До начала своей жизни среди зверей он был жестоко мучим за веру во Христа, был утоплен, но спасен из воды Ангелом, указавшим ему гору, на которой он должен был жить со зверями. Когда, по прошествии долгого времени, послали за ним воинов, они не смели подойти к нему, боясь окружавших его зверей, но он велел зверям отойти и отдался в руки воинов. Мучитель Демокрит, к которому он был приведен, спросил его, каким волшебством он усмиряет зверей, и получил ответ, который нам надо запомнить: «Я не волшебник, а раб Господа Иисуса Христа. Я лучше предпочел жить со зверями, чем с идолопоклонниками. Звери боятся Бога и почитают служителей Божиих, а вы не знаете Бога и безжалостно убиваете рабов Его». Духовная жизнь животных и диких зверей нам мало известна и непонятна, но она, несомненно, гораздо более глубока, чем нам кажется. Можно было бы привести много примеров их привязанности к людям за оказанную им помощь и благодеяния. Напомню вам только о тяжело страдавшем и стонавшем льве, которому преподобный Герасим Иорданский вынул из лапы большую занозу. Лев пошел за ним, не отходил от него, пас его осла и иногда вместо него носил воду. Когда умер преподобный Герасим, лев лег на его могилу, бился головой о землю и умер на могиле. В житии великого католического святого Франциска Ассизского читаем легенду о том, как целыми стаями слетались птички на большое дерево, под которым он часами проповедовал им о Господе Иисусе Христе. Почему эти легенды так волнуют нас и приводят в тихую радость? Не потому ли, что это не легенды, а истинные события? Верим, верим мученику Маманту, что страх Божий есть даже у диких зверей. Будем же жить так, чтобы не рабским, а святым страхом Божиим были полны сердца наши и чтобы нам сподобиться помазания от Самого Бога в число друзей Христовых и в залог этого получить благодатные дары Святого Духа. Аминь. 15 сентября 1957 г. О двух важнейших в законе заповедях Из трех Евангельских чтений, которые слышали вы в нынешний день, хочу остановить внимание ваше на первом, ибо оно в высшей степени важно для всех христиан, для всякого человека, любящего Бога. Итак, послушайте: «…один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 35–40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Свернуть 22  Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  23  кротость, воздержание. На таковых нет закона.  24  Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25  Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.  26  Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 1  Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.  2  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Свернуть Комментирует священник Дмитрий Барицкий День памяти святых Преподобномученик Пансофий Александрийский (249–251) Святой Пансофий был сыном александрийского проконсула Нила. После смерти отца он раздал нищим все имущество и удалился в пустыню. Здесь он подвизался около 30 лет. Когда царь Декий воздвиг гонение на христиан, его схватили и засекли прутьями до смерти. Преподобный Павел Фивейский (341) Краткое житие святого, который 90 лет подвизался в пустыне, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Иоанн Кущник (V) Рассказ о святом, который очень тосковал по родителям, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Прохор Пшинский, Мироточивый, Сербский (X) Представитель сербского исихазма , вел очень строгую жизнь. От его мощей уже более 1000 лет изливается миро. Преподобный Гавриил Лесновский, Сербский (XI) Житие самого почитаемого святого Лесновской обители в Северной Македонии слушайте на радио «Вера» . Святитель Герасим II (Палладас), патриарх Александрийский (1714) Святитель Герасим получил образование в Венеции, знал греческий, латинский и еврейский. После захвата турками родного ему Крита ушел в Пелопоннес, затем в Касторию, где стал проповедовать. Был избран Александрийским патриархом. Отличался ревностной и святой жизнью, отмеченной чертами юродства Христа ради. Управлял Православною Церковью в Египте в течение 22 лет. В конце жизни отказался от патриаршества и удалился на Афон. Новомученики и исповедники Российские Священномученик Михаил Самсонов (1867–1942)

http://foma.ru/nedelja-tridcat-chetverta...

