Хмельницкий написал универсал, которым строго запрещал бунты и неповиновение, угрожал непослушным жестокою казнию и приказывал полковникам немедленно казнить всех, кто окажется виновным, а в пример другим приказал казнить в Киеве сделавших перед тем возмущение в Кальнике и убивших папа Лагевницкого. Но в то же время он обратился к воеводе вместе со своею старшиною и говорил: надобно соображаться с временем (служить часу). подымного пока не собирать, войску коронному отнюдь не подходить к линии, а панам можно оставаться в Украине только тем, которые уже прежде приехали сюда, в свои имения, и то тем только, которые не так важны, а можнейшим надобно поприудержаться, пока поспольство утихнет. Пусть присылают СВОИХ урядников, только непременно русских, с самым малым числом провожатых, а с подданными пусть обращаются как можно скромнее и дружелюбнее» 420 . Кисель должен был согласиться с доводами гетмана, но по своей привычке держаться средины в одно и то же время дружески советовался с Хмельницким и писал королю, что гораздо лучше взяться за оружие снова, чем иметь хлопов и не владеть ими, и просил только, чтоб когда начнется война, то дали бы ему тайно знать заранее, дабы он мог безопасно убраться из Украины и вывести оттуда дворянство под благовидным предлогом отъезда на сейм 421 . Хмельницкий со своими реестром отправил поспольство к королю. В письме своем к Яну Казимиру казацкий гетман изъявлял от имени своего казачества благодарность за утверждение зборовского договора, и заметил, что как на сейм не приняли митрополита, и поэтому не дали возможности прекратить религиозные недоумения, то казачество просит, чтоб по договору Зборовскому уния была непременно уничтожена, и все церкви, и церковные имения, которыми владеют униты по прежним королевским привилегиям, были, по смерти их, немедленно возвращены греческому духовенству, дабы не было отнюдь разъединения в православной вере 422 . Гетман поручал своим депутатам просить короля, чтоб все должности во всех русских областях были раздаваемы православным, чтобы паны приходящие в украинские поместья, являлись без военной ассистенции и обращались кротко с хлопами, причем замечалось, чтоб и киевский воевода не имел при себе ассистенции. Хмельницкий, сверх того, требовал, чтоб коронное войско не приближалось к линии, обозначавшей границы земли, уступленной по зборовскому договору казакам, наконец, он домогался выдачи своего врага Чаплинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Этот резидент был, как кажется, афинский игумен Даниил грек 375 . При Христине трудно было подвинуть шведов, потому что королева более любила литературу и греческую словесность, чем оружие; но когда, в 1654 году, она отказалась от престола и преемником ее сделался пылкий и предприимчивый герцог цвейбрикенский, Карл Густав, тогда возникло недоумение между польским и шведским кабинетами. Хмельницкий подущал Нового короля против своих врагов. По известию украинского летописца. Хмельницкий взял в плен двух офицеров ленной прусской пехоты в дрижипольской битве; они были родом шведы. Гетман увидел удобный случай через них отправить к шведскому двору депешу, потому что отправить ее чрез казацкое посольство было трудно: надобпо было послам ехать или чрез Польшу, где их могли поймать, или чрез Московское Государство где такое посольство возбудило бы подозрение царя. Гетман знал, что Карл Густав ищет предлога к войне и убеждал его напасть на Речь Посполитую, находящуюся в крайнем положении, обещал оказывать свое содействие к покорению Польши с тем, чтоб король, приготовляясь к такому замыслу, отправил послом в Украину генерала Вильгельма Карлуса, который ехал под видом купца чрез Московское Государство с подарками и граматою, в которой король уполномочивал его заключить условие с казаками. Хмельницкий постановил воевать взаимно Польшу и не мириться один без другого. Он послал королю трех турецких коней с богатым прибором, три янчарки, три буйволовых рога и три казацкие одежды вишневого бархата, украшенные жемчугом и золотом: одежды эти назывались шабельтасами и кулечницами 376 . Не трудно было королю шведскому начать войну. Он придрался к Яну Казимиру за употребление титула шведского. Война поведена была с успехом. Деморализованное польское войско в Великой Польше передалось неприятелю. 29-го июля, Познань со всею Великою Польшею отдались в подданство шведскому королю на условиях сохранения религиозных и гражданских прав. Варшава сдалась без боя. Мазовия присягнула победителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

