«Во время великого князя Всеволода (1078–1093 гг.), – говорит древнее известие, – было много людей Богоугодных, иноков и мирян, мужеского пола и женского, которыми совершались и чудеса» 849 . В числе высоких по духу современников Всеволода был блаженный князь Ярополк – Петр Изяславич. Он был правнук равноапостольного Владимира. При отце своем, великом князе Изяславе Ярославиче, он был сыном примерным, помощником ему и в счастье и в несчастии. В 1070 году разбил он Всеслава Полоцкого, ограбившего пред тем Новгород 850 . С 1073 года, когда братья выгнали отца его из Киева, почти 5 лет делил он с ним изгнание из Отчизны; был с ним и у короля Польского и у императора, потом по поручению отца отыскивал помощь у мощного тогда папы Гильдебранда. Благоговейный князь благоговейно поклонялся в Риме мощам апостолов Петра и Павла, отдал почесть сильному на Западе Римскому архиепископу и жаловался на Польского короля Болеслава, которым ограблен был отец его. Папа, волнуемый мечтами о власти, хотел видеть в вежливости Русского князя покорность папе религиозно-политическую и в таком духе писал к Изяславу о сыне 851 . Но это были мечты папы, не более. В 1087 году, по смерти Святослава, Изяслав без всякого стороннего пособия стал опять великим князем России, а Ярополк получил Вышгород. В том же году вместе с великодушным отцом своим Ярополк помогал дяде Всеволоду и в сражении потерял отца. Новый великий князь Всеволод дал племяннику отчину отца своего Туров и присоединил к тому Владимир 852 . Ярополк благодушно принял, что дали, и не искал старшего стола княжеского, на котором сидел отец его 853 . Он твердо следовал доброму правилу отцов: «По старой памяти, младшие должны старейшего иметь вместо отца» 854 . Он старался, чтобы благотворить другим по средствам, какие были в его руках. Князья Рюрик и Володарь Ростиславичи, не имевшие наследственного удела и изгнанные из Тмутаракани, не знали, где приклонить головы. Ярополк дал им пристанище в своем уделе. Они отплатили ему за то, как язычники. В его отсутствие Ростиславичи скрылись из Владимира, наняли за деньги, едва ли не полученные от Ярополка, бродячие дружины и захватили Владимир. Великий князь послал сына своего Мономаха против Ростиславичей, и тот выгнал их из Владимира. Ярополк с честью вступил в свой город и заключил тесную дружбу с Мономахом 855 . К сожалению, эта дружба скоро была потревожена. Тревожные племянники не давали покоя великому князю, домогаясь уделов. Безудельный Давид Игоревич грабил греческих торговцев и наносил вред торговле России с Востоком; Ростиславичи были еще более своевольны и дерзки. Дабы сколько-нибудь усмирить беспокойных, великий князь дал Давиду Дорогобуж, а Ростиславичам Перемышль и Теребовль, тогда как эти города составляли с Владимиром одно целое 856 . После того, как отец Ярополка положил жизнь за Всеволода,

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой Иларион был извещен о своей кончине за сорок дней, и за три дня до смерти он приобщился Святых Таин, простился с братией и затворился в своей келлии. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 года. Честные мощи его были опущены в каменный склеп, а по прошествии сорока дней прославились исцелениями приходивших к ним с верой. По распоряжению императора Василия Македонянина (866–886) мощи святого Илариона были перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 году. Император предполагал положить их в царские палаты, но святой Иларион явился ему во сне и указал, чтобы мощи его были положены в новоустроенном храме в честь Святых апостолов близ Босфора Фракийского. Грузинская Церковь в IX веке причислила преподобного Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября/2 декабря. Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро–Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50–х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями–князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них — Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро–волынский, потом смоленский; † 1060 г.) — не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Пример Богоотец Иоакима и Анны, посвятивших Богу дщерь свою с юных ее лет, внушает христианским родителям начинать воспитание детей учением благочестия с ранних лет. Раннее сближение детей с Божественными и священными глаголами Церкви и слова Божия делает сии глаголы особенно родными непорочному их сердцу на всю жизнь; а родной голос всегда для нас обязателен, приятен, утешителен и поучителен.  † Убиение благоверного князя Ярополка – Петра Изяславича Во время великого князя Всеволода (1078–1093 г.), говорит древнее известие, было много людей Богоугодных, иноков и мирян, мужеского пола и женского, которыми совершались и чудеса 299 . В числе высоких по духу современников Всеволода был блаж. князь Ярополк – Петр Изяславич. Он был правнук равноапостольного Владимира. При отце своем, великом князе Изяславе Ярославиче, он был сыном примерным, помощником ему и в счастии и в несчастии. В 1070 г. разбил он Всеслава Полоцкого, ограбившего пред тем Новгород 300 . С 1073 г., когда братья выгнали отца его из Киева, почти 5 лет делил он с ним изгнание из отчизны; был с ним и у короля Польского, и у императора, потом по поручению отца отыскивал помощь у мощного тогда папы Гильдебранда. Благоговейный князь благоговейно поклонялся в Риме мощам Ап. Петра и Павла, отдал почесть сильному на Западе Римскому архиепископу и жаловался на польского короля Болеслава, которым ограблен был отец его. Папа, волнуемый мечтами о власти, хотел видеть в вежливости Русского князя покорность папе религиозно-политическую и в таком духе писал к Изяславу о сыне 301 . Но это были мечты папы, не более. В 1087 г., по смерти Святослава, Изяслав без всякого стороннего пособия стал опять великим князем России, а Ярополк получил Вышгород. В том же году, вместе с великодушным отцом своим Ярополк помогал дяде Всеволоду и в сражении потерял отца. Новый великий князь Всеволод дал племяннику отчину отца своего Туров и присоединил к тому Владимир 302 . Ярополк благодушно принял, что дали, и не искал старшего стола княжеского, на котором сидел отец его 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но вскоре после того неожиданно последовала страдальческая смерть доброго князя. По каким-то делам Ярополк отправился из Владимира в Звенигород Галицкий. « Еогда князь, говорит современник, дорогою лежал на возу, Нерядец, один из свиты его, ехавший на лошади, по наущению злых людей (вероятно, Ростиславичей), проколол князя саблею Ярополк вскочил, вынул из себя саблю и громко сказал: «ох! коварный враг убил меня». Нерядец бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу, а Ярополк умер от раны. Это было 22 ноября. Отроки взяли тело его и повезли во Владимир, а оттуда в Киев. «Вел. км. Всеволод, Мономах, Ростислав, все бояре, блаж. митрополит Иоанн с черноризцами и пресвитерами, все Киевляне горько плакали над ним; с псалмами и песнями провожали до монастыря св. Димитрия, приготовив тело его, с честию положили в мраморном гробе, в церкви св. Петра, которую сам он начал строить; это было 5 декабря». Современник говорит затем о блаженном князе: «много вытерпел он бед, без вины выгоняем был братьями своими: обижаемый, ограбляемый, понес еще насильственную смерть. Но он сподобился вечной жизни и покоя. Этот блаженный князь был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый: он каждый год давал десятину из всего имения своего Святой Богородице. Всегда молил он Бога так: «Господи Боже! приими молитву мою, – дай мне смерть, как двум братьям моим, Борису и Глебу, от чужой руки, чтобы омыл я грехи мои кровию моею и избавился от сего суетного, мятежного мира, как вражией сети». И вот молитва его не отринута Богом! Он получил блага, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало, и которые не входили и на сердце человеку, те блага, которые уготовал Бог любящим его» 307 . Так пишет преп. Нестор в своей летописи! Киевская летопись, говоря о дочери блаж. кн. Ярополка, жене кн. Глеба Всеславича, пишет: «эта блаженная княгиня вместе с своим князем имела великую любовь к св. Богородице и к отцу Феодосию, ревнуя отцу своему Ярополку. Ибо сей Ярополк отдал (Печерской обители) все имение свое, волости Небольскую, Деревскую и Луцкую и около Киева; а Глеб дал вместе с княгинею при жизни своей 600 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти князя княгиня дала 100 гривен серебра и 50 гривен золота; по смерти своей отдала 5 сел и с челядью и все до холстины» 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Слич. 518 и 519. 518. Василько (Василий) Ярополкович 518. Василько (Василий) Ярополкович, князь-изгой (безудельный), Карамзину «неизвестный» (Ист. Гос, Рос. т. II, прим. 332), г. Соловьевым не упоминаемый и во всех родословных княжеских пропущеный, но, по нашим соображениям, кажется, единственный сын Ярополка Владимировича, также князя-изгоя ), младшего брата Ростислава, князя тмутараканского ), следственно, правнук Ярослава I Владимировича, великого князя киевского 198) и двоюродный брат Ростиславичей; Володаря (Владимира), князя перемышльского 568) и Василька (Василия), князя теребовльского 50). – Именуется летописно однажды, как посланный Владимирком Володаревичем (Владимиром Владимировичем), князем галичскпм 51), своим двоюродным племянником, к Андрею Юрьевичу (Георгиевичу), князю пересопницкому, впоследствии Боголюбский и святый 20), с приглашением прибыть на совещание, в 1150 г. – Примечание. Отец Василька, Ярополк Владимирович, именуется, сколько нам известно, только в одной родословной княжеской – летописной, по Воскресенскому списку (Полн. Собр. Рус. Летоп. т. VII, с. 232 Изд. 1856 г.). Слич. 517 и 519. 