«Чадо, всякий, достигнув этого посредством трудолюбивого упражнения и увидев себя в свойственном [его природе] состоянии, обыкновенно созерцает воскресение души прежде ожидаемого общего воскресения, так что и сама душа, таким образом очистившаяся, может сказать с Апостолом: в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю ( 2Кор. 12, 2 ); мало того, она, недоумевая и всецело изумляясь, с удивлением восклицает: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим.11:33 )» [ 22 .С.34–37]. Подвизаясь таким образом, преподобный Григорий Синаит достиг высшей степени духовного просвещения, что, разумеется, не могло остаться не замеченным его учениками. Всякий раз, как он выходил из своего безмолвия для беседы или совместной молитвы с пустынниками, невыразимое блаженство и радость невольно светились на его лице. «Его видом и благодатными словами ученики настолько вдохновлялись, что являлись как бы ярким созвездием вокруг своего солнца – аввы Григория» [ 55 .С.33]. Число учеников преподобного Отца быстро росло, и он всем «приходящим давал участие в душевной пользе» [ 22 .С.53], всех воспитывал и заботился с предупредительностью и расположением об исправлении каждого. Его наставления ученикам повествуют о «заботах относительно спасения души, о воздержании идущих ко спасению души тем или иным способом, о терпении и смирении и о том, что надежды всегда следует возлагать на Бога, от Которого людям бывает всякое исправление, что не следует пренебрегать правилом, но во всякое время иметь непрестанную заботу о смерти» [ 22 .С.51]. Первым и самым близким учеником преподобного Григория был упоминавшийся выше инок Герасим, присоединившийся к Святому еще на Синае. После кончины своего учителя Герасим вступил под духовное руководство патриарха Исидора [ 68 .С.270–273]. «С самого начала прекрасно воспитанный в добродетели и жизни, свойственной монахам... он был соревнователем великого Герасима, сделавшего обитаемой Палестину... и воздвигшего честные обители» [ 22 .С.37]. Ученик преподобного Григория также основал свой монастырь в Греции и распространял среди греческого иночества исихастское учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Что же сделал исцеленный? Он тотчас пошел к первосвященникам и донес, что Исцеливший его был Иисус. Исцеление было совершено в субботу. А за все дела Христа, совершаемые в субботу, книжники и фарисеи пылали на Него жестокой злобой и стремились погубить Его как нарушителя закона Моисеева. И вот тот, кого Он воздвиг от одра тяжкой болезни, содействовал им, проявив черную неблагодарность к своему Великому Благодетелю. На каждом благодарственном молебне вы слышите евангельское чтение о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Девять из них проявили страшную неблагодарность. Лишь один, самарянин, пришел и пал в ноги Господу, благодаря Его. Господь только спросил: Не десять ли очистилось? Где же девять? Как они не возвратились воздавать славу Богу, кроме сего иноплеменника ( Лк. 17:17–18 )? Неблагодарность – свойство очень многих человеческих сердец. О неблагодарности народа израильского к Богу, избравшему этот народ и излившему на него Свои бесчисленные благодеяния, святой пророк Исаия говорит, ставя в пример бессловесных животных, которые питают привязанность к своему хозяину: Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет ( Ис. 1:3 ). Укором нам может быть пример многих, кто не принадлежит к Церкви Христовой, мусульман и евреев, ибо жизнь мне показала, что эти люди, не ведающие Христа, порой гораздо более благодарны своим благодетелям, чем православные. И нам, христианам, нужно поучиться у этих нехристиан, и даже у животных. Как трогательно благодарны бывают животные за всякое благодеяние, им оказанное. В житии прп. Герасима, обитавшего при Иордане, рассказана удивительная история. Однажды он увидел льва, лежавшего на песке и лизавшего лапу, в которую попала заноза, и зверь не мог ее извлечь и тяжело страдал. Святой Герасим подошел к нему и вынул занозу. И что же? С тех пор лев проникся к св. Герасиму необычайной благодарностью и до самой смерти подвижника не отходил от него. А когда св. Герасим умер, лег на его могиле, и тяжко грустил, и в конце концов умер сам. Я знаю случай, когда один врач подозвал на дороге больную собаку, взял ее к себе и вылечил. Она была так же безмерно благодарна милостивому врачу, как лев св. Герасиму: всю жизнь следовала за ним и не раз приводила к нему больных собак, безмолвно прося вылечить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