— Почему это от тебя — правая? — возмутилась Лика. — Может быть, как раз… Девочки, не ссорь… — начала было Агния Львовна, примеряя туфли. — Ой, девочки, милые! Какие же они удобные и как раз мне по ноге! И косточки ничуть не жмет, и в подъеме в самый раз… Ну просто не туфли, а две колыбельки для ног! Спасибо вам, дорогие мои, вот угодили так угодили! — Слава Богу! Носи на здоровье, — пробасила Варвара — Носить тебе не сносить до самой смерти. — Что ты такое говоришь, Варежка! — ужаснулась Лика. — Да Агунюшка наша до смерти еще пять… нет, семь пар таких сносит! — Да я не о смерти, а о качестве. Ты взгляни на марку, Агния! — «Лондон». Да неужто и впрямь английские? — Похоже на то. Если это бренд, а не фейк. — Что-что? — не поняла Агния Львовна и с подо зрением поглядела на свою продвинутую подругу. — «Бренд» — это родная фирма, а «фейк» — базарная подделка под нее. Дешевка то есть. — Все-то ты знаешь, Варежка! — уважительно пропела Лика. — Но они же, наверно, страшно дорогие? — предположила Агния Львовна, любуясь своими зелеными ножками. — Да уж не китайское барахло какое-нибудь! Знаешь, сколько мы их искали? — Она меня замучила, — пожаловалась Лика. — Заставляла примерять, а для этого мне надо было таскать с собой вязаные носки и каждый раз их надевать — по два на каждую ногу, чтобы не ошибиться в размере — у тебя же нога и больше на два размера, и гораздо шире! — У Лики Казими ровны была необыкновенно маленькая ножка, прямо детская, чем она как начала гордиться в отрочестве, так и продолжала по сей день. Агния Львовна прошлась по комнате и остановилась перед зеркальным шкафом, с восторгом оглядывая зеленые туфли теперь уже в зеркале. — И каблучок имеется, и кантик кожаный… Знаете, мои милые, я, пожалуй, попробую в них ходить по улице: у меня уже сто лет не было такой удобной обуви! А дома можно и в старых тапочках походить, я их хорошо разносила. — Да ты что, Агуня! — ужаснулась Лика. — Мы потому и решили подарить тебе домашние туф ли, что на твои старые уже больно смотреть!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Илья Перфильев (?-?) в 1633 году из Якутского острога спустился вниз по Лене, первым прошёл на кочах вдоль побережья моря Лаптевых, в 1634 году открыл реку Яну, обследовал ее в нижнем течении, а вместе с ней – всю Яно-Индигирскую низменность и подробно описал открытые земли в донесении. Посник Иванов (?