Для православных сирийцев всех классов Россия представляется каким-то отдельным мифическим олицетворением всего хорошего, светлого, могущественного, через посредство которого когда-то наступит для них золотой век». 334 Какая громадная разница в отношениях к России – с одной стороны неведомых нам сирийцев и с другой очень нам хорошо известных Греков! Кто не знает русофобства большинства теперешних Греков! 335 В каких отношениях находится православный народ Антиохийского патриархата к своему духовенству – высшему и низшему? К сожалению, на этот вопрос мы не можем дать точного ответа. По свидетельству Кирилла Мелитопольского, высшее духовенство уже везде в патриархате потеряло доверие и уважение в глазах народа: здесь не было различия между архиереями из Греков и —433— архиереями из Арабов: Греки не любили, как Греков, а Арабов, за то, что они, как люди неспособные (замечено уже было, что патриархия нарочито выбирала таковых, прибавляет наш автор), не поднимали собой, а роняли арабское население в глазах единоверцев и иноверцев. Но отношение мирян к приходскому духовенству, продолжает наш автор, – здесь были так хороши, как можно было желать того, эти два элемента связаны были между собой крепким взаимным доверием и любовью: что было бы – восклицает он – если бы это духовенство было образованно, как должно». 336 Другой писатель, ничего не говоря об отношениях православных сирийцев к Грекам (да и что говорить об этом!) делает существенную поправку к вопросу о взаимных отношениях этих же православных к арабскому высшему духовенству; он утверждает, что сирийцы близко стоят к своим архиереям – сирийцам и живут одной жизнью с ними. 337 Свидетельство это появилось в самое последнее время – и можно думать, что в течение последних 40-ка лет произошло значительное изменение к лучшему во взглядах и расположении народа в патриархате к своим единоплеменным архиереям. А это явление нисколько не удивительно: между архиереями сирийской церкви встречались такие личности, как образованнейший и гуманнейший Герасим (Яред) , родом араб, недавно скончавшийся. Нельзя умолчать о том, что по адресу сирийских христиан нередко слышатся упрёки в отсутствии у них энергии в сфере церковных дел. Нам говорят: В Антиохийской патриархии мы видим 5 – 6 пришлых Греков с одной стороны, а с другой почти 160.000-ное православное население, не как в Палестине нищих с таким же неимущим духовенством, а с высшими собственными иерархами, миллионерами соотечественниками, жёны которых не носят другого платья, как сшитого в Париже. И эти 160.000 со своими иерархами, со своими миллионерами, не могут справится с 5–6 пришельцами (из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По желанию Митрополита, Владыка благословил старших воспитанников „митрополичьего пансиона“, содержимого на средства Митрополита. Прекрасное впечатление произвели эти молодые люди, в духовном одеянии. Пробыв около часа у Митрополита, мы простились с ним, и он ещё раз высказал радость по поводу этой встречи, почти одновременно совпадающей со встречей другого дорогого им гостя, которого, к сожалению, нам не придётся видеть. Преосвященный митрополит уже преклонных лет (родился в Дамаске, в 1825 году). С 1860–69 гг. он был настоятелем Антиохийского подворья в Москве, а затем избран был на Бейрутскую кафедру, на которой неизменно святительствует до сих пор. Митрополит Гавриил принадлежит к числу выдающихся святителей восточной православной Церкви. Но особенно он известен своими неусыпными заботами о народном образовании и просвещении духовенства и организацией благотворительности. Достойным памятником первого рода трудов его может служить упомянутый нами „митрополичий пансион“ или Бейрутское богословское училище, основанное им в 1883 году, на его собственные средства, с целью приготовления кли- —562— риков для антиохийской Церкви. Это детище его всегда было предметом особой любви Владыки, который подробно вникает во все нужды училища и непосредственно следит за ходом учебно-воспитательного дела. Лучших учеников он посылал в Халкинское богословское училище, или в русские учебные заведения. Многие ученики его занимали и занимают ныне высшие иерархические должности в антиохийской патриархии, каковы: блаженнейший Мелетий, нынешний патриарх Антиохийский, Григорий, Триполийский митрополит, известный Герасим Яред , бывший Селевкийский, и др. В заботах же о религиозно-нравственном просвещении народа он издавал несколько духовных журналов и много назидательных книг на арабском языке. Что касается филантропической деятельности митрополита, то она выразилась в учреждении в Сирии многих благотворительных