О. Герасим Яред написал свое исследование под руководством профессора Ивана Васильевича Чельцова , занимавшего в академии кафедру древней общей церковной истории. Главные ученые труды профессора И. В. Чельцова и относились к этой области знания 17 . Но, с другой стороны, он живо интере­совался и византийской историей, как видно и из отмечен­ной раньше его статьи о внешнем положении греческой церкви к XI- XII веках, а особенно из исполненного им русского перевода второго тома “Истории” Никиты Хониата , который навсегда останется памятником специальных его познаний в области византийского языка, истории и древностей. Наконец, профессору Чельцову принадлежит и еще византологический труд – его актовая речь “О павликанах” 18 . Здесь прекрасным литературным языком, просто и безыскуственно, но на основании первоисточников, разсказывается возникновение павликианства, этой первой в истории, по мнению автора, противоиерархической секты, отвергавшей и священнодействия, – излагается его учение и приводятся суждения современников о причинах происхождения ереси и о средствах к ее прекращению. Небольшая, но изящно написанная речь отличается редкой отчетливостью в исполнении задачи. Профессор канонического права Тимофей Васильевич Барсов в своем сочинении „Константинопольский патриарх и его власть над русскою церковью” (Спб. 1878, стр. 578) с православно-канонической точки зрения рассматривает вопрос об истинных основаниях и действительном развитии власти, прав и преимуществ константинопольского патриарха, как старейшего предстоя­теля православного востока, разъясняя обнаружение этой власти в историческом применении к русской церкви, в период ее зависимости от константинопольского патриарха. Соответственно задаче, труд разделяется на две половины. В первой, существенной и основной, ученый автор излагает развитие системы патриаршего управления в Византии, причем раскрывает возникновение патриаршей власти в христианской церкви и, в частности, основания учреждения копстантинопольского патриаршества, а равно и другие сто­роны этого учреждения, как-то: расширение преимуществ константинопольского патриарха и возвеличение его кафедры, особые отличия этого иерарха в ряду других патриархов и возвеличение его кафедры среди про­чих, состав управления константинопольского патриарха и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

Можно предполагать, что он сочувствовал партии Варды; но можно и думать, что он был совершенно в стороне от партийной борьбы. 1346 Никита Пафлагон не упустил-бы случая отметить пастырскую ревность Игнатия: но в данном случае он молчит. 1347 Число отмечено у Никиты. Vita Ignatii, 504 В: ορτ ‌δ ‌τν ‌γων ‌Θεοφανων ‌ν. Год устанавливается связью дальнейших событий. 1348 Герасим Яред отмечает, что известие о проступке Варды у большинства хронистов и даже Анастасия Библиотекаря передается лишь как слух; если хронисты школы Константина Порфирогенета передают его как факт, то они, в виду их заведомо-тенденциозного отношения к амморийцам, не заслуживают доверия (Христ. Чт. 1872. II, 556). Но преступления подобного характера вообще с трудом поддаются констатированию, и даже в случаях наиболее несомненных обвинение может обосновываться только на слухах и подозрениях. С другой стороны, и помимо хронистов школы Константина есть свидетельства о проступке Варды как о факте. (Cf. Vita Nicolai Studitae. P. G. CV, p. 905 C). 1349 Гергенрётер говорит: «Если Игнатий научился многое переносить, если он должен был спокойно принимать столь прискорбные для него события при дворе и мог только слезами и жалобами протестовать против грубого нарушения и посмеяния богослужения, то о таком публичном соблазне со стороны распутного придворного он не мог и не должен был молчать» (B. I, 366). Но неужели сожительство Михаила с Ингериной, ни для кого не бывшее секретом, или кощунственные выходки царских шутов, да и самого Михаила, считались поступками, о которых было еще возможно молчать. 