-?), основатель Вилюйска на Вилюе, Верхоянска на Яне и Зашиверска на Индигирке (от «шивер» – «порог»; процветавший когда-то город опустел в 1880-е гг. после эпидемии чёрной оспы, ныне на этом месте построена памятная часовня). В 1637 году с отрядом конных казаков перевалил через Верхоянский хребет, открыл верхнюю Яну, поставил Верхоянский острог, далее за месяц перевалил через хребет Черского – самую труднопроходимую горную систему Восточной Сибири, открыл верхнюю Индигирку, поставил на ней первое зимовье и почти бескровно «замирил» напавших на отряд юкагиров. Иван Иванович Ребров (?-1666) казачий пятидесятник. С отрядом служилых людей в 1637 году ходил по нижней Яне, открыл Янский залив, первым совершил плавание по Восточно-Сибирскому морю, первым прошёл проливом Дмитрия Лаптева, открыл устье реки Индигирки, поднялся по ней на 600 км, описал открытые земли между Леной и Индигиркой. С 1642 года занимал административные должности приказчика в районе рек Оленёк и Колыма, умело управлял подчинёнными и ладил с новоподданными эвенками и юкагирами. Михаил Васильевич Стадухин (?-1666), из поморов, родился в Сибири. Первопроходец самого северо-восточного угла Сибири – от Колымы до Анадыря (1645 – 1647 гг.), открыл и описал эти реки, основал Нижнеколымск. В 1651 году первым вышел сухим путём к северному побережью Охотского моря, открыл и описал реки Пенжину и Гижигу, первым из европейцев побывал на Камчатке. За 12 лет этот неутомимый исследователь прошёл более 13 тыс. км – больше любого землепроходца того века. Погиб вместе со всем своим отрядом в стычке с «немирными» аборигенами. Именем Стадухина названы улицы в Якутске и в пос. Зарянка на Колыме. Иван Юрьевич Москвитин (1603 – после 1647) во главе небольшого казачьего отряда в 1639 г. проделал труднейший 1200-километровый переход от Якутска вверх по рекам Алдан и Мая, преодолел хребет Джугджур, спустился по реке Улья и первым из европейцев вышел на западный берег Охотского моря, обследовав и описав около 1000 км его побережья и пройдя на юг до Сахалинского залива. Ему оставалось какие-то 100 км до устья большой реки Момур (Амур), о которой он слышал от местных племен и куда собрался отправиться на двух кочах, но встретив враждебное отношение гиляков (нивхов), рисковать малочисленным отрядом не стал. Его именем назван мыс в Охотском море, улицы в Томске и Московске, село в Амурской области; в Охотске ему установлен памятный знак, а на острове Большой Шантар в Хабаровском крае – стела.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