519. Василько (Василий) Ярополкович 519. Василько (Василий) Ярополкович, князь михайловский (городка Михайлова, бывшего близ Киева), по Карамзину, г. Соловьеву и даже родословной летописной – впрочем, в том месте именно, где упоминается он, очевидно спутанной (см. прим. к с. 232, т. VII, Полн. Собр. Рус. Летоп. Изд. 1856), – сын Ярополка Изяславича, князя бужско-Волынского ), правнука Мономахова 53), от брака с дочерью Святослава Олеговича (по Карамзину, то Олеговича, то Всеволодовича. См. Ист. Гос. Рос., т. II, прим. 415 и т. III, с. 8. Изд. 1842), князя черниговского ), неизвестной по имени; а как думаем мы – сын Ярополка 11 Владимировича, великого князя киевского 195), сына Мономахова, от брака с Еленой, пленной половчанкой, дочерью неизвестного отца 86). О времени и месте его рождения сведений нет; именуется летописно впервые по тому случаю, что он избил Половцев на р. Роси, и взял себе «искупа много на них», в 116S г. (мог ли сделать это сын отца, женившегося, как Ярополк Изяславпч, правнук Мономахов, только в 1166 г.?1; но смерти Ростислава-Михаила Мстиславича, ве-ликого князя киевского (ЛЕ 167 от имени его родного, а своего двоюродного, племянника, Мстислава Изяславича, князя Волынского, потом великого князя киевского (ЛЕ 144), занял Киев и распоряжался в нем до прибытия Мстислава, в 1267 г, (при этом одна Густнпская летопись называет Василька

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

•  Родной город преподобного — Васильков — основан во второй половине Хв. и ныне является районным центром в Киевской обл. на Украине.  •  По благословению прп. Антония Печерского, св. Феодосий испросил у князя Изяслава близлежащую гору и там был поставлен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и устроены кельи. Братия переселилась на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и православия на Русской земле. В Печерской обители впервые на Руси был введен устав Студийского монастыря. Впоследствии этот устав приняли и все остальные русские монастыри этого времени, следуя примеру Киево-Печерской обители. Студийский устав отличается от начавшего распространяться на Руси после XIV в. Иерусалимского устава преобладанием правил монашеской жизни над богослужебными. Благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец (+ 1086) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели Св. благоверный князь Ярополк Изяславич был старшим сыном вел. князя Изяслава Ярославича. Кроткий и смиренный нравом, послушный сын, он  разделял все скорби своего отца, принимал участие во всех его походах и сопровождал его в его изгнаниях.  Удел свой — Владимир-Волынский — он получил от дяди своего, вел. князя Всеволода Ярославича. Он много претерпел от несправедливости и корыстолюбия своих родственников, но всегда легко прощал обиды.  Прп. Нестор Летописец приводил его ежедневную молитву: «Господи Боже мой! Приими молитву мою и дай мне смерть такую же, как и братьям моим Борису и Глебу, от чужой руки, да омою грехи свои все своею кровью, и избавлюсь от суетного этого света и мятежного, от сети вражеской...» «Просимого им, — говорит далее прп. Нестор, — не лишил его милостивый Бог: получил он блага те, каких ни око видело, ни ухо слышало, ни сердце человека не предугадало, какие уготовал Бог любящим Его...»  21 ноября 1086 г. благочестивый князь Ярополк был предательски убит «неизвестным злодеем», вонзившим ему в бок саблю. Думают, что его подослали неблагодарные племянники св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Взаимоотношение монастырей или церквей Святополка и его сыновей без свидетельств источников трудно установить. Но различие в их дальнейшей судьбе позволяет считать, что Михайловская церковь, существовавшая уже в 1093 г. и отстроенная заново Святополком, представляла собой самостоятельное учреждение. Церковь была построена до 1093 г., т. е. во время княжения Святополка в Новгороде или Турове. Так позволяет считать сообщение о том, что «у святого Михаила» была встреча этого князя с Владимиром Мономахом в 1093 г., на которой они, отложив «распри и которы», «уладившася» для совместных действий против «поганых» . Она оставалась во владениях потомков Святополка (в ней были похоронены его правнуки Святополк Юрьевич и затем Глеб Юрьевич ). Судьба Дмитриевского монастыря и церкви Петра, построенной Ярополком, оказалась иной. Летописное сообщение 1128 г. говорит о том, что «в се же лето преяша церковь Дмитрия печеряне и нарекоша ю Петра с грехом великим и неправо» . Это сообщение вызвало различное толкование исследователей в зависимости от того, о