1350 Vita Ignatii, 504. Anast. Bibl. Mansi XVI, 3 C. Libellus Theogn. Mansi XVI, 296 C. Georg. Cont. 1053 (P. G. CX). Leo Gramm. 240 (P. G. CVIII, 1072–1073). Pseudo-Symcon. 667 (P. G. CIX, 728–729). Genes. 99 (P. G. CIX, 1117). Theoph. Cont. Lib. IV, cap. 30. Cedren. II, 172 (P. G. CXXI, 1057). Zonara III, 403. Glycas. 544. Manass. 218. Vita Nicolai Studitae, P. G. CV, 908 A. 1355 Georg. Cont. 1048 (P. G. CX)=Leo Gramm. 237 (P. G. CVIII, 1069). Pseudo-Symeon. 658 (P. G. CIX, 720). Генгенрётер выражается об участии Феодоры нерешительно, считая возможным предполагать здесь и простую сплетню, пущенную врагами императрицы в целях скомпрометировать её. Но хроника Логофета и её цикл считается за хорошо осведомленный и добросовестный источник (Hirsch op. cit. S. 56), а самое известие передано с такими подробностями, которые внушают к нему доверие. Гирш (S. 57), Финлей (Finlay, op. cit. Vol. II, 173) и Шарль Диль (Charles Diehl. Figures byzantines. I série. Paris, 1906 p. 155) принимают известие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

79 Например, Феогност не побоялся написать апелляционную записку к папе по делу Игнатия после его низвержения. 80 Под руководством Фотия составлены правила собора 861 года, имевшие целью, между прочим, исправление монашеской жизни его времени.См.:Герасим(Яред), пером. Указ. соч. С.136–137. 91 Спафарий – военный чиновник вроде офицера; другое название, происходящее от того же слова: протоспафарий (этот чин сейчас встретится в нашей речи) означает генерала. 93 Быть может, не лишнее дело дать вообще понятие об актах соборных. Актом соборным называется описание одного дня соборной деятельности. В каждом акте точно обозначалось: где происходило заседание, когда, кто присутствовал на нем; затем вписывались документы, которые прочитывались, беседы, речи или суд, которые имели здесь место; все это скреплялось подписью всех заседавших на соборе, как духовных лиц,такимператора и сановников. Записи делали официальные писцы. Подлинные акты хранились или в церковном архиве, или в Царской библиотеке. 94 Вопросы о том, можно ли считать труд Анастасия действительным переводом с подлинника, не вернее ли передают дело греческие извлечения из актов, от чего зависят разности в показаниях между латинским и греческим текстами, насколько существенны эти разницы, эти вопросы в науке решаются далеко не одинаково. Римско-католический ученый, историк Гергенрётер держится следующего воззрения по поводу сейчас указанных вопросов: «Между обоими текстами нельзя находить существенных различий; порядок соборных рассуждений там и здесь совершенно одинаков, нельзя находить между двумя текстами явных противоречий. Текст Анастасия нужно признавать вполне достоверным и считать подлинным экземпляром соборных деяний. Греческие извлечения могут служить только к пополнению и пояснению латинского текста». Этот ученый допускает, что первоначальный греческий текст актов собора был в некоторых отношениях короче Анастасиева латинского текста. Главную разницу он полагает в числе канонов собора; в латинском тексте их 27, а в греческом 14 (Hergenrother.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

После этого Владыка, во время обычного восточного угощения, беседовал с нами о разных предметах, и с особенной любовью переносился в воспоминаниях ко времени пребывания своего в Москве в качестве настоятеля антиохийского патриаршего подворья, в 60-х годах истекающего столетия; с глубокой признательностью вспоминал он о митрополите Московском Филарете, который, по его словам, оказывал ему свое особенное отеческое внимание, часто приглашал в сослужение с собой. «До смерти своей буду молиться о нем, как о своем благодетеле», с чувством произнес Митрополит, указав на висевший на стене прекрасный портрет покойного митрополита Филарета. Благодаря хорошему знанию русского языка, разговор шел очень оживленно и отличался интересом. По желанию Митрополита, Владыка благословил старших воспитанников «митрополичьего пансиона», содержимого на средства Митрополита. Прекрасное впечатление произвели эти молодые люди, в духовном одеянии. Пробыв около часу у Митрополита, мы простились с ним, и он еще раз высказал радость по поводу этой встречи, почти одновременно совпадающей со встречей другого дорогого им гостя, которого, к сожалению, нам не придется видеть. Преосвященный митрополит уже преклонных лет (родился в Дамаске, в 1825 году). С 1860–69 г.