«По осени (1606 г.) приходили», пишет Патриарх Ермоген, «те богоотступники и разбойники и злые душегубцы и сквернители к Государевой вотчине, ко граду Твери; и в Тверском уезде служивых и всяких людей привели ко кресту сильно». Патриарх объясняет, что «велят целовать крест мертвому злодею... Сказывают его проклятого жива». (Акт. Археол. Экспед. т. 2, Правда, что сии мятежники были выгнаны отличным присутствием духа и беспримерным во всей Российской истории мужеством блаженного Тверского Архиепископа Феоктиста (Акт. Археол. Экспед. т. 2, и 58), но с этого времени Тверь принадлежала уже к числу городов, захваченных толпами второго самозванца, ибо из актов видно, что 1609 года июля 13-го князь Скопин-Шуйский приступил к Твери, «и острог взятьем взяли, и литовских людей многих побили, и топтали их и побивали по большой по Московской да по Осиповской дороге, на сорока верстах.... а достальные... сели в Твери, в осыпи, и я», пишет князь Скопин, «над ними промышляю». Вот эта грамата: Благословение Великого Господина преосвященного Филарета, Митрополита Ростовского и Ярославского, нареченного Патриарха Московского и всея Русии, великому господину пану Яну Петру Павловичу Сапеге, каштеляновичу Киевскому, старосте Усвятцкому и Керепецкому. Писал ты, господине, к нам, что в нашем патриаршестве, в Переславском уезде, в монастыре на Киржаче храм Блоговещения Пресвятей Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и тот деи храм от воинских людей разорен, и престол порушен и осквернен, и сосуды церковные поимаманы, и ныне деи в том храму божественные литургии служити нельзе и православным хрестьяном прибегнути негде, и многие деи боли умирают без причастья; и нам бы дати на освящение тому храму святый антиминс и благословити тот храм освящати. И мы о антиминсе писали, в Ростове, к протопопу с братиею, а велели им ждати от тебя присылки; и как ты, великий господин, пришлет к ним, в Ростов священника или дьякона, и мы тот святый антиминс велели протопопу с братьею дати тому священнику или дьякону, которого пришлешь, беспошлинно, тотчас, не замотчав; а о освящение писали есмя, в Юрьев Полской, к протопопу Моисею с братьею, и грамоту свою к нему о том послали за нашею печатью; и тот храм Блоговещения Святей Богородицы велели им освящати и божественную лнторгею соборне служити по правилам святых Апостол и святых Отец, и тое грамоту послали мы к тебе ж великому господину пану Яну Петру Павловичу Сопеге, каштеляновичу Киевскому, старосте Усвятцкому и Керепецкому, и ты б, господине, тое нашу грамоту, в Юрьев, к соборному протопопу Моисею с братьею послал, а святый антиминс, который к тебе привезут из Ростова, послал на Киржач и велел его отдать священником тое церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Бугров Владимир, Владимир 02 декабря 2009г. 16:27 Вопрос Григор.яну из Днепропетровска: Что было распято на кресте? (Не кто, ибо здесь ответ один у нас, а именно " что " ). Не отказывается ли Ваша организация отвечать на этот вопрос: «Армянская Церковь не говорит, что распялась божественная природа. Согласно христологии Армянской Церкви, распялся Сам Иисус Христос. Нельзя разделять природы Христа друг от друга. Ни та, ни другая природа Иисуса Христа никогда не действовали по отдельности " ? Не смешивает ли ААЦ понятия ипостаси и природы, сводя их лишь к частному и общему? Grigor_yan, Днепропетровск 02 декабря 2009г. 20:39 Владимиру из Владимира. Уважаемый Владимир, Ваши вопросы, суть следствие пристрастия не достаточно просвещенных сторонников греко-православия к псевдобогословскому (уж простите) словопрению. Видите ли, природа, даже тварная, не есть нечто само по себе субстанциональное, что можно было бы распять на Кресте. Если Вы представляете природу субстанционально, т.е. такую, которую можно узреть и потрогать в ее собственном виде, То это значит, что Вы мыслите по-несториански. Поскольку природа в ее бытии и есть ипостась, то веруя в распятую природу человека Христа, Вы исповедуете и две ипостаси. А если Вы веруете в одну Ипостась в которой находятся две природы, то это значит, что Вы сторонник доктрины оригениста Леонтия Византийского, которая именуется " воипостазированием " , и которую условно можно было бы назвать " христологическим футляризмом " . Веруя в две субстанциональные природы-субъекты действия и воления, находящиеся в безвольной и бездейственной ипостаси Христа, как в футляре, Вы являетесь футляристом, даже если Сами того не осознаете. А потому, я могу лишь подтвердить ту простую мысль, что ипостась и природа - это не нечто иносущное друг другу, находящееся в некоем взаимообщении, как А и Б. Всякая природа имеет бытие в реальности и зрится только как ипостась. Не существует некоей отличаемой от человека природы человека, а потому, на Кресте был распят Сам Христос, т.е. Богочеловеческая Ипостась, в которой две природы явлены в непостижимом, нерасторжимом и несмешанном единстве.