какой «церкви Дмитрия» здесь идет речь. Макарий (Булгаков), П. Г. Лебединцев и М. Д. Приселков относили ее к Дмитриевскому монастырю Святополка, в то время как Е. Е. Го-лубинский, Д. Слюсарев, а за ними и М. К. Каргер считали, что под этим названием нужно видеть другую, неизвестную церковь Дмитрия, не связанную с монастырем и находившуюся недалеко от Печерского монастыря . Наиболее соответствующее данным XII в. объяснение дал, вероятно, Лебединцев, который связал «переход» Дмитриевского монастыря к печерянам с особым отношением к Печерскому монастырю Анастасии, которая и «могла передать ему и право на Дмитриевский монастырь» с церковью Петра и гробницей Ярополка, причем этот акт совпадает со смертью племянника Ярополка Изяслава Святополчича, который мог воспрепятствовать такой передаче. Лебединцев считал, однако, что именем Петра была переназвана церковь Дмитрия-Изяслава в связи с теми конфликтами, которые были у этого князя с монастырем . Более простое объяснение переименования предложил Приселков, считавший, что «печеряне, добившись получения дара, наименовали его монастырем св. Петра, давая понять, что взяли долю Ярополка Изяславича» .

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

проповеди). Наряду с этой иконой для собора Св. Софии были написаны образы Спасителя, сидящего на престоле и указующего на страницы Евангелия, а также Богородицы с Младенцем, вероятно в поясном варианте, от которого сохранился лишь драгоценный оклад; все они огромного размера - 236×147 см ( Смирнова. 2002). Позднее при написании икон подобного извода использовался вариант с фронтальными фигурами святых под небесным сегментом с благословляющим Спасителем, причем Петр находится под правой рукой Христа, а Павел - под левой, как на иконе из Воскресенской ц. Белозерска, возможно также новгородской (1-я треть XIII в., ныне в ГРМ). Ап. Петр с предстоящими кнг. Гертрудой, кн. Ярополком Изяславичем и кнг. Кунигундой-Ириной(?). Миниатюра из Молитвенника Гертруды (Трирской Псалтири). Между 1078 и 1086 гг. (Нац. археологический музей Чивидале-дель-Фриули. MS. 136. Л. 5 об.) Ап. Петр с предстоящими кнг. Гертрудой, кн. Ярополком Изяславичем и кнг. Кунигундой-Ириной(?). Миниатюра из Молитвенника Гертруды (Трирской Псалтири). Между 1078 и 1086 гг. (Нац. археологический музей Чивидале-дель-Фриули. MS. 136. Л. 5 об.) В древнейших храмах Киевской Руси, построенных на средства вел. князей Киевских и имеющих приделы, посвященные первоапостолам, в росписях присутствуют композиции, иллюстрирующие их житийные циклы. В Петропавловском приделе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.) сохранились фигуры апостолов Павла (перед алтарем слева от наоса) и Петра (справа) и неск. сцен: появление Петра в доме сотника Корнилия, крещение дочери сотника, а также проповедь Петра. Крещение дочери сотника могло напоминать о крещении самих Киевских князей и членов их семей. В композиции проповеди ап. Петр подобен античному философу или учителю - он сидит на троне в окружении стоящих учеников. В монументальной храмовой декорации этого периода образы первоверховных апостолов включаются в композицию «Причастие апостолов» в убранстве алтарной апсиды (Петр возглавляет шествие апостолов в композиции «Преподание хлеба», Павел - в «Преподание вина» в мозаиках алтарей собора Св.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 гг. вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе к-рой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората И. Я. проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польск. союзника киевского князя, Святослав ок. 1070 г. сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а И. Я. с целью заручиться поддержкой восточносаксон. знати женил ок. 1071/72 г. сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/70 г., а не к 1060 г., как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта ок. 1069 г., а в Переяславле - в 1073 г. или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между И. Я. и его братьями. Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание И. Я. из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 г., в результате которого киевским столом овладел Святослав. И. Я. снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 г., а весной следующего года заключил союз со Святославом. В нач. 1075 г. И. Я. оказался при дворе герм. кор. Генриха IV, к-рый, будучи занят подавлением саксон. восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 г. И. Я. отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения К-польскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил И. Я. письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение И.

http://pravenc.ru/text/293926.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010