г. он был настоятелем Антиохийского подворья в Москве, а затем избран был на Бейрутскую кафедру, на которой неизменно святительствует до сих пор. Митрополит Гавриил принадлежит к числу выдающихся святителей восточной православной Церкви. Но особенно он известен своими неусыпными заботами о народном образовании и просвещении духовенства и организацией благотворительности. Достойным памятником первого рода трудов его может служить упомянутый нами «митрополичий пансион» или Бейрутское богословское училище, основанное им в 1883 году, на его собственные средства, с целью приготовления клириков для антиохийской Церкви. Это детище его всегда было предметом особой любви Владыки, который подробно вникает во все нужды училища и непосредственно следит за ходом учебно-воспитательного дела. Лучших учеников он посылал в Халкинское богословское училище, или в русские учебные заведения. Многие ученики его занимали и занимают ныне высшие иерархические должности в антиохийской патриархии, каковы: блаженнейший Мелетий, нынешний патриарх Антиохийский, Григорий, Триполийский митрополит, известный Герасим Яред , бывший Селевкийский, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Кафедра древней общей церковной истории получила также нового преподавателя. В 1878 г. внезапно скончался профессор И. В. Чельцов , с 1870 г. – доктор богословия, первый удостоившийся этой высшей ученой степени в нашей академии, после публичной защиты диссертации. Год пустовала кафедра, так как поджидали окончания курса одним необыкновенно даровитым студентом, именно В. В. Болотовым , обратившим на себя внимание всей академии. Сразу же по окончании курса в 1879 г. В. В. Болотов 349 и занял эту кафедру (2 ноября 1879 г.), и притом – очень редкий, при уставе 1869 г., случай – прямо в звании доцента, как получивший степень магистра после защиты диссертации (28 октября того же 1879 г.). Огромное приобретение сделала академия в лице этого феноменально даровитого, можно сказать гениального человека, уже в Тверской семинарии славившегося своими необыкновенными дарованиями и познаниями. Еще перед поступлением его в академию его инспектор по семинарии, а мой бывший слушатель по Московской академии А. А. Тяжелов 350 , писал мне, что к нам в академию едет необыкновенных дарований студент, который уже и в семинарии имел научных знаний более иного окончившего полный академический курс. Славное имя профессора В. В. Болотова впоследствии стало известным далеко за пределами академии и духовного мира и внесло в историю родной академии одну из самых блестящих страниц. При кафедрах общей церковной истории древней и новой (вторую продолжал занимать профессор И.Е. Троицкий , с 1875 г. – доктор богословия и ординарный профессор) явились две приват-доцентуры: 1) по церковной географии и статистике и 2) по византийской истории. Лекции по первой (церковной географии и статистике) читал А. А. Автономов 351 , даровитый, обладавший прекрасным даром слова и большим остроумием, но, к сожалению, не привившийся к академии и вскоре (через год) оставивший ее сначала для светской службы, а потом для служения в священном сане. Приват-доцент по византийской истории – магистр сириец Герасим Яред 352 – служил гораздо долее (1870–1876); также очень даровитый, с горячей головой и легко воспламеняющимся характером, он оставил после себя немало ценных научных и литературных трудов. Преподавание этого отдела церковной истории он совмещал со службой в Петроградской духовной семинарии, до назначения его на ректуру в Псковскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Не сказал тогда ни Сын, как говорил прежде сего по человечеству, но: несть ваше разумети; потому что плоть Его была уже воскресшая, отложившая мертвенность и обоженная, и Ему, восходящему на небеса, прилично уже было отвечать не по плоти, но научить наконец по Божеству» Or. 3, 48. Р. п. 2, 429. 