http://bogoslov.ru/article/510783

Тем временем значительная часть епископов Киевской митрополии, недовольная действиями М. и обеспокоенная враждебными выступлениями братств, начала переговоры с кор. Сигизмундом III о заключении унии с католич. Церковью. К 1594 г. дело зашло столь далеко, что на съезде епископов в Сокале в июне были подготовлены «артикулы», содержавшие условия буд. унии, а затем последовали офиц. обращения участников съезда к королю и канцлеру Яну Замойскому. Определенным препятствием к осуществлению этих планов стало то, что в переговорах не принимал участие М.- офиц. глава Киевской митрополии. Вопрос этот обсуждался на встрече в Торчине в дек. 1594 г. Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого) и Владимиро-Волынского еп. Ипатия (Потея) с католич. Луцким еп. Б. Мацеёвским , представлявшим на встрече духовные и светские власти Речи Посполитой. Мацеёвский говорил, что заключение унии позволит митрополиту укрепить свою власть над клиром, а доходы увеличатся, когда под его управление будет передан Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ) с его огромными владениями. Очевидно, такие обещания должны были убедить М. присоединиться к епископам - сторонникам унии. Задачу убедить М. взял на себя Ипатий (Потей). В письмах в янв.-февр. 1595 г. он сообщил М. о том, что большая часть епископов уже решилась на заключение унии, а от вост. патриархов нельзя ожидать к.-л. помощи; кроме того, власти Речи Посполитой с ними не считаются. По-видимому, в нач. 1595 г. М. присоединился к сторонникам унии и направил офиц. обращение с выражением такого желания канцлеру Я. Замойскому. В Варшаве приняли меры по обеспечению обещанного М. вознаграждения: 4 марта 1595 г. датирована булла папы Римского Климента VIII , по к-рой Киево-Печерский мон-рь должен быть передан Киевским митрополитам, находящимся в унии с Римом. Вместе с тем есть основание полагать, что решение о присоединении к униат. движению М. не рассматривал как окончательное. Когда Александрийский патриарх Мелетий Пигас отправил на Русь своего племянника и доверенное лицо Кирилла Лукариса (см. Кирилл I Лукарис ), М. в марте 1595 г. поставил его архимандритом виленского во имя Святой Троицы монастыря .

http://pravenc.ru/text/2563650.html

  – Кто присутствовал на встрече с Патриархом Варфоломеем? – Были консул Греции, митрополит Германос, митрополит Австрийский Михаил, архимандриты, священники, прихожане. – Любовь Афанасьева из Югорска поблагодарила Патриарха Варфоломея за его молитвы, попросила его святого благословения и подарила от имени детей рисунки и другие небольшие подарки, а также написанную Вами книгу о судьбах детей из России и Украины. – Когда Яна Павлючок, фото которой украшает обложку этой книги, подошла к Патриарху Варфоломею, он сказал: «На фотографии ты красивая, но в жизни красивее. Мы все благодарим Бога и как подарок воспринимаем такие встречи друг с другом. Мы встречаемся во имя Его. Я уверен, что вы хорошо проведете время в Греции – и взрослые, и дети. И на следующий год приезжайте снова». После общей фотографии все дети хором спели Патриарху «Многая лета». – Совсем недавно Вы проводили детей из Югорска и поселка Алябьевский и скоро увидите их вновь. – Да, я хочу навестить и этих, и других детей, которые приезжали к нам раньше, хочу встретиться с Еленой Дмитриевной Черпалюк и Оксаной Анатольевной Ряпосовой, руководителями группы детей из Сибири, а также с Валентиной Адамовной Греховой, руководителем театральной студии «Горячие сердца». Именно со встречи с ней и ее подопечными в 2003 году началось мое знакомство с ребятами из Сибири. В этом году она не смогла приехать из-за болезни. Кроме того, я заберу на учебу в Грецию ту самую Яну, фото которой украшает мою книгу. Она и еще 6 человек приглашены мною учиться в Афинах. Сначала они будут учить греческий язык, а потом смогут получить высшее образование по одной из специальностей, которую укажут в своем заявлении. В настоящее время за счет средств монастыря Сагмата в Греции учатся и другие юноши и девушки из России и Украины. Жилье в Афинах снимает для них монастырь, куда они приезжают на выходные. – Говорят, что во время лагерной смены Вы обычно возите мальчиков на святую гору Афон, где в русском монастыре святого Великомученика и Целителя Пантелеимона находятся его святые мощи.

http://pravmir.ru/arximandrit-nektarij-a...