братств с самыми разнообразными задачами… О такой деятельности Бейрутского Владыки повествовал наш товарищ Бейрутец, Илия Абурус, по выходе от митрополита, которому мы пожелали в душе многих лет здравия, в чём он особенно нуждался 1144 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В каких отношениях находится православный народ Антиохийского патриархата к своему духовенству, высшему и низшему? К сожалению, на этот вопрос мы не можем дать точного ответа. По свидетельству Кирилла Мелитопольского, высшее духовенство почти везде в патриархате уже потеряло доверие и уважение в глазах народа: здесь не было различия между архиереями из греков и архиереями из арабов: греков не любили как греков, а арабов за то, что они как люди неспособные (замечено уже было, что патриархия нарочито выбирала таковых, прибавляет наш автор) не поднимали собой, а роняли арабское население в глазах единоверцев и иноверцев. Но отношения мирян к приходскому духовенству, продолжает наш автор, здесь были так хороши, как можно было желать того, эти два элемента связаны были между собой крепким взаимным доверием и любовью: что было бы, восклицает он, если бы это духовенство было образовано, как должно.    Другой писатель, ничего не говоря об отношениях православных сирийцев к грекам (да и что говорить об этом!), делает существенную поправку к вопросу о взаимных отношениях этих же православных к арабскому высшему духовенству; он утверждает, что сирийцы близко стоят к своим архиереям-сирийцам и живут одной жизнью с ними. Свидетельство это появилось в самое последнее время — и можно думать, что в течение последних сорока лет произошло значительное изменение к лучшему во взглядах и расположении народа в патриархате к своим единоплеменным архиереям. А это явление нисколько не удивительно: между архиереями Сирийской церкви встречались такие личности, как образованнейший и гуманнейший Герасим (Яред), родом араб, недавно скончавшийся.    Нельзя умолчать о том, что по адресу сирийских христиан нередко слышатся упреки в отсутствии у них энергии в сфере церковных дел. Нам говорят: " В Антиохийской патриархии мы видим 5—6 пришлых греков, с одной стороны, а с другой — почти 160-тысячное православное население, не как в Палестине — нищих, с таким же неимущим духовенством, а с высшими собственными иерархами, миллионерами-соотечественниками, жены которых не носят другого платья, как сшитого в Париже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

В Иерусалиме эти пастыри проживают в так называемом Святогробском братстве. Что же такое Святогробское братство? Где оно? Что делает? Какая цель его? Святогробское братство, в нынешнем своем виде, есть община иноков, живущая при святом Гробе Господнем; состоит она из сотни чистокровных греков и не допускает в свою среду никакого другого инородного православного инока для совместного жительства. Только сириец архимандрит Герасим Яред , живший там недавно, был исключением из общего порядка, усвоенного этим братством. По началу своему оно имело заботиться о просвещении Св. Земли, о проповеди и распространении православия по Палестине. Но оно эту задачу, намеченную ему в 17 веке патриархом Феофаном, никогда не выполняло, а занялось собиранием Сокровищ на земле из России, устройством вечных поминовений и разрешительных обеден для простодушных. Когда же оно упрочилось, то присвоило себе великое влияние на избрание или изгнание патриарха. В составе нынешнего Святогробского братства находится налицо семь архиереев – это митрополиты и архиепископы, бросившие свои паствы и ничего другого не делающие, кроме редкого служения для русских особых заказных обеден, весьма выгодных для братства, так как за них берут не менее 25 рублей. Эти «разрешительные» обедни, заказываемые без основания и без особой пользы, оканчиваются тем, что простодушным заказчикам дается разрешение, словесное и печатное, на славянском, с грубыми ошибками, языке, не требуя предварительной исповеди. Но истинного радения о паствах у этих пастырей нет, и враги православия этому рады, с каждым месяцем все более и более совращая православных в иноверие, так что, кроме русских, пожалеть православных сирийцев и арабов некому. Другое печальное явление в Св. Земле заключается в том, что среди русских богомольцев встречается немало нежелательного. Например: многие из наших богомольцев, в особенности женщины, слишком подолгу заживаются в Иерусалиме, и притом любят жить не в русских зданиях, a в так называемых греческих мужских монастырях и подворьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Во всяком случае несомненно: редко кого так много порицали