1242 О происхождении и характере партий – Hergenröther I, 250 flg. Zotos. Étude sur Photius. L’Union Chrétienne. 1867 20 p. 155 et la suite. Герасим Яред. Отзывы о Фотии, патриархе к-польском, его современников. Христ. Чтение 1872, ч. I, стр. 729 и дал. А. П. Лебедев. История разделения церквей в IX–XI веках. Москва 1900, стр. 1 и дал. H. Gelzer. Das Verhältnis von Staat und Kirche in Byzanz. Historische Zeitschrift 1901 Neue Folge 50 Band. S. 231 flg. 1245 H. Gelzer. Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte. K. Krumbacher Geschichte d. byz. Litteratur. 1897. München. 2-te Aufl. S. 973. 1248 Ibidem, p. 489. Anastas. Bibl. Mansi XVI, 2. Michael Monach. Ex encomio S. Ignatii. Mansi XVI, 292. Georg. Cont. p. 1039 P. G. CX. Leo Gramm. 235 (P. G. CVIII, 1068). Genes. 7 (P. G. CIX, 997). Theoph. Cont. Lib. I, cap. 10. Cedren. II, p. 172 (P. G. CXXI, 1057). Zonara III, 402. Glycas. 533. 1252 Никита Пафлагон рассказывает, что Феодора обращалась за советом к иноку Иоанникию, который и указал на Игнатия (р. 501). Может быть, Феодора действительно советовалась с иноками горы Олимпа, но только не с Иоанникием: Иоанникий умер 3 ноября 846 года, а переговоры по замещению кафедры относятся к июню и началу июля 847 г. Показание Никиты ошибочно (Cf. Acta SS. November tom. II, pars I, p. 319 E). Михаил Синкелл говорит лишь о дружеских отношениях Игнатия к Иоанникию и Феофану с Великого Поля (τ το μεγλου γρο), которые и предсказали ему, что он будет архиерействовать. Mansi XXI, 292 D. Но это предсказание относится к более раннему времени. 1254 Libellus synodicus определяет точно продолжительность первого правления Игнатия – 11лет 4 месяца 20 дней. (Fabricii-Garless. Bibliotheca graeca. 1809 Vol.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одним из доказательств этого мнения служит то, что партия Фотиан была всегда сильна и могуча, по численности её членов, в сравнении с партией Игнатия. Как увидим впоследствии, Фотий, без всякого усилия, собирал многочисленные по количеству членов соборы в защиту своего дела, столь многочисленные, что они напоминали блестящие из соборов вселенских. Так можно представлять себе характерные черты двух известных в истории IX века партий – Игнатиан и Фотиан. 1 (Муравьева А.) Правда вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах, стр. 257. Пб. 1841. 5 Theophanis Chronographia. Migne. Curs. patr. tom.108, col. 9l4–945. Эта хронография написана в IX веке. Hergenröther. Photius patriarch ven Constantinopel. Band I. 255–6. 41 Nicetas Paphlago. Vita sancti Ignatii archiep. Coustantinep., col. 500 (Migne. Curs. patr. Gr. Ser., tom. 105). Никита этот был приверженец Игнатия и писал или в в конце ΙΧ-ro, или в начале Х-го века. 46 Известный греч. писатель Экономос сделал отзыв об Игнатии: Optimus monachus, non optimus patriarcha. Hergenröther. I, 365. Anmerk. 49 Что Григорий не считался низложенным епископом, во времена патриарха Игнатия, в Византии, это видно из того, что он посвящал Фотия в патриархи; а что его в те же времена не считали лишенным сана и в Риме, это тоже подтверждается точными данными (Hefele. Conciliengeschte. В. IV, 221) 53 О. Герасим (Яред) проверил все известия греческих историков и писателей о преступлении Варды, и пришел к такому выводу: «итак все передают это дело, как молву, родившуюся по подозрению, и никто не выдает его за положительный факт». Отзывы о св. Фотии, стр. 124. Примеч. 