Ваше высказывание " антимонофизитская истерия " лишний раз свид. о том, что армяне - моноизиты, Вы своими же устами это подтвердили. Grigor_yan, Днепропетровск 04 декабря 2009г. 16:20 Гражданин Смбат, Стамбул, я бы мог Вам ответить на Ваш выпад против меня лично, и против Святой Армянской Церкви, только этот многоуважаемый сайт не место для разборок с впавшими в антиармянскую истерию ренегатами. У меня даже есть серьезные сомнения на тот счет, что Вы вообще армянин. Дело в том, что я уже встречал людей, которые в Интернет-сети под армянскими именами устраивали провокации против ААЦ и устраивали скандалы. Все что Вы пишите, лишь груда пустых фраз с претензией на знание предмета, а количество приводимых имен, видимо должно было всем внушить мысль о неопровержимости того, что говорите. Видите ли, я ведь не случайно имею отношение к организации " Христиане против ключничества и самосвятства " , значит я повидал таких как Вы " знатоков " . Желаю Вам вспомнить, что христианство - это не истерика от избытка самомнения, а Любовь и Вера, уподобленная детской. Пусть Всемилостивый Господь успокоит Ваше мятущееся сердце и Вы таки осознаете, что Святая Армянская Церковь ничуть не пострадает от выпадов против нее. Согласитесь, что за 2000 лет ее существования были у нее враги и по могущественее Вас. :) Grigor_yan, Днепропетровск 04 декабря 2009г. 17:00 Кстати, кому интересны армяне-халкидониты, то вот короткая справка - Бугров Владимир, Владимир 04 декабря 2009г. 17:58 Ответ Григор.яну: 1. Конечно, природа всегда существует в ипостасях. Да, я верую в две природы в Одной Ипостаси Христа. И не считаю это «футляризмом», лишающим Господа воли. Το θελημα по-гречески означает воля, желание. Разве не два желания отчетливо проявлялись во Христе во время Гефсиманского борения? Если во Христе только одно желание, то в чём Его подвиг, что Он преодолевал в таком случае? Третьего желания во Христе, присущего лишь Ему как отдельной Ипостаси нет. Конечно, это не означает, что Ипостась Христа была лишь безвольным зрителем, наблюдающим за происходящими в Ней процессами. Ибо ипостась это не сторонний наблюдатель или «футляр», т. е. некая надбавка к природе, как Вы сами это понимаете, но, напротив, природа существует только в ипостасях. И это не означает отсутствие выбора у Господа, просто Он как Бог свой выбор сделал от века.

http://bogoslov.ru/article/510783

Особое внимание И. уделяет внешнему виду священнослужителей и поведению в общественных местах как важнейшим показателям их социального статуса. И. писал, что в прежние годы мн. священнослужители внешне ничем не отличались от крестьян, из-за чего землевладельцы презирали православных клириков, а католическое духовенство их высмеивало. Епископ требует, чтобы духовные лица были опрятно одеты, носили дорогие одежду и обувь. Если священники будут иметь дорогую одежду, то они будут выглядеть «пристойне станови своему духовному» и будут похожи больше на «панов», чем на крестьян. Тогда и прихожане и «паны» будут уважать священнослужителей как «благородных и честных». И. строго запрещает клирикам ходить в «постолах» (лаптях), за этот проступок виновные должны привлекаться к церковному суду «през инсигаторов духовных». (И. Франко отметил, что повеление И. священнослужителям брать пример с «панов» противоположно заветам другого уроженца Галичины - Иоанна (Вишенского) , призывавшего православное духовенство и мирян к аскетизму как к способу сохранить Православие и национальную идентичность в условиях гонений.) О высоком социальном статусе («благородстве») священнослужителя, по мнению И., свидетельствует также умение говорить проповеди. Епископ предписывает произносить поучения в храмах в воскресенья и в праздники. Проповедь должна быть посвящена духовным темам и не должна содержать «басни» или шутки. И. рекомендует объяснять прихожанам Символ веры, ангельское приветствие Богородице, другие молитвы, но лучше всего читать им «учительные и богодухновенные книги», в частности труд И. «Зерцало...» («...от мене вам умыслне для духовной забавы и науки выданную в уневской друкарне книжку, названную Зверцадло»). «Метрику...» завершают публикация священнической присяги с кратким объяснением и похвала И. кор. Яну Собескому, давшему привилей на открытие Львовской типографии, в к-рой была напечатана книга. И. отмечает, что вырученные от продажи «Метрики...» деньги пойдут на содержание типографии.

http://pravenc.ru/text/578563.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010