и забрасывали разного рода упрекали в печати, как было со мною. Кажется, только ленивый не бранили меня за мои церковно-исторические сочинения, причем каждый оппонент желали подвести мои часто мнимые прегрешения поди самые суровые статьи самосуда. Случилось так, что первая же моя литературная работа, касающаяся моей науки, навлекла на меня укоры и брань. Я дебютировал критической статьей, посвященной разбору нескольких русских церковно-исторических сочинений. Но эта статья не прошла мне даром. Автор одного из разобранных мной сочинений некто Иеромонах Герасим Яред , родом ни то Грек, ни то Араб, приват-доцент Петербургской Академии, отвечая мне на мою критику, заявлял, что будто в моей громовой рецензии, как называет мой отзыв автор – я наделали много таких ошибок, которые не простительны не только для специалиста, но даже и для семинариста; по его уверению, я позволяю себе говорить «нелепости первой руки». В новой статье, я старался образумить его преподобие, призывал его читать мою критическую статью «с спокойным духом, а не в избытке гнева», и заявлял, что я «по незлобно прощаю его, и говорю ему: мир вам». Но он не унялся и продолжал поносить меня, перенеся полемику на страницы одной светской газеты. Это было в 1873 году. Но самую ожесточенную брань в печати вызвала без сомнения моя пресловутая докторская диссертация: «Вселенские соборы IV и V века. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и —406— Антиохийской школ». Москва, 1879 г. Некоторые критики чуть ли не призывали на книгу громы небесные. Домашняя Академическая критика встретила появление в свет моей книги очень сочувственно – и радостно приветствовала ее. Немало появилось в печати и других отзывов о моей книге очень лестных для автора, но перечислять их, а тем более излагать их содержание было бы очень долго. Спешим перейти к отзывам более интересным, т.е. таким, в которых порядком таки достается мне. В этом отношении немало потрудились следующие лица.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А что преосв. Кирилл не преувеличивал в изображении силы впечатления, произведенного им на местное население, преимущественно православное, Сирии, во время поездки его по ней в 1858 г., и что он ни мало не заблуждался относительно искренности чувств, проявленных в отношении к нему населением Сирии, лучшее доказательство этого видим в отзыве профессора Г.А. Муркоса о поездке преосв. Кирилла по Сирии. «По поводу деятельности русской духовной миссии в Иерусалиме (и смежном антиохийском патриархате), – говорит проф. Муркос на основании слов непосредственных очевидцев-свидетелей, – мы желали лишь передать факт всем известный на Востоке и передаваемый населением из рода в род. Мы разумеем поездку покойного начальника иерусалимской миссии епископа Кирилла мелитопольского и тот необычайный, трудновообразимый восторг, с которым он был принят всюду в Сирии и особенно в Дамаске, кафедре антиохийского патриархата. Три митрополита из арабов сопровождали русского епископа в Дамаске, приняв его с царскими почестями: далеко за городом встретили его именитые православные граждане Дамаска с кавасами и несколькими жандармскими офицерами в полной парадной форме. Дети всех школ в праздничной одежде, с масличными ветвями в руках, пели нарочно для этого сочиненные гимны. Члены семейств тех домов, мимо которых должен был проехать кортеж, стояли с зажженными свечами у ворот своих домов, около накрытых столиков с курильницами, цветами и розовою водою, которою окропляли густую толпу, восторженно ожидавшую русского епископа и толпу любопытных. Чтобы судить о давке на улицах, по которым должен был проехать кортеж, достаточно сказать, что для проезда расстояния не более версты, от городских ворот до собора, пришлось употребить битых 4 часа. Наконец, кортеж достигает собора, который был весь убран и освещен, как на праздник Пасхи. Духовенство с хоругвями и пением встречает русского святителя, который по приглашению отсутствовавшего тогда патриарха, занимает патриарший трон среди церкви. Красноречивый, тогда еще юный и восторженный монах Герасим Яред говорит с амвона приветственную речь, в которой проводится параллель между Спасителем, посетившим Иерусалим на осле, и русским святителем, прибывшим для восстановления угасающего православия в прежнем величии. Мы не станем распространяться об этом посещении русского епископа; скажем только, что... сам Кирилл очаровал всех своею любезностью и находчивостью, так что и по настоящее время в Дамаске и Сирии ходят рассказы об его посещении». См. Интересы России в Палестине. Г. Муркоса. М. 1882 г. стр. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