107 Цаган-Нур – название ряда мелких озер в Забайкалье, в Селенгинском районе. Название происходит от бурятского саган – " белый», нуур – «озеро»: «белое озеро». Такие озера имеют берега с белыми выцветами солей. 108 Возможно, что название улуса в тексте Добросердова существенно искажено, и имеется в виду Ашахайский улус – малочисленное бурятское поселение в Аларской думе, расположенное недалеко от Голумети на реке Иреть. По данным переписи 1897 г., его население составляло всего 80 человек, очевидно, что в то время, когда в улусе побывал Добросердов, он был еще более малочисленным. 109 Возможно, имеется в виду «тайлаган», или «тайлган» – родовое жертвоприношение в традициях западных бурят. 110 «Христианское чтение» – богословский ежемесячный журнал при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Основан митр. Григорием (Постниковым) в 1821 г. Это был первый орган русской церковной печати. В журнале публиковались богословские, церковно-исторические труды (в основном профессоров Академии), переводы и толкования древних богослужебных текстов и творений отцов Церкви, а также мемуары духовенства. С 1875 г. «Христианское чтение» служило прибавлением к «Церковному вестнику». В 1917 г. издание было закрыто и возобновлено лишь в 1991 г. 111 Очевидно, Добросердов имеет в виду Агищхойский улус, о котором он писал чуть выше. Наличие разночтений в самом тексте подтверждает догадку о том, что название улуса у Добросердова приводится не совсем верно, и, скорее всего, имеется в виду Ашахайский улус. 112 Имеется в виду библейская Марфа, одна из сестер Лазаря, вместе с Марией принимавшая у себя Иисуса. Обе сестры с одинаковою радостью встретили Христа, но различно выразили свою радость. Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение. Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала об угощении Его. Показалось ли Марфе, что она не успеет быстро справиться одна в своих хлопотах, или же ей показалось, что сестра ее не с таким усердием принимает Иисуса Христа, как следовало бы – только Марфа подошла к Спасителю и сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Господь же Иисус Христос сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» ( Лук.10:40–42 ). Таким образом, Иисус Христос дал наставление о том, что забота о спасении души выше всех других, суетных забот.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

118 Отец Арсений – ближайший друг и сподвижник Старца Иосифа. См. о нем: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 271–288. 122 «Среди афонских монахов бытует предание о существовании на Святой Горе братства двенадцати нагих подвижников. Согласно этому преданию, они живут сокрыто от всех людей, лишены всякого человеческого утешения, предали себя всецело Промыслу Божию и имеют единственным занятием непрестанную молитву. Когда кто-нибудь из этого братства покидает земную жизнь, оставшиеся выбирают на его место самого добродетельного афонского монаха». Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 303. 123 См.: Ам. 8, 11–12 : Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. 125 Агапа (греч. γπη, что означает «любовь») – трапеза любви, бывшая в обычае у первых христиан. Здесь это слово употребляется иронически в значении «дружеские посиделки». 130 Стихира (на «Господи воззвах» Недели о блудном сыне), которая входит в чин монашеского пострига. 135 Ср.: стихира на «Господи воззвах» Недели о блудном сыне (она же в чине пострига) «Познаим, братие, таинства силу». Само выражение принадлежит свт.  Григорию Богослову (См., напр.: Слово 1, на Пасху. Творения. М., 2010. С. 22). 139 Герасим Менайас. О нем см.: Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со Старцем Иосифом. М., 2012. С. 361–365. 144 Об истории монастыря Святого Сервия см.: Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского (ч. 4, гл. 15–17). М., 2003. С. 477–482. 146 См.: Там же. Слово 60: «Ибо, если в подвиге Господнем умрешь телесно, Сам Господь увенчает тебя и честным останкам твоим дарует Бог честь мучеников». 151 По всей видимости, речь идет о сочинении «Десятигласная Духодвижная Труба», которое включено в настоящее Собрание творений. 