку на левой, луговой стороне Днепра, отрезанную от столицы разливом. Источники ярко, почти с протокольной точностью повествуют о том, как на совещании, проходившем в охотничьем шатре, Владимиру Всеволодовичу пришлось использовать все свое красноречие, чтобы убедить Святополка Киевского и его дружину в правильности избранного замысла[ 2 ]. Аргументация Мономаха оказалась безупречной, и вскоре войско семи сильнейших русских князей выступило в поход. Помимо Святополка и Владимира, которые наверняка вели все наличные силы киевщины и переяславщины, упомянут Давыд Святославич, располагавший лишь половиной черниговских сил (его брат Олег отказался участвовать). Обращает на себя внимание участие полоцкого князя Давыда Всеславича. Кроме них участие в походе приняли племянник Святополка Вячеслав Ярополчич, княживший в это время в Турово-Пинской земле и внук Игоря Ярославича Мстислав, который, возможно, в это время правил в Смоленске или Владимире Волынском. Упомянут также Ярополк Владимирович, второй сын Мономаха, как, вероятно, уже имевший самостоятельную дружину. В поход выступили как на конях, по берегу Днепра, так и в лодьях (пехота), спустившись ниже порогов, до Хортицы. Уже 4 апреля 1103 года на р.Сутине (Молочная), в четырех переходах от места высадки, русские нанесли половцам неслыханное поражение. Исход битвы в значительной мере был предрешен успешными действиями русской " сторожи " - древнего аналога головной походной заставы. Ей удалось " устеречь " вражескую разведку во главе с самым храбрым и опытным из половецких вождей Алтунопой и истребить ее целиком. В результате " ослепления " противника гигантские массы половцев, двигавшиеся огромным фронтом, как казалось русским, подобно лесу ( " акь борове " ), к моменту столкновения оказались застигнуты врасплох, не перестроившись своевременно в боевой порядок, и побежали вспять еще до столкновения.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/14/...

Мы видели деятельность изгоя Ростислава, сына Владимирова; у него остались сыновья в том же положении, следовательно, с теми же стремлениями; мы видели судьбу изгоя Бориса Вячеславича; у него, как видно, не было ни братьев, ни сыновей; но были сыновья у Игоря Ярославича – тоже изгои; к числу их Изяслав захотел присоединить еще и детей Святославовых, тогда как последние имели основание не считать себя изгоями: их отец был старшим, умер на главном столе. Если Изяслав мог считать это старшинство незаконным и мстить детям своего гонителя отнятием у них волостей, то Всеволод не имел на это никакого права: Изяслав был изгнан не одним Святославом, но Святославом и Всеволодом вместе; Всеволод признавал изгнание Изяслава справедливым, признавал старшинство Святослава до самой смерти последнего; на каком же основании он мог считать сыновей Святославовых изгоями, лишить их волостей? Несмотря на то, Всеволод, враждуя с Святославичами за недавнее изгнание и пользуясь правом победы, не думал приглашать их в Русь, и тем готовил для себя и для потомков своих новую усобицу. Всеволод сел в Киеве, на столе отца своего и брата, взял себе все волости русские, посадил сына своего Владимира в Чернигове, а племянника Ярополка Изяславича – во Владимире-Волынском, придав к нему Туров. Но обделенные князья не могли долго оставить его в покое. В 1079 году явился Роман Святославич с половцами у Воина, Всеволод вышел навстречу, стал у Переяславля и успел заключить мир с половцами, разумеется, давши им верное вместо неверного, обещанного Романом. Половцы не только не сделали для Романа того, за чем пришли, но даже убили его на возвратном пути вследствие ссоры, которую завел Роман с их князьями за обман, как говорит одно очень вероятное известие. Впрочем, из последующих известий летописи видно, что виновниками убийства Романова были собственно не половцы, а козары, знак, что Романове ополчение было сбродное из разных народов и что козары после разрушения своего царства существовали еще как особый народ и играли некоторую роль на степных берегах Черного и Азовского морей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010