Жития святых дают нам другие примеры подлинно первозданного господства человека над творением в Духе Святом, в силе Божией, в безграничной любви. Однажды прп. Макарий Александрийский [память 19 янв.] сидел на дворе близ своей кельи. К нему пришла гиена, держа в зубах слепого детеныша. Гиена положила его к ногам святого. Макарий взял щенка, плюнул в очи его, и помолился Богу. И тотчас щенок прозрел. Мать взяла его и ушла. Прп. Герасим Иорданский [память 4 марта] вынул занозу и очистил от гноя рану в лапе льва. Лев после того не оставлял старца и даже носил в обитель воду. И поныне в обители прп. Герасима имеется зверинец. Прп. Еллий [память 14 июля] нес пищу в пустыню для братии. Утомившись от тяжелой ноши, он увидел пасущихся в пустыне ослов. Тогда он обратился к ним, говоря: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа пусть один придет сюда и понесет мою ношу!» Тотчас один осел подошел к святому, тот положил на него свою ношу и вскоре достиг обители. Другой раз прп. Еллий, ради того, чтобы доставить в один пустынный монастырь пресвитера для совершения богослужения, переправился через реку на крокодиле, призвав имя Господне. Св. Мамант [память 2 сентября] жил на высокой горе близ Кесарии Каппадокийской. К нему собирались из пустыни звери и повиновались ему. Он жалел и ласкал их. Пищей его было молоко диких зверей, которых он доил, а из молока он делал сыры. Сыром диких зверей питался не только он сам, но и питал бедных. От рук прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского питались медведи. Франциск Ассизский беседовал с птицами, а лютый волк, пожиравший овец крестьян, стал мирным жителем деревни. Когда Христос, Сын Человеческий, в течение сорока дней находился в Иудейской пустыне, то был со зверями, и ангелы служили Ему ( Мк. 1:13 ). Третье Божие благословение человеку: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам (сие) будет в пищу ( Быт. 1:29 ). Бог благословляет человеку пищу для телесного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

К ак собираются плевелы и огнем сожигаются: так будет при кончине века сего. Пошлет Сын человеческий Ангелов Своих, и соберут от царства Его все соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную. Там будет плачь и скрежет зубов. Какое страшное изображение мучений грешника! Внутри холод; а вне жар. Внутри отчаяние и ужас; а отвне – жгущий пламень. Ад внутри, ад и вне! Плачь и скрежет зубов есть выражение неутешной горести и отчаяния. И что же будет их причиною? Там грешники узнают на опыте, и узнают поздно, что сеявший в плоть свою, от плоти пожинает тление ( Гал.6,8 ); что страшно впасть в руки Бога живого ( Евр.10,31 ), – так страшно, что никакое воображение не может представить себе подобного страха. Тогда они скажут: «я произвольно низринул себя в сию пучину бедствий; я мог бы быть правдивым, и однакож лгал; мог бы быть честным, и однакож обманывал; мог бы жить целомудренно и воздержно, и однакож так не жил. Мне дано хорошее воспитание; я много доброго читал и слышал; я так часто получал благие советы и наставления от родителей, от друзей, от моей совести: и все это осталось без пользы»! Нести всю тягость такого чувства, и нести ее вечно; непрестанно питать в себе эту мысль, не видя ни откуда помощи и сострадания; знать, что другие, не высшие по уму и воспитанию, но лучшие по жизни, наслаждаются теперь бесконечным блаженством: о, до какого отчаяния не доведут сии чувства и мысли! Какой плачь и скрежет зубов, слышанный где-либо на земле, может сравниться с сими внутренними муками, терзающими сердце! При том честолюбие, гордость, сластолюбие, – эти страсти, которые там не найдут себе никакой пищи; – эта вечная жажда, не получающая ни одной капли воды для своего утоления, не возвысят ли мучений до такой степени, которая живущим на земле и на мысль не приходила? Т огда праведники возсияют, как солнце, в царствии Отца их. Какое прекрасное и величественное изображение! Как Христос есть свет и солнце духовного мира; так и очищенные Им праведники воссияют в том мире, подобно солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Катерина 3 октября 2023, 22:17 Для Ирина А. Количество сестер в новой общине постоянно росло, сюда большей частью принимали находившихся в крайней бедности, вдов, сирот, а также страдавших разными недугами. «Батюшка, у вас именно что монастырь», говорили отцу Амвросию. — «А что?» — «Да в какую келью не войдешь — там слепая, там хромая, а тут и вовсе без ног,— поневоле все уединенные». www.optina.ru как видите, на одного-единственного кота у оптинских старцев приходились десятки нуждающихся сестёр по вере. А у ваших единомышленников, боюсь, что наоборот. Катерина 3 октября 2023, 21:29 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море Никого не должно беспокоить то, что по велению Господа бесы погубили две тысячи свиней. В противном случае люди, наблюдавшие за этим, не поверили бы, что из человека вышло такое множество бесов - если бы не огромное количество свиней, которые, убегая от легиона бесов, бросились в погибель.Как мы читаем в Евангелии, две тысячи свиней погибают, чтобы спасена была одна душа… Блж. Иероним Стридонский. Ирина А. 3 октября 2023, 20:56 Я уверен, что живое существо, которое живет — во дворе ли, в доме ли — просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви — сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был — собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, — бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви. Игумен Нектарий (Морозов)( Православие.ру) Ирина А. 3 октября 2023, 20:48 -“Старец Герасим был велик, поэтому у него был лев. А мы малы – у нас кот” – говорил Оптинский старец Нектарий, поглаживая своего усатого любимца.. -«У меня в келье не только птицы, но и все животные, приходящие туда – шакалы, зайцы, ласки, черепахи, ящерицы, змеи, – насыщаются от преизлияния моей любви, насыщаюсь и я, когда насыщаются они, и все вместе, зверие и вси скоти, гад и и птицы пернаты (Пс.148,10) “хвалим, благословим, поклоняемся Господеви”.-Паисий Святогорец -«Животные обоняют запах рая и идут к святым»-Исаак Сирин