153 См. выше: тех, «кто подвизается и хранит свое тело чистым и ум не оскверненным нечистыми помыслами».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 17. О смиренном и многотерпеливом Никоне-черноризце Другой инок, именем Никон, был также взят в плен, и держали его в оковах. И пришел некто из Киева выкупить его. Но он не радел о том, хотя и был из знатных людей города. Христолюбец же тот, выкупив многих других пленников, возвратился домой. Услышавши об этом, родственники Никона со многим богатством пошли выкупать его. Инок же сказал им: «Не тратьте всуе богатства вашего. Если бы хотел господь, чтобы я был свободным, то не предал бы он меня в руки этих людей беззаконных и самых коварных во всей земле. Господь сказал: «Я предаю в плен и священников». Благое приняв от руки господней,— неужели не стерпим зла?» Родственники же, укоряя его, ушли, унося с собой большое богатство. Половцы же, видя, что не осуществилось их. желание, начали мучить инока без всякой милости. Три года каждый день издевались над ним и связывали его, бросали в огонь, резали ножами, с закованными руками и ногами оставляли под палящим солнцем, голодом и жаждой морили; так что он иногда день, иногда два и три оставался без всякой пищи. И за все это благодарил он бога и молился беспрестанно. Зимой же на снег и на мороз выбрасывали его. Все это делали окаянные половцы, чтобы он дал за себя большой выкуп. Он же сказал им: «Христос даром избавит меня от рук ваших; я уже получил извещение об этом: являлся мне брат мой, которого вы продали жидам на распятие. Осудятся они с сказавшими: «Возьми, возьми, распни его, кровь его на нас и на детях наших», — вы же, окаянные, вечно будете мучиться с Иудою, как предатели нечестивые и беззаконники. И вот что сказал мне святой Герасим: «Через три дня ты будешь в монастыре по молитвам святых Антония и Феодосия, и святых черноризцев, И всех, кто с ними». Услышав же это, половчанин подумал, что тот бежать хочет, и подрезал ему голени, чтобы он не убежал, и крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках сидели около него, — вдруг в шестом часу он сделался невидим, и все услыхали голос, произнесший с небес: «Хвалите господа!»

http://sedmitza.ru/lib/text/438071/

В царстве небесном, которому определил Бог открыться на земле, по слову Иисуса Христа, происходит тоже, что бывает с человеком, посеявшим доброе семя на поле своем. Когда люди спали, пришел враг Его, и посеял плевелы между пшеницею, и ушел. Где же это поле? Кто этот человек, сеющий доброе семя, и кто враг Его, сеющий плевелы между пшеницею? Поле, говорит Спаситель, есть мир, т. е. всякое человеческое сердце, способное к добрым и худым впечатлениям; а сеющий доброе семя есть Сын человеческий. Сыном человеческим Иисус Христос , который есть вместе и Сын Божий, называет Себя, к чести и утешению рода человеческого. Он, во днех плоти своея ( Евр.5,7 ), ходя по земле в виде смиренного человека, и не стыдясь быть вместе с мытарями и грешниками, сеял добро в сердце своих братий. Он же и ныне просвещает нас истинным светом, и вливает в нас истинную жизнь. Всякое доброе учение, наставление, обличение; все, что ведет к святости жизни; все, что очищает, подкрепляет и возвышает человека; – все это происходит от Него! Он есть Слово Отчее, чрез которое, Отец все сказанное Им сказал; и все, сотворенное Им, сотворил. Всякой, истинно просвещенный, просвещен Им; всякой, воодушевленный любовию к добру, воодушевлен Им; всякой, возрастший до Богоподобного совершенства, возращен и воспитан Им. Христос был, есть и будет истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Иоан.1,9 ). Он сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением, и искуплением ( 1Кор.1,30 ). Во все продолжение земной жизни, Он постоянно заботился о том, чтобы посеять доброе семя в сердцах учеников Своих. Он неутомимо старался насадить и укоренить в них святую веру и чистую любовь, и чрез то сделать их способными на великий подвиг всемирного просвещения. Напоследок, Он ниспослал им Духа свыше, Который воодушевлял их на все святое и доброе, и подкреплял их Божественною силою в борьбе с злобным миром. Впрочем, попечение Его не ограничивалось одними учениками: у Него были в виду и другие люди. Иисус готов был насадить все доброе и в расслабленные души Саддукеев, и в ожесточенные сердца Фарисеев. Он хотел бы собрать под сень своей веры всех чад Иерусалима, как птица собирает птенцов своих под крылья свои; но они не восхотели. Он сеял доброе семя сперва Сам; а после поручил ученикам Своим, чтобы они во всем мире сеяли слово Его. Идите, – сказал Он им по воскресении Своем, – научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам ( Матф.28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