55 Anastasii Bibl. Praefatio in Conc. VIII general. Mansi. Concilia, tom. XVI, col. 3. Анастасий был современником событий, но жил в Риме. 58 Противники Игнатия были убеждены: quod patriarcha Ignatias derogator esset Methodii et idcirco quasi parricida habendus. Anasmasii. Praefatio in conc. VIII. Ibid., col. 3. 62 Theognosti. Libellus ad Nicolaum papam. Migne, Curs. patr. Gr. Sertom. 105, col. 856. 861. Эта записка написана была игуменом Феогностом, жарким приверженцем Игнатия, тотчас после собора 861 года 65 Metrophanis metropolitae epist. ad Manuelem. Современник, Митрофан Смирнский, говорил: «Игнатий дал соизволение избрать (вместо него самого) патриарха для Церкви». Mansi. Concil. Тот. XVI, 416. Это-свидетельство ревностного приверженца Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Имп. Палестинское Православное Общество (ИППО) с кон. XIX в. активно сотрудничало с Антиохийским Патриархатом и создало в Сирии сеть образовательных учреждений, ориентированных на рус. культуру: в 1895-1910 гг. было открыто 77 школ (27 в Сев. и 45 в Юж. Сирии, 5 в Бейруте) для 10 тыс. учащихся. В 1900 г. в Баламандском мон-ре основана ДС, обучение в к-рой, как и в начальных школах, строилось на основе российских программ и по учебникам, переведенным с рус. языка. Лучшие выпускники продолжали образование в России. Нек-рые правосл. араб. литераторы того времени жили в России и внесли свой вклад в развитие рус. науки и культуры (среди них Герасим Яред , Г. А. Муркос) . Книгопечатание, прервавшееся в кон. XVIII в., было возобновлено в 1842 г. при содействии российского консульства в Бейруте; в кон. XIX в. у правосл. арабов стали появляться собственные периодические издания: 1-й была газ. «Аль-Хадийя», издававшаяся в 80-х гг. XIX в. бейрутским архидиак. Григорием Хаддадом (буд. Патриархом), в 1909 г. при Патриархии начал выходить богословский журнал. Знакомство арабов с европ. культурой, секуляризация части правосл. интеллектуалов привели к сложению на араб. Востоке сер. XIX в. европеизированной культуры, в к-рой заметную роль играли выходцы из правосл. среды, как, напр., Халиль Хури (1836-1907), бейрутский литератор, бессменный редактор первой сир. газ. «Хадикат аль-Ахбар» (с 1857), или Фарах Антун (1874-1924), философ, писатель и драматург. Национальное самосознание части правосл. арабов в кон. XIX в. перерождалось из религ. в светское. Память о дамасской резне побуждала арабо-христ. интеллигенцию искать пути мирного сосуществования с мусульм. окружением на основе идеологии светского араб. национализма или пансирианизма . Теория «Великой Сирии» была особенно популярна у православных, будучи альтернативой как прозап. ливан. национализму маронитов, так и проектам панараб. державы, где мусульмане составляли бы подавляющее большинство. После младотур. революции 1908 г. идеи араб. национализма, в той или иной его форме, получили значительное распространение среди арабо-христ. интеллектуальной элиты. С началом первой мировой войны режим младотурок нанес упреждающий удар по араб. движению: в 1915-1916 гг. были казнены сотни сир. и ливан. националистов (в т. ч. ряд православных), христ. духовенство также подверглось преследованиям. Война привела к краху ближневост. экономики, массовому голоду и эпидемиям, от к-рых вымерла почти четверть населения Ливана. В 1918 г. Османская империя потерпела поражение в войне и прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/115764.html