http://pravoslavie.ru/155987.html

Наконец, подошел к господину и третий раб, получивший от него один талант, и сказал ему: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий; жнешь, где не сеял, и собираешь, где не расточал; и убоясь, пошел, и скрыл талант твой в землю. Вот тебе твое. Всякий чувствует, что сими словами обнаруживается дерзость и наглость, а не боязнь, о которой говорит раб. Он хочет извиняться, но сам знает, что извинить себя нечем. В таком случае обыкновенно подавляет человек собственное свое чувство, и для оправдания своего прибегает к дерзости. Лукавый раб, конечно, знал, что талант дан ему не для того, дабы зарыть его в землю, а для того, дабы употребить в пользу; и однакож он не употребил его. Он чувствовал, что худо сделал; и однакож не думает обвинять себя, а старается сложить вину свою на невинного господина. О, как часто все мы делаем это! Но послушаем, что отвечает господин на извинение сего раба, и как он осуждает его собственными его словами. Раб лукавый и ленивый! когда ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не расточал; то зачем ты не отдал серебра моего купцам? Тогда я, возвратясь, получил бы мое с прибылью. Доселе ты был раб ленивый, а теперь выказал себя и лукавым. Так некогда Судия мира будет отвечать на все наши извинения и оправдания, которыми мы не стыдимся прикрывать свою виновность пред Ним. И какой же будет приговор? Возмите у него талант, и отдайте имеющему десять талантов. А непотребного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов. Всякому, говорит при сем Иисус Христос , имеющему дастся, и приумножится; а у неимущего возмется и то, что имеет. Теперь пусть всякий возмет себе на замечание, что от нашей зависит воли получить там в Царстве Небесном, более или менее. Если ты худо употребишь на земле дар свой, т. е. свое богатство, знатность, мудрость; то не ожидай, чтобы небесные сокровища сделались твоим достоянием. А если ты хорошо пользовался дарами Божиими на земле; то на небе получишь их более, нежели сколько имел здесь. Как Государь не сделает того главным сановником, кто и к низким должностям едва способен: так и Бог не поставит того над многим, кто не совершенно будет верен Ему в малом. Не думай, богач, что ты будешь там владеть большим богатством, когда здесь не хотел употребить своего имения, по воле Божией. Если ты и в гибнущем богатстве не был верен, кто поверит тебе вечное?