12 сентября 1899 года в деревне Карон, Селевкийской, в патриархате Антиохийском, епархии, скончался местный митрополит Герасим Яред , небезызвестный для занимающихся византийской историей. Покойный митрополит родился в 1840 году, в арабской семье простого звания, учился первоначально в богословской школе в Дамаске, при антиохийской патриархии, а потом в патриаршей школе на Фанаре, в Константинополе, где был пострижен в монашество. В 1862 году он прибыл в Россию и поступил, для продолжения образования, в Московскую духовную семинарию, по окончании курса коей был принят в число студентов С.-Петербургской духовной академии, где с отличием окончил курс в 1869 году. По окончании образования в академии, о. Герасим, как человек талантливый и трудолюбивый, был оставлен при академии в звании приват – доцента по истории византийского государства и церкви и состоял в этой должности до 1873 года. В тоже время о. Герасим, в течение трех лет, преподавал греческий язык в С.-Петербургской духовной семинарии, а затем был ректором духовных семинарий во Пскове и Риге имея сан архимандрита. Оставив службу в России, о. Герасим в 1883 году отправился в Иерусалим, куда был приглашен местным патриархом Никодимом, и состоял здесь главным иерокириксом иерусалимского патриаршего престола. Когда патриархом антиохийским был избран (в 1885 году) Герасим, один из митрополитов иерусалимского престола, то о. Яред вместе с ним отправился в Дамаск. Здесь в 1889 году он был избран на Селевкийскую митрополичью кафедру, которую с честью и занимал до самой своей кончины. В звании селевкийского митрополита, владыка Герасим особое внимание обращал на религиозно – нравственное просвещение своей паствы и, как отличавшийся даром слова и редким красноречием, много сделал в этом отношении. После низложения антиохийского патриарха Спиридона (в 1897 году), митрополит Герасим Яред был одним из кандидатов на пост антиохийского патриарха, но священный антиохийский синод избрал на антиохийский престол лаодикийского митрополита Мелетия. Митрополит Герасим был верным и опытным помощником новоизбранного патриарха Мелетия по управлению антиохийской церковью, и внезапная его смерть от простуды, полученной во время поездки по Селевкийской епархии, вызвала в Сирии глубокую и искреннюю скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Yared/...

митрополит Герасим (Яред) (1840–12.09.1899) митрополит Герасим (Яред) Епископ Антиохийской православной церкви, митрополит Селевкийский. Церковный деятель и писатель. Биография Родился в Сирии в простой арабской семье. Окончил Богословскую школу при Антиохийской Патриархии в Дамаске. Затем окончил Патриаршую школу на Фанаре в Константинополе, где был пострижен в монашество. В 1862 году приехал в Россию для продолжения образования. В 1866 году окончил Московскую духовную затем в 1869 году с отличием окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра Был оставлен при Санкт-Петербургской духовной семинарии в звании приват-доцента по кафедре византийской истории. Также до 1873 года преподавал греческий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Опубликовал ряд трудов церковно-исторического, богословского и публицистического характера. В 1871 году принял русское подданство и был рукоположён в сан иеромонаха. В 1872 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Отзывы о св. Фотии, патриархе константинопольском, его современников, в связи с историей политических партий Византийской империи». В 1876 году назначен ректором Псковской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1881 года — ректор Рижской духовной семинарии. Из-за конфликта с архиепископом Рижским и Митавским Филаретом (Филаретовым) подал в отставку и уехал в Санкт-Петербург. В это время там находился представитель Иерусалимского Патриархата в России митрополит Никодим (Цинцонис), только что избранный Патриархом Иерусалимским. Архимандрит Герасим стал его секретарём и вместе с Патриархом Никодимом отбыл в Палестину. Был первым из православных арабов, кто получил столь серьёзное образование и играл заметную роль в церковно-общественной жизни России и Ближнего Востока. Судя по всему, российские дипломатические и церковные круги связывали с ним определенные надежды на усиление русского влияния в странах православного Востока. В 1885 году он сопровождал в Дамаск новоизбранного Патриарха Антиохийского Герасима, остался в Сирии и в 1899 году был рукоположён в сан епископа Селевкийского (город Захла) с возведением в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Yared/