59 Прот. П.Е. Покровский, главный священник армии и флота, избранный в члены Совета на место прот. И.В. Вастльева. И.С. 63 Заявления первого синода немецких старокатоликов (27–29 мая 1874 года в Бонне), отвергшие обязательность ежегодной устной исповеди и высказывавшихся против поста в смысле воздержания от некоторых родов пищи. И.С. 64 Составленные проф. Лангеном «Katholischer Katechismus» и «Leitfaden fur den katholischen Religionsuuterricht an hoheren Schulen». И.С. 68 А.В. Тачалов, священник русской церкви в Висбадене(1890), участвовавший в боннских конференциях 1874 и 1875 гг. 69 Bericht über von 10 bis 16 August 1875 zu Bonn gehaltenen Unions-Conferenzen hagb. Von Dr. F.H Reusch. Bonn 1875. Перевод этого отчета напечатан был в «Христианском Чтении» 1876 г. 1–2, а также в «Сборник О.Л.Д.П.» (год четвертый). И.С. 70 В заседании 11 " декабря 1875 г. после чтения проф. И. Т. Осинина о Боннской конференции 1875 г. происходили по поводу конференции рассуждения, в которых принимали участие иером. Герасим Яред , проф. И. Т. Осинин и прот. И. Л. Янышев. И. С 71 Доминико Панелли, епископ основанной в 1875 г. в Неаполе «Национальной итальянской церкви». Перед этим он долгое время жил на Востоке, где перешел в православие и был будто бы даже посвящен в архиепископа лидскаго. Панелли обращался за поддежкою и к русской церкви. В томже 1875 г., однако, он был низложен своим собственным Обществом. И.С. 72 «Катехизис, изданный в Бонне по поручению старокатолического синода», в русском переводе напечатан был сначала в «Церковном Вестнике» 1876 г. 5–12; перепечатан В «Сборнике». И.С. 73 И.Л. Янышевым пожертвовано было Обществу Л.Д.П. 200 экземпляров старокатолического катихизиса в русском переводе и столько же экземпляров «Отчета о второй Боннской конференции» проф Рейша. И.С. 74 Чтение Ф. Г. Тернера о «свободе совести“ и о «духовно-религиозном воспитании и содействии ему нашего общества» в заседании Общества 14 марта 1876 г. и речи по поводу этого чтения прот. И. Л. Янышева и проф. М. 0. Кояловича (1891) в заседании 25 апреля 1876 г. см. в «Сборнике протоколов 0. JI. Д. П.» (годпятый), стр. 1, 19 и 38. И.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

В каких отношениях находится православный народ Антиохийского патриархата к своему духовенству, высшему и низшему? К сожалению, на этот вопрос мы не можем дать точного ответа. По свидетельству Кирилла Мелитопольского, высшее духовенство почти везде в патриархате уже потеряло доверие и уважение в глазах народа: здесь не было различия между архиереями из греков и архиереями из арабов: греков не любили как греков, а арабов за то, что они как люди неспособные (замечено уже было, что патриархия нарочито выбирала таковых, прибавляет наш автор) не поднимали собой, а роняли арабское население в глазах единоверцев и иноверцев. Но отношения мирян к приходскому духовенству, продолжает наш автор, здесь были так хороши, как можно было желать того, эти два элемента связаны были между собой крепким взаимным доверием и любовью: что было бы, восклицает он, если бы это духовенство было образовано, как должно. Другой писатель, ничего не говоря об отношениях православных сирийцев к грекам (да и что говорить об этом!), делает существенную поправку к вопросу о взаимных отношениях этих же православных к арабскому высшему духовенству; он утверждает, что сирийцы близко стоят к своим архиереям–сирийцам и живут одной жизнью с ними. Свидетельство это появилось в самое последнее время — и можно думать, что в течение последних сорока лет произошло значительное изменение к лучшему во взглядах и расположении народа в патриархате к своим единоплеменным архиереям. А это явление нисколько не удивительно: между архиереями Сирийской церкви встречались такие личности, как образованнейший и гуманнейший Герасим (Яред), родом араб, недавно скончавшийся. Нельзя умолчать о том, что по адресу сирийских христиан нередко слышатся упреки в отсутствии у них энергии в сфере церковных дел. Нам говорят: " В Антиохийской патриархии мы видим 5–6 пришлых греков, с одной стороны, а с другой — почти 160–тысячное православное население, не как в Палестине — нищих, с таким же неимущим духовенством, а с высшими собственными иерархами, миллионерами–соотечественниками, жены которых не носят другого платья, как сшитого в Париже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010