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Напившись ею, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, потому что Господь на уповании вселил его. (Пс.4:9).    12. Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поелику отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречете; се удалихся бегая и водворихся в пустыне (Пс.54:8). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: «утихните и познайте, что Я Бог» (Пс.45; 11), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: «се даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью» (Лк.10:19). Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога: «ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс.90:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

Не будем, как кумиры, жить в великолепных домах, как в храмах, а лучше будем украшать внутреннюю храмину сердца своего чистотою, кротостию и смирением, святою простотою, сострадательностию и милосердием, да соделаемся сами храмами Божиими и да достигнем Небесного Царствия некончаемого. 81 Преподобный Павел Препростой (IV в.) был учеником преподобного Антония Великого и отличался святой простотой, незлобивостью, смирением, за которые получил от Господа дар прозорливости и изгнания бесов. Память 7(20) марта и 4 (17) октября. 82 Миро (греч.) – благовонное масло, освящаемое по особому чину и используемое для помазания в Таинстве Миропомазания. 88 Житомерие (церк.-слав.) – мера хлеба, выдаваемая в определенный срок. Господь сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба (церк.-слав.: даяти во время житомерие)? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так ( Лк. 12, 42–43 ). 94 Дресвяной камень – сравнительно мягкий, рыхлый камень, который дробят в мелкий щебень – дресву. 100 Здесь в значении «лапотник, бедняк, не имеющий сапог, а всегда обутый в бахилы – рабочую крестьянскую обувь». 101 Преподобный Герасим Иорданский (память 4/17 марта) вынул занозу из лапы льва, и благодарный лев с той поры во всем слушался старца Герасима и выполнял назначенную ему работу в монастыре. 103 Христос означает «помазанник»; издревле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков. 106 Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? ( Евр. 2, 2 – 4 ). Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви)./Т. 6: 1864. - 2009. - 351 с. ISBN 978-5-902112-68-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не знаете ли, говорит апостол Иаков, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что вотще говорит писание: до ревности любить дух, живущий в нас ( Пс. 8:6 ; Иак. 4:4,5 )? Притом, не инокиням только, но и всякому христианину, говорит Спаситель: аще око твое десное соблазняет тя, изми е, и верзи от себе; уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную ( Мф. 5:29 ), т. е., «Христос», по словам св. Златоуста, «повелел, чтобы мы, христиане, самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны нам в делах житейских, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей» 1 . В противном случае действительно, как ты пишешь, имя Божие будет хулиться у мирян чрез нашу братию, желающую работать Богу и вместе мамоне, Христу и миру грешному, не взирая на то, что вышли из последнего телом, как Лот из Содома, или как израильтяне из Египта. Чтобы с помощью Божией предотвратить это, объяснись вновь с сестрами: послушают тебя и согласятся с твоим мнением – поступай, как находишь полезным для души; а не послушают – пусть сами несут на себе тяготы свои. С своей стороны и мы, при случае, поговорим или напишем им об этом. Истинная любовь к ближним и кровным умеет обходиться без нарушения совести и правил, предписываемых нашему званию. При сношениях с сестрами посторонними, какого бы духа и правил они не были, будь, как можно, искреннее, избегая, сколько раболепства, столько же и дерзостной смелости, как несовместных с подобающим им уважением. Любовь да будет не притворна, говорит св. апостол Павел ( Рим.12:9 ). И что бы тебя ни ожидало, говори всегда правду им, по совести, яко Христу... Ложь, хотя бы она ограничивалась только потаканием, или льстивым приветом, недостойна инокини, обручницы Христовой. Посему отвергнув ложь, – говорите истину перед сестрами; ибо вы члены в отношении одна к другой ( Рим. 12:5 . Еф. 4:25 ). «Удаляйся от лжи», говорит Антоний Великий ; «иначе она отдалит от тебя страх Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Нисколько не испугавшись, призвав имя Божие, преподобный Герасим подошел ко льву, вынул занозу, полил на рану масло и обвязал лапу. Вы знаете, что случилось потом? Этот лев ходил за Герасимом как домашнее животное. Когда преподобный умер, он лег на его могилу, рычал от тоски, никого не подпускал к себе, не ел и не пил и издох на могиле. Даже у дикого животного нашлась такая благодарная любовь к своему благодетелю. Неужели мы своего Небесного Отца и Друга-Благодетеля не будем любить всей душой и всем сердцем? Почему мы должны любить ближнего своего? Потому что любовь к ближнему — это одно из проявлений нашей любви к Богу; потому что такова заповедь Христова, подобная первой заповеди о любви к Богу; потому что все мы — братья между собой: мы произошли от одной крови наших прародителей, мы искуплены одной кровью нашего Спасителя, мы духовно возрождены одним и тем же Духом Святым. Мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христову, — отличительный признак истинных христиан. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”, — говорил Христос ( Ин.13:35 ). Мы должны любить друг друга потому, что этот путь любви ведет и нас к помилованию в вечной жизни: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” ( Мф.5:7 ). Наконец, любовью к ближнему мы приближаемся к Богу, уподобляемся Ему, соединяемся с Ним. “…Пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем”, — учит апостол Иоанн Богослов ( 1Ин.4:16 ). Разве трудно любить отца, разве трудно любить братьев? Почему же мало бывает в нас любви к Богу? Потому что мало в нас веры в Бога, мало веры в будущую нашу жизнь, мало в нас сознания и чувства беспредельной к нам любви Божией и бесчисленных благодеяний Божиих. Послушайте, что говорит апостол Павел: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод… или меч? “…” …Ни смерть, ни жизнь… не могут отлучить нас от любви Божией…” ( Рим.8:35, 38-39 ). Вот истинная любовь: крепкая, постоянная, всезахватывающая — там, где пламенная вера в Бога и в будущую жизнь!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Но ведь могли бы мы думать и об ином, видя эти взъерошенные загривки, затравленные, бесконечно грустные глаза. О том, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8, 20–21), что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (22). Из-за нас мучится, из-за древнего, праотеческого греха и из-за грехов наших нынешних, продолжающих разрушать мир и все, что в нем. Ведь не из ниоткуда взялись эти несчастные бродячие псы. Кто-то сначала приручил их и не остался за них в ответе, а бессовестно выгнал на улицу. Мы виноваты перед ними, как и друг перед другом. Только вот братья меньшие — они-то в чем виноваты? В том-то и дело, что ни в чем. За нас страдают. И разве повредит кому-то, если доведет он эту простую и ясную истину до своего сердца и сердца своего ребенка? Если возьмет ответственность — просто так — за какую-то зверушку, за пусть самую маленькую, но Божью все же тварь? Если обогатит свое сердце любовью к этому существу, которое, как бы там ни было, а любовью Божией не обойдено? Да, некоторые святые говорили о том, что привязываться к животным, ласкать их — грех. Но это грех, думается мне, не по существу своему: ибо и Господь ласкает Своих бессловесных тварей, гладит их лучами солнечными, ерошит им шерстку легким ветерком, покрывает от охотников бархатным пологом ночи. Грех — когда питомцы между нами и Богом встают, превратившись в страсть. Но чаще ведь не животные встают стеною между нами и Богом, а люди. Люди, к которым мы чрезмерно привязаны или, наоборот, недоброжелательны. А еще чаще эта стена — мы сами. Куда чаще, чем животинка какая… Почему мы так часто видим животных в житиях — рядом со святыми? Почему могилу Марии Египетской копает лев? Почему Герасим Иорданский дружит со львом, а к русским лесным отшельникам запросто ходят в гости медведи? Не потому ли, что зверь бессознательно чувствует в святом человеке того, первозданного, не поврежденного грехом Адама? Не потому ли, что обоняет своим звериным нюхом воздух утраченного Рая?