Сами по себе эти рассказы совершенно недостоверны, в чём легко убедиться при их чтении и что признано давно всеми исследователями. Cf. Cuper op. cit. р. 110 n. 646. Hergenröther I, 316. Hirsch op. cit. S. 341. Σοφοκλ. Οκονμος. Το ν γοις πατρς μν Φωτου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως μφιλχια. θνσι 1858. Προλεγμενα σελ. Z´–. Βαλλττα op. cit. Προλεγμενα σελ. 24 σημ. 4. Герасим Яред. Отзывы о св. Фотии, патриархе константинопольском , его современников. Христианское Чтение 1873, часть III, стр. 294–308. Иванцов-Платонов. К исследованиям о Фотии, патриархе константинопольском . СПБ 1892, стр. 8 и прилож. 20. 881 Οτος Φτιος υς Σεργου σπαθαρου ν, οτινος πατρ Ζαχαρας, νμαστο, ς πλιν σχεν υν Λοντα βασι… (Pseudo-Symeon. 668. P. G. CIX, p. 729). Яред считал возможным предполагать, что в последнем слове опущены буквы λεα (=Βασιλα) и что, след., Сергий был братом Льва Армянина, низвергшего с престола Михаила I, отца патриарха Игнатия (Яред 1, с. 298). Но отцом Льва Армянина был патриций Варда, а не Захария. Autor incertus. Vita Leonis Armeni. Patr. gr. CVIII, p. 1012. Cf. Finlay. History of Greece. Oxford 1877 Vol. II, p. 113 n. 2. 883 Легенда имеет смелость утверждать, что отец Фотия, приходившийся родным племянникам, а может быть, и братом патр. Тарасия, был язычником. 885 Когда Фотий родился, рассказывает Псевдо-Симеон, его мать, призвав игумена монастыря Максимины, бросила сына к ногам старца, слезно умоляя крестить его. Она говорила, что, будучи еще беременной, видела сон, будто бы её чрево разорвалось и вышел из него дракон; да и блаженный Иларион Далматский сказал ей, что она носит во чреве воплощенного сатану. Взяв новорожденного, Иаков окрестил его и назвал Фотием, сказав: «может быть, гнев Божий и отвратится от него». Сергий, отец Фотия, увидев на нём какие-то знаки, сказал: «моя жена не та ли самая инокиня, которая, по ожиданию евреев, некогда родит антихриста?» А так как Сергий и его супруга оба были иноколюбивы (φιλομναχοι), то, принимая иноков у себя дома, просили их молиться за себя и за Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 апр. 1899 г. Синод АПЦ провел выборы патриарха, к-рые бойкотировали 3 греч. митрополита. В среде самих арабов не было единства, престол оспаривали митрополиты М. и Герасим Яред, причем именно Герасим, в прошлом имевший российское подданство, пользовался поддержкой Беляева. Консул присутствовал на заседании Синода и обещал заступничество российского императора за патриарха-араба. По итогам выборов большинство голосов получил М. Однако Высокая Порта, отказавшись признать результаты голосования, потребовала восстановить митр. Германа Киликийского на посту местоблюстителя и провести новые выборы. Дипломатическая борьба продолжалась, дамасский паша получал противоречившие друг другу указания от султана и великого везира. 12 сент. 1899 г. скоропостижно скончался главный соперник М. митр. Герасим Яред. Ходили слухи, что он был отравлен араб. националистами, желавшими любой ценой прекратить противоборство между митрополитами-арабами, ослаблявшее их перед лицом греков ( Крымский А. Е. История новой арабской литературы, XIX - нач. XX в. М., 1971. С. 318). В окт. того же года Синод подчинился требованию проведения повторных выборов и снова проголосовал за М., после чего его признали османские власти и состоялась интронизация в кафедральном соборе Дамаска (31 окт.). Большинство греч. митрополитов отказались признать выборы и отбыли в К-поль, рассчитывая склонить Высокую Порту на свою сторону. Ввиду самовольного оставления ими своих епархий М. низложил митрополитов-греков и заместил их араб. архиереями. После смерти единственного остававшегося в Сирии греч. митр. Никодима Аккарского (4 окт. 1901) клир АПЦ стал состоять исключительно из арабов. Однако М. столкнулся с протестным движением греч. паствы, компактно проживавшей в городах Киликийской епархии. Попытка поставить туда в 1901 г. араб. митр. Александра Тахана (впосл. Антиохийский патриарх Александр III ) вызвала массовые беспорядки, и Александр был переведен на Триполийскую кафедру. Греч. патриархи К-поля, Александрии и Иерусалима, а также Элладская и Кипрская Церкви не признали избрание М. На протяжении всего правления греч. пресса именовала его «бывшим Лаодикийским митрополитом» или «антиканоническим патриархом». Российская же общественность приветствовала победу араб. кандидата; Синод Русской Церкви в дек. 1899 г. поздравил М. со вступлением на престол. По настоянию российской дипломатии Антиохийский патриарх был признан Церквами Румынии, Черногории и Сербии.

http://pravenc.ru/text/2562862.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010