«Вот я поставляю тебя, брат, строителем и управителем св. обители этой, и всей братии, собранной любовью к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как-то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе, и других монастырских обычаев, установленных мною; пусть все это будет целым и ненарушимым. Господь да направит стопы ваши к деланию заповедей своих, молитвами Пречистой Госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника своего преподобного Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется множество братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости». Сказав это братии, он целовал их в последний раз, всех благословил, с воздеянием рук молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе; наконец произнес: «мир вам!» Затем возведя очи свои горе молился: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда Ты придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам»; потом возлег на одр и предал душу свою Господу. Это было 17 апреля 1478 г. 26 С горьким плачем и скорбью погребла братия горячо любимого игумена за алтарем церкви Преображения Господня, где впоследствии было сооружено надгробие и поставлены святые иконы. Скоро осиротевшая братия ясно убедилась, что преподобный Зосима невидимо присутствует с ними и печется о них. Ученик его Герасим в один воскресный день, после утрени, видел его идущим от гробницы преподобного Савватия к своей. Оглянувшись, преподобный сказал: «подвизайся, чтобы получить награду за труды». В Великий Четверток, когда иноки подходили к принятию Святых Таин, преподобный Зосима сказал ему: «иди и ты причастись», и затем стоял у Св. Даров, пока причастились все.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доколе священник новозаветный будет заботиться о хлебе, к ущербу своему спасению? Доколе не надеется на Господа? Доколе прогневляет Господа и, чем больше Бог посылает, тем больше жалеет, тем больше боится оскудения? Злодейка плоть ужасно стоит за свои котлы египетские 133 и забывает Плоть и Кровь Божию и то, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим. 14, 17 ], что Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [ 1Кор. 6, 13 ]. Что за бессмысленная, за нелепая: и увлекает нового человека, по образу и подобию Божию, и отнимает у него и смысл, и сознание, веру, надежду и любовь! Будь проклят ты, ветхий, несмысленный, дьявольский человек! Вот доказательство, что я буду жить во времени и вечности, – Крест Господа моего: Он умер для того, чтобы я был жив вовеки; вот утеха моя – Крест и распятый на нем Бог мой! Вот доказательство, что Тот, Кто даровал мне вечную жизнь, не лишит меня всего потребного (как не лишал доселе сорок лет) для жизни временной, меня и присных моих. Щедроты Его велики зело 134 , могущество Его бесконечно, всеведение Его совершенно, премудрость бесконечна. Из-за меня, из-за моих грехов – моей жадности и скупости – беснуется духовный сын мой, купец Герасим Мурашов, притесняя жилицу свою Анну Андреевну, ибо я внутренно и иногда наружно побеждаюсь жадностию, жестокостию и придирчивостию, злобою к своим жильцам. Боже мой! Жадность, сластолюбие и сребролюбие разрывает узы родства и союз веры, уничтожает братство, поселяет в сердцах холодность, отчуждение, злобу, зависть, братоненавидение! Боже! Помилуй нас! Господи! Смягчи жестокое сердце духовного сына моего Герасима! Всех нас одинаково пожирают грехи и страсти, и все мы достойны сожаления, а не презрения взаимного. Если брат на твой привет неприветливо ответил тебе, не озлобляйся на него, как это бывает с тобою, и не считай его гордым, но войди в свое сердце и спроси себя: с подобающею ли любовию и смирением сам ты обошелся с ним, и если найдешь, что нет, то внутренно раскайся в своей к нему неискренности и скажи себе: я достоин был холодного обращения со мною брата потому, что я сам неискренно обошелся с ним. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [ Лк. 6, 31 ]. 26 сентября 1870 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010