http://pravoslavie.ru/56936.html

Но потом он стал роптать на игумена, на трапезу и на устав обители. Игумен вразумлял его, – он еще более ожесточился. Наконец он пошел к гробнице преподобного и пал пред нею, испрашивая благословения выйти из обители, как слышит: кто-то вышел из гробницы, сзади при­гнул его к земле и не давал ему встать; вместе с тем почувствовал он расслабление во всем теле, потерял и зрение и язык. В таком положении нашла его братия у гроба преподобного. Отслужили молебен, и в то время, как после рассказывал он, вышел из гроба преподобного легкий пламень, не жгучий, а тонкий, охватил всего больного, и он встал здо­ровым. Инок Дионисий долго вел жизнь осмотрительную, по преданию преподобного. Потом напали на него хульные помыслы и довели его до бешенства. За него совершили молебствие у гроба преподобного, и к нему возвратился смысл. «Меня немилосердно мучили духи, – так рассказывал он сам тогда же, – но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием (Дионисий был ученик епископа Антония) и с трудом прогнали от меня темных духов». Ныне мощи преподобного Герасима почивают в соборном храме обители его 693 . Празднование в честь Царевококшайской Иконы Жен-Мироносиц Стрельцы и жители Царевококшайска в 1648 году устроили в семи верстах от своего города монастырь по случаю явления на том месте, 1-го мая 1647 года, иконы Жен-мироносиц, которая и поныне славится чудотворениями. Святого преподобномученика Акакия нового, пострадавшего от турок в Константинополе, в 1816 году 694 . День второй. Страдание святых мучеников Еспера, Зои, Кириака и Феодула Христианское семейство: Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул, родом из Фригии, были проданы в рабство одному богатому римляни­ну, именем Катулу, язычнику. В продолжение нескольких лет Еспер и Зоя усердно служили господам своим, помня и свято соблюдая слова апостола: Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в гла­зах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы слу­жите Господу Христу! ( Кол. 3, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010